Jump to content

Зеами Мотокиё

Дзэами Мотокиё ( 世ami yuanqing ) (ок. 1363 – ок. 1443), также известный как Кандзэ Мотокиё ( 観世元清 ) , был японским косметологом , актёром и драматургом.

Его отец, Канами Киёцугу , познакомил его с постановками театра Но в молодом возрасте и обнаружил, что он опытный актер. Канами также обладал навыками актерского мастерства и сформировал семейный театральный ансамбль. По мере роста популярности у Дзеами появилась возможность выступать перед сёгуном Асикага Ёсимицу . Сёгун был впечатлен молодым актером и начал заводить с ним любовный роман. [1] Дзэами был представлен двору Ёсимицу и получил образование в области классической литературы и философии, продолжая при этом действовать. В 1374 году Зеами получил покровительство и сделал актерскую карьеру. После смерти отца в 1385 году он возглавил семейную труппу, и эта роль добилась большего успеха.

Дзеами смешивал в своих произведениях различные классические и современные темы, а также использовал японские и китайские традиции. Он включил в свои работы многочисленные темы дзэн- буддизма, и более поздние комментаторы обсуждали степень его личного интереса к дзэн. Точное количество написанных им пьес неизвестно, но, вероятно, их будет от 30 до 50. Он написал множество трактатов о Но, обсуждая философию исполнения. Эти трактаты являются старейшими известными работами по философии драмы в японской литературе, но они не получили популярного распространения до 20 века.

После смерти Ёсимицу его преемник Асикага Ёсимоти был менее благосклонен к драме Дзэами. Зеами успешно добился покровительства богатых купцов и продолжил свою карьеру при их поддержке. Он стал известным и уважаемым в японском обществе. Асикага Ёсинори стал враждебно относиться к Дзеами после того, как стал сёгуном в 1429 году. Ёсинори высоко уважал племянника Дзеами Оннами и не соглашался с отказом Дзеами объявить Оннами своим преемником на посту лидера его труппы. Возможно, из-за этого разногласия, хотя было выдвинуто множество конкурирующих теорий, Ёсинори отправил Дзеами в изгнание на остров Садо . После смерти Ёсинори в 1441 году Дзеами вернулся в материковую Японию, где и умер в 1443 году.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Зеами родился в 1363 году. [2] возле Нары [3] и в детстве был известен как Киёмото. [2] В более поздней генеалогии его мать упоминается как дочь священника и военного чиновника, но она не считается достоверной. [3] Его отец Канами руководил театральной труппой. [2] которые в основном выступали в регионе Киото , [4] прежде чем стать популярным в конце 1360-х - начале 1370-х годов. Когда они стали более известными, труппа Канами начала выступать в Дайдзёги. [5] Зеами выступал в труппе и считался привлекательным и высококвалифицированным. [6]

Эбина-но Наами, советник сёгуна Асикага Ёсимицу, пригласил труппу выступить перед сёгуном, которому тогда было 17 лет. [4] Сёгун был очень влиятельным в политическом отношении и был покровителем искусств. [7] Он был впечатлен труппой и покровительствовал Канами. Труппа стала делать акцент на развлекательной ценности выступления, а не на его религиозном значении. Это была форма развлечения, связанная со страной, но при поддержке Ёсимицу она стала ассоциироваться с высшим классом. [8] Сёгуна очень привлекал Дзеами, что вызвало споры среди аристократов из-за того, что Дзеами принадлежал к низшему классу. [5] Ёсимицу регулярно приглашал Канами и Дзеами в суд, а Дзеами сопровождал его на мероприятия. [9] Благодаря своей связи с сёгуном, Дзеами получил классическое образование у придворного государственного деятеля и поэта Нидзё Ёсимото. [10] Нидзё был известен своими навыками ренга и обучал Дзеами литературе, поэзии и философии. Такое образование было очень необычным для актера: из-за своего низшего сословия актеры получали мало образования. [7]

«Каденшо, Фусикаден, Цветущий дух» Дзэами, «Цветущий дух № 7», рукопись секты Кандзэ.

