Доссо Досси
Доссо Досси | |
---|---|
Рожденный | 1489 |
Умер | 1542 г. (52–53 года) |
Национальность | итальянский |
Образование | Лоренцо Коста |
Известный | Рисование |
Движение | Итальянский Ренессанс |
Покровитель(и) | Альфонсо I д'Эсте, герцог Феррары , Эрколе II д'Эсте, герцог Феррары |
Джованни ди Никколо де Лютери , более известный как Доссо Досси ( ок. 1489–1542), [1] был итальянским художником эпохи Возрождения, принадлежавшим к школе Феррары , рисовавшим в стиле, в основном под влиянием венецианской живописи , в частности Джорджоне и раннего Тициана . [2]
С 1514 года до своей смерти он был придворным художником герцогов Эсте Феррары и Модены , чей небольшой двор ценил свою репутацию художественного центра. Он часто работал со своим младшим братом Баттистой Досси , который работал под руководством Рафаэля . Он нарисовал множество мифологических сюжетов и аллегорий с довольно сказочной атмосферой и часто с поразительной дисгармонией в цвете. На его портретах также часто изображены довольно необычные позы или выражения лиц для произведений, созданных при дворе. [3]
Биография
[ редактировать ]Досси родился в Сан-Джованни-дель- , деревне в провинции Мантуя Доссо . Его раннее обучение и жизнь плохо документированы; его отец, родом из Тренто , был казначеем ( sputitore или fattore ) у герцогов Феррары . Возможно, он проходил обучение на местном уровне у Лоренцо Косты или в Мантуе , где, как известно, он находился в 1512 году. К 1514 году он начал три десятилетия службы герцогам Альфонсо I и Эрколе II д'Эсте , став главным придворным художником. Доссо часто работал со своим братом Баттистой Досси , прошедшим обучение в римской мастерской Рафаэля . Работы, которые он создавал для герцогов, включали эфемерные украшения мебели и театральные декорации. Известно, что он работал вместе с Гарофало Костабили над полиптихом . Одним из его учеников был Джованни Франческо Сурки ( il Dielai ).
Доссо Досси известен не столько своим натурализмом или вниманием к дизайну, сколько загадочным аллегорическим тщеславием в картинах на мифологические темы, излюбленной темой гуманистического феррарского двора (см. также Козимо Тура и украшение Палаццо Скифанойя ). Досси использовал эксцентричные искажения пропорций, которые могут показаться карикатурными или даже «примитивистскими». Историк искусства Фридберг рассматривает эту характеристику как выражение эстетики sprezzatura эпохи Сидней Дж . Возрождения (то есть «изученной небрежности» или художественной беззаботности). Досси также известен нетипичным выбором ярких пигментов для своих предметов интерьера. Некоторые из его работ, такие как « Депонирование», обладают яркими качествами, напоминающими некоторые . работы Корреджо Большинство его работ посвящены христианским и древнегреческим темам, а в качестве материала используется масляная живопись.
Картина «Эней на Елисейских полях» была частью Камерино д'Алабастро Альфонсо I в замке Эсте, украшенной полотнами, изображающими и эротические сюжеты, включая «Пир богов» Джованни Беллини и «Поклонение Венере» Тициана вакханалии . Фризы были основаны на « Энеиде» ; Эта сцена Досси - это книга 6, строки 635–709, в которой ведет Энея по мосту на Елисейские поля Кумская Сивилла . Орфей с лирой порхает в лесу; на заднем плане призрачные кони погибших воинов.
В «Геркулесе и пигмеях» Геракл заснул после победы над Антеем , и на него нападает армия пигмеев размером с большой палец, которых он побеждает. Он собирает их в свою львиную шкуру. Картины, изображающие могущественного Геркулеса, обычно создавались для тогдашнего правителя герцога Эрколе II д'Эсте . Сюжеты мифологической сцены и Тувалкаина неизвестны.
