Билли Эппл
Билли Эппл | |
---|---|
![]() Apple в 2018 году | |
Рожденный | Барри Бейтс 31 декабря 1935 г. Окленд , Новая Зеландия |
Умер | 6 сентября 2021 г. | (85 лет)
Образование | Королевский колледж искусств , Лондон, диплом аспиранта по графическому дизайну. |
Известный | Строгие, основанные на идеях работы во многих областях искусства. |
Движение | Поп-арт , Концептуальное искусство |
Билли Эппл ОНЗМ (урожденный Барри Бейтс ; [1] [2] 31 декабря 1935 — 6 сентября 2021) — новозеландский художник, чье творчество связано с лондонскими, оклендскими и нью-йоркскими школами поп- арта 1960-х годов и нью-йоркским движением концептуального искусства 1970-х годов. Он работал вместе с такими художниками, как Энди Уорхол и Дэвид Хокни, прежде чем в 1969 году открыл второе из семи нью-йоркских некоммерческих пространств. Его работы хранятся в постоянных коллекциях галереи Тейт Британия , Шотландской национальной галереи современного искусства , Филадельфийского музея искусства. Искусство , Музей Гуггенхайма , Художественный музей Крайслера , Детройтский институт искусств , Национальная галерея Австралии , Те Папа , Художественная галерея Окленда , Художественная галерея Крайстчерча , Оклендский университет и Стеделийкский музей актуального искусства в Бельгии.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Барри Бейтс родился в пригороде Окленда Ройал-Оук 31 декабря 1935 года и был старшим ребенком Марии (урожденной Петри, по происхождению Петрич, хорватского происхождения) и Альберта Бейтса. [3] [4] [5] Он учился в гимназии Маунт-Альберт , но бросил среднюю школу в 15 лет, не получив аттестата. В 1951 году он устроился на работу техником на предприятие по производству красок, где разработал пропорциональную систему смешивания красок, а не подбор цветов на глаз. Затем он работал младшим специалистом по дизайну и рекламе, в частности разрабатывал логотип фермерского универмага. Бейтс посещал вечерние занятия в Школе изящных искусств Элама , где познакомился с Робертом Эллисом , выпускником Королевского колледжа искусств в Лондоне. [4]
В 1959 году он покинул Новую Зеландию по стипендии правительства Новой Зеландии, чтобы учиться в Королевском колледже искусств в Лондоне. [6] с 1959 по 1962 год. [7] Во время своего пребывания в RCA Эппл подружился с однокурсниками Ридли Скоттом и Дэвидом Хокни и стал одним из нового поколения поп-артистов , в которое входили, среди прочих, Дерек Бошир , Фрэнк Боулинг и Полин Боти . В это время он часто выставлялся на выставках «Молодые современники» и «Молодые художники Содружества» вместе с Фрэнком Боулингом, Джонатаном Кингдоном, Биллом Калбертом , Яном Бенземаном и Джерри Петиком. [ нужна ссылка ] . Его отношения с писательницей Энн Куин, тогдашним секретарем школы живописи RCA, и Дэвидом Хокни являются предметом книги Энтони Бирта « Зеркало казалось оконченным: любовь и поп-музыка в Лондоне», 1962 . [8] что открывает более интересную и сложную картину развития поп-арта.
