Средневековые исследования
Средневековье – это академическое междисциплинарное исследование Средневековья . Историк , занимающийся медиевистикой, называется медиевистом .
Институциональное развитие
[ редактировать ]Термин «медиевические исследования» начал использоваться учеными в первые десятилетия двадцатого века, первоначально в названиях таких книг, как « Г.Г. Коултона » Десять средневековых исследований (1906), чтобы подчеркнуть более междисциплинарный подход к историческому предмету. Важным шагом в институционализации этой области стало основание Средневековой (ныне Средневековой) Академии Америки в 1925 году. [1] [2] [3] В американских и европейских университетах термин « медиевистика» обеспечил целостную идентичность центрам, состоящим из ученых из различных дисциплин, включая археологию, историю искусства, архитектуру, историю, литературу и лингвистику. Институт средневековых исследований Колледжа Св. Михаила Университета Торонто стал первым центром такого типа в 1929 году; [4] сейчас это Папский институт средневековых исследований (PIMS) и часть Университета Торонто . Вскоре за ним последовал Институт средневековья при Университете Нотр-Дам в Индиане, который был основан в 1946 году, но корни которого уходят корнями в создание Программы исследований Средневековья в 1933 году. [5] Как и многие ранние программы в римско-католических учреждениях, она черпала свои силы в возрождении средневековой схоластической философии такими учеными, как Этьен Жильсон и Жак Маритен , оба из которых регулярно посещали университет в 1930-х и 1940-х годах.
Этим учреждениям в Соединенном Королевстве предшествовало создание в 1927 году своеобразного факультета англосаксонского, норвежского и кельтского языков в Кембриджском университете . Хотя англосаксонский, норвежский и кельтский языки были ограничены географически (Британскими островами и Скандинавией ) и хронологически (в основном ранним средневековьем ), они способствовали междисциплинарности, характерной для средневековых исследований, и многие из их выпускников были вовлечены в более позднее развитие средневековых исследований. Программы обучения в других частях Великобритании. [6] Примерно в то же время, когда были основаны первые североамериканские институты изучения средневековья, в Великобритании возникло несколько научных обществ с аналогичными полномочиями, в том числе Оксфордское общество по изучению средневековых языков и литературы (1932 г.) и его ответвление Манчестерское средневековое общество. Общество (1933). [7] : 112–13
В связи с расширением университетов в конце 1960-х и начале 1970-х годов, стимулировавшим междисциплинарное сотрудничество, центры, подобные (и частично вдохновленные) Папским институтом средневековых исследований Торонто, были созданы в Англии в Университете Рединга (1965 г.), Университете Лидса (1967 г.) и ( в Йоркском университете 1968 г.) и в США в Фордхэмском университете (1971 г.). [8] [7] : 112–13
В 1990-е годы произошла новая волна оснований исследований Средневековья, отчасти вызванная динамизмом, привнесенным в эту область благодаря охвату постмодернистской мысли и связанному с этим подъему неосредневековья в популярной культуре . [9] [7] : 134–36 Сюда входили центры Королевского колледжа Лондона (1988 г.), [10] ( Бристольский университет 1994 г.), Сиднейский университет (1997 г.) [11] и Бангорский университет (2005 г.), [8] и слияние секций средневековой истории и средневекового языка и литературы Британской академии в создание секции средневековых исследований. [12] : 1
Исследования Средневековья поддерживаются рядом ежегодных международных конференций, которые объединяют тысячи профессиональных медиевистов, включая Международный конгресс по изучению Средневековья в Каламазу , штат Мичиган , США , и Международный конгресс по Средневековью в Университете Лидса . [13] Существует ряд журналов, посвященных медиевистике, в том числе: Speculum (орган Средневековой академии Америки, основанный в 1925 году и базирующийся в Кембридже, штат Массачусетс ), Medium Ævum (журнал Общества изучения средневековых языков и литературы). , основанный в 1932 году), Medieval Studies (базирующийся в Папском институте средневековых исследований и основанный в 1939 году), Mediaevalia , Comitatus , Viator , Traditio , Medieval Worlds и Journal of Medieval History . [14] [7] : 112, 121 с. 81
Другая часть инфраструктуры области — Международная средневековая библиография . [15] [16]
Историографическое развитие
[ редактировать ]Термин «Средние века» впервые стал использоваться в англоязычных историках в начале девятнадцатого века. Книга Генри Халлама 1818 «Взгляд на состояние Европы в средние века» года рассматривалась как ключевой этап в продвижении этого термина, наряду с Раскина 1853 года «Лекциями по архитектуре» . [17] [18] Соответственно, термин «медиевист» был придуман англоговорящими людьми в середине девятнадцатого века. [19]
