Я считаю, что это абсурд
Credo quia абсурдум — латинская фраза, означающая «я верю, потому что это абсурдно», первоначально ошибочно приписываемая Тертуллиану в его «De Carne Christi» . Считается, что это перефразирование слов Тертуллиана « prorsus credibile est, quia ineptum est », что означает «это вполне достоверно, потому что непригодно», или « certum est, quia impossibile », что означает «это несомненно, потому что невозможно». . Это соответствует антимаркионитскому контексту . Риторика раннего Нового времени , протестантизма и Просвещения против католицизма и религии в более широком смысле привела к тому, что эта фраза была изменена на «Я верю, потому что это абсурдно», перемещена из ее первоначального антимаркионитского контекста в личный религиозный контекст. [1]
История фразы
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Исходная фраза, прежде чем она была преобразована риторикой Просвещения в ее современную форму «Я верю, потому что это абсурдно», появилась в « работе Тертуллиана De Carne Christi» ( ок. 203–206 ), которую ученые читали как «Я верю, потому что это абсурдно». непригодный». Контекст представляет собой защиту догматов ортодоксального христианства от докетизма :
Латинский текст: и умер сын Божий: [вполне] правдоподобно, потому что неразумно.
и он был погребен и воскрес: это несомненно, потому что это невозможно.
Английский перевод: и Сын Божий умер; оно [совершенно] правдоподобно, потому что оно неуместно;
и он был погребен и воскрес; это несомненно, потому что это невозможно. [1]
Ученые-тертуллианцы пришли к единому мнению, что прочтение «Я верю, потому что это абсурдно» резко расходится с собственными мыслями Тертуллиана, учитывая приоритет, отдаваемый аргументированным аргументам и рациональности в его трудах. [2] [3] [4] [5] [6] [7] В том же произведении Тертуллиан позже напишет: «Но и здесь у меня должны быть какие-то причины». [8] В другом месте он пишет, что новый христианин «не должен верить ничему, кроме того, что ни во что нельзя верить поспешно». [9] Ученые отмечают дополнительные примеры того, как Тертуллиан действует, следуя методу аргументированных аргументов. [10] Значение этой фразы может относиться к 1 Коринфянам 1:17–31, где что-то глупое для человека может быть частью Божьей мудрости. [11] или Тертуллиан, возможно, повторяет идею, репетированную в , Аристотеля «Риторике» где Аристотель утверждает, что что-то более правдоподобно, если это невероятное утверждение, по той причине, что оно не было бы выдумано, если бы оно действительно было настолько невероятным для человека. разум. [12] Эрик Осборн заключает, что «классическая формула credo quia абсурдум (даже исправленная на quia ineptum ) не отражает мысли Тертуллиана». [7]
Передача в эпоху раннего Нового времени и современное использование
[ редактировать ]Этому принципу не уделялось внимания в классический и средневековый периоды. [13] однако эта максима сначала начала привлекать внимание, а затем претерпела изменения в эпоху раннего Нового времени. В 1521 году учёный-гуманист Беат Ренан Тертуллиана выпустил издание «De carne Christi» . [14] Единственным французским переводом этого произведения, появившимся в 17 веке, было издание Луи Жири 1661 года. [15] По словам Питера Харрисона , впервые это изречение было процитировано в Томаса Брауна очень влиятельной классической религиозной книге Religio Medici («Религия врача»), что гарантировало, что в это время изречение получило широкую аудиторию, и Браун также изменил контекст фразы Тертуллиана с рассуждений против Маркиона на личную веру, а также сместил формулировку фразы с ее первоначальной certum est, quia impossibile (« Это несомненно , потому что невозможно») на « Я верю , потому что это невозможно» . ." [1] Многие современники Брауна критиковали его и Тертуллиана за это изречение, в том числе Генри Мора , Эдварда Стиллингфлита , Роберта Бойля и Джона Локка . По мере роста протестантской антикатолической полемики и риторики многие писатели начали ассоциировать с этой максимой определенные католические доктрины (а позже и в целом христианство у некоторых других писателей), особенно пресуществление . Затем эта максима была доведена до французской аудитории через Пьера Бэйля 1697 года весьма влиятельный «Исторический и