Пьетро делла Веккья

Пьетро делла Веккья , Пьетро делла Веккья или Пьетро Веккья , ранее неправильно называвшийся Пьетро Муттони. [1] (1603 в Виченце — 8 сентября 1678 в Венеции) — разносторонний итальянский живописец, работавший во многих жанрах, создавший алтарные образы , портреты, жанровые сцены и гротески. Он также создавал стилизации работ ведущих итальянских живописцев 16 века. Он рисовал карикатуры для мозаик и работал реставратором. Делла Веккья также пользовался спросом как искусствовед и проводил экспертную оценку произведений искусства. Большую часть своей жизни он проработал в Венеции и ее окрестностях, за исключением краткого пребывания в Риме. [2]
Жизнь
[ редактировать ]
Жизнь Пьетро делла Веккья не очень хорошо документирована, а доступная информация не всегда достоверна. Считается, что он родился в Виченце в 1603 году в семье Гаспаро делла Веккья, художника, принятого в венецианскую гильдию художников. Некоторые искусствоведы относят место рождения художника к Венеции. Пьетро делла Веккья был ошибочно назван Пьетро Муттони после того, как Луиджи Ланци в первом издании своей Storiapittorica della Italia (1796) перепутал имя художника с именем коллекции Муттони, в которой хранилась одна из его картин. Более поздние авторы интерпретировали де ла Веккья (что означает «старый») как прозвище, поскольку художник любил подражать старым мастерам прошлого века. [1] На самом деле Пьетро был отпрыском известной венецианской семьи Далла Веккья. [3]
Ранние источники описывают Алессандро Варотари по прозвищу Иль Падованино как его учителя. По стилистическим соображениям некоторые искусствоведы выразили сомнение в отношении этой стажировки в ранние годы. Влияние работ Падованино заметно только после 1635 года. Так что, возможно, он работал с Падованино на более позднем этапе. Его самые ранние известные работы демонстрируют сильное влияние Карло Сарасени и ученика и соратника Сарасени Жана Леклера . Это важный признак того, что делла Веккья тренировался у них. Поскольку его работы в течение некоторого времени демонстрировали определенные характеристики Караваджа, считается, что он провел время в Риме после отъезда Леклерка из Венеции в 1621 или 1622 году. Делла Веккья, вероятно, работал в мастерской Падованино после его возвращения из Рима в 1625 или 1626 году. Падованино, чей стиль прочно укоренился в венецианском искусстве начала XVI века, вероятно, сыграл важную роль в привитии делла Веккья большого интереса к живописи XVI века в Венеции и Венето. [2]
Первые документы, в которых фигурирует имя делла Веккья, относятся к периоду с декабря 1626 по январь 1628 года. В документах речь идет об оплате знамени, изготовленного художником для Братства кармелитов в церкви Сан-Марко в Порденоне. С 1629 по 1640 год он был членом гильдии художников Венеции. В 1649 году он женился на Клоринде Ренье (или Клоринде Реньери), дочери фламандского художника Николя Ренье (или Реньери). Ранее считалось, что он женился на ней в 1626 году, но недавнее обнаружение их разрешения на брак и завещание Клоринды Анник Лемуан, которая специализируется на жизни Николя Ренье, показывает, что они поженились в 1649 году, а Клоринда на самом деле родилась около 1629 года. Клоринда Ренье была самостоятельным художником и описывалась как «женщина великого духа, большого роста и большой приверженности» ( Томмазо Теманца , 1738). [2] Лукреция Ренье, старшая сестра жены делла Веккья, была замужем за Даниэлем ван ден Дейком , фламандским художником, работавшим в Северной Италии. [4] Делла Веккья вместе со своим зятем Даниэлем ван ден Дейком и их супругами расписывал настенные украшения в Палаццо Пезаро в Преганциоле . [5]