Концепция Средневековья была впервые разработана гуманистами эпохи Возрождения как средство определения своей эпохи как новой и отличной от того, что было раньше — будь то обновление классической античности ( Ренессанс ) или то, что стало называться современностью . [9] : 678–79 XIX века Это дало ученым -романтикам , в частности, интеллектуальную свободу представлять Средние века как антимодернистскую утопию – будь то место, где можно ностальгически фантазировать о более консервативном, религиозном и иерархическом прошлом или о более эгалитарном, красивом и иерархическом прошлом. невинный. [9] : 678–81
Европейское исследование средневекового прошлого характеризовалось в девятнадцатом и начале двадцатого веков романтическим национализмом , поскольку возникающие национальные государства стремились узаконить новые политические образования, заявляя, что они уходят корнями в далекое прошлое. [20] Самым важным примером такого использования Средневековья было национальное строительство, сопровождавшее объединение Германии . [21] [22] [23] Нарративы, которые представляли нации Европы модернизирующимися, опираясь на свое средневековое наследие и развиваясь за его пределами, также были важными аспектами, подкрепляющими оправдания европейского колониализма и империализма в эпоху Нового Империализма . Ученые средневековой эпохи в Соединенных Штатах также использовали эти концепции для оправдания своей экспансии на запад через североамериканский континент. Эти колониалистические и империалистические связи означали, что медиевистические исследования в XIX и XX веках сыграли роль в возникновении идеи превосходства белой расы . [24] [25]
Однако в начале двадцатого века также наблюдался рост профессионализации исследований Средневековья. В этом контексте исследователи были склонны сопротивляться идее о том, что Средневековье явно отличалось от современности. Вместо этого они утверждали так называемый « тезис преемственности », согласно которому институты, традиционно ассоциируемые с современностью в западной историографии, такие как национализм, возникновение государств, колониализм, научная мысль, искусство само по себе или представление людей о себе как о личностях, — все они имели свою историю. начиная со Средневековья, и что понимание их средневековой истории было важно для понимания их характера в двадцатом веке. [9] На исследования Средневековья двадцатого века повлияли подходы, связанные с развитием социальных наук, таких как экономическая история и антропология , воплощением которых стала влиятельная школа «Анналов» . Вместо того, что Анналисты называли «историей событий» , эта работа предпочитала изучение больших вопросов в течение длительных периодов времени . [26]
После Второй мировой войны роль средневековья в европейском национализме привела к значительному уменьшению энтузиазма к медиевистике в академических кругах, хотя националистические проявления Средневековья все еще существовали и оставались мощными. [27] Доля медиевистов на исторических и языковых факультетах упала. [28] поощрение сотрудников к сотрудничеству между различными отделами; государственное финансирование и университетская поддержка археологии расширились, что привело к появлению новых доказательств, а также новых методов, дисциплинарных перспектив и исследовательских вопросов; и привлекательность междисциплинарности выросла. Соответственно, медиевистика все больше отходила от создания национальных историй к более сложной мозаике региональных подходов, которые работали в европейском масштабе, частично коррелируя с послевоенной европеизацией . [27] Примером апогея этого процесса стал крупный Европейского научного фонда проект «Трансформация римского мира» , который осуществлялся с 1993 по 1998 год. [29] [30]
В ходе этого процесса, начиная с 1980-х годов, медиевистика все чаще реагировала на интеллектуальные задачи, заданные постмодернистской критической теорией и культурологией , при этом эмпиризм и филология подвергались сомнению или были связаны с такими темами, как история тела . [31] [26] Это движение имело тенденцию бросать вызов прогрессистскому взгляду на Средние века как на часть континуума социального развития, породившего современность, и вместо этого рассматривать Средние века как радикально отличающиеся от настоящего. [9] Признание того, что взгляды ученых формируются их собственным временем, привело к тому, что изучение медиевизма - постсредневекового использования и злоупотреблений средневековьем - стало неотъемлемой частью исследований Средневековья. [32] [33]
В двадцать первом веке глобализация привела к появлению аргументов о том, что послевоенная европеизация установила слишком жесткие границы вокруг медиевистики, на этот раз на границах Европы, [34] с мусульманской Иберией [35] [36] и православный христианский восток [37] рассматривается в западноевропейской историографии как имеющее двойственное отношение к медиевистике. Таким образом, ряд медиевистов начали работать над написанием глобальной истории Средневековья , одновременно преодолевая риск навязывания европоцентристской терминологии и программ остальному миру. [37] [38] [39] [40] [41] [42] К 2020 году это движение стало характеризоваться как «глобальный поворот» в исследованиях Средневековья. [43] Соответственно, Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , основанный в 1963 году, в 2021 году изменил свое название на Центр ранних глобальных исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Центр исследований Средневековья и Возрождения [44]
