Jump to content

Эрвин Шульхофф

Эрвин Шульхофф
Шульгоф и танцовщица Мильча Майерова, ок. 1931 год
Рожденный ( 1894-06-08 ) 8 июня 1894 г.
Умер 18 августа 1942 г. ( 1942-08-18 ) (48 лет)
Национальность Австро-Венгрия , Чехословакия , Советский Союз
Род занятий Композитор, пианист

Эрвин Шульхофф ( чеш : Ervin Šulhov ; 8 июня 1894 — 18 августа 1942) — австро-чешский композитор и пианист. Он был одним из представителей поколения европейских музыкантов, чья успешная карьера была преждевременно прервана из-за прихода к власти нацистского режима в Германии и чьи произведения редко отмечались и исполнялись.

Шульхофф родился в Праге в немецкой семье евреев-ашкенази . Его отец Густав Шульхофф был торговцем шерстью из Праги, а мать Луиза Вольф из Франкфурта . [1] Пианист и композитор Юлиус Шульхофф приходился ему двоюродным дедушкой.

Антонин Дворжак поощрял первые музыкальные занятия Шульгофа, которые начались в Пражской консерватории, когда ему было десять лет. [2] Там он изучал композицию и фортепиано, а затем в Вене, Лейпциге и Кельне; где его учителями были Клод Дебюсси , Макс Регер , Фриц Штайнбах и Вилли Терн . получал премию Мендельсона : за фортепиано в 1913 году и за композицию в 1918 году. Он дважды [2] служил на Русском фронте в австро-венгерской армии Во время Первой мировой войны . Он был ранен и когда война закончилась, находился в итальянском лагере для военнопленных. [3] После войны он жил в Германии, а затем вернулся в 1923 году в Прагу, где в 1929 году поступил на факультет консерватории. [2]

Он был одним из первого поколения композиторов-классиков, нашедших вдохновение в ритмах джазовой музыки. [4] Шульхофф также воспринял авангардное влияние дадаизма в своих выступлениях и композициях после Первой мировой войны. При организации концертов авангардной музыки в 1919 году он включил этот манифест: [3]

Абсолютное искусство есть революция, оно требует дополнительных граней для развития, ведет к переворотам (переворотам), чтобы открыть новые пути... и является самым сильным в музыке... Идея революции в искусстве развивалась десятилетиями под На каком бы солнце ни жили творцы, в том для них искусство есть общность человека. Это особенно верно в отношении музыки, потому что этот вид искусства является наиболее живым и в результате наиболее сильно и глубоко отражает революцию — полный уход от империалистической тональности и ритма, восхождение к экстатическому изменению к лучшему.

Шульгоф время от времени выступал в качестве пианиста в Пражском Свободном театре . [5] Он также гастролировал по Германии, Франции и Англии, исполняя свои собственные произведения, современные классические композиции и джаз. [6] [7]

Его Сюита для камерного оркестра 1921 года, по словам одного критика, «стилистически смешана, с джазовыми номерами... включающими в себя два медленных, трогательных номера... как будто клоун из « Die Wolkenpumpe» сбросил маску, вспоминая ужасы. и нелепости окопов». [8] он писал своему другу Альбану Бергу : В 1921 году [7]

Я безгранично люблю ночные клубные танцы, настолько, что у меня бывают периоды, когда я провожу целые ночи, танцуя с той или иной хозяйкой... из чистого наслаждения ритмом и с моим подсознанием, наполненным чувственным наслаждением.... [ Тем самым я приобретаю феноменальное вдохновение для своей работы, поскольку мое сознание невероятно земное, даже как бы животное.

Олин Даунс похвалил исполнение своих пяти пьес для струнного квартета в Зальцбурге в 1924 году: [9]

Эти произведения пытались только очаровать или развлечь. У них был спонтанный юмор, сентиментальность, беглая и замечательная техника. В этой идиоме достаточно современного перца, чтобы постоянно раздражать слух; но музыка не принуждена и не более чем зловеща. Талантливый молодой композитор развлекался этими произведениями, и его публика была ему заслуженно благодарна. Не всем композиторам, старым или молодым, хватает здравого смысла не относиться к себе время от времени слишком серьезно.

