Франс Геффельс
Франс Геффельс | |
---|---|
![]() Рельеф Вены | |
Рожденный | 1625 |
Умер | 1694 |
Национальность | фламандский |
Известный | Живопись, архитектура, эстамп |
Движение | Барокко |
Покровитель(и) | Дом Гонзаги , Мантуя |
Франс Геффельс , известный в Италии как Франческо Геффельс (25 августа 1624 — 18 февраля 1694), фламандский художник, гравер, архитектор, сценограф и дизайнер эфемерных сооружений для торжественных и праздничных случаев. [1] [2] После обучения в своем родном Антверпене он в основном работал в Мантуе , где был префетто делле фаббриче герцога, и эта роль дала ему возможность руководить художественной и строительной деятельностью, проводимой герцогским двором. [3] Он также работал над проектами для местного аристократического класса Мантуи. Кроме того, он выполнял проекты для принцев Лихтенштейна и императорского двора в Вене.
Он был одновременно художником по холсту и фреске. Он создавал портреты, исторические сюжеты, военные сцены, архитектурные сцены и жанровое искусство, в частности веселые компании. [4] Геффельса в основном помнят как дизайнера некоторых ключевых образцов архитектуры барокко в Мантуе. [5]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Антверпене в семье рабочего на сахарном заводе и матери, которая владела сырной лавкой. [5] Он тренировался в 1635/36 году гильдии у Даниэля Мидделера (также называемого Дэниелом Мидделером и Даниэлем де Мидделером). [4] [6] Мидделир был художником, гравером и издателем. [5] Геффельс стал мастером местной Гильдии Святого Луки где-то между 18 сентября 1645 года и 18 сентября 1646 года. [7] К 1653 году он уже некоторое время находился за границей. [4]

Вероятно, он был нанят для работы в Мантуе в 1659 году своим коллегой-фламандским художником и архитектором Даниэлем ван ден Дейком . Ван ден Дейк был назначен герцогом Карлом II Гонзагой , герцогом Мантуанским, префектом делле фаббриче («Префектом зданий»), эта должность совмещала в себе обязанности официального придворного художника, архитектора, геодезиста герцогской строительной программы и инженера. по оформлению театральной сцены. [8] Геффельс работал при дворе архитектором. [1]
Геффенс провел некоторое время в Вене в 1660–1661 годах, где работал при императорском дворе. [1] Он вернулся в Мантую, где в 1663 году стал, как и до него Ван ден Дейк, префетто делле фаббриче герцога Мантуи. Он занял место своего соотечественника ван ден Дейка, умершего в предыдущем году. [9] В 1664 году Геффенс получил гражданство Мантуи. [3] В официальных отчетах он описывался как художник, умевший создавать устройства для театра. [5]

Геффельс оставался на службе у герцогов Мантуи 30 лет. [4] В 1667 году он работал в Вене по заказу Карла Евсевия, принца Лихтенштейна . [10] Между венским двором и герцогами Мантуи существовала тесная связь через брачные связи. Вдовствующая императрица Элеонора Гонзага (1630–1686) была третьей женой императора Фердинанда III и сестрой Карла II Гонзаги, герцога Неверского . Он также участвовал в написании книги, содержащей либретто Франческо Сбарры для оперы Il pomo d'oro , написанной Антонио Чести , которая была поставлена дважды в июле 1668 года по случаю свадьбы императора Леопольда I и Маргариты Терезии Испанской . [1] Книга была проиллюстрирована гравюрами, изображающими различные декорации, использованные при постановке оперы. гравюру , Роскошное издание книги folio de luxe содержит разработанную и выгравированную Геффельсом, на которой показано представление оперы в присутствии императора Леопольда I и его невесты. Театр, в котором шла опера, был построен специально к свадьбе пары по проекту Людовико Оттавио Бурначини . Театр был разрушен во время турецкой осады Вены в 1683 году, и гравюра Геффенса теперь служит единственным свидетельством внутренней планировки театра. [11] На гравюре императорская семья изображена сидящей впереди. На переднем плане шеренга солдат. [12] Геффельс сам работал над росписями потолка придворного театра в стиле иллюзионизма, которые также представлены на гравюре. [1]

Даже после своего возвращения в Мантую позднее в 1668 году Геффельс поддерживал контакты с венским двором, о чем свидетельствует его сотрудничество над трехтомной книгой Гуальдо Приорато под названием « История Леопольдо Чезаре» , а также его картины, изображающие рельеф Вены в 1668 году. 1683 г. (Венский музей Карлсплац) и взятие Буды в 1686 г. ( Венгерский национальный музей ). [1]

