Jump to content

кабинет Шайдемана

Кабинет Филиппа Шейдемана

1-й кабинет Веймарской Германии
13 февраля 1919 г. - 20 июня 1919 г.
Первое заседание кабинета министров
Дата формирования 13 февраля 1919 г. ( 13 февраля 1919 г. )
Дата расторжения 20 июня 1919 г. ( 20.06.1919 )
(4 месяца и 7 дней)
Люди и организации
Президент Фридрих Эберт
Министр-Президент Филипп Шейдеманн
Заместитель министра-президента Ойген Шиффер (до 19 апреля 1919 г.)
Бернхард Дернбург
Стороны-члены Социал-демократическая партия
Центристская партия
Немецкая демократическая партия
Статус в законодательном органе Веймарская коалиция
331 / 421 (79%)
Оппозиционные партии Немецкая национальная народная партия
Независимая социал-демократическая партия
Немецкая народная партия
История
Выборы федеральные выборы 1919 года
Законодательный срок Веймарское национальное собрание
Предшественник Совет народных депутатов
Преемник Шкаф Бауэра

Кабинет Шайдемана , возглавляемый министром-президентом СДПГ) Филиппом Шайдеманом ( Социал-демократической партии , был первым демократически избранным национальным правительством Германии. Он вступил в должность 13 февраля 1919 года, через три месяца после распада Германской империи после поражения Германии в Первой мировой войне . Хотя Веймарская конституция еще не вступила в силу, ее обычно считают первым правительством Веймарской республики .

Он был сформирован из членов, избранных в январе 1919 года в Веймарское национальное собрание , которое должно было действовать как временный парламент Германии и принять конституцию новой республики. Кабинет был основан на Веймарской коалиции трех левоцентристских партий: СДПГ, Центристской партии и Немецкой демократической партии .

За время своего пребывания у власти кабинету Шейдемана приходилось иметь дело с левыми восстаниями, особенно в Берлине, Руре и Баварии , а также с сепаратистскими движениями в оккупированной Рейнской области и в восточных провинциях Пруссии , таких как Позен и Силезия . Однако, безусловно, самой большой проблемой было реагирование на перемирие 1918 года и Парижскую мирную конференцию . Напряжение между возмущением условиями Версальского договора и потенциальными последствиями отклонения договора привело к распаду кабинета министров. Шейдеман, назвавший договор «нетерпимым», подал в отставку в знак протеста против него 20 июня 1919 года.

Густав Бауэр , также из СДПГ, возглавил кабинет Бауэра , пришедший на смену кабинету Шейдемана.

Выборы и создание

[ редактировать ]
Бернхард Дернбург (ДДП), заместитель министра-президента
Ульрих фон Брокдорф-Ранцау (Индиана), министр иностранных дел
Уго Пройс (ДДП), министр внутренних дел
Густав Бауэр (СДПГ), министр труда
Густав Носке (СДПГ), министр рейхсвера
Роберт Шмидт (СДПГ), министр продовольствия и сельского хозяйства
Йоханнес Белл (В центре), колониальный министр
Эдуард Давид (СДПГ), министр без портфеля
Матиас Эрцбергер (В центре), министр без портфеля

После распада Германской империи и немецкой революции 1918–1919 годов немцы проголосовали на выборах в Веймарское национальное собрание 19 января 1919 года. В то время страной управлял Совет народных депутатов , революционное правительство. состоит из членов Социал-демократической партии Германии (СДПГ), которая была крупнейшей партией в имперском рейхстаге после последних выборов в 1912 году . Январские выборы вернули меньшую, чем ожидалось, долю [1] голосов за социалистов (38% за СДПГ и 7% за более радикальную Независимую социал-демократическую партию (НСДПГ); Коммунистическая партия Германии (КПГ) бойкотировала выборы. [2]

Национальное собрание, собиравшееся в Веймаре, поскольку условия в столице Берлине считались слишком хаотичными для обсуждения и поскольку Веймар был связан с веймарским классицизмом , действовало как однопалатный законодательный орган и учредительное собрание новой республики. [3] После своей первой сессии 6 февраля он принял временную конституцию, названную Законом о временной власти Рейха. Фридрих Эберт (СДПГ), председатель Совета народных депутатов , был избран временным президентом или главой государства 11 февраля. В тот же день Эберт попросил своего коллегу-заместителя Филиппа Шейдемана (СДПГ) сформировать новое правительство, именуемое в законе имперским министерством. [2]

На тот момент уже некоторое время шли коалиционные переговоры. СДПГ разговаривала с ДДП и Центристской партией . Оно ставило сотрудничество в зависимость от принятия « буржуазными » партиями республиканской формы государства, налогово-бюджетной политики, которая «жестко» нацелена на богатство, и социализации «подходящих» отраслей. Хотя СДПГ действительно обратилась к НСДПГ, Эберт, как сообщается, заявил, что он вел переговоры с крайне левыми только для того, чтобы они понесли ответственность за провал переговоров. Со своей стороны, ДДП не приняла бы коалицию с НСДПГ. [1]

Переговоры были трудными и длительными. Особенно ожесточенные споры вызывали президентство Национальной ассамблеи, что чуть не привело к провалу переговоров. В конце концов было решено, что Эдуард Давид (СДПГ), который был первым президентом Ассамблеи, уйдет в отставку и в качестве компенсации войдет в кабинет, уступив место бывшему президенту имперского рейхстага Константину Ференбаху (Партия Центра) возглавить Ассамблею. [1]

