Турецкий государственный театр оперы и балета
Государственный театр оперы и балета ( турецкий : Devlet Opera ve Balesi ) — национальная дирекция оперных и балетных трупп Турции со площадками в Анкаре , Стамбуле , Измире , Мерсине , Анталии и Самсуне . Дирекция связана с Министерством культуры и туризма . По состоянию на январь 2018 года Мурат Карахан является генеральным директором.
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Первую оперу, поставленную в период Османской империи, обычно относят к периоду правления Селима III (1761–1808), когда Селим, сам композитор и поэт, пригласил иностранную труппу для постановки оперы во дворце Топкапы в 1797 году.
В 1840 году Гаэтано Доницетти » « Белисарио стала первой оперой, переведенной на турецкий язык , и была исполнена в недавно построенном театре итальянским архитектором Боско . В 1844 году театр был передан Тютюнджюоглу Михаэлю Науму Эфенди, который продолжал устраивать оперные спектакли в течение следующих 26 лет. Важным публичным оперным спектаклем стал Джузеппе Верди » « Эрнани , поставленный итальянской труппой в Бейоглу в 1846 году. Также в 1846 году театр Наума Эфенди был уничтожен пожаром и был заменен новым. В период 1846–1877 гг. широкую аудиторию получили оперы Верди, исполнявшиеся преимущественно итальянскими труппами. Одной из первых турецких оперетт была «Леблебичи Хорхор» («Хорхор, продавец нута»). [ 1 ] [ 2 ] армянского композитора Дикрана Чухаджияна , которого также помнят как композитора, возможно, первой оригинальной оперы на турецком языке, «Арифин Хилеси» («Обман Арифа») 1874 года. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Как и в случае с другими видами искусства, развитие турецкой оперы и балета было остановлено с 1880-х годов из-за почти постоянных войн, пик которых пришелся на Балканские войны и Первую мировую войну, которые привели к распаду империи.
республиканский период
[ редактировать ]За основанием новой Турецкой Республики в 1923 году последовали реформы Ататюрка , важным шагом которых стали далеко идущие культурные реформы. Под Анкаре личным руководством Ататюрка многие талантливые молодые люди были отправлены в Европу для профессиональной подготовки, которые по возвращении в 1930-е годы стали преподавателями музыки и исполнительского искусства в недавно созданной Музыки Муаллим Мектеби в ( открыта в 1924 году) и Дарюлехан в Стамбуле .
Первая турецкая опера «Озсой» , написанная Ахметом Аднаном Сайгуном на либретто Мунира Хайри Эгели , состоялась в 1934 году, в составе певцов была Семиха Берксой . [ 6 ] Вскоре за ним последовали » Аднана Сайгуна и «Ташбебек « Несила Казыма Аксеса » Бэй Ондер .
В 1935 году немецкий композитор Пауль Хиндемит и театральный режиссер Карл Эберт были приглашены для чтения лекций в Музыкальную школу Муаллим Мектеби в Анкаре, которая впоследствии была преобразована в Государственную консерваторию Анкары. Двум преподавателям были предложены постоянные должности в консерватории, но Пауль Хиндемит не смог принять это предложение. Тем не менее он продолжал приезжать в Анкару и инспектировать деятельность музыкальной школы. Карл Эберт оставался в Анкаре в качестве директора театральной школы и оперной студии консерватории в течение следующих девяти лет.
16 мая 1940 года в соответствии с законом была создана Государственная консерватория, в которую вошли музыкальная, оперная, балетная и театральная школы. Первым спектаклем, поставленным студентами консерватории, стала « одноактная комическая опера Моцарта Бастьен и Бастьен» , исполненная на турецкий текст в сопровождении Президентского симфонического оркестра Турции . В 1940 году второй акт Пуччини » «Мадам Баттерфляй был исполнен на турецком языке сотрудниками оперной студии консерватории, а в 1941 году — «Тоской» .
