Африканский обряд
Эта статья включает неотредактированный текст из общедоступной Католической энциклопедии . Он может быть устаревшим или отражать точку зрения Католической церкви на 1913 год. ( декабрь 2018 г. ) |
В истории христианства африканский обряд относится к ныне несуществующему христианскому латинскому литургическому обряду и считается развитием или, возможно, местным использованием примитивного римского обряда . Сосредоточенная вокруг Карфагенской архиепархии в Раннеафриканской церкви , она использовала латинский язык . [1]
Африканский обряд можно рассматривать в двух различных периодах: доникейском периоде , когда христиане подвергались гонениям и не могли свободно развивать формы общественного богослужения, и когда литургические молитвы и действия не стали фиксированными; и посленикейский период, когда простые импровизированные формы молитвы уступили место более сложным, установленным формулировкам, а примитивные литургические действия превратились в величественные и формальные церемонии. [2]
Фон
[ редактировать ]Африканская литургия использовалась не только в старой римской провинции Африки, которой был Карфаген столицей , но также в Нумидии и Мавретании — фактически, во всей Северной Африке от границ Египта на западе до Атлантического океана , то есть Раннеафриканская церковь , сосредоточенная вокруг Карфагенской архиепархии . [2]
Христианство было введено в проконсульскую Африку во второй половине II века нашей эры, вероятно, миссионерами из Рима , а затем быстро распространилось по другим африканским провинциям . [2]
Хотя языком Африканского обряда была латынь , он был модифицирован введением многих классических « африканизмов ». Поскольку он использовался по крайней мере более столетия до того, как Римская церковь сменила свой официальный литургический язык с греческого койне на латинскую идиому , это, вероятно, самый старый латинский литургический обряд . [2]
Поскольку Африканская Церковь зависела от епископства Рима и поскольку между Африкой и Римом существовала постоянная связь по церковным делам, можно предположить, что поднимались литургические вопросы, обсуждались различные обычаи и обычаи или формулы одной церкви, принятые другой. [2]
Таким образом, изучение африканской литургии может быть полезно для отслеживания происхождения и развития различных латинских литургических обрядов , а также для определения того, как один обряд влиял (часто обогащал) на другой. Африканская литургия, по-видимому, оказала влияние на мосарабскую и галликанскую литургии — сходство во фразеологии указывает на общее античное происхождение или взаимную зависимость литургий. [2] (возможно, антиохийский и коптский ).
Доникейский период
[ редактировать ]Никаких литургических кодексов не сохранилось - все они были утеряны из-за уничтожения исламского вторжения и из-за относительно сельского характера африканских регионов, что затрудняло реконструкцию древней африканской литургии. Цитаты и ссылки из литургических книг и обрядов редки в произведениях ранних церковных писателей и соборов.
Однако различные источники освещают обычаи, свойственные африканской церкви, а также то, какие формуляры и церемонии были общими для всех западных церквей: [2]
- Два писателя — Тертуллиан и св. Киприан — предоставили полезную информацию об африканской литургии. Сочинения Тертуллиана особенно богаты описаниями и намеками на церковные обычаи. [2]
- деяния первых мучеников, например святых Перпетуи и Фелициты . Показательны также [2]
- Наконец, надписи на христианских (кладбищных) памятниках свидетельствуют о верованиях и обычаях того времени. [2]
Молитвы
[ редактировать ]Молитвы христиан были либо частными, либо литургическими. Они молились наедине каждое утро и вечер, причем многие из них молились часто в течение дня, например, в третий, шестой и девятый час, перед едой и перед тем, как предпринять какую-либо необычную работу или предприятие. Литургические молитвы произносились главным образом во время собраний верующих для наблюдения за бдением или во время празднования праздника Агапе и Святой Евхаристии ( мессы ). [2]
Эти христианские собрания в Африке, похоже, создавались по тем же планам, что и в других странах. В определенной степени они подражали Слову богослужения еврейской синагоги (в том числе и торжественному пению чтений), добавляя к нему евхаристическую службу и некоторые специфические для христианства установления. [2]
Эти собрания характеризовались тремя элементами: псалмопением , чтением отрывков из Ветхого и Нового Заветов и молитвой, к которой проповедь на тему Священного Писания обычно добавлял диакон , священник или епископ . Иногда такие собрания отличались от Мессы, но иногда они служили подготовкой к совершению божественных тайн . [2]
Церковные священники председательствовали на собрании, давались наставления и увещевания, читались молитвы о нуждах Церкви, учитывались и обеспечивались нужды братии, совершались различные дела, относящиеся к христианской общине, и, наконец, Агапе праздник , вероятно, - пока полностью не исчез в начале III века - отмечался как достойное завершение воссоединения последователей Христа. Праздник Агапе, судя по всему, отмечался в Африке так же, как и в других странах, и превратился в злоупотребление, которое необходимо пресекать здесь, как и в других странах. [2] (Уже апостол Павел осудил злоупотребления этим обычаем; эти осуждения привели к тому, что этот обычай был подавлен апостольской церковью или ее непосредственными ранними преемниками.)
