Роланд Д-50
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Роланд Д-50 | |
---|---|
![]() | |
Производитель | Роланд Корпорация |
Даты | Апрель 1987-1991 гг. |
Цена | 1895–2095 долларов США 1445 фунтов стерлингов (позже 1350 фунтов стерлингов) 238 000 иен |
Технические характеристики | |
Полифония | 16 голосов, 8 голосов (режим Dual или Split) |
Тембральность | 2 части (по 2 части на часть) |
Осциллятор | 32 партиала, по 2 на голос; 4 на голос в режиме Dual или Split |
ЛФО | 3 на голос |
Тип синтеза | Цифровое вычитание на основе выборки ( линейная арифметика ) |
Фильтр | Резонансный фильтр нижних частот Фильтр, изменяющийся во времени (TVF) для частичных прямоугольных сигналов (не PCM) |
Аттенюатор | Огибающая ADSR, называемая временным усилителем (TVA) |
послекасания Выражение | Да |
Выражение скорости | Да |
для хранения Память | 64 патча |
Эффекты | реверберация, хорус, эквалайзер |
Ввод/вывод | |
Клавиатура | 61 клавиша |
Левое управление | Рычаг изменения высоты тона/модуляции |
Внешний контроль | MIDI вход/выход, педальный переключатель, удержание педали, управление EXT, педаль EXT |
Roland D-50 — синтезатор , произведенный компанией Roland и выпущенный в апреле 1987 года. Его особенности включают в себя цифровой субтрактивный синтез на основе сэмплов , встроенные эффекты, джойстик для манипулирования данными и дизайн компоновки в стиле аналогового синтеза. Внешний программатор Roland PG-1000 (1987) также можно было подключить к D-50 для более сложных манипуляций с его звуками. Он также выпускался в стоечном варианте D-550 с почти 450 настраиваемыми пользователем параметрами. [1]
D-50 использовался такими музыкантами, как Prince , Sting , Michael Jackson и Enya . D-50 также использовался Жаном-Мишелем Жарром , Tangerine Dream и Pet Shop Boys в разные годы, с момента выхода синтезатора в 1987 году. [2]
История
[ редактировать ]D-50 был первым доступным синтезатором, сочетавшим воспроизведение сэмплов с субтрактивным синтезом. Инженеры Roland определили, что наиболее трудным для реалистичного моделирования компонентом звука инструмента является атака. Для лучшей эмуляции реалистичного звука D-50 включил в ПЗУ 47 сэмплов атак. Синтезатор воспроизводил сэмпл атаки, который был соединен с более традиционным субтрактивным синтезом для создания сустейна звука. Этот метод двойного назначения потребовался в 1987 году, поскольку оперативная память была очень дорогой. Однако Роланд включил несколько образцов текстур , которые можно было микшировать в синтезированную часть сустейна патча. Эти сустейн-сэмплы придали многим патчам D-50 пышность и воздушность.
В 1988 году Roland D-50 был удостоен награды TEC за выдающиеся технические достижения в области музыкальных технологий. [3]
Технология
[ редактировать ]Хотя D-50 был одной из первых машин без семплирования, способных воспроизводить звуки с характеристиками, основанными на сэмплах , вскоре многие синтезаторы на рынке начали использовать аналогичные методы для создания звуков. Позже компания Roland выпустила серию недорогих клавишных инструментов и модулей, которые позволили музыкантам, которые не могли позволить себе относительно дорогой флагманский D-50, иметь некоторые из этих звуков (Roland D-10 (1988), D-110 (рэковая версия D -10) (1988 г.), Д-20 (1988 г.), Д-5 (1989 г.), МТ-32 ). Хотя эти недорогие синтезаторы серии D не содержали полноценного синтезаторного движка LA , каждый из них был мультитембральным из 8 частей, и Roland удвоил количество встроенных сэмплов PCM. Роланд также производил 76-клавишный 6-октавный Super-LA D-70 (1989–1990). В D-70 Роланд удалил секцию цифрового синтеза, которая была заменена полноформатными, более реалистичными и естественными по звучанию семплами, включая акустическое фортепиано, которого не хватало в D-50. D-70 также имел расширенную секцию фильтров и эффектов и был пятичастным мультитембральным. Однако даже несмотря на свои усовершенствования, D-70 не смог догнать доминирующую рабочую станцию того времени — Korg M1 — и не смог стать следующим флагманским синтезатором Roland.
