Жаклин Фэйи
Жаклин Фэйи | |
---|---|
Рожденный | 1929 (94–95 лет) Тимару , Новая Зеландия |
Национальность | Новозеландец |
Награды | Премия Фонда искусств «Икона» |
Жаклин Мэри Фэи ОНЗМ (род. 1929) — новозеландский художник и писатель.
Биография
[ редактировать ]Фэйи ирландского католического происхождения родился в Тимару в 1929 году. [ 1 ] В жизни Фэйи были сильные женские образцы для подражания: ее мать была пианисткой, посещала Мельбурнскую консерваторию и проработала 8 лет профессиональной пианисткой, прежде чем вернуться в Новую Зеландию, а ее бабушка преподавала в доминиканском монастыре и была «очень хорошей». разбирался в языках и любил историю». [ 2 ] «На самом деле эти две женщины были моими образцами для подражания», - прокомментировал Фэйи. «Они внушили мне, что женщины должны преуспевать, даже если это в первую очередь связано с искусством». [ 2 ]
Когда ей было восемь лет, ее семейный дом « Марчвейл » сгорел дотла, и Фэйи и трех ее сестер отправили в Доминиканский колледж Святого Патрика, Тешемакерс, Оамару , ныне закрытую католическую школу-интернат для девочек, недалеко от Оамару . [ 1 ] Затем она училась в Школе искусств колледжа Кентерберийского университета , которую окончила с дипломом изящных искусств в 1952 году. [ 3 ] Ее преподавали Рассел Кларк , Билл Саттон и Колин Ловелл-Смит . [ 4 ] В университете она также познакомилась и подружилась с Ритой Ангус , Дорис Ласк и Джульеттой Питер . [ 4 ] Хотя эти художники не оказали на нее стилистического влияния, ее вдохновила их преданность живописи и серьезность, с которой они относились к своей работе. [ 4 ] Фэйи прокомментировал: «Они не так уж сильно повлияли на то, как я рисовал. Они позволили мне быть профессионалом и думать об этом как о своей жизни». [ 4 ]
В 1951 году Фэйи переехала в Веллингтон, а в 1956 году вышла замуж за Фрейзера Макдональда, молодого психиатра, с которым познакомилась на вечеринке в своей квартире в Веллингтоне. [ 5 ] Во время ее семейной жизни Фэйи, Макдональд и их три дочери жили в домах на территории психиатрических учреждений в Австралии и Новой Зеландии. [ 5 ] [ 6 ] включая больницу Кэррингтона . [ 7 ] Фрейзер умер в 1994 году. [ 8 ]
Фэйи написала два мемуара о своей жизни: «Что-то для птиц» (2006) и «Прежде чем я забуду» (2012). [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Фэйи был активным художником с 1950-х годов. [ 1 ] Когда ей было 26 лет, она выставила свои первые картины, посвященные пригороду и браку, в кофейне Harry Seresin's Coffee Gallery на Ламбтон-Куэй в Веллингтоне, где она работала официанткой. [ 9 ]
В 1964 году Фэи организовал выставку с художницей Ритой Ангус в Центральной галерее в Веллингтоне. В этой выставке участвовало равное количество художников-женщин и мужчин, и она была одной из первых выставок в Новой Зеландии, в которой намеренно использовался гендерно-сбалансированный кураторский подход. [ 1 ] Фэйи прокомментировал: «Это был огромный социальный успех, потому что, к моему удивлению, Рита была очень общительной. Я имею в виду, у нее были связи, и она попросила посла открыть ее [выставку] и попросила всех богатых людей: вы знаете, нужных людей пригласили на вакансию, и это было очень успешно. [ 10 ]
В 1980 году Фэи был награжден премией Совета искусств QEII за поездку в Нью-Йорк и изучение живописи. [ 11 ] В частности, Фэйи хотела «выяснить, какие обстоятельства помогли женщинам-художницам выжить в профессии, в которой доминируют мужчины», в Нью-Йорке». [ 12 ] В Нью-Йорке Фэйи остановилась в отеле «Челси», установила контакты в галерее AIR (первая совместная галерея женщин-художниц в США) и провела время с художницами Сильвией Сани и Изабель Бишоп . [ 13 ]
