Jump to content

Симфония № 1 (Элгар)

Эдвард Элгар

сэра Эдварда Элгара Симфония № 1 ля мажор , соч. 55 — одна из двух его завершенных симфоний. Первое выступление было дано оркестром Халле под управлением Ганса Рихтера в Манчестере, Англия, 3 декабря 1908 года. огромный интерес. Критики приняли восторженно, а общественный резонанс был беспрецедентным. Симфония достигла того, что The Musical Times назвала «мгновенным и феноменальным успехом»: всего за год с небольшим после премьеры была проведена сотня выступлений в Великобритании, континентальной Европе и Америке.

Симфония регулярно ставится в программах британских оркестров и время от времени участвует в концертных программах в Северной Америке и континентальной Европе. Он хорошо представлен в пластинках: от версии композитора 1931 года с Лондонским симфоническим оркестром до современных цифровых записей, более 40 из которых были выпущены с середины 1980-х годов.

Состав и премьера

[ редактировать ]

Почти за десять лет до сочинения своей первой симфонии Элгар был заинтригован идеей написать симфонию в память генерала Чарльза Джорджа Гордона, а не Бетховена » «Героическую , которая изначально предназначалась для прославления Наполеона Бонапарта. [1] В 1899 году он написал своему другу Августу Йегеру («Нимрод» из «Вариаций загадки »): «Теперь что касается Гордона: эта вещь владеет мной, но я пока не могу ее записать». [1] После завершения своей оратории «Королевство» в 1906 году у Элгара был короткий период ожидания. Когда ему исполнилось 50 лет, он обратился к своим детским композициям, которые превратил в сюиты «Жезл молодости» . летом 1907 года [2] Он начал работу над симфонией и, уехав на зиму в Рим, [3] он продолжил работу над ней, закончив первую часть. После своего возвращения в Англию летом 1908 года он работал над остальной частью симфонии. [2]

Элгар отказался от идеи симфонии «Гордон» в пользу совершенно непрограммного произведения. Он стал считать абстрактную музыку вершиной оркестровой композиции. В 1905 году он прочитал лекцию о , Брамса Третьей симфонии в которой сказал, что, когда музыка была просто описанием чего-то другого, она несла большое искусство несколько дальше, чем ему хотелось. Он считал, что музыка, как простое искусство, лучше всего проявляется тогда, когда она проста, без описания, как в случае с симфонией Брамса. [4] На первой странице рукописи имеется заголовок «Симфония для полного оркестра, соч. 55». [5] Музыкальному критику Эрнесту Ньюману он написал, что новая симфония не имеет ничего общего с Гордоном, а композитору Уолфорду Дэвису он написал: «Нет никакой программы, кроме широкого опыта человеческой жизни с великим милосердием (любовью) и огромным надеюсь на будущее». [2]

черно-белая викторианская фотография головы и плеч мужчины в очках с большой темной бородой
Ганс Рихтер , посвященный, дирижировал премьерой симфонии.

Симфония была посвящена «Гансу Рихтеру, муз. доктору. Настоящему художнику и истинному другу». [5] Премьера состоялась 3 декабря 1908 года в Зале свободной торговли в Манчестере, под управлением Рихтера дирижировал оркестром Халле . Невий Кардус , двадцатилетний молодой человек, стоял в глубине зала и «с волнением слушал, как перед нами маршировала широкая и длинная вступительная мелодия… широкая, как широкая спина Ганса Рихтера». [6]

Лондонская премьера последовала четыре дня спустя в Королевском зале под управлением Лондонского симфонического оркестра под управлением Рихтера. [2] На первой репетиции лондонского концерта Рихтер обратился к оркестру: «Господа, давайте теперь репетируем величайшую симфонию современности, написанную величайшим современным композитором – и не только в этой стране ». Уильям Генри Рид , игравший в LSO на том концерте, вспоминал: «Придя на Адажио , [Рихтер] заговорил почти со слезами в голосе и сказал: «Ах! Это настоящее Адажио – такое Адажио, как Бетхов «написал бы»». [5]

В 1909 году газета Musical Times заявила: «Заявить, что Симфония Элгара добилась немедленного и феноменального успеха, — это чистая правда». В течение нескольких недель после премьеры симфония была исполнена в Нью-Йорке под управлением Вальтера Дамроша , в Вене под управлением Фердинанда Лёве , в Санкт-Петербурге под управлением Александра Зилоти и в Лейпциге под управлением Артура Никиша . Выступления прошли в Чикаго, Бостоне , Торонто и 15 британских городах. [7] К февралю 1909 года Нью-Йоркский филармонический оркестр дал еще два выступления в Карнеги-холле и привез произведение в «одни из крупнейших внутренних городов… Сомнительно, чтобы какое-либо симфоническое произведение вызывало такой большой интерес со времен . » Чайковского «Патетики ." [8] За тот же период произведение шесть раз исполнялось в Лондоне под управлением композитора Рихтера и Генри Вуда . [7] Всего за год с небольшим состоялось сто представлений по всему миру. [9]

