Диспут Тортосы
Эта статья написана как рассказ . ( июнь 2009 г. ) |
— Тортосский диспут один из знаменитых упорядоченных диспутов между христианами и евреями средневековья , проходивший в 1413–1414 годах в городе Тортоса , Каталония , Корона Арагона (часть современной Испании). Согласно Еврейской энциклопедии, это была не свободная и подлинная дискуссия , а попытка христиан навязать евреям обращение . [1] [2]
Среди участников с еврейской стороны были Профиат Дюран и Йосеф Альбо, а также другие ученые- раввины, такие как Моше бен Аббас и Аструк ха-Леви . Каждый из них был представителем разного сообщества. Винсент Феррер , позже канонизированный, был важным участником христианской стороны. В результате диспутов в мае 1415 года папская булла запретила изучение Талмуда и подвергла евреев всякого рода унижениям. [3] [1]
Фон
[ редактировать ]Инициатором диспута и представителем христиан был личный врач антипапы еврей- христианин , новообращенный Джеронимо де Санта-Фе . После своего обращения в христианство он подарил антипапе Бенедикту XIII сочинение, содержащее темы для споров со своими бывшими единоверцами. Стареющий антипапа, который радовался религиозным дебатам, ухватился за возможность вовлечь евреев в диспут. Король Арагонский Фердинанд I не стоял на его пути, и в 1413 году различным еврейским общинам были разосланы письма с приглашениями. Попытки евреев освободиться от этого не увенчались успехом.
Еврейские представители находились в значительно невыгодном положении — в то время как Нахманиду на диспуте в Барселоне и еврейским представителям на диспуте в Париже был предоставлен иммунитет, «каждая попытка евреев ответить на христианские обвинения встречалась с угрозой обвинения в ереси». ". [4] Спор не был свободной дискуссией между двумя сторонами, а принял форму пропагандистской атаки христианской стороны на евреев, в том числе с использованием психологического давления в форме запугивания и угроз. [5]
Слушания
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2023 г. ) |
Начало
[ редактировать ]В начале диспута 7 февраля 1413 года Джеронимо изложил основные положения дебатов и запрет, возложенный на евреев, создавать какие-либо трудности христианству в ходе диспута. По его словам, поскольку иудейская вера близка христианской вере и поскольку Папа считает евреев «потерянными ягнятами», он стремится вернуть их Богу больше, чем он стремится сделать это с верующими в исламе . Главный оратор среди еврейских мудрецов выбирался поочередно каждый день. Они находились в состоянии сильного стресса, и временами, когда они возвращались в отведенное им место жительства, вспыхивали споры по поводу полученных ими ответов. Последнее слово всегда оставалось за их оппонентом.
Джеронимо подчеркивал отрывки из Мидраша, согласно которым Мессия уже пришел. К ним относятся отрывок, в котором день рождения Мессии идентифицируется как день разрушения Второго Храма , и утверждение Талмуда о том, что мир просуществует 6000 лет, из которых последние две тысячи будут Мессианским веком . Он также использовал мидраш Песикты , в котором говорится, что Мессия пострадает.
Евреи ответили комментарием к мидрашим, который опирался как на поверхностное ( пешат ), так и на сравнительное значение ( драш ), чтобы устранить мессианское жало. Они также повторили заявление Нахманида в его собственном диспуте о том, что он не обязан верить в Агаду , что побудило Джеронимо изобразить их еретиками по их собственной религии. Евреи также указывали, что в любом случае вера в Мессию не является основой иудаизма. Этот пункт должен был появиться в явной и расширенной форме в Сефер ха-Иккарим («Книга фундаментальных принципов»), которую Йосеф Альбо написал после диспута.
Джеронимо также использовал мидраши, опубликованные Рамоном Марти в его книге Pugio Fidei . Евреи заявили, что это мошеннические подделки, и потребовали, чтобы им представили оригинал еврейской рукописи, в которой фигурируют мидраши, но это требование не было удовлетворено. Вопрос о том, были ли мидраши, предложенные Марти, действительно подделками, вызывает споры среди ученых.
После двухнедельного обсуждения глава Доминиканского ордена подвел итоги, заявив, что победа христиан очевидна и что собственными мидрашимами евреев достоверно доказано, что Мессия уже пришел. Таким образом, существовало две возможности: либо еврейские представители не высказали всего своего мнения, либо у них нет ответа. Папа подвел итоги и сказал, что, поскольку евреи время от времени меняют свои слова, лучше было бы вести диспут в письменной форме. Таким образом, диспут продолжался путем чтения письменных меморандумов в течение марта и апреля.
