Даниэль ван ден Дайк

Даниэль ван ден Дайк , известный в Италии как Даниэль Вандич. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] (крещен 3 декабря 1614, Антверпен — 1663, Мантуя ) — фламандский художник, гравер, архитектор и инженер. После обучения в Антверпене он уехал в Италию, где сначала работал в Венеции, а затем стал придворным художником в Мантуе. [ 2 ] Он был разносторонним художником, создававшим мифологические и религиозные сцены, а также портреты и цветочные композиции. [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]О молодости Даниэля ван ден Дайка известно очень мало. Он родился в Антверпене в семье Яна ван ден Дайка и Корнелии Керстбум. Он был крещен в соборе Антверпена 3 декабря 1614 года. [ 5 ] Он был зарегистрирован учеником Питера Верхайта в Антверпенской гильдии Святого Луки в 1631–1632 годах. Он был зарегистрирован мастером Антверпенской гильдии Святого Луки в 1633–1634 годах гильдии. [ 6 ] Предполагается, что вскоре после того, как он стал мастером, он покинул Антверпен, поскольку не участвовал ни в одном из крупных заказов, над которыми работали антверпенские художники в середине 1630-х годов, таких как декорации к радостному въезду в Антверпен нового губернатора Габсбурги Нидерланды Кардинал-инфант Фердинанд и украшения охотничьего павильона Торре де ла Парада испанского короля Филиппа IV под Мадридом. [ 3 ]

Сначала художник проехал через Бергамо, где создал несколько подписанных и датированных портретов. Вероятно, он находился в Венеции с 1634 года. Здесь он женился на Лукреции Реньери, старшей дочери Николя Ренье , фламандской художницы, работавшей в Венеции и которая сама была художницей. [ 2 ] У пары было трое сыновей. Его тесть работал в Венеции с 1626 года не только как художник, но также как торговец произведениями искусства и коллекционер произведений искусства. Клоринда, младшая сестра жены Ван ден Дейка, была замужем за выдающимся итальянским художником Пьетро делла Веккья (1605–1678). Эти семейные связи означали, что Ван ден Дайк мог рассчитывать на сеть фламандских и итальянских художников в Венеции. Это позволило ему получить множество заказов на религиозные картины в церквях, а также на портреты. [ 3 ] Он расписывал настенные украшения в Палаццо Пезаро в Преганциоле вместе со своим зятем делла Веккья и их супругами. [ 5 ]
Свидетельством уважения, которым он пользовался в свое время, является тот факт, что одна из его работ - портрет - была включена в книгу раннего биографа Карло Ридольфи о венецианских художниках 1648 года под названием Le maraviglie dell'Arte ovvero, Le vite. degli Illustri Pittori Veneti и dello Stato . Его также похвалил Марко Боскини в своей «La carta del navegarpitoresco» 1660 года, панигерической поэме о венецианской живописи. Боскини посвятил Ван ден Дейку две страницы и изобразил художника на гравюре в образе Юпитера, украшающего Добродетель царской мантией . [ 5 ]
Джован Франческо Лоредано, один из основателей Академии дельи Инкогнити , научного общества вольнодумных интеллектуалов, основанного в 1630 году в Венеции, часто заказывал иллюстрации для своих многочисленных произведений у Ван ден Дейка, Пьетро делла Веккья и Франческо Руски. [ 3 ] Одной из этих гравюр был портрет Лоредано Лоредано , который он сделал для оперы (Собрание сочинений). [ 7 ]
С конца 1657 года Ван ден Дейк жил со своей семьей в Мантуе. 2 апреля следующего года герцог Карло II Гонзага назначил его своим официальным придворным художником, архитектором, оценщиком своей строительной программы и инженером по проектированию сцен для театра. [ 3 ] Он также был назначен суперинтендантом герцогской галереи и ему было поручено восстановить герцогскую коллекцию произведений искусства, которая была рассеяна во время правления двух предыдущих герцогов. [ 5 ] Возможно, его назначение было произведено по рекомендации тестя, который неоднократно оказывал услуги герцогу. [ 3 ] В качестве префетто делле фаббриче (инспектора работ) Ван ден Дейку приходилось перемещаться между различными строительными площадками, такими как Мадерно, Мармироло, Мантуя и Венеция, чтобы проверить транспортировку множества мраморных статуй, проверить ход и качество различных строительных работ. работы, проводимые во дворце герцога, а также в пригородных резиденциях, заказывали материалы и инструменты, организовывали ежедневные задания рабочих и следили за тем, чтобы герцог был своевременно проинформирован посредством частой переписки. Постоянные и изнурительные разъезды в этой роли не позволили Ван ден Дейку работать художником, что и стало главной причиной его назначения при дворе. [ 8 ] Это может объяснить, почему Ван ден Дайк управлял большой мастерской с помощниками. Эти помощники создавали его работы, которые он затем «подправлял». [ 3 ]
Дата его смерти достоверно не известна. Он установлен вскоре после того, как он составил свое завещание 27 июня 1662 года. 4 апреля 1663 года герцог Мантуи назначил другого фламандского художника по имени Франс Геффельс своим новым придворным художником. Сын Ван ден Дейка, возможно, стал художником, поскольку его дед Николя Ренье завещал ему для изучения все свои гравюры, рисунки и рельефы. [ 3 ]
Работа
[ редактировать ]Даниэль ван ден Дайк был разносторонним художником, создававшим мифологические и религиозные сцены, а также портреты и цветочные композиции. [ 4 ] Он также создавал гравюры по собственным эскизам. Он часто подписывал свои работы своим итальянским именем «Даниэле ванден Дайк». [ 2 ] Очень немногие из его работ сохранились или были точно идентифицированы. [ 5 ]
Одна из его ключевых работ, « Мученичество Святого Лаврентия», висит в церкви Мадонны дель Орто в Венеции, которую часто посещала фламандская община, проживающая в республике. В этой работе видно влияние Рубенса в его чувственности и Антониса ван Дейка в синеватых тонах и плавном и тонком нанесении краски. [ 9 ] Известно, что во время своего пребывания в Венеции он создал больше запрестольных образов, а также портретов. Марко Боскини упоминает в своей книге «Le richche minere dellapittura veneziana» 1674 года « Портрет трех юристов , включая Джована Франческо Лоредано (еще живого) работы Ван ден Дейка, который хранится во Дворце дожей в Венеции. [ 3 ]
Считается также, что Ван ден Дейк написал фрески на тему Психеи на «Вилле Веньер Контарини» в Мире, Венето . [ 10 ]
Ван ден Дейку приписывают ряд портретов. Его портретный стиль сохраняет фламандские живописные качества, полученные в результате его раннего обучения в Антверпене. Его ранний стиль также близок к стилю других художников, работавших в Бергамо или Мантуе, таких как Карло Сереса и Доменико Фетти , которым в прошлом ошибочно приписывали некоторые из его портретов, и наоборот. [ 4 ] Уже при жизни хвалили живость его портретов. [ 5 ] Его портретная живопись отличается умением анализировать действительность, описывать физиогномические черты персонажа, не пренебрегая психологическим анализом. [ 11 ]
Ван ден Дейк написал 13 цветочных композиций для герцога Мантуанского Габинетто . Эти произведения считаются утерянными. [ 3 ]