The Musical Times напечатала дайджест комментариев прессы о симфонии. Газета Daily Telegraph писала: «[Т]ематическая красота изобилует. Она изысканна в адажио, а также в первом и втором аллегро, последнее — своего рода скерцо; когда ритмический импульс, сила и страсть соединяются на пике своего пика, когда музыка становится почти безумной в своей превосходной энергии, ощущение чистой красоты все еще сильно». Газета «Морнинг Пост » писала: «Это работа будущего, и она станет наследием для будущих поколений; в ней есть возвышенность и благородство, которые указывают на шедевр, хотя полная оценка ее будет только от самых серьезно мыслящих людей». сегодня мы признаем это владением, которым можно гордиться». Газета Evening Standard сообщила: « Вот перед нами настоящий Элгар – сильный, нежный, простой, с простотой, порожденной неизбежным выражением лица». ... Композитор написал произведение редкой красоты, чувственности и человечности, произведение, понятное всем». [10]

The Musical Times воздержалась от цитирования The Observer , единственного несогласного голоса среди главных газет. Он жаловался, что работа является производной от Мендельсона , Брамса и Вагнера , и считал тему медленной части «дешевым готовым материалом». Однако это допускало, что «оркестровка Элгара настолько великолепно современна, что платье маскирует скелет». [11] Эта негативная точка зрения контрастировала с похвалой в «Таймс» : «Великое произведение искусства, возвышенное по замыслу и искреннее в выражении, которое должно стать вехой в развитии молодой школы английской музыки. " В The Manchester Guardian Сэмюэл Лэнгфорд описал это произведение как «возвышенное… это самое благородное произведение, когда-либо написанное для инструментов английским композитором». [12]

«Таймс» отметила влияние Вагнера и Брамса: «Есть характерные воспоминания о Парсифале ... и ритмически главная тема выглядит как детище Брамса», но пришла к выводу, что «это не только оригинальное произведение, но и одно из самых оригинальных и самых оригинальных». самое важное, что было добавлено в список новейшей музыки». [13] Газета «Нью-Йорк Таймс» , которая также обнаружила влияние « Парсифаля » и, в финале, « Верди » Аиды , назвала симфонию «произведением такой важности, что дирижеры не откажутся от нее легкомысленно». [14]

Музыкальный анализ

[ редактировать ]

Основная тональность произведения — ля-бемоль мажор , редкая для симфонии. Он рассчитан для трех флейт (одного двойного пикколо ), двух гобоев и английского рожка , двух кларнетов и бас-кларнета , двух фаготов и контрафагота , четырех валторн , трех труб , трех тромбонов , тубы , литавр , перкуссии (включая малый барабан , большой барабан). и цимбалы ), две арфы и струны . Он состоит из четырех частей:

  1. Анданте. Благородно и просто — Аллегро
  2. Очень веселый
  3. Адажио
  4. Медленно — Аллегро
Начальная и повторяющаяся тема

Симфония имеет циклическую форму : незавершенная «благородная» тема первой части возвращается в финале в законченное грандиозное высказывание после различных трансформаций на протяжении всего произведения. Элгар писал: «Вступительная тема должна быть простой и по замыслу благородной и возвышающей… своего рода идеальный призыв – в смысле убеждения, а не принуждения или приказания – и нечто превыше повседневности и грязных вещей». [15] Музыковед Майкл Кеннеди пишет: «Это нельзя назвать девизом-темой, но это идея-фикс , и после первого тихого высказывания весь оркестр повторяет ее фортиссимо . Она плавно затихает обратно к деревянным духовым инструментам и альтам и резко переключается на ре минор. , необычный выбор тональности для первого аллегро Симфонии ля-бемоль». [16] Рид предполагает, что выбор Элгаром ре минор был жестом против академических правил. [17] По мнению дирижера сэра Адриана Боулта , лязг клавиш возник из-за того, что кто-то поспорил с Элгаром, что тот не сможет сочинить симфонию в двух тональностях одновременно. [16] Также высказывалось предположение, что этот контраст был призван представить две стороны личности Элгара - успешный и популярный «Бард Империи» звучит в благородном плоском мотиве, противопоставляемом внутренним переживаниям, которые постоянно беспокоили его. [18] Часть представляет собой традиционную сонатную форму с двумя основными темами: развитие и перепросмотр. Все заканчивается тихо, «эффектом волшебной тишины». [19]

Тема второй части (вверху) трансформируется в третьей части (внизу).

