Jump to content

Ребекка Кларк (композитор)

Кларк с альтом в 1919 году.

Ребекка Хелферих Кларк (27 августа 1886 — 13 октября 1979) — британский классический композитор и альтистка . Всемирно известная как виртуозная альтистка, она также стала одной из первых женщин-профессиональных оркестрантов в Лондоне. [1]

Родители Ребекки Кларк были немцами и американцами, и она провела значительную часть своей жизни в Соединенных Штатах, где она навсегда поселилась после Второй мировой войны. Она родилась в Харроу и училась в Королевской музыкальной академии и Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Оказавшись в Соединенных Штатах в начале Второй мировой войны , она вышла замуж за композитора и пианиста Джеймса Фрискина в 1944 году. Кларк умерла в своем доме в Нью-Йорке в возрасте 93 лет.

Хотя творчество Кларк было небольшим, ее работы были признаны за композиционное мастерство и художественную силу. Некоторые из ее работ еще не опубликованы; те, что были опубликованы при ее жизни, были в значительной степени забыты после того, как она перестала сочинять. Стипендия и интерес к ее композициям возобновились в 1976 году. Общество Ребекки Кларк было основано в 2000 году для содействия изучению и исполнению ее музыки.

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Лондонский Королевский музыкальный колледж , где Кларк учился с 1907 по 1910 год.

Кларк родился в Харроу , Англия, в семье американца Джозефа Тэчера Кларка и его жены-немки Агнес Паулины Мари Амалии Хелферих. [2] Ее отец интересовался музыкой, и Кларк начала играть на скрипке после того, как посидела на уроках, которые давал ее брат Ханс Тэчер Кларк , который был на 15 месяцев младше ее. [3] Ее отец жестоко обращался с ней, часто бил ее стальной линейкой за такие нарушения, как кусание ногтей. [4] Она начала учебу в Королевской музыкальной академии в 1903 году, но была отозвана отцом в 1905 году после того, как ее учитель гармонии Перси Хилдер Майлз сделал ей предложение. Позже Майлз Страдивари . в своем завещании оставил Кларку свою скрипку [5] Первый из многих визитов в Соединенные Штаты она совершила вскоре после окончания Королевской академии. [3] Затем она поступила в Королевский музыкальный колледж , став одной из сэра Чарльза Вильерса в Стэнфорде . немногих студенток [4] ее существенные темы и вариации для фортепиано. К этому периоду относятся [6]

По настоянию Стэнфорда она переключила свое внимание со скрипки на альт, как раз в тот момент, когда последний стал рассматриваться как полноценный сольный инструмент. [2] Она училась у Лайонела Тертиса , которого некоторые считали величайшим альтистом того времени. [2] В 1910 году она сочинила сборник китайских стихов «Слёзы» в сотрудничестве с группой сокурсников RCM. [3] Она также пела под руководством Ральфа Воана Уильямса в студенческом ансамбле, организованном Кларком и другой студенткой по имени Берил Рив (впоследствии невесткой Кларка) для изучения и исполнения . музыки Палестрины [3]

После ее критики его внебрачных связей отец Кларк выгнал ее из дома и лишил ее средств. [7] В 1910 году ей пришлось покинуть Королевский колледж, и она зарабатывала себе на жизнь игрой на альте. Кларк (вместе с Джесси Гримсон выбрал ее ) стала одной из первых женщин-профессиональных оркестровых музыкантов, когда сэр Генри Вуд для игры в оркестре Квинс-холла в 1912 году. [4] [8] Она пользовалась большим спросом как альтистка, играя с Артуром Шнабелем , Пабло Казальсом , Яшей Хейфецем , Жаком Тибо , Гильерминой Суджиа , Артуром Рубинштейном , Пьером Монте и Джорджем Селлом , среди других. [9]

В 1916 году Кларк переехала в США, чтобы продолжить исполнительскую карьеру. она представила свою короткую лирическую пьесу для альта и фортепиано «Морфей» , написанную под псевдонимом «Энтони Трент» В 1918 году на совместном концерте с виолончелисткой Мэй Мукл в Нью-Йорке . Рецензенты похвалили «Трента», по большей части игнорируя произведения, приписываемые Кларку, премьера которых состоялась на том же концерте. [7] Она продолжала выступать с Мэй Мукл на Гавайях в 1918 и 1919 годах, а также в турне по британским колониям в 1923 году. [10]

