Роланд TR-808
Роланд TR-808 | |
---|---|
![]() Передняя панель TR-808 | |
Производитель | Роланд |
Даты | 1980–1983 |
Цена | 1195 долларов США £ 765 150 000 иен |
Технические характеристики | |
Полифония | 12 |
Тембральность | 12 |
Тип синтеза | Аналоговый субтрактивный |
для хранения Память | 32 паттерна, 768 тактов |
Эффекты | Индивидуальный уровень, настройка, атака, затухание и регулировка тембра некоторых звуков. |
Ввод/вывод | |
Клавиатура | 16 графических клавиш |
Внешний контроль | синхронизации DIN Вход/выход |
Roland TR-808 Rhythm Composer , широко известный как 808 , — это драм-машина, выпускавшаяся корпорацией Roland в период с 1980 по 1983 год. Это была одна из первых драм-машин, позволяющая пользователям программировать ритмы вместо использования предустановленных паттернов. В отличие от своего ближайшего конкурента того времени, более дорогого Linn LM-1 , 808 генерирует звуки, используя аналоговый синтез, а не проигрывая семплы .
Модель 808 потерпела коммерческую неудачу, поскольку электронная музыка еще не стала мейнстримом, а многие продюсеры хотели более реалистичного звучания барабанов. Выпустив около 12 000 единиц, компания Roland прекратила выпуск модели 808, поскольку ее полупроводники стало невозможно пополнить запасы. На смену ему пришел TR-909 в 1983 году.
В течение 1980-х годов модель 808 приобрела культ среди андеграундных музыкантов благодаря своей доступности на вторичном рынке, простоте использования и своеобразному звучанию, особенно глубокому, гулкому бас-барабану . Он стал краеугольным камнем зарождающихся жанров электроники, танца и хип-хопа , популяризированных такими ранними хитами, как « Planet Rock » Африки Бамбаатаа и «Soulsonic Force» и « Sexual Healing » Марвина Гэя .
В конечном итоге 808 использовалась на большем количестве хитовых пластинок, чем любая другая драм-машина. Его популярность в хип-хопе сделала его одним из самых влиятельных изобретений в популярной музыке, сравнимым с Fender Stratocaster влиянием на рок . Его звуки включены в музыкальное программное обеспечение и современные драм-машины и вдохновили на создание нелицензионных развлечений.
Разработка
[ редактировать ]TR-808 – это произведение искусства. Это инженерное искусство, оно так красиво сделано. Если вы имеете представление о том, что происходит внутри, если вы посмотрите на принципиальную схему и увидите, как неизвестный инженер Roland извлекал максимум из сверхограниченной технологии, это невероятно. Смотришь на принципиальную схему, как на оркестровую партитуру, и думаешь: как им в голову пришла эта идея? Это гениально, это шедевр.