Центры медиевистических исследований
[ редактировать ]![]() | в этом разделе Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( сентябрь 2015 г. ) |
Существует множество центров / центров средневековых исследований , обычно как часть университета или другого исследовательского и учебного заведения. Зонтичные организации этих органов включают Международную федерацию институтов средних исследований (FIDEM) (основана в 1987 году) и Кооператив по развитию исследований через средневековую европейскую сеть (CARMEN). Некоторые известные из них включают в себя:
- Центр средневековых исследований в Бангоре при Бангорском университете ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований Бергена при Бергенском университете ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований Бристоля при Бристольском университете ( Официальный сайт )
- Кафедра средневековых исследований ЦЭУ Центрально -Европейского университета ( Официальный сайт ) [45]
- Группа исторической антропологии средневекового Запада в Школе перспективных исследований социальных наук ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований Эксетера при Эксетерском университете ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований Фордхэма при Фордхэмском университете ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований Фрайбурга при Фрайбургском университете ( Официальный сайт )
- Центр исследований поздней античности и средневековья , или CLAMS, в Королевском колледже Лондона ( Официальный сайт )
- Институт средневековых исследований Лидса при Университете Лидса ( Официальный сайт )
- Ливерпульский центр исследований Средневековья и Возрождения при Ливерпульском университете ( Официальный сайт )
- Центр ранних глобальных исследований CMRS Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований Монпелье или Центр средневековых исследований при университете Монпелье ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований Миннесоты при Университете Миннесоты ( Официальный сайт )
- Институт средневековья Нотр-Дам при Университете Нотр-Дам ( Официальный сайт )
- Лаборатория западных средневековых исследований Парижа или Парижская лаборатория западных средневековых исследований Университета Пантеон-Сорбонна ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований, Пенсильвания , Пенсильванский государственный университет ( Официальный сайт )
- Центр высших исследований средневековой цивилизации или Центр перспективных исследований средневековой цивилизации при Университете Пуатье ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований Праги при Карловом университете в Праге и Чешской академии наук ( Официальный сайт )
- Высший центр средневековых исследований Ридинга при Университете Рединга ( официальный сайт )
- Институт средневековых исследований, Лиссабон, при Новом университете Лиссабона ( официальный сайт )
- Институт реалистических исследований средневековья и раннего Нового времени при Парижском университете Лодрон в Зальцбурге ( Официальный сайт )
- Центр средневековой и ренессансной культуры Университета Саутгемптона ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований в Сиднее при Сиднейском университете ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований Торонто при Университете Торонто ( Официальный сайт )
- Папский институт средневековых исследований Университета Торонто ( официальный сайт )
- Утрехтский центр средневековых исследований при Утрехтском университете ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований при Йоркском университете ( Официальный сайт )
- Институт средневековья Университета Западного Мичигана ( Официальный сайт )
- Центр средневековых и византийских исследований Католического университета Америки ( официальный сайт )
- Центр средневековых исследований Монреаля при Монреальском университете ( Официальный сайт )
- Исследовательский центр средневековой истории Тринити -колледжа, Дублин ( Официальный сайт )
- Центр исследований средневековья и раннего Нового времени при Университете Турку ( Официальный сайт )
- Центр изучения Средневековья Таллиннского университета ( Официальный сайт )
- Центр средневековых исследований ( Бухарестского университета Официальный сайт )
- Центр изучения Средневековья, Ивано-Франковск при Прикарпатском национальном университете имени Василия Стефаника ( Официальный сайт ,)
См. также
[ редактировать ]- Средневековье
- Канадское общество медиевистов
- Конференции по медиевистике
- Цифровой медиевист
- Средневековая академия Америки
- Исследования эпохи Возрождения
- Ренессанс XII века
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джордж Р. Коффман, «Средневековая академия Америки: историческая справка и перспективы», Speculum , 1 (1926), 5–18.
