Концерт для скрипки с оркестром (Уолтон)

Концерт для скрипки с оркестром Уильяма Уолтона был написан в 1938–39 годах и посвящен Яше Хейфецу , который заказал это произведение и исполнил его на премьере 7 декабря 1939 года с Кливлендским оркестром под управлением Артура Родзинского . Британская премьера, отложенная из-за Второй мировой войны , состоялась 1 ноября 1941 года под управлением Генри Холста в качестве солиста и дирижирования композитора. Позже Уолтон реорганизовал концерт; Премьера переработанной версии состоялась в 1944 году. Произведение часто записывалось и зарекомендовало себя как одно из самых устойчивых произведений композитора.
Предыстория и первые выступления
[ редактировать ]К 1936 году Уильям Уолтон занял позицию среди ведущих британских композиторов того времени, но он был медленным и далеко не плодовитым работником, и в том году он почувствовал себя обязанным выбирать между принятием заказа от Яши Хейфеца или от Джозефа Сигети и Бенни. Гудман , который хотел произведение для скрипки и кларнета. [ н 1 ] После встречи с Хейфецем в Лондоне Уолтон принял заказ на концерт, но приступил к работе над произведением только в начале 1938 года, когда он поехал со своей партнершей Элис Уимборн в Равелло , где работал над концертом несколько месяцев. Во время сочинения его укусил тарантул , и он отметил этот инцидент, включив тарантеллу в произведение в отрывок, который он назвал «совершенно глупым, я могу сказать, и сомнительным уместностью». [ 2 ] В середине 1939 года он посетил Хейфеца в Нью-Йорке, чтобы вместе поработать над пьесой, учтя предложения скрипача о том, как сделать сольную партию максимально эффективной. [ 3 ]
Британский Совет надеялся представить премьеру концерта во время Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года вместе с новыми произведениями Ральфа Воана Уильямса , Артура Блисса и Арнольда Бакса, представленными во время мероприятия, но в остальном Хейфец был заинтересован в предложенной дате концерта. . [ 4 ] Было решено, что он должен провести премьеру произведения в Бостоне , а Уолтон будет дирижировать Бостонским симфоническим оркестром , а затем, после еще нескольких выступлений в США, Хейфец даст британскую премьеру в Лондоне в марте 1940 года. Начало Второй мировой войны. в сентябре 1939 года вынудили Хейфеца и Уолтона отказаться от своих планов. Уолтон не смог поехать в США, и мировая премьера концерта состоялась 7 декабря 1939 года в исполнении Хейфеца и Кливлендского оркестра под управлением Артура Родзинского . [ 5 ] Те же исполнители представили произведение Нью-Йорку в Карнеги-холле в феврале 1941 года. [ 6 ]
Контракт между композитором и солистом давал Хейфецу эксклюзивные права на концерт сроком на два года, но, поскольку он не мог поехать в Великобританию, он отказался от них, разрешив исполнение произведения там. В ноябре 1941 года на концерте Королевского филармонического общества в Королевском Альберт-холле Уолтон дирижировал первым британским выступлением с солистом Генри Холстом , бывшим руководителем Берлинского филармонического оркестра , обосновавшимся в Англии. [ 7 ] [ 8 ] Позже Уолтон переработал оркестровку, в частности сократив количество ударных инструментов. Эта переработанная версия была впервые исполнена 17 января 1944 года в Вулвергемптоне Холстом и Ливерпульским филармоническим оркестром под управлением Малкольма Сарджента . [ 9 ]
Музыкальная структура
[ редактировать ]Концерт длится около тридцати минут. [ 9 ] Переработанная версия написана для скрипки соло; 2 флейты (второе удвоение пикколо); 2 гобоя (второй двойной английский рожок); 2 кларнета; 2 фагота; 4 рога; 2 трубы си-бемоль; 3 тромбона; литавры; 2 перкуссии (боковой барабан; тарелки; бубен; ксилофон); арфа и струны. Оригинальный инструментарий также включал большой барабан, кастаньеты, колокольчики и гонг. [ 9 ] [ 10 ]
1. Анданте спокойное
[ редактировать ]Уолтона Как и в более раннем Концерте для альта , первая часть — самая медленная из трёх. Это преимущественно лирическое произведение в однозначном си миноре. [ 3 ] Солирующая скрипка переходит прямо к основной теме после краткого рифмованного оркестрового вступления, пронизывающего всю часть. [ 11 ] Часть не имеет строгой сонатной формы , но заметно от нее не отходит, а вторая тема представляет собой тихую и плавную мелодию для струнных и деревянных духовых инструментов. [ 12 ] Вступительная тема, помеченная как « sognando » (мечтательная), развивается в различных настроениях (аналитик Кристофер Палмер называет их «необычайным количеством личностных изменений») перед письменной каденцией и заключительным перепросмотром вступительной мелодии с кратким повторное появление второстепенной темы. [ 13 ]
2. Престо каприччиозо алла неаполитана
