Борис Эйфман
Борис Эйфман (Борис Яковлевич Эйфман; родился 22 июля 1946 г.) — российский хореограф и художественный руководитель. Он поставил более пятидесяти балетных постановок.
Биография
[ редактировать ]Эйфман родился в Рубцовске , Сибирь , куда его отца-инженера направили работать на танковый завод. [ 1 ] В 1953 году семья переехала в Кишинев , Молдавия. Эйфман окончил Кишиневское хореографическое училище в 1964 году. [ 2 ] Выступал как танцор Кишиневского театра оперы и балета; и продолжил изучать хореографию в Ленинградской консерватории , где его учителем был хореограф Георгий Алексидзе. Эйфман окончил Ленинградскую консерваторию в 1972 году. Затем с 1972 по 1977 год он стал балетмейстером Академии русского балета имени Вагановой . В 1977 году он получил разрешение на создание собственной труппы, первоначально известной как Ленинградский театр современного балета. Труппа была известна под разными названиями, но сегодня ее официальное название — Санкт-Петербургский государственный театр балета имени Бориса Эйфмана, или просто «Балет Эйфмана Петербурга» во время гастролей. Помимо хореографии для собственной труппы, Эйфман поставил балеты для Малого театра оперы и балета, Кировского балета, Большого балета, балета Монте-Карло, Нью-Йоркского городского балета и других. Он также ставил танцы для кино и телевидения. [ 2 ]
Во время Второй мировой войны семье Эйфмана пришлось переехать из Харькова в Сибирь. Хотя условия в Сибири были тяжелыми, этот переезд спас им жизни. Эйфманы — евреи; а нацисты убили семью его отца в Харькове и Киеве. [ 3 ] В Сибири жили в «яме» на шесть комнат, в которой размещалось шесть-десять семей. «Если правительство не построило настоящего жилья, то это произошло не из-за денег, а потому, что с людьми обращались не как с людьми, а как со скотом», - говорит Эйфман. [ 3 ] После переезда семьи в Молдавию Эйфман с семи лет начал заниматься балетом и народными танцами в пионерском кружке . [ 3 ] Родители поначалу были против его стремления к танцевальной карьере, но еще подростком он начал экспериментировать с хореографией.
Интерес Эйфмана к драматическим сюжетам своей хореографии относит его творчество к давней русской традиции. Эта традиция восходит к 18 веку и основанию русской балетной школы учениками Жана-Жоржа Новерра . Эйфман сказал: «Тип философского театра, над созданием которого я работаю, родился не в Советском Союзе... Эта идея принадлежит Новерру». [ 4 ]
Хореограф заявил, что его работу в собственной труппе можно разделить на три периода: "советский период, эпоха перестройки и последние 10 лет". [ 5 ] В первый период он работал в основном без государственных субсидий и подвергался строгой цензуре. Однако, несмотря на эти ограничения, он завоевал популярность благодаря постановке хореографии под рок-н-ролл ( Pink Floyd ) и осмелился затронуть спорные темы. Власти предлагали ему эмигрировать, но он не пожелал покидать Петербург. [ 5 ] Во второй период, который начался с его балета «Мастер и Маргарита» в 1987 году и совпал с перестройкой, Эйфман пользовался большей творческой свободой. Его компания совершила свой первый международный тур в Париже в 1989 году. [ 6 ] Третий период начался в 1996 году, когда к нему обратился импресарио Сергей Данилян, что привело к дебюту балета Эйфмана в США в 1998 году. [ 5 ] Компания впервые появилась на Лондонском Колизее, организованном Гэвином Робаком в 2012 году.
Работает
[ редактировать ]- Гаяне (1972)
- Жар-птица (1975)
- К жизни
- Встречи
- Прекрасные порывы души
- Только любовь (1977)
- Песня сломана (1977)
- Двойной голос (1977)
- Жар-птица (1978)
- Вечное движение (1979)
- Бумеранг (1979)
- Идиот (1980) [ 7 ]
- Автографы (1981)
- День безумия, или Женитьба Фигаро (1982)
- Легенда (1982)
- Метаморфозы (1983)
- Двенадцатая ночь (1984)
- Младший лейтенант Ромашов (1985).
