Конституционные реформы Германии октября 1918 г.
Немецкие конституционные реформы октября 1918 года (нем. Oktoberreformen ) состояли из нескольких конституционных и законодательных изменений, которые превратили Германскую империю в парламентскую монархию на короткий период в конце Первой мировой войны . Реформы, вступившие в силу 28 октября 1918 года, поставили должность канцлера в зависимость от доверия Рейхстага , а не немецкого императора , и потребовали согласия как Рейхстага, так и Бундесрата для объявления войны и мирных соглашений.
Хотя многие члены немецкого парламента долгое время выступали за демократические реформы в Рейхе, непосредственным толчком к октябрьским реформам стало неминуемое поражение Германии в войне. Верховное командование армии под командованием генералов Пауля фон Гинденбурга и Эриха Людендорфа , в чьих руках в то время находилась реальная власть, надеялось, что демократизация Рейха приведет к улучшению мирных условий со стороны союзников . Они также рассчитали, что, если мирный договор окажется невыгодным для Германии, они смогут возложить вину на политические партии, поддержавшие мир.
Реформы произошли слишком поздно, чтобы установить прочную парламентскую монархию. их . Разразившаяся вскоре после этого немецкая революция 1918–1919 годов смела 9 ноября была провозглашена республика , и вскоре император Вильгельм II официально отрекся от престола . Летом 1919 года демократическая Веймарская конституция заменила исправленную конституцию Рейха.
Фон
[ редактировать ]Политическая система Империи
[ редактировать ]Согласно конституции 1871 года , Германская империя представляла собой федерацию князей под постоянным президентством короля Пруссии , который также носил титул германского императора и был главнокомандующим Императорской немецкой армией ( Deutsches Heer ) и военно-морским флотом. ( Кайзерличе Марин ). [1] Бундесрат представлял федеральные земли, а Рейхстаг, депутаты которого избирались всеобщим, равным и тайным голосованием мужчин, действовал как парламент. Государственными делами ведал канцлер, назначавшийся императором и ответственный только перед ним. Правительство не представляло собой классический кабинет с ответственными министрами департаментов, а состояло из канцлера и государственных секретарей, которые возглавляли канцелярии Рейха и имели лишь ограниченную свободу действий. [2]
Только Рейхстаг и Бундесрат могли предлагать законы, и каждое предложение, чтобы иметь юридическую силу, требовало одобрения обоих органов. Ключевым правом рейхстага было право утверждать государственный бюджет, но по военным расходам, которые были его крупнейшей статьей, он мог голосовать только блоком и в течение семи лет, ограничения, которые ограничивали его парламентское право контроля над Армия и Флот. [3]
Первая мировая война
[ редактировать ]Когда в 1914 году разразилась Первая мировая война, парламентские группы в Рейхстаге поддержали военные действия, в том числе Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которая была крупнейшей партией в парламенте, но до этого находилась в оппозиции правительству. В ходе войны готовность следовать имперской политике снизилась, и в июле 1917 года большинство членов Рейхстага приняли Мирную резолюцию Рейхстага, стремясь к скорейшему заключению мира путем переговоров. Хотя убедить руководство рейха изменить свою политику не удалось, партии, поддержавшие резолюцию, продолжали работать вместе. Их форум сотрудничества назывался Межпартийным комитетом ( Interfraktionelle Ausschuß ) и напоминал коалицию. Помимо социал-демократов, в него входили Католическая центристская партия и Прогрессивная народная партия . [4]
Во второй половине 1918 года военное положение Германии существенно ухудшилось. В конце сентября Пауль фон Гинденбург и Эрих Людендорф, полагая, что Соединенные Штаты с большей вероятностью будут вести переговоры с новым руководством Рейха, выступили за назначение в правительство депутатов от Межпартийного комитета, чтобы они могли добиться выгодного мирного соглашения. Верховное командование армии также увидело в этом шанс переложить ответственность за невыгодный договор на стороны, поддержавшие мирное решение. 1 октября Людендорф сказал своему штабу:
«Я попросил Его Величество ввести в правительство те круги, которым мы должны быть благодарны за то, что они пришли к такому результату. [...] Позвольте им теперь заключить мир, который должен быть заключен. Они могут съесть суп, который они приготовили. для нас!" [5]
Принц Макс Баденский престола , предполагаемый наследник баденского , принц, не связанный ни с какой политической партией и считающийся либералом, был назначен императором канцлером 3 октября 1918 года. В его министры впервые вошли политики из СДПГ. . Через императора он добился увольнения Людендорфа и прекращения неограниченной подводной войны , но Соединенные Штаты ожидали дальнейшей демократизации Рейха.