Эти литургические собрания обычно происходили ночью или незадолго до рассвета, и поэтому Тертуллиан говорит о таком собрании как coetus antelucanus , «собрании перед рассветом» (Апол., II), тогда как другие говорят о нем как о бдении . Возможно, этот час был выбран для того, чтобы христиане могли избежать своих языческих гонителей или чтобы отметить время воскресения Иисуса . [2]
Христианская литургия в строгом смысле слова – это совершение Евхаристии, предполагающее бескровную жертву и ее завершение. Обычно это происходило после долгих молитв во время бдения. Следы древних бдений сохранились в сходстве с подготовительной частью сегодняшней Мессы или, возможно, даже более явно в первой части Месс в дни Эмбера или Мессой Преждеосвященных в Страстную пятницу . Таким образом, Евхаристия обычно совершалась очень рано утром, и обычный день, выбранный для участия в Евхаристии, приходился на священное воскресенье, в память воскресения Иисуса . [2]
Суббота и праздники
[ редактировать ]Суббота в еврейском понимании не соблюдалась христианами в этот ранний период. От еврейских праздников также отказались, как пишет Тертуллиан («О идолатрии», xiv) о соблюдении праздников христианами, «которым чужды субботы, а также новолуния и праздники, ранее любимые Богом». Воскресенье теперь было днем Господним Нового Завета , днем радости, в который было запрещено поститься и молиться в коленопреклоненной (покаянной) позе: «Мы считаем пост или коленопреклонение во время поклонения в день Господень незаконным». . (Терт., Де корона, III.) [2]
Поскольку воскресение Иисуса чествовалось в воскресенье, вполне естественно, что пятницу считали подходящей для празднования страданий и смерти Христа. Поэтому первые христиане собирались для молитвы в пятницу. [2] который был отмечен за воздержание от мяса и пост в других христианских писаниях (Дидахе, Сирия).
Христиане также собирались по средам, но происхождение этого дня как дня собраний объяснить невозможно. Тертуллиан называл собрания по средам и пятницам станциями ( stationes ). В Африке, по-видимому, было принято совершать Евхаристию в дни станции, хотя в других церквях, похоже, этого не было. Однако повсюду в церквях это были дни поста. Поскольку пост продолжался только до девятого часа, то литургия и причастие совершались примерно в это же время во второй половине дня. [2]
Из всех воскресений праздник Пасхи был самым большим и отмечался с особой торжественностью. Страстная пятница , названная Тертуллианом «Пасхой», была днем строгого поста, продолжавшегося до Великой субботы . Хотя Страстная пятница была подготовкой к празднику Пасхи, это было самое торжественное бдение в году, по образцу которого строились все бдения. [2]
В Великую субботу , по-видимому, не было назначено никакого специального литургического богослужения, нынешняя служба представляет собой ожидаемое древнее пасхальное бдение. Пасхальное бдение, возможно, соблюдалось так торжественно из-за традиционной веры в то, что Иисус вернется, чтобы судить мир в праздник Пасхи, и ранние христиане надеялись, что Он найдет их бдительными, подготовленными и молящимися. [2] Эти бдения вдохновлялись парозианскими . верованиями ранних христиан, ожидавших очень близкого возвращения своего Господа
За Пасхой во времена Тертуллиана следовали пятьдесят дней радости до Пятидесятницы (дара Святого Духа ), которая считалась завершением пасхального сезона, а не торжественным праздником, имеющим особое значение. [2]
В III веке (200-300 гг. н. э.) Великий пост как период сорокадневного поста был неизвестен в Африке. О больших праздниках литургического года ранние авторы, по-видимому, ничего не знали - Рождество (Рождество), Обрезание Иисуса , Богоявление , праздники Пресвятой Богородицы и праздники Апостолов, по-видимому, не отмечались. в Африканской Церкви, [2] или, по крайней мере, не с особой торжественностью.
