Алан Стивелл
Алан Стивелл | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Алан Кочевелоу |
Рожденный | Риом , Овернь , Франция | 6 января 1944 г.
Жанры | Кельтская музыка , Бретонская музыка , музыка мира |
Род занятий |
|
Годы активности | 1960 – настоящее время |
Этикетки | Келтия III |
Веб-сайт | Аланстивелл |
Алан Стивелл (англ. Бретонское произношение: [ˈɑːlãn 'sti:vəlː] ; родился Алан Кочевелоу 6 января 1944 г.) [1] — бретонский и кельтский музыкант и певец, автор песен, записывающийся исполнитель и мастер игры на кельтской арфе . С начала 1970-х годов он возродил глобальный интерес к кельтской (в частности, бретонской) арфе и кельтской музыке как части мировой музыки . [1] Будучи волынщиком и бомбардиром , он модернизировал традиционную бретонскую музыку и пение на бретонском языке . Предшественник кельтского рока , он вдохновлен союзом кельтских культур и является хранителем бретонской культуры .
Музыкальная карьера
[ редактировать ]Ранняя жизнь и начало карьеры
[ редактировать ]
Алан Стивелл родился в оверньяте, городке Риом . Его отец, Жорж (Жор по-бретонски) Кошевелоу , был государственным служащим во французском министерстве финансов , который осуществил свою мечту воссоздать кельтскую или бретонскую арфу в небольшом городке Гурен , Бретань. [2] и его мать Фанни-Жюльен Доброушкесс была литовско-еврейского происхождения. В 1953 году Алан начал играть на этом инструменте в возрасте девяти лет под опекой своего отца и концертирующей арфистки Дениз Мегеванд. Алан также изучил кельтскую мифологию, искусство и историю, а также бретонский язык , традиционный бретонский танец, а также шотландскую волынку и бомбарду , традиционный бретонский инструмент, из семейства гобоя . Алан начал давать концерты в возрасте одиннадцати лет и изучал традиционную бретонскую, английскую, ирландскую, шотландскую и валлийскую народную музыку, а также изучал игру на барабане, ирландской флейте и свистке. [1] Он участвовал и выигрывал несколько конкурсов традиционной бретонской музыки в составе оркестра Bleimor Pipe. [3] Алан провел свое детство в Париже с его космополитическим влиянием. Но он влюбился в бретонскую музыку и кельтскую культуру в целом и в подростковом возрасте часто возвращался в Бретань. [1]
Первая запись Стивелла вышла в 1960 году («Musique gaelique»), сингл, за которым последовал LP Telenn Geltiek в 1964 году. Он уже записывал соло для арфы и бэк-вокалистов в 1959 году с Breiz ma bro («Бретань, моя страна») и EP Mouez Breiz («Голос Бретани») с певицей Андреа Ар Гуй. Его сценический псевдоним Стивелл на бретонском языке означает «фонтан» или «весна». Это имя относится как к бретонскому обновлению, так и к его фамилии Кошевелоу (эволюция слова « кож стивеллоу» , «старые фонтаны»). [1]
Стивелл и возрождение кельтской арфы
[ редактировать ]С новой бардской арфой с бронзовыми струнами Стивелл начал экспериментировать с модернизированными стилями музыки, которые стали известны как кельтский рок . В 1966 году Алан Стивелл начал выступать и записываться как певец. В следующем году он подписал контракт с Philips Records . Это было во время зарождения нового бретонского и кельтского музыкального движения.