Помимо самого Эберта, который заявил, что предпочитает более представительную должность главы государства, Шайдеман был явным фаворитом на пост главы правительства. В состав нового кабинета министров, за исключением Эберта, вошли все остальные народные депутаты Совета. Густав Носке ранее отвечал за дела армии и флота и стал министром рейхсвера (вооруженных сил). Отто Ландсберг , ведущий мыслитель права в Совете, стал министром юстиции. Рудольф Висселл отвечал за экономические вопросы и вел портфель. Густав Бауэр был членом кабинета министров Бадена, отвечавшим за недавно сформированное министерство труда, и эту должность он продолжал занимать на протяжении всей революции. Роберт Шмидт (министр продовольствия и сельского хозяйства) и Эдуард Давид, у которых не было портфеля, но которым было поручено изучить вопрос о том, какую ответственность несет Германия в развязывании Великой войны , завершили членов кабинета от СДПГ. [1]

Против семи членов от СДПГ было трое от ДДП ( Хюго Пройс , Георг Готейн и Ойген Шиффер ) и трое от Центристской партии (Йоханнес Гисбертс, Йоханнес Белл и Матиас Эрцбергер ). Шиффер был членом Национал-либеральной партии и занимал должность государственного секретаря Министерства финансов Империи, но присоединился к ДДП после ноябрьской революции. Эрцбергер был членом кабинета министров Бадена, вел переговоры о перемирии в ноябре 1918 года и продолжал отвечать за переговоры с союзниками . [1]

На переговорах по коалиции Ульрих Граф фон Брокдорф-Ранцау рассматривался как член ДДП, хотя он не принадлежал к партии. Он был карьерным дипломатом, и в январе 1919 года Эберт и Шайдеман попросили его возглавить министерство иностранных дел. [1]

Помимо этих четырнадцати политиков, было трое военнослужащих, которые имели место по должности за столом кабинета министров, но не имели права голосовать при принятии его решений. Это были прусский военный министр , с начала января 1919 года полковник Вальтер Рейнхардт , подполковник Йозеф Кёт , возглавлявший министерство экономической демобилизации (т. е. курировавший переход от военной экономики к экономике мирного времени), и руководитель ВМФ. Первоначально последнюю должность занимал исполняющий обязанности государственного секретаря ВМФ, вообще не имевший официального статуса в кабинете министров. После того, как в марте 1919 года Управление Имперского военно-морского флота было распущено и заменено Адмиралтейством, глава Адмиралтейства Адольф фон Трота стал членом кабинета без права голоса. [1]

Бросаются в глаза две особенности кабинета: баланс сил между семью членами СДПГ и семью представителями (если Брокдорфа-Ранцау считать ДДП) от «буржуазных» партий, а также сильная преемственность в составе правительства, особенно с учетом того факта, что что в стране только что произошла революция. Семь членов кабинета Шайдемана были государственным секретарем или заместителем министра при последнем имперском правительстве Макса фон Бадена (сам Шайдеман, Шиффер, Бауэр, Шмидт, Гисбертс, Давид и Эрцбергер). Еще шестеро занимали должности в Совете народных депутатов (Брокдорф-Ранцау, Пройс, Висселл, Носке, Ландсберг и Кет). Среди социал-демократов преобладали умеренные или консервативные «реформисты». Такая конфигурация позволила правительству накопить значительный опыт в правительстве и администрации, но она подчеркнула дистанцию ​​между правительством и некоторыми движущими силами революции, особенно профсоюзами, крайне левыми и многими простыми рабочими. Тем не менее кабинет Шайдемана основывался на партиях, представляющих более 75% всех избирателей. Ни одно другое правительство Веймарской республики никогда не имело бы большего большинства в парламенте ( Рейхстаг ). [1]

Членами кабинета (известного под общим названием министерство Рейха) были следующие: [4] [5]

Портфель Министр Вступил в должность Левый офис Вечеринка
Министр-Президент [а] 13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  СПД
Заместитель министра-президента 13 февраля 1919 г. 19 апреля 1919 г.  ДДП
30 апреля 1919 г. 20 июня 1919 г.  ДДП
Иностранные дела 13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  Независимый
Интерьер 13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  ДДП
Справедливость 13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  СПД
Труд 13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  СПД
Рейхсвер 13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  СПД
Экономические вопросы 13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  СПД
Финансы 13 февраля 1919 г. 19 апреля 1919 г.  ДДП
19 апреля 1919 г. 20 июня 1919 г.  ДДП
казначейство [ де ] 21 марта 1919 г. 20 июня 1919 г.  ДДП
Продовольствие и сельское хозяйство 13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  СПД
Почтовые дела 13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  Центр
Колониальные дела 13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  Центр
Без портфолио 13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  СПД
13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  Центр
13 февраля 1919 г. 21 марта 1919 г.  ДДП
Экономическая демобилизация [ де ]
(без права голоса)
13 февраля 1919 г. 30 апреля 1919 г. [с]  Независимый
Прусский военный министр
(без права голоса)
13 февраля 1919 г. 20 июня 1919 г.  Независимый
Начальник Адмиралтейства [д]
(без права голоса)
27 марта 1919 г. 20 июня 1919 г.  Независимый

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эквивалент канцлера согласно Веймарской конституции.
  2. Существует противоречивая информация о том, подал ли Шиффер официально в отставку 11 или 19 апреля. По словам Дедерке (Приложение: Таблица 21), Дернбург занял пост заместителя министра финансов 19 апреля, но в качестве заместителя министра-президента только 30 апреля.
  3. ^ Министерство распущено
  4. Адмиралтейство было создано в марте 1919 года как преемник Императорского военно-морского ведомства . Его руководитель, вице-адмирал Максимилиан Рогге [ де ] , был исполняющим обязанности государственного секретаря ВМФ и, хотя и не был членом кабинета министров, постоянно принимал участие в заседаниях кабинета министров.
[ редактировать ]