Ее композиционная карьера достигла пика за короткий период, начиная с сонаты для альта, в которой она участвовала в конкурсе 1919 года, спонсируемом Элизабет Спрэг Кулидж , соседкой Кларк и покровительницей искусств. Среди 72 участников соната Кларка заняла первое место с композицией Эрнеста Блоха . Позже Кулидж объявил Блоха победителем. Репортеры предположили, что «Ребекка Кларк» была всего лишь псевдонимом самого Блоха или, по крайней мере, что Кларк не мог написать эти статьи. [8] поскольку мысль о том, что женщина может написать такое прекрасное произведение, была социально немыслимой. Соната была хорошо принята, и ее первое исполнение состоялось на музыкальном фестивале в Беркшире в 1919 году. В 1921 году Кларк снова впечатляюще выступила на конкурсе композиций Кулиджа со своим фортепианным трио , но снова не смогла взять приз. 1923 года Затем последовала рапсодия для виолончели и фортепиано , спонсируемая Кулиджем, что сделало Кларк единственной женщиной, получившей покровительство Кулиджа. [8] Эти три произведения представляют собой вершину композиторской карьеры Кларка. [2]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Кларк в 1924 году начал карьеру сольного исполнителя и ансамбля в Лондоне после первого мирового турне в 1922–23 годах. [11] В 1927 году она помогла сформировать English Ensemble, фортепианный квартет, в который входили она сама, Марджори Хейворд , Кэтлин Лонг и Мэй Мукл . Она также выступала на нескольких записях в 1920-х и 1930-х годах и участвовала в BBC музыкальных передачах . За этот период ее композиционная продуктивность значительно снизилась. [2] Однако она продолжала выступать, участвуя в Парижской колониальной выставке 1931 года в составе Английского ансамбля. [12] Между 1927 и 1933 годами у нее были романтические отношения с британским баритоном Джоном Госсом , который был на восемь лет моложе ее и в то время был женат. [4] Он представил несколько ее зрелых песен, две из которых были посвящены ему: «Сумерки июня» и «Человек-тюлень». Ее "Tiger, Tiger", законченная к моменту разрыва отношений, оказалась ее последней композицией для сольного голоса до начала 1940-х годов. [13]

В 1936 году Кларк продала завещанную ей Страдивари дилеру в Нью-Йорке. Когда началась Вторая мировая война, Кларк была в США в гостях у двух своих братьев и не смогла получить визу для возвращения в Великобританию. Некоторое время она жила с семьями своих братьев, а затем в 1942 году устроилась гувернанткой в ​​семью в Коннектикуте. [14] В период с 1939 по 1942 год она написала 10 произведений, в том числе пассакалью на староанглийскую мелодию . [3] Впервые она познакомилась с Джеймсом Фрискином , композитором, концертирующим пианистом и одним из основателей факультета Джульярдской школы , а позже стала ее мужем, когда они оба были студентами Королевского музыкального колледжа. Они возобновили дружбу после случайной встречи на улице Манхэттена в 1944 году и поженились в сентябре того же года, когда обоим было под пятьдесят. По словам музыковеда Лианы Кертис, Фрискин был «человеком, который давал [Кларк] чувство глубокого удовлетворения и равновесия». [4]

описал Кларк Стивен Бэнфилд как самую выдающуюся британскую женщину-композитора межвоенного поколения. [15] Однако ее более поздние работы были спорадическими. [2] Музыковед Лиана Кертис предположила, что у Кларка была дистимия , хроническая форма депрессии ; [16] отсутствие поддержки, а иногда и откровенного разочарования, которое она получала за свою работу, также мешало ей сочинять. [4] Кларк не считала себя способной совмещать личную жизнь и требования сочинения: «Я не смогу этого сделать, если только это не будет первым, о чем я думаю каждое утро, когда просыпаюсь, и последним, о чем я думаю каждый вечер, прежде чем идти в спать." После замужества она перестала сочинять, несмотря на поддержку мужа, хотя продолжала работать над аранжировками незадолго до своей смерти. Она также прекратила выступать. [2] [4]

В 1963 году Кларк помог учредить премию Мэй Мукле в Королевской академии. Премия до сих пор ежегодно вручается выдающемуся виолончелисту. [17] После смерти мужа в 1967 году Кларк начала писать мемуары под названием « У меня тоже был отец (или ложка горчицы)» ; он был завершен в 1973 году, но так и не опубликован. В нем она описывает свою молодость, отмеченную частыми избиениями со стороны отца и натянутыми семейными отношениями, которые повлияли на ее представление о своем надлежащем месте в жизни. [4] В 1970-х годах, когда возрос интерес к ее музыке, тональным композициям и женщинам-композиторам, она дала еще несколько крупных выступлений в Нью-Йорке. [9] Кларк умерла 13 октября 1979 года в своем доме в Нью-Йорке в возрасте 93 лет и была кремирована . [2]