Принятие
[ редактировать ]Два правительственных законопроекта
[ редактировать ]Заместитель Теодор Левальд министра внутренних дел 3 октября представил законопроект о реформе, который мало что бы изменил в политической системе. Он предложил удалить пункт 2 статьи 21 конституции, чтобы член рейхстага мог занимать рейхскую или другую государственную должность, не теряя своего места. Он также внес поправки в Закон о депутатах, согласно которым депутат канцлера не может одновременно быть членом Бундесрата. Бундесрат одобрил законопроект, и 10 октября канцлер направил его в рейхстаг. [6]
Поскольку вопросы внешней политики продолжали развиваться, желанием было поддержать немецких участников мирных переговоров, официально предоставив Рейхстагу право голоса как при объявлении войны, так и при заключении мирных соглашений. Поэтому в статью 11 конституции должны были быть добавлены новые параграфы, в которых говорилось, что не только Бундесрат, но и Рейхстаг должен был утверждать объявление войны (параграф 2), и что мирные соглашения также должны были утверждаться обоими органами (параграф 3). . 15 октября Бундесрат принял законопроект, но правительства отдельных земель жаловались на нехватку времени и поэтому не внесли в протокол голосования. [7]
Некоторые члены Бундесрата протестовали против того, что канцлер Макс фон Баден намеревался объявить на следующей сессии рейхстага, что внесет законопроект об ответственности парламента. Это означало бы, что Бундесрат занял второе место после Рейхстага. Из-за противодействия со стороны отдельных штатов Баден отложил свой план до 22 октября. [6]
На своем заседании 17 октября Межпартийный комитет единогласно выступил против этих двух законопроектов, поскольку они недостаточно решительно продвигали парламентаризацию. Они считали, что канцлер должен быть ответственен перед парламентом и что военные должны быть подчинены гражданской власти. Парламентские партии, тем не менее, не высказали тогда возражений . [8]
Речь Бадена в Рейхстаге и предложение парламентских групп
[ редактировать ]В рейхстаге 22 октября Баден не взял на себя обязательств перед канцлером, который был формально подотчетен парламенту. Он сказал, что канцлер или государственный секретарь, конечно, не могут оставаться на своем посту без доверия большинства в рейхстаге, но что Германия не должна прибегать к формам правления, которые не соответствуют ее традициям. Он анонсировал законопроект, согласно которому суд штата накажет главу правительства за действия, противоречащие конституции. Спикеры от партий большинства призвали к формальным конституционным правилам для перехода к парламентской системе правления. [8]
Затем проект предложения большинства парламентских партий был принят и пересмотрен правительством. Результат был представлен как инициатива парламентских групп 26 октября. Из-за такого подхода не было необходимости вовлекать Бундесрат, поскольку оно не считалось правительственным предложением, хотя по сути оно и было таковым. Возражения оппозиции были отклонены большинством рейхстага. Консерваторы рассматривали эти предложения как путь к радикальной демократизации, а Независимые социал-демократы (НСДПГ), левую отколовшуюся партию, отколовшуюся от СДПГ в 1917 году, как просто заплату на милитаристском пальто. [9]
24 октября Рейхстаг, словно предвидя новую систему, официально выразил доверие канцлеру 193 голосами против 52 при 23 воздержавшихся. Партии парламентского большинства проголосовали за, а консервативные партии и НСДПГ - против. Воздержались представители немецкой, польской и Эльзас-Лотарингской партий. [10] 25 и 26 октября большинство рейхстага одобрило законопроекты правительства с внесенными в них поправками. Заседания были двумя последними сессиями имперского рейхстага, избранного в 1912 году . 28 октября Бундесрат одобрил законопроекты, и в тот же день, после издания и обнародования, они вступили в силу. [10]