Правовое положение кабинета Шейдемана отличалось как от его предшественников при Империи, так и от тех, которые последовали за ним. Поскольку оно было создано для работы только в качестве переходного правительства до вступления в силу новой конституции, оно носило временный и импровизированный характер. Закон о временной власти Рейха [6] то, что это установило, было во многих отношениях довольно расплывчатым. Роль кабинета министров была упомянута только следующим образом: [1]

  • § 2: Для внесения предложений правительства в Национальное собрание необходимо согласие Комитета штатов, палаты, в которой были представлены отдельные штаты. Если не удастся достичь консенсуса между кабинетом министров и Комитетом штатов, будут представлены обе версии.
  • §3: Члены правительства имели право присутствовать на заседаниях Национального собрания и выступать на них в любое время.
  • §8: В целях управления президент должен был назначить правительственное министерство, которое будет отвечать за все правительственные учреждения, включая Верховное командование армии (OHL). Министры должны были пользоваться доверием Национального собрания.
  • §9: Все указы и распоряжения президента требовали контрассигнации министра. Министры были подотчетны Национальному собранию за ведение своих дел.

Оставалось неясным, каковы будут последствия, если министр потеряет доверие Национального собрания. Наиболее очевидное различие с системой старой Империи и будущими кабинетами согласно Веймарской конституции заключалось в том, что правительство основывалось на принципе равенства между всеми его членами (коллегиальный кабинет). Поскольку министр-президент (эквивалент канцлера согласно Веймарской конституции) не упоминался в законе, у него не было каких-либо особых полномочий и реального положения. На самом деле он был не более чем модератором. Напротив, при старой системе все государственные секретари подчинялись непосредственно канцлеру. Он был единственным «министром» и подотчетным императору, а после изменения конституции в октябре 1918 года рейхстагу . [1]

Переходный закон от 4 марта 1919 г. [7] разъяснил правовое положение существующего свода законов и его связь с законами, принятыми Национальным собранием. Он также предусматривал, что старая имперская конституция все еще действительна, если она не противоречит новому закону. Конституционное положение Рейхстага перешло к Национальному собранию, положение Бундесрата - к Государственному комитету, императора заменил президент, а министерство заменило канцлера. Полномочия, ранее принадлежавшие централизованному положению канцлера, были распределены между всеми членами кабинета министров, которые независимо отвечали за свои портфели. Это сыграло решающую роль в ссорах и отсутствии сотрудничества, которые стали определяющей чертой кабинета Шейдемана. [1]

Наконец, Указ рейхпрезидента об учреждении и назначении высших органов рейха от 21 марта 1919 г. [8] установил различные портфели в правительстве. Это также добавило новое запутанное противоречие, возложив ответственность за «ведение дел Рейха» на министерство Рейха, в то время как первоначальный Переходный закон возлагал эту задачу на президента. В указе также впервые упоминается министр-президент. [1]

Внутренняя и внешняя безопасность

[ редактировать ]

Как восстание спартаковцев наглядно продемонстрировало то, что стало известно как Берлинские мартовские сражения в Берлине, ситуация с внутренней безопасностью в Германии в начале 1919 года оставалась крайне нестабильной. Вскоре после того, как кабинет министров пришел к власти, в столице вспыхнуло . В дополнение к этим похожим на гражданскую войну вызовам парламентскому правительству со стороны левых рабочих советов , которые хотели установить диктатуру советов ( Räterepublik ), в нескольких частях страны действовали сепаратистские движения. Таким образом, одной из основных задач правительства было восстановление закона и порядка и обеспечение того, чтобы население всей Германии признало его законной властью. [9]

Левые восстания

[ редактировать ]

Сильные результаты партий Веймарской коалиции на выборах 19 января 1919 года стали еще одним разочарованием для левых радикалов после того, как КПГ и НСДПГ еще больше разозлились на правительство из-за кровавого подавления восстания спартаковцев. многочисленные «дикие» забастовки (т.е. без разрешения профсоюза), вооруженные восстания и оккупация заводов (особенно горнодобывающих предприятий в окрестностях Галле и в Руре В период с февраля по май 1919 г. имели место ). Рабочие и их лидеры требовали сохранения и расширения системы советов, социализации ключевых отраслей промышленности, демократизации вооруженных сил через солдатские советы, повышения заработной платы и улучшения условий труда. [3] Правительство использовало военизированные и регулярные войска для подавления левых восстаний и создания советских республик. В феврале правительственные войска оккупировали порты Северного моря. Также в феврале Freikorps и регулярные части двинулись в центральную Германию и впоследствии заняли Готу и Галле . В апреле Магдебург , Гельмштадт и Брауншвейг были взяты , за ними последовали Лейпциг и Айзенах в мае и Эрфурт в июне. [9]

В Берлине левые радикальные партии организовали всеобщую забастовку с целью добиться демократизации вооруженных сил. КПГ попыталась превратить забастовку в восстание. В результате было объявлено чрезвычайное положение. 9 марта министр рейхсвера Густав Носке , наделенный исполнительной властью, разрешил военным и полиции немедленно расстреливать «любого встречного, кто сражается с правительственными войсками с оружием». В мартовских боях за Берлин погибло около 1000 человек. [3]

В Баварии была провозглашена вторая советская республика под названием Народное государство Бавария , и правительство увидело серьезный риск отделения государства от Германии. В середине апреля правительство вмешалось военным путем, и 1 мая Мюнхен был взят. [9] И снова в ходе боевых действий погибли сотни людей, в том числе множество мирных жителей. [3] Восстания левых сопровождались массовыми забастовками, которые в некоторых частях страны, особенно в Рурской области, переросли в своего рода гражданскую войну. Забастовки и вызванные ими экономические потрясения представляли серьезную угрозу стабильности Германии, поскольку снабжение населения продовольствием уже было ограниченным. Поскольку союзники угрожали прекратить поставки продовольствия в бастующую Германию, а любые потери налоговых поступлений еще больше затруднили выполнение их требований, забастовки ставили под прямую угрозу переговоры о продлении перемирия. [9]

