Ребекка Кларк (композитор)
Ребекка Хелферих Кларк (27 августа 1886 — 13 октября 1979) — британский классический композитор и альтистка . Всемирно известная как виртуозная альтистка, она также стала одной из первых женщин-профессиональных оркестрантов в Лондоне. [1]
Родители Ребекки Кларк были немцами и американцами, и она провела значительную часть своей жизни в Соединенных Штатах, где она навсегда поселилась после Второй мировой войны. Она родилась в Харроу и училась в Королевской музыкальной академии и Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Оказавшись в Соединенных Штатах в начале Второй мировой войны , она вышла замуж за композитора и пианиста Джеймса Фрискина в 1944 году. Кларк умерла в своем доме в Нью-Йорке в возрасте 93 лет.
Хотя творчество Кларк было небольшим, ее работы были признаны за композиционное мастерство и художественную силу. Некоторые из ее работ еще не опубликованы; те, что были опубликованы при ее жизни, были в значительной степени забыты после того, как она перестала сочинять. Стипендия и интерес к ее композициям возобновились в 1976 году. Общество Ребекки Кларк было основано в 2000 году для содействия изучению и исполнению ее музыки.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кларк родился в Харроу , Англия, в семье американца Джозефа Тэчера Кларка и его жены-немки Агнес Паулины Мари Амалии Хелферих. [2] Ее отец интересовался музыкой, и Кларк начала играть на скрипке после того, как посидела на уроках, которые давал ее брат Ханс Тэчер Кларк , который был на 15 месяцев младше ее. [3] Ее отец жестоко обращался с ней, часто бил ее стальной линейкой за такие нарушения, как кусание ногтей. [4] Она начала учебу в Королевской музыкальной академии в 1903 году, но была отозвана отцом в 1905 году после того, как ее учитель гармонии Перси Хилдер Майлз сделал ей предложение. Позже Майлз Страдивари . в своем завещании оставил Кларку свою скрипку [5] Первый из многих визитов в Соединенные Штаты она совершила вскоре после окончания Королевской академии. [3] Затем она поступила в Королевский музыкальный колледж , став одной из сэра Чарльза Вильерса в Стэнфорде . немногих студенток [4] ее существенные темы и вариации для фортепиано. К этому периоду относятся [6]
По настоянию Стэнфорда она переключила свое внимание со скрипки на альт, как раз в тот момент, когда последний стал рассматриваться как полноценный сольный инструмент. [2] Она училась у Лайонела Тертиса , которого некоторые считали величайшим альтистом того времени. [2] В 1910 году она сочинила сборник китайских стихов «Слёзы» в сотрудничестве с группой сокурсников RCM. [3] Она также пела под руководством Ральфа Воана Уильямса в студенческом ансамбле, организованном Кларком и другой студенткой по имени Берил Рив (впоследствии невесткой Кларка) для изучения и исполнения . музыки Палестрины [3]
После ее критики его внебрачных связей отец Кларк выгнал ее из дома и лишил ее средств. [7] В 1910 году ей пришлось покинуть Королевский колледж, и она зарабатывала себе на жизнь игрой на альте. Кларк (вместе с Джесси Гримсон выбрал ее ) стала одной из первых женщин-профессиональных оркестровых музыкантов, когда сэр Генри Вуд для игры в оркестре Квинс-холла в 1912 году. [4] [8] Она пользовалась большим спросом как альтистка, играя с Артуром Шнабелем , Пабло Казальсом , Яшей Хейфецем , Жаком Тибо , Гильерминой Суджиа , Артуром Рубинштейном , Пьером Монте и Джорджем Селлом , среди других. [9]