критический словарь» , в котором каталогизировались противоречия философского и религиозного характера, а также исторические события и люди, связанные с ними. [1] Затем Вольтер в своей анонимно опубликованной книге «Ужин графа де Буленвилье» (1767) довел максиму до следующего шага и сместил фразу с «Я верю, потому что это невозможно » на «Я верю, потому что это абсурдно ». Вольтер также приписывал это Августину, а не Тертуллиану, гораздо более центральной фигуре в христианской истории. [16] Эту максиму продолжали приписывать Августину до тех пор, пока Гастон де Флотт не заметил оригинальную латынь и неправильное приписывание Вольтера, однако риторическая привлекательность этой максимы была достаточно велика, и она продолжала широко использоваться даже по сей день. [1] в том числе его использовали такие деятели, как Зигмунд Фрейд , Эрнст Кассирер , Макс Вебер , Ричард Докинз , Джерри Койн и даже Саймона Блэкберна Оксфордский философский словарь . [17] [18]
Более поздний комментарий
[ редактировать ]Эта фраза не выражает католическую веру , как объяснил Папа Бенедикт XVI : «Католическая традиция с самого начала отвергла так называемый «фидеизм», то есть желание верить вопреки разуму. Credo quia абсурдум (я верю, потому что это абсурд) не является формулой, интерпретирующей католическую веру». [19]
Таким образом, эту фразу иногда связывают с доктриной фидеизма , то есть «системы философии или умонастроения, которая, отрицая способность человеческого разума без посторонней помощи достичь уверенности, утверждает, что фундаментальный акт человеческого познания состоит в акт веры, а высшим критерием уверенности является авторитет» согласно Католической энциклопедии 1913 года , в которой позже говорится: «Поэтому неудивительно, что Церковь осудила такие доктрины». [20]
Эту фразу также использовали, хотя часто в разных интерпретациях, некоторые экзистенциалисты . Например, Ницше , возможно, самый ранний экзистенциалист и, тем не менее, уже отважившийся выйти далеко за пределы этого влиятельного набора течений, постулировал:
Многие, несомненно, достигли того смирения, которое говорит: credo quia абсурдум est, и принесли ему в жертву свой разум; но, насколько я знаю, никто еще не достиг того смирения, которое говорит: credo quia абсурдная сумма , хотя это только еще один шаг вперед. [21]
Эта фраза вдохновила на знаменитую Г. Л. Менкена фразу : «Тертуллиану приписывают девиз Credo quia абсурдум — «Я верю, потому что это невозможно». Излишне говорить, что он начал свою жизнь как юрист». В наше время он также был принят в качестве девиза Древнего и почетного ордена E Clampus Vitus и использовался в качестве примера дзэн в Д.Т. Судзуки « книге Введение в дзэн-буддизм» (которая была основана на эссе, написанном им в 1914 г.):
«Известный христианский отец раннего средневековья однажды воскликнул: «О бедный Аристотель! Ты, открывший для еретиков искусство диалектики, искусство созидания и разрушения, искусство обсуждать все и ничего не совершать!» Действительно, столько шума из ничего! Посмотрите, как философы всех времен противоречат друг другу, потратив Вся их логическая проницательность и аналитическая изобретательность по так называемым проблемам науки и познания Недаром тот же старый мудрец, желая раз и навсегда положить конец всем подобным бесполезным дискуссиям, смело бросил прямо в гущу следующую бомбу. из этих строителей из песка: «Certum est quia невозможно est» или, что более логично, Credo quia абсурдум est , потому что это иррационально; не является ли это безоговорочным подтверждением дзэн?» [22]
См. также
[ редактировать ]- Я верю, что понимаю
- Критерий смущения – Критический критерий
- Абсурдизм
- Апофатическое богословие § христианство
- Фидеизм
- Только вера
- Читать сложнее
- Большая ложь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Харрисон, Питер (2017). «Я верю, потому что это абсурд»: изобретение Просвещением кредо Тертуллиана» . История Церкви . 86 (2): 339–364.
- ^ Вианни Декари, «Парадокс Тертуллиена», Vigiliae Christianae 15, вып. 1 (1961): 23–31
- ^ Барнс, Тимоти Дэвид. Тертуллиан: Историко-литературное исследование. Оксфордский университетПресс, 1985, особенно. 210
- ^ Роберт Д. Сайдер, «Я верю, потому что абсурд?», Classical World 73, вып. 7 (1980): 417–419.