— Роберт Хенке , музыкант и соавтор Ableton Live [1]
В 1960-е годы драм-машины чаще всего использовались для аккомпанемента домашним органам . Они не позволяли пользователям программировать ритмы , [2] но вместо этого предлагались предустановленные шаблоны, такие как босса-нова . [3] [4] В 1969 году компания Hammond Organ Company наняла американского музыканта и инженера Дона Льюиса для демонстрации своей продукции, в том числе электронного органа со встроенной драм-машиной, разработанного японской компанией Ace Tone . [2] Льюис был известен своими выступлениями с использованием электронных инструментов, которые он модифицировал, за десятилетия до популяризации взлома инструментов посредством изгибания цепей . своего органа, Он внес значительные изменения в драм-машину Ace Tone, создав свои собственные ритмы и подключив их через педаль экспрессии чтобы акцентировать перкуссию. [2]
К Льюису обратился Икутаро Какехаси , президент и основатель Ace Tone, который хотел узнать, как ему удалось добиться таких звуков с помощью машины Ace Tone. [2] В 1972 году Какехаши основал Roland Corporation и нанял Льюиса для помощи в разработке драм-машин. [2] К концу 1970-х годов микропроцессоры появились в таких инструментах, как Roland MC-8 Microcomposer . [5] и Какехаши поняли, что их можно использовать для программирования драм-машин. [6] В 1978 году Роланд выпустил CompuRhythm CR-78 . [5] первая драм-машина, с помощью которой пользователи могли писать, сохранять и воспроизводить свои собственные паттерны. [6]
Создавая свою следующую машину, TR-808, компания Roland стремилась разработать драм-машину для профессионального рынка, ожидая, что она в основном будет использоваться для создания демо-версий . [7] Инженеры задумали «синтезатор ударных», с помощью которого пользователи могли программировать последовательности ударных и редактировать такие параметры, как настройка, затухание и уровень. [8] Хотя они стремились имитировать настоящую перкуссию, непомерно высокая стоимость памяти заставила их разработать оборудование, генерирующее звук, вместо использования сэмплов (заранее записанных звуков). Какехаси намеренно купил неисправные транзисторы , чтобы создать характерный шипящий звук 808-го. [9] Главный инженер Макото Мурои поручил разработку голосовой схемы 808 «мистеру Накамуре», а программное обеспечение — «мистеру Мацуоке». [6]
Звуки и функции
[ редактировать ]Модель 808 имитирует акустическую перкуссию: большой барабан , малый барабан , томы , конга , римшот , клаве , хлопок в ладоши , маракасу , колокольчик , тарелки и хай-хэт (открытый и закрытый). [10] Вместо воспроизведения сэмплов он генерирует звуки с помощью аналогового синтеза ; TR в TR-808 означает «транзисторный ритм». [11] Звуки не похожи на настоящую перкуссию, [3] [7] и были описаны как «щелкающие», [7] «робот», [9] «космический», [4] «игрушечный» и «футуристический». [3] Факт описал их как комбинацию тонов синтезатора и белого шума , которые больше напоминают «всплески радиофонической мастерской BBC », чем настоящую ударную установку. [10] В журнале «Музыкальные технологии » Тим Гудиер описал колокольчик как «неуклюжий, неуклюжий и безнадежно заниженный». [12]
Модель 808 отличается мощным звучанием большого барабана, построенным на основе синусоидального генератора, фильтра нижних частот и усилителя, управляемого напряжением . [13] бас-барабана Регулятор затухания позволяет пользователям удлинять звук, создавая уникальные низкие частоты, которые со временем слегка выравниваются , возможно, не специально. [13] Житель Нью-Йорка назвал бас-барабан определяющей особенностью 808. [9]
808 была первой драм-машиной, с помощью которой пользователи могли программировать перкуссионный трек от начала до конца, включая брейки и дроби . [14] Пользователи могут запрограммировать до 32 паттернов с помощью пошагового секвенсора . [6] цепочка до 768 тактов [15] и расставьте акценты на отдельных долях. [6] Пользователи также могут устанавливать темп [6] и тактовый размер , включая необычные размеры, такие как 5