Евреи потребовали свободных дебатов, но им сказали, что они не на дебатах, а на собрании для идеологической обработки и внушения. Когда они сказали, что учитель должен учитывать пожелания ученика, им ответили, что они не заинтересованы в идеологической обработке их, а только еврейских масс. Чтобы недооценить себя, мудрецы говорили, что с ними могут случиться ошибки и заблуждения, но Закон Моисея вечен.
Джеронимо настаивал на том, чтобы снова и снова использовать мидраши из Кинжала Веры и воздерживаться, когда его просили показать рукопись, в которой они появляются.
Второй этап
[ редактировать ]Начиная с мая, дискуссия сосредоточилась на том, что должен совершить Мессия. Евреи утверждали, что он должен вывести народ Израиля из диаспоры и восстановить Храм в Иерусалиме – чего Иисус не делал. Главными тезисами евреев были: диаспора все еще существует, даже христианство не распространилось повсюду, народы воюют друг с другом, мира во всем мире нет, и люди продолжают грешить . В любом случае, Искупление Израиля должно быть искуплением евреев, а этого, конечно же, не произошло. Язычников нельзя называть «Израилем» (в отличие от позиции Церкви ).
Христиане настойчиво доказывали, что в самих мидрашах можно увидеть, что искупление, принесенное Мессией, является духовным, то есть искуплением Человека и освобождением душ из Ада . Евреи ответили, что для искупления душ нет необходимости в мессии: соблюдающие заповеди в каждом поколении достигают спасения в загробной жизни без мессии.
Темой, обсуждаемой в диспуте, является будущая отмена жертвоприношений . Джеронимо утверждал, используя среди других источников знаменитое высказывание Маймонида , что жертвоприношения являются психологической заменой язычества и что жертвоприношения в конечном итоге будут отменены. Евреи утверждали, что жертвоприношения будут сохраняться и в Мессианскую эпоху и что помимо рациональных объяснений для них существуют и мистические.
Еврейские религиозные лидеры яростно отвергли утверждение о том, что их отказ принять религию Иисуса является причиной продления изгнания, поскольку, если бы они приняли исламскую религию и обратились к таким народам, как османы , они также были бы освобождены. из рабства.
Третий этап
[ редактировать ]В период с августа по ноябрь в дискуссиях наступил перерыв, и новая серия встреч началась фактически только 8 января 1414 года. Только трое из еврейских лидеров согласились продолжить. Раввин Йосеф Альбо попросил вернуться домой, но в итоге остался в городе.
Евреи заявили, что христиане странно используют мидраши. Даже своими рассуждениями, согласно которым мидраши указывают на то, что Мессия уже пришел, они, конечно, не указывают на то, что он пришел во времена Иисуса. Если да, то как их можно использовать для доказательства истинности христианства?
Христиане ответили, что они действительно не обязаны верить в мидраши, но евреи, которые в них верят, должны сделать из них вывод, что Мессия уже родился. Евреи снова объяснили, почему, по их мнению, в этом утверждении нет логики.
В ходе дискуссии о доктрине Мессии Астрюк ха-Леви подчеркнул, что слово «мессия» в его еврейском и христианском значениях совершенно различно. Таким образом, по его словам, между евреями и христианами нет разногласий по вопросу о его пришествии, скорее споры ведутся о том, чем на самом деле является мессия. После этого он свел на нет значение дебатов. Неудача в дебатах не может доказать несостоятельность веры, а только неспособность спорящего. Еврейские религиозные лидеры находятся далеко от своих домов и из-за этого теряют свое имущество, а их семьям наносится вред. Их положение настолько деградировало, что не нужно большой мудрости, чтобы обсуждать их в таких условиях.
Джеронимо ответил, что их испуганное и испуганное поведение само по себе доказывает, что их вера неистинна, ибо об истинной вере сказано в Библии : «Я и возвещу свидетельства Твои пред царями, и не постыжусь» (Пс. 119:46). Спор о вере необходим, и еврейские лидеры должны дать отчет о Торе, которой они учат.
Затем Зерахия ха-Леви подчеркнул, что вера в Мессию является принципом веры, согласно которому следует интерпретировать мидраши. Таким образом, он отверг попытку привести аргументы против принципа Мессии на основе мидраша, поскольку интерпретация должна использовать принцип веры для разъяснения мидраша, а не наоборот.
В апреле Джеронимо подвел итоги спора в соответствии со своим собственным пониманием и, таким образом, завершил дискуссию по вопросу о Мессии.