В 1916 году Кларк переехала в США, чтобы продолжить исполнительскую карьеру. она представила свою короткую лирическую пьесу для альта и фортепиано «Морфей» , написанную под псевдонимом «Энтони Трент» В 1918 году на совместном концерте с виолончелисткой Мэй Мукл в Нью-Йорке . Рецензенты похвалили «Трента», по большей части игнорируя произведения, приписываемые Кларку, премьера которых состоялась на том же концерте. [7] Она продолжала выступать с Мэй Мукл на Гавайях в 1918 и 1919 годах, а также в турне по британским колониям в 1923 году. [10]
Ее композиционная карьера достигла пика за короткий период, начиная с сонаты для альта, в которой она участвовала в конкурсе 1919 года, спонсируемом Элизабет Спрэг Кулидж , соседкой Кларк и покровительницей искусств. Среди 72 участников соната Кларка заняла первое место с композицией Эрнеста Блоха . Позже Кулидж объявил Блоха победителем. Репортеры предположили, что «Ребекка Кларк» была всего лишь псевдонимом самого Блоха или, по крайней мере, что Кларк не мог написать эти статьи. [8] поскольку мысль о том, что женщина может написать такое прекрасное произведение, была социально немыслимой. Соната была хорошо принята, и ее первое исполнение состоялось на музыкальном фестивале в Беркшире в 1919 году. В 1921 году Кларк снова впечатляюще выступила на конкурсе композиций Кулиджа со своим фортепианным трио , но снова не смогла взять приз. 1923 года Затем последовала рапсодия для виолончели и фортепиано , спонсируемая Кулиджем, что сделало Кларк единственной женщиной, получившей покровительство Кулиджа. [8] Эти три произведения представляют собой вершину композиторской карьеры Кларка. [2]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Кларк в 1924 году начал карьеру сольного исполнителя и ансамбля в Лондоне после первого мирового турне в 1922–23 годах. [11] В 1927 году она помогла сформировать English Ensemble, фортепианный квартет, в который входили она сама, Марджори Хейворд , Кэтлин Лонг и Мэй Мукл . Она также выступала на нескольких записях в 1920-х и 1930-х годах и участвовала в BBC музыкальных передачах . За этот период ее композиционная продуктивность значительно снизилась. [2] Однако она продолжала выступать, участвуя в Парижской колониальной выставке 1931 года в составе Английского ансамбля. [12] Между 1927 и 1933 годами у нее были романтические отношения с британским баритоном Джоном Госсом , который был на восемь лет моложе ее и в то время был женат. [4] Он представил несколько ее зрелых песен, две из которых были посвящены ему: «Сумерки июня» и «Человек-тюлень». Ее "Tiger, Tiger", законченная к моменту разрыва отношений, оказалась ее последней композицией для сольного голоса до начала 1940-х годов. [13]
В 1936 году Кларк продала завещанную ей Страдивари дилеру в Нью-Йорке. Когда началась Вторая мировая война, Кларк была в США в гостях у двух своих братьев и не смогла получить визу для возвращения в Великобританию. Некоторое время она жила с семьями своих братьев, а затем в 1942 году устроилась гувернанткой в семью в Коннектикуте. [14] В период с 1939 по 1942 год она написала 10 произведений, в том числе пассакалью на староанглийскую мелодию . [3] Впервые она познакомилась с Джеймсом Фрискином , композитором, концертирующим пианистом и одним из основателей факультета Джульярдской школы , а позже стала ее мужем, когда они оба были студентами Королевского музыкального колледжа. Они возобновили дружбу после случайной встречи на улице Манхэттена в 1944 году и поженились в сентябре того же года, когда обоим было под пятьдесят. По словам музыковеда Лианы Кертис, Фрискин был «человеком, который давал [Кларк] чувство глубокого удовлетворения и равновесия». [4]
