Кристус Виктор
Часть серии о |
Искупление в христианство |
---|
Теории
|
выкуп ( патристический ) |
Кристус Виктор ( 20 век ) |
Перепросмотр
|
Удовлетворение ( Схоластик / Ансельмиан ) |
Замена пенальти (схоластический/ реформаторский / арминианский ) |
Правительственный
|
Моральное влияние (Смешанный) |
Моральный пример ( Социниан ) |
|
Типы |
Ограниченный (Схоластический / реформатский) |
Безлимитный ( Амиральдизм / Арминианство / Протестантизм ) |
См. также |
Христианский универсализм |
«Христус Виктор» — книга Густава Аулена, опубликованная на английском языке в 1931 году и представляющая собой исследование теорий искупления в христианстве . Оригинальное шведское название — Den kristna försoningstanken («Христианская идея искупления»), опубликованное в 1930 году. [ 1 ] Олен переосмыслил классическую теорию искупления , которая гласит, что это смерть Христа — выкуп силам зла , которые держали человечество в своей власти. [ 2 ] Это образец искупления, приуроченный к Отцам Церкви . [ 3 ] и это была доминирующая теория искупления на протяжении тысячи лет, пока Ансельм Кентерберийский не вытеснил ее на Западе своей теорией искупления удовлетворения . [ 3 ]
Олен интерпретировал теорию выкупа как «победу над силами, которые держат человечество в рабстве: грехом, смертью и дьяволом». [ 4 ] По словам Пью, «со времен [Олена] мы называем эти святоотеческие идеи Христом Победителем ». способом видения креста [ 5 ] Иногда ее называют теорией искупления с помощью рыболовного крючка, поскольку отцы церкви, такие как Кирилл Александрийский и Григорий Нисский, представляли Христа как наживку на рыболовном крючке, соблазняющую сатану проглотить наживку и уничтожить себя. [ 6 ] [ 7 ]
Книга Олена « Христус Виктор».
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( январь 2014 г. ) |
Теории искупления
[ редактировать ]В своей книге Олен выделяет три основных типа теорий искупления: [ 8 ] [ 9 ]
- Самым ранним было то, что Олен называл «классическим» взглядом на искупление, более известное как теория выкупа , или, начиная с работы Олена, его иногда называют теорией «Христа Победителя»: это теория, которую Адам и Ева создали человечество. подвластен Дьяволу во время грехопадения, и что Бог, чтобы искупить человечество, послал Христа в качестве «выкупа» или «приманки», чтобы Дьявол, не зная, что Христос не может умереть навсегда, убивал его и, таким образом, потерять все права на человечество после воскресения .
- Вторая теория — это «латинская» или «объективная» точка зрения, более известная как теория удовлетворения , начинающаяся с ансельмовского удовлетворения (что Христос пострадал вместо человечества, удовлетворяя требования чести Бога) и позже развитая протестантами как замена наказания (что вместо человечества наказывается Христос, удовлетворяя тем самым требования справедливости, чтобы Бог мог справедливо простить).
- Третья — это «субъективная» теория, широко известная как точка зрения морального влияния , согласно которой страсти Христовы были актом образцового послушания, влияющим на намерения тех, кто узнал о них. Эта точка зрения была выдвинута в противовес точке зрения Ансельма Пьером Абеляром . [ 10 ]
Олен утверждает, что «классический взгляд» был преобладающим взглядом ранней церкви в течение первой тысячи лет церковной истории и поддерживался почти всеми отцами церкви , включая Иринея , Оригена Александрийского и Августина Гиппопотама , и это лишь некоторые из них. Главный сдвиг произошел, говорит Олен, когда около 1097 года нашей эры Ансельм Кентерберийский опубликовал книгу «Cur Deus Homo» , которая ознаменовала момент, когда преобладающее понимание искупления сместилось с классического взгляда на взгляд на удовлетворение в Римско-католической церкви , а затем и в протестантизме. . Восточная Православная Церковь по-прежнему придерживается взгляда на искупление, выдвинутого Иринеем, называемого « перепросмотром », согласно которому Иисус стал тем, чем мы являемся, чтобы мы могли стать тем, чем он является .