4 и 7
8 . [16] Модель 808 включает в себя ручки громкости для каждого голоса, многочисленные аудиовыходы и порт синхронизации DIN (предшественник MIDI ) для синхронизации с другими устройствами. [6] Его три триггерных выхода могут синхронизироваться с синтезаторами и другим оборудованием. [17]
Выпускать
[ редактировать ]Модель 808 была выпущена в 1980 году по цене прейскурантной 1195 долларов США (что эквивалентно 4419 долларам США в 2023 году). [10] Роланд позиционировал его как доступную альтернативу Linn LM-1 , производимому Linn Electronics , в котором использовались образцы настоящих ударных установок. [10] По сравнению с ним 808-й звучал упрощенно и синтетически; электронная музыка еще не стала мейнстримом, и многие музыканты и продюсеры хотели иметь драм-машины с реалистичным звучанием. [7] [10] Согласно многим сообщениям, в одном обзоре 808-й был назван «марширующим муравьедом», хотя это, вероятно, относилось к машинам, которые были до него. [16] Contemporary Keyboard написала положительный обзор, предсказав, что она станет «стандартом для ритм-машин будущего». [14]
Несмотря на некоторых ранних последователей, [10] 808-й оказался коммерческим провалом [15] и было продано менее 12 000 единиц. [18] Роланд прекратил производство в 1983 году. [3] после того, как усовершенствования полупроводников сделали невозможным пополнение запасов неисправных транзисторов, необходимых для его конструкции. [9]
Влияние
[ редактировать ]Хотя 808 не имела успеха, в конечном итоге она использовалась на большем количестве хитовых пластинок, чем любая другая драм-машина. [19] и стал одним из самых влиятельных изобретений в популярной музыке. [7] [20] К тому времени, когда Roland прекратил выпуск его в 1983 году, он стал обычным явлением на рынке подержанных автомобилей и часто продавался менее чем за 100 долларов (что эквивалентно 306 долларам в 2023 году). [10] Его простота использования, [7] доступность и своеобразное звучание сделали его культовым среди андеграундных музыкантов и продюсеров. [10] и он стал краеугольным камнем развития жанров электронной музыки и хип-хопа . [4]
CBC News приписывает первое использование 808 японской электронной группе Yellow Magic Orchestra в 1980 году. [21] Первые пластинки с участием 808 были выпущены в следующем году: альбом Yellow Magic Orchestra BGM. [22] и сингл Monitors "Nobody Told Me". [11] В 1982 году американский R&B- исполнитель Марвин Гэй выпустил первый хит-сингл с песней 808 — « Sexual Healing ». [4] Гэя привлек 808, потому что он мог использовать его для создания музыки изолированно, без других музыкантов или продюсеров. [9]
808 сэмплов широко распространены в музыкальном программном обеспечении и послужили источником создания множества нелицензионных клонов. [3] [23] Flavorwire писал, что 808 сейчас настолько распространен, что «его биты — это почти собственный язык», со звуками, узнаваемыми даже для слушателей, которые не знают, что такое драм-машины, и поэтому «вы также замечаете, когда кто-то возится с ними или использует их в необычных контекстах». [24] В 2019 году DJMag написал, что это, вероятно, самая используемая драм-машина за последние 40 лет. [8]
Хип-хоп
[ редактировать ]808 была описана как хип-хоп эквивалент гитары Fender Stratocaster , которая сильно повлияла на развитие рок-музыки . [25] [26] [27] Его использовали новаторы хип-хопа, включая Run-DMC , LL Cool J и Public Enemy . [9] В частности, бас-барабан 808 стал настолько важным, что Хэнк Шокли из продюсерской группы Bomb Squad заявил, что «без этого звука это не хип-хоп». [9] Житель Нью-Йорка написал, что «чувство дрожи [бас-барабана 808], грохотающего на бульварах Окленда, Бронкса и Детройта, является частью культурной ДНК Америки». [9] Даже после того, как 808 вышел из употребления продюсерами хип-хопа Восточного побережья в 1990-х годах, он оставался основным продуктом южного хип-хопа . [10]