- ^ Уильям Дж. Кортенэ, «Богоматерь и динамо-машина: рост исследований средневековья в Северной Америке: 1870–1930», в « Исследованиях средневековья в Северной Америке: прошлое, настоящее и будущее» , изд. Фрэнсис Дж. Джентри и Кристофер Кляйнхенц (Каламазу: Публикации Института Средневековья, 1982), стр. 5–22.
- ^ Люк Венгер, «Средневековая академия и средневековые исследования в Северной Америке», в книге «Средневековые исследования в Северной Америке: прошлое, настоящее и будущее» , изд. Фрэнсис Дж. Джентри и Кристофер Кляйнхенц (Каламазу: Публикации Средневекового института, 1982), стр. 23–40.
- ^ Х. Дамико, Дж. Б. Завадил, Д. Феннема и К. Ленц, Средневековая стипендия: философия и искусство: биографические исследования по формированию дисциплины (Тейлор и Фрэнсис, 1995), стр. 80.
- ^ История MI , Университет Нотр-Дам
- ^ Майкл Лапидж, «Введение: изучение англосаксонского, норвежского и кельтского языков в Кембридже, 1878–1999», в книге HM Chadwick and the Study of англосаксонского, норвежского и кельтского языков в Кембридже , изд. Майкл Лапидж (Аберистуит: факультет валлийского языка, Аберистуитский университет, 2015 г.), ISBN 9780955718298 , стр. 1–58 [= Кембрийские средневековые кельтские исследования , 69/70 (2015)].
- ^ Jump up to: а б с д Аларик Холл, « Исследования Лидса на английском языке : история», Исследования средневековья в Лидсе , 2 (2022), 101–39 дои : 10.57686/256204/24 .
- ^ Jump up to: а б Г. Макмаллан и Д. Мэтьюз, Читая средневековье в Англии раннего Нового времени (Кембридж: Cambridge University Press, 2007), стр. 231.
- ^ Jump up to: а б с д и Фридман, Пол и Габриэль Шпигель, «Старый и новый средневековье: новое открытие инаковости в североамериканских исследованиях средневековья», American Historical Review , 103 (1998), 677–704. дои : 10.1086/ahr/103.3.677 .
- ^ «Королевский колледж Лондона — О нас» . www.kcl.ac.uk. Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ Д. Мецгер и Л. Дж. Уоркман, Средневековье и академия II: культурные исследования (Boydell & Brewer, 2000), стр. 10. 18.
- ^ Алан Дейермонд, «Введение», в «Веке британских исследований Средневековья» , изд. Алан Дейермонд (Оксфорд: Oxford University Press, 2007), стр. 1–5.
- ^ WD Padenm Будущее средневековья: средневековая литература 1990-х годов (University Press of Florida, 1994), стр. 23.
- ^ А. Молхо и Г.С. Вуд, Воображаемые истории: американские историки интерпретируют прошлое (Princeton University Press, 1998), с. 238.
- ^ Сойер, Питер (2009). «Происхождение международной средневековой библиографии : ее неписаная история (рассказанная ее основателем)». Бюллетень международных средневековых исследований . 14 за 2008 г.: 57–61.