В 1968 году, после двух лет гастролей и регулярных выступлений в Центре американских студентов и художников в Париже, Алан присоединился к Moody Blues на сцене, чтобы выступить в лондонском Queen Elizabeth Hall. [4]
В 1970 году Стивелл выпустил свои первые хиты, сингл «Broceliande» и альбом Reflets , оба на лейбле Philips . Он стал тесно связан с растущим возрождением бретонских корней , особенно после выпуска в 1971 году чисто инструментального альбома Renaissance of the Celtic Harp , который получил одну из самых известных наград во Франции — премию Академии Шарля Кро . [3]
Музыкальный критик Брюс Элдер написал об альбоме Renaissance of the Celtic Harp :
Люди, которые слышат эту пластинку, уже никогда не станут прежними. «Возрождение кельтской арфы» , одна из самых красивых и запоминающихся пластинок, когда-либо созданных, познакомила с кельтской арфой многие тысячи слушателей по всему миру. Назвать эту музыку великолепной и восхитительной было бы верхом преуменьшения – действительно, в английском языке нет слов, чтобы адекватно описать эту пластинку. Вступительная работа « Ys » — это пьеса, вдохновленная легендой о столице пятого века королевства Корнуолл (большинство версий легенды помещают город в заливе Дуарнене на побережье Бретани ), [говорят, что был] охвачен наводнением в наказание за свои грехи. ( Дебюсси написал одно из своих лучших произведений, « Охваченный собор », позже адаптированное группой Renaissance в «At the Harbour» на альбоме 1973 года Ashes Are Burning , основанном на той же легенде). Задумчивая « Marv Pontkellec » не менее возвышенно красива, но изюминкой этой пластинки является «Gaeltacht», 19-минутное музыкальное путешествие на арфе Стивелла по Гэльские земли Ирландии , Шотландии и острова Мэн . [5] [6]
28 февраля 1972 года Стивелл дал концерт в театре «Олимпия» , знаменитом мюзик-холле Парижа, где Алан и его группа играли музыку, сочетающую традиционную кельтскую музыку с современными звуками (электрогитара, барабаны и т. д.). Этот концерт сделал Стивелла и его музыку широко известными по всей Франции. [2] В то время эклектичный подход Стивелла к музыке был совершенно новым и считался рискованным, но вскоре стал популярным. более 1 500 000 пластинок этого концерта ( «À l’Olympia Было продано »). Новообретенная слава Алана Стивелла побудила его совершить поездку по Франции, Великобритании, Канаде и Соединенным Штатам. Он продолжил запись и в 1976 году опубликовал сборник бретонской поэзии . [2] В своей Symphonie Celtique 1980 года он впервые смешал элементы рока, симфонического оркестра, кельтских инструментов и таких неевропейских этнических элементов, как берберский вокалист Джура и ситарист Нарендра Батаху . [3]
Возрождение народной музыки несколько угасло в 1980-х годах. Хотя Алан Стивелл по-прежнему пользовался популярностью, он не достиг тех высот популярности, которые были у него в 1970-х годах. Он продолжал гастролировать по многим частям мира и записываться для преданных фанатов. Он также работал с английской музыкантшей Кейт Буш . [3]
Кельтские фьюжн и музыка мира
[ редактировать ]В 1990-х годах Стивелл записывался с французским певцом Лораном Вулзи , ирландским традиционным исполнителем Шейном Макгоуэном и сенегальским певцом Дуду Н'Диай Роуз . Альбом Again стал очень популярен во Франции, положив начало новой кельтской волне. [7] Пластинки Стивелла в конце 1990-х содержали более выраженные элементы рока, и он выступал на рок-фестивале Transmusicales в Ренне . Он продолжал работать с различными музыкантами, приглашая Пэдди Молони (из The Chieftains ), Джима Керра (из Simple Minds ), Халеда и Юссу Н'Дура принять участие в его очень международном 1 Douar / 1 Earth . альбоме [3]
Французский хит 1998 года " La Tribu de Dana " рэп-трио Manau , один из самых продаваемых французских синглов всех времен, содержал музыкальную аранжировку, очень похожую на " Tri Martolod " Стивелла. Хотя Стивелл подал в суд на Манау за несанкционированное семплирование, группа заявила, что они достаточно модифицировали оригинал путем добавления текста и других изменений, чтобы избежать каких-либо обвинений в плагиате . Сейчас Стивеллу приписывают участие в аранжировках " La Tribu de Dana ". [ нужна ссылка ]
Компакт-диск Стивелла Again в 1993 году стал основой новой волны его популярности, особенно во Франции и Бретани. Другие альбомы получили хорошие критические отзывы, например, «Брайан Бору» или «1 Douar» («1 Земля»).В 2002 году Стивелл выпустил Au-delà des mots свой двадцать первый альбом («За пределами слов»). На альбоме он играл на шести разных арфах, специально посвященном 50-летию Celtic Harp Revival. [ нужна ссылка ]
В 2004 году, чтобы отпраздновать 50-летие возрождения кельтской арфы в Бретани, он в сотрудничестве с Жаном-Ноэлем Вердье написал книгу: Telenn, la harpe bretonne («Теленн, бретонская арфа»). [8] DVD Parcours В том же году Fox-Pathé выпустил .