К концу 1630-х годов делла Веккья зарекомендовал себя как один из ведущих художников Венеции, особенно художников религиозных произведений. В январе 1640 года прокураторы Сан-Марко де Супра, ответственные за украшение базилики Святого Марка , заказали ему две карикатуры для мозаики. Похоже, они были хорошо приняты, поскольку впоследствии делла Веккья был назначен венецианским «питором герцога» (художником герцога) и занимал эту должность до 1674 года, то есть за четыре года до своей смерти. В этом качестве он отвечал за разработку новых мозаик и реставрацию старых в базилике. [2] Делла Веккья также получил заказ на восстановление алтаря Мадонны Кастельфранко работы Джорджоне в 1643–1644 годах. [1]
На пике своей карьеры делла Веккья был очень востребованным учителем, имевшим большую мастерскую, в которой работало множество помощников. Делла Веккья также открыл в своем доме академию, где проводились уроки рисования. Грегорио Лаццарини был одним из его учеников, вероятно, вскоре после 1667 года. Грегорио Лаццарини позже был учителем Джованни Баттисты Тьеполо . Делла Веккья также вел занятия по теории искусства. [1]
Делла Веккья пользовался славой знатока старинных рисунков и картин. Особенно во второй половине его жизни с ним неоднократно консультировались коллекционеры и торговцы, часто вместе со своим тестем Николя Ренье. И он, и его тесть имели деловые отношения с Паоло дель Сера , который был арт-агентом в Венеции Леопольдо Медичи , итальянского кардинала, ученого, покровителя искусств и губернатора Сиены. Марко Боскини , гравер, арт-дилер и писатель, большой поклонник делла Веккья, часто присоединялся к художнику, когда его просили оценить картины после 1670 года. [1]

Делла Веккья был близок к гуманистическому и распутному кружку вокруг Accademia degli Incogniti (Академия Неизвестных), ученого общества вольнодумных интеллектуалов, главным образом дворян, которое существенно повлияло на культурную и политическую жизнь Венеции середины 17 века. [6] Многие сюжеты его работ были отражением интеллектуальных занятий этого влиятельного венецианского общества. [1] Например, напряженный эротизм молодой пары , вероятно, связан с распутным отношением Академии. [7]
Его сын Гаспаро Просперо родился 8 мая 1653 года и стал мелким художником, музыкантом, теоретиком музыки и математиком. У Пьетро делла Веккья также было четыре дочери, одна из которых умерла молодой. [1]
Делла Веккья умер 8 сентября 1678 года в Венеции и был похоронен в церкви Сан-Канчано. [1]
Работа
[ редактировать ]Делла Веккья был разносторонним и плодовитым художником, работавшим во многих жанрах и создавшим алтари, портреты, жанровые сцены и гротески. Он полагался на помощь большой мастерской, что объясняет его большую производительность, а также тот факт, что многие из его работ известны в нескольких версиях. Он датировал свои религиозные картины, но не другие свои работы, что затрудняет понимание эволюции художника в этих других жанрах. [1]
За свою карьеру художник работал в самых разных художественных стилях и впитал в себя множество влияний, в том числе со стороны современных художников, а также художников прошлого века. [8] Он соединил в своем творчестве монументальность венецианского искусства таких художников XVI века, как Тициан и Тинторетто, с драматическими эффектами стиля Караваджисти . [9] В соответствии с венецианским барокко его работы склонны доводить чувства изображенных фигур до крайности. Эта склонность к преувеличениям, даже к гротеску, была центральной в зрелом стиле делла Веккья и оказала влияние на других художников. [10] Художник разработал уникальный стиль, который отличался стремлением к художественной виртуозности и часто изображал необычные и эзотерические сюжеты. Эти особенности объясняют высокий спрос на его работы со стороны наиболее взыскательных венецианских коллекционеров того времени. [9]