Зеами получил покровительство в 1374 году, что было тогда редкой честью для актера. [10] Покровительство позволило ему стать профессиональным художником. [11] и он начал руководить труппой после смерти своего отца в 1385 году. Труппа добилась успеха во время его пребывания на посту лидера. [12] Руководя труппой, он написал первые японские трактаты по прагматической эстетике. [4]

Зеами придерживался формалистического процесса написания: он начинал с темы, определял структуру и заканчивал написанием текста. Количество пьес, которые он написал, точно неизвестно и оценивается примерно в 50 или 60. [13] Его интеллектуальные интересы были эклектичны. [11] и он был опытным писателем Ренги. [14] «Сказка о Хейке» стала источником нескольких его самых известных пьес. [15] Он интегрировал древнюю японскую и китайскую поэзию в свою драму. [16] Значительное влияние на него оказали современные драматурги Доами и Зоами. [17] заслужил признание в своих трактатах. Особенно хорошо он отзывался о Зоами, [7] но его сдвиг в сторону Югена и от Мономане, возможно, произошел из-за влияния Доами. [18] Он смешал народный танец, драму и музыку с классической поэтикой и тем самым расширил и популяризировал классическую традицию. [4] В своих более ранних работах он использовал иллюстрации дзэн, создавая новые слова дзэн и используя устоявшиеся слова дзэн вне контекста. Многие из тем, которые он использовал, присутствуют в других школах буддизма. [18] В то время в Японии доминировала культура дзэн, и он был зарегистрирован в храме дзэн. [19] и был другом известного дзэнского священника. [18] В 1422 году он стал монахом-мирянином. [20]

Одно из самых важных выступлений в карьере Дзэами произошло в 1394 году. В то время Асикага Ёсимицу посетил храм Касуга в Наре , и Дзэами выступил во время визита. [21] Это было важное политическое событие, так что Зеами, вероятно, тогда был известным художником. В 1399 году он дал два значительных выступления для сёгуна. [22] на одном из которых мог присутствовать император Го-Комацу . [23]

Дзеами нашел Ёсимицу трудным покровителем. [23] и с ним соперничал Инуо, актер Саругаку , за благосклонность Сёгуна. [24] Хотя Ёсимицу умер в 1408 году, [24] а новый сёгун, Ёсимоти, был равнодушен к Дзеами. [25] и предпочитал дэнгаку , работы Зоами [7] Карьера Зеами оставалась сильной [26] из-за его связей с городским торговым классом. Благодаря своему статусу уважаемого общественного деятеля, он имел доступ к ряду покровителей. [26] В конце концов он достиг статуса знаменитости [7] и написал значительную сумму между 1418 и 1428 годами. [26]

Авторство пьес Но – сложный вопрос, часто вызывающий споры. Зеами приписывают множество пьес, и известно, что он участвовал в редактировании и передаче многих других. Точно известно, что некоторые пьесы были написаны им. Его пьесы передавались из поколения в поколение лидеров Канзе, в результате чего они пересматривались и перерабатывались различными лидерами. [27] Заами повсеместно приписывают следующее: [28]

Трактаты

[ редактировать ]

Зеами написал 21 критическое произведение за примерно четыре десятилетия. [29] В его трактатах обсуждаются принципы Но. Он стремился донести до коллег важнейшие аспекты театра, обсуждая образование актера, [30] игра персонажей, музыка и физические движения. [31] Они также обсудили более широкие темы, например, как следует прожить жизнь. [32] Трактаты предназначались для небольшого круга его коллег, поскольку труппы были наследственными и подобная информация традиционно передавалась из поколения в поколение. Он хотел облегчить этот процесс [25] обеспечить дальнейшее покровительство труппе. [33]

Фушикаден

[ редактировать ]