Билли Эппл
[ редактировать ]Бейтс задумал новый творческий образ и в День Благодарения, 22 ноября 1962 года, осветлил волосы и брови с помощью кремового кнута Lady Clairol Instant Cremé Whip и стал Билли Эппл. [9] Он публично объявил о смене имени в 1963 году на своей первой персональной выставке — Apple Sees Red: Live Stills — в Виктора Масгрейва галерее One в Лондоне. Он переехал в Нью-Йорк в 1964 году. [10] [2]
Поворотным событием в его карьере стала выставка 1964 года «Американский супермаркет», выставка, проходившая в галерее Пола Бьянкини в Верхнем Ист-Сайде. Шоу было представлено как типичная обстановка небольшого супермаркета, за исключением того, что все в нем – продукты, консервы, мясо, плакаты на стене и т. д. – было создано выдающимися поп-артистами того времени, в том числе Apple, Энди Уорхолом , Клаасом. Ольденбург , Том Вессельманн , Джаспер Джонс , Мэри Инман , Джеймс Розенквист и Роберт Уоттс . [4]
Эппл был одним из художников, которые первыми использовали неон в искусстве. [11] Это было видно на выставках 1965 года «Яблоки на ксероксе» и «Неоновые радуги» , обе в галерее Бьянкини. прошла выставка «Неопознанные флуоресцентные объекты» ( НЛО ), на которой была представлена коллекция скульптур из неонового света. Затем в 1967 году в галерее Говарда Уайза, предшественнице организации Electronic Arts Intermix (EAI), [12] Apple Один из НЛО был включен в выставку 2013 года, которая переосмыслила влияние галереи Говарда Уайза. [13] [14]
В 1969 году художник основал Apple , одну из первых альтернативных выставочных площадок в Нью-Йорке по адресу 161 West Двадцать третья улица, чтобы, как он заявил, «обеспечить независимое и экспериментальное альтернативное пространство для презентации [своих] собственных работ». работа и работа других». Изначально выставочное пространство было частью его собственной мастерской. За четыре года Apple выпустила на этой площадке 35 работ и разместила работы других художников, включая Джеффа Хендрикса , Мака Адамса , Дэви Дет Хомпсона , Ларри Миллера и Джерри Виса . Пространство считалось одновременно выставочным пространством и форумом искусства и дискурса. [15]
прошла первая крупная обзорная выставка Apple галерее Serpentine В 1974 году в лондонской : «От Барри Бейтса до Билли Эппла» . В 1975 году Apple вернулась в Новую Зеландию впервые за шестнадцать лет. [16] Во время визита он отправился в тур по национальной выставке при поддержке Совета по делам искусств королевы Елизаветы II . В том же году Apple установила его инсталляцию Neon Accumulation . [17] на главной лестнице Художественной галереи Говетт-Брюстер, находившейся в то время под руководством Рона О'Рейли . Разногласия возникли, когда местная пожарная служба попросила его убрать. [18] и снова, когда О'Рейли организовал включение Neon Accumulation в постоянную коллекцию галереи. [19] Летом 1979 и 1980 годов Эппл снова был приглашен на турне. Выставка, которую он посетил, называлась « Дело как политическое заявление в искусстве» . Во время каждого тура он выставлялся на площадках по всей стране. [20]
Билли Эппл в Новой Зеландии
[ редактировать ]

В 1980-е годы практика Apple была сосредоточена на экономике мира искусства. Выставка «Искусство на продажу» в галерее Питера Уэбба в 1980 году состояла из серии произведений искусства, которые были фактическими квитанциями об оплате, полученной художником. Эта работа переросла в серию под названием «Транзакции» . Другие важные серии работ Apple, начавшиеся в 1980-х годах, включают Golden Rectangle серии и From the Collection . В 1983 году он изготовил яблоко из чистого золота для бывшего директора Оклендской биржи монет и слитков Рэя Смита стоимостью 85 000 новозеландских долларов – самую дорогую работу, сделанную живым новозеландцем в то время. [21] и значительный предшественник алмазного черепа Дэмиена Херста 2007 года под названием « Ради любви к Богу» . Позднее золотое яблоко было выставлено в Artspace в Окленде в 2004 году как часть инсталляции, разработанной с постоянным соавтором и писателем Уистаном Курноу. [22]
