Jump to content

Концерт для скрипки с оркестром (Уолтон)

Яша Хейфец (1920), заказчик скрипичного концерта.

Концерт для скрипки с оркестром Уильяма Уолтона был написан в 1938–39 годах и посвящен Яше Хейфецу , который заказал это произведение и исполнил его на премьере 7 декабря 1939 года с Кливлендским оркестром под управлением Артура Родзинского . Британская премьера, отложенная из-за Второй мировой войны , состоялась 1 ноября 1941 года под управлением Генри Холста в качестве солиста и дирижирования композитора. Позже Уолтон реорганизовал концерт; Премьера переработанной версии состоялась в 1944 году. Произведение часто записывалось и зарекомендовало себя как одно из самых устойчивых произведений композитора.

Предыстория и первые выступления

[ редактировать ]

К 1936 году Уильям Уолтон занял позицию среди ведущих британских композиторов того времени, но он был медленным и далеко не плодовитым работником, и в том году он почувствовал себя обязанным выбирать между принятием заказа от Яши Хейфеца или от Джозефа Сигети и Бенни. Гудман , который хотел произведение для скрипки и кларнета. [ н 1 ] После встречи с Хейфецем в Лондоне Уолтон принял заказ на концерт, но приступил к работе над произведением только в начале 1938 года, когда он поехал со своей партнершей Элис Уимборн в Равелло , где работал над концертом несколько месяцев. Во время сочинения его укусил тарантул , и он отметил этот инцидент, включив тарантеллу в произведение в отрывок, который он назвал «совершенно глупым, я могу сказать, и сомнительным уместностью». [ 2 ] В середине 1939 года он посетил Хейфеца в Нью-Йорке, чтобы вместе поработать над пьесой, учтя предложения скрипача о том, как сделать сольную партию максимально эффективной. [ 3 ]

Британский Совет надеялся представить премьеру концерта во время Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года вместе с новыми произведениями Ральфа Воана Уильямса , Артура Блисса и Арнольда Бакса, представленными во время мероприятия, но в остальном Хейфец был заинтересован в предложенной дате концерта. . [ 4 ] Было решено, что он должен провести премьеру произведения в Бостоне , а Уолтон будет дирижировать Бостонским симфоническим оркестром , а затем, после еще нескольких выступлений в США, Хейфец даст британскую премьеру в Лондоне в марте 1940 года. Начало Второй мировой войны. в сентябре 1939 года вынудили Хейфеца и Уолтона отказаться от своих планов. Уолтон не смог поехать в США, и мировая премьера концерта состоялась 7 декабря 1939 года в исполнении Хейфеца и Кливлендского оркестра под управлением Артура Родзинского . [ 5 ] Те же исполнители представили произведение Нью-Йорку в Карнеги-холле в феврале 1941 года. [ 6 ]

Контракт между композитором и солистом давал Хейфецу эксклюзивные права на концерт сроком на два года, но, поскольку он не мог поехать в Великобританию, он отказался от них, разрешив исполнение произведения там. В ноябре 1941 года на концерте Королевского филармонического общества в Королевском Альберт-холле Уолтон дирижировал первым британским выступлением с солистом Генри Холстом , бывшим руководителем Берлинского филармонического оркестра , обосновавшимся в Англии. [ 7 ] [ 8 ] Позже Уолтон переработал оркестровку, в частности сократив количество ударных инструментов. Эта переработанная версия была впервые исполнена 17 января 1944 года в Вулвергемптоне Холстом и Ливерпульским филармоническим оркестром под управлением Малкольма Сарджента . [ 9 ]

Музыкальная структура

[ редактировать ]

Концерт длится около тридцати минут. [ 9 ] Переработанная версия написана для скрипки соло; 2 флейты (второе удвоение пикколо); 2 гобоя (второй двойной английский рожок); 2 кларнета; 2 фагота; 4 рога; 2 трубы си-бемоль; 3 тромбона; литавры; 2 перкуссии (боковой барабан; тарелки; бубен; ксилофон); арфа и струны. Оригинальный инструментарий также включал большой барабан, кастаньеты, колокольчики и гонг. [ 9 ] [ 10 ]

1. Анданте спокойное

[ редактировать ]

Уолтона Как и в более раннем Концерте для альта , первая часть — самая медленная из трёх. Это преимущественно лирическое произведение в однозначном си миноре. [ 3 ] Солирующая скрипка переходит прямо к основной теме после краткого рифмованного оркестрового вступления, пронизывающего всю часть. [ 11 ] Часть не имеет строгой сонатной формы , но заметно от нее не отходит, а вторая тема представляет собой тихую и плавную мелодию для струнных и деревянных духовых инструментов. [ 12 ] Вступительная тема, помеченная как « sognando » (мечтательная), развивается в различных настроениях (аналитик Кристофер Палмер называет их «необычайным количеством личностных изменений») перед письменной каденцией и заключительным перепросмотром вступительной мелодии с кратким повторное появление второстепенной темы. [ 13 ]

