Под маслом мира и пальмой добродетели
Sub olea pacis et palma virtutis conspicua orbi regia Bohemiae Corona: Melodrama de Sancto Wenceslao ( Под оливковым деревом мира и пальмой добродетели корона Богемии великолепно сияет перед всем миром: Мелодрама святому Вацлаву ), ZWV 175, обширное сочинение, написанное в 1723 году чешским эпохи барокко композитором Яном Дисмасом. Зеленка .
История
[ редактировать ]Опус был написан к коронации Карла VI в 1723 году. [ 1 ] Работа была заказана в 1722 году пражскими иезуитами , участвовавшими в грандиозной подготовке к коронационному акту. Композитор приехал в Прагу в 1723 году для завершения, репетиции и исполнения своего произведения. Он был исполнен в присутствии императорской четы в иезуитском Клементинуме в Праге днем 12 сентября 1723 года под управлением самого Зеленки . Помимо восьми солистов и музыкантов оркестра , в этом грандиозном представлении были задействованы еще 142 человека, включая танцоров и артистов. Вокальные солисты отбирались из числа коренных чехов, посещавших иезуитские школы. Вероятно, это событие стало социальной кульминацией карьеры Зеленки, чего ему не удалось достичь за время пребывания в Дрездене.
Описание
[ редактировать ]Композиция представляет собой монументальный аллегорический опус, представляющий собой нечто среднее между мелодрамой , ораторией , театральной пьесой и современной оперой , воспевающий память величайшего чешского святого и покровителя Богемии , святого Вацлава, одного из основателей чешского государства, жившего с ок. с 907 по 935.
Либретто . написал Матуш Зилл, член ордена иезуитов в Праге Драма начинается со спора между князем Вацлавом (Вацлавом) и князем Куржимским, в котором Вацлав побеждает не мечом, а умом. Главные персонажи, которым выделено большинство музыкальных номеров, являются аллегорическими фигурами, появляющимися на протяжении всех трех актов драмы. В пьесе нет какого-либо явного сюжета, это скорее произведение, восхваляющее религиозное благочестие и силу духа.
Произведение открывается оркестровой Симфонией, партитурой для трех инструментальных групп, состоящих из двух труб с литаврами , пары гобоев с фаготом и струнного ансамбля с континуо . барочного концерта В нескольких номерах партитуры использован принцип полифоническое , в двух пьесах присутствует письмо. Во многих частях мы можем найти новаторские элементы, например, использование виолончели в качестве сольного инструмента (часть № 28), сочетание двух блокфлейт -концертино с парой флейт (часть № 24), сольную партию флейты (часть № 24). который был еще очень молодым компонентом в ряду инструментов барокко) в арии №. 33 и припев №. 36, сочетающий строгую фугалию с богатой оркестровой музыкой. Торжественный характер композиции подчеркивается использованием труб и литавр во многих частях произведения.
оркестровка
[ редактировать ]Все партии оркестра представляли собой оригинальные инструменты в стиле барокко . Использовались: 17 скрипок , 7 альтов , 5 виолончелей , 3 контрабаса , 4 гобоя , 3 флейты , 2 фагота , 2 блокфлейты , 2 трубы , 1 шалюмо и теорба , литавры , клавесин и позитивный орган . Вокальный кастинг включал 2 сопрано , 2 тенора , контртенора , бас мальчиков и хор . Традиция иезуитов не допускала использования в пьесе женских фигур. Следовательно, партии сопрано и альта взяли на себя ученики младших классов иезуитской музыкальной школы.