Кристус Виктор
[ редактировать ]Олен утверждает, что богословы ошибочно пришли к выводу, что ранние отцы церкви придерживались теории искупления с помощью выкупа. Олен утверждает, что теория отцов церкви заключалась не в том, что распятие было уплатой выкупа дьяволу, а, скорее, в том, что оно представляло собой освобождение человечества от рабства греха , смерти и дьявола. Как указывает термин Christus Victor (Христос Победитель), идею «выкупа» следует рассматривать не с точки зрения (как это делал Ансельм) деловой сделки, а скорее с точки зрения спасения или освобождения человечества от рабства . и болезни, от греха.
Роль Троицы
[ редактировать ]Олен утверждает, что главное различие между Христом Виктором и точкой зрения удовлетворения заключается в противоположном акценте, придаваемом Троице и Закону. Взгляд на удовлетворение, как утверждает Олен, содержит «божественную преемственность» и «правовую непрерывность», в то время как Христос Виктор подчеркивает «божественную непрерывность» и «юридическую непрерывность». Он указывает на зарождающуюся теологию покаяния трудах в Латинской церкви как на корень идей Ансельма, особенно в Киприана . В логическом, но революционном расширении теологии покаяния Ансельма Бог не может или не желает прощать человечество без того, чтобы его царствование не было удостоено чести кровью; позже это примет форму «замены наказания», идеи Реформации о том, что справедливость Бога, а не его честь, поставлена на карту искупление. Поскольку только человек может выполнить обязательства человечества перед Законом и Богом, Христос должен стать человеком, чтобы принести Богу совершенное покаяние. Он делает это, удовлетворяя требования Закона о безгрешной жизни и терпя гнев Отца за прошлые грехи. Олен возражает против этой модели, утверждая, что воплощение (а также воскресение) становится юридическим упражнением, частью богословского уравнения, основанного на теориях права.
Далее Олен утверждает, что Христос Виктор меняет эту точку зрения, объединяя Иисуса и Его Отца во время Распятия в подрывном осуждении несправедливых сил тьмы. Далее следует естественный акцент Христа Виктора: оправдание Отцом Иисуса в Его победоносном телесном воскресении. Сторонники точки зрения сатисфакции не согласны с характеристикой Олена, утверждая, что модель сатисфакции на самом деле не создает оппозиции между Отцом и Сыном (разногласий по поводу «правовой преемственности» или акцента на искуплении сатисфакции было меньше, хотя Дж. И. Пакер, в частности, выступал за версию теории удовлетворения с меньшим юридическим акцентом). По их мнению, «божественное противостояние» является кажущимся только потому, что Отец желает примирения с человечеством, а Иисус охотно предлагает себя в качестве замены наказания. Напротив, Христос Виктор изображает жертву Христа не как законное приношение Богу, чтобы успокоить Его справедливость, а как решающий момент в войне против сил тьмы; закон включен.
Сочинения отцов церкви
[ редактировать ]Олен указывает на сочинения Павла и отцов церкви как на примеры взгляда раннего христианства на Закон как на врага, которого необходимо победить, чтобы обеспечить спасение человечества. Он стремится продемонстрировать, что системы покаяния, теории удовлетворения и замены наказания, придают неоправданный акцент обязательству человека платить Богу и обязательству Бога перед Законом. Вместо того, чтобы претерпеть смерть, которая до Закона означала проклятый статус, Христос, вместо того, чтобы выполнить обязанность, сверг силу Закона, поскольку осуждение им совершенного человека было несправедливым. Более того, смерть, грех и Дьявол (персонализированные силы в Христе Викторе) свергнуты, поскольку последующее воскресение Иисуса разрушает власть, которую они когда-то имели над человеческой жизнью. Поскольку воскресение является знаком благосклонности Отца, несмотря на проклятие Закона на распятых людей, искупление не только не усиливает Закон, но лишает и подрывает Закон его способности осуждать. Таким образом, Бог-Отец и Бог-Сын не противопоставляются крестом, причём первый выступает в роли Судьи, а второй — в роли грешника, но объединены в стремлении к падению дьявольской системы греха, смерти и Закон, порабощающий человечество. Эта точка зрения, утверждает Олен, защищает от ошибок систем покаяния, подчеркивающих Закон и человека, и раскрывает единство искупительного плана Троицы и свободу прощения, явленную нам Богом через Христа.