- Интриги любви (1986)
- Мастер и Маргарита (1987)
- Адажио (1987)
- Пиноккио (1989) [ 8 ]
- Интриги любви (1989) [ 9 ]
- Страсти человека (1990)
- Тереза Ракен, она же Убийцы (1991) [ 10 ]
- Чайковский: Тайна жизни и смерти (1993) [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Карамазов (1995) [ 16 ] [ 17 ]
- Красная Жизель (1997) [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
- Мой Иерусалим (1998) [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
- Реквием (1998) [ 27 ] [ 28 ]
- Русский Гамлет: Сын Екатерины Великой (1999) [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
- Дон Жуан и Мольер (2000) [ 39 ] [ 40 ]
- Дон Кихот, или Фантазии сумасшедшего [ 41 ]
- Кто есть кто (2003) [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
- Мусагете (2004) [ 47 ]
- Анна Каренина (2005) [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
- Чайка (2007) [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ]
- Онегин (2009) [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]
- Роден
- Вверх и вниз
- Эффект Пигмалиона (2019) [ 66 ]
Почести и награды
[ редактировать ]- Народный артист России (Россия, 1995).
- Орден «За заслуги перед Отечеством » 2-й (2012 г.) степени.
- Кавалер Ордена искусств и литературы (Франция, 1999 г.).
- Кавалер ордена «За заслуги перед Республикой Польша» (2003 г.).
- Государственная премия РФ - 1998 г.
- Театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995, 1996, 1997, 2001, 2005, 2012).
- « Золотая Маска » ( Театральный Союз России , 1996 и 1999 годы)
- Премия «Триумф» (1996 г.).
- Приз Бенуа де ла Данс в номинации «Лучший хореограф 2005 года» (2006).
- Орден «Мира и согласия» (Россия, 1998 г.).
Сноски
[ редактировать ]- ^ Голд, Сильвиана (17 января 1999 г.). «Танец диссидента». Новостной день .
- ^ Jump up to: а б Аловерт, Нина (1993). Международный словарь балета . Детройт: Сент-Джеймс Пресс. стр. 440–442. ISBN 1-55862-157-1 .
- ^ Jump up to: а б с Киссельгофф, Анна (17 января 1999 г.). «Тлеющая эмоция, разжигаемая движением». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Джонсон, Роберт (5 апреля 1998 г.). «Традиционалист, стремящийся обновить русскую душу». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с Гудвин, Джой (15 апреля 2007 г.). «Нет покоя русскому ренегату». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Певица Тея (19 марта 2000 г.). «Борис Эйфман от суеты танцует». Бостон Санди Глоуб .
- ^ Уайт, Салли (август 1992 г.). «Санкт-Петербургский театр балета: Фестиваль Пражской весны». Танцы и танцоры : 31.
- ^ Шульман, Дженни (3 мая 2002 г.). «Танцевальный дневник: «Пиноккио» балета Эйфмана ». Задняя сцена .
- ^ Кеглер, Хорст (февраль 1990 г.). «Один из России». Танцы и танцоры : 14–15.
- ^ Уральская, Валерия (ноябрь 1991 г.). «Борис Эйфман предупреждает о последствиях страсти». Танцевальный журнал : 24 и 26.
- ^ Барнс, Клайв (13 апреля 1998 г.). «Русские хорошо разбираются в балете». Нью-Йорк Пост .
- ^ Барнс, Клайв (июль 1998 г.). «Отношения: Эйфман приходит». Танцевальный журнал .
- ^ Аловерт, Нина (апрель 1998 г.). «Фантазии мечтателя: Театр Бориса Эйфмана». Танцевальный журнал : 62–66.
- ^ Смит, Сид (15 марта 2002 г.). «Мастерские действия основателя поставили балет Эйфмана в особый класс». Чикаго Трибьюн .
- ^ Вайс, Хеди (15 марта 2002 г.). «Рискованные ощущения от Чайковского». Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Джоуитт, Дебора (2 февраля 1999 г.). «Ой, братья!». Деревенский голос .
- ^ Тобиас, Тоби (8 февраля 1999 г.). «Северное сияние». Нью-Йорк : 67–68.
- ^ Кисельгофф, Анна (10 апреля 1998 г.). «Психологическая биография сошедшего с ума танцора». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Барнс, Клайв (10 апреля 1998 г.). «Сошествие танцора в безумие». Нью-Йорк Пост .
- ^ Голд, Сильвиана (10 апреля 1998 г.). «Танец истории: балет Эйфмана отражает печаль матушки-России». Новостной день .
- ^ Джонсон, Роберт (10 апреля 1998 г.). «Балет Эйфмана олицетворяет русскую художественную революцию». Стар-Леджер .