Части
[ редактировать ]- Симфония
- I. Симфония - Аллегро эссе
- Пролузио
- II. Хор Аллегро ( моя сила )
- III. Ария ( Тенор ) Аллегро
- IV. Речитатив ( Контертенор, Сопрано ) ( Эй! Что это? )
- В. Ария ( сопрано ). Анданте ( Ан! Бриллианты милосердия )
- VI. Речитатив ( Бас ). ( Жесткие бои )
- VII. Ария ( Бас ). Аллегро ( поднесите сюда ладони )
- VIII. Речитатив ( тенор, сопрано ) ( Это сумма славы )
- 9 Ария ( сопрано ). Аллегро ( Австрийский дом Августа )
- Акт I
- Х. Воздух. Аллегро ( Я, Фиби, umbras pelle )
- XI. Речитатив ( Ан, соперник веры )
- XII. Ария Прогулка ( Спеши добродетели )
- XIII. Хор. Аллегро ( Eja de sigmentis )
- XIV. Речитатив ( Eja pietati )
- 15 Ария ( Уже на втором пути )
- XVI. Припев. Более трогательно
- 17 Речитатив ( Разве пшеница не жатва? )
- XVIII. Aria (18 Ария
- Акт II
- 19 Речитатив ( Кто меня прославит )
- 20 Ария Аллегро ( Ангельские разумы )
- XXI Хор ангелов
- 22 Ария Адажио ( Аве, Боже, вернись )
- XXIII. Recitativo (23 Речитатив
- 24 Ария Анданте ( Приди, вечный свет )
- 25 Речитатив ( Через меня царствуют короли )
- 26 Ария Allegro assai ( Восстань, Провидение )
- 27 Речитатив ( Венец славы в руке Господа )
- 28 Ария Анданте ( Сюда князья небесные )
- Акт III
- XXIX. Aria. Allegro (29 Ария Аллегро
- 30 Речитатив ( подходит для барабанов )
- 31 Ария хор и
- 32 Ария Аллегро ( Новые радости, новое ликование )
- 33 Ария Аллегро ( Двойное солнце, Чехия )
- Эпилог
- XXXIV. Recitativo (34 Речитатив
- XXXV. Aria. Allegro (35 Ария Аллегро
- 36 Хор Живая ( восток тебя обожает )
Записи
[ редактировать ]- Ян Дисмас Зеленка: Под маслом мира и пальмой добродетели , комплект из 2 компакт-дисков, Supraphon 2001; Кот. Нет. СУ 3520-2 232; выиграл Каннскую премию классической музыки 2003 г.
Композиция исполнена на аутентичных инструментах эпохи барокко, настроенных на Ля=415 Гц ( Кирнбергер III). Альбом был записан в Ротмайерском зале Пражского Града 15–19 июля 2000 года. Общее время записи — 95 минут 11 секунд. Полный спектакль с устным диалогом продлится примерно 2 часа 40 минут.
Солисты : Ноэми Кисс (сопрано), Анна Главенкова (сопрано), Ярослав Бржезина ([тенор), Адам Здуниковский (тенор), Алеш Прохазка (бас), Маркус Ферстер (контртенор)
Ансамбли : Musica Florea , Boni Pueri , Musica Eterna, Ensemble Philidor.
Дирижеры : Марек Штрынцл (главный дирижер Musica Florea), Петер Зайичек (Musica Aeterna), Эрик Бауде-Дельоммайс (ансамбль Philidor), Павел Горак (хормейстер Boni Pueri)
- Участники оркестра
- Барочная скрипка I – Петер Зайичек (солист), Зузана Грубшова, Петра Чапларова, Ивана Совова, Ленка Зельбова, Станислав Палух, Элеонора Махова, Вероника Йихова, Ян Гадек, Ян Марек
- Барочная скрипка II – Дагмар Валентова (солистка), Иржина Доубравска, Маркета Книттлова, Владимир Гренерова, Любица Хабартова, Мирослава Кобзова, Индра Уржедникова, Эдуардо Гарсиа Салас, Войтех Филдер
- Альт в стиле барокко – Лидия Ладова, Франтишек Кунцл, Кароль Немчик, Ян Гренер, Донат Шак, Катерина Трнавска, Петер Шестак
- Барочная виолончель – Олаф Реймерс (солист), Петер Кирал, Петер Кривда, Павел Ржезач, Ондржей Михал
- Контрабас в стиле барокко – Ондржей Штайнохр, Ян Криговский, Ян Доскочил
- Гобой в стиле барокко – Марсель Плавец, Клэр Мишель Без, Марта Нейманнова, Гийом Кюйе
- Фагот в стиле барокко – Юрай Корец, Криштоф Лада
- Блокфлейты в стиле барокко – Марек Шпелина, Марта Нейманнова
- Барочные флейты – Марек Шпелина, Мартина Бернашкова, Вацлав Капса
- Шалюмо – Кристиан Лейтерер
- Труба в стиле барокко – Жан-Франсуа Мадеф, Жером Принс
- Позитивный орган/клавесин – Вацлав Лукс , Ива Штрынцлова
- Теорбо – Пржемысл Вацек, Юрай Струхарик
- Барочные литавры – Павел Ребергер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фогль, Радек (19 января 2005 г.). « В Пражском Граде прозвучала знаменитая чешская королевская корона» (на чешском языке). Британские газеты . Проверено 17 апреля 2011 г.