Великая Книга
Автор | Анонимный |
---|---|
Язык | латинский |
Предмет | Музыкальное сопровождение |
Опубликовано | 13 век |
Место публикации | Франция |
Веб-сайт | DigitalCommons |
« Magnus Liber» или «Magnus liberorgani» (английский перевод: «Великая книга органума» ), написанная на латыни , представляет собой репертуар средневековой музыки , известной как «органум» . Эта коллекция органума сохранилась до наших дней в трех основных рукописях. Этот репертуар использовался композиторами школы Нотр-Дам, работавшими в Париже примерно в конце двенадцатого и начале тринадцатого веков, хотя ученые согласны с тем, что Леонин внес большую часть органума в репертуар. Этот обширный репертуар известен благодаря отсылкам к «magnum Volumen» Йоханнеса де Гарландии и к «Magnus liberorgani degradiet et antiphonario pro servitio divino» английского теоретика музыки , известного как Anonymous IV . [ 1 ] [ 2 ] Сегодня он известен только из более поздних рукописей, содержащих композиции, упомянутые в описании Анонима IV. «Magnus Liber» считается одним из первых сборников полифонии.
Сохранившиеся рукописи
[ редактировать ]Органы Magnus Liber, скорее всего, возникли в Париже и сегодня известны лишь по нескольким сохранившимся рукописям и фрагментам, а также имеются записи как минимум о семнадцати утерянных версиях. [ 1 ] Сегодня о его содержании можно судить по трем сохранившимся основным рукописям:
- Флорентийская рукопись [F] (I-Fl Pluteo 29.1 , Biblioteca Medicea-Laurenziana, Флоренция ) 1 023 сочинения | 1250 г. н.э. [ 3 ]
- Вольфенбюттель 677 [W1] (Вольфенбюттель Код. Guelf. 628 Helmst.) Сент-Эндрюс, Шотландия | 1250 г. н.э. [ 3 ]
- Wolfenbüttel 1099 [W2] (Wolfenbüttel Cod. Guelf. 1099 Helmst.) Французская рукопись | после 1250 г. н.э. [ 3 ]
Эти три рукописи датируются более поздним периодом, чем оригинал «Magnus Liber», но тщательное изучение выявило множество подробностей относительно их происхождения и развития. [ 4 ] «Свидетельств об утерянных рукописях Нотр-Дама, включая имена их владельцев, действительно много», [ 1 ] начиная с 1456 года, когда рукопись F впервые появилась в библиотеке Пьеро де Медичи . Из двух других, называемых W1 и W2 , оба находятся в Библиотеке Герцога Августа (Герцогской библиотеке) , первый, как полагают, возник в кафедральном монастыре Сент-Эндрюс, Шотландия, а о W2 известно меньше . Каталоги, относящиеся к другим утерянным экземплярам, свидетельствуют о широком распространении по Западной Европе репертуара, позже названного ars antiqua .
Генрих Гусманн резюмирует, что «эти рукописи, таким образом, больше не представляют собой первоначальное состояние Magnus Liber, а, скорее, увеличенные ее формы, отличающиеся друг от друга. Фактически, эти рукописи воплощают различные стилистические разработки самой Magnus Liber , особенно в области композиции, упомянутой Анонимом IV, клаузула . Это подтверждается различными версиями частей дискантуса». [ 5 ] Хусманн также отмечает, что сравнение репертуара, содержащегося в трех рукописях, показывает, что «существует очень много произведений, общих для всех трех источников» и что «наиболее разумным подходом, очевидно, будет считать фрагменты, общие для всех трех источников, оригинальными». тело, следовательно, как истинный Magnus Liberorgani». [ 5 ]
Авторы Liber
[ редактировать ]Неизвестно, был ли у Magnus Liber один единственный автор, хотя ученые отмечают, что большие части были составлены Леоненом (1135–1200), и этот вывод сделан на основе сочинений Анонима IV. [ 3 ] Хотя это спорная тема среди ученых, некоторые полагают, что части органов Magnus Liber могли быть отредактированы Перотеном ( эт. 1200), в то время как другие, такие как Генрих Хусманн, отмечают, что это открытие взято из «довольно скудного отчета Анонима IV». и что «что касается его связей с собором Парижской Богоматери, то здесь упоминается только имя Перотена» в связи с тем, что его книги использовались только … Это «никоим образом не подтверждает, что сам Перотен действовал в Нотр-Даме или где-либо еще в Париже». [ 6 ]
Музыка из Liber была опубликована в наше время Уильямом Уэйтом (1954). [ 7 ] Ганс Тишлер (1989), [ 8 ] и Эдвард Рознер (1993–2009). [ 9 ]
Стили и жанры репертуара
[ редактировать ]собора Ранняя музыка Парижской Богоматери представляет собой переходное время для западной культуры. Это время перемен совпало с архитектурными нововведениями, которые привели к созданию самого собора (самое раннее начало строительства - 1163 год). Несколько сохранившихся рукописей демонстрируют эволюцию полифонической разработки литургического песнопения , которое использовалось в соборе каждый день в течение года. Хотя концепция гармоничного объединения голосов для обогащения пения не была новой, отсутствовали устоявшиеся и систематизированные методы музыкальной теории , позволяющие рационально строить такие произведения.