Он вернулся в Новую Зеландию навсегда в 1990 году. [2] и жил в Окленде. В 1991 году Городская художественная галерея Веллингтона провела десятилетний обзор его работ: « Как хорошо, как золото: Billy Apple Art Transactions 1981–1991» . ведутся переговоры Между Saatchi & Saatchi и Новозеландским исследовательским центром садоводства о выведении яблока, которое можно было бы назвать «Яблоко Билли». В 2001 году Apple создала компанию Billy Apple Ltd, рассчитывая получить лицензию на маркетинговые права на это новое яблоко. [23]
На церемонии вручения новогодних наград 2005 года компания Apple была удостоена звания кавалера Новозеландского ордена «За заслуги» за заслуги перед искусством. [24]
Художник давно интересовался автоспортом и участвовал в нем, что было подтверждено двумя автомобилями из его собственной коллекции в обзоре «As Good as Gold» 1991 года и сопутствующей публикации. [25] Этот интерес был выдвинут на первый план благодаря The Art Circuit , звуковому перформансу с участием знаменитых велосипедов и гонщиков, поставленному на привокзальной площади Оклендской художественной галереи в 2007 году. За этим последовала персональная выставка 2008 года « Шоу Брюса и Денни» . [26] представлена в Two Rooms в 2008 году как дань уважения бренду McLaren и, в частности, автомобильным триумфам Брюса Макларена и Денни Халма с 1967 по 1969 год. На выставке был представлен гоночный автомобиль McLaren M8A-2 Халма стоимостью 1,5 миллиона долларов и текстовые работы, относящиеся к гоночные трассы и ливреи машин двух водителей. [27]
В 2008 году Apple стала героем полнометражного документального фильма под названием « Быть Билли Эпплом» . Этот документальный фильм , созданный компанией Spacific Films и снятый удостоенным наград кинорежиссером Лиэнн Пули , рассказывает историю жизни Билли Эппла, начиная с периода его поп-музыки и заканчивая его нынешним «садоводством/искусством». «Apple старается. [28]
В 2009 году Художественная галерея Адама в Веллингтоне организовала обзорную выставку «Билли Эппл: Нью-Йорк 1969–1973» , освещающую деятельность художника в некоммерческой галерее, которой он руководил на 161 West 23rd Street. [29] Позже, в 2009 году, Центр современного искусства Витте де Вит (ныне известный как Kunstinstituut Melly ) в Амстердаме представил крупную выставку, состоящую из двух частей, куратором которой выступил Николаус Шафхаузен ; первый «Билли Эппл: История бренда » исследовал всю практику художника от создания собственного бренда до наших дней; [30] второй, «Раскрытый/Скрытый» , сосредоточился на его работах, которые критикуют место искусства посредством архитектурных вмешательств. [31]
В 2015 году Apple стала предметом крупной ретроспективной выставки в Оклендской художественной галерее Toi o Tamaki , куратором которой является Тина Бартон . [32] Во время ретроспективы Apple присутствовала по всему городу, и многие другие учреждения и галереи города независимо проводили презентации работ художника, в то же время включая Artspace NZ , [33] Современная галерея Те Уру Вайтакере , [34] Галерея Мелани Роджер, [35] Старквайт, [36] Галерея Гоу Лэнгсфорда, [37] а также Галерея Бергмана совместно со Старквайтом, Раротонга , Острова Кука . [38] По случаю ретроспективы также был представлен коммерческий запуск Billy Apple Ciders и приложение Billy Apple Compass, разработанное местным советом Альберта Идена, которое можно было использовать для навигации по публичным скульптурам художника. [39]
После его смерти в 2021 году Apple продолжает проводить персональные выставки по всему миру. Такие как Billy Apple®: Rainbows 1965, The Mayor Gallery, Лондон, 2022 год, [40] New York Rainbows , Галерея Бергмана , Раротонга, Острова Кука в 2022 году, [41] и Billy Apple®: Divine Proportion , Старквайт, Окленд , Новая Зеландия , в 2023 году. [42]
Билли Эппл и его сотрудники
[ редактировать ]Энн Куин