Даунс сообщил, что после выступления Шульхофф играл на фортепиано номера американского рэгтайма в местной гостинице, «пока стены не зашатались». [9]

В 1928 году квартет Флонзали исполнил Струнный квартет № 1 на своем прощальном концерте в Нью-Йорке между произведениями Бетховена и Брамса, и это было встречено с энтузиазмом. [10] Исполнение « Партиты Шульгофа» Вальтера Гизекинга в 1930 году оказалось любимым произведением публики на концерте, «судя по аплодисментам и смеху», как написал один рецензент, «который приветствовал разделы с такими названиями, как «Все искусство бесполезно» и «Александр , Александр, ты саламандра». [11]

В 1930 году он сочинил свой Концерт для струнного квартета и духового оркестра, который, по оценке одного критика, представляет собой «увлекательную инверсию традиционного стиля концерто гроссо, где духовые составляют основу пьесы в целом, внутри которой появляется струнный квартет». как контраст и соло». [2]

В 1930-е годы Шульхофф столкнулся с растущими личными и профессиональными трудностями. Из-за его еврейского происхождения и радикальной политики он и его произведения были названы « дегенеративными » и занесены в черный список нацистского режима. Он больше не мог давать сольные концерты в Германии, а его произведения не могли исполняться публично.

Его коммунистические симпатии, которые становились все более очевидными в его произведениях, также принесли ему неприятности в Чехословакии . В 1932 году он сочинил музыкальную версию « Манифеста Коммунистической партии» (соч. 82). Укрывшись в Праге, Шульгоф устроился на работу радиопианистом, но зарабатывал едва достаточно, чтобы покрыть расходы на предметы первой необходимости. Когда нацисты вторглись в Чехословакию в 1939 году, ему пришлось выступать под псевдонимом. В 1941 году Советский Союз одобрил его прошение о предоставлении гражданства, но он был арестован и заключен в тюрьму до того, как смог покинуть Чехословакию.

В июне 1941 года Шульхофф был депортирован в тюрьму Вюльцбург недалеко от Вайсенбурга , Бавария. Он умер там 18 августа 1942 года от туберкулеза . [12]

Музыкальный стиль

[ редактировать ]
Этот бюст Эрвина Шульгофа в крепости Вюльцбург недалеко от Вайсенбурга в Баварии был создан Рейнхартом Фуксом и открыт 2 октября 2004 года.

Шульгоф прошел через ряд различных стилистических периодов, начиная, по словам Анны Миджетт , «от очаровательной застенчивости талантливой молодежи в Сюите для камерного оркестра до яростной мрачной агрессии Пятой симфонии». [13] Она обнаружила, что даже несмотря на изменение его стиля, существовала определенная общность, так что даже «угловатый, сильный, даже грубый стиль» поздней Пятой симфонии отражал «позднеромантическую традицию оркестрового колорита». [13]

Его ранние произведения демонстрируют влияние композиторов предыдущего поколения, в том числе Дебюсси, Скрябина и Рихарда Штрауса . Позже, на этапе дадаизма, Шульхофф сочинил ряд произведений с элементами абсурдизма. Предвосхищая Джона Кейджа более « 4 фута 33 дюйма» » Шульгофа чем на тридцать лет, «In futurum (часть Fünf Pittoresken для фортепиано, написанная в 1919 году) представляет собой немое произведение, полностью состоящее из пауз, с инструкцией по интерпретации «tutto il canzone con espressione e сентименто ad libitum, sempre, sin al Fine» («все произведение со свободным выражением и чувствами, всегда, до конца»). Композиция записана с большим количеством ритмических деталей, с использованием причудливых тактовых размеров и замысловатых ритмических рисунков. [14] Отчет о выступлении в Бохуме 1923 года ставит Шульгофа в контекст его современников: [15]