[ редактировать ]концерта Вторая часть — скерцо и трио . [ 14 ] В отличие от первой части, ее тональность не ясна с самого начала и остается неоднозначной в динамичных разделах. [ 15 ] Вступительное престо требует от солиста чрезвычайной виртуозности – Палмер указывает на гармоники, за которыми следует пиццикати в быстром темпе «два в такте»). [ 13 ] Прерывистый ритм тарантеллы уступает место вспомогательной теме вальса. Первая часть переходит в трио, канцонетту, вступающую в соло валторны. [ 14 ] Аналитик Фрэнк Хоуз отмечает, что Уолтон не любил одинаковые повторения темы, и при каждом новом появлении нежная тема канцонетты начинается на разных долях такта, меняя рифмический акцент мелодии. [ 16 ] Возвращается скерцо, и после того, как виолончели повторяют тему валторны из начала канцонетты, часть тихо заканчивается. [ 13 ]
3. Живой
[ редактировать ]Финал рондо состоит из трех основных тем. И Хоуз, и Палмер описывают первого как «грубого», а второго как «пронзительного». [ 13 ] [ 17 ] На первой исполняются нижние струны, к которым присоединяются фаготы и кларнеты в маршевой теме, к которой присоединяется солист. [ 14 ] Третья тема лирическая, и между этими двумя элементами существует постоянный контраст. [ 13 ] Затем скрипка соло играет вариант вступительной темы первой части, причем первая тема финала теперь служит аккомпанементом остинато перед аккомпанируемой каденцией и финальной алла марсия. [ 18 ]
Критический прием
[ редактировать ]В то время, когда он сочинял концерт, Уолтон прекрасно осознавал, что музыкальная мода, казалось, обернулась против него:
Родзинский, дирижер премьеры, считал это произведение «одним из лучших скрипичных концертов, когда-либо написанных». [ 20 ] но когда у произведения состоялась британская премьера, The Times уклонилась от ответа на вопрос, соответствует ли оно Концерту для альта Уолтона , и посчитала, что ему «возможно, немного не хватает оригинальности», хотя и хвалила его «навязчивое сходство» со Скрипичным концертом Элгара . [ 21 ] Исследование современной британской музыки 1946 года показало, что Скрипичный концерт не соответствует духовной глубине Симфонии Уолтона , написанной десятилетием ранее, и не вполне достигает удовлетворительного баланса между «чувственной и интеллектуальной привлекательностью его музыки». [ 22 ] В последнее время мнение в целом было более благоприятным. Опрос 1994 года назвал этот концерт «самым привлекательным из всей музыки Уолтона». [ 23 ] В «Словаре музыки и музыкантов Гроува» 2001 года Байрон Адамс пишет: «Скрипичный концерт представляет собой гениальное сочетание требований виртуозности и романтической выразительности. Скерцо в окружении двух более крупных частей, однако, оркестровый колорит Скрипичного концерта ярче, чем у предыдущего. работа, темы более экстравертные, а гармонии более сочные». [ 24 ] В анализе, опубликованном BBC в 2014 году, концерт оценивается вместе с Концертом для альта, «Пиром Валтасара» и Первой симфонией как один из «масштабных шедевров, на которых… надежно держится репутация Уолтона». [ 25 ]
Записи
[ редактировать ]Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Когда Уолтон отказался от заказа, Сигети и Гудман обратились к Беле Бартоку , который согласился с контрастами . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннеди, с. 92
- ^ Кеннеди, с. 99
- ^ Jump up to: а б Хаус, с. 89
- ^ Кеннеди, с. 101
- ^ Кеннеди, стр. 104–105.
- ^ Крэггс, с. 70
- ^ Кеннеди, с. 105
- ^ «Концерт Королевского филармонического общества» , Radio Times , 26 октября – 1 ноября 1941 г., стр. 24
- ^ Jump up to: а б с «Концерт для скрипки с оркестром (1936–9/43)» , Walton Trust. Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ "Скрипичный концерт Уильяма Уолтона" , Oxford University Press. Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ Хаус, с. 90
- ^ Хаус, с. 91
- ^ Jump up to: а б с д и Палмер, Кристофер (1992). Примечания к компакт-диску Chandos 9073
- ^ Jump up to: а б с Андерсон, Кейт (1999). Примечания к Наксосу, компакт-диск 8554325
- ^ Хоус, стр. 94–95.
- ^ Хаус, с. 95
- ^ Хаус, с. 98
- ^ Хоус, стр. 99–100.
- ^ Кеннеди, с. 104
- ^ «Роскински и Хейфец представляют «Лучший написанный скрипичный концерт»», Minneapolis Morning Tribune , 8 декабря 1939, стр. 24
- ^ «Новый концерт», The Times , 7 ноября 1941 г., стр. 6
- ^ Мейсон, стр. 147 и 149.
- ^ Бойден и Бакли, с. 410
- ^ Адамс, Байрон. «Уолтон, сэр Уильям» , Grove Music Online, Oxford University Press, 2001 (требуется подписка)
- ^ «Примечание к программе: Уолтон – Концерт для скрипки» , BBC, 2014. Проверено 7 декабря 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Бойден, Мэтью; Джонатан Бакли (1994). Классическая музыка на компакт-диске: The Rough Guide . Лондон: Грубые гиды. ISBN 978-1-85828-113-1 .
- Крэггс, Стюарт (1990). Уильям Уолтон: Каталог . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-315474-2 . * Хоуз, Фрэнк (1973). Музыка Уильяма Уолтона (второе изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-315431-5 .
- Кеннеди, Майкл (1989). Портрет Уолтона . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816705-1 .
- Мейсон, Колин (1946). «Уильям Уолтон». В А. Л. Бахарахе (ред.). Британская музыка нашего времени . Лондон: Пингвин. OCLC 1036801083 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерты Уолтона для альта и скрипки - William Walton Trust
- Примечания к программе