Зеами Мотокиё
Дзэами Мотокиё ( 世ami yuanqing ) (ок. 1363 – ок. 1443), также известный как Кандзэ Мотокиё ( 観世元清 ) , был японским косметологом , актёром и драматургом.
Его отец, Канами Киёцугу , познакомил его с постановками театра Но в молодом возрасте и обнаружил, что он опытный актер. Канами также обладал навыками актерского мастерства и сформировал семейный театральный ансамбль. По мере роста популярности у Дзеами появилась возможность выступать перед сёгуном Асикага Ёсимицу . Сёгун был впечатлен молодым актером и начал заводить с ним любовный роман. [1] Дзэами был представлен двору Ёсимицу и получил образование в области классической литературы и философии, продолжая при этом действовать. В 1374 году Зеами получил покровительство и сделал актерскую карьеру. После смерти отца в 1385 году он возглавил семейную труппу, и эта роль добилась большего успеха.
Дзеами смешивал в своих произведениях различные классические и современные темы, а также использовал японские и китайские традиции. Он включил в свои работы многочисленные темы дзэн- буддизма, и более поздние комментаторы обсуждали степень его личного интереса к дзэн. Точное количество написанных им пьес неизвестно, но, вероятно, их будет от 30 до 50. Он написал множество трактатов о Но, обсуждая философию исполнения. Эти трактаты являются старейшими известными работами по философии драмы в японской литературе, но они не получили популярного распространения до 20 века.
После смерти Ёсимицу его преемник Асикага Ёсимоти был менее благосклонен к драме Дзэами. Зеами успешно добился покровительства богатых купцов и продолжил свою карьеру при их поддержке. Он стал известным и уважаемым в японском обществе. Асикага Ёсинори стал враждебно относиться к Дзеами после того, как стал сёгуном в 1429 году. Ёсинори высоко уважал племянника Дзеами Оннами и не соглашался с отказом Дзеами объявить Оннами своим преемником на посту лидера его труппы. Возможно, из-за этого разногласия, хотя было выдвинуто множество конкурирующих теорий, Ёсинори отправил Дзеами в изгнание на остров Садо . После смерти Ёсинори в 1441 году Дзеами вернулся в материковую Японию, где и умер в 1443 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Зеами родился в 1363 году. [2] возле Нары [3] и в детстве был известен как Киёмото. [2] В более поздней генеалогии его мать упоминается как дочь священника и военного чиновника, но она не считается достоверной. [3] Его отец Канами руководил театральной труппой. [2] которые в основном выступали в регионе Киото , [4] прежде чем стать популярным в конце 1360-х - начале 1370-х годов. Когда они стали более известными, труппа Канами начала выступать в Дайдзёги. [5] Зеами выступал в труппе и считался привлекательным и высококвалифицированным. [6]
Эбина-но Наами, советник сёгуна Асикага Ёсимицу, пригласил труппу выступить перед сёгуном, которому тогда было 17 лет. [4] Сёгун был очень влиятельным в политическом отношении и был покровителем искусств. [7] Он был впечатлен труппой и покровительствовал Канами. Труппа стала делать акцент на развлекательной ценности выступления, а не на его религиозном значении. Это была форма развлечения, связанная со страной, но при поддержке Ёсимицу она стала ассоциироваться с высшим классом. [8] Сёгуна очень привлекал Дзеами, что вызвало споры среди аристократов из-за того, что Дзеами принадлежал к низшему классу. [5] Ёсимицу регулярно приглашал Канами и Дзеами в суд, а Дзеами сопровождал его на мероприятия. [9] Благодаря своей связи с сёгуном, Дзеами получил классическое образование у придворного государственного деятеля и поэта Нидзё Ёсимото. [10] Нидзё был известен своими навыками ренга и обучал Дзеами литературе, поэзии и философии. Такое образование было очень необычным для актера: из-за своего низшего сословия актеры получали мало образования. [7]
Карьера
[ редактировать ]Зеами получил покровительство в 1374 году, что было тогда редкой честью для актера. [10] Покровительство позволило ему стать профессиональным художником. [11] и он начал руководить труппой после смерти своего отца в 1385 году. Труппа добилась успеха во время его пребывания на посту лидера. [12] Руководя труппой, он написал первые японские трактаты по прагматической эстетике. [4]