Сепаратистские движения

[ редактировать ]

На западе оккупированная Рейнская область была преобразована перемирием в территорию, в которой немецкое правительство не имело никакой эффективной власти. Антипрусские и профранцузские настроения были сильными среди некоторых представителей среднего класса в Рейнской области, и это было использовано французскими и бельгийскими оккупационными силами для поощрения сепаратистских тенденций. Кабинет министров мог реагировать на просьбы о помощи или действиях из этой части страны главным образом путем выпуска деклараций и нот протеста союзникам или путем общественной агитации. Возможности даже таких ответов были ограничены, поскольку союзники могли рассматривать их как нарушение перемирия. Назначение правительством рейха и государственного комиссара на оккупированной территории было всего лишь политическим жестом. Правительству пришлось работать через другие каналы, такие как делегаты Национального собрания от региона, местные высокопоставленные лица или местные организации партий Веймарской коалиции. [9]

Еще сложнее положение было в восточных провинциях Пруссии . Здесь действовали явные сепаратистские группы, хотя, как это ни парадоксально, они возникли из патриотических настроений. Немецкие бюрократы, офицеры, народные советы (созданные в ответ на аналогичные институты среди поляков) и беженцы из Позени разрабатывали различные идеи создания немецкого или немецко-польского восточного государства ( Oststaat [ де ] ) в случае Версальского договора подписания . Хотя планы были непоследовательными и противоречивыми, общая идея заключалась в том, что, временно покинув Германию, эти части ( Восточная Пруссия , Западная Пруссия , Нетцедистрикт , Силезия и Познань) должны были справиться с политическими и военными проблемами, поставленными Великопольским восстанием, не будучи связаны дипломатическими оковами, наложенными на саму Германию. создание нового государства, включающего Восточную и Западную Пруссию, а также Ливляндию , Курляндию и Литву Также обсуждалось , опираясь на более ранние идеи Объединенного Балтийского Герцогства . [9]

В то время провинция Познань была почти полностью оккупирована польскими войсками. Несмотря на немецко-польское перемирие, на линии контроля постоянно происходили стычки. Концентрация войск с обеих сторон угрожала эскалацией ситуации, и из-за относительной силы участвующих сил казалось вероятным отвоевание Познани и, возможно, даже дальнейшее продвижение немецких войск. Хотя это было в первую очередь проблемой для правительства Пруссии, кабинету министров пришлось заняться этим вопросом из-за опасности несанкционированных действий немецкой армии или беженцев из Познани. Первоначально пытаясь успокоить сепаратистов политическими жестами, кабинету министров вскоре пришлось переоценить ситуацию как более серьезную. Он рассматривал возможность направить политические силы в восточных провинциях на плебисцит о том, чтобы остаться в Германии. Правительство Пруссии выступило против этого плана, опасаясь, что большинство может принять решение против дальнейшего членства в Рейхе. Тогда от идеи плебисцита отказались. Оппозиция со стороны кабинета министров (особенно Густава Носке), президента Фридриха Эберта и Вильгельм Гренер из Верховного командования армии в Кольберге помог предотвратить отделение или одностороннее военное выступление против Польши летом 1919 года. Однако военный министр Пруссии Вальтер Рейнхардт был твердым сторонником плана создания восточного государства. [9] [10]

Экономическая политика

[ редактировать ]

Общие вопросы

[ редактировать ]

Основным предметом споров в кабинете министров была область экономической политики, в частности, основной выбор того, какая экономическая система должна была преобладать в новой республике. В то время СДПГ все еще была социалистической партией, основанной на марксистских идеях, изложенных в Эрфуртской программе 1891 года: как только пролетариат получил контроль над правительством, крупные промышленные предприятия должны были быть социализированы (национализированы), чтобы добиться «обобществление средств производства». Радикализм подхода был несколько смягчен теорией «ревизионизма», господствовавшей к тому времени в СДПГ. Он сосредоточился на краткосрочном реформистском прогрессе, а не на достижении долгосрочных целей посредством революционных действий. [9]

Напротив, министры от ДДП и некоторые представители Центристской партии (особенно Маттиас Эрцбергер) придерживались либерального, рыночно-ориентированного взгляда на экономику. Согласно этому подходу, главная цель экономической политики заключалась в максимизации производительности. Это подразумевало быстрый демонтаж командной экономики, созданной в годы войны, а также прекращение контроля над капиталом и валютой, а также торговых барьеров. [9]

Ситуация еще больше осложнялась третьей школой мысли, которая доминировала в мышлении многих в Министерстве экономики в то время, особенно Вальтера Ратенау и Вихарда фон Мёллендорфа . Концепция общей экономической политики сочетала права частной собственности с сильным элементом централизованного планирования и принудительной синдикацией (т.е. объединением) отраслей, организованных государством. Все, кто участвовал в производственных процессах, включая рабочих, должны были играть роль в управлении промышленностью. Государственный контроль над внешней торговлей также был ключевым аспектом политики. [9]

Три подхода к экономической политике были почти взаимоисключающими. Густав Бауэр (лейборист) и Рихард Шмидт (продовольствие и сельское хозяйство) поддержали взгляды, основанные на Эрфуртской программе СДПГ. Георг Готейн (казначейство), Ойген Шиффер и Бернхард Дернбург (финансы) были либералами свободного рынка. Рудольф Висселл (экономические вопросы) выступал за общую экономическую политику. Чтобы избежать серьезной конфронтации, партнеры по коалиции намеренно сохраняли экономическую политику кабинета министров туманной. Это стало очевидным в правительственной декларации Шайдемана от 13 февраля, в которой вообще избегались такие темы, как внешняя торговля и валюта. Хотя это предотвратило конфликт из-за внутренних разногласий в кабинете министров, это означало, что важные решения по экономической политике не принимались кабинетом министров, а оставлялись на усмотрение отдельных министров, которые затем часто вступали в конфликт друг с другом. Эта тенденция была подкреплена конституционным равенством министров. Прямым результатом стали ожесточенные споры о том, кто отвечает за конкретные политические вопросы, которые усугублялись личной неприязнью между некоторыми министрами. [9]