Его самые ранние известные работы включают два изображения Святого Франциска, которые демонстрируют явные тенденции Караваджа. Некоторые картины этого раннего периода демонстрируют сходство с картинами анонимного художника, вероятно, французского происхождения, так называемого Мастера свечей, которого, возможно, можно отождествить с Трофимом Биго . Предполагается, что во время своего предполагаемого пребывания в Риме с 1621/2 по 1626 год он, возможно, был в контакте с французскими последователями Караваджо, действовавшими в Риме, такими как Трофим Биго и Клод Виньон . Первой датированной работой делла Веккья является « Голгофа» в церкви Сан-Лио в Венеции, датированная 1633 годом: она до сих пор демонстрирует влияние Карло Сарачени и Жана Леклерка, его предполагаемых мастеров. [2]
Влияние Бернардо Строцци становится заметным в его творчестве после 1630 года. Это заметно в « Ангеле, предлагающем череп святой Джустине», стоящем между святыми Иосифом и святым Иоанном (1640, Академия, Венеция ), написанном для церкви Сан-Джустина . С 1640 по 1673 год он написал эскизы некоторых мозаичных изображений внутри базилики Святого Марка . Развитие драматизма стало заметным после 1650 года. Работы того времени снова опираются на модели Караваджа, которым он следовал в начале своей карьеры. Вершина этой эволюции очевидна в двух оставшихся работах цикла из семи картин, выполненных художником между 1664 и 1674 годами для второго монастыря иезуитской церкви в Венеции. Картины представляют собой обращение Фрэнсиса Борджиа (Музей изящных искусств Бреста) и Марко Гуссони в феррарском лазаретто (местоположение неизвестно). Жуткие темы, эффекты призрачного света и удушающая нехватка пространства в композициях уникальны для венецианской живописи XVII века, сравнимы лишь с болезненными картинами миланской или неаполитанской школ. После этого цикла его более поздние картины появляются без вдохновения и являются производными от более ранних работ художника. [2] Больший интерес представляют некоторые исторические картины этого периода, которые в смелых мазках, яркой и ослепительной палитре демонстрируют влияние ведущего венецианского художника 17-го века Франческо Маффеи , умершего в 1660 году. Другие работы его более позднего периода демонстрируют влияние Джамбаттиста Ланжетти и группа тенеброси, действовавшая в Венеции около 1660 года. [2]

Делла Веккья проявлял заметный интерес к венецианским мастерам, включая Тициана и Джорджоне . Этот интерес, вероятно, возник во время пребывания помощником в мастерской Падованино. За его умение подражать произведениям Джорджоне его друг Марко Боскини придумал для него прозвище «simia da Zorzon», что означает «обезьяна Джорджоне». Джорджоне на венецианском диалекте звали Зорзон. [11] По мнению Боскини, делла Веккья злоупотребил своим умением подражать старшим венецианским мастерам. Боскини вспоминает, что, когда арт-дилер Франческа Фонтана собирала коллекцию для кардинала Леопольдо Медичи, ему подарили «автопортрет Джорджоне». Этот портрет на самом деле был имитацией делла Веккья, написанной с его собственных черт. Когда обман был обнаружен, делла Веккья заявил, что он всего лишь пытался подражать Джорджоне и что он создал эту работу 30 лет назад для своего тестя Николя Ренье. Николя Ренье, который был не только художником, но и торговцем произведениями искусства, продал картину. Тридцать лет спустя считалось, что это действительно работа Джорджоне. Таким образом, представляется, что имитации делла Веккья в некоторых случаях вполне могут быть расценены как попытки выдать имитации за оригиналы. [12] Его друг Боскини считал эти имитации, часто выполненные в удивительно изобретательной манере, проявлением виртуозности. Среди других художников, чьи работы делла Веккья и его мастерская регулярно имитировали, были Тициан, Романино , Пальма Веккьо , Парис Бордоне и Якопо Бассано . [1] [13] Его подражания Джорджоне дают важное представление о том, как воспринимались работы этого художника в 17 веке. Считается, что ни одно из произведений делла Веккья в стиле Джорджоне не было основано на ныне утраченных сочинениях Джорджоне, а являлось «оригинальными» творениями в стиле Джорджоне. [2]