Его графические работы в основном отличаются скорописью и быстрым характером, возникшим еще до событий 17 века. Это совершенно очевидно в его «Обожжении Энея нимфами и амурами» , которое, вероятно, относится к его мантуанскому периоду. Эта работа демонстрирует влияние классицизма Джулио Романо, а также фламандского барокко с его мускулистым и бородатым героем Энеем, которого крепкие нимфы подвергают уходу перед его возведением в божественный статус. С другой стороны, его отпечаток « Вакханалии» показывает возможное влияние Джованни Бенедетто Кастильоне, который также действовал в Мантуе. [ 5 ] Предварительное исследование этой гравюры хранится в Британском музее . Интенсивное использование кисти и живописность пейзажа на рисунке также свидетельствуют о близости к Кастильоне. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Варианты имени: Даниэль ван Дейк, Даниэль ван ден Дейк, Даниэль ван ден Дайк, Даниэль Ван ден Дайк, часто подписываемый Даниэле ван ден Дайк.
- ^ Jump up to: а б с д Даниэль ван Дайк в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Анн-Мари Логан, «Даниэль ван ден Дайк (Даниэль Вандич)», Wallraf-Richarz Jahrbuch 55 (1994), стр. 95–104.
- ^ Jump up to: а б с Даниэль ван ден Дайк, «Портрет дворянина». Архивировано 29 марта 2020 года в Wayback Machine на Sotheby's.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Никола Иванофф, Дэниел из погружения. Архивировано 22 января 2021 года в Wayback Machine , в: Emporium, CXVIII (1953), стр. 100-1. 244-250 (на итальянском языке)
- ^ Ф. Ромбаутс и Т. ван Лериус, Лиггерен и другие исторические архивы Антверпена синт-Лукасгильде, том 2, Антверпен, 1864, стр. 29 и 47, в книгах Google (на голландском языке)
- ^ Джован Франческо Лоредано, Работы Джо Франческо Лоредано Нобиле Венето: Diuise In Sei Volvmi, Том 1 в Google Книгах (на итальянском языке).
- ^ Роберта Пикчинелли, Положение художников при дворе Гонзаги (1587-1707) , в: Э. Фумагалли, Р. Морселли, (редактор), Придворные художники в Италии семнадцатого века, Рим: Viella 2014, стр. 167. -198
- ^ Пьер Луиджи Фантелли, Marginalia Rubensiana , в: Падуя и ее территория, 1990, стр. 12–13 (на итальянском языке)
- ^ 2 Мауро Лукко, Живопись Венето: семнадцатый век , Том, Mondadori Electa, 2001, стр. 2. 653
- ^ Даниэль ван ден Дайк (Антверпен 1610 - Мантуя 1670), Портрет Бартоломео Карньони в Обсерватории искусств Венеции (на итальянском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Даниэлем ван ден Дайком, на Викискладе?