Декларация правительства Шейдемана включала такие меры, как улучшение образовательных стандартов, создание народной армии, адекватное обеспечение вдов войны и раненых на войне военнослужащих, установление универсального права на объединение в конституции, приобретение новых земель для поселений, высокие налоги военного времени. прибыли и положить начало плановому улучшению «общественного здравоохранения, охраны материнства и заботы о детях и молодежи». [11]

В марте 1919 года забастовки в Руре, центральной Германии и Берлине заставили правительство объявить о мерах умиротворения, которые больше соответствовали взглядам Висселя, чем либеральным или социалистическим подходам. Висселл использовал эту возможность для продвижения программы социализации, а также правил для угольной и калийной промышленности. Это была бы первая и единственная победа сторонников единой экономической политики. В апреле закон, который должен был установить регулирование бумажной промышленности, сначала был существенно изменен кабинетом министров, а затем отклонен Национальным собранием. [9]

В мае члены правительства от ДДП попытались обуздать Министерство экономики, воспользовавшись конфликтом между Висселем и Шмидтом по поводу международной торговой политики. Брюссельское соглашение (март 1919 г.) с союзниками регулировало импорт продовольствия, от которого зависела Германия. Чтобы гарантировать наличие средств на импорт продовольствия, кабинет создал комитет под названием Диктаторский экономический комитет, в который вошли Висселл, Готейн и Шмидт. Для принятия решения требовалось два голоса. Решения комитета по торговле и валюте будут иметь такую ​​же обязательную силу, как и постановления кабинета министров. Двое других регулярно проигрывали Уисселу. 6 мая Дернбург публично объявил, что комитет ликвидирует принудительные промышленные структуры военного времени, которые являются важной основой политики Уиссела. На следующий день Висселл написал Шейдеману ноту протеста, потребовал создать кабинет только для СДПГ и пригрозил уйти в отставку. Он также представил меморандум и программу действий, в которых обобщен подход к общей экономической политике. Шмидт и Готейн в ответ представили противоположные меморандумы. Прежде чем спор мог обостриться, союзники проинформировали немцев о содержании Версальского договора, и кабинет министров сосредоточил свое внимание на этом вопросе. Висселл продолжал защищаться от тех, кто выступал за либерализацию внешней торговли, и не смог отстаивать свои взгляды. Ему действительно удалось добиться своего рода прекращения огня по вопросу отмены валютного контроля 7 июня, когда кабинет будет находиться у власти всего две недели. [9]

Разногласия по экономической политике внутри кабинета были достаточно велики, чтобы рано или поздно привести к распаду коалиции, если бы выпуск Договора не привел к ее отставке. Тем не менее экономика была единственной областью политики, в которой кабинет министров задумывался о среднесрочной и долгосрочной перспективе. В остальном кабинет был в основном озабочен решением неотложных краткосрочных вопросов (например, помощь безработным, ветеранам и раненым или острая нехватка сельскохозяйственных рабочих) и принятием разовых решений. [9]

Фискальная политика

[ редактировать ]

Специальный подход применялся, в частности, к налогово-бюджетной политике. Перевести финансы Германии из военного состояния в мирное время, справиться с огромным ростом государственного долга, вызванным войной, и закрыть большой бюджетный дефицит были сложными задачами. Однако какой-либо системный подход был невозможен, учитывая степень неопределенности содержания мирного договора. Правительству не были известны ни предстоящее бремя репараций, ни – учитывая перспективу территориальных потерь – будущие производственные мощности Германии. Значительная финансовая реформа потребовала бы передачи налоговых полномочий (таких как доходы, корпоративные права и наследство) от отдельных штатов центральному правительству, поскольку при Империи центральное правительство зависело от финансовых взносов штатов. Поскольку следовало ожидать противодействия со стороны штатов, какой-либо прогресс в этом направлении был маловероятен до тех пор, пока не вступят в силу фундаментальные изменения новой конституции. Таким образом, бюджетная реформа состоялась только после принятия Веймарской конституции (финансовые реформы Эрцбергера), но Шиффер и Дернбург проделали некоторую важную подготовительную работу, и кабинет Шейдемана обсудил их предложения. Некоторые законопроекты были внесены в Национальное собрание при правительстве Шейдемана, но обсуждались только после его отставки. [9]

Социальная политика

[ редактировать ]

Нехватка финансовых ресурсов в сочетании с противоречивыми взглядами в кабинете министров также препятствовала новым инициативам в социальной политике, что контрастировало с активистским подходом, которого придерживался предшественник кабинета, социалистический Совет народных депутатов. Законы, подготовленные, но не обсужденные и не принятые кабинетом министров, включали кодификацию всех законов о труде и первый проект закона о рабочих советах. Краткосрочные меры в основном попадали в компетенцию Министерства экономической демобилизации, и ему было разрешено принимать большинство решений простым указом без необходимости решения кабинета министров. После его роспуска полномочия перешли к соответствующим министерствам, а в сфере социальной политики – к Министерству труда. [9]

Внешняя политика, перемирие и Парижская мирная конференция

[ редактировать ]

Внешняя политика в начале 1919 года была сосредоточена на перемирии и последующем мирном договоре. В то время Германия имела дипломатические отношения лишь с несколькими нейтральными странами (например, Швейцарией и Нидерландами), Австрией и некоторыми странами Восточной Европы. На отношения с последними главным образом повлияло присутствие немецких войск в Прибалтике, на основании ст. XII перемирия (которое требовало, чтобы немецкие войска оставались на месте в качестве оплота против советского наступления). [12] [13]