[ редактировать ]Начиная с учебы в Королевском колледже искусств , Билли Эппл исследовал и тестировал пространство между концепцией и реализацией арт-объекта или проекта. [43] Например, когда он пришел писать презентацию своей диссертации, он попросил Энн Куин , свою близкую подругу, написать ее за него. [44] Он также использовал свой ранний опыт в рекламе, чтобы адаптировать некоторые отраслевые методы совместного производства, и начал передавать создание своих собственных работ высококвалифицированным профессионалам. [45]
Терри Мейтленд
[ редактировать ]Хотя многие художники используют изготовителей [46] Apple всегда восхищалась более глубоким размытием традиционных границ между художниками и арт-инфраструктурой. Как выразилась историк искусства Кристина Бартон , он был очарован не просто созданием искусства, но «вся его экологией». [47] Примером может служить развитие отношений Apple с Терри Мейтлендом, писателем из Окленда. Мейтленд вспоминает, как впервые работал с Apple над рекламной работой в 1981 году, а вскоре после этого началось их долгое сотрудничество, в течение которого Мейтленд создавал все холсты в фирменном стиле Apple. [48]
Уистан Курноу
[ редактировать ]Самым продолжительным и близким сотрудником Apple был Уистан Курноу, искусствовед, куратор и поэт, преподававший в Оклендском университете . Они начали работать вместе в конце 1970-х, и Курноу продолжал сотрудничать над многими работами, созданными Apple в Новой Зеландии. [49] Выступая в роли «смотрителя», советника, копирайтера и комментатора, [50] Курноу работал с Apple над разработкой таких идей и стратегий, как «Дело как политическое заявление в искусстве» , [51] Продал , [52] и Художник должен жить, как все . [53]
Эппл и Керноу впервые разработали фразу « Художник должен жить, как все», в 1985 году. [54] Он также использовался в качестве текста на большой работе размером с рекламный щит в центре Роттердама в 2009 году в рамках двухчастной обзорной выставки Apple в Центре современного искусства Витте де Вит . Шесть лет спустя те же слова были выбраны в качестве названия обзорной выставки Apple, которую курировала Кристина Бартон в Художественной галерее Окленда. Большая версия текста, набранная знакомым шрифтом Apple, была установлена у входа в галерею. В знак признания тесного сотрудничества, стоящего за его созданием и представлением на протяжении 35 лет, на этот раз кредитная линия включала имя Курноу наряду с именем Apple. [32] (См. также: Уистан Керноу рассказывает о Билли Эппле )
доктор Крейг Хилтон
[ редактировать ]В 2009 году Apple сдала кровь новозеландскому художнику и ученому доктору Крейгу Хилтону , что привело к реализации серии из трех научно-художественных проектов Hilton. В «Увековечении Билли Эппл»® (2010) клеточная линия из клеток Apple была создана с использованием вируса, изменяющего клетки Apple, чтобы они продолжали регенерировать вечно. [55] [56] Клеточные линии, официально названные в честь Билли Эппл®, хранятся в Оклендского университета Школе биологических наук и в Американской коллекции типовых культур , Вирджиния , США. Во второй работе Хилтон поручил компании New Zealand Genomics Ltd, расположенной в Университете Отаго, секвенировать весь геном Apple для «Оцифровки Билли Эппла» . В третьей работе Хилтона « Анализ генома Билли Эппла» (2014) художник представляет личную генетическую информацию Эппл в диаграмме Circos . Хилтон говорит, что эти работы призваны спровоцировать дебаты вокруг научных достижений и этических проблем, которые они создают. [57] [58] [59] В статье для журнала Metro арт-критик Энтони Берт высказал мнение: [60] «Это самый сложный и радикальный проект, в котором Apple участвовала с момента смены названия. Это также то, как бренд переживет тело».
Награды
[ редактировать ]В 2018 году Apple была названа «Иконой» Фонда искусств Новой Зеландии , и эта награда ограничена 20 ныне живущими новозеландцами. [61]
Смерть
[ редактировать ]Эппл умерла утром 6 сентября 2021 года после «непродолжительной болезни». [62] Ему было 85. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тилман Остерволд, Поп-Арт , Taschen, 2003, стр. 78. ISBN 3-8228-2070-9
- ^ Jump up to: а б с Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева (2005 г.). Сокровища из музея Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Совет Пресс. п. 69. ИСБН 1-877385-12-3 .