Праздники местных христианских мучеников, по-видимому, имели приоритет над тем, что сейчас считается величайшими праздниками Церкви, и их годовщины отмечались с большой торжественностью задолго до того, как были введены незыблемые праздники . Лишь гораздо позже стали совершать поминки зарубежным святым. Ранние христиане с большой преданностью относились к мученикам и исповедникам христианской веры, бережно хранили и почитали их мощи, совершали паломничество к их могилам, стремились быть похороненными как можно ближе к мощам мучеников. Таким образом, календарь Африканской Церкви в доникейский период содержал сравнительно небольшое количество праздничных дней. [2]
Евхаристия
[ редактировать ]Важнейшей литургической функцией является совершение Мессы или Евхаристии. Африканская церковь, похоже, разделила мессу на мессу оглашенных и мессу верующих. Среди православных христиан оглашенным было строго запрещено участвовать в умилостивительной жертве Евхаристии (мессы верных). [2]
Хлеб и вино использовались и используются в качестве причастия, но уже в ранние времена к вину добавляли немного воды, чтобы обозначить союз людей со Христом. Святитель Киприан строго осуждал епископов, употреблявших в чаше только воду, заявляя, что вода не является основным компонентом жертвы и исключительное ее использование делает таинство недействительным. [2]
В сочинениях Тертуллиана и св. Киприана есть отрывки, которые, кажется, передают форму Евхаристии в самих словах Христа, цитируемых в Священном Писании . Иногда между словами Африканского обряда и фразеологией все еще существующего и используемого Римского канона существует большое сходство . Есть намеки на Предисловие, Sanctus , «воспоминание» Иисуса Христа, Pater noster и на различные одобрения . [2] Эти элементы встречаются во всех апостольских и раннехристианских литургиях.
Тертуллиан часто говорит о поцелуе мира и считает эту церемонию очень важной. Ссылаются также на ектению, прочитанную во время мессы, но точных сведений о ее месте в литургии не приводится. [2]
На Мессе верующие причащались под видом хлеба от епископа или священника и под видом вина от диакона, держащего чашу , и каждый после причастия отвечал «Аминь», чтобы исповедовать свою веру в Таинство ( Реальное присутствие ). Иногда верующие несли Гостию домой и там причащались, особенно во времена гонений со стороны римских императоров. [2] Домашнее причастие, которое в более поздние времена также соблюдалось дома рукоположенными дьяконами и прислужниками , после прекращения гонений было запрещено как злоупотребление.
христиане, причащающиеся, будут Ожидалось, что поститься и не иметь серьезных грехов. Они часто причащались , особенно во время гонений . Считалось кощунственным , когда освященный хлеб или вино падали на землю или касались обычных материалов. [2]
Крещение
[ редактировать ]Крещение как первоначальный обряд христианства часто упоминается ранними авторами; Тертуллиан написал об этом таинстве специальный трактат, описывая необходимую к нему подготовку и сопровождающие его обряды: « Оглашенные должны готовиться к принятию крещения частыми молитвами, постами и бдениями». Хотя он обычно говорит о крещении взрослых, он допускает крещение младенцев, но, кажется, несколько противится практике, которую рекомендовал св. Киприан . [2] последний считает, что крещение детей необходимо для их вечного спасения.
Пасха или любой другой день между Пасхой и Пятидесятницей был временем, установленным для торжественного совершения крещения, но Тертуллиан заявляет, что, поскольку каждый день принадлежит Господу, его можно было даровать в любое время. Он считает, что им должен управлять епископ, который, однако, может поручить священнику или диакону действовать вместо него, хотя в некоторых случаях он разрешает крестить мирянам. [2]
Любая вода может служить предметом причастия, и вода используется для крещения оглашенных «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Способ крещения заключался в тройном погружении в большую купель , уже благословленную служителем. [2]
Обряд крещения сопровождался множеством символических церемоний. Прежде чем крестящийся вошел в купель, он отрекся от дьявола и его ангелов. Был также символ веры, который кандидат на крещение должен был прочитать, вероятно, африканская форма Апостольского символа веры или расширенная версия последнего. [2]
Тертуллиан дает несколько различных форм этого правила веры. После того как неофит поднялся из купели, он напился молока и меда, а затем был помазан освященным маслом . Тертуллиан сообщает также, что неофит был осенен крестным знамением, что он получил наложение рук с призыванием Святого Духа . [2] Это четкое описание таинства, называемого ныне конфирмацией или миропомазанием . По свидетельству Тертуаллиана, новокрещеный христианин сразу же причащался во время евхаристической литургии. [2]