Переговоры о перемирии

[ редактировать ]

С ноября 1918 года постоянная комиссия по перемирию под руководством Маттиаса Эрцбергера вела переговоры с союзниками по поводу толкования согласованных статей и продления перемирия (оно было продлено 13 декабря 1918 г., 16 января 1919 г. и 16 февраля 1919 г.). ). [12]

16 февраля кабинет министров проголосовал за отклонение условий третьего продления перемирия, предложенных министром иностранных дел Брокдорфом-Ранцау. Считалось неприемлемым, чтобы немцам было запрещено оказывать сопротивление польским военным действиям в Познани и в других местах, пока союзники отказывались гарантировать прекращение боевых действий со стороны поляков. Хотя министр иностранных дел был готов воздержаться от наступательных военных действий, он считал формальное принятие линии контроля унизительной потерей суверенитета, а новую политику союзников в отношении Польши — нарушением « Вильсона. Четырнадцати пунктов» . Вмешательство лидеров коалиционных партий привело к изменению мнения, и кабинет решил подписать третье продление (на этот раз бессрочное). [12] [2] Брокдорф-Ранцау подумывал об отставке. Кабинет министров решил передать союзникам ноту протеста, и окончательная версия продления включала некоторые изменения в линии контроля, запрошенные немецкой стороной. [12]

Впоследствии кабинет министров в основном предоставил комиссии Эрцбергера вести переговоры с союзниками по поводу ситуации в Позене. Точно так же кабинет министров не принимал активного участия в Брюссельской продовольственной конвенции от 14 марта 1919 года, которая обеспечила столь необходимые поставки продовольствия союзникам в Германию. Напротив, кабинет подробно рассмотрел вопрос о том, следует ли перебрасывать Польскую синюю армию из Франции в Польшу морем через Данциг из-за опасений, что она может захватить Западную Пруссию и, таким образом, привести к потере второй провинции Польши перед окончательным исходом. мирный договор. В конце концов войска были перевезены через Германию по суше (что по-прежнему вызывало существенное недовольство немцев из Познани). [12]

Парижская конференция и мирный договор

[ редактировать ]
Немецкая делегация на Парижской конференции. Слева направо: Вальтер Шюкинг, Йоханнес Гисбертс, Отто Ландсберг, Ульрих фон Брокдорф-Ранцау, Роберт Лейнерт, Карл Мельхиор (1919).

Кабинет министров сосредоточил свое внимание в первую очередь на мирном договоре. Из 450 пунктов официального протокола кабинета министров 170 касались этого вопроса. В отличие от того, как велась комиссия по перемирию, позволившая ей стать своего рода параллельным правительством, кабинет министров должен был напрямую контролировать мирную делегацию. Делегация будет обладать полномочиями вести переговоры только в рамках четырнадцати пунктов (в интерпретации немцев). Все, что выходило за рамки, требовало одобрения кабинета министров, особенно основное решение о принятии или отклонении договора. [12]

Таким образом, кабинет придерживался двух основных предпосылок: переговоры будут и что они будут основаны на четырнадцати пунктах Вильсона. Нет никаких доказательств того, что альтернативные планы делегации были составлены на случай, если ожидания окажутся ошибочными. Основной причиной таких ожиданий стала недостоверная информация, подпитывающая принятие желаемого за действительное. Немецкое правительство фактически было в неведении относительно того, что было решено в Париже на переговорах между союзниками и ассоциированными с ними государствами. Основными источниками информации кабинета министров были газеты и отчеты дипломатических сотрудников нейтральных стран, оба во многом опирались на слухи. [12]

Подготовка к мирным переговорам началась под руководством Брокдорфа-Ранцау еще до формирования кабинета министров. К 27 января 1919 г. Совет народных депутатов имел на руках первоначальный проект позиции Германии. Оно несколько раз изменялось, прежде чем 21 апреля 1919 года было окончательно оформлено как «Руководство для немецких участников мирных переговоров». 21/22 марта 1919 года кабинет министров подробно обсудил отдельные пункты, и протоколы заседания показывают существенные различия в позициях между различными членами кабинета. [12]

До прихода кабинета к власти были решены и важные организационные вопросы. Будет делегация из шести человек, поддерживаемая значительным штатом уполномоченных от министерств, а также экспертов. Кроме того, в Берлине был открыт офис в составе около 160 человек при Министерстве иностранных дел, возглавляемый Иоганном Генрихом фон Бернсторфом , который работал над детальными вопросами. Он также служил связующим звеном между делегацией и кабинетом министров. [12]

У кабинета министров возникли трудности с согласованием того, кто должен занять эти должности. Состав делегации менялся несколько раз, и даже личность ее руководителя не была определена до последнего момента ( и Брокдорф-Ранцау, и Отто Ландсберг в проектах фигурировали ). Состав делегации вызвал серьезные разногласия между Эрцбергером и Брокдорфом-Ранцау. [12]

18 апреля французский генерал Альфонс Нюдан передал немецкой комиссии по перемирию приглашение в Версаль. Это стало шоком для кабинета министров, поскольку немцам предстояло только «получить» проект договора. Кабинет министров ответил, что пошлет трех государственных служащих, отметив, что их задачей будет просто передать договор правительству. В ответ генерал Фош потребовал, чтобы немцы прислали делегатов, уполномоченных «обсудить все вопросы, связанные с миром». Кабинет теперь назвал делегацию, прибывшую в Версаль 29 апреля: Брокдорф-Ранцау (председатель), Ландсберг, Йоханнес Гисбертс, а также нечлены кабинета Карл Мельхиор , банкир, Роберт Лейнерт [ де ] , президент прусского учредительного собрания и мэр Ганновера и Вальтер Шюкинг , эксперт в области международного права. [12]