Император Вильгельм II хотел придать законам о реформе собственное значение, издав императорский указ сразу после их одобрения 28 октября. В нем говорилось, что передача основных прав от императора народу завершила конституционную эпоху, которая позволила народу добиться больших достижений, как, например, в течение четырех лет войны, и что император согласился с решениями рейхстага. Канцлер отложил публикацию указа, чтобы заявления Вильгельма не оказали влияния на общественность. [11]
Отдельные реформы
[ редактировать ]Должность госсекретарей
[ редактировать ]Согласно первому закону о реформе, депутаты рейхстага могли назначаться в правительство рейха и оставаться депутатами (статья 21), но не могли становиться членами Бундесрата (в отличие от членов правительства, не являвшихся депутатами рейхстага). Таким образом, депутаты Матиас Эрцбергер , Адольф Грёбер, Карл Тримборн (центристская партия), Конрад Хаусманн (Прогрессивная народная партия) и Филипп Шейдеманн (СДПГ), которым ранее было поручено выполнять обязанности государственных секретарей, могли, таким образом, быть официально назначены государственными секретарями. секретарями и остаются заместителями. То же самое относилось и к Отто Фишбеку в государственном министерстве Пруссии. [12]
Согласно измененному Закону о депутации ( Stellvertretungsgesetz ), государственный секретарь без портфеля может стать «доверенным лицом» канцлера, давая ему право подписи и возлагая на него ответственность перед парламентом. Те госсекретари, которые не были членами Бундесрата, получили право выступать в Рейхстаге. Историк конституционного права Эрнст Рудольф Хубер видел в этом реализацию «полного равенства и коллегиализации», которая была важна в переходный период с ноября 1918 года по февраль 1919 года, поскольку государственные секретари оставались на своих постах даже тогда, когда Рейхстаг уже не заседал. [13]
Парламент не настаивал на реформировании статьи 9 § 2 конституции. Он запрещал кому-либо быть членом Бундесрата и Рейхстага одновременно. Канцлер или государственный секретарь, желавшие остаться депутатом рейхстага, не могли стать делегатами прусского бундесрата. [14] При Империи для канцлеров было само собой разумеющимся быть одновременно президентом министров Пруссии, а также голосовать по прусским вопросам.
Война и мир
[ редактировать ]Согласно второму закону, как объявление войны, так и мирные соглашения требовали согласия Рейхстага и Бундесрата. Император больше не мог объявлять войну самостоятельно, даже в чисто оборонительных целях. Однако следует отметить, что в августе 1914 года Бундесрат одобрил объявление войны, а рейхстаг одобрил финансирование войны. Рейхстаг и Бундесрат также участвовали в мирном договоре с Россией в начале 1918 года. [13]
Доверие парламента канцлеру
[ редактировать ]Согласно новой статье 15 §3 конституции (также измененной вторым законом), Рейхстаг может заставить канцлера уйти в отставку путем вотума недоверия. Тогда императору пришлось уволить канцлера. Назначение нового канцлера, процесс которого конкретно не был прописан, по-прежнему казалось инициативой императора. [15]
Подотчетность канцлера и министров
[ редактировать ]Согласно новой статье 15 §4, всякий раз, когда император осуществлял свои конституционные полномочия, канцлер нес ответственность за все свои политические действия. Это относилось к декретам, а также к заявлениям и речам, которые по своему характеру не были формально скреплены канцлером. Военное право императора на командование ( Kommandogewalt ) также входило в сферу ответственности канцлера и, таким образом, подлежало парламентскому контролю. [16]
Новая статья 15 §5 возлагала на канцлера и министров ответственность перед Бундесратом и Рейхстагом за свое поведение при исполнении служебных обязанностей. Статья разъясняла существующее законодательство, при этом система оставалась федеральной из-за подотчетности Бундесрату, хотя только Рейхстаг мог заставить канцлера уйти в отставку. Государственные секретари (министры) становились подотчетными так же, как и канцлеры, но рейхстаг не мог вынести им вотум недоверия. Эрнст Хубер писал: «Различные положения были скорее импровизированными, чем полностью продуманными. Тем не менее, явным намерением было предоставить Рейхстагу конституционный приоритет над Бундесратом с правом вотума доверия или недоверия. Октябрьские законы безошибочно отнесли Бундесрат на второе место. место." [17]