- ^ Фельчано, Рита (30 апреля 2000 г.). «Волнуя душу русского балета». Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Грескович, Роберт (24 февраля 1999 г.). «Танец: Балет Эйфмана». Уолл Стрит Джорнал .
- ^ Киссельгофф, Анна (28 января 1999 г.). «В русских премьерах царит страсть». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Джозефс, Сьюзен (15 января 1999 г.). «Прыжки веры: петербургский хореограф Борис Эйфман создает балеты с «еврейской душой». Еврейская неделя в Нью-Йорке .
- ^ Авраами, Наоми (15 января 1999 г.). «Русский балетмейстер находит вдохновение в Иерусалиме: хореография Бориса Эйфмана объединяет разные религии и музыкальные стили». Вперед .
- ^ Голд, Сильвиана (28 января 1999 г.). «Язык тела: Эйфману не нужна история, чтобы ее рассказать». Новостной день .
- ^ Барнс, Клайв (28 января 1999 г.). «Захватывающий Эйфман слишком хорош, чтобы его пропустить». Нью-Йорк Пост .
- ^ Кисельгофф, Анна (26 марта 2000 г.). «Танец оды павшему принцу». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Джонсон, Роберт (24 марта 2000 г.). «Оказывается, Екатерина не так хороша в русском балете о своем сыне». Стар-Леджер .
- ^ Курлас, Гия (23–30 марта 2000 г.). «Любовь причиняет боль: Борис Эйфман привносит в центр города старомодную русскую тоску». Тайм-аут Нью-Йорк .
- ^ Джовитт, Дебора (11 апреля 2000 г.). «Балет под любым другим названием… УБЕЙ МАМУ». Деревенский голос .
- ^ Аловерт, Нина (6–12 April 2011). "РУССКИЙ ГАМЛЕТ". Русский Базар .
- ^ Вайс, Хеди (1 апреля 2001 г.). «Блестящий балет Эйфмана придаёт «Гамлету» русский оттенок ». Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Мауро, Люсия (8 апреля 2001 г.). «Борис Эйфман раскручивает «Русского Гамлета»: пышный комментарий к человеческим побуждениям разворачивается в инсценировке трагедии Шекспира». Чикаго Трибьюн .
- ^ Рока, Октавио (31 марта 2001 г.). «Гамлет Эйфмана возмутителен и сексуален: невероятный балет поражает во дворце» . Хроники Сан-Франциско .
- ^ Кирали, Филиппа (24 марта 2001 г.). «Дебют Эйфмана в Сиэтле великолепен». Сиэтлский пост-разведчик .
- ^ Сигал, Льюис (19 марта 2001 г.). «Русский Гамлет» Романовых . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Кэмпбелл, Карен (9 марта 2002 г.). « Дон Жуан» — комическое наслаждение». Бостон Глобус .
- ^ Джонсон, Роберт (11 мая 2001 г.). «Любовь, смерть и ирония». Стар-Леджер .
- ^ Голд, Сильвиана (1 апреля 2002 г.). « Дон превращает фантазию молодого человека». Новостной день .
- ^ Готлиб, Роберт (21 апреля 2003 г.). «Неизбежный, ужасный Эйфман тянет нас обратно в 1920-е годы». Нью-Йоркский обозреватель .
- ^ Вайс, Хеди (13 марта 2003 г.). «Кто есть кто» великого русского таланта». Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Смит, Сид (14 марта 2003 г.). «Вдохновленный эпохой джаза, балет Эйфмана становится счастливым». Чикаго Трибьюн .
- ^ Вайс, Хеди (21 марта 2003 г.). «Русский балет держит зеркало американской мечты». Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Киссельгофф, Анна (7 апреля 2003 г.). «Русские открывают Америку, миф». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Райтер, Сьюзен (22 июня 2004 г.). « Мусагете: укротительная, неверная «ода» Баланчину». Новостной день .
- ^ Сигал, Льюис (25 июня 2005 г.). «Эйфман представляет еще один смелый поступок: смелая русская балетная труппа дает «Анне Карениной» постфеминистскую интерпретацию». Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Вайс, Хеди (19 июня 2005 г.). «Балет Эйфмана «Анна Каренина» шикарен». Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Джонсон, Роберт (26 мая 2005 г.). «Эйфман подает неразбавленную «Анну Каренину» ». Стар-Леджер .
- ^ Барнс, Клайв (27 мая 2005 г.). «Новый подход». Нью-Йорк Пост .
- ^ Мауро, Люсия (26 марта 2007 г.). «Ожившая кубистическая картина Эйфмана «Чайка»». Чикаго Трибьюн .