описал Кларк Стивен Бэнфилд как самую выдающуюся британскую женщину-композитора межвоенного поколения. [15] Однако ее более поздние работы были спорадическими. [2] Музыковед Лиана Кертис предположила, что у Кларка была дистимия , хроническая форма депрессии ; [16] отсутствие поддержки, а иногда и откровенного разочарования, которое она получала за свою работу, также мешало ей сочинять. [4] Кларк не считала себя способной совмещать личную жизнь и требования сочинения: «Я не смогу этого сделать, если только это не будет первым, о чем я думаю каждое утро, когда просыпаюсь, и последним, о чем я думаю каждый вечер, прежде чем идти в спать." После замужества она перестала сочинять, несмотря на поддержку мужа, хотя продолжала работать над аранжировками незадолго до своей смерти. Она также прекратила выступать. [2] [4]
В 1963 году Кларк помог учредить премию Мэй Мукле в Королевской академии. Премия до сих пор ежегодно вручается выдающемуся виолончелисту. [17] После смерти мужа в 1967 году Кларк начала писать мемуары под названием « У меня тоже был отец (или ложка горчицы)» ; он был завершен в 1973 году, но так и не опубликован. В нем она описывает свою молодость, отмеченную частыми избиениями со стороны отца и натянутыми семейными отношениями, которые повлияли на ее представление о своем надлежащем месте в жизни. [4] В 1970-х годах, когда возрос интерес к ее музыке, тональным композициям и женщинам-композиторам, она дала еще несколько крупных выступлений в Нью-Йорке. [9] Кларк умерла 13 октября 1979 года в своем доме в Нью-Йорке в возрасте 93 лет и была кремирована . [2]
Кларк теперь признана одной из самых важных «женщин-композиторов» своего поколения. Однако, как она сказала журналисту: «Меня скорее будут считать композитором 16-го разряда, чем будут судить так, будто существует один вид музыкального искусства для мужчин и другой для женщин». [18]
Композиции
[ редактировать ]Большая часть музыки Кларк включает в себя альт, поскольку она много лет была профессиональной исполнительницей. Большая часть ее произведений была написана для нее самой и женских камерных ансамблей, в которых она играла, включая квартет Норы Кленч, Английский ансамбль и сестер д'Араньи. Она также гастролировала по всему миру, особенно с виолончелисткой Мэй Мукле. На ее творчество оказали сильное влияние несколько направлений классической музыки 20-го века . Кларк также знала многих ведущих композиторов того времени, в том числе Блоха и Равеля , с которыми сравнивали ее творчество. [2]
Импрессионизм модернистскими Дебюсси и часто упоминается в связи с творчеством Кларка, особенно с его пышными фактурами гармониями . Соната для альта (опубликованная в том же году, что и Соната для альта Блоха и Хиндемита ) является примером этого, с ее пентатонической вступительной темой, густыми гармониями, эмоционально насыщенным характером и плотной, ритмически сложной фактурой. Соната остается частью стандартного репертуара для альта. «Морфей» , написанный годом ранее, стал ее первой обширной работой после более чем десяти лет написания песен и миниатюр. « Рапсодия» , спонсируемую Кулиджем, является самой амбициозной работой Кларка: она длится примерно 23 минуты, со сложными музыкальными идеями и неоднозначными тонами, способствующими разнообразию настроений произведения. Напротив, «Midsummer Moon», написанная в следующем году, представляет собой легкую миниатюру с трепещущей сольной скрипичной партией. [7]
Помимо камерной музыки для струнных, Кларк написала множество песен. Почти все ранние произведения Кларка написаны для сольного голоса и фортепиано. Ее «Тигр, Тигр» 1933 года, постановка стихотворения Блейка « Тигр », мрачная и задумчивая, почти экспрессионистская . Она работала над ним пять лет, исключая другие работы во время ее бурных отношений с Джоном Госсом, и отредактировала его в 1972 году. [8] Однако большинство ее песен более легкие по своей природе. Ее ранними работами были салонные песни , и она продолжала создавать произведения, взятые в основном из классических текстов Йейтса , Мейсфилда и А.Э. Хаусмана . [2]
