Jump to content

Спрезцатура

Sprezzatura ( [sprettsaˈtuːra] ) — итальянское слово, обозначающее своего рода непринужденную грацию, искусство делать что-то сложное легким или сохранять небрежное поведение при выполнении сложных задач. Этот термин часто используется в контексте мужской моды, где классические наряды намеренно носят так, что кажутся немного необычными, как будто эти предметы одежды были надеты в спешке.

Термин «sprezzatura» впервые появился в книге Бальдассаре Кастильоне « 1528 года Книга придворного» , где автор определяет его как «определенную небрежность, позволяющую скрыть все искусство и заставить все, что человек делает или говорит, выглядеть легким». и почти не задумываясь об этом». [1] Это способность придворного демонстрировать «легкую способность совершать трудные действия, скрывающую вложенные в них сознательные усилия». [2] Sprezzatura также описывается «как форма защитной иронии : способность скрыть то, что человек действительно желает, чувствует, думает и имеет в виду или намеревается, за маской явной сдержанности и беззаботности». [3]

Это слово вошло в английский язык; Оксфордский словарь английского языка определяет это как «изученную беспечность». [4] особенно как характерное качество или стиль искусства или литературы, хотя оно также используется в эстетическом контексте.

Во время своего пребывания в Испании в качестве посла Святого Престола (1524–1529) Кастильоне, вдохновленный испанским двором, написал «Книгу придворного». [5] как изображение идеализированного придворного, который мог успешно сохранить поддержку своего правителя. Действие книги происходит в его родном герцогстве Урбино . Книга представляет собой несколько бесед между придворными Гвидобальдо да Монтефельтро . Идеальный придворный должен был быть опытным в оружии и спортивных состязаниях, но в равной степени умелым в музыке и танцах. [6] Однако придворному, у которого была sprezzatura, удавалось сделать так, чтобы эти сложные задачи выглядели легкими – и, что более важно, не выглядели расчетливыми, как актив, который нельзя сбрасывать со счетов в среде, обычно движимой амбициями, интригами и т. д. Что касается sprezzatura Кастильоне сказал:

Я нашел совершенно универсальное правило, которое, как мне кажется, в этом вопросе важнее всего остального и во всех человеческих делах, как в слове, так и в деле: оно заключается в том, чтобы всеми возможными способами избегать притворства, как если бы это был какой-то грубый и опасный риф; и (возможно, произнести новое слово) практиковать во всем определенную sprezzatura [небрежность], чтобы скрыть все искусство и сделать так, чтобы все, что делается или говорилось, казалось происходящим без усилий и почти без всякой мысли об этом. [1]

Кастильоне вообще был поклонником sprezzatura и считал это важным атрибутом, позволяющим стать идеальным придворным. По его мнению, это качество было присуще испанскому дворянину в отличие от французского дворянина, которого он считал более «самонадеянным». [7]

Положительные и отрицательные качества

[ редактировать ]

Sprezzatura была жизненно важным качеством для придворного. По мнению профессора Уэйна Ребхорна, придворным, по сути, приходилось устраивать представления для своих сверстников. [8] а у тех, кто нанимал sprezzatura, создавалось впечатление, что они полностью освоили сыгранные роли. [9] По мнению Ребхорна, придворная sprezzatura заставляла его казаться совершенно непринужденным в суде и напоминать человека, который был «абсолютным хозяином себя, правил общества и даже физических законов, и [его sprezzatura создавала] отчетливое впечатление, что он [был ] неспособен ошибиться». [10] О своих достоинствах Кастильоне писал: «Великое достоинство sprezzatura заключается в том, что она подразумевает невидимое величие, потенциал, скрытый в самых ее тонкостях и недостатках, силу, которую следует хранить в резерве».

Говард Уэскотт и другие ученые также отметили отрицательные аспекты того, что сложные задачи кажутся легкими, а именно, что на практике sprezzatura предполагает способность убедительно обманывать людей. [11] Уэскотт утверждает, что Sprezzatura была в некотором смысле «искусством действовать коварно». [11] «искусство», создавшее «самореализующуюся культуру подозрительности» [12] потому что придворным приходилось тщательно следить за своим фасадом. «Побочным продуктом действий придворного является то, что достижение sprezzatura может потребовать от него отрицания или унижения своей природы». [13] Следовательно, придворные, преуспевшие в спреццатуре, рисковали потерять себя из-за фасада, который они создавали для своих сверстников. [ нужна ссылка ]

Примеры в искусстве эпохи Возрождения

[ редактировать ]
Брак Богородицы (1504) Рафаэля

Рафаэль как художник являл собой образец преццатуры с самого начала своей карьеры, начиная со своей первой подписанной работы «Брак Богородицы» . «Вдохновленная интерпретацией того же предмета своим учителем Перуджино , картина Рафаэля отличается от своей модели прежде всего уникальным осознанием важности sprezzatura ». [14]