Несмотря на предыдущие усилия по регулированию отношений между кабинетом министров и делегацией и личное присутствие нескольких членов кабинета министров в Париже, между этими двумя институтами существовала значительная разобщенность. Для этого было три основные причины: во-первых, правила делегации предполагали, что будут переговоры с глазу на глаз, однако, несмотря на то, что в ноте союзников от 20 апреля упоминались «переговоры», представители Антанты теперь отказался встретиться с немецкими делегатами. Кроме того, Четырнадцать пунктов, которые должны были разграничить полномочия делегации, во многих отношениях были довольно общими, давая возможность делегированию и кабинету министров спорить о юрисдикции. Наконец, свою роль сыграли личные разногласия между Эрцбергером и Брокдорфом-Ранцау, а также сверхчувствительность последнего к посягательствам на его власть. [12]

7 мая делегация получила условия мира от союзников. Вместо того, чтобы ждать всеобъемлющего контрпредложения Германии, оно начало рассылать союзникам многочисленные ноты по отдельным пунктам, большинство из которых были отклонены кабинетом министров. Брокдорф-Ранцау пожаловалась на вмешательство кабинета министров, из-за которого 20 мая правительство запретило дальнейшее использование таких банкнот. Делегация проигнорировала приказ, и после угроз отставки со стороны нескольких министров кабинета Шайдеману и некоторым другим членам пришлось поехать в Спа, чтобы встретиться с делегацией и уладить разногласия. [12]

Проблемы, которые вызвали трения между делегацией и кабинетом министров, заключались в том, следует ли устанавливать репарационные выплаты в абсолютном выражении, а также вопрос о разоружении Германии. Последнее вызвало серьезное противостояние с военными. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы предложить сухопутную армию численностью 300 000 человек, позже сокращенную до 200 000, а затем до 100 000 человек. Как и в случае с вопросом о репарациях, кабинет министров считал, что, проявив в этом отношении уступчивость, они смогут ограничить территориальные потери Германии. Военные, особенно генерал Ганс фон Сект (комиссар прусского военного министра в делегации), категорически возражали. Кабинет министров, особенно Густав Носке, стоял на своем по этому вопросу. Другие разногласия касались вопроса об ответственности за войну и возможности вмешательства нейтральных стран в случае неприемлемых требований союзников (идея, против которой решительно выступал министр иностранных дел Эрцбергера), что заставило колониального министра Йоханнеса Белла поехать в Версаль 2 июня в целях посредничества. [12]

В конце концов оказалось, что все споры между кабинетом министров и делегацией оказались бессмысленными. 16 июня союзники представили окончательную версию своих условий мира. Практически ни в каком отношении требования союзников не были смягчены по сравнению с первым проектом от 7 мая. [12] Единственным исключением было принятие плебисцита в Верхней Силезии . [3] Переговоры в Версале были лишь формально. [12]

Союзный ультиматум и отставка кабинета министров

[ редактировать ]

Исходная позиция по проекту договора

[ редактировать ]
Массовая демонстрация против Версальского мирного договора перед зданием Рейхстага, 15 мая 1919 г.

В мае кабинет решил воздержаться от немедленных заявлений в ответ на первоначальный проект мирного договора союзников, надеясь добиться изменений путем переговоров. Однако сам Шайдеман заявил, что договор «нетерпим» и «невыполним». 12 мая он назвал это «неприемлемым» в Национальном собрании, к одобрению почти всех партий. В кабинете министров, в частности, представители ДДП угрожали уйти в отставку, если Договор не будет отклонен. Однако решение кабинета министров прямо исключает принятие договора только «в его нынешнем виде». [14] Третьего и четвертого июня кабинет министров обсуждал возможность того, что союзники откажутся вносить какие-либо существенные изменения в Договор. Только Эрцбергер, Дэвид, Висселл и Носке явно высказались за подписание в этом случае; все остальные были (в разной степени) против. Даже на этом этапе Висселл отметил, что кабинет Шайдемана не сможет подписать документ и что необходимо будет создать новое правительство. [14]

По крайней мере, с конца мая кабинет министров серьезно обсуждал последствия отказа Германии подписать соглашение. В этом случае кабинет ожидал, что войска союзников оккупируют Германию. Подробные планы на случай непредвиденных обстоятельств для такого сценария не были составлены, чтобы не дать НСДПГ , выступавшим за подписание Договора, политических боеприпасов. Поскольку OHL (Высшее командование) планировало перебросить все немецкие войска к востоку от реки Эльбы в случае возобновления боевых действий, кабинет министров был обеспокоен действиями тех государств, которые остались незащищенными этой стратегией (Бавария, Гессен, Баден и Вюртемберг). Они опасались левых восстаний и/или сепаратного мира со стороны этих государств. [14]

Реакция на ультиматум союзников от 16 июня

[ редактировать ]

16 июня союзники дали немецкой стороне пять дней на принятие договора (позже срок был продлен до семи дней). Затем кабинет оказался перед жестким выбором между принятием, отказом или отставкой. По оценке Мирной Делегации, окончательный договор ничем существенным образом не отличался от варианта, который в мае был признан «неприемлемым». Однако в конечном итоге выбор между принятием и отказом остался за партиями большинства и Национальным собранием. В течение следующих нескольких дней, похоже, шли постоянные дискуссии между членами кабинета министров, президентом Эбертом, мирной делегацией и представителями партии. [14]

Хронологический порядок несколько неопределенен, но был реконструирован следующим образом: утром 18 июня мирная делегация вернулась в Веймар, Брокдорф-Ранцау отчитался перед кабинетом министров и представил общую оценку делегации. После обсуждений в парламентских группах партий вечером кабинет министров вновь собрался. Единого мнения о подписании договора не было. Голосование показало, что кабинет раскололся (7 против 7, по воспоминаниям Эрцбергера; 8 за и 6 против подписи, по словам Ландсберга). Поскольку кабинет министров не смог прийти к решению, решать пришлось сторонам. [14]