Дзэами написал несколько трактатов о драме, первым из которых был « Фусикаден» ( 風姿花伝 , «Передача цветка через (мастерство) форм», более свободно «Стиль и цветок») , известный в просторечии как Каденсё ( 花伝書 , «Книга передачи цветка») . Это первый известный трактат о драме в Японии; [22] хотя подобные трактаты были написаны японскими буддистскими сектами и поэтами, это трактат Но. Дж. Томас Раймер предполагает, что на эту идею ему пришло образование Зеами в области поэзии ренга. [33] В частности, он включает в себя тщательный анализ дзё-ха-кю , который Зеами рассматривал как универсальную концепцию. Его первый трактат включает в себя большую часть взглядов его отца на Но. [22]

Вот и все

[ редактировать ]

Трактат Какё был написан позже и описывает личные взгляды Дзеами. Хотя Фусикаден подробно обсуждает цветы, Какё имеет дело с духовной красотой и содержит рассуждения о голосе актера и его сознании. [17] Некоторые ученые приписывают этот сдвиг возможному интересу к дзэн. [18] Разница в возрасте между его первой и последней работами, похоже, также существенно повлияла на его точку зрения. [19] Он потратил значительное количество времени на написание Какё и передал законченную работу своему сыну Мотомасе . [34] Сын Дзеами, Мотоёси, ранее переписал трактат Дзеами « Размышления об искусстве» . [25]

Отклонить

[ редактировать ]

После того, как Асикага Ёсинори стал сёгуном, он продемонстрировал более глубокое презрение к Дзэами, чем его предшественники. [19] хотя происхождение его чувств неизвестно. Слухи были сосредоточены на связи Зеами с Масасигэ. [19] и теория о том, что Зеами был реставратором. [4] В 1967 году была обнаружена генеалогия Кандзэ-Фукуду, что подтвердило идею о том, что политика способствовала обращению Ёсинори с Дзеами. Генеалогия показала, что брат матери Зеами был сторонником южного двора против сёгуната Асикага. [2] Ёсинори иногда считают эксцентричным, и предполагалось, что он наказал Зеами, потому что ему не нравились его выступления. (Ёсинори предпочитал красочные пьесы [35] в нем участвовали актеры, изображавшие демонов; подобные пьесы редко встречались в репертуаре Зеами.) [36] Ёсинори, которому нравился Мономане, предпочитал Оннами. [35] поскольку в его выступлениях участвовали демоны. [36] Зеами был близок со своим Оннами, и они выступали вместе. [36] Дзеами не был уверен, сможет ли кто-нибудь из его сыновей возглавить труппу после его смерти, поэтому он уделил особое внимание развитию Оннами. [37] Однако Мотомаса стал руководить труппой в 1429 году. [37] В том же году Мотомаса и Оннами выступили для Ёсинори во время 10-дневного фестиваля. [38] Ёсинори запретил Дзеами появляться в императорском дворце Сэнто . [19] возможно, из-за его отказа предоставить Оннами все свои сочинения. [37] В следующем году музыкальное руководство храмом Киётаки было передано от Мотомасы Оннами. [19] В том же году сын Зеами Мотоёси ушел из жизни и стал буддийским священником. [25] В том же году умер Мотомаса; было высказано предположение, что он был убит. [19] Хотя он потерял политическую поддержку, Зеами продолжал много писать. [39]

Оннами унаследовал руководство школой Кандзэ Дзеами . [36] Назначение было произведено сёгунатом, хотя труппы традиционно были наследственными. [25] Дзеами изначально выступал против руководства Оннами труппой, но в конце концов согласился. [36] Зеами считал, что его линия умерла вместе с Мотомасой, но Оннами чувствовал, что он продолжает линию. [39] Зеами передал свои завершенные работы Конпару Зенчику , а не Оннами. [39]

Остров Садо

[ редактировать ]

В 1434 году Зеами был сослан на остров Садо. [19] Свою последнюю записанную работу он завершил два года спустя, предоставив подробный отчет от первого лица о своем изгнании. [40] В рассказе он выражает стоическое отношение к своим несчастьям. [41] О конце его жизни мало что известно, но традиционно считалось, что он был помилован и вернулся на материк перед смертью. [25] Дзэами умер в 1443 году и был похоронен в Ямато. Его жена умерла вскоре после этого. [42]