Тертуллиан объясняет многие из этих церемоний в своем «Трактате о воскресении» (viii): «Плоть действительно омывается, чтобы душа могла очиститься; плоть помазывается, чтобы душа могла быть освящена; плоть подписывается (с крестное знамение), чтобы и душа укрепилась; плоть осенилась возложением рук, чтобы и душа просветилась Духом; чтобы и душа питалась Телом и Кровью Христовой; жирейте на своем Боге». [2]
Покаяние
[ редактировать ]Свидетельства, относящиеся к Таинству Покаяния, описывают публичные епитимьи, налагаемые за тяжкие грехи, и отпущение грехов кающимся после того, как публичные епитимьи были завершены к удовлетворению Церкви. [2]
Тертуллиан сначала утверждал, что Церковь обладает властью прощать все виды грехов, но, став монтанистом, он отрицал, что эта власть распространяется на некоторые отвратительные преступления. Позже он высмеивал практику Папы и Римской церкви, которые не отказывали в отпущении грехов ни одному истинно кающемуся христианину. [2]
Хотя он саркастически пишет о процедуре, которая применялась в Риме во времена папы св. Калликста , он также серьезно описывает способ, которым кающийся грешник получал отпущение грехов и вновь допускался в общение с верующими. Он повествует, как кающийся, «одетый во власяницу и покрытый пеплом, предстает перед собранием верных, жаждущих отпущения грехов, как он падает ниц перед священниками и вдовами, хватает край их одежд, целует следы их ног, сжимает их за колени», как епископ тем временем обращается к народу, увещевая его рассказом притчи о заблудшей овце быть милосердными и пожалеть бедного кающегося, просящего прощения. Епископ молился за кающихся, а епископ и священники возлагали на них руки в знак отпущения грехов и восстановления в церковном общении. [2]
В другом месте своих сочинений Тертуллиан упоминает о покаянии во мешковине и пепле, о плаче о грехах и о прошении прощения у верующих. Св. Киприан пишет также о различных актах покаяния, о исповедании грехов, о способе совершения публичного покаяния, о разрешении, данном священником, и о возложении рук епископа и священников посредством которой кающиеся восстановили свои права в Церкви. [2]
Свадьба
[ редактировать ]Тертуллиан говорит о брачном благословении, произнесенном Церковью на брак христиан, спрашивая, «как он мог в достаточной степени превозносить счастье того брака, который скреплен Церковью, подтвержден приношением, скрепленным благословением [благословением], которое возвещают ангелы, что подтверждено Отцом Небесным». Таким образом, христианский брак, по-видимому, праздновался публично перед Церковью с большей или меньшей торжественностью (включая совершение особой мессы : «подтверждаемой жертвоприношением» ), но брачное благословение, по-видимому, было необязательным, а не обязательным, за исключением, возможно, в силу обычая. [2]
Рукоположение
[ редактировать ]И Тертуллиан, и св. Киприан упоминают о рукоположении и различных священных санах в церковной иерархии , но, к сожалению, не дают много информации строго литургического характера. Тертуллиан говорит об епископах , священниках и диаконах , чьи полномочия и функции довольно четко определены, которые избираются братьями на основании их примерного поведения и затем посвящаются Богу посредством регулярного рукоположения. Только рукоположенные, говорит святитель Киприан, могут крестить и даровать прощение грехов. Св. Киприан различает различные ордена, упоминая епископов, священников, дьяконов, иподиаконов , аколитов , экзорцистов и чтецов , и, описывая избрание Папы Римского , св. Корнилий в Риме заявляет, что Корнилий продвигался из одного ордена в другой, пока, наконец, он был избран всеми голосами на верховный понтификат (епископа Рима). Все чины, за исключением второстепенного остиария, перечислены ранними африканскими авторами. И экзорцисты, и лекторы, по-видимому, занимали гораздо более важную литургическую позицию в ранние века как в африканской, так и в римской церквях, чем в более поздние времена в Римской церкви. Экзорциста, например, часто призывали применить силу против дьявола, которого он получил при рукоположении. Тертуллиан говорит об этой необычайной власти, проявленной во имя Христа. Иногда экзорцист прибегал к обряду экссуфляции , а иногда, как утверждает св. Киприан, заклинал злого духа уйти per Deum verum (истинным Богом). Чтецам также приходилось выполнять множество литургических функций. Чтец, например, читал уроки из Ветхого и Нового Заветов и, возможно, даже читал (части) Евангелия с кафедры людям . В более поздние времена его обязанности были разделены, и некоторые из них были переданы другим служителям, некоторые - обычным певцам. [2]