Важным влиянием была возможность (или ее отсутствие) возобновления боевых действий против союзников с какой-либо надеждой на успех. Еще 21 мая ОХЛ опросил региональных командиров по этому вопросу и дал явно отрицательный ответ. Генерал Вильгельм Гренер впоследствии выступил за подписание договора. Таким образом, он выступил против позиции прусского военного министра Рейнхардта, а также большинства командиров рейхсвера, которые на совещании 19 июня зашли так далеко, что открыто угрожали восстанием против правительства в случае подписания договора. [14] Пауль фон Гинденбург , который номинально отвечал за ОХЛ, уступил решение этого вопроса Гренеру. Позиция ОХЛ обеспечила значительную, если не решающую поддержку сторонникам подписания Договора. [14]

19 июня большинство парламентских групп СДПГ и Центристской партии выразили поддержку подписанию, но ДДП выступила против. Позже в тот же день кабинет министров провел встречу с Комитетом штатов, на которой большинство государств поддержали принятие Договора. В тот же вечер состоялось решающее заседание кабинета министров с участием представителей партии. DDP подготовила посредническое предложение для передачи союзникам, которое включало существенные изменения в некоторые положения Договора. Если бы он был принят союзниками, DDP была бы готова подписать договор. Однако кабинету министров не удалось достичь консенсуса по этому вопросу. Не видя решения, Шейдеман завершил встречу около полуночи, отправился к президенту Эберту и объявил о своей отставке вместе с Ландсбергом и Брокдорфом-Ранцау. [14]

Кабинет оставался у власти еще полтора дня, поскольку возникли трудности с формированием нового правительства, готового взять на себя ответственность за подписание Договора. ДДП настаивала на передаче своего предложения союзникам, и оно почти было отправлено, но в последнюю минуту СДПГ наложила вето на него. Герман Мюллер и Эдуард Давид считались новыми министрами-президентами. Утром 21 июня, когда ДДП наконец решила не участвовать в новом правительстве, Густав Бауэр был готов возглавить кабинет СДПГ и Центристской партии, который был готов подписать соглашение. Срок полномочий кабинета Шейдемана истек 20 июня. Первое заседание кабинета Бауэра состоялось 21 июня. [14]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Кабинет Шейдемана, Введение II» [Кабинет Шейдемана, Введение II]. Федеральный архив (на немецком языке) . Проверено 23 июля 2013 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Хроника 1919 года» . Немецкий исторический музей (на немецком языке) . Проверено 23 июля 2013 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Штурм, Рейнхард (23 декабря 2011 г.). «От империи к республике 1918/19» . Федеральное агентство гражданского образования (на немецком языке) . Проверено 21 июля 2023 г.
  4. ^ «Кабинет Шейдемана (13 февраля – 20 июня 1919 г.)» . Федеральный архив (на немецком языке) . Проверено 30 июля 2023 г.
  5. ^ «Кабинеты с 1919 по 1933 год» . Немецкий исторический музей (на немецком языке). 11 ноября 2022 г. . Проверено 10 августа 2023 г.
  6. ^ «Закон о временной власти Рейха». Bundesarchiv.de (на немецком языке) . Проверено 26 августа 2023 г.
  7. ^ «Переходный закон от 4 марта 1919 года» . documentarchiv.de (на немецком языке) . Проверено 22 июля 2023 г.
  8. ^ «Декрет об учреждении и назначении высших органов рейха от 21 марта 1919 года» . documentArchiv.de (на немецком языке) . Проверено 22 июля 2023 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Кабинет Шейдемана, Введение III» [Кабинет Шейдемана, Введение III]. Федеральный архив (на немецком языке) . Проверено 1 августа 2013 г.
  10. ^ Шульце, Хаген (1970), «План Восточного штата 1919 года» (PDF) , Ежеквартальные буклеты по современной истории (VFZ) (на немецком языке), 18 (2): 123–163
  11. ^ Фаукс, Бен (2014). Немецкие левые и Веймарская республика: Подборка документов . Лейден, Нидерланды: Brill. п. 28. ISBN  9789004271081 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Кабинет Шейдемана, Введение IV» [Кабинет Шейдемана, Введение IV]. Федеральный архив (на немецком языке) . Проверено 20 августа 2013 г.
  13. ^ «Перемирие с Германией» (PDF) . Бюро переписи населения США . Проверено 23 июля 2023 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Кабинет Шейдемана, Введение V» [Кабинет Шейдемана, Введение V]. Федеральный архив (на немецком языке) . Проверено 3 октября 2013 г.
  • Дедерке, К., Империя и республика - Германия 1917–1933 (немецкий), Клетт-Котта, Штутгарт, 1996, ISBN   3-608-91802-7 .
  • Кабинет Шайдемана - с 13 февраля по 20 июня 1919 г. , под редакцией Хагена Шульце, Боппард-на-Рейне (Haraldt Boldt Verlag), 1971 г. (= файлы Рейхсканцелярии, 1) Интернет-версия (немецкий)
  • Шик Х., Борьба за экономическую политику Германии после ноябрьской революции 1918 года (немецкий), Гейдельберг, 1958.
  • Шик Х., Обработка вопроса социализации в месяцы после падения государства (на немецком языке), в: Кольб Э. (ред.), От империи к республике, Neue Wissenschaftliche Bibliothek 49, Кельн, 1972, стр. 138–164.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26e11537e4b0fda22d5a37573ae10ee5__1703790420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/e5/26e11537e4b0fda22d5a37573ae10ee5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scheidemann cabinet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)