Рэпер Канье Уэст использовал цифру 808 в каждом треке своего сольного альбома 2008 года 808s & Heartbreak . [28] которое Слейт назвал «явным любовным письмом устройству». [7] Житель Нью-Йорка писал в 2015 году, что 808 стал основой современного саундтрека к городской молодежной культуре, особенно в трэп-музыке , и повлиял на новую смесь танца и ретро- хип-хопа, которая «охватывает и фетишизирует… уличную музыку». музыка из прошлого». [9]
Художники раздвинули границы ограниченного хранилища рисунков 808-го; по словам Slate , «эти восьмитактные устройства стали настоящей игровой площадкой для изобретений и творчества». [7] Артисты манипулировали большим барабаном, чтобы создавать новые звуки. [7] например, в сингле 1984 года "Set it Off", в котором продюсер Стрейф использовал его для имитации звука подземного ядерного испытания . [9] Продюсер Рик Рубин популяризировал технику удлинения затухания бас-барабана и настройки его на разные высоты для создания басовых партий . [20] Beastie Boys использовали перевернутую запись 808 в своем треке 1986 года « Paul Revere ». [29]
Электронная музыка
[ редактировать ]В 1982 году Afrika Bambaataa и Soulsonic Force выпустили свой сингл « Planet Rock », в котором 808-й использовался для создания «странной, футуристической» перкуссии, популярной в клубах. [30] Трек повлиял на развитие электронной и хип-хоп музыки. [24] и поджанры, включая бас Майами и техно Детройта , а также популяризировали 808 как «фундаментальный элемент футуристического звука». [4] По словам Slate , "Planet Rock" "не столько прославил 808, сколько переориентировал вокруг него весь мир пост-диско- танцевальной музыки". [7]
Британская электронная группа 808 State взяла свое название от 808 и широко его использовала. [10] из 808 State Грэм Мэсси сказал: «Оборудование Roland стало своего рода эсперанто в музыке. Благодаря этой технологии весь мир стал менее разделенным, и в этом появилась классность — с помощью этого оборудования вы могли превзойти свою провинциальную музыку. " [3] С ростом рейв-культуры , предшественника эйсид-хауса , 808 стал основным звуком на британском радио. [4] В начале 90-х японский композитор Юзо Косиро включил сэмплы 808-го в свои саундтреки к играм Streets of Rage . [31]
Поп
[ редактировать ]Модель 808 широко использовалась в поп-музыке. Житель Нью-Йорка написал, что он спровоцировал «большой взрыв великой эпохи перемен в поп-музыке с 1983 по 1986 год» и что его «вызывающе неорганические тембры ... очертили территорию нового мира музыки». [9] По словам Slate , это сыграло важную роль в переходе поп-музыки от традиционной структуры и гармонической прогрессии к «мышлению в терминах последовательностей , отдельных отрывков звука и времени, которые нужно повторять и пересматривать до бесконечности ». [7]
Аргентинский исполнитель Чарли Гарсиа использовал 808 для всех перкуссионных инструментов в своем втором альбоме Clics Modernos (1983). [32] В Talking Heads фильме-концерте 1984 года «Stop Making Sense» певец Дэвид Бирн исполняет « Psycho Killer » в сопровождении 808-й песни. [33] спотыкаясь о звуки, похожие на выстрелы. [34] Барабанщик и автор песен Фил Коллинз нашел, что 808 полезен для зацикливания длительного ритмов, поскольку у барабанщиков-людей может возникнуть соблазн добавить вариации и вставки . [20] В сингле Уитни Хьюстон 1987 года « I Wanna Dance With Somebody (Who Loves Me) » широко используется 808-й. [35]
Среди других артистов, использовавших 808, — Дэймон Албарн , Diplo , Fatboy Slim , Дэвид Гетта и New Order . [4] [36] На него ссылались в текстах такие артисты, как Beastie Boys, Beck, Outkast , Kelis , TI , Lil Wayne , Бритни Спирс , Бейонсе , Р. Келли и Робби Уильямс . [4] [10] Его бас-барабан использовался как метафора сердцебиения в песнях таких артистов, как Мадонна , Рианна и Кеша . [10]
Преемники
[ редактировать ]За 808 в 1983 году последовала TR-909 , первая драм-машина Roland, использующая сэмплы. Как и 808-й, 909-й оказал влияние на популярную музыку, в том числе на такие жанры, как техно , хаус и кислоту . [15]