Известность ее работ возросла в 1980-х годах благодаря таким галереям, как Женская галерея , основанная в Веллингтоне в 1980 году, которая стремилась привлечь внимание к женскому искусству и поставить под сомнение зачастую патриархальные структуры мира и рынка искусства. [ 14 ]
В 1980-х и 1990-х годах Фэйи преподавал живопись в Эламской школе изящных искусств университета Оклендского . [ 1 ] На момент ее назначения на должность преподавателя более половины студентов-живописцев были женщинами, но женщин-преподавателей не было. [ 15 ] Фэйи присоединилась к Роберту Эллису (художнику) , Дону Бинни и Дику Фризеллу в команде художников и наслаждалась опытом преподавания, обучения вместе со своими учениками и обмена идеями со своими коллегами. [ 15 ]
Фэйи был назначен кавалером Новозеландского Ордена за заслуги перед искусством на церемонии вручения новогодних наград 1997 года . [ 16 ]
В 2007 году вышли картины Фэи «Кристина в кладовой» (1972) и «Причастие сестер» (1974). [ 17 ] были включены в крупную выставку WACK! Искусство и феминистская революция в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе. [ 18 ]
В 2013 году она получила искусств Arts Foundation Icon Award . высшую награду Фонда [ 1 ]
Искусство
[ редактировать ]Фэи считается одним из первых художников в Новой Зеландии, которые рисовали с женской точки зрения и исследовали домашние темы существования современных женщин: детей, дом, брак, общественную жизнь и отношения. [ 19 ] Фэйи сказал: «Искусство должно исходить из того, что художник знает о жизни, и если то, что знает женщина, не то, что знает мужчина, тогда ее искусство должно быть другим». [ 20 ] Благодаря своей тематике и подходу картины Фэи тесно связаны с более широкими общественными женскими освободительными и феминистскими движениями 1970-х и 1980-х годов. [ 21 ]
В течение многих лет работы в качестве практикующего художника у Фэйи не было студии, а вместо этого она рисовала на большой тележке, окруженная деятельностью и энергией своей семьи и домашнего хозяйства и следя за происходящим действием. [ 8 ] [ 6 ] Таким образом, картины Фэи изображают детали, беспорядок и мелочи домашней жизни, но одновременно нарушают ее, играя с перспективой и пространством внутри и за пределами кадра изображения. [ 22 ] Предметы накладываются друг на друга, поверхности имеют замысловатый узор, а фигуры сливаются с окружающей средой. Картина маслом «Кристина в кладовой» (1973), хранящаяся в коллекции Художественной галереи Айгантиге в Тимару, является примером манипуляции Фэи с пространством, узорами и изображением повседневных, прозаических предметов. [ 23 ] Женщины на картинах Фэи часто смотрят прямо на зрителя, бросая вызов или подвергая сомнению направленный на них взгляд. [ 24 ] Например, в картине «Последнее домашнее разоблачение – я рисую себя» (1981–1982), хранящейся в коллекции Оклендской художественной галереи Toi o Tāmaki , Фэйи показан спокойно созерцающим зрителя, в то время как он окружен водоворотом детей, еды, стирки. , косметика и другие предметы, связанные с семейной жизнью. [ 25 ]
Фэйи часто использует стиль живописи импасто, при котором краска наносится густым слоем, и зрителю отчетливо видны ее мазки. Например, посмотрите текстуру краски в картине «Фрейзер видит меня, я вижу себя» 1975 года, которая сейчас находится в коллекции Музея Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Здесь Фэи не скрывает материальность краски, а позволяет ей ложиться на холст толстыми слоями.