В период с 1939 по 1942 год, последний плодотворный период в конце ее композиторской карьеры, ее стиль стал более ясным и контрапунктическим , с акцентом на мотивные элементы и тональные структуры, отличительные черты неоклассицизма . «Думка» (1941), недавно опубликованное произведение для скрипки, альта и фортепиано, отражает восточноевропейские народные стили Бартока и Мартину . [8] « Пассакалия на староанглийскую мелодию», также вышедшая в 1941 году, премьера которой состоялась самой Кларк, основана на теме, приписываемой Томасу Таллису , которая появляется на протяжении всего произведения. Произведение модальное по вкусу, в основном в дорийском ладе , но с добавлением редко встречающегося фригийского лада . Произведение посвящено «ББ», якобы племяннице Кларка Магдалине; Ученые предполагают, что посвящение, скорее всего, относится к Бенджамину Бриттену , который организовал концерт в память о смерти друга Кларка и оказавшего большое влияние Фрэнка Бриджа . [19] «Прелюдия , Аллегро и Пастораль» , также написанная в 1941 году, представляет собой еще одно произведение в неоклассическом стиле, написанное для кларнета и альта (первоначально для ее брата и невестки). [7]
Кларк не сочинял крупных произведений, таких как симфонии. Общий объем ее сочинений включает 52 песни, 11 хоровых произведений, 21 камерную пьесу, Фортепианное трио и Сонату для альта. [8] На долгое время о ее творчестве почти забыли, но интерес к нему возродился в 1976 году после радиопередачи, посвященной ее девяностолетию. Некоторые из сочинений Кларк остаются неопубликованными и находятся в личном владении ее наследников вместе с большинством ее произведений. [16] Однако в начале 2000-х годов было напечатано и записано еще больше ее произведений. [20] Примеры недавних публикаций включают два струнных квартета и «Морфей» , опубликованные в 2002 году. [7]
Современное восприятие работ Кларка в целом положительное. В обзоре ее Сонаты для альта 1981 года она была названа «вдумчивым, хорошо построенным произведением» относительно малоизвестного композитора; [21] обзор 1985 года отметил его «эмоциональную интенсивность и использование темных тонов». [22] Эндрю Ахенбах в своем обзоре Хелен Каллус записи нескольких произведений Кларка, сделанной , назвал Морфеуса «поразительным» и «томным». [23] Лоуренс Виттес отметил, что «Колыбельная» Кларка была «чрезвычайно сладкой и нежной». [24] В обзоре 1987 года был сделан вывод: «Кажется удивительным, что такая великолепно написанная и глубоко трогательная музыка все эти годы оставалась в безвестности». [25]
Соната для альта стала предметом опроса BBC Radio 3 «Строительство библиотеки» 17 октября 2015 года. Главной рекомендацией, выбранной Хелен Уоллес, были Табеа Циммерманн (альт) и Кирилл Герштейн (фортепиано). В 2017 году BBC Radio 3 посвятило пять часов ее музыке как композитору недели. [26]
Общество Ребекки Кларк
[ редактировать ]Общество Ребекки Кларк было основано в сентябре 2000 года для содействия творчеству, изучению и повышению осведомленности о произведениях Ребекки Кларк. Основанное музыковедами Лианой Кертис и Джесси Энн Оуэнс и базирующееся в Исследовательском центре женских исследований при Университете Брандейса , Общество содействует записи и стипендии работ Кларк, включая несколько мировых премьер, записи неопубликованных материалов и многочисленные журнальные публикации. [27]
