Александр Грант (танцор)
Александр Маршалл Грант CBE (22 февраля 1925 - 30 сентября 2011) был новозеландским артистом балета, учителем и директором труппы. [ 1 ] Переехав в молодости в Лондон, он стал известен как « самый выдающийся актер и танцор Королевского балета в его золотой период с 1940-х по 1960-е годы». [ 2 ]
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Александр Маршалл Грант родился в Веллингтоне , Новая Зеландия, в семье отельера. [ 3 ] в благополучные 1920-е гг. Он решил стать профессиональным танцором в шесть лет, когда его научили исполнять простой народный танец украинский трепак , и он открыл для себя радость выступления. Он начал брать уроки танцев, когда ему было семь лет, и под опекой Кэтлин О'Брайен и Джин Хорн к пятнадцати годам стал опытным любителем. Вдохновленный выступлениями русских балетных трупп, которые он видел в Австралии, он уже начал развивать яркий, энергичный и очень театральный стиль, который станет его торговой маркой в дальнейшей жизни. В результате он выиграл стипендию Королевской академии танца на обучение в Англии. Но из-за начала войны в Европе он был вынужден остаться в Новой Зеландии. Он учился в Веллингтонском колледже с 1939 по 1941 год, а затем выступал в качестве певца и танцора, развлекая войска в Тихом океане. [ 4 ] продолжая свое танцевальное обучение в годы войны. В 1946 году, после того как в Англии наступил мир, Грант смог поехать в Лондон и поступить в балетную школу Сэдлера Уэллса. Он прибыл в феврале, когда ему был двадцать один год. Однако его пребывание там в качестве студента было недолгим, поскольку вскоре его пригласили стать одним из основателей балета театра Сэдлерс Уэллс, дочерней труппы балета Сэдлерс Уэллс, который переехал в Королевский оперный театр в Ковент-Гардене.
Исполнительская карьера
[ редактировать ]В сентябре 1946 года, во время своих первых гастролей с молодой труппой, Грант был переведен в основную труппу Ковент-Гарден, нынешний Королевский балет. [ 5 ] Из-за нехватки танцоров-мужчин в годы войны его быстро повысили до солиста и назначили главные роли в репертуаре Sadler's Wells. Фредерик Эштон , главный хореограф труппы, сразу заметил его и пригласил на роль хореографа мюзик-холла в дуэт «Популярная песня» в «Фасаде» . Затем, в 1947 году приглашенный хореограф Леонид Мясин выбрал его на главную роль Цирюльника в возрождении своего комического балета «Мамзель Анго» , беззаботной игры любовных занятий. Эта роль сделала его звездой. В образе «причудливого, милого маленького человека в парике цвета пакли» Грант счастливо «скакал по сцене, как резиновый мяч», а затем рухнул в крайнем отчаянии, прежде чем покорить сердце балерины в главной партии, которую танцевала Марго Фонтейн. . [ 6 ] В следующем, 1948 году, Эштон придумал для него эффектный танец с обручем в «Сиренах» , первой из многих созданных Грантом ролей в балетах Эштона.
Получив звание солистки в 1950 году, Грант стала одной из муз Эштона, вдохновляя его и даже сотрудничая с ним в создании запоминающихся полуобразных ролей. [ 7 ] За тридцать лет работы в Королевском балете (1946–1976) он появился примерно в тридцати балетах Эштона, исполнив первые роли более чем в двадцати премьерах. [ 8 ] Именно «отличие Гранта как классического танцора в сочетании с его мастерством характера позволило Эштону превратить то, что обычно было второстепенными ролями - солистами бравурных трюков, - в ключевых игроков основной драмы, часто привнося провокационный сексуальный заряд». [ 9 ] Известными ролями с эротическим элементом были Бриаксис, предводитель пиратов в «Дафнисе и Хлое» (1951), Эрос в «Сильвии» (1952) и морской бог Тирренио в «Ундине» (1958). Из всех его ролей две самые известные, несомненно, — это милый простак Ален в «Долой предосторожности» (1960) и «Ткачиха внизу» в «Сне» (1964). [ 10 ] В первом случае он прыгал и кружился в бреду радости со своим красным зонтиком; в последнем, превратившись в осла, он скакал в пуантах, имитируя копыта, в интерлюдии с влюбленной Титанией, которую сыграла Антуанетта Сибли . Его выступление было описано как «камея большого пафоса и комедии». [ 11 ]
Помимо того, что Грант не подходил по темпераменту, он был слишком мал ростом, чтобы танцевать принцев и аристократов в сказочных балетах классического репертуара. Однако он обладал приличной классической техникой, и иногда ему приходилось бросать вызов чистому классицизму в таких балетах Эштона, как «Симфонические вариации» , «Les Patineurs» и «Scènes de Ballet» . Но характерные роли были его сильной стороной. Он дал более пятидесяти спектаклей в главной роли в «Петрушке » Михаила Фокина , прославился как эксцентричный доктор Коппелиус и загадочный господин Дроссельмейер в «Коппелии» и «Кассе Нуазетт» соответственно. Он также добился успеха в роли Повесы в «Пути повесы» и в роли Сатаны в «Иове» , созданных Нинетт де Валуа, и в роли испанского Миллера в «Треугловой шляпе» Мясина. В роли, предложенной Мясином, он всегда вызывал аплодисменты своим исполнением тлеющей и интенсивной фаррука , сольной формы фламенко. В «Месяце в деревне» (1976), основанном на комедии нравов Ивана Тургенева, он предложил трогательный образ страдающего от любви русского мужа, противоположного Линн Сеймур в роли героини. Это была его последняя роль в Эштоне.