808 семплов были включены в ReBirth RB-338 , ранний программный синтезатор, разработанный Propellerhead Software . [37] По словам Энди Джонса из MusicTech , ReBirth был «особенно невероятен» как первая программная эмуляция звуков 808. [37] Он был закрыт в 2017 году, поскольку Роланд заявил, что это нарушило его интеллектуальную собственность. [37] Roland включил 808 сэмплов в несколько драм-машин, включая Groovebox в 1990-х годах. [15] Это ТР-8 [30] а драм-машины TR-8S, выпущенные в 2010-х годах, воссоздают звуки в электронном виде, а не посредством воспроизведения сэмплов. [38]
В 2017 году компания Roland выпустила TR-08, миниатюрную модель 808 со светодиодным дисплеем, разъемами MIDI и USB , расширенным управлением секвенсором и встроенным динамиком. [39] Roland выпустил первые официальные программные эмуляции 808 и 909 в 2018 году. [40] В 2019 году Behringer выпустила обновленную версию модели 808 — Behringer RD-8 Rhythm Designer. В отличие от TR-08 и TR-8S компании Roland, в которых для воссоздания звуков 808 используются сэмплы и виртуальный синтез, в RD-8 используется аналоговая схема. [41]
См. также
[ редактировать ]- 808 (фильм) - документальный фильм 2015 года о Roland TR-808.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолмсли, Дерек. «Монолаке в полном объеме» . Проволока . Проверено 6 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Вольбе, Трент (30 января 2013 г.). «Как драм-машина 808 получила тарелки, и другие истории из подноготной музыки» . Грань . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бомонт-Томас, Бен (6 марта 2014 г.). «Roland TR-808: драм-машина, совершившая революцию в музыке» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Андерсон, Джейсон (27 ноября 2008 г.). «Рабы ритма» . Новости ЦБК . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Рид, Гордон (ноябрь 2014 г.). «История Роланда: часть 1» . Звук на звуке . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кирн, Питер (2011). Клавиатура представляет эволюцию электронной танцевальной музыки . Книги о бэкбите. ISBN 978-1-61713-446-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Гамильтон, Джек (16 декабря 2016 г.). «808-е и глаза-сердечки» . Сланец . ISSN 1091-2339 . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Дженкинс, Дэйв (1 февраля 2019 г.). «Роланд TR-909: История влиятельной драм-машины» . DJMag . Издательство «Траст». ISSN 0951-5143 . Проверено 14 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Норрис, Крис (13 августа 2015 г.). «О 808-м слышали во всем мире» . Житель Нью-Йорка . Конде Наст . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Все, что вы хотели знать о Roland TR-808, но боялись спросить» . Факт . Виниловый завод . 16 января 2014 года . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Валле, О.В. (13 февраля 2014 г.). «Воспоминания о драм-машине TR-808 - блог Роланда в США» . Роланд США . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Гудьер, Тим (ноябрь 1986 г.). «Битбокс-шик» . Музыкальные технологии (ноябрь 1986 г.): 70–71.
- ^ Jump up to: а б Рид, Гордон (февраль 2002 г.). «Секреты синтезаторов: практический синтез бас-барабана» . Звук на звуке . Великобритания: Группа публикаций SOS. Архивировано из оригинала 15 февраля 2004 года . Проверено 25 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Contemporary Keyboard , Том 7, выпуски 1–6 , 1981: «Roland TR-808, несомненно, станет стандартом для ритм-машин будущего, потому что он делает то, чего никогда не делала ни одна ритм-машина прошлого. TR-808 не только 808 позволяет программировать отдельные ритм-паттерны, он также может запрограммировать всю перкуссионную дорожку песни от начала до конца, включая брейки, прокрутки и буквально все, что вы только можете придумать».
- ^ Jump up to: а б с д Рид, Гордон (декабрь 2014 г.). «История Роланда: часть 2» . Звук на звуке . Группа публикаций SOS . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Вернер, Курт (29 ноября 2015 г.). «Роланд TR-808 и сказка о марширующих муравьедах» . Обзор этномузыкологии . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Сюзанна, Чиани (1982). «На новых волнах» . Журнал ДБ : 32.