- ^ Jump up to: а б «Умер Билли Эппл, «гигант новозеландского искусства» . Новозеландский Вестник . 5 сентября 2021 г. Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Портрет художника: Билли Эппл» . Новозеландский Вестник . 14 марта 2015 года . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ «Рождения» . Окленд Стар . Том. 66, нет. 309. 31 декабря 1935. с. 1 . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ « Новаторский» новозеландский художник Билли Эппл умер в возрасте 85 лет . Хранитель . 6 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2021 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ Данн, Майкл (2002). Скульптура Новой Зеландии: история . Издательство Оклендского университета . п. 125. ИСБН 978-1-86940-277-8 .
- ^ Бирт, Энтони (2020). Зеркало запотело: любовь и поп-музыка в Лондоне, 1962 год . Окленд, Новая Зеландия: Издательство Оклендского университета. ISBN 978-1-86940-910-4 .
- ^ Курноу, Вистан (2003). «Яблоко, Билли» . Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t003469 . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ «Художник Билли Эппл, пионер поп-арта, умер в возрасте 85 лет» . Радио Новой Зеландии . 6 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2021 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ «Таймс-сквер разума» . Время . 18 марта 1966 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2010 года.
- ^ Оппенгеймер, Робин (март/апрель 2007 г.). «Видеоинсталляция: характеристики расширяющейся среды». После изображения 34 (5): 14–18.
- ^ «Пресс-релиз: Галерея Говарда Уайза: исследование нового» . Архивировано из оригинала 1 июля 2013 года . Проверено 12 июня 2013 г.
- ^ Рассет, Эндрю (9 апреля 2013 г.). « Говард Уайз: исследование нового» в Moeller Fine Art» . ГалеристНЙ . Проверено 12 июня 2013 г.
- ^ Бартон, Кристина (2020). Билли Эппл: жизнь/работа . Издательство Оклендского университета. стр. 125–135. ISBN 978-1-77671-053-9 . OCLC 1224361137 .
- ^ Билли Эппл . Зоэ. Грей, Николаус Шлафхаузен, Моника Шевчик, Центр современного искусства Витти Де Вит. Роттердам: Витти Де Вит, Центр современного искусства. 2009. с. 18. ISBN 978-90-73362-89-5 . OCLC 458769322 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Неоновое скопление» . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Скульптура Билли Эппла, разозлившая пожарную команду». Вечерняя почта . 30 сентября 1975 года.
- ^ «Художественная галерея Говетт-Брюстер» . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Курноу, Вистан (2015). Продано на Apple: полное собрание сочинений Уистана Курноу . Оклендская художественная галерея Той Тамаки. п. 60. ИСБН 978-0-86463-302-6 . OCLC 921144004 .
- ^ Клиффорд, Эндрю (16 июня 2004 г.). «Сказки о золоте: Сказка о Рэе, в Artspace» . Вестник Новой Зеландии . Проверено 23 октября 2012 г.
- ^ «Сказки о золоте, Билли Эппл с Уистаном Керноу» . Артпространство . Архивировано из оригинала 9 февраля 2013 года . Проверено 23 октября 2012 г.
- ^ Как золото: Билли Эппл, Art Transactions, 1981–1991 . Уистан Керноу, Грегори Берк, Городская художественная галерея Веллингтона. Веллингтон, Новая Зеландия: Городская художественная галерея Веллингтона, городской совет Веллингтона. 1991. ISBN 0-908818-15-7 . OCLC 33455133 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Новогодний список наград 2005» . Департамент премьер-министра и кабинета министров. 31 декабря 2004 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ Грегори Берк, «Обменная стоимость», в книге « Как хорошо, как золото: Billy Apple Art Transactions 1981–1991» (Веллингтон: Городская художественная галерея Веллингтона, 1991), 13–14.
- ^ «Шоу Брюса и Денни» . Две комнаты .
- ^ Эндрю Клиффорд, «Билли Эппл» в Art World, выпуск 4, август/сентябрь 2008 г., 106–109.