Военные
[ редактировать ]Императорская немецкая армия состояла из контингентов отдельных государств Пруссии, Баварии , Вюртемберга и Саксонии , верховное командование принадлежало императору. Второй закон о реформе положил конец его независимости в командовании вооруженными силами. Через канцлера Рейхстаг должен был прямо или косвенно осуществлять контроль над военным командным составом армии и флота. Тем не менее военное управление и вопросы прямого командования оставались отдельными, причем последнее не подлежало парламентскому контролю. [18]
Военные министры Пруссии, Баварии, Вюртемберга и Саксонии были ответственны перед Бундесратом и Рейхстагом (новая статья 66, §4) и должны были скреплять свою подпись при назначении, переводе, продвижении по службе и выходе в отставку армейских офицеров и должностных лиц в контингенте своего государства (новая Статья 66 §3). [19] В случае с военно-морским флотом канцлер подписался (новая статья 51, § 1, предложение 3). Он также подписал назначения верховных главнокомандующих контингентов и других старших офицеров (новая статья 64 § 2). [19]
События после принятия
[ редактировать ]На следующий день после объявления законов о реформе, 29 октября, начался мятеж немецкого флота открытого моря . В течение нескольких дней восстание небольшого числа экипажей кораблей переросло в Кильский мятеж и, в конечном итоге, в немецкую революцию 1918–1919 годов . Во все большем количестве немецких городов повстанцы формировали советские рабочие и солдатские советы , которые захватывали власть на местном, а во многих случаях и на государственном уровне.
Президент США Вудро Вильсон косвенно потребовал отречения кайзера в своих ответах на просьбу Германии о перемирии. Если руководство СДПГ, как и буржуазные партии, было в принципе готово принять парламентскую монархию при новом императоре, то ее сторонники, рабочие и солдатские советы, Независимые социал-демократы и Союз Спартака выступали за отмену монархии. Чтобы предотвратить подобные требования, Макс фон Баден несколько дней тщетно пытался убедить Вильгельма II отречься от престола. Опасаясь, что он потеряет контроль над ситуацией в Берлине , и чтобы предотвратить гражданскую войну, канцлер самостоятельно провозгласил 9 ноября отречение императора и передал бразды правления социал-демократу Фридриху Эберту . Такое действие не было предусмотрено конституцией Рейха даже после октябрьских реформ. Предвосхищать провозглашение социалистической советской республики, запланированное спартаковцем Карлом Либкнехтом , социал-демократом. Филипп Шейдеман провозгласил республику В тот же день . 11 ноября Германия подписала Компьенское перемирие .
Правительство, возглавляемое социал-демократами, назначило на 19 января 1919 года выборы в Национальное собрание , которое должно было дать Германии новую конституцию. демократическая Веймарская конституция 11 августа 1919 года была обнародована . Он предусматривал назначение президента рейха , полномочия которого были аналогичны полномочиям бывшего императора, поскольку они были ограничены октябрьскими конституционными реформами. Президент Рейха назначал и увольнял канцлера и министров, и они зависели от доверия большинства в Рейхстаге. Парламент мог добиться отставки канцлера или министров, но в конституции не было конструктивного вотума недоверия, который не позволял бы парламенту вытеснить канцлера, если у него не было большинства для построения нового правительства. Отсутствие этого положения – например, существующего в конституции Федеративной Республики Германия – в значительной степени способствовало политической нестабильности республики. Эксперт по конституционному праву Хубер придерживался мнения, что при разработке октябрьских реформ партии уже приняли на себя риск неспособности сформировать большинство. [16]
Оценка