- ^ Марсден, Роди (15 декабря 2008 г.). «Король ритма: возвращение драм-машины Roland 808» . Независимый . Независимые цифровые новости и медиа Ltd. Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Уэллс, Питер (2004), Руководство по цифровому видео для начинающих , AVA Books, стр. 18, ISBN 2-88479-037-3 , получено 20 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Лейт, Элиас (6 декабря 2016 г.). «8 способов, которыми драм-машина 808 изменила поп-музыку» . Роллинг Стоун . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Андерсон, Джейсон (27 ноября 2008 г.). «Рабы ритма» . Новости ЦБК . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Джонс, Майки IQ (22 января 2015 г.). «Основное... Оркестр желтой магии» . Факт . Проверено 24 августа 2017 г.
- ^ Уорвик, Оли (8 апреля 2017 г.). «Атака клонов: является ли Minimoog Берингера слишком далекой синтетической копией?» . Факт . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Хокинг, Том (16 января 2014 г.). «10 великих песен, построенных вокруг 808» . Ароматная проволока . Архивировано из оригинала 8 июля 2019 года . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Макки, Рут; Грирсон, Джейми (2 апреля 2017 г.). «Основатель Roland и пионер музыки Икутаро Какехаши умирает в возрасте 87 лет» . Хранитель . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ Болдуин, Роберто (14 февраля 2014 г.). «Величайшая драм-машина раннего хип-хопа только что воскресла» . Проводной . Проверено 4 января 2016 г.
- ^ Ричардс, Крис (2 декабря 2008 г.). «Что такое 808?» . Сланец . ISSN 1091-2339 . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Грин, Джейсон (22 сентября 2015 г.). «Самая холодная история из когда-либо рассказанных: влияние 808-х Канье Уэста и Heartbreak » . Вилы . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Кауфман, Гил (24 мая 2012 г.). «Адам Горовиц из Beastie Boys говорит о смерти MCA» . Новости МТВ . Архивировано из оригинала 23 мая 2014 года.
- ^ Jump up to: а б Бомонт-Томас, Бен (14 февраля 2014 г.). «Roland запускает новые версии культовых инструментов 808, 909 и 303» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Дуайер, Ник (25 сентября 2014 г.). «Интервью: Композитор «Улицы ярости» Юзо Косиро» . Музыкальная Академия Ред Булл . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Даза, Бальтасар (3 июля 2020 г.). «Когда мир рушится: Чарли Гарсия и история Modern Clics» . Третий . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Гамильтон, Джек (5 декабря 2012 г.). «Выбор ритма» . Сланец . ISSN 1091-2339 . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Захарек, Стефани (17 сентября 1999 г.). «Хватит иметь смысл» . Салон . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ «Роланд TR-808: драм-машина, которая отказалась умирать» . Новости Би-би-си . 21 марта 2014 года . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ Крепс, Дэниел (15 октября 2014 г.). «Фил Коллинз и Фаррелл хвалят драм-машину 808 в новом документе» . Роллинг Стоун . Проверено 16 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Джонс, Энди (27 ноября 2017 г.). «Перемотка назад: Propellerhead ReBirth RB-338 — первая эмуляция программного синтезатора» . МьюзикТех . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ Трасс, Си (23 мая 2018 г.). «Обзор Roland TR-8S Rhythm Performer» . Музыкальный радар . Проверено 13 ноября 2019 г. .
- ^ «Roland представляет Boutique SH-01 и TR-08, а также пробоотборник AIRA» . Звук на звуке . 8 августа 2017 г. Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ Уилсон, Скотт (25 января 2018 г.). «Roland выпускает официальные версии программного обеспечения своих драм-машин 808 и 909» . Факт . Виниловый завод . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Шербурн, Саймон (январь 2020 г.). «Ритм-конструктор Берингер РД-8» . Звук на звуке . Группа публикаций SOS . Проверено 27 ноября 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Битбокс-шик» . Музыкальные технологии . Ноябрь 1986 г., стр. 70–1. ISSN 0957-6606 . OCLC 483899345 .
- «Роланд Битбоксы» . Раз-два тестирования . Январь 1983 г. ISSN 0265-7139 . OCLC 14985145 .