Картина Рафаэля раскрывает осознание важности спреццатуры через изображение Иосифа. По сравнению с более молодым изображением Иосифа Рафаэля, версия Иосифа Перуджино значительно более идеализирована и старше. Джозеф Перуджино, несмотря на свою почти приторную сладость в отличие от более ранних изображений других художников, сохраняет определенную жесткость профиля и угловатость, которых Рафаэль избежал, смягчая анатомию черт лица и слегка нарушая жесткий профиль. [14]

Брак Богородицы (1500–1504) Перуджино

Кроме того, «позы и одежда этих двоих также демонстрируют тонкую трансформацию, которая отражает такое же преднамеренное изменение отношения». [14] Например, грациозность «Джозефа» Перуджино «подчеркивается подчеркиванием драпировки и тела. Легкое S-образное движение от уха к пальцу правой ноги неизбежно очевидно». [14] С другой стороны, благодать, проявленная Иосифом Рафаэля, «столь же велика, но, возможно, более впечатляюща, поскольку манера ее выражения менее очевидна». [15]

Поза Иосифа демонстрирует сдержанное изящество, поскольку его легкий поворот к зрителю имеет тенденцию скрывать плавность линий, характеризующую фигуру в целом, в то время как он вводит в одежду любое количество линейных ритмов, подчиненных основному движению фигуры. Эти вариации, в дополнение к намеренному избеганию любых драматических моментов, помогают объяснить, почему мы чувствуем «беспечность» Иосифа Рафаэля в отличие от почти иератической застывшей грации Перуджино. В первом мы можем обнаружить то качество, которое имел в виду Кастильоне , когда писал: «Поэтому мы можем назвать настоящим искусством то искусство, которое не кажется искусством». [15]

Sprezzatura — главная особенность маньеристского искусства и скульптуры, особенно школы bella maniera, в которой художник синтезировал лучшие атрибуты из различных источников в новый дизайн. Sprezzatura подчеркивала виртуозные эффекты, которые демонстрировались с очевидной легкостью и легкостью. Прекрасным примером может послужить «Персей» Челлини. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Кастильоне 2002 , с. 32.
  2. ^ Ребхорн 1978 , с. 33.
  3. ^ Бергер, Гарри младший (2002). «Спреццатура и отсутствие благодати». В Джавиче, Дэниел (ред.). Книга придворного: перевод Синглтона . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 297. ИСБН  0393976068 .
  4. ^ Сафайр, Уильям (27 октября 2002 г.). «О языке» . Нью-Йорк Таймс .
  5. ^ Кастильоне 1901 , с. 319.
  6. ^ Кастильоне 2002 , с. х.
  7. ^ Кастильоне 1901 , стр. 97–98, 103, 114–115, 120; Пульезе 2003 , стр. 23–40.
  8. ^ Ребхорн 1978 , с. 14.
  9. ^ Ребхорн 1978 , с. 35.
  10. ^ Ребхорн 1978 , с. 44.
  11. ^ Перейти обратно: а б Уэскотт, Ховард (2000). «Придворный и герой: Спрезцатура от Кастильоне до Сервантеса». В Франсиско Ла Рубиа Прадо (ред.). Сервантес в XXI веке . Ньюарк: Хуан де ла Куэста. п. 227.
  12. ^ Бергер 2002 , с. 299.
  13. ^ Бергер 2002 , с. 306.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Лауден, Линн М. (осень 1968 г.). « 'Спреццатура' в Рафаэле и Кастильоне». Художественный журнал . 28 (1): 45. дои : 10.2307/775165 . JSTOR   775165 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Лауден 1968 , стр. 46.
  16. ^ Ариелли, Эмануэле (2020). «Прохлада, эстетика и самосовершенствование» . Журнал Зонемода . 1 (10): 15–22. И «Sprezzatura», и «Itutu» выражают особый вид свободы: свободу как естественность (я есть то, что я есть, мне не нужно прилагать усилий, чтобы быть чем-то другим) и свободу от забот (я безразличен и незатронут к внешнему осуждению; я беззаботен или, лучше сказать, мне все равно).

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Явич, Дэниел (2002). « Кортеджано и ограничения деспотизма». В Дэниеле Джавиче (ред.). Книга придворного: перевод Синглтона . Нью-Йорк: Нортон. стр. 319–328.
  • Евгения, Пауличелли (2016). Написание моды в Италии раннего Нового времени: от спреццатуры до сатиры. [1]
  • Бойер, Брюс (2015). Настоящий стиль: история и принципы классической мужской одежды . [2]
[ редактировать ]
  1. ^ Пауличелли, Евгения (17 февраля 2016 г.). Написание моды в Италии раннего Нового времени: от спреццатуры к сатире . Лондон. ISBN  9781134787104 . OCLC   953858161 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Бойер, Дж. Брюс (08 сентября 2015 г.). Настоящий стиль: история и принципы классической мужской одежды . Основные книги. ISBN  978-0-465-06159-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d048446510b5135e2b0c83275abc1b02__1717506600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/02/d048446510b5135e2b0c83275abc1b02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sprezzatura - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)