В своих работах Фэйи также сочетает краску с элементами коллажа, такими как этикетки на упаковках пищевых продуктов, фотографии и другие однодневные вещи. Например, см. сочетание этикеток Tanqueray и Schweppes , а также фотографий на картине «Ссора матери и дочери» (1977) из коллекции Крайстчерчской художественной галереи Te Puna o Waiwhetū . В вступительном эссе каталога выставки «Альтерация/образ», организованной в 1993 году, кураторы Кристина Бартон и Дебора Лоулер-Дормер пишут, что «разрушения» Фэи «действуют не только «внутри» мира картины, но и «внутри» мира картины. поверхность, где репрезентативные регистры собираются и сталкиваются». [ 26 ]
Хотя картины Фэйи изображают домашнюю жизнь, художница выразила свою антипатию к работе по дому и написала: «Какие бы домашние навыки я ни приобрела, я приобрела с трудом. Работа, и нас, четырех девочек, отправили в школу-интернат. Следовательно, когда я вышла замуж, мне не хватало этого важного ингредиента - уверенности. Домашние дела казались мне рабством, правда, но я это делал. быстро понял что без живописи я не чувствовал себя личностью». [ 27 ]
На протяжении всей своей карьеры Фэйи выражала твердую приверженность как местной среде и политике Аотеароа, Новая Зеландия, так и своему изобразительному стилю. [ 28 ] Она никогда не думала о переходе к абстракции, хотя признавала, что в ее работах есть абстрактные качества, и часто переворачивала свои картины, чтобы отразить баланс цвета и композиции. [ 10 ]
Картины Фэи можно найти в крупных государственных и частных художественных коллекциях Новой Зеландии, в том числе Университета Виктории в Веллингтоне в художественной коллекции , Музее Новой Зеландии Те Папа Тонгарева , Художественной галерее Крайстчерча , Художественной галерее Айгантиге в Тимару, коллекции Хокена в университете. Отаго и коллекцию произведений искусства Оклендского университета .
Избранные персональные выставки
[ редактировать ]- 1973 Университет Виктории, Веллингтон [ 29 ]
- 1974 Галереи Джона Лича, Окленд [ 29 ]
- 1978–79 Галереи Барри Летта, Окленд [ 29 ]
- 1983 RKS Art, Окленд. [ 29 ]
- 1983 Галерея Легард, Веллингтон [ 29 ]
- 1983 Художественная галерея Окленда , Художник в фокусе, 1983: Некоторые картины Жаклин Фэйи [ 30 ]
- 1988 Галерея Брукера, Веллингтон [ 29 ]
- 2017 Куда ведет мой глаз , Современная галерея Те Уру Вайтакере, Окленд. [ 31 ]
- 2018 Жаклин Фэйи: Скажи что-нибудь! , Художественная галерея Крайстчерча Те Пуна о Вайуэту [ 6 ]
- 2019 «Пригороды Жаклин Фэи» , Новозеландская портретная галерея Те Пукенга Вакаата, Веллингтон. [ 32 ]
Избранные групповые выставки
[ редактировать ]- 1977 Молодые современники , Городская художественная галерея Окленда. [ 29 ]
- 1981 Матери , передвижная выставка Женской галереи. [ 29 ]
- 1984 Тревожные изображения , Городская художественная галерея Окленда. [ 29 ]
- 1985 Художественная галерея Перспекта Нового Южного Уэльса, Сидней [ 29 ]
- 1992 Домашний дом Городская художественная галерея Веллингтона [ 29 ]
- 1993 Изменение / Изображение: феминизм и репрезентация в искусстве Новой Зеландии 1973–1993 , Городская галерея Веллингтона и Художественная галерея Окленда.
- 2007 ЧУДО! Искусство и феминистская революция , Музей современного искусства, Лос-Анджелес. [ 18 ]
Публикации
[ редактировать ]- Что-то для птиц (Окленд: издательство Оклендского университета, 2006) ISBN 978-1-86940-355-3
- Прежде чем я забуду (Окленд: Издательство Оклендского университета, 2012) ISBN 978-1-86940-581-6
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Фэйи, Жаклин. 1986. Красим Крайстчерч в красный цвет. В Кларке, Маргарет (ред.). За пределами ожиданий: четырнадцать новозеландских женщин рассказывают о своей жизни. Аллен и Анвин. п. 69–82.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Биография: Жаклин Фэйи – художник/писатель» . Фонды искусств Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 26 января 2015 года . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Листовка «Живопись: Ее жизнь» : Феминистский журнал Новой Зеландии , март 1984 г., № 117, стр. 30.
- ^ «Выпускники новозеландских университетов 1870–1961: F» . Проверено 15 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Скажите что-то! Жаклин Фэйи , Художественная галерея Крайстчерча Te Puna o Waiwhetū, 2017. стр. 5.
- ^ Перейти обратно: а б «Двенадцать вопросов: Жаклин Фэйи» , The New Zealand Herald . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Милберн, Фелисити (12 января 2018 г.). «Из коллекции Художественной галереи Крайстчерча: Диван Портобелло» . Пресса . Крайстчерч . Проверено 13 января 2018 г.