Дебаты по поводу Талмуда
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2023 г. ) |
Дискуссия перешла к новой теме, вокруг которой вращался более ранний Парижский диспут 1240 года: «ошибки, ереси, осквернения и богохульства против христианской религии», обнаруженные в Талмуде . В этот момент евреи, видимо, решили, что им лучше промолчать, и заявили, что хотя они и убеждены, что мудрецы Талмуда знали бы, как защитить свои слова, они не знают, как это сделать. Йосеф Альбо и Зерахия Ха-Леви не участвовали в этом общении и согласились ответить, но их ответы неизвестны.
Джеронимо потребовал сжечь Талмуд. Спор о сочинениях Маймонида , завершившийся сожжением его книг, он использовал для оправдания сожжения книги, даже если лишь малая ее часть является еретической.
Похоже, что большинство еврейских религиозных лидеров пришли к выводу, что продолжение диспута повлечет за собой тяжелую цену и что вред, нанесенный их отсутствием их общинам и семьям, был невыносимым, поэтому они решили положить ему конец любой ценой. Неизвестно, что сказали в оставшейся части те из них, кто решил продолжить, и в декабре 1414 года диспут был официально завершен.
Результаты
[ редактировать ]Бенедикт заявил о своей победе и дал указание передать все книги Талмуда его чиновникам для цензуры . Принудительное обращение евреев продолжалось, хотя официальной поддержки оно не получало. Однако евреи, которых принудили принять христианство, могли, если пожелают, вернуться к своей религии. [6] Винсент Феррер проходил через общины и заставлял евреев слушать его проповеди, а затем в 1416 году отправился в поход на север, во Францию; в том же году новый король Альфонсо V взошел на трон в Арагоне и впоследствии отменил все антиеврейские законы эпохи Феррера, твердо защищая евреев и конверсос с самого начала своего правления и отвергая все нападения на них. [7]
Большая часть ущерба, нанесенного в результате спора, была нанесена моральному духу. Еврейству Арагона был нанесен тяжелый удар, и многие из его сановников и богатых людей обратились в христианство. Было ощущение, что евреям пришлось больше всего в противостоянии с Джеронимо. После этого Исаак Абрабанель раскритиковал слабость аргументов, выдвинутых еврейскими религиозными лидерами: [8] но похоже, что под давлением их возможности добиться успеха были более ограниченными.
См. также
[ редактировать ]- Диспут Барселоны (1263 г.)
- Парижский диспут (1240 г.)
- История евреев в Испании
- Конверсо
- Маррано
- Крестный отец
- Кровавый навет Шираза, 1910 г.
- Христианство и иудаизм
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бен Йехудим ле-Ноцрим: Йехудим Те-Ноцрим бе-Маарав Европа ад решит ха-ет ха-Хадаша , Тель-Авив: ха-Университет ха-петуха, c1993–1998. Том. 3 и 5. ISBN 965-06-0068-X и ISBN 965-06-0394-8
- Бобишон, Филипп, Йосеф Альбо, Сефер ха-Иккарим [«Книга принципов»], III, 25: Глава иудео-христианского противоречия в Испании XV века (перевод текста на иврит, комментарии) , Мадрид, CSIC, 2015 онлайн
- Ласкер, Дэниел Дж., Еврейская философская полемика против христианства в средние века , Нью-Йорк, 1977 г. ISBN 1-904113-51-6
- Маккоби, Хайам, Иудаизм на суде: еврейско-христианские диспуты в средние века , Библиотека еврейской цивилизации Литтмана, 1993. ISBN 1-874774-16-1
- Раушенбах, Сина, «Иосиф Альбо, Мессия и спор Тортосы». В: Средневековые формы аргументации: диспуты и дебаты . Под редакцией Джорджианы Донавин, Кэрол Постер и Ричарда Утца. Юджин, Орегон: Wipf & Stock, 2002. стр. 53–66.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «СПОРЫ» . jewishencyclepedia.com . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Бен-Сассон, Хаим Гилель. «ДИСПУРСЫ И ПОЛЕМИКА» . jewishvirtuallibrary.org . Группа Гейл . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Грец, LC VIII. 116, 406
- ^ Мадлен Пелнер Косман и Линда Гейл Джонс (2008). Справочник жизни в средневековом мире. Издательство информационной базы.
- ^ Бейнарт, Хаим (2008). «Тортоса, Диспут» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 21 июня 2009 г.
- ^ Камен, Генри (23 ноября 2000 г.). Испанская инквизиция: исторический обзор . Издательская группа «Орион» . п. 10. ISBN 0-297-81719-1 .
- ^ Стоун, с. 14.
- ^ Альбо, Джозеф, его своеобразная терминология . Еврейская энциклопедия. 1906. 24 августа 2014 г. [последнее обновление]