новый компакт-диск под названием Explore В 2006 году во Франции и других странах вышел , распространяемый через Harmonia Mundi . Альбом представляет собой сочетание кельтской музыки с электро-роком, рагой и хип-хопом с уникальным и личным вокальным стилем и оригинальным сочетанием текстов на бретонском, английском и французском языках. [9]

В 2009 году его альбом под названием Emerald отпраздновал со своими поклонниками изумрудный юбилей (то есть сорок лет вместе) и отдал дань уважения морю и кельтским землям (сине-зеленый цвет, Glaz на бретонском языке). новый CD-альбом и DVD под названием Olympia 40th Anniversary ) вышел В 2013 году во Франции ( Universal в результате концерта, проведенного в мифическом мюзик-холле «Олимпия» 16 февраля 2012 года. [ нужна ссылка ]
2 октября 2015 года Стивелл выпустил новый компакт-диск под названием AMzer: Seasons Through WorldVillage во Франции (и других странах), его первый альбом в 2010-х годах, приуроченный к 50-летию его карьеры. Альбом также доступен в виде «ограниченного издания Leclerc», включающего 3 бонус-трека (2 альтернативных микса и совершенно новый инструментал) и 60-страничный буклет. [ нужна ссылка ]
Критическое признание
[ редактировать ]Музыкальный критик Брюс Эдер заявил: «Записи арфы [Алана Стивелла] с их обволакивающим лиризмом и тесно переплетенными узорами вариаций могут понравиться более серьезным слушателям музыки нью-эйдж. Однако основная аудитория Стивелла — поклонники кельтской музыки и культура и английская народная музыка, охватывая древние и современные элементы, но (кроме его фолк-рока) не идя на компромисс с современной мелодической чувствительностью, его музыка отражает тайну и необычность бретонских, ирландских, валлийских и шотландских пейзажей. одновременно нестареющий и вневременной, он захватывающий, загадочный и красивый, не имеющий аналогов в современной популярной музыке и мало аналогов в сфере коммерческой фолк-музыки». [1]
Интервью
[ редактировать ]Английский перевод интервью Стивелла для Le Peuple Breton Питера Барри был опубликован в шотландском журнале о политике, текущих событиях и искусстве Calgacus в 1975 году. [10]
В книге Racines interdites 1978 года («Запретные корни») серия интервью со Стивеллом охватывает вопросы о бретонском языке, истории и географии, а также его утопическое видение мира, живущего в медитативной гармонии с природой. Тексты 17 песен Стивелла перепечатаны в конце книги. [11]
Наследие
[ редактировать ]Алан Стивелл оказал влияние на многих современных исполнителей, в первую очередь на фолк-метал группу Eluveitie . Их самый большой хит «Inis Mona» имеет общую мелодию с традиционным Tri Martolod. Где играется на волынке , свистульке и шарманке с добавлением жесткого вокала, электрогитары , бас-гитары и барабанов .
Инструменты
[ редактировать ]- Вокал и тин-свисток
Дискография
[ редактировать ]Оригинальные (студийные и концертные) альбомы
[ редактировать ]- Теленн Гелтик / Кельтская арфа (1964) (студия №01 / инструментальная №01)
- Reflets / Размышления (1970) (студия №02)
- Возрождение кельтской арфы (1971) (студия №03 / инструментальная №02)
- На Олимпии / Olympia Concert (1972) (концерт #01)
- Chemins de Terre / From Celtic Roots / Celtic Rock (1973) (студия №04)
- E Langonned (1974) (студия №05)
- Э Дуленн / À Dublin / Live in Dublin (1975) (live #02)
- Trema'n inis: Vers l'Île (1976) (студия №06)
- Раок Дилестра: Avant d'accoster / Before Landing (1977) (студия №07)
- Un dewezh 'barzh 'gêr: День дома / Возвращение домой (1978) (студия № 08)
- Международный тур: Tro ar Bed (1979) (концерт #03)
- Кельтская симфония : Тир На Н-Ог / Celtic Symphony (1979) (студия № 09)
- Земля живых: Кровать и бесполезный вид (1981) (студия №10)
- Legend / Légende / Mojenn (1983) (студия №11)
- Арфы нового века / Harpes du Nouvel Âge / Telenn a' Skuilh-dour (1985) (студия № 12 / инструментальная № 03)
- Туман Авалона (1991) (студия №13)
- Again (1993) (студийные перезаписи с другими артистами в дуэте)
- Брайан Бору (1995) (студия №15)
- 1 Дуар / 1 Земля (1998) (студия №16) («Эунн Дуар» по -бретонски )
- Назад в Брейж (1999) (студия №17)
- Beyond Words / En tu-hont d’ar c’homzoubli / Beyond Words (2002) (студия №18 / инструментальная №04)
- Исследуй (2006) (студия №19)
- Изумруд (2009) (студия №20)
- АМзер: Времена года (2015) (студия №21)
- Человек~Келт (2018) (студия №22)
A l'Olympia и In Dublin были записаны вживую, но в них вошли только новые, ранее не издававшиеся треки.