Делла Веккья был известен своими картинами солдат (называемых « брави ») в широких шляпах с перьями, для которых он сделал множество версий и вариаций. На некоторых из этих картин изображены отдельные солдаты, в то время как на других изображены солдаты в жанровых сценах, таких как гадание, игра в кости и т. д. [10] Бесчисленные повторения этих произведений с изображением воинов и других популярных деятелей, созданных его мастерской, отрицательно сказались на его посмертной репутации. [2] Делла Веккья писал не только воображаемые портреты браво, но и философов, пажей и куртизанок. Эти портреты являются выражением склонности венецианского барокко к эксцентричным сюжетам. Они также представляют собой реакцию художника на выразительные портреты головы ( трони ) Караваджо и Рембрандта. [14]

Существует около восьми картин делла Веккья, в которых пейзаж является основным сюжетом. К ним относятся четыре идиллических пейзажа, предвещающих стиль рококо (ныне в Пинакотеке Кверини-Стампалия ) и Скалистый пейзаж с воинами в Эрмитаже. [2] Еще два пейзажа были проданы на аукционе в Доротеуме 20 октября 2015 года за лот 279. Последние работы выполнены в живописной технике, напоминающей «живописный» стиль художников конца XVI века Тициана и Якопо Бассано. Обе композиции, скорее всего, не отражают конкретную историю, а скорее напоминают романтизированную дикую сельскую местность, которую часто посещают бесстрашные воины в фантастических костюмах. [15]
Делла Веккья поддерживал тесные связи с членами Академии инкогнити. Их философские занятия нашли отражение в иконографии некоторых его картин 1650-1660-х годов. В некоторых работах он серьезно относился к математическим, философским и каббалистическим идеям, а в других высмеивал их с помощью непристойных образов. Например, в «Аллегории архитектуры» (1654, Accademia Carrara di Belle Arti di Bergamo ), где изображена полуобнаженная женщина, склонившаяся над книгой на выступе, со стариком и еще одной полуобнаженной женщиной, словно умоляющей ее, он дает выражение некоторых из этих идей. [2]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Б. Айкема; Пьетро делла Веккья и наследие Возрождения в Венеции , Флоренция, 1984 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бернард Айкема. «Веккья, Пьетро делла». Grove Art Online. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 5 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бернар Айкема, Пьетро Делла Веккья , в: Биографический словарь итальянцев, том 37 (1989) (на итальянском языке)
- ^ Бернар Айкема, Пьетро делла Веккья, профиль , Очерки и мемуары по истории искусства, том 14 (1984), стр. 77-100, 171-206
- ^ Анн-Мари Логан, «Даниэль ван ден Дайк (Даниэль Вандич)», Вальраф-Ричартц Ярбух 55 (1994), стр. 95-104
- ^ Никола Иванофф, Даниэле ван ден Дайк , в: Emporium, 118 (1953), стр. 244-250 (на итальянском языке)
- ^ Стефан Луар, Бернар Айкема, «Пьетро Делла Веккья и наследие Венеции эпохи Возрождения», Флоренция, 1990; Паола Росси, «Франческо Маффеи», Милан, 1991 (compte rendu) , в: «The Burlington Magazine», 135, 1993, стр. 358-359
- ^ Пьетро делла Веккья, Молодая пара в Доротеуме.
- ^ Пьетро делла Веккья, Сизиф в Доротее
- ^ Jump up to: а б Пьетро делла Веккья, Видение Даниила на аукционе Christie's
- ^ Jump up to: а б Пьетро делла Веккья, гадалка, читающая ладонь солдата в Доротеуме
- ^ Тарин Мари Заррильо, Художественное наследие и культурная политика в ранней Сейсенто Венеции , докторская диссертация, Руководители диссертации Дэвид Розанд и Дайан Бодар, 2016, Колумбийский университет, факультет истории искусств и археологии
- ^ Ричард Ригли, О романтическом Риме , Питер Лэнг, 2007 г.
- ^ Ольга Пуйманова, Эхо картин итальянского Возрождения в эскизах коллекций в стиле барокко в: Národní Galerie v Praze Вестник Национальной галереи в Праге, XVIII – XIX / 2008 –2009, стр. 42-49 (на итальянском языке)
- ^ Веккья, Пьетро делла в Национальной галерее искусств.
- ^ Пьетро делла Веккья, Пейзажи с воинами в Доротеуме.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Пьетро делла Веккья, на Викискладе?