Похороны
[ редактировать ]Среди других литургических обрядов ранние авторы часто упоминают обряды, сопровождавшие погребение усопших, в частности погребение тел мучеников и исповедников. С древнейших времен христиане проявляли большое почтение к телам верующих, бальзамировали их благовониями и специями и тщательно хоронили на христианских кладбищах . Произносились молитвы об упокоении душ умерших, мессы совершались особенно в годовщину смерти, и их имена читались в Памяти мессы (чтобы облегчить возможные временные наказания, которые эти души еще могли пережить), при условии, что они были жил в соответствии с христианскими идеалами. Верующих учили не оплакивать своих усопших, а радоваться тому, что души усопших в вере и благодати уже живут с Богом и наслаждаются миром и освежающим счастьем после земных испытаний и трудов. Тертуллиан, св. Киприан и Деяния св. Перпетуи свидетельствуют о древности этих обычаев. Кладбища в Африке (называемые areae ) представляли собой не катакомбы, подобные катакомбам в Риме, а надземные, под открытым небом, и часто имели примыкающую к ним часовню ( cella ), где (иногда тайные) встречи верующих происходили в годовщины мучеников и другие христиане, похороненные там. Надписи на гробницах часто сообщают, что усопшие прожили жизнь в христианском мире, в темпе vixit , или часто выражают веру и надежду верующих на будущую счастливую жизнь вместе с Господом --spes in Deo -- в Део вивас . [2]
Св. Августин в IV веке также настаивал на том, что за обычно умерших христианских верующих следует молиться во время Евхаристии «на наших алтарях», но запрещал молиться за мучеников - считалось, что эти герои сразу же после своей смерти находятся с Богом. .
Торжественные действия
[ редактировать ]Наконец, можно рассмотреть некоторые церемониальные действия, на которые часто ссылаются ранние авторы. Молитвы произносились иногда на коленях, иногда стоя; например, по воскресеньям и в течение пятидесяти дней после Пасхи запрещалось становиться на колени, тогда как в постные дни коленопреклонение считалось уместным. Христиане молились, несколько вытянув руки в виде креста. Крестное знамение делалось очень часто, часто на каком-нибудь предмете с намерением освятить его, часто на челе христиан, чтобы призвать Божию защиту и помощь. Тертуллиан в «О Короне» пишет: «При каждом шаге и движении вперед, при каждом входе и выходе, когда мы надеваем одежду и обувь, когда купаемся, когда сидим за столом, когда зажигаем лампы, на на диване, на сиденье, во всех обычных действиях повседневной жизни мы рисуем на лбу знак креста». Ранние христиане также имели обыкновение бить себя в грудь в знак вины и раскаяния в грехе. Тертуллиан считал, что целовать мир следует часто; фактически, оно должно сопровождать каждую молитву и церемонию. Мало того, что существует множество церемониальных действий, подобных только что упомянутым, которые существовали в III веке и сохранились до сих пор в литургии, но есть также много фраз и возгласов ранней Африканской Церкви, которые нашли постоянное место в литургии. литургические формуляры. Эти выражения, а также, возможно, размеренный стиль, в котором они были составлены, возможно, оказали значительное влияние на развитие других латинских литургий. [2]
Постникейский период
[ редактировать ]После I Константина Миланского эдикта , предоставившего свободу богослужения христианской религии, и особенно после Никейского Собора , произошло большое развитие литургии Церкви. Было вполне естественно, что в течение некоторого времени после основания новой религии ее литургия должна была содержать только самое необходимое христианского богослужения и что с течением времени она должна была развивать и расширять свой ритуал в соответствии с потребностями народа. Более того, первый период был эпохой гонений, и поэтому церемониал обязательно был сокращен. Хотя золото, серебро, благовония и драгоценные одежды для служителей возникли еще в самые ранние времена Церкви, они становились все более дорогими, подобно тому, как церкви и часовни становились большими зданиями вместо домашних или кладбищенских молебен. Поэтому, когда гонения прекратились, Церковь немедленно начала расширять свою церемонию, изменяя и видоизменяя старые формы и вводя новые обряды согласно требованиям общественного литургического богослужения, чтобы литургия была более достойной, более пышной и более впечатляющей. Вначале человеку была предоставлена большая свобода