- ^ «Быть Билли Эппл» . NZONSCREEN IWI WHITIAHUA . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ «Билли Эппл | Художественная галерея Адама» .
- ^ «Билли Эппл®. История бренда – Выставки – Программа – FKA Witte de With» . www.fkawdw.nl .
- ^ «Билли Эппл®: раскрыто/скрыто | Witte de with» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2015 года . Проверено 11 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Билли Эппл®: Художник должен жить, как все» . Оклендская художественная галерея .
- ^ «ARTSPACE — Билли Эппл®, отстой» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2019 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ «Билли Эппл: Звуковые работы 1968–2015 — Те Уру» . www.teuru.org.nz .
- ^ «Галерея Рефератов 2011 – 2015» . melanierogergallery.com .
- ^ «Выставки» . Старквайт .
- ^ «Галерея Гоу Лэнгсфорд» . www.gowlangsfordgallery.co.nz .
- ^ «Билли Эппл на Раротонге» . Артноу . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ «Билли Эппл Компас» . Билли Эппл Компас .
- ^ Сеть, Галерея Artnet (6 июня 2022 г.). «В центре внимания: выставка в Лондоне отдает дань уважения ярким идеям Билли Эппла, чьи неоновые скульптуры были впереди всех» . Новости Артнета . Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ «Радуга 1965» . Артноу . Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ «Билли Эппл: Божественная пропорция» . Взаимное искусство . Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ «Билли Эппл и Уистан Керноу» . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Уэдде, Ян. «Обзор среды» . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Бирт, Энтони (весна 2021 г.). «Билли Эппл: добрая воля важна» . Новости искусства Новой Зеландии .
- ^ Хасс, Нэнси (22 июня 2018 г.). «Являются ли фабриканты самыми важными людьми в мире искусства?» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Маккиннон, Тони. «От MTG: Билли Эппл — успешный творческий экспорт» . Хокс Бэй сегодня .
- ^ «Интервью с Терри Мейтлендом, писателем, о работе с Билли Эппл» . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «Постобъект и концептуальное искусство» . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «Отчет: данное как художественное политическое заявление» . Искусство Новой Зеландии (15). Лето 1980 года.
- ^ «К центру: данность как арт-политическое заявление Билли Эппл, художник; Уистан Керноу, автор» . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Билли Эппл . Зоэ. Грей, Николаус Шлафхаузен, Моника Шевчик, Центр современного искусства Витти Де Вит. Роттердам: Витти Де Вит, Центр современного искусства. 2009. стр. 9–10. ISBN 978-90-73362-89-5 . OCLC 458769322 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Либо, Фрэнсис. «Билли Эппл: Художник должен жить, как все» . Пантографический пунш .
- ^ Как золото: Билли Эппл, Art Transactions, 1981–1991 . Уистан Керноу, Грегори Берк, Городская художественная галерея Веллингтона. Веллингтон, Новая Зеландия: Городская художественная галерея Веллингтона, городской совет Веллингтона. 1991. стр. 8–19. ISBN 0-908818-15-7 . OCLC 33455133 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Николлс, Дженни (май 2010 г.). «Странный мир искусства + науки». Север и Юг .
- ^ Мортон, Фрэнсис (май 2010 г.). «Искусство». Метро .
- ^ Уэйн, Джоанна; Николлс, Дженни (октябрь 2015 г.). «Переход на личности». Север и Юг . п. 48.
- ^ «Нужно изучить туалетную бумагу 46-летней художницы» . Вестник Новой Зеландии . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ «Биография авторов». Север и Юг . Ноябрь 2017. с. 8.
- ^ «Метро | Бессмертный художник» . www.metromag.co.nz . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Венман, Элеонора (9 мая 2018 г.). «Пять лучших художников Киви удостоены звания «Иконы» от Фонда искусств Новой Зеландии» . Доминион Пост . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ «Художник Билли Эппл умирает после непродолжительной болезни» . Вещи . 5 сентября 2021 г. Проверено 5 сентября 2021 г.