Роланд Юпитер-4
Роланд Юпитер-4 | |
---|---|
![]() Роланд Юпитер-4 Компуфонный | |
Производитель | Роланд |
Даты | 1978 - 1981 |
Цена | 2895 долларов США 1810 фунтов стерлингов 385 000 японских йен |
Технические характеристики | |
Полифония | 4 голоса |
Тембральность | монотембральный |
Осциллятор | 1 VCO + 1 субгенератор на голос |
ЛФО | 1 треугольник/квадрат/пилообразный/обратный пилообразный |
Тип синтеза | Аналоговый субтрактивный |
Фильтр | 1 резонансный фильтр нижних частот, 1 фильтр верхних частот |
Аттенюатор | 2 АДСР |
послекасания Выражение | Нет |
Выражение скорости | Нет |
для хранения Память | 10 пресетов/8 пользовательских патчей |
Эффекты | хор |
Ввод/вывод | |
Клавиатура | 49 клавиш |
Внешний контроль | Никто |
Roland Jupiter-4 (JP-4) был аналоговым синтезатором , производившимся корпорацией Roland в период с 1978 по 1981 год. Он был известен как первый автономный полифонический синтезатор компании, а также для использования цифрового управления аналоговыми схемами (названный компуфоническим Роландом ). ), позволяющий реализовать такие функции, как программируемая память, режимы назначения голоса, арпеджиатор, полифоническое портаменто и другие.
При цене 2895 долларов США он был значительно дешевле других полифонических машин конкурентов (таких как Yamaha CS-80 , Korg PS-3300 Prophet-5 и OB-X ). Хотя его было продано не так много, как у конкурентов, его основная конструкция была такова, что он мог служить аккомпанементом органам с возможностью установки подставки для нот. [1] Его будущий преемник в 1981 году, Юпитер-8 , продал гораздо больше единиц и сделал Юпитер узнаваемым брендом.
Архитектура
[ редактировать ]
Базовая архитектура Юпитера-4 состояла из четырех голосовых карт, каждая из которых содержала: ГУН , субгенератор, VCF (резонансный низкочастотный фильтр , который может автогенерировать) и VCA . Модуляция включала огибающую атаки-затухания-поддержания-восстановления (ADSR) для фильтра, еще одну для усилителя контроля напряжения и выход конечного уровня со светодиодом перегрузки. В типичной манере Roland фильтр ADSR можно инвертировать, что позволяет осуществлять модуляцию «вверх ногами». LFO отличался способностью достигать звуковых частот, что позволяло осуществлять грубый синтез FM и AM . LFO можно направить на широкий набор опций, включая: преобразователь, высоту ГУН, ширину импульса, срез фильтра верхних и нижних частот, а также VCA. Окончательную настройку уровня VCA можно было запомнить в пользовательских пресетах, и она предшествовала общей громкости основного стереовыхода. Эти настройки были сохранены в пользовательских пресетах, но полностью регулируемая глубина оставалась независимо настраиваемой с помощью колеса высоты тона для комбинаций VCO, VCF и VCA, а также диапазона изгиба. Основная громкость, а также портаменто не запоминаются, поскольку они представляют собой аналоговые элементы управления, не связанные ни с одной из схем цифрового управления.
ГУНы могут иметь нестабильную настройку, если используются устаревшие или низкокачественные электролитические конденсаторы (по два на каждую голосовую карту). Мастерские по ремонту синтезаторов могут заменить эти настроечные конденсаторы стабильными полистироловыми конденсаторами для мгновенной идеальной настройки. Доступ к настройке VCO отдельной карты генератора осуществляется через четыре отверстия с крышками в середине задней части корпуса, но перед регулировкой устройству необходимо дать прогреться в течение как минимум 20–40 минут.

Наиболее отличительные особенности Юпитера-4 были обеспечены благодаря его «комфоническому» цифровому управлению четырьмя голосовыми картами, которое стало возможным благодаря двум микроконтроллерам NEC 8048 : [2]
- Арпеджиатор . с возможностью выбора: вверх, вниз, вверх/вниз или случайный режим Арпеджиатор можно услышать в хит-сингле Duran Duran 1982 года « Rio ». Крайний левый переключатель позволяет выбрать внутреннюю частоту, регулируемую или внешний источник, например, часы его современника Roland CR-78 — программируемой аналоговой драм-машины. Кнопка удержания на нижней передней панели позволяет пользователям фиксировать или устанавливать постоянно работающий паттерн арпеджиатора, что полезно при исполнении соло на другой машине поверх паттерна JP-4. В противном случае арпеджио реагирует только на нажатие отдельных клавиш или аккордов. Это позволяет более плавно и менее жестко рассчитывать время в живых ситуациях при игре с другими.