Роли созданы
[ редактировать ]В балетах Эштона
[ редактировать ]За годы совместной работы Эштон сыграла для Гранта множество ролей. Среди них следующие. [ 12 ]
- 1946. Les Sirènes , музыка лорда Бернерса. Роль: «Мальчик, который прыгает через обруч».
- 1946, Королева фей , маска, продюсеры Эштон и Малкольм Бейкер-Смиты, музыка Генри Перселла в адаптации Константа Ламберта. Роль: Дикарь.
- 1948. Балетные сцены , музыка Игоря Стравинского. Роль: солистка.
- 1948. Золушка , музыка Сергея Прокофьева. Роль: Шут.
- 1951. Дафнис и Хлоя , музыка Мориса Равеля. Роль: Бриаксис, вождь пиратов.
- 1952. Сильвия , музыка Лео Делиба. Роль: Эрос, бог любви.
- 1952. Лебединое озеро , музыка Петра Ильича Чайковецкого. Роль: «Неаполитанский танец» с Джулией Фаррон.
- 1953. Homage to the Queen , музыка Малкольма Арнольда . Роль: Дух Огня.
- 1954. Трепак , из «Касса Нуазет» («Щелкунчик») (2 действие), музыка Петра Ильича Чайковского. Роль: русская танцовщица, па-де-труа с Эйприл Ольрих и Майклом Бултоном.
- 1955. Вариации на тему Перселла , музыка Бенджамина Бриттена. Роль: солистка.
- 1955. «Мадам Хризантема» , музыка Алана Роусторна. Роль: Пьер, французский моряк.
- 1956. Подношение ко дню рождения , музыка Александра Глазунова в аранжировке Роберта Ирвинга. Роль: солистка.
- 1958. Ундина , музыка Ганса Вернера Хенце. Роль: Тирренио, повелитель Средиземного моря.
- 1960. La Fille Mal Gardée , музыка Фердинанда Герольда , аранжировка и оркестровка Джона Ланчбери. Роль: Ален, сын Томаса, преуспевающего владельца виноградника.
- 1961. Персефона , либретто Андре Жида, музыка Игоря Стравинского. Роль: Меркьюри.
- 1964. «Сон» на музыку Феликса Мендельсона-Бартольди в аранжировке Джона Ланчбери. Роль: Нижний Ткач.
- 1968. Джазовый календарь , музыка Ричарда Родни Беннета. Роль: руководитель ансамбля «Четверг».
- 1968. Загадочные вариации (Мои друзья, изображенные внутри) , музыка сэра Эдварда Элгара. Роль: Уильям Мит Бейкер, «сельский сквайр, джентльмен и ученый», строитель и застройщик.
- 1971. «Сказки Беатрикс Поттер» , музыка Джона Ланчбери, на темы Людвига Минкуса, Жака Оффенбаха, Артура Салливана и других. Роли: Кролик Питер и Пиглинг Блэнд.
- 1976. «Месяц в деревне» на музыку Фредерика Шопена в аранжировке Джона Ланчбери. Роль: Ислаев, муж Натальи Петровны.
В других работах
[ редактировать ]Грант также играл роли в других оригинальных постановках балета Сэдлера Уэллса. Среди них следующие. [ 13 ]
- 1946, «Хадра» , хореография Села Франка, музыка Яна Сибелиуса. Роль: Бен Они.