- ^ Макартни, Хилари (2007). « Международная средневековая библиография как исследовательский инструмент историографии средневековых городов и их территорий». Средневековый город и его территориальное влияние: Нахера. Международные средневековые встречи 3, 2006 : 439–450.
- ^ Роберт И. Мур, «Глобальное средневековье?», в «Перспективе глобальной истории» , изд. Джеймс Белич, Джон Дарвин, Маргрет Френц и Крис Уикхэм (Оксфорд: Oxford University Press , 2016), стр. 80–92 (стр. 82–83).
- ^ «средневековый, прил. и прил.», «средний возраст, прил. и прил.» По состоянию на 5 августа 2018 г. OED Online, Oxford University Press, июнь 2018 г., www.oed.com/view/Entry/115638; www.oed.com/view/Entry/118142. По состоянию на 5 августа 2018 г.
- ^ "Медиевалист, н." OED Online, Oxford University Press, июнь 2018 г., www.oed.com/view/Entry/115640. По состоянию на 5 августа 2018 г.
- ^ Ян Вуд, «Литературная композиция и историк раннего средневековья в девятнадцатом веке», в книге «Создание средневековой истории» , изд. Грэм Лауд и Марсиал Стауб (Йорк: York Medieval Press, 2017), ISBN 9781903153703 , стр. 37–53.
- ^ Бастиан Шлютер, «Наследники Барбароссы: нация и средневековая история в Германии девятнадцатого и двадцатого веков», в книге «Создание средневековой истории» , изд. Грэм Лауд и Марсиал Стауб (Йорк: York Medieval Press, 2017), ISBN 9781903153703 , стр. 87–100.
- ^ Бернхард Юссен, «Между идеологией и технологией: изображение Карла Великого в наше время», в книге «Создание средневековой истории» , изд. Грэм Лауд и Марсиал Стауб (Йорк: York Medieval Press, 2017), ISBN 9781903153703 , стр. 127–52.
- ^ Кристиан Любке, «Рост Германии на Восток: от Полабских маршей до Germania Славика», в книге «Создание средневековой истории », изд. Грэм Лауд и Марсиал Стауб (Йорк: York Medieval Press, 2017), ISBN 9781903153703 , стр. 167–83.
- ^ Аллен Дж. Францен, Желание истоков: новый язык, древнеанглийский язык и преподавание традиций (Нью-Брансуик: издательство Rutgers University Press, 1990).
- ^ Джон М. Ганим, Средневековье и ориентализм: три эссе по литературе, архитектуре и культурной идентичности (Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2005).
- ^ Jump up to: а б Грэм А. Лауд и Марсиал Стауб, «Некоторые мысли о создании средневековья», в книге «Создание средневековой истории» , изд. Грэм Лауд и Марсиал Стауб (Йорк: York Medieval Press, 2017), ISBN 9781903153703 , стр. 1–13.
- ^ Jump up to: а б Патрик Гири, «Европейские этнические группы и европейцы как этнические группы: слишком ли много истории в Европе?», в книге «Создание средневековой истории » , под ред. Грэм Лауд и Марсиал Стауб (Йорк: York Medieval Press, 2017), ISBN 9781903153703 , стр. 57–69.
- ^ Роберт И. Мур, «Глобальное средневековье?», в «Перспективе глобальной истории» , изд. Джеймс Белич, Джон Дарвин, Маргрет Френц и Крис Уикхэм (Оксфорд: Oxford University Press, 2016), стр. 80–92 (стр. 83–84).
- ^ Ян Вуд, «Отчет: Программа Европейского научного фонда по трансформации римского мира и возникновению раннесредневековой Европы», Early Medieval Europe , 6 (1997), 217-28.
- ^ Джинти Нельсон, «Почему заново изобретать средневековую историю — хорошая идея», в книге «Создание средневековой истории» , изд. Грэм Лауд и Марсиал Стауб (Йорк: York Medieval Press, 2017), ISBN 9781903153703 , стр. 17–36.
- ^ Кэролайн Байнум, «Почему вся эта суета вокруг тела? Взгляд медиевиста», Critical Inquiry 22/1, 1995, стр. 1-33.
- ^ Дэвид Мэтьюз, Средневековье: критическая история, Средневековье, 6 (Кембридж: Брюэр, 2015).