- Модуляция левой руки на клавиатуре необычна. Функцию полифонического портаменто или скольжения можно очень эффективно использовать в сочетании с арпеджиатором и любым пресетом. Переключатель на октаву вниз с помощью колеса модуляции также доступен независимо от сохраненных в памяти настроек. В отличие от Moog или Sequential, колесо модуляции Roland движется слева направо и подпружинено. Короткий шип наверху подпружиненного колеса модуляции обеспечивает необычно быстрое вращение, но может привести к повреждению этой снятой с производства детали. Регуляторы обеспечивают глубину изменения высоты тона или модуляцию LFO в дополнение к назначенным и запомненным значениям. Тумблеры выбирают Bend или LFO на колесо и на любую комбинацию VCO/VCF/VCA в необычной схеме выбора, и все это контролируется одним движением колеса.
- Четыре режима назначения голоса, которые, наряду с простой полифонией «один VCO на голос», включают в себя возможность влиять на унисон четырех VCO при нажатии одной клавиши, два VCO на голос при нажатии двух клавиш и один VCO на голос. при нажатии трех или четырех клавиш. Этот эффект можно услышать в таких треках, как «Seconds» группы The Human League и «I Dream of Wires» Гэри Ньюмана .
Окончательный путь сигнала также включал фильтр верхних частот и пышный стереоэффект хоруса, основанный на двух, теперь уже редких, микросхемах MN3004. Плата хоруса расположена под колесом модуляции и имеет одну кнопку на передней панели для включения и отключения эффекта. Он пышный и широкий, обеспечивающий псевдостереоэффект при использовании обоих аудиовыходов.
Юпитер-4 имел десять предустановленных звуков, а также восемь ячеек памяти для созданных пользователем патчей. Для сохранения в этих местах необходимо удерживать две широко разделенные кнопки записи для защиты от случайной записи. Батарея, расположенная глубоко между хорусом и источником питания, сохраняет содержимое микросхем памяти.
Элементы управления справа от арпеджиатора активны только при нажатии желтой кнопки ручного управления. Хотя все переключатели, ползунки и потенциометры являются аналоговыми, эти элементы управления имеют цифровой интерфейс за счет использования аналого-цифровых преобразователей на пути прохождения сигнала. На них подается высокое/низкое логическое напряжение или напряжение 0–5 В. Мультиплексоры и аналого-цифровые преобразователи считывают настройки, а затем отправляют их в цифровом виде на микроконтроллер. Затем микроконтроллер преобразует эти параметры в аналоговые управляющие напряжения и отправляет их на голосовые карты и вентили огибающей. Несмотря на то, что это относительно ранний синтезатор с гибридным цифровым управлением, он остается относительно стабильным.
Благодаря низкой стоимости синтезатора ему удалось попасть в руки различных музыкантов того времени, большинство из которых были связаны с музыкальной сценой новой волны и синти-попа (см. ниже). Филип Оки из The Human League сказал о Jupiter-4: «Во время записи Иэну также достался Jupiter 4, но он забрал его с собой. Какой это был фантастический, недооцененный синтезатор. Это было похоже на домашний орган с его ужасные панели из искусственного дерева — восемь программируемых ячеек памяти и восемь предустановок!» [3]
Изменения голосовой карты
[ редактировать ]Компания Roland произвела для системы четыре основных типа голосовых карт: ранние карты B/C и D, основанные на BA662 для фильтра, и более поздние карты версии E, основанные на IR3109. В зависимости от того, какая карта установлена на Юпитер-4, может влиять на то, какие процедуры калибровки потребуются. [4] Можно предположить, что каждый Юпитер-4, как правило, будет иметь идентичные голосовые карты, если только они не были отправлены в ремонт и обмен на другую ревизию или мастерская по ремонту синтезаторов не заменила их на другие. Хотя ранние фильтры JP-4 и все генераторы огибающей JP-4 использовали теперь редкие микросхемы VCA BA662, они начинают подвергаться обратному проектированию множеством сторонних производителей. [5]


Промарс
[ редактировать ]В 1979 году Роланд выпустил двухосцилляторный монофонический синтезатор под названием « Промарс» , который часто считают монофонической версией «Юпитера-4». В Промарах отсутствовал арпеджиатор Юпитера-4 и его эффект «ансамбля» хоруса, и четыре голосовые карты были уменьшены до двух с базовой расстройкой. Над клавиатурой у него были кнопки памяти и выбора предустановок, пользоваться которыми было менее неудобно, чем кнопками на Юпитере-4, которые предназначались для использования поверх органа. У него также было 37 клавиш, что делало его немного меньше, чем у Юпитера-4.