Зеами придерживался формалистического процесса написания: он начинал с темы, определял структуру и заканчивал написанием текста. Количество пьес, которые он написал, точно неизвестно и оценивается примерно в 50 или 60. [13] Его интеллектуальные интересы были эклектичны. [11] и он был опытным писателем Ренги. [14] «Сказка о Хейке» стала источником нескольких его самых известных пьес. [15] Он интегрировал древнюю японскую и китайскую поэзию в свою драму. [16] Значительное влияние на него оказали современные драматурги Доами и Зоами. [17] заслужил признание в своих трактатах. Особенно хорошо он отзывался о Зоами, [7] но его сдвиг в сторону Югена и от Мономане, возможно, произошел из-за влияния Доами. [18] Он смешал народный танец, драму и музыку с классической поэтикой и тем самым расширил и популяризировал классическую традицию. [4] В своих более ранних работах он использовал иллюстрации дзэн, создавая новые слова дзэн и используя устоявшиеся слова дзэн вне контекста. Многие из тем, которые он использовал, присутствуют в других школах буддизма. [18] В то время в Японии доминировала культура дзэн, и он был зарегистрирован в храме дзэн. [19] и был другом известного дзэнского священника. [18] В 1422 году он стал монахом-мирянином. [20]
Одно из самых важных выступлений в карьере Дзэами произошло в 1394 году. В то время Асикага Ёсимицу посетил храм Касуга в Наре , и Дзэами выступил во время визита. [21] Это было важное политическое событие, так что Зеами, вероятно, тогда был известным художником. В 1399 году он дал два значительных выступления для сёгуна. [22] на одном из которых мог присутствовать император Го-Комацу . [23]
Дзеами нашел Ёсимицу трудным покровителем. [23] и с ним соперничал Инуо, актер Саругаку , за благосклонность Сёгуна. [24] Хотя Ёсимицу умер в 1408 году, [24] а новый сёгун, Ёсимоти, был равнодушен к Дзеами. [25] и предпочитал дэнгаку , работы Зоами [7] Карьера Зеами оставалась сильной [26] из-за его связей с городским торговым классом. Благодаря своему статусу уважаемого общественного деятеля, он имел доступ к ряду покровителей. [26] В конце концов он достиг статуса знаменитости [7] и написал значительную сумму между 1418 и 1428 годами. [26]
Пьесы
[ редактировать ]Авторство пьес Но – сложный вопрос, часто вызывающий споры. Зеами приписывают множество пьес, и известно, что он участвовал в редактировании и передаче многих других. Точно известно, что некоторые пьесы были написаны им. Его пьесы передавались из поколения в поколение лидеров Канзе, в результате чего они пересматривались и перерабатывались различными лидерами. [27] Заами повсеместно приписывают следующее: [28]
- Акойя-но Мацу, в настоящее время не в репертуаре но.
- Ацумори
- Это произойдет
- Изуцу , вероятно, написанный в конце 1420-х или начале 1430-х годов.
- Кинута, написанная, вероятно, в начале 1430-х годов.
- Мацукадзе , используя отрывок Канами.
- Сайгё Закура
- Секидера Комачи
- Таданори
- Такасаго
- Яманба
- Яшима
Трактаты
[ редактировать ]Зеами написал 21 критическое произведение за примерно четыре десятилетия. [29] В его трактатах обсуждаются принципы Но. Он стремился донести до коллег важнейшие аспекты театра, обсуждая образование актера, [30] игра персонажей, музыка и физические движения. [31] Они также обсудили более широкие темы, например, как следует прожить жизнь. [32] Трактаты предназначались для небольшого круга его коллег, поскольку труппы были наследственными и подобная информация традиционно передавалась из поколения в поколение. Он хотел облегчить этот процесс [25] обеспечить дальнейшее покровительство труппе. [33]
Фушикаден
[ редактировать ]Дзэами написал несколько трактатов о драме, первым из которых был « Фусикаден» ( 風姿花伝 , «Передача цветка через (мастерство) форм», более свободно «Стиль и цветок») , известный в просторечии как Каденсё ( 花伝書 , «Книга передачи цветка») . Это первый известный трактат о драме в Японии; [22] хотя подобные трактаты были написаны японскими буддистскими сектами и поэтами, это трактат Но. Дж. Томас Раймер предполагает, что на эту идею ему пришло образование Зеами в области поэзии ренга. [33] В частности, он включает в себя тщательный анализ дзё-ха-кю , который Зеами рассматривал как универсальную концепцию. Его первый трактат включает в себя большую часть взглядов его отца на Но. [22]
Вот и все