священнослужителю импровизировать молитвы литургии, при условии, что он будет придерживаться строгой формы в главном и следовать требуемой теме, но позднее Церковь почувствовала потребность в наборе формуляров и фиксированных церемоний, чтобы не догматических обнаружили ошибок. выражения в литургии и тем самым развращают веру людей. В IV веке все эти тенденции к расширению и развитию очень заметны во всех литургиях. Это относится и к Церкви на территории, которая сейчас называется Северной Африкой, во втором периоде истории африканской литургии, охватывающем четвертый, пятый, шестой и VII века до начала VIII века, когда христианство в (Северная) Африка практически исчезла с появлением ислама в регионе. Никаких богослужебных книг или кодексов, относящихся к этому периоду, не сохранилось, поэтому литургию необходимо реконструировать по современным писаниям и памятникам. Из писателей того периода святой Августин, епископ Гиппона (354–430 гг.), но наиболее богат намеками на церемонии и формуляры Св. Оптат , Марий Викторин , Арнобий и Виктор Витенсис дают некоторые полезные сведения. Надписи, которые в этот период более многочисленны, и археологические находки также предоставляют некоторые литургические данные. [2]
Теперь появляется начало настоящего церковного календаря с четко установленными праздниками и постами. Великий праздник Пасхи, от которого зависели все передвижные праздники, отмечается еще с большей торжественностью, чем во времена Тертуллиана. Перед Пасхой был период сорокадневной подготовки, посвященный посту и другим покаяниям. Пасхальное бдение отмечалось по обычному ритуалу, но продолжительность служб, по-видимому, была увеличена. За пасхальным торжеством последовал период пятидесятидневного празднования до дня Пятидесятницы, который в IV веке, по-видимому, имел характерный характер как воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов, а не как завершение Пасхального торжества. Пасхальный сезон. На Страстной неделе Великий четверг отмечал установление Евхаристии, и, по словам св. Августина, кроме утренней Мессы, совершалась и вечерняя Месса, чтобы осуществить все обстоятельства установления на Тайной Вечере. Страстную пятницу отмечали посещением длительных литургических служб, а Великую субботу праздновали примерно так же, как во времена Тертуллиана. День Вознесения, кажется, был введен в IV веке (хотя, возможно, раньше в других церквях), но во времена Св. Августина он уже повсеместно соблюдался. Что касается непереносимых праздников, то Рождество и Крещение , которые Тертуллиану были неизвестны или казались неважными, с величайшей торжественностью отмечались уже в начале V века. Первое января отмечалось не как праздник Обрезания, а как день поста, установленный с целью отвратить народ от празднования языческих праздников, которые еще имели место в это время года еще многочисленные язычники Римской империи. (Только после 389 г. н.э. языческие праздники 1 января прекратились.) Были введены праздники в честь неместных святых, например, сразу после Рождества - праздник Св. Первомученик Стефан святые Невинные Вифлеемские , и свв. Иакова и Иоанна , а позже в том же году праздники Св. Иоанна Крестителя , Св. Петра и Павла , святых Маккавеев , святого Лаврентия , святого Винсента и т. д. Праздники местных мучеников отмечались еще с большей торжественностью, чем в ранние времена, и часто сопровождались роскошными светскими пиршествами после церковных служб ( пить, петь и есть), что часто осуждалось в некоторых проповедях того времени из-за злоупотреблений. Когда ежегодно отмечалось такое большое количество праздников, следовало ожидать, что будет составлен список или календарь, и, по правде говоря, календарь был составлен для использования Карфагенской церковью в начале VI в. века, откуда можно получить очень важную информацию об установлении и истории великих праздников. [2]
Когда христианство получило юридическое признание в Римской империи (313 г. н.э.), христиане начали строить церкви и украшать их, чтобы они служили своим целям. Большинство из них были построены в стиле старой базилики с некоторыми отличиями. Храмы часто освящались в честь святых мучеников, а мощи мучеников помещались под алтарями. В надписях того периода упоминается посвящение мученикам, а также тот факт, что мощи были помещены в церковь или в алтарь. Сам жертвенник, называемый менса (стол), обычно был сделан из дерева, но иногда и из камня, и покрыт льняной тканью. Существовал особый обряд освящения церквей, а также освящения жертвенников, при котором использовалась освященная вода и крестное знамение. [2] Благословение и хиротония состоялись архиерея .
