Симфония № 1 (Элгар)

сэра Эдварда Элгара Симфония № 1 ля ♭ мажор , соч. 55 — одна из двух его завершенных симфоний. Первое выступление было дано оркестром Халле под управлением Ганса Рихтера в Манчестере, Англия, 3 декабря 1908 года. огромный интерес. Критики приняли восторженно, а общественный резонанс был беспрецедентным. Симфония достигла того, что The Musical Times назвала «мгновенным и феноменальным успехом»: всего за год с небольшим после премьеры была проведена сотня выступлений в Великобритании, континентальной Европе и Америке.
Симфония регулярно ставится в программах британских оркестров и время от времени участвует в концертных программах в Северной Америке и континентальной Европе. Он хорошо представлен в пластинках: от версии композитора 1931 года с Лондонским симфоническим оркестром до современных цифровых записей, более 40 из которых были выпущены с середины 1980-х годов.
Состав и премьера
[ редактировать ]Почти за десять лет до сочинения своей первой симфонии Элгар был заинтригован идеей написать симфонию в память генерала Чарльза Джорджа Гордона, а не Бетховена » «Героическую , которая изначально предназначалась для прославления Наполеона Бонапарта. [1] В 1899 году он написал своему другу Августу Йегеру («Нимрод» из «Вариаций загадки »): «Теперь что касается Гордона: эта вещь владеет мной, но я пока не могу ее записать». [1] После завершения своей оратории «Королевство» в 1906 году у Элгара был короткий период ожидания. Когда ему исполнилось 50 лет, он обратился к своим детским композициям, которые превратил в сюиты «Жезл молодости» . летом 1907 года [2] Он начал работу над симфонией и, уехав на зиму в Рим, [3] он продолжил работу над ней, закончив первую часть. После своего возвращения в Англию летом 1908 года он работал над остальной частью симфонии. [2]
Элгар отказался от идеи симфонии «Гордон» в пользу совершенно непрограммного произведения. Он стал считать абстрактную музыку вершиной оркестровой композиции. В 1905 году он прочитал лекцию о , Брамса Третьей симфонии в которой сказал, что, когда музыка была просто описанием чего-то другого, она несла большое искусство несколько дальше, чем ему хотелось. Он считал, что музыка, как простое искусство, лучше всего проявляется тогда, когда она проста, без описания, как в случае с симфонией Брамса. [4] На первой странице рукописи имеется заголовок «Симфония для полного оркестра, соч. 55». [5] Музыкальному критику Эрнесту Ньюману он написал, что новая симфония не имеет ничего общего с Гордоном, а композитору Уолфорду Дэвису он написал: «Нет никакой программы, кроме широкого опыта человеческой жизни с великим милосердием (любовью) и огромным надеюсь на будущее». [2]

Симфония была посвящена «Гансу Рихтеру, муз. доктору. Настоящему художнику и истинному другу». [5] Премьера состоялась 3 декабря 1908 года в Зале свободной торговли в Манчестере, под управлением Рихтера дирижировал оркестром Халле . Невий Кардус , двадцатилетний молодой человек, стоял в глубине зала и «с волнением слушал, как перед нами маршировала широкая и длинная вступительная мелодия… широкая, как широкая спина Ганса Рихтера». [6]
Лондонская премьера последовала четыре дня спустя в Королевском зале под управлением Лондонского симфонического оркестра под управлением Рихтера. [2] На первой репетиции лондонского концерта Рихтер обратился к оркестру: «Господа, давайте теперь репетируем величайшую симфонию современности, написанную величайшим современным композитором – и не только в этой стране ». Уильям Генри Рид , игравший в LSO на том концерте, вспоминал: «Придя на Адажио , [Рихтер] заговорил почти со слезами в голосе и сказал: «Ах! Это настоящее Адажио – такое Адажио, как Бетхов «написал бы»». [5]
В 1909 году газета Musical Times заявила: «Заявить, что Симфония Элгара добилась немедленного и феноменального успеха, — это чистая правда». В течение нескольких недель после премьеры симфония была исполнена в Нью-Йорке под управлением Вальтера Дамроша , в Вене под управлением Фердинанда Лёве , в Санкт-Петербурге под управлением Александра Зилоти и в Лейпциге под управлением Артура Никиша . Выступления прошли в Чикаго, Бостоне , Торонто и 15 британских городах. [7] К февралю 1909 года Нью-Йоркский филармонический оркестр дал еще два выступления в Карнеги-холле и привез произведение в «одни из крупнейших внутренних городов… Сомнительно, чтобы какое-либо симфоническое произведение вызывало такой большой интерес со времен . » Чайковского «Патетики ." [8] За тот же период произведение шесть раз исполнялось в Лондоне под управлением композитора Рихтера и Генри Вуда . [7] Всего за год с небольшим состоялось сто представлений по всему миру. [9]