Преобразование существующего здания Сергиеви (Выставочного дома) в Анкаре в оперный театр началось в 1947 году, а 2 апреля 1948 года здание начало служить Оперным театром Анкары с исполнением произведений « Турецкой пятерки» и премьерой. Ахмета Аднана Сайгуна Керема . Организация оперного оркестра и хора завершилась в 1950–1953 годах. В тот же период в Стамбуле была открыта балетная школа под руководством примы-балерины Нинетт де Валуа , которая назначила Молли Лейк и Трэвиса Кемпа руководить ею. [ 7 ] Позже школа была интегрирована в Государственную консерваторию Анкары, выпустив первых выпускников в 1956 году.
В 1958 году управление театром и оперой были разделены, в результате чего были созданы дирекции турецких государственных театров и государственной оперы и балета. В 1959 году частными усилиями Айдына Гюна была основана Стамбульская городская опера, а в 1970 году она была национализирована как Стамбульская государственная опера и балет.
За этим последовало создание Измирского государственного театра оперы и балета в 1983 году, Мерсина Государственного театра оперы и балета в 1992 году, Государственного театра оперы и балета Антальи в 1999 году и Государственного театра оперы и балета Самсуна в 2009 году.
Площадки
[ редактировать ]

Анкара
[ редактировать ]- Оперный театр Анкары (Оперная сцена/Большой театр)
- Сцена с Лейлой Дженсер
- Сцена оперетты
Стамбул
[ редактировать ]Измир
[ редактировать ]- Измирский государственный театр оперы и балета
Мирт
[ редактировать ]- Государственный балет оперы и балета Мерсина
Анталия
[ редактировать ]- Государственный театр оперы и балета Анталии
Самсун
[ редактировать ]- Самсунский государственный театр оперы и балета
Международный фестиваль оперы и балета в Аспендосе
[ редактировать ]Государственная дирекция оперы и балета с 1994 года организует ежегодный фестиваль оперы и балета в старинном театре Аспендос , недалеко от Анталии , с международным участием оперных и балетных трупп.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Метин Хепер, Сабри Саяри - Справочник Routledge по современной Турции. Страница 99, 2012 г. « Леблебичи Хорхор » был написан в 1875 году и много лет играл во французском театре в Бейог-лу. Братья Рей, Джемаль Решит (композитор) и Экрем Решит (либреттист), написал в 1930-е годы ряд пользующихся большой популярностью оперетт..."
- ^ Мартин Стоукс Республика любви: культурная близость в турецкой популярной музыке Страница 18 2010 «... первые десятилетия двадцатого века, включая запись давней песни Leblebici Horhor (Хорхор, продавец нута), первоначально написанной в 1875 году. "
- ^ История турецкого театра - страница 66 Metin And - 1992 «В то время как Дикран Чухаджиян обращался к публике со своей подписью и объяснял свою цель, Гюллю Агоп также утверждал, что Арифин Хилеси был водевилем и, следовательно, подпадал под сферу монополии. Другие газеты также Тем временем к обсуждению присоединился Гюллю Агоп...».
- ^ Атенеум 1874 г. Страница 616 «Фестиваль Тун Рамазан в Константинополе ознаменовался постановкой оперы на турецком языке и основанием оперного театра в мусульманском квартале Стамбула. Название пьесы - «Арифиу- хейлесси»; композитор… Название пьесы — «Арифиу-хейлесси» — композитор г-н Дигран Чохаджян (= сын портного), армянин, авторы либретто — Халед-бей , Махир-бей; и другие турецкие господа. Произведение было встречено с энтузиазмом...»
- ^ Информационный бюллетень Исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры - Страница 41 1999 г. «... оперетты были поставлены на сцене театра Наум в районе Пера в Стамбуле. Вначале пьесы шли на французском языке, а роли были предприняты армянскими еврейскими и греческими художниками. Первая опера на турецком языке была поставлена в 1840 году».
- ^ «Умерла 94-летняя турецкая звезда оперы и искусства Семиха Берксой» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Некролог Трэвиса Кемпа , The Independent , 13 августа 1995 г.