Месса стала ежедневным мероприятием, совершаемым каждое утро, когда христиане могли часто собираться, не опасаясь преследований, и когда возросшее количество праздников требовало более частого совершения литургических служб. Мало что известно с точностью и достоверностью о составе различных частей африканской постникейской мессы, но все же у разных авторов имеется множество упоминаний, которые дают некоторую ценную информацию. Месса оглашенных состояла из псалмов и уроков из Священного Писания. Эти уроки были выбраны как из Ветхого, так и из Нового Завета, и, похоже, их было три урока, как и в некоторых восточных литургиях : один из Ветхого Завета, один из Посланий Нового Завета и один из Евангелий. Третий Карфагенский собор постановил, что в церквях можно читать только уроки из канонических книг Священного Писания или из деяний мучеников в их праздничные дни. Между Посланием и Евангелием читался псалом, содержащий какую-то идею, гармонирующую с праздником дня, и соответствовал постепенный или трактат в римской мессе . Аллилуйя пелась также более или менее торжественно, особенно по воскресеньям и во время пятидесятидневного продления праздника Пасхи. За уроками Священного Писания обычно следовала проповедь, после которой как оглашенные, так и кающиеся отпускались, и начиналась месса верующих. Это правило отклонения оглашенных и т. д., по-видимому, строго соблюдалось, поскольку почти все писатели Северо-Западной Африки в своих проповедях или других произведениях употребляют выражения, указывающие на то, что их слова будут понятны только посвященным, а оглашенные были невежественный в тайнах, совершаемых на Мессе верующих. Литания . могла быть прочитана после Евангелия, хотя ее точное положение не может быть определено с уверенностью Литания состояла из коротких прошений о различных нуждах Церкви, чем-то напоминая прошения в нынешней Литании Святых Римского обряда , или, возможно, молитвы за разные классы людей или нужды Церкви, которые сейчас читают в Страстную пятницу. . Люди, вероятно, ответили аплодисментами типа Kyrie eleison , или – более логично – Te rogamus audi nos . [2]
Во времена св. Августина пение Оффертория в Карфагенской церкви было введено ; он состоял из псалма, имеющего какое-то отношение к жертвоприношению , и пелся, пока люди приносили подношения церкви/литургии (деньги, товары). Каждый из верующих должен был принести приношение для своего святого причастия. Приношения, чистый пшеничный хлеб и вино, были приняты епископом и помещены на алтарь с соответствующими молитвами, а затем епископ приступил к мессе. Остальные приношения клались перед священным пространством вокруг алтаря, а не внутри него. . написанное на латыни Dominus vobiscum Предисловию предшествовало . Канон мессы был известен в Африке как actio , или повестка дня, и упоминался очень редко из-за «дисциплины тайны». Однако у африканских писателей есть некоторые отрывки, которые показывают, что между африканским actio и римским евхаристическим каноном было большое сходство , настолько большое, что некоторые тексты, сопоставленные друг с другом, почти идентичны. В действии содержались обычные молитвы, поминовение живых и усопших, слова установления и освящения жертвы, воспоминание жизни Христовой, Pater Noster и подготовка к Причастию. Pater Noster, по-видимому, занимал то же место, что и теперь в римском каноне, и было сказано перед Причастием, как утверждает св. Августин, потому что в молитве Господней мы просим Бога простить наши преступления, и таким образом мы можем подходите к столу с лучшим расположением. Целование мира последовало вскоре после Pater Noster и было тесно связано с Причастием, рассматриваясь как символ братского союза, существующего между всеми, причастившимися Тела и Крови Христовых, соединенными через Него. Верующие часто причащались, и их поощряли к ежедневному причастию. В назначенное время причастники подходили к алтарю и там причащались Евхаристии под обоими видами, отвечая «Аминь» на формулу, произносимую священником, чтобы исповедовать свою веру в только что полученное Таинство. Во время раздачи причастия тридцать третий псалом читался или пелся , потому что в нем содержались стихи, которые считались подходящими для Причастия. Затем были произнесены благодарственные молитвы, и народ вышел из церкви с благословением. [2] (пресвитерское или епископское благословение в виде креста).
Молитвы, сопровождающие совершение других таинств, по-видимому, стали более постоянными и удлинились со времен Тертуллиана. Для более благопристойного и удобного совершения Таинства Крещения были воздвигнуты большие украшенные баптистерии , в которых обряд совершался с большой торжественностью. Африканская церковь, по-видимому, следовала практически тому же ритуалу, что и Римская церковь во время оглашения, которое длилось сорок дней, предшествовавших Пасхе. Св. Августин, например, говорит об обучении оглашенных Апостольскому Символу веры и Молитве Господней (Отче наш), а также о обрядах Пасхального бдения, как если бы они были в соответствии с теми, которые использовались в Риме; но, по-видимому, есть только одно помазание священным маслом, которое после крещения, и целование мира после крещения по-прежнему дается, как и во дни св. Киприана. Виктор Витенсис утверждает, что Африканская Церковь признала праздник Богоявления днем, назначенным для торжественного совершения крещения по обычаю, сложившемуся в восточных церквях. Неофиты конфирмовались после крещения возложением рук и помазанием миром чела в виде креста и в тот же день, по-видимому, получили первое святое причастие примерно с теми же обрядами, что и в преддверии. Никейский период гонений. Обряд Таинства Покаяния в Африке имеет мало особенностей; были наложены публичные покаяния, и примирение кающихся произошло таким же образом, как и во времена Тертуллиана. [2] (Личной, часто публичной, исповедью и отпущением грехов архиерея, между прочим, священника, после длительного покаянного поста.)
