Жиль Джойе

Жиль Жуа (1424 или 1425 — 31 декабря 1483) — франко-фламандский композитор эпохи Возрождения . Член бургундской школы , он был известен главным образом своими светскими песнями, выполненными в лирическом и изящном стиле.
Жизнь
[ редактировать ]Возможно, он происходил из Кортрейка , поскольку в 1420 году там был идентифицирован Оливер Джой, возможно, его отец. Судя по всему, Жиль получил прекрасное музыкальное образование, вероятно, либо в Кортрейке, либо в Брюгге , где его наняли певцом в 1449 году. Документы из архива собора показывают, что он часто попадал в неприятности: участвовал в уличных драках, посещал публичные дома, отказывался принимать участие в регулярных певческих мероприятиях и, в частности, посещать известная городская проститутка по имени Розабель. Несмотря на эту деятельность, он стал священником и стал каноником в Клеве в 1453 году и в Сен-Донациане в 1459 году. [ 1 ]
Между 1454 и 1459 годами не сохранилось никаких записей о его деятельности в Нидерландах ; на основе его сочинения итальянской баллаты на стихотворение современного флорентийца было высказано предположение, что он провел некоторое время в Италии , как и многие другие франко-фламандские композиторы его и последующих поколений. К 1459 году он вернулся в Сен-Донациан в Брюгге. [ 1 ]
В 1462 году он был нанят певцом в бургундскую придворную капеллу и официально сохранял эту должность до 1471 года, хотя перестал исполнять свои обязанности в 1468 году. Между 1465 и 1473 годами он также был ректором в Делфте . После 1471 г. он, скорее всего, вернулся в Санкт-Донациан. Он умер в Брюгге и был похоронен в церкви Святого Донациана. [ 1 ]
Сохранился портрет Джой, возможно, написанный Гансом Мемлингом в 1472 году. [ 1 ] В настоящее время он находится в Художественном институте Стерлинга и Франсин Кларк в Уильямстауне, штат Массачусетс .
Музыка
[ редактировать ]Вся сохранившаяся музыка Джой вокальная, светская и рассчитана только на три голоса. Четыре его произведения — рондо на французском языке (хотя текст одного рондо утерян), а одно — итальянская баллата , написанная, вероятно, между 1454 и 1459 годами, когда он, возможно, находился в Италии. Песни Джой типичны для бургундской светской музыки того периода; они мелодичны, ясны и лиричны по стилю. Одно из них, Ce qu'on fait , откровенно непристойно. [ 1 ] Точно неизвестно, была ли написана Джойом какая-либо духовная музыка, но две анонимные мессы , основанные на современной лирике O rosa bella, были приписаны Джою по стилистическим причинам; кроме того, сходство O rosa bella с именем его любимой проститутки, а также общий непочтительный характер, очевидный в его жизни и других работах, могут поддержать эту гипотезу. [ 1 ]
Джой - один из композиторов, упомянутых в Гийома Кретена знаменитом стихотворении «Déploration sur le trépas de Jean Ockeghem», написанном после смерти Иоганна Окегема в 1497 году; в нем он — один из ангелов, приветствующих Окегема на Небесах . Композиторы, упомянутые Кретеном, долгое время использовались в качестве списка тех, кто считался наиболее известным в конце 15 века, что указывает на репутацию Джойе, несмотря на небольшое количество сохранившихся его произведений. [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]- Что мы делаем втихаря (3 голоса, рондо, на французском языке)
- Mercy mon Dueil je ne Supplies (3 голоса, рондо, на французском языке)
- Не то чтобы я хочу думать (3 голоса, рондо, на французском языке)
- Бестекстовое рондо, также для трёх голосов
- Poy ché evil Fortuna et rio Distino (3 голоса, баллада, на итальянском языке)
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Фэллоуз, Дэвид. Л. Мэйси (ред.). Жиль Джойе . Гроув Музыка онлайн . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
- «Жиль Джой», Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4 (Примечание: Риз утверждает, что Джой был также теологом и поэтом; это происходит из биографического сборника Дж. Фоппенса в 1731 году Compendium Chronologicum episcoporum brugensium (Брюгге, 1731), но более позднего исследование Ф. Ван Молле (1960) опровергает это, показывая, что Фоппенс спутал Джой с кем-то другим.)