Кларк теперь признана одной из самых важных «женщин-композиторов» своего поколения. Однако, как она сказала журналисту: «Меня скорее будут считать композитором 16-го разряда, чем будут судить так, будто существует один вид музыкального искусства для мужчин и другой для женщин». [18]

Композиции

[ редактировать ]
Программа 1918 года, демонстрирующая работы Кларка. Здесь ее дуэту Morpheus присвоен псевдоним «Энтони Трент».

Большая часть музыки Кларк включает в себя альт, поскольку она много лет была профессиональной исполнительницей. Большая часть ее произведений была написана для нее самой и женских камерных ансамблей, в которых она играла, включая квартет Норы Кленч, Английский ансамбль и сестер д'Араньи. Она также гастролировала по всему миру, особенно с виолончелисткой Мэй Мукле. На ее творчество оказали сильное влияние несколько направлений классической музыки 20-го века . Кларк также знала многих ведущих композиторов того времени, в том числе Блоха и Равеля , с которыми сравнивали ее творчество. [2]

Импрессионизм модернистскими Дебюсси и часто упоминается в связи с творчеством Кларка, особенно с его пышными фактурами гармониями . Соната для альта (опубликованная в том же году, что и Соната для альта Блоха и Хиндемита ) является примером этого, с ее пентатонической вступительной темой, густыми гармониями, эмоционально насыщенным характером и плотной, ритмически сложной фактурой. Соната остается частью стандартного репертуара для альта. «Морфей» , написанный годом ранее, стал ее первой обширной работой после более чем десяти лет написания песен и миниатюр. « Рапсодия» , спонсируемую Кулиджем, является самой амбициозной работой Кларка: она длится примерно 23 минуты, со сложными музыкальными идеями и неоднозначными тонами, способствующими разнообразию настроений произведения. Напротив, «Midsummer Moon», написанная в следующем году, представляет собой легкую миниатюру с трепещущей сольной скрипичной партией. [7]

Помимо камерной музыки для струнных, Кларк написала множество песен. Почти все ранние произведения Кларка написаны для сольного голоса и фортепиано. Ее «Тигр, Тигр» 1933 года, постановка стихотворения Блейка « Тигр », мрачная и задумчивая, почти экспрессионистская . Она работала над ним пять лет, исключая другие работы во время ее бурных отношений с Джоном Госсом, и отредактировала его в 1972 году. [8] Однако большинство ее песен более легкие по своей природе. Ее ранними работами были салонные песни , и она продолжала создавать произведения, взятые в основном из классических текстов Йейтса , Мейсфилда и А.Э. Хаусмана . [2]

В период с 1939 по 1942 год, последний плодотворный период в конце ее композиторской карьеры, ее стиль стал более ясным и контрапунктическим , с акцентом на мотивные элементы и тональные структуры, отличительные черты неоклассицизма . «Думка» (1941), недавно опубликованное произведение для скрипки, альта и фортепиано, отражает восточноевропейские народные стили Бартока и Мартину . [8] « Пассакалия на староанглийскую мелодию», также вышедшая в 1941 году, премьера которой состоялась самой Кларк, основана на теме, приписываемой Томасу Таллису , которая появляется на протяжении всего произведения. Произведение модальное по вкусу, в основном в дорийском ладе , но с добавлением редко встречающегося фригийского лада . Произведение посвящено «ББ», якобы племяннице Кларка Магдалине; Ученые предполагают, что посвящение, скорее всего, относится к Бенджамину Бриттену , который организовал концерт в память о смерти друга Кларка и оказавшего большое влияние Фрэнка Бриджа . [19] «Прелюдия , Аллегро и Пастораль» , также написанная в 1941 году, представляет собой еще одно произведение в неоклассическом стиле, написанное для кларнета и альта (первоначально для ее брата и невестки). [7]