[ редактировать ]Трактат Какё был написан позже и описывает личные взгляды Дзеами. Хотя Фусикаден подробно обсуждает цветы, Какё имеет дело с духовной красотой и содержит рассуждения о голосе актера и его сознании. [17] Некоторые ученые приписывают этот сдвиг возможному интересу к дзэн. [18] Разница в возрасте между его первой и последней работами, похоже, также существенно повлияла на его точку зрения. [19] Он потратил значительное количество времени на написание Какё и передал законченную работу своему сыну Мотомасе . [34] Сын Дзеами, Мотоёси, ранее переписал трактат Дзеами « Размышления об искусстве» . [25]
Отклонить
[ редактировать ]После того, как Асикага Ёсинори стал сёгуном, он продемонстрировал более глубокое презрение к Дзэами, чем его предшественники. [19] хотя происхождение его чувств неизвестно. Слухи были сосредоточены на связи Зеами с Масасигэ. [19] и теория о том, что Зеами был реставратором. [4] В 1967 году была обнаружена генеалогия Кандзэ-Фукуду, что подтвердило идею о том, что политика способствовала обращению Ёсинори с Дзеами. Генеалогия показала, что брат матери Зеами был сторонником южного двора против сёгуната Асикага. [2] Ёсинори иногда считают эксцентричным, и предполагалось, что он наказал Зеами, потому что ему не нравились его выступления. (Ёсинори предпочитал красочные пьесы [35] в нем участвовали актеры, изображавшие демонов; подобные пьесы редко встречались в репертуаре Зеами.) [36] Ёсинори, которому нравился Мономане, предпочитал Оннами. [35] поскольку в его выступлениях участвовали демоны. [36] Зеами был близок со своим Оннами, и они выступали вместе. [36] Дзеами не был уверен, сможет ли кто-нибудь из его сыновей возглавить труппу после его смерти, поэтому он уделил особое внимание развитию Оннами. [37] Однако Мотомаса стал руководить труппой в 1429 году. [37] В том же году Мотомаса и Оннами выступили для Ёсинори во время 10-дневного фестиваля. [38] Ёсинори запретил Дзеами появляться в императорском дворце Сэнто . [19] возможно, из-за его отказа предоставить Оннами все свои сочинения. [37] В следующем году музыкальное руководство храмом Киётаки было передано от Мотомасы Оннами. [19] В том же году сын Зеами Мотоёси ушел из жизни и стал буддийским священником. [25] В том же году умер Мотомаса; было высказано предположение, что он был убит. [19] Хотя он потерял политическую поддержку, Зеами продолжал много писать. [39]
Оннами унаследовал руководство школой Кандзэ Дзеами . [36] Назначение было произведено сёгунатом, хотя труппы традиционно были наследственными. [25] Дзеами изначально выступал против руководства Оннами труппой, но в конце концов согласился. [36] Зеами считал, что его линия умерла вместе с Мотомасой, но Оннами чувствовал, что он продолжает линию. [39] Зеами передал свои завершенные работы Конпару Зенчику , а не Оннами. [39]
Остров Садо
[ редактировать ]В 1434 году Зеами был сослан на остров Садо. [19] Свою последнюю записанную работу он завершил два года спустя, предоставив подробный отчет от первого лица о своем изгнании. [40] В рассказе он выражает стоическое отношение к своим несчастьям. [41] О конце его жизни мало что известно, но традиционно считалось, что он был помилован и вернулся на материк перед смертью. [25] Дзэами умер в 1443 году и был похоронен в Ямато. Его жена умерла вскоре после этого. [42]
Наследие
[ редактировать ]Дзеами известен как выдающийся автор Но и художник, доведший его до классического воплощения. [4] Ученые приписывают ему около 50 пьес, многие из которых переведены на европейские языки. Современные версии его пьес иногда упрощены. Некоторые из его пьес уже не сохранились, а примерно 16 существуют лишь в виде редких рукописей. [43]
Биографических документов Зеами сохранилось немного, отсутствие достоверных сведений о его жизни привело к значительному количеству спекуляций. [4] Некоторые общие темы в предположениях заключаются в том, что Зеами мог быть шпионом, священником секты Цзи или мастером дзэн. [4]
Трактаты Зеами не были широко доступны после его смерти; только воины высшего сословия могли получить к ним доступ. В 1908 году несколько трактатов были обнаружены в магазине подержанных книг в Японии. После этого открытия они получили более широкое распространение, но полный набор не был опубликован до 1940 года. [44] Пьесы Зеами постоянно ставились в Японии с момента их написания. [29]
Кратер был назван в честь Зеами на планете Меркурий в 1976 году. [45]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Луи Кромптон (2003). Гомосексуализм и цивилизация . Издательство Гарвардского университета. п. 424 . ISBN 9780674011977 .