О браке часто упоминается, особенно у святого Августина, который говорит о брачном благословении и различных других церемониях, гражданских и религиозных, связанных с ним.
Поскольку Таинство Священства, как и Евхаристия, имело более публичный характер, на него часто ссылаются в писаниях и надписях посленикейского времени. Делаются намеки на различные ордена и на рукоположение, но почти никогда не приводится описание обряда рукоположения или объяснение формул. Следует отметить, что теперь появляется архидиакон , и на него возлагаются особые функции. Священнослужители начинали свою церковную карьеру в качестве лекторов, часто в нежном (очень молодом) возрасте, и лекторы образовывали схолу ( школу канторов), которая исполняла церковные обязанности на латинском пении. Позже лекторы стали певчими , а их обязанности были переданы другим служителям. Св. Августин также часто говорит о церемонии посвящения девственниц , которая, по-видимому, была предназначена для епископов. Вуаль могла получить верующие женщины в Африке в гораздо более молодом возрасте, чем в Риме. [2]
Верующие проявляли такую же любовную заботу и уважение к телам усопших, как и в доникейский период, но теперь погребальные обряды стали более длительными и торжественными. За усопших, как и прежде, возносились молитвы, служилась также месса за души усопших, совершались особые обряды во время движения похоронной процессии и при погребении тела. Имена умерших читались в диптихах, а специальные прото- заупокойные в годовщины смерти по ним совершались мессы. Более того, в надписях этого века содержатся прекрасные чувства надежды на счастливую будущую жизнь для тех, кто жил и умер в мире Господнем, и молятся Богу даровать вечный покой и блаженство уповающим на Его милость. Многие из этих выражений очень похожи на фразы, используемые сейчас в римском обряде во время похорон умерших. [2]
Божественная канцелярия постепенно развивалась, но все еще находилась в очень зачаточном состоянии. Оно состояло из декламации или пения псалмов и песнопений , стихов и восклицаний, а также чтения отрывков из Священного Писания. В Африканской Церкви существовал специальный сборник песнопений, взятых из Ветхого Завета, а также, возможно, сборник гимнов св. Амвросия . Многие из стихов, цитируемых в писаниях того времени, теперь можно найти в нынешней римской литургии. Св. Августин, очевидно, был против растущей тенденции отказаться от простого речитативного тона и сделать песнопения богослужений более торжественными, сложными и богато украшенными по мере того, как церемониал становился более формальным. Постепенно формуляры стали более фиксированными, а свобода импровизации была ограничена африканскими советами . Однако немногие молитвы сохранились, хотя в сочинениях того периода цитировались многие более короткие стихи и возгласы, как, например, Deo Gratias , Deo Laudes и Аминь , которым народ одобрял слова проповедника или славословия и выводы некоторых молитв. Люди по-прежнему часто использовали крестное знамение в своих частных богослужениях, как и в более трудные дни Тертуллиана (когда христиане все еще находились под гонениями). Другими распространенными церемониальными действиями были ударение в грудь в знак покаяния, вытягивание рук в форме креста (особенно это делали священнослужители во время литургии), преклонение колен во время молитв и т. д., и все это передавалось от первобытные времена. Таковы некоторые из наиболее важных данных, предоставленных ранними авторами и надписями относительно литургии Африканской Церкви, и они полезны для того, чтобы показать особенности латинских литургических обрядов в Африке (ныне: Северная Африка , за исключением первоначально Александрийского обряда в Египте ). а также сходство африканской и других литургий. [2]
См. также
[ редактировать ]- Ранняя африканская церковь
- Латинские литургические обряды
- Католические обряды ордена
- Заир Использование
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ЕПИСКОП, туалет (1911). «Африканский обряд». Журнал богословских исследований . ос – XIII (50): 250–277. дои : 10.1093/jts/os-xiii.50.250 . ISSN 0022-5185 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гоггин, Джон Фрэнсис (1907). « Африканская литургия ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.