Общество сделало доступными ранее неопубликованные композиции из поместья Кларка. "Binnorie", двенадцатиминутная песня, основанная на кельтском фольклоре, была обнаружена в 1997 году, премьера которой состоялась только в 2001 году. С момента основания Общества было опубликовано более 25 ранее неизвестных произведений. Несколько камерных произведений Кларка, в том числе обширная «Рапсодия» для виолончели и фортепиано и «Кортеж» для фортепиано соло (1930), посвященная Уильяму Бушу и премьера которой состоялась им, были впервые записаны в 2000 году на лейбле Dutton с использованием материала из поместья Кларка. В 2002 году Общество организовало и спонсировало мировые премьеры скрипичных сонат 1907 и 1909 годов. [28]
Глава Общества Ребекки Кларк, Лиана Кертис, является редактором книги «A Rebecca Clarke Reader» , первоначально опубликованной издательством Indiana University Press в 2004 году. Книга была изъята из обращения издателем после жалоб нынешнего управляющего поместьем Кларка на цитату. неопубликованных примеров из произведений Кларка. [29] Однако с тех пор « Ридер» был переиздан самим Обществом Ребекки Кларк. [30]
Избранные работы
[ редактировать ]Камерная музыка
- 2 пьесы: «Колыбельная и гротеск» для альта (или скрипки) и виолончели ( ок. 1916 г. )
- Морфеус для альта и фортепиано (1917–1918)
- Соната для альта и фортепиано (1919)
- Фортепианное трио (1921)
- Рапсодия для виолончели и фортепиано (1923)
- Пассакалия на староанглийскую мелодию для альта (или виолончели) и фортепиано (?1940–1941)
- Прелюдия, Аллегро и Пастораль для альта и кларнета (1941)
Вокал
- «Шив и кузнечик» для голоса и фортепиано (1904); слова из «Книги джунглей» Киплинга Редьярда
- Застенчивый для голоса и фортепиано (1912); слова Уильяма Батлера Йейтса
- «Живущий в тайном месте» ( Псалом 91 ) для солистов и смешанного хора (1921)
- «Человек-тюлень» для голоса и фортепиано (1922); слова Джона Мейсфилда
- «Аспидистра» для голоса и фортепиано (1929); слова Клода Флайта
- «Тигр» для голоса и фортепиано (1929–1933); слова Уильяма Блейка
- «Бог создал дерево» для голоса и фортепиано (1954); слова Кэтрин Кендалл
Хоровой
- «Музыка, когда мягкие голоса умирают» для смешанного хора (1907); слова Перси Биши Шелли
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Броуд, Лия (2023). Квартет: Как четыре женщины изменили музыкальный мир . Фабер и Фабер.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вдумайтесь, Майкл (2004). «Кларк, Ребекка Хелферих (1886–1979)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д и Кертис, Лиана (2005). «Альтист альтисту: интервью Нэнси Ашер с Ребеккой Кларк Фрискин». У Кертиса, Лиана (ред.). Читательница Ребекки Кларк . Общество Ребекки Кларк. п. 185. ИСБН 978-0-9770079-0-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кертис, Лиана (май 1996 г.). «Дело об идентичности» (PDF) . Музыкальные времена . 137 (1839): 15–21. дои : 10.2307/1003935 . JSTOR 1003935 .
- ^ «Антонио Страдивари, Кремона, 1720 год, «Генерал Кид» (Провенанс)» . Аукционы Тарисио . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ «Полная фортепианная музыка» . Музыкальный веб . Проверено 23 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Вдумайтесь, Майкл (2000). Ребекка Кларк: Летняя луна (примечания СМИ). Лаборатории Даттона.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кертис, Лиана. «Ребекка Кларк» . Гроув Музыка онлайн . (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б "Жизнь" . Ребекка Кларк . 3 июня 2020 г.
- ^ «Ее жизнь» . Общество Ребекки Кларк . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Райх, Нэнси Б. (2005). «Ребекка Кларк: необычная женщина». У Кертиса, Лиана (ред.). Читательница Ребекки Кларк . Общество Ребекки Кларк. стр. 10–18. ISBN 978-0-9770079-0-5 .
- ^ Кларк, Ребекка (осень 1931 г.). «Английская Семень на Парижской колониальной выставке». Бюллетень БМС . Новая серия I: 7–11.