- 1948. «Часовая симфония» , хореография Леонида Мясина, музыка Франца Йозефа Гайдна. Роль: Часовщик.
- 1950. «Дон Кихот» , хореография Нинетт де Валуа, музыка Роберто Герхарда. Роль: Санчо Желудок.
- 1950. Ballabile , хореография Ролана Пети, музыка Алексиса Эммануэля Шабрие. Роль: рыбак в «Воскресенье на реке».
- 1951, Дональд из Бертенов , хореография Леонида Мясина, музыка Яна Уайта. Роль: Дональд, шотландский перевозчик дров.
- 1952. Бонн-Буш: Поучительная история , хореография Джона Крэнко, музыка Артура Олдэма. Роль: Черный король.
- 1953. «Венециана» , хореография Андре Говарда, музыка Гаэтано Доницетти. Роль: любовник.
- 1961. «Джабез и Дьявол» , хореография Альфреда Родригеса, музыка Арнольда Кука. Роль: Дьявол.
Видеосъемка
[ редактировать ]Гранта можно увидеть в ролях, которые он создал в четырех постановках, поставленных Фредериком Эштоном для Королевского балета.
- 1962, «Дочь плохой предусмотрительности» . Запись BBC. Черное и белое. DVD с классикой ICA. В оригинальном составе: Надя Нерина в роли Лизы, Дэвид Блер в роли Коласа, Стэнли Холден в роли вдовы Симоны и Грант в роли Алена.
- 1968. Королевский балет в «Загадочных вариациях» на репетиции . Британский институт кино. Снято на репетиции в костюмах. Черное и белое. DVD перенесен с пленки 16 мм. Грант танцует роль Уильяма Мита Бейкера.
- 1969. Золушка . DVD Культура. Цветная запись. В актерский состав входят Антуанетта Сибли и Энтони Доуэлл в роли Золушки и принца, Фредерик Эштон и Роберт Хелпманн в роли Гадких сестер и Грант в роли Шута.
- 1971. Сказки Беатрикс Поттер . Фотография EMI Films. Режиссер Реджинальд Миллс. Техниколор. DVD Лайонсгейт. Грант появляется в актерской роли Кролика Питера и в танцевальной роли Пиглинг Блэнд.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1971 году, когда возраст и физические недостатки стали ограничивать частоту его выступлений, Грант стал директором «Балета для всех», образовательной группы Королевского балета. Он ушел из труппы в 1976 году и принял должность художественного руководителя Национального балета Канады , базирующегося в Торонто. За семь лет своего пребывания там он значительно расширил репертуар труппы, приобретя произведения Эштона, Кранко, Макмиллана, Бежара и других всемирно известных артистов, а также поощряя таких молодых канадских хореографов, как Джеймс Куделка. Он также иногда появлялся на сцене в роли Алена. , Карабос и различные персонажи в мимических ролях. [ 14 ]
По возвращении в Англию в 1983 году Грант стал чрезвычайно популярным человеком. [ нужны разъяснения ] приглашенный исполнитель и продюсер. Он присоединился к Лондонскому фестивальному балету (ныне Английский национальный балет ) в качестве тренера и исполнителя, выступая в основном в мимических ролях, таких как Доктор Коппелиус, Герр Дроссельмейер и Ведьма Мэдж в «Сильфиде» . На «Гала-концерте в честь сэра Фредерика Эштона в честь его 80-летия», состоявшемся 18 октября 1984 года в Королевском оперном театре, Грант почтил своего наставника и друга, станцевав роль маслянистого Даго, придуманную Эштоном в 1931 году. Танго-Пасодобль из неизменно популярного «Фасада» Эштона . [ 15 ] В то время ему было пятьдесят девять лет. Когда Эштон умер в 1988 году, он оставил права на «Фасад» и «Дочь плохой предосторожности» Гранту, который впоследствии много путешествовал, ставя и репетируя эти балеты для различных трупп.
Награды и почести
[ редактировать ]Грант был назначен кавалером Ордена Британской Империи (CBE) в честь Дня Рождения Королевы в 1965 году . Он также получил премию Icon Award от Фонда искусств Новой Зеландии в знак признания выдающихся достижений в искусстве и премию коронации королевы Елизаветы II, высшую награду, присуждаемую Королевской академией танца, присуждаемую ежегодно в знак признания выдающихся заслуг перед обществом. искусство балета.