Терпение города Бохума подверглось тяжелому испытанию четырьмя композиторами самого современного направления в одном концерте. Шесть оркестровых пьес А. фон Веберна... были встречены с сильным недоверием; более теплокровный Бела Барток не смог восстановить доверие своими оркестровыми произведениями. Но когда самый крайний современный Эрвин Шульхофф представил свои «тридцать две абсурдные вариации на не менее эксцентричную тему», оппозиция начала давать о себе знать и слышаться. Тема, согласно программе, проигрывалась дважды, и погода стала выглядеть угрожающе. В конце беспомощных вариаций сильные мужчины, снабженные для этого инструментами, издали звук, называемый по-немецки «höllenlärm», на что последовали столь же шумные аплодисменты. Композитор спешно скрылся.

Третий период творчества Шульгофа датируется примерно 1923–1932 годами. Произведения, написанные в эти годы, его самые плодотворные годы как композитора, [16] являются наиболее часто исполняемыми его произведениями, в том числе «Струнный квартет № 1» и «Пять пьес для струнного квартета» , которые объединяют модернистскую лексику, неоклассические элементы, джаз и танцевальные ритмы из различных источников и культур. Он думал о джазе как о танцевальной идиоме и в эссе 1924 года выразил мнение, что никому, включая Стравинского и Аурика, еще не удалось успешно совместить джаз и художественную музыку. [17] Исполнители его Сонаты для скрипки и фортепиано № 2 (1927) описали, как она «широко опирается на интересы и способности композитора как добросовестного джазмена, едкого остроумия и поклонника танцев», и сказали, что ее анданте обладает «такой выразительностью, которую вы можете себе представить. найти в музыке Берга». [18] Один критик написал, что «представления Шульгофа о том, что представляет собой джаз, столь же сюрреалистичны, как и некоторые из дадаистских текстов, которые он создал...; некоторая часть музыки скорее обязана де Фалья и русскому ориентализму, чем рэгтайму или чему-то трансатлантическому». [8] Он думал, что такие новшества, как целая часть Сюиты для камерного оркестра (1921) только для ударных инструментов и использование сирены в другой, «показались бы достаточно диковинными в 1921 году, даже если сейчас [1995] все это звучит немного скучно». " [8] Критик New York Times в 1932 году назвал дуэт для скрипки и виолончели (1925) «многословным и даже неискренним». [19] в то время как в выступлении 2012 года отмечалось, что оно было посвящено Яначеку , оно напоминает Сонату Равеля для скрипки и виолончели и «сочетает в себе народные и современные элементы», используя при этом «ряд звучности и эффектов, таких как драматические пиццикато», в то время как «живая венгерская игра на скрипке оживляет Движение Зингареска». [20]

Его джазовая оратория HMS Royal Oak основана на реальной истории военно-морского мятежа против начальника, который запрещает джаз на борту HMS Royal Oak . [21]

Последний период его карьеры был посвящен социалистическому реализму , часто с коммунистической идеологией на переднем плане.

В целом музыка Шульгофа по-прежнему связана с западной тональностью, хотя, как и у Прокофьева , среди других, фундаментально триадическая концепция его музыки часто приукрашивается отрывками сильного диссонанса. Другими особенностями, характерными для композиционного стиля Шульгофа, являются использование ладовых и квартальных гармоний, танцевальных ритмов, сравнительно свободный подход к форме . Также важным для Шульгофа было творчество Второй венской школы , хотя Шульгоф никогда не принимал сериализм в качестве композиционного инструмента. [22]

Опубликованы материалы конференций в Кельне (1992 г.) и Дюссельдорфе (1994 г.), посвященных творчеству Шульгофа.