Кларк не сочинял крупных произведений, таких как симфонии. Общий объем ее сочинений включает 52 песни, 11 хоровых произведений, 21 камерную пьесу, Фортепианное трио и Сонату для альта. [8] На долгое время о ее творчестве почти забыли, но интерес к нему возродился в 1976 году после радиопередачи, посвященной ее девяностолетию. Некоторые из сочинений Кларк остаются неопубликованными и находятся в личном владении ее наследников вместе с большинством ее произведений. [16] Однако в начале 2000-х годов было напечатано и записано еще больше ее произведений. [20] Примеры недавних публикаций включают два струнных квартета и «Морфей» , опубликованные в 2002 году. [7]

Современное восприятие работ Кларка в целом положительное. В обзоре ее Сонаты для альта 1981 года она была названа «вдумчивым, хорошо построенным произведением» относительно малоизвестного композитора; [21] обзор 1985 года отметил его «эмоциональную интенсивность и использование темных тонов». [22] Эндрю Ахенбах в своем обзоре Хелен Каллус записи нескольких произведений Кларка, сделанной , назвал Морфеуса «поразительным» и «томным». [23] Лоуренс Виттес отметил, что «Колыбельная» Кларка была «чрезвычайно сладкой и нежной». [24] В обзоре 1987 года был сделан вывод: «Кажется удивительным, что такая великолепно написанная и глубоко трогательная музыка все эти годы оставалась в безвестности». [25]

Соната для альта стала предметом опроса BBC Radio 3 «Строительство библиотеки» 17 октября 2015 года. Главной рекомендацией, выбранной Хелен Уоллес, были Табеа Циммерманн (альт) и Кирилл Герштейн (фортепиано). В 2017 году BBC Radio 3 посвятило пять часов ее музыке как композитору недели. [26]

Общество Ребекки Кларк

[ редактировать ]

Общество Ребекки Кларк было основано в сентябре 2000 года для содействия творчеству, изучению и повышению осведомленности о произведениях Ребекки Кларк. Основанное музыковедами Лианой Кертис и Джесси Энн Оуэнс и базирующееся в Исследовательском центре женских исследований при Университете Брандейса , Общество содействует записи и стипендии работ Кларк, включая несколько мировых премьер, записи неопубликованных материалов и многочисленные журнальные публикации. [27]

Общество сделало доступными ранее неопубликованные композиции из поместья Кларка. "Binnorie", двенадцатиминутная песня, основанная на кельтском фольклоре, была обнаружена в 1997 году, премьера которой состоялась только в 2001 году. С момента основания Общества было опубликовано более 25 ранее неизвестных произведений. Несколько камерных произведений Кларка, в том числе обширная «Рапсодия» для виолончели и фортепиано и «Кортеж» для фортепиано соло (1930), посвященная Уильяму Бушу и премьера которой состоялась им, были впервые записаны в 2000 году на лейбле Dutton с использованием материала из поместья Кларка. В 2002 году Общество организовало и спонсировало мировые премьеры скрипичных сонат 1907 и 1909 годов. [28]

Глава Общества Ребекки Кларк, Лиана Кертис, является редактором книги «A Rebecca Clarke Reader» , первоначально опубликованной издательством Indiana University Press в 2004 году. Книга была изъята из обращения издателем после жалоб нынешнего управляющего поместьем Кларка на цитату. неопубликованных примеров из произведений Кларка. [29] Однако с тех пор « Ридер» был переиздан самим Обществом Ребекки Кларк. [30]

Избранные работы

[ редактировать ]

Камерная музыка

  • 2 пьесы: «Колыбельная и гротеск» для альта (или скрипки) и виолончели ( ок. 1916 г. )
  • Морфеус для альта и фортепиано (1917–1918)
  • Соната для альта и фортепиано (1919)
  • Фортепианное трио (1921)
  • Рапсодия для виолончели и фортепиано (1923)
  • Пассакалия на староанглийскую мелодию для альта (или виолончели) и фортепиано (?1940–1941)
  • Прелюдия, Аллегро и Пастораль для альта и кларнета (1941)