Сборники
[ редактировать ]- Внимание! Алан Стивелл! (1973)
- Большой успех Алана Стивелла (1975)
- 70/95 Zoom (1997) - Disques Dreyfus (сборник на двух компакт-дисках 1970–1995, 35 треков)
- Routes (1997) - Disques Dreyfus (бокс-сет из 4 компакт-дисков / 73 трека / 32-страничный буклет)
- Vers l'île (1999) – Universal Music Group (3CD "Long Box" / 30 титров / буклет)
- Ар Пеп Гвеллан (Le best of) (2012) - Universal Music Group (компакт-диск с лучшими песнями, включая бонусный компакт-диск с обновленной записью концерта "Олимпия" 1972 года)
- 40-летие Олимпии 2012 (2013) - Universal Mercury (CD/DVD Live о новом концерте в Париже)
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Предки Алана Стивелла |
---|
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Биография Алана Стивелла Брюса Эдера» . Вся музыка . 2015 . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Дж. Т. Кох (ред.). Кельтская культура. Историческая энциклопедия ABC-CLIO 2006, стр. 1627–1628.
- ^ Jump up to: а б с д и РФИ Музыка. Алан Стивелл. Биография. РФИ Музыка. «RFI Musique — Алан Стивелл» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2008 г. Проверено 16 июля 2009 г. (последний доступ 15 июля 2009 г.)
- ^ Дж. Т. Кох (ред.). Кельтская культура. Историческая энциклопедия ABC-CLIO 2006, стр. 1627–1628.
- ^ «Самое надежное место для ответов на жизненные вопросы» . Ответы.com . Проверено 02 марта 2020 г.
- ^ Гайо, Чарльз. Легенда о городе Ис, Амхерст, Массачусетс: Издательство Массачусетского университета , 1979.
- ^ Стивен Д. Виник (1995). «Бретонская народная музыка, бретонская идентичность и снова Алан Стивелл». Журнал американского фольклора . 108 (42): 334–354. дои : 10.2307/541889 . JSTOR 541889 .
- ^ Ален Стивелл и Жан-Ноэль Вердье. Теленн, бретонская арфа . Телеграмма 2004 г. ISBN 2-84833-078-3 ISBN 978-2848330785
- ^ «Алан Стивелл» . Ceolas.org . 22 августа 1994 г. Проверено 02 марта 2020 г.
- ^ «Интервью с Аланом Стивеллом», в Calgacus 1, зима 1975 г., стр. 47 и 48, ISSN 0307-2029
- ^ Алан Стивелл: Запретные корни , интервью, проведенные Жаком Эрваном и Марком Леграсом, «Серия Musiques et Musiciens», 1978
- ^ ПЕРОН Гулвен, KAIER AR POHER N° 29. Архивировано 17 мая 2014 г. в Wayback Machine за июнь 2010 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
Источники
[ редактировать ]- Лоран Бурдела: Алан Стивелл , Брест, 2012 г., ISBN 2-84833-274-3
- Янн Брекильен (фото Падриг Сикард): Алан Стивелл или le Folk Celtique , Париж, 1973 год. ISBN 978-2852570054
- Джонатин Бриггс, « Звучит по-французски: глобализация, культурные сообщества и поп-музыка во Франции, 1958–1980» , Oxford University Press, 2015, глава 4 «Звучит регионально: мир в бретонской народной музыке», ISBN 978-0-19-937706-0
- Анни Морюссан и Жерар Симон: Алан Стивелл или путешествие героя Харпера , Париж, 2006 г. ISBN 2-9526891-0-5
- Алан Стивелл, Жак Эрван и Марк Леграс: Racines interdites / Forbidden root , Жан-Клод Латтес, Париж, 1979 г.
- Алан Стивелл и Жан-Ноэль Вердье: Теленн, бретонская арфа , Брест, 2004 г., ISBN 2-84833-078-3
- Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Инис Мона | Eluveitie вживую | Rockpalast 2019» . Ютуб .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт (английский, бретонский и французский языки)
- Биография до 1995 года
- Алан на Discogs.com Стивелл
- Алан Стивелл на сайте Rank Your Music.com
- Интервью Innerviews, 2019 г.
- Алан Стивелл на IMDb
- Бретонские музыканты
- 1944 года рождения
- Живые люди
- Кельтские музыканты-фьюжн
- Люди из Риома
- Французы бретонского происхождения
- Певцы, говорящие на бретонском языке
- Французы литовско-еврейского происхождения
- Кельтская рок-музыка
- Французская народная музыка
- Исполнители Fontana Records
- Артисты Vertigo Records
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы