Спрезцатура
Sprezzatura ( [sprettsaˈtuːra] ) — итальянское слово, обозначающее своего рода непринужденную грацию, искусство делать что-то сложное легким или сохранять небрежное поведение при выполнении сложных задач. Этот термин часто используется в контексте мужской моды, где классические наряды намеренно носят так, что кажутся немного необычными, как будто эти предметы одежды были надеты в спешке.
Термин «sprezzatura» впервые появился в книге Бальдассаре Кастильоне « 1528 года Книга придворного» , где автор определяет его как «определенную небрежность, позволяющую скрыть все искусство и заставить все, что человек делает или говорит, выглядеть легким». и почти не задумываясь об этом». [1] Это способность придворного демонстрировать «легкую способность совершать трудные действия, скрывающую вложенные в них сознательные усилия». [2] Sprezzatura также описывается «как форма защитной иронии : способность скрыть то, что человек действительно желает, чувствует, думает и имеет в виду или намеревается, за маской явной сдержанности и беззаботности». [3]
Это слово вошло в английский язык; Оксфордский словарь английского языка определяет это как «изученную беспечность». [4] особенно как характерное качество или стиль искусства или литературы, хотя оно также используется в эстетическом контексте.
История
[ редактировать ]Во время своего пребывания в Испании в качестве посла Святого Престола (1524–1529) Кастильоне, вдохновленный испанским двором, написал «Книгу придворного». [5] как изображение идеализированного придворного, который мог успешно сохранить поддержку своего правителя. Действие книги происходит в его родном герцогстве Урбино . Книга представляет собой несколько бесед между придворными Гвидобальдо да Монтефельтро . Идеальный придворный должен был быть опытным в оружии и спортивных состязаниях, но в равной степени умелым в музыке и танцах. [6] Однако придворному, у которого была sprezzatura, удавалось сделать так, чтобы эти сложные задачи выглядели легкими – и, что более важно, не выглядели расчетливыми, как актив, который нельзя сбрасывать со счетов в среде, обычно движимой амбициями, интригами и т. д. Что касается sprezzatura Кастильоне сказал:
Я нашел совершенно универсальное правило, которое, как мне кажется, в этом вопросе важнее всего остального и во всех человеческих делах, как в слове, так и в деле: оно заключается в том, чтобы всеми возможными способами избегать притворства, как если бы это был какой-то грубый и опасный риф; и (возможно, произнести новое слово) практиковать во всем определенную sprezzatura [небрежность], чтобы скрыть все искусство и сделать так, чтобы все, что делается или говорилось, казалось происходящим без усилий и почти без всякой мысли об этом. [1]
Кастильоне вообще был поклонником sprezzatura и считал это важным атрибутом, позволяющим стать идеальным придворным. По его мнению, это качество было присуще испанскому дворянину в отличие от французского дворянина, которого он считал более «самонадеянным». [7]
Положительные и отрицательные качества
[ редактировать ]Sprezzatura была жизненно важным качеством для придворного. По мнению профессора Уэйна Ребхорна, придворным, по сути, приходилось устраивать представления для своих сверстников. [8] а у тех, кто нанимал sprezzatura, создавалось впечатление, что они полностью освоили сыгранные роли. [9] По мнению Ребхорна, придворная sprezzatura заставляла его казаться совершенно непринужденным в суде и напоминать человека, который был «абсолютным хозяином себя, правил общества и даже физических законов, и [его sprezzatura создавала] отчетливое впечатление, что он [был ] неспособен ошибиться». [10] О своих достоинствах Кастильоне писал: «Великое достоинство sprezzatura заключается в том, что она подразумевает невидимое величие, потенциал, скрытый в самых ее тонкостях и недостатках, силу, которую следует хранить в резерве».
Говард Уэскотт и другие ученые также отметили отрицательные аспекты того, что сложные задачи кажутся легкими, а именно, что на практике sprezzatura предполагает способность убедительно обманывать людей. [11] Уэскотт утверждает, что Sprezzatura была в некотором смысле «искусством действовать коварно». [11] «искусство», создавшее «самореализующуюся культуру подозрительности» [12] потому что придворным приходилось тщательно следить за своим фасадом. «Побочным продуктом действий придворного является то, что достижение sprezzatura может потребовать от него отрицания или унижения своей природы». [13] Следовательно, придворные, преуспевшие в спреццатуре, рисковали потерять себя из-за фасада, который они создавали для своих сверстников. [ нужна ссылка ]
Примеры в искусстве эпохи Возрождения
[ редактировать ]![]() | В этом разделе может быть придан чрезмерный вес определенным идеям, происшествиям или противоречиям . Пожалуйста, помогите создать более сбалансированную презентацию . Обсудите и решите эту проблему, прежде чем удалять это сообщение. ( декабрь 2013 г. ) |

Рафаэль как художник являл собой образец преццатуры с самого начала своей карьеры, начиная со своей первой подписанной работы «Брак Богородицы» . «Вдохновленная интерпретацией того же предмета своим учителем Перуджино , картина Рафаэля отличается от своей модели прежде всего уникальным осознанием важности sprezzatura ». [14]
Картина Рафаэля раскрывает осознание важности спреццатуры через изображение Иосифа. По сравнению с более молодым изображением Иосифа Рафаэля, версия Иосифа Перуджино значительно более идеализирована и старше. Джозеф Перуджино, несмотря на свою почти приторную сладость в отличие от более ранних изображений других художников, сохраняет определенную жесткость профиля и угловатость, которых Рафаэль избежал, смягчая анатомию черт лица и слегка нарушая жесткий профиль. [14]

Кроме того, «позы и одежда этих двоих также демонстрируют тонкую трансформацию, которая отражает такое же преднамеренное изменение отношения». [14] Например, грациозность «Джозефа» Перуджино «подчеркивается подчеркиванием драпировки и тела. Легкое S-образное движение от уха к пальцу правой ноги неизбежно очевидно». [14] С другой стороны, благодать, проявленная Иосифом Рафаэля, «столь же велика, но, возможно, более впечатляюща, поскольку манера ее выражения менее очевидна». [15]
Поза Иосифа демонстрирует сдержанное изящество, поскольку его легкий поворот к зрителю имеет тенденцию скрывать плавность линий, характеризующую фигуру в целом, в то время как он вводит в одежду любое количество линейных ритмов, подчиненных основному движению фигуры. Эти вариации, в дополнение к намеренному избеганию любых драматических моментов, помогают объяснить, почему мы чувствуем «беспечность» Иосифа Рафаэля в отличие от почти иератической застывшей грации Перуджино. В первом мы можем обнаружить то качество, которое имел в виду Кастильоне , когда писал: «Поэтому мы можем назвать настоящим искусством то искусство, которое не кажется искусством». [15]
Sprezzatura — главная особенность маньеристского искусства и скульптуры, особенно школы bella maniera, в которой художник синтезировал лучшие атрибуты из различных источников в новый дизайн. Sprezzatura подчеркивала виртуозные эффекты, которые демонстрировались с очевидной легкостью и легкостью. Прекрасным примером может послужить «Персей» Челлини. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Круто (эстетика)
- Кокетливый флирт , скромный, несерьезный, вежливый, застенчивый, игривый или флирт для развлечения.
- Гламур , неотъемлемой частью которого считается спреццатура.
- Itutu , похожая эстетика йоруба. [16]
- Сибуи , похожая японская эстетика.
- У Вэй
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кастильоне 2002 , с. 32.
- ^ Ребхорн 1978 , с. 33.
- ^ Бергер, Гарри младший (2002). «Спреццатура и отсутствие благодати». В Джавиче, Дэниел (ред.). Книга придворного: перевод Синглтона . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 297. ИСБН 0393976068 .
- ^ Сафайр, Уильям (27 октября 2002 г.). «О языке» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Кастильоне 1901 , с. 319.
- ^ Кастильоне 2002 , с. х.
- ^ Кастильоне 1901 , стр. 97–98, 103, 114–115, 120; Пульезе 2003 , стр. 23–40.
- ^ Ребхорн 1978 , с. 14.
- ^ Ребхорн 1978 , с. 35.
- ^ Ребхорн 1978 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Уэскотт, Ховард (2000). «Придворный и герой: Спрезцатура от Кастильоне до Сервантеса». В Франсиско Ла Рубиа Прадо (ред.). Сервантес в XXI веке . Ньюарк: Хуан де ла Куэста. п. 227.
- ^ Бергер 2002 , с. 299.
- ^ Бергер 2002 , с. 306.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лауден, Линн М. (осень 1968 г.). « 'Спреццатура' в Рафаэле и Кастильоне». Художественный журнал . 28 (1): 45. дои : 10.2307/775165 . JSTOR 775165 .
- ^ Перейти обратно: а б Лауден 1968 , стр. 46.
- ^ Ариелли, Эмануэле (2020). «Прохлада, эстетика и самосовершенствование» . Журнал Зонемода . 1 (10): 15–22.
И «Sprezzatura», и «Itutu» выражают особый вид свободы: свободу как естественность (я есть то, что я есть, мне не нужно прилагать усилий, чтобы быть чем-то другим) и свободу от забот (я безразличен и незатронут к внешнему осуждению; я беззаботен или, лучше сказать, мне все равно).
Библиография
[ редактировать ]- Кастильоне, Бальдесар (1901). Экстайн Опдайк, Леонард (ред.). Книга придворного: перевод сыновей писца . Перевод Синглтона, Чарльза С. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Кастильоне, Бальдесар (2002). Явич, Дэниел (ред.). Книга придворного: перевод Синглтона . Перевод Синглтона, Чарльза С. Нью-Йорк: WW Norton.
- Пульезе, Ольга Зорза (2003). «Французский фактор в «Книге придворного (Il libro del cortegiano)» Кастильоне: от черновиков к печатному изданию» . Возрождение и Реформация . 27 (2). Университет Торонто: 23–40. дои : 10.33137/rr.v39i2.8866 . JSTOR 43445460 .
- Ребхорн, Уэйн А. (1978). Придворные представления: маскировка и праздник в «Книге придворного» Кастильоне . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0814315879 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Явич, Дэниел (2002). « Кортеджано и ограничения деспотизма». В Дэниеле Джавиче (ред.). Книга придворного: перевод Синглтона . Нью-Йорк: Нортон. стр. 319–328.
- Евгения, Пауличелли (2016). Написание моды в Италии раннего Нового времени: от спреццатуры до сатиры. [1]
- Бойер, Брюс (2015). Настоящий стиль: история и принципы классической мужской одежды . [2]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ^ Пауличелли, Евгения (17 февраля 2016 г.). Написание моды в Италии раннего Нового времени: от спреццатуры к сатире . Лондон. ISBN 9781134787104 . OCLC 953858161 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бойер, Дж. Брюс (08 сентября 2015 г.). Настоящий стиль: история и принципы классической мужской одежды . Основные книги. ISBN 978-0-465-06159-4 .