D-50 производит гибридный аналогово-цифровой звук: можно использовать традиционные прямоугольные и пилообразные сигналы вместе с сэмплами PCM реальных переходных процессов атаки акустического инструмента, модифицированными LFO, TVF, TVA, кольцевым модулятором , эффектами и т. д. Этот прорыв привел к создание совершенно новых звуков, никогда ранее не применявшихся ни на чисто аналоговых синтезаторах, ни на цифровых сэмплерах.
Каждый звук D-50 ( патч ) состоял из 2 тонов (верхнего и нижнего), а каждый тон состоял из 2 частичных . Каждый фрагмент может представлять собой либо форму сигнала синтезатора (прямоугольный с переменным импульсом, либо пилообразную форму после манипуляции фильтром) и фильтра, либо цифровую форму сигнала PCM (выборочный переходный сигнал атаки или зацикленную форму сигнала сустейна). Партиалы могут быть организованы в соответствии с 1 из 7 возможных структур (алгоритмов) с комбинацией либо формы сигнала PCM, либо синтезированной формы сигнала, с возможностью совместной кольцевой модуляции двух частичных сигналов. Синтезированные сигналы могут быть модулированы по ширине импульса и пропущены через цифровую математическую аппроксимацию фильтра нижних частот, что позволяет осуществлять субтрактивный синтез. Нижнюю и верхнюю части можно было разделить или сыграть на клавиатуре одновременно. Конфигурация Dual позволяет воспроизводить два 8-голосных полифонических тона (по два частичных звука в каждом) из отдельных MIDI-каналов в ограниченном двухтембральном режиме (полные патчи с верхним и нижним тонами недоступны). [4]
Мало того, что метод синтеза был новым; D-50, возможно, был первым коммерческим синтезатором, включавшим цифровые эффекты, такие как реверберация, добавляющие характерно яркий, насыщенный, живой и иногда реалистичный звук, представленный на бесчисленных пластинках того периода. Каждый из этих эффектов имел более 10 вариаций с редактируемыми параметрами, которые обычно встречаются в специальных стоечных процессорах эффектов, а не в клавишных синтезаторах. Он также был в авангарде изменения внешнего вида типичного клавишника на сцене: вместо того, чтобы быть окруженным множеством инструментов, с более универсальными инструментами и продолжающимся принятием стандарта MIDI, они начали появляться только с одним или две клавиатуры, обычно D-50 с Yamaha DX7 или Korg M1, иногда все три синтезатора.
D-50 был полностью MIDI-совместим, хотя и передавал только по одному каналу. Клавиатура была чувствительна к скорости нажатия и послекасанию, а клавиши были слегка «утяжелены» металлом для более высокого качества. Он включал в себя 64 патча, а еще 64 патча можно было хранить с помощью дополнительных карт расширения ОЗУ. Для резервного копирования памяти используется литиевая батарея CR2032.
Благодаря своему звуку и качеству сборки, а также уникальному методу синтеза, D-50 остается популярным и по сей день, при этом стоимость перепродажи экземпляров в хорошем состоянии остается относительно высокой. Его механизм синтеза, в более или менее обновленной форме, использовался, среди прочего, в синтезаторах серий Roland JV и XP. Кроме того, в 2004 году Roland выпустила карту расширения VC-1 для синтезаторов V-Synth и VariOS . Он содержал смоделированный и обновленный механизм синтеза D-50 и оригинальную операционную систему, включая заводские патчи и все патчи для карт расширения Roland . Поскольку новые микросхемы ЦАП звучали чище , с меньшим уровнем шума и в целом с большей разрядностью и частотой дискретизации, в них была включена возможность имитировать более грубый выходной сигнал D-50.