Воплощение
[ редактировать ]В отличие от взгляда на искупление, основанного на доктрине удовлетворения («латинская» точка зрения), которая коренится в идее о том, что Христос платит наказание за грех, чтобы удовлетворить требования справедливости, классический взгляд Ранней церкви (Христус Виктор) коренится в воплощения и как Христос вошел в человеческое несчастье и зло и таким образом искупил его. Олен утверждает, что взгляд Христа Виктора на искупление - это не столько рациональная систематическая теория, сколько драма, история страстей Бога, торжествующего над Силами и освобождающего человечество от рабства греха.
Как пишет Густав Олен: «Дело Христа — это прежде всего победа над силами, которые держат человечество в рабстве: грехом, смертью и дьяволом. [ 4 ]
Развитие взгляда на Христа Виктора после Олена
[ редактировать ]Теория Христа Виктора становится все более популярной как среди палеоортодоксальных евангелистов из-за ее связи с ранними отцами церкви, так и среди либеральных христиан и церквей мира, таких как анабаптистские меннониты , из-за ее подрывной природы, рассматривающей смерть Иисуса как разоблачение. о жестокости и зле, присутствующих в мирских силах, которые отвергли и убили его, и о воскресении как триумфе над этими силами. [ 10 ] Как Маркус Борг пишет :
с точки зрения [Христа Виктора], система доминирования, понимаемая как нечто гораздо большее, чем римский правитель и храмовая аристократия, несет ответственность за смерть Иисуса [...] Система доминирования убила Иисуса и тем самым раскрыла свое моральное банкротство и окончательное поражение. [ 11 ]
Теолог -меннонит Дж. Денни Уивер в своей книге «Ненасильственное искупление» , а также недавно в своем эссе «Ненасильственное искупление: человеческое насилие, ученичество и Бог» прослеживает дальнейшее развитие теории Христа Виктора (или, как он ее называет, «Нарративной теории Христос Виктор») в теологию освобождения Южной Америки, а также феминистскую и черную теологии освобождения. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Олен 1969 .
- ^ Леон Моррис, «Теории искупления» в Евангельском словаре Элвелла .
- ^ Jump up to: а б Х. Н. Оксенхэм, Католическая доктрина искупления (Лондон: Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин, 1865), стр. xliv, 114
- ^ Jump up to: а б Олен 1969 , стр. 20.
- ^ Пью 2015 , с. 1.
- ^ Шапиро, Мейер (1945). « Muscipula Diaboli, «Символизм алтаря Мерод» . Художественный вестник . 27 (3): 182–187. дои : 10.2307/3047011 . JSTOR 3047011 . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ Эстес, Лиз (2017). «Включение Христа Виктора в реформатскую теологию искупления» . Реформатский журнал . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ Уивер 2001 , с. 2.
- ^ Бейлби и Эдди 2009 , стр. 11–20.
- ^ Jump up to: а б с Уивер 2001 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Маркус Борг (23 сентября 2003 г.). Сердце христианства . Сан-Франциско: Харпер. п. 95. ИСБН 978-0-06-052676-4 .
Источники
[ редактировать ]- Олен, Густав (1969) [1931], «Христос Виктор: историческое исследование трех основных типов идеи искупления» , перевод Эберта, А.Г., Макмиллана.
- Бейлби, Джеймс К.; Эдди, Пол Р. (2009), Природа искупления: четыре точки зрения , InterVarsity Press
- Пью, Бен (2015), Теории искупления: путь через лабиринт , Джеймс Кларк и компания
- Уивер, Дж. Денни (2001), Ненасильственное искупление , Wm. Издательство Б. Эрдманс