Официальные обязанности Геффенса при дворе Мантуи включали проектирование и изготовление эфемерных объектов и конструкций, используемых по случаю важных событий, связанных с судом. В январе 1666 года он сотрудничал с Андреа Сегиззи над украшениями и предметами, изготовленными для похорон герцога Карла II Гонзаги, герцога Невера, в Палатинской базилике Санта-Барбара в Мантуе. [2] Когда в 1776 году австрийская императрица Клаудия Фелиситас умерла в Вене вскоре после родов, ее тетя Изабелла Клара Австрийская , герцогиня Мантуанская, устроила заупокойную мессу в церкви Матери Святой Урсулы Мантуанской, где герцогиня имела стать бедной Клэр монахиней. Франсу Геффельсу было поручено спроектировать и построить погребальный памятник, который был установлен посреди церкви во время мессы. Он был установлен на четырех больших постаментах мраморного цвета, украшенных на верхнем фасаде императорскими орлами в барельефе. Отпечаток рисунка был включен в книгу Антонио Гобио и Геффельса под названием Le essequieCelebsi nella Chiesa delle MM. РР. Мадри ди Сан Орсола ди Мантуа: d'ordine della serenissima синьора архидюкисса Изабелла Клара д'Австрийская, герцогиня Мантуя, Монферрато и т. д., per la morte dell 'imperatrice augustissima Claudia Felice lei nipote, опубликованная в Мантуе в 1676 году Франческо Осанна, принтер герцогу. [13]
Геффельсу, как придворному художнику и архитектору, не запрещалось выполнять частные заказы. Важным частным заказом была реконструкция дворца Сорди для Бенедетто Сорди. Он создал фрески во дворце и поручил скульптору Джан Баттисте Барберини скульптурно украсить фасад и интерьер дворца. [14]
Он оставался на этом посту до своей смерти в Мантуе 18 февраля 1694 года. [4] Он был похоронен в церкви Сан-Мартино , которую он сам перестроил. [15] Он был последним префетто делле фабрике герцога Мантуанского, поскольку после его смерти роль была разделена между несколькими людьми. [9]
Картины
[ редактировать ]
Он был одновременно художником по холсту и фреске. Он писал портреты, исторические сюжеты, военные сцены, архитектурные сцены и жанровые сцены, например веселые компании. [4] Он, в частности, известен своими перспективными взглядами на два важных военных сражения против турецких войск: освобождение Вены (Венский музей на Карлсплац) и возвращение Буды ( Венгерский национальный музей ). Обе картины представляют собой вид военных действий с высоты птичьего полета с видом на осажденный город вдалеке. Обе картины имеют в левом нижнем углу легенду, описывающую ключевые места сцены битвы, каждое из которых обозначено номером на картине. Свой топографически верный взгляд на « Вторжение Буды» Геффельс основывал на чрезвычайно редком гравюре, выгравированном венскими граверами Иоганном Мартином Лерхом и Иоганном Якобом Хофманном по рисунку голландского художника Юстуса ван ден Нюпоорта . [16] При освобождении Вены Геффельс использовал гравюру , выгравированную Иоганном Якобом Хофманном по рисунку Юстуса ван ден Нюпоорта, опубликованному вскоре после того, как произошли события. [17]