D-550 — это стоечная версия D-50 с меньшим количеством элементов управления на передней панели, без джойстика и ползунков. В нем используется одна и та же звуковая схема (основная плата в обоих случаях одинаковая и имеет маркировку D-50/D-550 ).
Возможности D-50 можно было изменить за счет добавления продуктов сторонних производителей Musitronics, в первую очередь M-EX, который сделал D-50 мультитембральным (D-50 был двухтембральным), а также расширил память патчей. как чип, улучшающий реакцию D-50 на входящие MIDI-команды. [5]
Наследие
[ редактировать ]D-50 был представлен в 1987 году, когда популярность Yamaha DX7 начала снижаться, в результате чего D-50 стал самым популярным синтезатором на рынке до появления Korg M1 в следующем году. [6] Инновация D-50, основанная на синтезаторе поверх сэмплов и сквозных эффектах, оказала влияние на M1, который впоследствии стал самым продаваемым синтезатором Korg до выпуска Korg Triton . Фактически, эта схема была распространенным методом создания звука цифровых клавишных инструментов на протяжении более десяти лет, пока ПЗУ и флэш-ОЗУ, наконец, не стали достаточно недорогими для хранения целых сэмплов или мультисэмплов.
Пресеты D-50, авторами которых являются Эрик Персинг и Адриан Скотт, были хорошо приняты сообществом артистов, и большинство из них можно услышать на многочисленных коммерческих альбомах конца 1980-х годов. Заводские пресеты D-50 имеют давнюю историю, такие как «Digital Native Dance», «Staccato Heaven», «Fantasia», «Pizzagogo», «Glass Voices» и «Living Calliope». Некоторые другие пресеты D-50 присутствуют в каждой машине, соответствующей спецификации General MIDI , в том числе «Fantasia» (альтернативно называемая «New Age Pad»), «Soundtrack», «Atmосфера» и «Nylon Atmography». [1]
Пресет «Pizzagogo» создает живое впечатление игры на струнах. Песня Enya Orinoco Flow , как известно, включает в себя "Pizzagogo" с подчеркнутой атакой. [7]
Roland V-Synth и V-Synth XT могут загружать карту, имитирующую D-50. В этом режиме они практически идеально копируют D-50, хотя и теряют более совершенные возможности V-Synth.
8 сентября 2017 года компания Roland анонсировала Roland D-05 , миниатюрную версию D-50, как часть своей серии Boutique. Инструмент включает в себя оригинальные пресеты D-50, а также все расширения ПЗУ, созданные для него Роландом. Инструмент выпущен в октябре 2017 года. [8]
Также в 2017 году компания Roland выпустила версию VST-плагина D-50 на своем веб-сайте Roland Cloud . [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Роланд Д50» . Июль 1997 г. Архивировано из оригинала 6 июня 2015 г.
- ^ «Roland переиздает классический синтезатор D-50 для своей линии Boutique» . 9 сентября 2017 г. Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ «Победители премии TEC 1988 года» . Архивировано из оригинала 10 июля 2012 года . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Джулиан Колбек, Keyfax Omnibus Edition, MixBooks 1996, стр. 97-100
- ^ Вейл, Марк (1993). Винтажные синтезаторы . Миллер Фриман. п. 63. ИСБН 0-87930-275-5 .
- ^ Вейл 1993 , с. 251.
- ^ Знаменитый пресет: «Поток Ориноко (Отплытие)» на Roland D-50 Vst.
- ^ «Roland анонсирует линейный синтезатор D-05» . Keyboardmag.com . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ «Линейный синтезатор Д-50» . Rolandcloud.com . Проверено 22 апреля 2021 г.