Наследие

[ редактировать ]

Дзеами известен как выдающийся автор Но и художник, доведший его до классического воплощения. [4] Ученые приписывают ему около 50 пьес, многие из которых переведены на европейские языки. Современные версии его пьес иногда упрощены. Некоторые из его пьес уже не сохранились, а примерно 16 существуют лишь в виде редких рукописей. [43]

Биографических документов Зеами сохранилось немного, отсутствие достоверных сведений о его жизни привело к значительному количеству спекуляций. [4] Некоторые общие темы в предположениях заключаются в том, что Зеами мог быть шпионом, священником секты Цзи или мастером дзэн. [4]

Трактаты Зеами не были широко доступны после его смерти; только воины высшего сословия могли получить к ним доступ. В 1908 году несколько трактатов были обнаружены в магазине подержанных книг в Японии. После этого открытия они получили более широкое распространение, но полный набор не был опубликован до 1940 года. [44] Пьесы Зеами постоянно ставились в Японии с момента их написания. [29]

Кратер был назван в честь Зеами на планете Меркурий в 1976 году. [45]

  1. ^ Луи Кромптон (2003). Гомосексуализм и цивилизация . Издательство Гарвардского университета. п. 424 . ISBN  9780674011977 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Заяц 1996, с. 14
  3. ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 15
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Заяц 1996, с. 12
  5. ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 16
  6. ^ Заяц 1996, с. 18
  7. ^ Jump up to: а б с д и Раймер 1984, с. восемнадцатый
  8. ^ Заяц 1996, с. 13
  9. ^ Уилсон 2006, с. 43
  10. ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 17
  11. ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 11
  12. ^ Заяц 1996, с. 21
  13. ^ Коэн, Роберт (2020). «Глава 7: Театральные традиции». Театр: Краткое издание . Донован Шерман (Двенадцатое изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 201. ИСБН  978-1-260-05738-6 . OCLC   1073038874 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  14. ^ Заяц 1996, с. 19
  15. ^ Уилсон 2006, с. 153
  16. ^ Уилсон 2006, с. 18
  17. ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 30
  18. ^ Jump up to: а б с д Заяц 1996, с. 31
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Заяц 1996, с. 32
  20. ^ Уилсон 2006, с. 45
  21. ^ Заяц 1996, с. 22
  22. ^ Jump up to: а б с Заяц 1996, с. 23
  23. ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 25
  24. ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 26
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж Раймер 1984, с. XIX
  26. ^ Jump up to: а б с Заяц 1996, с. 28
  27. ^ Рат, Эрик К. (2003). «Вспоминая Дзеами: школа Канзе и ее патриарх» . Азиатский театральный журнал . 20 (2): 191–208. дои : 10.1353/atj.2003.0027 . hdl : 1808/9963 . ISSN   1527-2109 . S2CID   55033358 .
  28. ^ Тайлер 1992, введение к пьесе
  29. ^ Jump up to: а б Куинн 2005, с. 1.
  30. ^ Кенклис 2018
  31. ^ Раймер 1984, с. XVII
  32. ^ Уилсон 2006, с. 15
  33. ^ Jump up to: а б Раймер 1984, с. хх
  34. ^ Заяц 1996, с. 29
  35. ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 33
  36. ^ Jump up to: а б с д и Заяц 1996, с. 35
  37. ^ Jump up to: а б с Уилсон 2006, с. 46
  38. ^ Заяц 1996, с. 34-35
  39. ^ Jump up to: а б с Заяц 1996, с. 36
  40. ^ Заяц 1996, с. 37
  41. ^ Уилсон 2006, с. 47
  42. ^ Заяц 1996, с. 38
  43. ^ Раймер 1984, с. xxvii
  44. ^ Уилсон 2006, с. 49.
  45. ^ «Зеами» . Справочник планетарной номенклатуры . НАСА . Проверено 15 января 2020 г. .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22d193c970c037295cf138cfcab86998__1721506260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/98/22d193c970c037295cf138cfcab86998.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zeami Motokiyo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)