Вокал

Хоровой

  1. ^ Броуд, Лия (2023). Квартет: Как четыре женщины изменили музыкальный мир . Фабер и Фабер.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вдумайтесь, Майкл (2004). «Кларк, Ребекка Хелферих (1886–1979)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. (требуется подписка)
  3. ^ Jump up to: а б с д и Кертис, Лиана (2005). «Альтист альтисту: интервью Нэнси Ашер с Ребеккой Кларк Фрискин». У Кертиса, Лиана (ред.). Читательница Ребекки Кларк . Общество Ребекки Кларк. п. 185. ИСБН  978-0-9770079-0-5 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кертис, Лиана (май 1996 г.). «Дело об идентичности» (PDF) . Музыкальные времена . 137 (1839): 15–21. дои : 10.2307/1003935 . JSTOR   1003935 .
  5. ^ «Антонио Страдивари, Кремона, 1720 год, «Генерал Кид» (Провенанс)» . Аукционы Тарисио . Проверено 4 сентября 2023 г.
  6. ^ «Полная фортепианная музыка» . Музыкальный веб . Проверено 23 сентября 2022 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Вдумайтесь, Майкл (2000). Ребекка Кларк: Летняя луна (примечания СМИ). Лаборатории Даттона.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Кертис, Лиана. «Ребекка Кларк» . Гроув Музыка онлайн . (требуется подписка)
  9. ^ Jump up to: а б "Жизнь" . Ребекка Кларк . 3 июня 2020 г.
  10. ^ «Ее жизнь» . Общество Ребекки Кларк . Проверено 11 декабря 2023 г.
  11. ^ Райх, Нэнси Б. (2005). «Ребекка Кларк: необычная женщина». У Кертиса, Лиана (ред.). Читательница Ребекки Кларк . Общество Ребекки Кларк. стр. 10–18. ISBN  978-0-9770079-0-5 .
  12. ^ Кларк, Ребекка (осень 1931 г.). «Английская Семень на Парижской колониальной выставке». Бюллетень БМС . Новая серия I: 7–11.
  13. ^ Штейн, Дебора (2005). « 'Dare схватить огонь': введение в песни Ребекки Кларк». У Кертиса, Лиана (ред.). Читательница Ребекки Кларк . Общество Ребекки Кларк. стр. 43–78. ISBN  978-0-9770079-0-5 .
  14. ^ Аммер, Кристина (2001). Невоспетые: История женщин в американской музыке (2-е изд.). Амадей. п. 167. ИСБН  1-57467-058-1 .
  15. ^ Банфилд, Стивен (1995). «Кларк, Ребекка (Тэчер)». Словарь женщин-композиторов Нортона/Гроува . WW Norton and Co. p. 120.
  16. ^ Jump up to: а б Кертис, Лиана (осень 2003 г.). «Когда Вирджиния Вульф встретила Ребекку Кларк». Информационный бюллетень Общества Ребекки Кларк .
  17. ^ Шлейфер, Марта Фурман (2000). Программные ноты к Сонате Кларка для альта и фортепиано . Издательство Хильдегард.
  18. ^ Броуд, Лия (май 2023 г.). «Кларк, Ребекка» . Классическая музыка .
  19. ^ Кертис, Лиана (1999). Программные примечания к «Пассакалье на староанглийскую мелодию». Издательство Хильдегард.
  20. ^ Кертис, Лиана, изд. (2005). Читательница Ребекки Кларк . Общество Ребекки Кларк. стр. 3–5.
  21. ^ «Рецензия: Бриттен. Слезы, соч. 48, Кларк. Соната для альта». Граммофон : 48. Июль 1981 г.
  22. ^ «Рецензия: Кларк. Соната для альта». Граммофон : 42. Июль 1985 г.
  23. ^ Ахенбах, Эндрю (февраль 2003 г.). «Рецензия: Портрет Альта». Граммофон : 65.
  24. ^ Виттес, Лоуренс (ноябрь 2005 г.). «Вид Виолы». Граммофон : 49.
  25. ^ «Рецензия: Кларк. Фортепианное трио». Граммофон : 75. Март 1987.
  26. ^ «Знаменитая соната для альта, Ребекка Кларк (1886–1979), композитор недели» . Радио Би-би-си 3 .
  27. ^ «Об Обществе Ребекки Кларк» . Общество Ребекки Кларк. Архивировано из оригинала 23 сентября 2010 года . Проверено 1 декабря 2010 г.
  28. ^ «Новости и события» . Общество Ребекки Кларк. Архивировано из оригинала 9 ноября 2010 года . Проверено 1 декабря 2010 г.
  29. ^ Бирн, Ричард (16 июля 2004 г.). «Тихое обращение» . Хроника высшего образования . Проверено 1 декабря 2010 г.
  30. ^ «Читательница Ребекки Кларк» . Общество Ребекки Кларк . Проверено 19 июня 2012 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Ребеккой Хелферих Кларк, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da6fb9a6b87f2e9ab85c3654cd4537c1__1719623280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/c1/da6fb9a6b87f2e9ab85c3654cd4537c1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rebecca Clarke (composer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)