Избранные работы

[ редактировать ]
  • 5 джазовых этюдов для фортепиано (около 1910–1920)
  • Соната для скрипки № 1, Op.7 (1913)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1, соч. 11 (1913)
  • Дивертисмент для струнного квартета (1914)
  • Соната для виолончели (1914)
  • Струнный квартет № 0, Op.25 (1918)
  • Соната «Эротика» для женского голоса соло (1919), «в которой сопрано несколько минут имитирует тщательно записанный оргазм» [23]
  • Пять живописных картин для фортепиано (1919)
  • Немецкая симфония (1919), сатира против немецкого милитаризма. [23]
  • Сюита для камерного оркестра (1921), первоначально называвшаяся «В новом стиле» , шесть танцев, «в этом бодром, даже глупом произведении используются инструменты, никогда ранее не использовавшиеся в классическом репертуаре, такие как свистки и автомобильные гудки». [7]
  • Огелала , балет ( фр .) (1922)
  • Cloud-Pump ( Die Wolkenpumpe ) (1922), песни для баритона, четырёх духовых инструментов и ударных, на тексты «святого призрака Ганса Арпа» [23]
  • Bassnachtigall для контрафагота (1922), «в котором соло контрафагота изо всех сил старается издавать задушевные и жидкие птичьи крики» [23]
  • Фортепианный концерт «алла джаз» (1923)
  • струнного квартета ( Пять пьес для 1923)
  • Струнный секстет (1920–24)
  • Струнный квартет № 1 (1924)
  • Соната для фортепиано № 1 (1924)
  • Струнный квартет № 2 (1925)
  • Концертино для флейты, альта и контрабаса (1925)
  • Симфония № 1 (1925)
  • The Moonstruck («Moonstruck»), танцевальный гротеск (балет) (1925)
  • Соната для фортепиано № 2 (1926)
  • Соната для фортепиано № 3 (1927)
  • Соната для скрипки № 2 (1927)
  • Соната для флейты и фортепиано (1927)
  • Двойной концерт для флейты, фортепиано и оркестра (1927), неоклассический вкус [7]
  • 6 джазовых этюдов для фортепиано (1927)
  • Дивертисмент (1927), для гобоя, кларнета и фагота
  • Пламя , опера (1927–29)
  • Горячая соната для альт-саксофона и фортепиано (1930)
  • Концерт для струнного квартета и духового оркестра (1930) [24]
  • Танцевальная сюита в джазе для фортепиано (1931) в шести танцевальных частях: «короткий быстрый топот, томный пролив, пародийный вальс, чувственное танго, томное медленное и... быстрая и похотливая фокстрот». [7]
  • Симфония № 2 (1932), «светское [так в оригинале] и блестящее произведение с джазовым скерцо, весьма типичное для композитора» [25]
  • Коммунистический манифест , оратория (1932) [23]
  • Ориноко (1934), фокстрот [23]
  • Симфония № 3 (1935)
  • HMS Royal Oak (1935), джазовая оратория для рассказчика, сопрано, тенора, смешанного хора и симфонического джазового оркестра по тексту Отто Ромбаха [26]
  • Симфония № 4 (1937)
  • Симфония № 5 (1938–39)
  • Симфония № 6 «Свободы» для хора и оркестра (1940).
  • Симфония № 7, только партитура для фортепиано (1941–42).
  • Симфония № 8, неполная, только клавир (1941–42).
  • Сюита для скрипки и фортепиано
  • Вариации на оригинальную тему Дориана и Фугато, соч. 10, тема, 15 вариаций и фуга (дата?)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ http://www.deutsche-biographie.de/sfz117302.html (26 февраля 2016 г.)
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Ледбеттер, Стивен. «Эрвин Шульхофф: Концерт для струнного квартета с духовым оркестром» (PDF) . Бостонский симфонический оркестр. Архивировано из оригинала (PDF) 27 апреля 2014 года . Проверено 5 октября 2012 г. Бостонский симфонический оркестр дал премьеру в США 23 февраля 1995 года со струнным квартетом «Боярышник».
  3. ^ Перейти обратно: а б Патрисия Энн Холл, Воццек Берга (Oxford University Press, 2011), 40–1
  4. ^ Питер Демец, Прага в опасности: годы немецкой оккупации, 1939–45 (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2008), 108
  5. ^ Хольцкнехт, с. 305
  6. ^ Дональд Л. Невик и Фрэнсис Р. Никосия , Колумбийский путеводитель по Холокосту (Columbia University Press, 2000), 395
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Крис Вудстра, Джеральд Бреннан, Аллен Шротт, All Music Guide to Classic Music: The Definitive Guide to Classic Music (All Media Guide, 2005), 1213