The Musical Times напечатала дайджест комментариев прессы о симфонии. Газета Daily Telegraph писала: «[Т]ематическая красота изобилует. Она изысканна в адажио, а также в первом и втором аллегро, последнее — своего рода скерцо; когда ритмический импульс, сила и страсть соединяются на пике своего пика, когда музыка становится почти безумной в своей превосходной энергии, ощущение чистой красоты все еще сильно». Газета «Морнинг Пост » писала: «Это работа будущего, и она станет наследием для будущих поколений; в ней есть возвышенность и благородство, которые указывают на шедевр, хотя полная оценка ее будет только от самых серьезно мыслящих людей». сегодня мы признаем это владением, которым можно гордиться». Газета Evening Standard сообщила: « Вот перед нами настоящий Элгар – сильный, нежный, простой, с простотой, порожденной неизбежным выражением лица». ... Композитор написал произведение редкой красоты, чувственности и человечности, произведение, понятное всем». [10]
The Musical Times воздержалась от цитирования The Observer , единственного несогласного голоса среди главных газет. Он жаловался, что работа является производной от Мендельсона , Брамса и Вагнера , и считал тему медленной части «дешевым готовым материалом». Однако это допускало, что «оркестровка Элгара настолько великолепно современна, что платье маскирует скелет». [11] Эта негативная точка зрения контрастировала с похвалой в «Таймс» : «Великое произведение искусства, возвышенное по замыслу и искреннее в выражении, которое должно стать вехой в развитии молодой школы английской музыки. " В The Manchester Guardian Сэмюэл Лэнгфорд описал это произведение как «возвышенное… это самое благородное произведение, когда-либо написанное для инструментов английским композитором». [12]
«Таймс» отметила влияние Вагнера и Брамса: «Есть характерные воспоминания о Парсифале ... и ритмически главная тема выглядит как детище Брамса», но пришла к выводу, что «это не только оригинальное произведение, но и одно из самых оригинальных и самых оригинальных». самое важное, что было добавлено в список новейшей музыки». [13] Газета «Нью-Йорк Таймс» , которая также обнаружила влияние « Парсифаля » и, в финале, « Верди » Аиды , назвала симфонию «произведением такой важности, что дирижеры не откажутся от нее легкомысленно». [14]
Музыкальный анализ
[ редактировать ]Основная тональность произведения — ля-бемоль мажор , редкая для симфонии. Он рассчитан для трех флейт (одного двойного пикколо ), двух гобоев и английского рожка , двух кларнетов и бас-кларнета , двух фаготов и контрафагота , четырех валторн , трех труб , трех тромбонов , тубы , литавр , перкуссии (включая малый барабан , большой барабан). и цимбалы ), две арфы и струны . Он состоит из четырех частей:
- Анданте. Благородно и просто — Аллегро
- Очень веселый
- Адажио
- Медленно — Аллегро

Симфония имеет циклическую форму : незавершенная «благородная» тема первой части возвращается в финале в законченное грандиозное высказывание после различных трансформаций на протяжении всего произведения. Элгар писал: «Вступительная тема должна быть простой и по замыслу благородной и возвышающей… своего рода идеальный призыв – в смысле убеждения, а не принуждения или приказания – и нечто превыше повседневности и грязных вещей». [15] Музыковед Майкл Кеннеди пишет: «Это нельзя назвать девизом-темой, но это идея-фикс , и после первого тихого высказывания весь оркестр повторяет ее фортиссимо . Она плавно затихает обратно к деревянным духовым инструментам и альтам и резко переключается на ре минор. , необычный выбор тональности для первого аллегро Симфонии ля-бемоль». [16] Рид предполагает, что выбор Элгаром ре минор был жестом против академических правил. [17] По мнению дирижера сэра Адриана Боулта , лязг клавиш возник из-за того, что кто-то поспорил с Элгаром, что тот не сможет сочинить симфонию в двух тональностях одновременно. [16] Также высказывалось предположение, что этот контраст был призван представить две стороны личности Элгара - успешный и популярный «Бард Империи» звучит в благородном плоском мотиве, противопоставляемом внутренним переживаниям, которые постоянно беспокоили его. [18] Часть представляет собой традиционную сонатную форму с двумя основными темами: развитие и перепросмотр. Все заканчивается тихо, «эффектом волшебной тишины». [19]