Вторая часть представляет собой оживленное аллегро. Элгар не назвал это скерцо , и хотя Рид называет его «живым», [20] другие, в том числе Кеннеди, находят его беспокойным и даже местами зловещим. [19] Средняя часть, буква B , соответствует духу Элгара «Жезл молодости» . Он попросил оркестры сыграть ее «как то, что можно услышать у реки». [19] По мере завершения части она замедляется, и ее первая тема превращается в главную тему медленной части. [21] несмотря на их контрастные темпы и разные тональности. По словам Рида, «кто-то однажды имел безрассудство спросить Элгара, какая версия, аллегро или адажио , была написана первой; но вопрос не был очень хорошо принят, и тема не была продолжена». [22]

Кеннеди говорит об адажио , что оно «уникально среди медленных частей Элгара отсутствием той мучительной тоски, которую обычно можно обнаружить в его более тихих отрывках. Здесь нет тоски , вместо этого благодатное спокойствие…» [23] Вторая тема части остается в спокойном ключе, и часть заканчивается тем, что Рид называет «поразительным эффектом приглушенных тромбонов в последних пяти тактах… как голос из другого мира». [22]

Финал начинается ре минор с медленного повторения одной из второстепенных тем первой части, показывая Элгара в «одном из его самых мечтательных и загадочных настроений». [22] После вступления следует беспокойное аллегро с последовательностью тем, включая «импульсивный марш-ритм». [23] В манере, напоминающей мотивическую трансформацию между второй и третьей частями, этот материал позже звучит на половинной скорости в сопровождении арпеджио арфы и лирической струнной мелодии. Часть достигает кульминации и заканчивается благородной вступительной темой симфонии, возвращающейся «инструментированной с блестящим великолепием», чтобы привести произведение к «триумфальному и уверенному» завершению. [24]

Продолжительность

[ редактировать ]

Запись Первой симфонии, сделанная композитором на EMI 1931 года, длится 46 минут 30 секунд. [25] Архивы BBC . показывают, что выступление Элгара по радио в 1930 году длилось 46 минут [26] Элгар был известен своим быстрым темпом в собственной музыке, а более поздние выступления были медленнее. Современники Элгара, сэр Генри Вуд и сэр Гамильтон Харти, набрали соответственно 50:15 (1930) и 59:45 в 1940 году. [26] В 1972 году, готовя новую запись, Георг Шолти изучил выступление Элгара 1931 года. Быстрый темп Солти, основанный на собственном темпе композитора, стал шоком для жителей Элгарии, привыкших к более широким темпам, взятым Харти, сэром Джоном Барбиролли и другими в середине 20 века. [27] Запись Барбиролли 1963 года занимает 53:53; Шолти берет 48:48. Более поздние примеры более медленного темпа включают запись 1992 года под управлением Джузеппе Синополи (55:18) и концертную запись 2001 года под управлением сэра Колина Дэвиса (54:47). [28]

Первая запись симфонии была сделана Лондонским симфоническим оркестром в 1931 году под управлением композитора His Master's Voice . Запись была переиздана на долгоиграющей пластинке ( LP ) в 1970 году. [29] и на компакт-диске в 1992 году как часть «Elgar Edition» EMI, состоящего из всех электрических записей его произведений композитора. [30]

После 1931 года произведение не получало дальнейших граммофонных записей до сэра Адриана Боулта записи в 1950 году. В 1950-е годы была только одна новая запись симфонии, а в 1960-е — только две. В 1970-е годы появилось четыре новых записи. В 1980-е годы их было шесть, а в 1990-е — двенадцать. Десять новых записей были выпущены в первом десятилетии XXI века. [31] Большинство записей было сделано британскими оркестрами и дирижерами, но исключения включают Балтиморский симфонический оркестр , Симфонический оркестр Штутгартского радио , Дрезденскую государственную капеллу и Сиднейский симфонический оркестр , а также дирижеров Владимира Ашкенази , Даниэля Баренбойма , Бернарда Хайтинка , Тадааки Отака , Андре Превена , Константин Сильвестри , Джузеппе Синополи и Леонард Слаткин . [31] [32]