2. Престо каприччиозо алла неаполитана

[ редактировать ]

концерта Вторая часть — скерцо и трио . [ 14 ] В отличие от первой части, ее тональность не ясна с самого начала и остается неоднозначной в динамичных разделах. [ 15 ] Вступительное престо требует от солиста чрезвычайной виртуозности – Палмер указывает на гармоники, за которыми следует пиццикати в быстром темпе «два в такте»). [ 13 ] Прерывистый ритм тарантеллы уступает место вспомогательной теме вальса. Первая часть переходит в трио, канцонетту, вступающую в соло валторны. [ 14 ] Аналитик Фрэнк Хоуз отмечает, что Уолтон не любил одинаковые повторения темы, и при каждом новом появлении нежная тема канцонетты начинается на разных долях такта, меняя рифмический акцент мелодии. [ 16 ] Возвращается скерцо, и после того, как виолончели повторяют тему валторны из начала канцонетты, часть тихо заканчивается. [ 13 ]

Финал рондо состоит из трех основных тем. И Хоуз, и Палмер описывают первого как «грубого», а второго как «пронзительного». [ 13 ] [ 17 ] На первой исполняются нижние струны, к которым присоединяются фаготы и кларнеты в маршевой теме, к которой присоединяется солист. [ 14 ] Третья тема лирическая, и между этими двумя элементами существует постоянный контраст. [ 13 ] Затем скрипка соло играет вариант вступительной темы первой части, причем первая тема финала теперь служит аккомпанементом остинато перед аккомпанируемой каденцией и финальной алла марсия. [ 18 ]

Критический прием

[ редактировать ]

В то время, когда он сочинял концерт, Уолтон прекрасно осознавал, что музыкальная мода, казалось, обернулась против него:

Сегодняшняя белая надежда — завтрашняя паршивая овца. В наши дни композитору очень грустно стареть – если только он не станет достаточно взрослым, чтобы стать свидетелем возрождения своего творчества. Я серьезно советую всем чувствительным композиторам умереть в 37 лет. Я знаю: я пережил первые периоды безмятежности и почти созрел для своего критического проклятия. [ 19 ]

Родзинский, дирижер премьеры, считал это произведение «одним из лучших скрипичных концертов, когда-либо написанных». [ 20 ] но когда у произведения состоялась британская премьера, The Times уклонилась от ответа на вопрос, соответствует ли оно Концерту для альта Уолтона , и посчитала, что ему «возможно, немного не хватает оригинальности», хотя и хвалила его «навязчивое сходство» со Скрипичным концертом Элгара . [ 21 ] Исследование современной британской музыки 1946 года показало, что Скрипичный концерт не соответствует духовной глубине Симфонии Уолтона , написанной десятилетием ранее, и не вполне достигает удовлетворительного баланса между «чувственной и интеллектуальной привлекательностью его музыки». [ 22 ] В последнее время мнение в целом было более благоприятным. Опрос 1994 года назвал этот концерт «самым привлекательным из всей музыки Уолтона». [ 23 ] В «Словаре музыки и музыкантов Гроува» 2001 года Байрон Адамс пишет: «Скрипичный концерт представляет собой гениальное сочетание требований виртуозности и романтической выразительности. Скерцо в окружении двух более крупных частей, однако, оркестровый колорит Скрипичного концерта ярче, чем у предыдущего. работа, темы более экстравертные, а гармонии более сочные». [ 24 ] В анализе, опубликованном BBC в 2014 году, концерт оценивается вместе с Концертом для альта, «Пиром Валтасара» и Первой симфонией как один из «масштабных шедевров, на которых… надежно держится репутация Уолтона». [ 25 ]