[ редактировать ]Менее чем через две недели после принятия законов о реформе Совет народных депутатов пришел к власти в качестве революционного переходного правительства. Поэтому невозможно сказать, как развивалась бы Германия при измененной конституции и избирательных реформах, которые были завершены в Рейхе и продолжались в Пруссии. По словам историка Гюнтера Май, давление времени на написание реформ «в конечном итоге просто кодифицировало изменения в конституционной практике, поскольку они уже кристаллизовались, когда было создано правительство Макса фон Бадена». [20]
Май считал, что нечеткие правила оставляют открытыми области потенциального конфликта, в результате чего нет уверенности в том, что демократизация посредством парламентаризации будет успешной в долгосрочной перспективе. Нерешенные вопросы включали в себя, должен ли император продолжать предлагать кандидатуру канцлера и должен ли он привлекать Рейхстаг к принятию решения. Реформы в целом были далеко идущими и поспешными, но в то же время слишком половинчатыми, чтобы предотвратить угрозу революции снизу. В конечном итоге остались люди и символы старой имперской власти. [20]
Конституционная реформа была возможна только при участии большинства парламентских групп. Историк Томас Нипперди придерживался мнения, что поэтому было бы неправильно, как это делают некоторые, говорить о революции сверху. «Партии не позволили приказать себе революцию; они выдвинули свои собственные требования, и именно они добились перемен». Требования партий большинства были в основном удовлетворены. Новая система была импровизированной, остатки старой остались, и неизвестно, приняли ли бы император и военные навсегда парламентаризацию. Прежде всего, внутренняя ситуация достигла апогея: «Октябрьские реформы сами по себе не имели никакого эффекта, а были поглощены радикализацией немецкой революции». [21] Революция не была случайной, поскольку в «жизни и мире народа авторитарное государство» с его иерархией и милитаризмом «было гораздо большим, чем можно было устранить несколькими, хотя и фундаментальными, изменениями в конституции». По мнению Нипперди, реформа произошла слишком поздно, и несмотря на смену власти, ее оказалось недостаточно. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Конституции Германии. (1866/67 – 1918)» [Конституция Германии. (1866/67 – 1918)]. Конституции мира (на немецком языке) . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Легко, Йоханнес (11 ноября 2022 г.). «Конституция Германской империи» . Немецкий исторический музей (на немецком языке) . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Нипперди, Томас (1995). История Германии 1866–1918 гг. Второй том. Государство власти перед демократией [ История Германии 1866–1918. Том 2. Государство власти до демократии ] (на немецком языке) (3-е изд.). Мюнхен: CH Бек. стр. 206–207. ISBN 978-3406348013 .
- ^ Матиас, Эрик; Морси, Рудольф, ред. (1959). Межгрупповой комитет 1917/18 (на немецком языке). Дюссельдорф: Дросте.
- ^ Небелин, Манфред (2011). : Диктатор в Людендорф Первой мировой войне (на немецком языке). Мюнхен: Зидлер Верлаг. ISBN 9783886809653 .
- ^ Jump up to: а б Хубер, Эрнст Рудольф (1978). Конституционная история с 1789 года ( Германии на немецком языке). Том V. Мировая война, революция и обновление Рейха: 1914–1919. Штутгарт: В. Кольхаммер. стр. 584–585. ISSN 0066-6505 .
- ^ Хубер 1978 , с. 585.
- ^ Jump up to: а б Хубер 1978 , с. 586.
- ^ Хубер 1978 , с. 587.
- ^ Jump up to: а б Хубер 1978 , стр. 587–588.
- ^ Хубер 1978 , с. 592.
- ^ Хубер 1978 , стр. 588–589.
- ^ Jump up to: а б Хубер 1978 , с. 589.
- ^ Апельт, Виллибальт (1964). История ( Веймарской конституции на немецком языке) (2-е изд.). Мюнхен / Берлин: CH Beck. п. 33.
- ^ Хубер 1978 , стр. 589–590.
- ^ Jump up to: а б Хубер 1978 , с. 590.
- ^ Хубер 1978 , стр. 590–591.
- ^ Хубер 1978 , стр. 591–592.
- ^ Jump up to: а б Хубер 1978 , с. 591.
- ^ Jump up to: а б Мэй, Гюнтер (1987). Конец империи. Политика и военное дело в Первой мировой войне [ Конец Империи. Политика и война в Первой мировой войне ] (на немецком языке). Мюнхен: DTV. п. 166. ИСБН 9783423045100 .
- ^ Нипперди, Томас (1993). История Германии 1866–1918 гг. Том 2: Силовое государство перед демократией [ История Германии 1866–1918. Том 2. Государство власти перед демократией ] (на немецком языке) (2-е изд.). Мюнхен: Бек. стр. 866–868. ISBN 9783406348013 .
- ^ Нипперди 1993 , с. 868–869.