Promars использовался Depeche Mode (примерно в начале-середине 1982 года), Vangelis (начало/середина 1980-х), The Enid , Jethro Tull , Landscape и Spandau Ballet (синтезаторная партия в «To Cut a Long Story Short»).
Известные пользователи
[ редактировать ]- Автомобили
- Ковенант , использующий (до сих пор) JP-4, а также Промарс.
- Пол Дэвис использовался в его одноименном LP 1980 года.
- Я должен
- Томас Долби ( Золотой век беспроводной связи )
- Duran Duran ( Дюран Дюран , Рио , Медаззаленд )
- Майкл Джексон ( Триллер )
- Джон и Вангелис ( Рассказы , Друзья мистера Каира , Частная коллекция )
- Опоздание с пирса
- Энди Уитмор (Greystoke Studios)
- Манифест мясного бита
- Мужчины на работе ( Обычный бизнес , Груз )
- Гэри Ньюман ( Telekon , Dance )
- Мандариновая мечта ( Танграм )
- Единороги
- Волчий парад
- Стиви Уандер
- Уровень 42 («Последний шанс» из «В погоне за несчастными случаями »)
- Дэвид Боуи
- Человеческая Лига ( Репродукция , Путешествие , Вызов )
- Heaven 17 ( Пентхаус и Тротуар )
- Джон Фокс
- Ричард Барбьери из Японии ( Джентльмены делают полароидные снимки )
- Исао Томита
- Simple Minds ( Империи и танец , Сыновья и очарование / Зов сестринских чувств , Новая золотая мечта (81–82–83–84) )
- Поваренная книга Муга
- Винс Кларк
- Depeche Mode ( Говори и заклинай )
- Язу ( наверху у Эрика )
- БТ [6]
- Сент-Этьен
- Мягкая ячейка
- Балет Шпандау ( Путешествие к славе )
- Ложки
- Вангелис
- Whodini - хорошо известен благодаря быстрому арпеджиатору в песне "Magic's Wand", любезно предоставленной Томасом Долби.
- Питер Хауэлл Middle 8 и духовые партии его интерпретации музыкальной темы Доктора Кто . [7]
- Пол Маккартни ( Маккартни II )
- Гитара [8]
- Транс-Х [8]
- Ник Роудс [9]
- Макеты компакт-дисков
- Патрик Карни , Тема к «Всаднику Боджаку» . [10]
- Шэрон Ван Эттен ( Напомни мне завтра )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История Роланда: Часть 1» .
- ^ Гордон Рид (ноябрь 2004 г.). «История Роланда, часть 1: 1930–1978» . История Роланда . Журнал «Звук в звуке» . Проверено 29 ноября 2010 г.
- ^ «Фил Оки: Человеческая лига» .
- ^ «Роланд_фильтр_версии» .
- ^ «AR662-DOT: Точная замена по звучанию и поведению некоторых микросхем BA662-A с цветными точками» .
- ^ Бускин, Ричард (декабрь 2001 г.). «Эмоциональный опыт» . Звук на звуке . Великобритания: Группа публикаций SOS . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ «Композиторы Доктора Кто: Питер Хауэлл» . www.warpedfactor.com . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Марк Дженкинс (2007), Аналоговые синтезаторы , стр. 91 , Тейлор и Фрэнсис
- ^ 30 лучших инструментов и инноваций Икутаро Какехаси Роланда (1930–2017) , электронного музыканта
- ^ «Song Exploder: BOJACK HORSEMAN (основная тема) Интервью с Патриком Карни и Ральфом Карни» . Подкаст Song Exploder . Август 2016 года . Проверено 8 июля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница Synthmuseum.com, посвященная Юпитеру-4.
- Интерфейс CV/Gate, сделанный Томасом Каном своими руками для Roland Jupiter-4
- необычный, но эффективный пример использования в треке с модуляцией высоты тона lfo в средней части, которую отчетливо слышно начиная с 3-й минуты.
- Отчет об испытаниях Роланда Юпитер-4 - GreatSynthesizers