Недавно «Портрет юноши» в Национальной галерее Виктории был идентифицирован музеем как портрет Лукреции Борджиа работы Доссо Досси, который ранее считался портретом неизвестного молодого мужчины, написанным неизвестным художником. [4]
В Ферраре среди его учеников были Габриэле Капеллини , Якопо Паниччати и Джованни Франческо Сурки . [5]
Избранные работы
[ редактировать ]- Святое семейство с дарителями (1514, Художественный музей Филадельфии )
- Эней на Елисейских полях , (1518–1521, Национальная галерея Канады , Оттава )
- Явление Богородицы Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову (1520-е, Уффици Галерея , Флоренция ) [6]
- Юпитер, рисующий «Бабочки, Меркурий и добродетель» , (1524, Вавельский замок , Краков )
- Мифологическая сцена , ок.1524 г.; холст, масло, 164×145 см, Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес [7]
- Аллегория музыки (1530-е, Музей Хорна , Флоренция )
- Аллегория Фортуны , ок. 1530 г.; холст, масло, 178 × 216,5 см, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес [8]
- Женский портрет , 1530–1535; холст, масло, Музей Конде
- Богоматерь Успения и Св. Архангел Михаил , ок. 1533–1534 гг., Национальная галерея Пармы.
- Три возраста человека или Деревенская идиллия ; 77,5 × 11,8 см, Метрополитен-музей.
- Эней , Институт парикмахеров , Бирмингем
- Геркулес и пигмеи Старая галерея Джоаннеума Граца
- Тубалкаин (Аллегория музыки) Museo Horne
- Колдовство Стрегонерия (Выбор Геракла между пороком и добродетелью) Галерея Уффици
- Святой Михаил (Государственные собрания произведений искусства, Дрезден)
- Святой Георгий и Дракон (Государственные художественные собрания, Дрезден)
- Портрет воина , Галерея Уффици, Флоренция.
- Портрет юноши , портрет Лукреции Борджиа , Национальная галерея Виктории. [9] [10]
- Забивание камнями Святого Стефана , Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид, предоставлено в аренду MNAC Барселона. [11]
Примечания
[ редактировать ]- ^ От: Баттиста Досси
- ^ Хартт, 617
- ^ Хартт, 617
- ^ «Раскрыта тайна женщины эпохи Возрождения NGV» . Брисбен Таймс.
- ^ * Гоббс, Джеймс Р. (1849). Руководство для коллекционера картин, адаптированное как для профессионалов, так и для любителей . Лондон: T&W Бун. п. 77.
- ^ Интернет-галерея искусств. Явление Богородицы Иоанну Крестителю и Иоанну Евангелисту. Проверено 23 сентября 2008 г.
- ^ Музей Дж. Пола Гетти. Мифологическая сцена. Архивировано 18 июля 2010 г. на Wayback Machine . Проверено 23 сентября 2008 г.
- ^ Музей Дж. Пола Гетти. Аллегория Фортуны. Архивировано 30 мая 2007 г. на Wayback Machine . Проверено 23 сентября 2008 г.
- ^ Печально известная женщина эпохи Возрождения, изображенная на загадочном портрете - Австралийская радиовещательная корпорация, 26 ноября 2008 г., получено 26 ноября 2008 г.
- ^ Галерея представляет позорный портрет - The Sydney Morning Herald , 26 ноября 2008 г., получено 26 ноября 2008 г.
- ^ «Побивание камнями святого Стефана» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 24 сентября 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Хартт, Фредерик , История итальянского искусства эпохи Возрождения , (2-е изд.) 1987, Темза и Гудзон (США, Гарри Н. Абрамс), ISBN 0500235104
- Гиббонс, Фелтон (1968). Доссо и Баттиста Досси; придворные художники в Ферраре . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Дж. Картер Браун (1986). Национальная галерея искусств (ред.). Эпоха Корреджо и Карраччи: Эмилианская живопись 16-17 веков (Первое изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 111–128. ISBN 978-0521340199 .
- Фридберг, Сидней Дж. (1993). Пеликан История искусства (ред.). Живопись в Италии, 1500–1600 гг . стр. 315–322 Penguin Books Ltd.
- Чаммитти, Луиза; Остроу, Стивен Ф.; Сеттис, Сальваторе (1998). Судьба Доссо: живопись и придворная культура в Италии эпохи Возрождения . Лос-Анджелес: Исследовательский институт истории искусства и гуманитарных наук Гетти. ISBN 0-89236-505-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Доссо Досси: Придворный художник в Ферраре эпохи Возрождения , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея.
- Краткая биография и фотографии в музее Дж. Пола Гетти.
- Изображения некоторых картин
- Галерея в MuseumSyndicate. Архивировано 13 сентября 2010 г. в Wayback Machine.
- Работы Доссо Досси на переписи феррарской живописи и графики