- ^ Дансфорд, Дебора (2016). Гора Альберт тогда и сейчас: история горы Альберт, Морнингсайда, Кингсленда, Сент-Люкса, Сандрингема и Овайраки . Окленд: Историческое общество горы Альберт. п. 127. ИСБН 978-0-473-36016-0 . OCLC 964695277 . Викиданные Q117189974 .
- ^ Перейти обратно: а б новозеландского слушателя Интервью
- ^ "Джульет Баттен: Что такое художница-феминистка?" Broadsheet, Феминистский журнал Новой Зеландии , июнь 1983 г., вып. 110, с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б «Жаклин Фэйи: своими словами» , Художественная галерея Крайстчерча, Youtube. Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Бланделл, Салли. «Интервью: Жаклин Фэйи» . Новозеландский слушатель .
- ^ «Прежде чем я забуду», Жаклин Фэйи, издательство Оклендского университета, 2012, стр. 73
- ^ «Прежде чем я забуду», Жаклин Фэйи, Auckland University Press, 2012, стр. 87-91.
- ^ «Живопись и идентичность» , Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии. Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Прежде чем я забуду», Жаклин Фэйи, издательство Оклендского университета, 2012, стр. 145
- ^ «Новогодний список наград 1997 года» . Департамент премьер-министра и кабинета министров. 31 декабря 1996 года . Проверено 15 декабря 2019 г.
- ^ «Общение сестер» , Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии. Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Новозеландская художница включена в получившую признание критиков выставку феминистского искусства» . Большая Идея . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
- ^ Искусство в Te Papa , Макалун, Уильям (редактор), Te Papa Press, 2009, стр. 315.
- ^ «Ссора матери и дочери» , Художественная галерея Крайстчерча Те Пуна о Вайуэту. Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ «Искусство и нация» , Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии. Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Alter/Image , Бартон, Кристина и Лоулер-Дормер, Дебора (редакторы), Городская галерея Веллингтона; Художественная галерея Окленда, 1993, с. 9.
- ^ «Кристина в кладовой» , Музеи Новой Зеландии. Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ «Дни рождения: впечатление художника» , Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии. Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ «Последняя домашняя экспозиция - я рисую себя» , Оклендская художественная галерея Toi o Tāmaki. Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ «Альтер/Изображение», Бартон, Кристина и Лоулер-Дормер, Дебора (редакторы), Городская галерея Веллингтона и Городская художественная галерея Окленда, 1993, стр. 9.
- ^ «Заблокировано из студии: О творческой жизни Энн МакКэхон» , Pantograph Punch, получено 18 февраля 2019 г.
- ^ «Жаклин Фэйи: интервью с художником» , The Real Art Roadshow Youtube, получено 18 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Альтер/Изображение», Бартон, Кристина и Лоулер-Дормер, Дебора (редакторы), Городская галерея Веллингтона и Городская художественная галерея Окленда, 1993, стр. 108.
- ^ «История выставки Оклендской художественной галереи» , Оклендская художественная галерея, получено 4 марта 2019 г.
- ^ «История выставки Те Уру» , Современная галерея Те Уру Вайтакере, получено 2 августа 2019 г.
- ^ "Портретная галерея Новой Зеландии" Портретная галерея Новой Зеландии, получено 2 августа 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Профиль на сайте Фонда искусств Новой Зеландии
- Жаклин Фэйи в интервью Салли Бланделл , New Zealand Listener , 2012 г.
- Жаклин Фэйи дает интервью Кэтрин Райан на Национальном радио Новой Зеландии (2012)
- Фрэнсис Мортон, икона: художница Жаклин Фэйи , новозеландский слушатель , 2013 г.
- Работы Жаклин Фэйи в коллекции Музея Новой Зеландии Те Папа Тонгарева.
- Эндрю Пол Вуд, Рецензия на Жаклин Фэйи: Скажи что-нибудь , EyeContact , 2 февраля 2018 г.
- Интервью для художественной галереи Крайстчерча Te Puna o Waiwhetu в связи с выставкой Жаклин Фэйи: Скажи что-нибудь! (2017)
- 1929 рождений
- Живые люди
- Женщины-художницы Новой Зеландии
- Женщины-писатели Новой Зеландии
- Люди из Тимару
- Выпускники Кентерберийского университета
- Академический состав Оклендского университета
- Офицеры Новозеландского ордена за заслуги
- Женщины-ученые Новой Зеландии
- Люди, получившие образование в колледже Святого Кевина, Оамару.