Шарль Ренувье
Шарль Ренувье | |
---|---|
![]() Шарль Ренувье в 1883 году. | |
Рожденный | |
Умер | 1 сентября 1903 г. | (88 лет)
Альма-матер | Политехническая школа |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | Критическая философия [1] |
Основные интересы | Метафизика |
Известные идеи | Неокритицизм , ухрония |
Шарль Бернар Ренувье (англ. Французский: [ʁənuvje] ; 1 января 1815 — 1 сентября 1903) — французский философ . Он считал себя « Сведенборгом истории», который стремился обновить философию кантовского либерализма и индивидуализма с учетом социально-экономических реалий конца девятнадцатого века и оказал влияние на социологический метод Эмиля Дюркгейма . [3] [4] [5]
Биография
[ редактировать ]Ренувье родился в Монпелье и получил образование в Париже в Политехнической школе . Он рано проявил интерес к политике , но никогда не занимал государственных должностей, проводя время за писательством вдали от общественного внимания. [6]
Философия
[ редактировать ]Ренувье был первым французским философом после Николя Мальбранша, сформулировавшим полную идеалистическую систему , и оказал огромное влияние на развитие французской мысли. Его система основана на системе Иммануила Канта . [7] как указывает выбранный им термин « неокритицизм »; но это скорее трансформация, чем продолжение кантианства. [6]
Двумя ведущими идеями являются неприязнь к «непознаваемому» во всех его формах и опора на достоверность личного опыта. [6] Первое объясняет принятие Ренувье феноменализма Канта в сочетании с отказом от вещи в себе . Это также объясняет его полемику, с одной стороны, против субстанциальной души, буддийского Абсолюта, бесконечной духовной субстанции; с другой стороны, против не менее загадочного материального или динамического субстрата, с помощью которого натуралистический монизм объясняет мир. Он утверждает, что не существует ничего, кроме представлений, которые не являются просто сенсационными и имеют объективный аспект не меньше, чем субъективный. Чтобы объяснить формальную организацию нашего опыта, Ренувье использует модифицированную версию кантовских категорий. [6]
Настойчивое утверждение значимости личного опыта приводит Ренувье к еще более важному расхождению с Кантом в его трактовке воли . Свобода , говорит он, в гораздо более широком смысле, чем Кант, является фундаментальной характеристикой человека. Человеческая свобода действует в феноменальной , а не воображаемой ноуменальной сфере. Вера не просто интеллектуальна , она определяется актом воли, утверждающим то, что мы считаем морально хорошим. [6]
По своим религиозным взглядам Ренувье значительно приближается к Готфриду Лейбницу . Он считает, что мы рационально обоснованно утверждаем человеческое бессмертие и существование конечного Бога, который должен быть конституционным правителем, но не деспотом над душами людей. Тем не менее он считает атеизм предпочтительнее веры в бесконечное Божество. [6]
Неприязнь Ренувье к непознаваемому также побудила его ополчиться против идеи актуальной бесконечности . Он считал, что бесконечная сумма должна быть именем чего-то неполного. Если начать считать «раз, два, три…», никогда не наступит момент, когда можно будет кричать « бесконечность »! С неокритической точки зрения бесконечность — это проект, а не факт.
Ренувье оказал большое влияние на мысль американского психолога и философа Уильяма Джеймса . Джеймс писал, что «если бы не решающее впечатление, произведенное на меня в 1870-х годах его мастерской защитой плюрализма , я, возможно, никогда бы не освободился от монистического суеверия, в котором я вырос».
Работает
[ редактировать ]- Очерки общей критики (1854–64).
- Моральная наука [8] (1869)
- Ухрония (1876)
- Как я пришел к такому выводу (1885)
- Очерк систематической классификации философских учений (1885–86).
- Аналитическая философия истории (1896–97).
- Новая монадология (1899)
- История и решение метафизических проблем (1901 г.)
- Виктор Гюго : Поэт (1893)
- Виктор Гюго: Философ (1900)
- Дилеммы чистой метафизики [8] (1901)
- Персонализм (1903)
- Критика учения Канта [8] (1906)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джон И. Брукс, Эклектичное наследие: академическая философия и гуманитарные науки во Франции девятнадцатого века , University of Delaware Press, 1998, стр. 150.
- ^ "Герберт Спенсер и Шарль Ренувье"
- ^ Гиненс, Раф; Розенблатт, Хелена (2012). Французский либерализм от Монтескье до наших дней . Издательство Кембриджского университета. п. 239.
- ^ Фергюсон, Найл (2008). Виртуальная история: альтернативы и контрфакты . Основные книги. п. 9.
- ^ Джонс, Роберт Алан (2005). Тайна тотема: религия и общество от МакЛеннана до Фрейда . Издательство Колумбийского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ренувье, Шарль Бернар ». Британская энциклопедия . Том. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 102. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Тернер, Уильям (1910). . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Jump up to: а б с «Завершенные философские тексты» . на сайте ac-nancy-metz.fr. Архивировано из оригинала 4 декабря 2004 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Эммануэль Каррер : Берингов пролив . ПОЛ, Париж, 1986.
- Пол К. Алкон: Истоки футуристической фантастики . Издательство Университета Джорджии, 1987.
- Бернард Дж. Взгляды: как я пришел к этому выводу: философские мемуары . Перевод на английский книги Ренувье « Как я пришел к такому выводу». Издательство ЮБК, 2011.
- 1815 рождений
- 1903 смерти
- Французские философы XIX века
- Критические теоретики
- Выпускники Политехнической школы
- Французские эпистемологи
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Историки философии
- Идеалисты
- Кантианские философы
- Метафилософы
- Мистики XIX века
- Онтологи
- Писатели из Монпелье
- Феноменологи
- Французские философы истории
- Философы литературы
- Философы разума
- Французские философы науки
- Философы времени
- Рационалисты