- ^ Сигал, Льюис (19 марта 2007 г.). «В «Чайке» Бориса Эйфмана есть вдохновенные балетные соло и дуэты. Постановка поражает блестящими танцами и сценическим мастерством. Однако есть и недостатки». Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Вайс, Хеди (16 марта 2007 г.). «Парящая «Чайка»: Эйфман использует современную обстановку, чтобы адаптировать чеховскую классику для балета». Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Вайс, Хеди (26 марта 2007 г.). «Современное видение Эйфмана начинается в «Чайке» ». Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Джонсон, Роберт (13 апреля 2007 г.). «Чехов в современной интерпретации». Стар-Леджер .
- ^ Джонсон, Роберт (20 марта 2007 г.). «Борис Эйфман привозит «Чайку» в Нью-Йорк» . Афиша .
- ^ Блейберг, Лаура (22 мая 2009 г.). «Пушкин приходит толкаться». Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Даймонд, Пэм (22 мая 2009 г.). «Балет Эйфмана представляет интенсивный и драматичный «Онегин» в OC». Реестр округа Ориндж .
- ^ Ульрих, Аллан (5 мая 2009 г.). «Балет Эйфмана: Онегин, Целлербах-холл, Беркли, Калифорния». Файнэншл Таймс .
- ^ Хант, Мэри Эллен (6 мая 2009 г.). «Балет Эйфмана «Онегин» ». Хроники Сан-Франциско .
- ^ Ганц, Джеффри (8 мая 2009 г.). «Темная ночь души». Бостон Феникс .
- ^ Смит, Сид (16 мая 2009 г.). «Поразительные и несколько странные моменты в балете Эйфмана «Онегин» . Чикаго Трибьюн .
- ^ Вайс, Хеди (16 мая 2009 г.). «Эйфман демонстрирует мастерство танца и театра с вдохновенным «Онегиным» ». Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Джонсон, Роберт (28 мая 2009 г.). « 'Евгений Онегин' обновлен». Стар-Леджер .
- ^ Джонсон, Роберт (7 июня 2019 г.). «Санкт-Петербургский балет Эйфмана привносит эффект Пигмалиона в центр Нью-Йорка» . Афиша .
Библиография
[ редактировать ]- Аловерт, Нина. "Балетний Театр Бориса Эйфмана." (16 Сентября 1994 Года) Новое Русское Слово.
- Джонсон, Роберт. «Традиционалист, стремящийся обновить русскую душу». (5 апреля 1998 г.) The New York Times .
- Аловерт, Нина. «Фантазии мечтателя». (Апрель 1998 г.) Журнал Dance Magazine, стр. 62–66.
- Барнс, Клайв. «Эйфман приходит». (Июль 1998 г.) Журнал Dance.
- Золото, Сильвиана. «Танец диссидента». (17 января 1999 г.). Новостной день.
- Кисельгоф, Анна. «Тлеющая эмоция, разжигаемая движением». (17 января 1999 г.) The New York Times.
- Певица Тея. «Борис Эйфман танцует от суеты». (19 марта 2000 г.) The Boston Globe.
- Бэйли, Мэри Мерфин. «Звезда российского танца осталась верна своему видению». (22 марта 2001 г.). Сиэтл Таймс.
- Аловерт, Нина. «Юбилей Эйфмана: единственная в России труппа современного балета отмечает 25-летие инноваций». (январь 2002 г.). Журнал Dance, стр. 68–73.
- Болен, Селестина. «Артист по побегу, прошедший обучение в советском цирке». (24 марта 2002 г.) Нью-Йорк Таймс.
- Гудвин, Джой. «Нет покоя русскому ренегату». (15 апреля 2007 г.). Нью-Йорк Таймс.
- Бачко, Катя. «Опыт Эйфмана: Борис Эйфман отмечает 30-летие со своей компанией». (апрель – май 2007 г.). Пуэнт .
- Джонсон, Роберт. «Борис Эйфман приезжает в Америку» в хореографе «Борис Эйфман: Человек, который осмелился». Ардани. Нью-Йорк: 2018.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на английском языке)
- Официальный сайт (на русском языке)
- 1946 года рождения
- Живые люди
- Люди из Рубцовска.
- Русские евреи
- Русские балетмейстеры
- Лауреаты танцевальной премии Бенуа
- Полные кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством».
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Республикой Польша».
- Лауреаты Государственной премии Российской Федерации
- Балеты Бориса Эйфмана