  8. ^ Перейти обратно: а б с Рикардс, Бай (октябрь 1995 г.). «Обзор записи: и так далее». Темп . Новая серия (194): 67.
  9. ^ Перейти обратно: а б Даунс, Олин (31 августа 1924 г.). «Зальцбургский фестиваль камерной музыки; Эрвин Шульхофф, талантливый композитор» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 августа 2012 г.
  10. ^ «Квартет Фонзали дает заключительный концерт» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 19 февраля 1928 года . Проверено 15 августа 2012 г.
  11. ^ «Новая программа Гизекинга» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 27 ноября 1930 года . Проверено 15 августа 2012 г.
  12. ^ Росс, Алекс (2008). Остальное — шум: слушая двадцатый век . Издательство Макмиллан . п. 363. ИСБН  978-0-312-42771-9 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Энн, Миджетт (6 мая 2004 г.). «Обнаружение забытой музыки Эрнста Кренека» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 августа 2012 г.
  14. ^ «Эрвин Шульхофф: В будущем» . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года. Произведение Шульгофа предшествует юмориста Альфонса Алле девятитактному немому произведению «Похоронный марш для похорон глухого» 1897 года .
  15. ^ «Музыка: Заметки из других центров» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 4 марта 1923 года . Проверено 15 августа 2012 г.
  16. ^ «Эрвин Шульхофф: чешский современный композитор» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2007 года.
  17. ^ Кук, Сьюзен К. (весна 1989 г.). «Джаз как избавление: прием и учреждение американского джаза во времена Веймарской республики». Американская музыка . 7 (1): 37. дои : 10.2307/3052048 . JSTOR   3052048 .
  18. ^ Лутц, Филипп (11 февраля 2011 г.). «Увековечение музыкального наследия» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 августа 2012 г.
  19. ^ ХТ (8 февраля 1932 г.). «Слушания Лиги для современников» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 августа 2012 г.
  20. ^ Швейцер, Вивьен (18 марта 2012 г.). «Энергичные струнные оживляют творчество однажды запрещенного композитора» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 августа 2012 г.
  21. ^ Демец, Прага в опасности , 109.
  22. ^ Музыкальный словарь New Grove, 2-е изд.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дэниел Олбрайт, редактор, Модернизм и музыка: антология источников (University of Chicago Press, 2004), 327
  24. ^ Фрэнк Л. Баттисти, Ветры перемен: эволюция современного американского духового оркестра/ансамбля и его дирижера (Meredith Music Publications, 2002), 35. « Концерт выполнен в традиционной форме трехчастного концерта с энергичным Хиндмитом- как первая часть, медленная, зажигательная вторая часть и последняя третья часть с отсылками к джазу, включая обозначение темпа «медленная лиса», как в фокстроте. Премьера состоялась в 1932 году на концерте Чешской филармонии».
  25. ^ Холландер, Ганс (октябрь 1935 г.). «Музыкальные ноты из-за границы: Чехословакия». Музыкальные времена . 76 (1112): 943.
  26. Алекс Росс, «Сюрприз Грэмми», 12 февраля 2007 г. , по состоянию на 15 августа 2012 г.
  • Хольцкнехт, Вацлав (2007). Ярослав Ежек и Освобожденный театр . Прага: Арши. ISBN  978-80-86078-67-0 .
  • Шульхофф, Эрвин; Видмайер, Тобиас (1995). Сочинения (на немецком языке). Гамбург: Фон Бокель. ISBN  978-3-928770-26-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гринберг, Ю. (1 мая 2014 г.). «Притчи о стариках и молодых: разнообразные модернизмы струнных квартетов Эрвина Шульгофа». Музыка и письма . 95 (2). Издательство Оксфордского университета (OUP): 213–250. дои : 10.1093/мл/gcu037 . ISSN   0027-4224 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8114c77121b9ada00d3a65857b19da5b__1712802240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/5b/8114c77121b9ada00d3a65857b19da5b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Erwin Schulhoff - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)