В программе BBC Radio 3 «Создание библиотеки», представляющей собой сравнительный обзор всех доступных записей, симфония рассматривалась трижды с 1982 года. «Путеводитель по записанной классической музыке Penguin» , издание 2008 года, содержит две страницы рецензий на произведение. Две записи, рекомендованные BBC и The Penguin Guide, сделаны Боултом и Лондонским филармоническим оркестром (1977) и Верноном Хэндли с тем же оркестром (1979). [32] [33]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Рид п. 96
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Кеннеди, с. 53
  3. ^ «Судебный циркуляр», The Times , 6 ноября 1907 г., стр. 12
  4. ^ "Третья симфония Брамса - Анализ сэра Э. Элгара, The Manchester Guardian , 9 ноября 1905 г., стр. 8
  5. ^ Перейти обратно: а б с Рид, с. 97
  6. ^ Кардус, Невилл (1947). Автобиография . Лондон: Коллинз Фонтана. п. 48.
  7. ^ Перейти обратно: а б The Musical Times, 1 февраля 1909 г., стр. 102
  8. ^ «Опера в Нью-Йорке - наш собственный корреспондент», The Observer , 14 февраля 1909 г., стр. 5
  9. ^ Джек, Адриан. «Эдвард Элгар, Симфония № 1». BBC Radio 3. Проверено 7 апреля 2010 г.
  10. Все выдержки в этом абзаце взяты из сборника The Musical Times от 1 января 1909 г., стр. 153–54.
  11. ^ «Музыка: Симфония Элгара», The Observer , 13 декабря 1908 г., стр. 9
  12. ^ Лэнгфорд, Сэмюэл, The Manchester Guardian , 3 декабря 1908 г., стр. 5; и 4 декабря 1908 г., с. 9.
  13. ^ "Оркестр Куинс-Холла", The Times , 2 января 1909 г., стр. 11
  14. ^ «Симфония Элгара - здесь впервые». «Нью-Йорк Таймс» , 4 января 1909 г., стр. 9
  15. ^ Элгар, Эдвард. Письмо Эрнесту Ньюману от 4 ноября 1908 года, воспроизведено в книге « Эдвард Элгар: Письма всей жизни» , изд. Джерролд Нортроп Мур (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1990), стр. 200.
  16. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, с. 54
  17. ^ Рид, с. 158
  18. ^ Стивен Джонсон, примечания к записи LSO Live LSO0017 (2002).
  19. ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди, с. 55
  20. ^ Рид, с. 160
  21. ^ За исключением такта 7 медленной части, где верхняя часть А опущена и форма слегка изменена.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Рид, с. 162
  23. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, с. 56
  24. ^ Кеннеди, с. 57 и Рид с. 163
  25. ^ EMI CD CDM 5-672-6-2: тайминги движений: I = 17:22, II = 7:37, III = 10:18 и IV = 11:13.
  26. ^ Перейти обратно: а б Кокс, Дэвид, «Эдвард Элгар» в «Симфонии 2: Элгар до наших дней» , изд. Роберт Симпсон (1967), Penguin Books, Хармондсворт. OCLC 500339917.
  27. ^ Март, с. 431.
  28. ^ Примечания к компакт-диску EMI 9689242; Декка CD 475-8226; ГД CD 000289-453-1032-9; и LSO Live CD LSO 0072.
  29. ^ Граммофон , декабрь 1970 г., с. 120
  30. ^ Обзоры , Граммофон , декабрь 1992 г., с. 92
  31. ^ Перейти обратно: а б Граммофонный архив
  32. ^ Перейти обратно: а б Март, стр. 431–32.
  33. ^ "Building a Library" BBC Архив обзора компакт-дисков , 23 января 1982 г.
  • Кокс, Дэвид. «Эдвард Элгар», в «Симфонии », изд. Роберт Симпсон. Penguin Books Ltd, Миддлсекс, Англия, 1967. Том. 1 ISBN   0-14-020772-4 Том 2. ISBN   0-14-020773-2
  • Кеннеди, Майкл. Элгар Оркестровая музыка . Публикации BBC, Лондон, 1970 г.
  • Маквей, Диана . «Эдвард Элгар», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2
  • Маквей, Диана. «Эдвард Элгар», изд. Grove Music Online. Л. Мэйси. Проверено 8 мая 2005 г. (доступ по подписке)
  • Марш, Иван (ред.). Путеводитель Penguin по записанной классической музыке , Penguin Books, Лондон, 2007. ISBN   978-0-14-103336-5
  • Рид, У. Х. Элгар , JM Dent and Sons Ltd, Лондон, 1943 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22aa7945b2edf8862ee27a10d2ed8f95__1716951600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/95/22aa7945b2edf8862ee27a10d2ed8f95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 1 (Elgar) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)