Доминик Фино
Доминик Фино ( ок. 1510 — ок. 1556 ) — франко-фламандский композитор эпохи Возрождения , работавший в Италии и на юге Франции . В то время его высоко ценили за его мотеты , предвосхищающие стиль Палестрины , и, кроме того, он был одним из пионеров полихорального письма.
Жизнь
[ редактировать ]Возможно, он был французом по происхождению, поскольку Джироламо Кардано , писавший о нем в своем «Теоностоне» (1560 г.), называл его «Галлом», и французский язык, очевидно, был его родным языком. Достоверно известны немногие подробности его жизни, но некоторые выводы сделать можно. Большую часть своей карьеры он провел в Италии, работал как при дворе, так и при соборе в Урбино в 1544 и 1545 годах. Некоторую часть своей жизни он, вероятно, также провел в Лионе , о чем свидетельствуют несколько тамошних публикаций, музыка которых содержит фрагменты местный интерес; кроме того, посвящения гражданам Лиона. Хотя стилистически часть его музыки, вероятно, была связана с Венецией, свидетельств его деятельности там нет; однако он опубликовал две книги псалмов в Венеции в 1554 году.
По словам Кардано [ 1 ] он был казнен за « гомосексуальные отношения », вероятно, в Лионе в 1556 году.
Музыка
[ редактировать ]Музыка Фино получила широкое распространение, и его высоко оценили писатели того времени, в том числе Генрих Финк и Пьетро Чероне . Чероне назвал Фино «одним из первых и лучших композиторов того времени», а также сказал, что «если бы не Фино… музыка Палестрины была бы невозможна». [ 2 ] Генрих Финк поставил его в один ряд с Крекийоном , Клеменсом нон-Папа и Гомбертом , тремя современными композиторами, написавшими подобную музыку; действительно, стиль Фино сильно напоминает стиль Гомберта.
Сохранилось больше мотетов Фино, чем сочинений любого другого типа. Всего 2 мессы , 4 магнификата , 2 мадригала , более 60 шансонов и около 90 мотетов ему приписывают . Большинство мотетов рассчитаны на пять голосов и, как и у Гомберта, используют повсеместную имитацию , при этом все голоса равны; пауз мало, поэтому контраст между группами высоких и группами низких голосов или группами немногих против групп многих голосов незначителен, контрасты, которые были популярны у композиторов предыдущего поколения (например, Жоскена ).
больше всего ценило Фино Следующее поколение композиторов, включая Палестрину и Лассуса , которые оба восхищались его музыкой, за его полихоральные произведения. Полихоральные мотеты, в том числе постановка « Плача Иеремии» , предвещают творчество Виллаерта и венецианской школы . «Плач » рассчитан на восемь голосов в двух группах по четыре человека, которые отвечают друг другу антифонно, а затем постепенно достигают кульминации по мере того, как группы все больше перекрываются, и в конечном итоге поют вместе в восьми независимых контрапунктических партиях. Эти полихоральные мотеты некоторые учёные считают самыми ранними образцами зрелого полихорального письма (например, А. Ф. Карвер). [ 3 ] Их переиздавали снова и снова в течение 16 века, что свидетельствует об их популярности и влиянии.
Шансоны Фино используют большинство современных на тот момент техник и содержат разнообразные фактуры и подходы к настройке текста. Темы варьируются от сатирических нападок на клерикальные оскорбления до любовных песен, некоторые в стиле Катулла и Овидия . Они были опубликованы двумя отдельными сборниками в Лионе в 1548 году.
См. также
[ редактировать ]- Список классических композиторов ЛГБТ
- Список казненных за гомосексуальность
- Список композиторов эпохи Возрождения
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Джейкоб, Роджер. Л. Мэйси (ред.). Доминик Фино . Гроув Музыка онлайн . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Доминика Фино в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- 1510 рождений
- 1556 смертей
- Казни 16 века
- Франко-фламандские композиторы XVI века.
- Французские ЛГБТ XVI века
- Композиторы французского Возрождения.
- Французские эмигранты в Италии
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Классические композиторы ЛГБТ
- Французские композиторы ЛГБТ
- Людей казнили за содомию
- Люди, преследуемые по законам против гомосексуализма