- ^ Jump up to: а б с д Заяц 1996, с. 14
- ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 15
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Заяц 1996, с. 12
- ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 16
- ^ Заяц 1996, с. 18
- ^ Jump up to: а б с д и Раймер 1984, с. восемнадцатый
- ^ Заяц 1996, с. 13
- ^ Уилсон 2006, с. 43
- ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 17
- ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 11
- ^ Заяц 1996, с. 21
- ^ Коэн, Роберт (2020). «Глава 7: Театральные традиции». Театр: Краткое издание . Донован Шерман (Двенадцатое изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 201. ИСБН 978-1-260-05738-6 . OCLC 1073038874 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Заяц 1996, с. 19
- ^ Уилсон 2006, с. 153
- ^ Уилсон 2006, с. 18
- ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 30
- ^ Jump up to: а б с д Заяц 1996, с. 31
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Заяц 1996, с. 32
- ^ Уилсон 2006, с. 45
- ^ Заяц 1996, с. 22
- ^ Jump up to: а б с Заяц 1996, с. 23
- ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 25
- ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 26
- ^ Jump up to: а б с д и ж Раймер 1984, с. XIX
- ^ Jump up to: а б с Заяц 1996, с. 28
- ^ Рат, Эрик К. (2003). «Вспоминая Дзеами: школа Канзе и ее патриарх» . Азиатский театральный журнал . 20 (2): 191–208. дои : 10.1353/atj.2003.0027 . hdl : 1808/9963 . ISSN 1527-2109 . S2CID 55033358 .
- ^ Тайлер 1992, введение к пьесе
- ^ Jump up to: а б Куинн 2005, с. 1.
- ^ Кенклис 2018
- ^ Раймер 1984, с. XVII
- ^ Уилсон 2006, с. 15
- ^ Jump up to: а б Раймер 1984, с. хх
- ^ Заяц 1996, с. 29
- ^ Jump up to: а б Заяц 1996, с. 33
- ^ Jump up to: а б с д и Заяц 1996, с. 35
- ^ Jump up to: а б с Уилсон 2006, с. 46
- ^ Заяц 1996, с. 34-35
- ^ Jump up to: а б с Заяц 1996, с. 36
- ^ Заяц 1996, с. 37
- ^ Уилсон 2006, с. 47
- ^ Заяц 1996, с. 38
- ^ Раймер 1984, с. xxvii
- ^ Уилсон 2006, с. 49.
- ^ «Зеами» . Справочник планетарной номенклатуры . НАСА . Проверено 15 января 2020 г. .
Библиография
[ редактировать ]
- Заяц, Томас Бленман (1996), Стиль Зеами: пьесы Но Зеами Мотокиё , Stanford University Press , ISBN 978-0-8047-2677-1
- Кенклис, Карстен (2018), Вечный цветок ребенка: признание детства в образовательной теории театра Но Зеами . Философия и теория образования, электронная публикация перед печатью (PDF) , doi : 10.1080/00131857.2018.1533463 , S2CID 149911307
- Куинн, Шелли Фенно (2005), Развитие дзеами: настройка актера Но на практике , University of Hawaii Press , ISBN 978-0-8248-1827-2
- Раймер, Дж. Томас ; Ямазаки, Масакадзу (1984), Об искусстве драмы но: основные трактаты Дзэами , Princeton University Press , ISBN 978-0-691-10154-5
- Тайлер, Ройалл , японские драмы Но . (1992) Лондон: Penguin Books , ISBN 978-0140445398 .
- Уилсон, Уильям Скотт (2006), Цветущий дух: классические учения об искусстве Но , Kodansha International , ISBN 978-4-7700-2499-2
- 1363 рождения
- 1443 смерти
- Японские философы XV века
- Японские актеры-мужчины XIV века
- Японские актеры-мужчины XV века
- Японские драматурги и драматурги XV века.
- Японские философы XIV века
- Мужчины-любители королевской семьи
- ЛГБТ XIV века
- Но драматурги
- Философы искусства
- Японские буддисты
- Японские драматурги и драматурги XIV века.
- ЛГБТ 15-го века