Вторая часть представляет собой оживленное аллегро. Элгар не назвал это скерцо , и хотя Рид называет его «живым», [20] другие, в том числе Кеннеди, находят его беспокойным и даже местами зловещим. [19] Средняя часть, буква B ♭ , соответствует духу Элгара «Жезл молодости» . Он попросил оркестры сыграть ее «как то, что можно услышать у реки». [19] По мере завершения части она замедляется, и ее первая тема превращается в главную тему медленной части. [21] несмотря на их контрастные темпы и разные тональности. По словам Рида, «кто-то однажды имел безрассудство спросить Элгара, какая версия, аллегро или адажио , была написана первой; но вопрос не был очень хорошо принят, и тема не была продолжена». [22]
Кеннеди говорит об адажио , что оно «уникально среди медленных частей Элгара отсутствием той мучительной тоски, которую обычно можно обнаружить в его более тихих отрывках. Здесь нет тоски , вместо этого благодатное спокойствие…» [23] Вторая тема части остается в спокойном ключе, и часть заканчивается тем, что Рид называет «поразительным эффектом приглушенных тромбонов в последних пяти тактах… как голос из другого мира». [22]
Финал начинается ре минор с медленного повторения одной из второстепенных тем первой части, показывая Элгара в «одном из его самых мечтательных и загадочных настроений». [22] После вступления следует беспокойное аллегро с последовательностью тем, включая «импульсивный марш-ритм». [23] В манере, напоминающей мотивическую трансформацию между второй и третьей частями, этот материал позже звучит на половинной скорости в сопровождении арпеджио арфы и лирической струнной мелодии. Часть достигает кульминации и заканчивается благородной вступительной темой симфонии, возвращающейся «инструментированной с блестящим великолепием», чтобы привести произведение к «триумфальному и уверенному» завершению. [24]
Продолжительность
[ редактировать ]Запись Первой симфонии, сделанная композитором на EMI 1931 года, длится 46 минут 30 секунд. [25] Архивы BBC . показывают, что выступление Элгара по радио в 1930 году длилось 46 минут [26] Элгар был известен своим быстрым темпом в собственной музыке, а более поздние выступления были медленнее. Современники Элгара, сэр Генри Вуд и сэр Гамильтон Харти, набрали соответственно 50:15 (1930) и 59:45 в 1940 году. [26] В 1972 году, готовя новую запись, Георг Шолти изучил выступление Элгара 1931 года. Быстрый темп Солти, основанный на собственном темпе композитора, стал шоком для жителей Элгарии, привыкших к более широким темпам, взятым Харти, сэром Джоном Барбиролли и другими в середине 20 века. [27] Запись Барбиролли 1963 года занимает 53:53; Шолти берет 48:48. Более поздние примеры более медленного темпа включают запись 1992 года под управлением Джузеппе Синополи (55:18) и концертную запись 2001 года под управлением сэра Колина Дэвиса (54:47). [28]
Записи
[ редактировать ]Первая запись симфонии была сделана Лондонским симфоническим оркестром в 1931 году под управлением композитора His Master's Voice . Запись была переиздана на долгоиграющей пластинке ( LP ) в 1970 году. [29] и на компакт-диске в 1992 году как часть «Elgar Edition» EMI, состоящего из всех электрических записей его произведений композитора. [30]
После 1931 года произведение не получало дальнейших граммофонных записей до сэра Адриана Боулта записи в 1950 году. В 1950-е годы была только одна новая запись симфонии, а в 1960-е — только две. В 1970-е годы появилось четыре новых записи. В 1980-е годы их было шесть, а в 1990-е — двенадцать. Десять новых записей были выпущены в первом десятилетии XXI века. [31] Большинство записей было сделано британскими оркестрами и дирижерами, но исключения включают Балтиморский симфонический оркестр , Симфонический оркестр Штутгартского радио , Дрезденскую государственную капеллу и Сиднейский симфонический оркестр , а также дирижеров Владимира Ашкенази , Даниэля Баренбойма , Бернарда Хайтинка , Тадааки Отака , Андре Превена , Константин Сильвестри , Джузеппе Синополи и Леонард Слаткин . [31] [32]
В программе BBC Radio 3 «Создание библиотеки», представляющей собой сравнительный обзор всех доступных записей, симфония рассматривалась трижды с 1982 года. «Путеводитель по записанной классической музыке Penguin» , издание 2008 года, содержит две страницы рецензий на произведение. Две записи, рекомендованные BBC и The Penguin Guide, сделаны Боултом и Лондонским филармоническим оркестром (1977) и Верноном Хэндли с тем же оркестром (1979). [32] [33]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Рид п. 96
- ^ Перейти обратно: а б с д Кеннеди, с. 53
- ^ «Судебный циркуляр», The Times , 6 ноября 1907 г., стр. 12
- ^ "Третья симфония Брамса - Анализ сэра Э. Элгара, The Manchester Guardian , 9 ноября 1905 г., стр. 8
- ^ Перейти обратно: а б с Рид, с. 97
- ^ Кардус, Невилл (1947). Автобиография . Лондон: Коллинз Фонтана. п. 48.