Magnus Liber представляет собой шаг в развитии западной музыки между простым пением и сложной полифонией конца тринадцатого и четырнадцатого веков (см. Машо и Ars Nova ). Музыка Magnus Liber демонстрирует связь с зарождающимся готическим стилем архитектуры; точно так же, как богато украшенные соборы строились для хранения святых реликвий , органы были написаны для сложных григорианских песнопений , которые тоже считались священными.
Нововведения в Нотр-Даме заключались в системе нотной записи , которая включала образцы коротких и длинных музыкальных нот, известных как длинные и короткие . [ 10 ] Эту систему называют мензуральной музыкой, поскольку она демонстрирует начало «измеренного времени» в музыке, организуя длинные высоты звука в пределах простого пения, а затем и в жанре мотета . В органах Magnus Liber один голос исполнял удлиненные до огромной длины ноты григорианского песнопения, называемого тенором (от латинского «держать»), но также известного как vox Principalis. Целых три голоса, известные как voxorganalis ( или vinnola vox , «винный голос»), были записаны над тенором, с более быстрыми линиями, движущимися и переплетающимися вместе, стиль, также известный как витиеватый органум . [ 11 ] Развитие от одной музыкальной линии ( монофонии ) к музыке, в которой несколько строк имеют одинаковый вес ( полифония ), показано в написании органы. Практика сохранения медленной «теноровой» линии сохранилась и в светской музыке, и в некоторых случаях слова оригинального пения также сохранились. Одним из наиболее распространенных жанров в Magnus Liber является клаусула , представляющая собой «разделы, в которых в дискантном стиле тенор использует как ритмические узоры, так и верхнюю часть». [ 5 ] Эти части полифонии были заменены более длинными органами. Сохранившиеся рукописи создают ряд проблем с обозначениями для современных редакторов, поскольку они содержат только полифонические разделы, к которым необходимо добавить монофоническое пение.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бальцер, Ребекка А. (1 июля 1987 г.). «Рукописи Нотр-Дама и их владельцы: потерянные и найденные» . Журнал музыковедения . 5 (3): 380–399. дои : 10.2307/763698 . ISSN 0277-9269 . JSTOR 763698 .
- ^ Рознер, Эдвард Х. (сентябрь 2001 г.). «Кто «создал» Magnus Liber?» . История старинной музыки . 20 . дои : 10.1017/S0261127901001061 . ISSN 0261-1279 . S2CID 190695312 .
- ^ Jump up to: а б с д Райт, Крейг М. (1989). Музыка и церемония в Нотр-Даме в Париже, 500–1550 гг . Кембридж [Англия]: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-24492-7 . OCLC 18521286 .
- ^ Смит, Норман Э. (январь 1973 г.). «Взаимоотношения между выпускниками Magnus Liber Organi» . Acta Musicologica . 45 (1): 73–97. дои : 10.2307/932223 . JSTOR 932223 .
- ^ Jump up to: а б с Хусманн, Генрих; Бринер, Андрес П. (1 июля 1963 г.). «Расширение Magnus liberorgani и парижских церквей Сен-Жермен-л'Осерруа и Сент-Женевьев-дю-Мон» . Журнал Американского музыковедческого общества . 16 (2): 176–203. дои : 10.2307/829940 . ISSN 0003-0139 . JSTOR 829940 .
- ^ Хусманн, Генрих (1963). «Происхождение и назначение Magnus Liber Organi» . Музыкальный ежеквартальный журнал . XLIX (3): 311–330. дои : 10.1093/mq/XLIX.3.311 . ISSN 0027-4631 .
- ^ Уэйт, Уильям Г. (1973) [1954]. Ритм полифонии двенадцатого века: его теория и практика . Леонен. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-8371-6815-5 . OCLC 622500 .
- ^ Тишлер, Ганс (июль 1977 г.). «Строение органы Нотр-Дама» . Acta Musicologica . 49 (2): 193–199. дои : 10.2307/932589 . JSTOR 932589 .
- ^ Magnus liberorgani Собора Парижской Богоматери . Рознер, Эдвард Х. Монако: Editions de l'Oiseau-Lyre. 1993. ISBN 2-87855-000-5 . OCLC 17699186 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Магнус Либер» . публикации.cedarville.edu . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Брэдли, Кэтрин А. (2019). «Выбор тенора мотета тринадцатого века: от Magnus liberorgani до Адама де ла Галля» . Журнал Американского музыковедческого общества . 72 (2): 431–492. дои : 10.1525/jams.2019.72.2.431 . hdl : 10852/76335 . ISSN 0003-0139 . S2CID 202522259 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чу, Джеффри (лето 1978 г.). « Фрагмент Magnus Liber Organi в Абердине». Журнал Американского музыковедческого общества . 31 (2): 326–343. дои : 10.2307/831000 . JSTOR 831000 .