- ^ Штейн, Дебора (2005). « 'Dare схватить огонь': введение в песни Ребекки Кларк». У Кертиса, Лиана (ред.). Читательница Ребекки Кларк . Общество Ребекки Кларк. стр. 43–78. ISBN 978-0-9770079-0-5 .
- ^ Аммер, Кристина (2001). Невоспетые: История женщин в американской музыке (2-е изд.). Амадей. п. 167. ИСБН 1-57467-058-1 .
- ^ Банфилд, Стивен (1995). «Кларк, Ребекка (Тэчер)». Словарь женщин-композиторов Нортона/Гроува . WW Norton and Co. p. 120.
- ^ Jump up to: а б Кертис, Лиана (осень 2003 г.). «Когда Вирджиния Вульф встретила Ребекку Кларк». Информационный бюллетень Общества Ребекки Кларк .
- ^ Шлейфер, Марта Фурман (2000). Программные ноты к Сонате Кларка для альта и фортепиано . Издательство Хильдегард.
- ^ Броуд, Лия (май 2023 г.). «Кларк, Ребекка» . Классическая музыка .
- ^ Кертис, Лиана (1999). Программные примечания к «Пассакалье на староанглийскую мелодию». Издательство Хильдегард.
- ^ Кертис, Лиана, изд. (2005). Читательница Ребекки Кларк . Общество Ребекки Кларк. стр. 3–5.
- ^ «Рецензия: Бриттен. Слезы, соч. 48, Кларк. Соната для альта». Граммофон : 48. Июль 1981 г.
- ^ «Рецензия: Кларк. Соната для альта». Граммофон : 42. Июль 1985 г.
- ^ Ахенбах, Эндрю (февраль 2003 г.). «Рецензия: Портрет Альта». Граммофон : 65.
- ^ Виттес, Лоуренс (ноябрь 2005 г.). «Вид Виолы». Граммофон : 49.
- ^ «Рецензия: Кларк. Фортепианное трио». Граммофон : 75. Март 1987.
- ^ «Знаменитая соната для альта, Ребекка Кларк (1886–1979), композитор недели» . Радио Би-би-си 3 .
- ^ «Об Обществе Ребекки Кларк» . Общество Ребекки Кларк. Архивировано из оригинала 23 сентября 2010 года . Проверено 1 декабря 2010 г.
- ^ «Новости и события» . Общество Ребекки Кларк. Архивировано из оригинала 9 ноября 2010 года . Проверено 1 декабря 2010 г.
- ^ Бирн, Ричард (16 июля 2004 г.). «Тихое обращение» . Хроника высшего образования . Проверено 1 декабря 2010 г.
- ^ «Читательница Ребекки Кларк» . Общество Ребекки Кларк . Проверено 19 июня 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ребеккой Хелферих Кларк, на Викискладе?
- Домашняя страница композитора Ребекки Кларк
- Домашняя страница Общества Ребекки Кларк
- Бесплатные партитуры Ребекки Кларк в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Песни Ребекки Кларк из проекта The Art Song Project
- Вирджиния Эскин ведет выпуск «Записки для вас», посвященный жизни и музыке Ребекки Кларк.
- 1886 рождений
- 1979 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Английские композиторы XX века
- Английские женщины-музыканты XX века
- Альты 20-го века
- Британские женщины-композиторы XX века
- Выпускники Королевской музыкальной академии
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Американцы немецкого происхождения
- Британские женщины-композиторы-классики
- Британские женщины-альтистки
- Композиторы для альта
- Английские композиторы-классики
- Английские классические альтисты
- Английские эмигранты в США
- Англичане американского происхождения
- Англичане немецкого происхождения
- Английские люди с ограниченными возможностями
- Музыканты из лондонского района Харроу
- Люди из Харроу, Лондон
- Люди с расстройствами настроения
- Ученики Чарльза Вильерса Стэнфорда