Личная жизнь
[ редактировать ]За кулисами Грант был одним из самых любимых артистов Королевского балета. В первые годы своего пребывания в Лондоне он был романтически привязан к балерине Наде Нериной, но бросил ее в 1953 году ради интенсивного романа с Эштон, которая глубоко в него влюбилась. Когда их роман остыл, Эштон и Грант стали друзьями и коллегами по профессии на всю жизнь. [ 16 ] Осенью 1984 года Грант был единственным личным другом Эштона, которого пригласили на званый обед, устроенный принцессой Маргарет в честь недавнего дня рождения Эштона. Когда Эштон умер в 1988 году, он оставил «все гонорары и прибыль от моих авторских прав» небольшой группе друзей. Те, что принадлежат «Фасаду» и «La Fille Mal Gardée», были завещаны Гранту. [ 17 ]
В пожилом возрасте Грант перенес операцию по замене тазобедренного сустава и операцию на простате. Его вторая замена тазобедренного сустава должна была стать обычной процедурой и восстановлением, но она обернулась пребыванием в больнице на целый месяц. Он умер в 2011 году в возрасте 86 лет. У него остались партнер Жан-Пьер Гаске, его 54-летний товарищ, и его брат Гарри, который был на 15 лет моложе его. Гарри Грант, также танцор Королевского балета, унаследовал многие из наиболее известных ролей своего старшего брата.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барбара Ньюмэм, «Грант, Александр», в Международной энциклопедии танца под редакцией Сельмы Джин Коэн и других (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1009), том. 3, стр. 236-237.
- ↑ Аноним, «Александр Грант», некролог, The Telegraph (Лондон), 4 октября 2011 г.
- ^ Анна Киссельгофф, «Александр Грант, танцор Королевского балета, умирает в 86 лет», некролог, International New York Times , 3 октября 2011 г.
- ^ Дебра Крейн и Джудит Маккрилл, «Грант, Александр», в Оксфордском танцевальном словаре (Oxford University Press, 2000).
- ↑ Джудит Крукшанк, «Александр Грант», некролог, The Guardian (Лондон), 4 октября 2011 г.
- ^ Мэри Кларк, Мы балет Сэдлера: история и признание (Лондон: A.&C. Black, 1955), стр. 222.
- ^ Джеральдин Моррис, «Танцевальное партнерство: Эштон и его танцоры», Dance Research (Лондон), 19.1 (лето 2001 г.), стр. 11–59.
- ↑ Надин Мейснер, «Александр Грант: артист балета, который наслаждался своим долгим сотрудничеством с Фредериком Эштоном», некролог, The Independent (Лондон), 10 февраля 2011 г.
- ↑ Аноним, «Александр Грант», некролог, The Telegraph , 4 октября 2011 г.
- ↑ Киссельгофф, «Александр Грант», некролог, 3 октября 2011 г.).
- ↑ Аноним, «Александр Грант», некролог, The Telegraph , 4 октября 2011 г.
- ^ Дэвид Воган, Фредерик Эштон и его балеты (Нью-Йорк: Кнопф, 1977), стр./474-494.
- ^ Кларк, Балет Сэдлера Уэллса (1955), а также различные некрологи и онлайн-биографии.
- ^ Ньюман, «Грант, Александр», в Международной энциклопедии танца (1998), том. 3, с. 237.
- ↑ Аноним, «Александр Грант», некролог, The Telegraph , 4 октября 2011 г.
- ^ Джули Кавана, Тайные музы: Жизнь Фредерика Эштона (Нью-Йорк: Пантеон, 1996), стр. 377-375.
- ^ Брендан Маккарти, «Фонд Фредерика Эштона и Кристофера Норса», веб-сайт Dance Tabs , 4 февраля 2012 г., http://dancetabs.com/2012/02 . Проверено 18 февраля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1925 рождений
- смертей в 2011 г.
- Люди, получившие образование в Веллингтонском колледже, Веллингтон.
- Люди, получившие образование в Королевской балетной школе
- Танцоры Королевского балета
- Артисты балета Новой Зеландии
- Члены жюри танцевальной премии Бенуа
- Артисты из Веллингтон-Сити
- Танцоры ЛГБТ Новой Зеландии
- Танцоры Новой Зеландии 20-го века
- Педагоги Новой Зеландии XX века
- Новозеландские кавалеры Ордена Британской Империи
- ЛГБТ Новой Зеландии 20-го века
- ЛГБТ Новой Зеландии 21 века