Солист Оркестр Дирижер Год
Яша Хейфец Симфонический оркестр Цинциннати Юджин Гуссенс 1942
Яша Хейфец Филармония Уильям Уолтон 1950
Альдо Феррарези Королевский филармонический оркестр Уильям Уолтон 1955
Зино Франческатти Филадельфия Юджин Орманди 1959
Альдо Феррарези Миланский симфонический оркестр RAI Милтон Форстат 1961
Иона Браун Лондонский симфонический оркестр Эдвард Даунс 1967
Иегуди Менухин Лондонский симфонический оркестр Уильям Уолтон 1969
Кён Ва Чунг Лондонский симфонический оркестр Андре Превен 1972
Ида Гендель Борнмутский симфонический оркестр Губка Боб Берглунд 1977
Steven Staryk Оркестр Национального центра искусств Марио Бернарди 1981
Найджел Кеннеди Королевская филармония Андре Превен 1987
Лидия Мордкович Лондонская филармония Ян Латам-Кениг 1991
Аарон Розанд Флоридский филармонический оркестр Джеймс Джадд 1991
Сальваторе Аккардо Лондонский симфонический оркестр Ричард Хикокс 1991
Тасмин Литтл Борнмутский симфонический оркестр Эндрю Литтон 1994
Джошуа Белл Балтиморский симфонический оркестр Дэвид Зинман 1997
Донг-Сук Кан Английская Северная филармония Пол Дэниэл 1997
Камилла Уикс Филармония Осло Yuri Simonov 2000
Джеймс Энес Ванкуверский симфонический оркестр Брэмвелл Тови 2006
Сергей Азизян Копенгагенская филармония Джордано Беллинкампи 2006
Акико Суванай Симфонический оркестр города Бирмингема Сакари Орамо 2008
Курт Никканен Симфонический оркестр Нью-Хейвена Уильям Боутон 2010
Томас Боуз Мальмё Опера Джозеф Свенсен 2011
Тасмин Литтл Симфонический оркестр Би-би-си Эдвард Гарднер 2014
Энтони Марвуд Шотландский симфонический оркестр BBC Мартин Браббинс 2017
Лоррейн МакАслан Концертный оркестр BBC Мартин Йейтс 2017
Фабиола Ким Мюнхенский симфонический оркестр Кевин Джон Эдусей 2019
Liya Petrova Королевская филармония Дункан Уорд 2023

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Когда Уолтон отказался от заказа, Сигети и Гудман обратились к Беле Бартоку , который согласился с контрастами . [ 1 ]
  1. ^ Кеннеди, с. 92
  2. ^ Кеннеди, с. 99
  3. ^ Jump up to: а б Хаус, с. 89
  4. ^ Кеннеди, с. 101
  5. ^ Кеннеди, стр. 104–105.
  6. ^ Крэггс, с. 70
  7. ^ Кеннеди, с. 105
  8. ^ «Концерт Королевского филармонического общества» , Radio Times , 26 октября – 1 ноября 1941 г., стр. 24
  9. ^ Jump up to: а б с «Концерт для скрипки с оркестром (1936–9/43)» , Walton Trust. Проверено 7 декабря 2020 г.
  10. ^ "Скрипичный концерт Уильяма Уолтона" , Oxford University Press. Проверено 7 декабря 2020 г.
  11. ^ Хаус, с. 90
  12. ^ Хаус, с. 91
  13. ^ Jump up to: а б с д и Палмер, Кристофер (1992). Примечания к компакт-диску Chandos 9073
  14. ^ Jump up to: а б с Андерсон, Кейт (1999). Примечания к Наксосу, компакт-диск 8554325
  15. ^ Хоус, стр. 94–95.
  16. ^ Хаус, с. 95
  17. ^ Хаус, с. 98
  18. ^ Хоус, стр. 99–100.
  19. ^ Кеннеди, с. 104
  20. ^ «Роскински и Хейфец представляют «Лучший написанный скрипичный концерт»», Minneapolis Morning Tribune , 8 декабря 1939, стр. 24
  21. ^ «Новый концерт», The Times , 7 ноября 1941 г., стр. 6
  22. ^ Мейсон, стр. 147 и 149.
  23. ^ Бойден и Бакли, с. 410
  24. ^ Адамс, Байрон. «Уолтон, сэр Уильям» , Grove Music Online, Oxford University Press, 2001 (требуется подписка)
  25. ^ «Примечание к программе: Уолтон – Концерт для скрипки» , BBC, 2014. Проверено 7 декабря 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Бойден, Мэтью; Джонатан Бакли (1994). Классическая музыка на компакт-диске: The Rough Guide . Лондон: Грубые гиды. ISBN  978-1-85828-113-1 .
  • Крэггс, Стюарт (1990). Уильям Уолтон: Каталог . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-315474-2 . * Хоуз, Фрэнк (1973). Музыка Уильяма Уолтона (второе изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-315431-5 .
  • Кеннеди, Майкл (1989). Портрет Уолтона . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-816705-1 .
  • Мейсон, Колин (1946). «Уильям Уолтон». В А. Л. Бахарахе (ред.). Британская музыка нашего времени . Лондон: Пингвин. OCLC   1036801083 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dcc88412a5f7d7527c88e0a7017e792c__1718616480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/2c/dcc88412a5f7d7527c88e0a7017e792c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Violin Concerto (Walton) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)