- ^ Ульрих Мюллер, «Медиевализм», в Справочнике по средневековым исследованиям: Термины — Методы — Тенденции , изд. Альбрехта Классена, 5 томов (Берлин: De Gruyter, 2010), стр. 850–65.
- ^ Литтл, Лестер К., «Кипарисовые балки, куфическое письмо и ограненный камень: восстановление основного повествования европейской истории», Speculum , 79 (2004), 909-28.
- ^ Ричард Хичкок, «Размышления о границах в раннесредневековой Иберии», в книге «Создание средневековой истории» , изд. Грэм Лауд и Марсиал Стауб (Йорк: York Medieval Press, 2017), ISBN 9781903153703 , стр. 155–66.
- ^ Хишам Айди, « Вмешательство Аль-Андалуса: Испания, ислам и Запад », Social Text , 24 (2006), 67-88; дои : 10.1215/01642472-24-2_87-67 .
- ^ Jump up to: а б Майкл Боргольте, «Кризис средневековья? Деконструкция и конструирование европейской идентичности в глобализованном мире», в книге «Создание средневековой истории» , под ред. Грэм Лауд и Марсиал Стауб (Йорк: York Medieval Press, 2017), ISBN 9781903153703 , стр. 70–84.
- ^ Джеймс Белич, Джон Дарвин и Крис Уикхэм, «Введение: перспектива глобальной истории», в книге « Перспектива глобальной истории» , изд. Джеймс Белич, Джон Дарвин, Маргрет Френц и Крис Уикхэм (Оксфорд: Oxford University Press, 2016), doi : 10.1093/acprof:oso/9780198732259.001.0001 , стр. 3--22.
- ^ Мур, Роберт И., «Глобальное средневековье?», в «Перспективе глобальной истории» , изд. Джеймс Белич, Джон Дарвин, Маргрет Френц и Крис Уикхэм (Оксфорд: Oxford University Press, 2016), стр. 80–92.
- ^ Робинсон, Фрэнсис, «Глобальная история с исламской точки зрения», в «Перспективе глобальной истории» , изд. Джеймс Белич, Джон Дарвин, Маргрет Френц и Крис Уикхэм (Оксфорд: Oxford University Press, 2016), стр. 127–45.
- ^ Глобальное средневековье , изд. Кэтрин Холмс и Наоми Стэнден, Приложение «Прошлое и настоящее», 13 (Оксфорд: Oxford University Press, 2018) (= Прошлое и настоящее , 238 (ноябрь 2018 г.)).
- ^ Майкл Боргольте, Миры средневековья: глобальная история тысячелетия (Мюнхен: Бек, 2022), ISBN 978-3-406-78446-0.
- ^ Фелстед, Карл (2022). «Крингла Хеймсинс: древнескандинавские саги, мировая литература и глобальный поворот в исследованиях Средневековья» . Сага-книга . 46 : 155–78.
- ^ Джонатан Риггс, « Переосмысление масштабов и подхода Центра ранних глобальных исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе », Отдел новостей Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (15 декабря 2021 г.).
- ^ О происхождении отдела см. Габор Кланискай, «Средневековое происхождение Центральной Европы». Изобретение или открытие?», в книге «Парадоксы непредвиденных последствий», под ред. Лорд Дарендорф, Иегуда Элкана, Арье Нейер, Уильям Ньютон-Смит и Иштван Рев (Будапешт: CEU Press, 2000), стр. 251–64.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Университет Западного Мичигана: Международный конгресс по исследованиям Средневековья
- Средневековая академия Америки
- Средневековый обзор
- Ссылки на средневековые исследования из «Голоса шаттла»
- Проекты по средневековым исследованиям Британской академии
- Просопография англосаксонской Англии
- Средневековые исследования
- Цветные медиевисты
- Чикагский университет: библиотечные справочники по исследованиям Средневековья «Средневековье и византийские исследования» . Путеводители по библиотекам . США: Чикагский университет.
- «Средневековые исследования» . Тематические руководства . США: Центр исследовательских библиотек .
- Вера
- Кармен: Всемирная средневековая сеть