- ^ Перейти обратно: а б The Musical Times, 1 февраля 1909 г., стр. 102
- ^ «Опера в Нью-Йорке - наш собственный корреспондент», The Observer , 14 февраля 1909 г., стр. 5
- ^ Джек, Адриан. «Эдвард Элгар, Симфония № 1». BBC Radio 3. Проверено 7 апреля 2010 г.
- ↑ Все выдержки в этом абзаце взяты из сборника The Musical Times от 1 января 1909 г., стр. 153–54.
- ^ «Музыка: Симфония Элгара», The Observer , 13 декабря 1908 г., стр. 9
- ^ Лэнгфорд, Сэмюэл, The Manchester Guardian , 3 декабря 1908 г., стр. 5; и 4 декабря 1908 г., с. 9.
- ^ "Оркестр Куинс-Холла", The Times , 2 января 1909 г., стр. 11
- ^ «Симфония Элгара - здесь впервые». «Нью-Йорк Таймс» , 4 января 1909 г., стр. 9
- ^ Элгар, Эдвард. Письмо Эрнесту Ньюману от 4 ноября 1908 года, воспроизведено в книге « Эдвард Элгар: Письма всей жизни» , изд. Джерролд Нортроп Мур (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1990), стр. 200.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, с. 54
- ^ Рид, с. 158
- ^ Стивен Джонсон, примечания к записи LSO Live LSO0017 (2002).
- ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди, с. 55
- ^ Рид, с. 160
- ^ За исключением такта 7 медленной части, где верхняя часть А опущена и форма слегка изменена.
- ^ Перейти обратно: а б с Рид, с. 162
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, с. 56
- ^ Кеннеди, с. 57 и Рид с. 163
- ^ EMI CD CDM 5-672-6-2: тайминги движений: I = 17:22, II = 7:37, III = 10:18 и IV = 11:13.
- ^ Перейти обратно: а б Кокс, Дэвид, «Эдвард Элгар» в «Симфонии 2: Элгар до наших дней» , изд. Роберт Симпсон (1967), Penguin Books, Хармондсворт. OCLC 500339917.
- ^ Март, с. 431.
- ^ Примечания к компакт-диску EMI 9689242; Декка CD 475-8226; ГД CD 000289-453-1032-9; и LSO Live CD LSO 0072.
- ^ Граммофон , декабрь 1970 г., с. 120
- ^ Обзоры , Граммофон , декабрь 1992 г., с. 92
- ^ Перейти обратно: а б Граммофонный архив
- ^ Перейти обратно: а б Март, стр. 431–32.
- ^ "Building a Library" BBC Архив обзора компакт-дисков , 23 января 1982 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кокс, Дэвид. «Эдвард Элгар», в «Симфонии », изд. Роберт Симпсон. Penguin Books Ltd, Миддлсекс, Англия, 1967. Том. 1 ISBN 0-14-020772-4 Том 2. ISBN 0-14-020773-2
- Кеннеди, Майкл. Элгар Оркестровая музыка . Публикации BBC, Лондон, 1970 г.
- Маквей, Диана . «Эдвард Элгар», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Маквей, Диана. «Эдвард Элгар», изд. Grove Music Online. Л. Мэйси. Проверено 8 мая 2005 г. (доступ по подписке)
- Марш, Иван (ред.). Путеводитель Penguin по записанной классической музыке , Penguin Books, Лондон, 2007. ISBN 978-0-14-103336-5
- Рид, У. Х. Элгар , JM Dent and Sons Ltd, Лондон, 1943 г.