- ^ Хусто Л. Гонсалес, «Возвращение к Афинам и Иерусалиму: разум и авторитет Тертуллиана», История Церкви, 43, вып. 1 (1974): 17–25
- ^ Энтони Герра, «Полемическое христианство: поиски уверенности Тертуллианом», The Second Century 8, вып. 2 (1991): 109–124.
- ^ Перейти обратно: а б Осборн, Эрик. Тертуллиан: первый богослов Запада. Издательство Кембриджского университета, 1997, особенно. 28, 48–64
- ^ Тертуллиан, De carne Christi 10, у Эванса, «Трактат Тертуллиана о воплощении», 38: «И поэтому я ищу причины».
- ^ Тертуллиан, Adversus Marcionem 5.1, в Tertullian: Adversus Marcionem, изд. и транс. Эрнест Эванс (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1972), 509: «Кто в то же время не будет верить ничему, кроме того, во что можно верить наугад».
- ^ Осборн, Эрик. Тертуллиан, первый богослов Запада. Издательство Кембриджского университета, 2003, 34.
- ^ Гетц, Игнасио Л. Вера, юмор и парадокс. Издательская группа Гринвуд, 2002, 25–27.
- ^ Аристотель, Риторика 2.23, 1400a6–8, в Полном собрании сочинений Аристотеля, пер. В. Рис Робертс, изд. Джонатан Барнс (Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2), 2:2231; Джеймс Моффат, «Аристотель и Тертуллиан», Журнал богословских исследований 17, вып. 66 (1916): 170–171.
- ^ Пирс, Роджер. Свидетели влияния Тертуллиана. (или «Кто что читал?») Ссылка
- ^ Беат Ренан, изд., Тертуллиан Квинт Септий Флоренс Опера (Базель, 1521 г.)
- ^ Луи Жири, пер., О плоти Иисуса Христа и о воскресении плоти, произведения Тертуллиана (Париж, 1661).
- ^ [Вольтер], «Ужин графа Буленвилье» г-на Сен-Гиацинта (Амстердам, 1767), 18: «И все же именно эту нелепость святой Августин нашел божественным; он сказал: «Я верю этому, потому что это абсурдно, я верю этому, потому что это невозможно». (Однако очень смешно то, что Августин считал божественным. Он говорил: я верю, потому что это абсурдно, я верю, потому что это невозможно).
- ^ Харрисон, Питер. «Я верю, потому что это абсурдно»: первый мем христианства. 12 апреля 2018 г., по состоянию на 18 ноября 2018 г.
- ^ Блэкберн, Саймон. Оксфордский философский словарь. Издательство Оксфордского университета, 1996, 88.
- ^ Общая аудиенция Папы Бенедикта XVI, 21 ноября 2012 г.
- ^ Соваж, Джордж Майкл Джулиус Луи (1909). Католическая энциклопедия . Том. 6. .
- ^ Ницше, Фридрих (1881). Рассвет . стр. Книга IV, Афоризм 417.
- ^ Судзуки, Д.Т. Очерки дзен-буддизма. 1958. Ссылка на книгу
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бюлер, Пьер (2008). «Тертуллиан: Учитель Credo Absurdum » Quia В Стюарте, Джон (ред.). Кьеркегор и святоотеческие и средневековые традиции. Олдершот: Эшгейт. стр. 100-1 131–42. ISBN 978-0-7546-6391-1 .
- Гетц, Игнасио Л. (2002). «Парадокс Тертуллиана» . Вера, юмор и парадокс . Нью-Йорк: Прегер. стр. 25–7. ISBN 978-0-275-97895-2 .
- Сайдер, Роберт Д. (1980). «Я верю в какой абсурд?» Классический мир 73 (7): 417–9. дои : 10.2307/4349233 . JSTOR 4349233 .
- Гарелик, Герберт (1964). «Иррациональность и сверхрациональность парадокса Кьеркегора». Южный журнал философии . 2 (2): 75–86. дои : 10.1111/j.2041-6962.1964.tb01469.x .
- Сименс, Дэвид Ф. (1964). «Конфликты между христианством и физической наукой» . Журнал Американского научного сообщества . 16 :12–5.
- Фергюсон, Эверетт (2009). «Тертуллиан». Разоблачительные времена . 120 (7): 313–21. дои : 10.1177/0014524609103464 .
- Бикслер, Дж. С. (1969). «Об абсурде!». Обзор Массачусетса . 10 (2): 407–412. JSTOR 25087871 .