Два портрета Фердинандо Карло Гонзага ди Невер приписаны Геффельсу. Портрет в Палаццо д'Арко в Мантуе был приписан на основе гравюры, сделанной по портрету, на которой Геффельс указан как дизайнер. Второй портрет находится в Палаццо Сорди. Подвеска к этой картине изображает жену герцога. На портрете изображен герцог во весь рост, на боку которого находится паж, протягивающий ему письмо на оловянной тарелке. Герцог одет в тяжелое синее пальто. Лицо прорисовано с очень узнаваемыми чертами и отсутствующим выражением. [18]
Геффельс также был художником-жанристом. Геффельсу приписывают множество веселых компаний элегантных фигур, участвующих в играх, танцах, ужинах или музицировании. [19] [20] [21] Его «Званый ужин на террасе » ( Художественный музей Филадельфии , 1660-е годы) ранее приписывался голландскому художнику Питеру де Хоху . [22] Геффельс также написал несколько картин, изображающих более скромные классы общества, что напоминает картины Бамбоччанти . Пример — Античные руины с цыганской семьей ( Музей изящных искусств (Будапешт) , 1660-е гг.). На нем изображены некоторые фигуры, которые могут быть цыганами, возможно, готовящими еду, и пастух со стадом в туннелеподобном гроте с античными архитектурными элементами. Иконографическая интерпретация произведения не совсем ясна. Надпись «TEMPORALE AET (E) RNITAS» (временная вечность) можно прочитать на рельефе постамента гробницы, изображенной слева. Это может быть отсылкой к теме ванитас , то есть размышлений о бренности земных вещей вообще. Под текстом расположен рельеф, возможно, изображающий сцену жертвоприношения: женская фигура стоит на постаменте, устремив глаза вверх, у ее ног дети держат гирлянду, а между двумя детьми помещено лицо старика с бородой. Туннель на изображении, скорее всего, не является существующей античной структурой, а был создан путем объединения мотивов из разных мест, о которых Геффельс, возможно, знал из печатных публикаций. Работа со сложной перспективой туннельного грота демонстрирует, как Геффельс смог найти хорошее применение своим навыкам архитектора и театрального художника в своих картинах. [23]

Наконец, Геффельс рисовал и религиозные сюжеты. Он написал алтарь христианского учения в церкви Сан-Мартино в Мантуе. Далее он написал на потолке комнаты в Палаццо Валенти-Гонзага серию фресок на тему Блудного сына. [15]
Принты
[ редактировать ]Геффельс был гравером и дизайнером гравюр. На некоторых из этих гравюр были изображены эфемерные предметы, которые он спроектировал сам. Это касается проекта погребального памятника Клаудии Фелиситас из Австрии и конструкций для похорон Карла II Гонзаги Невера . [2] [13]
Его интерес к сюжетам Бамбоччанти также проявляется в его серии гравюр с итальянскими пейзажами, зданиями и руинами . Эта серия из семи пластин включает фронтиспис с посвящением маркизу Оттавио Гонзага и шесть гравюр, изображающих фигуры среди классических руин. Пластины протравлены широкой иглой и сильно протравлены. Среди них наиболее изобретательным и эффективным является тот, в котором перед руинами колонны и кустами сзади пять мошенников торгуют или играют в карты на вершине колонны, используя основание колонны. [24]
Геффельс сотрудничал над изданием Historia di Leopoldo Cesare, написанным Галеаццо Гуальдо Приорато и изданным в Вене фламандским издателем из Антверпена Иоганном Баптистом Хаком . Первый и второй тома книги были опубликованы в 1670 году, а третий — в 1674 году. В первом томе описывались политические и военные успехи императора Леопольда I в период с 1656 по 1670 год. Он был в основном иллюстрирован гравюрами, выполненными фламандскими и голландскими гравёрами после проекты других нидерландских художников, а также художников из Германии и Италии. На иллюстрациях в основном изображены портреты европейских монархов и важных аристократов, сцены замков, батальные сцены, карты и церемонии. Помимо Геффельса, чьи портретные рисунки были использованы для некоторых гравюр, голландскими и фламандскими художниками, внесшими свой вклад в работу, были Ян де Хердт , Корнелис Мейссенс , Франциск ван дер Стин , Жерар Буттатс , Адриан ван Блумен , Себастьян ван Дривеген и Якоб Тооренвлит. . Немецкие художники Мориц Ланг, Иоганн Мартин Лерх и Иоганн Хольст, а также итальянцы Иль Бьянки, Марко Боскини и Леонардус Хен.т Венетиис также внесли свой вклад. [25]

Архитектурные работы в Мантуе
[ редактировать ]Геффельса в основном помнят за его архитектурные проекты в Мантуе. Неясно, где Геффельс получил архитектурное образование. В своем родном Антверпене он, должно быть, ознакомился с домом, мастерской и садом во внутреннем дворе, которые Питер Пауль Рубенс спроектировал для себя, исходя из своих художественных идеалов. В 1622 году Рубенс опубликовал « Палацци ди Генуя» — важную книгу, иллюстрированную им самим, в которой на 72 листах были изображены и описаны дворцы Генуи в Италии. Геффельс наверняка имел доступ к этой книге в Антверпене. Кроме того, работа с Даниэлем ван ден Дайком в первые годы его пребывания в Мантуе, должно быть, дала ему дополнительные возможности отточить свои навыки архитектора. [5] Его архитектурные проекты принесли в Мантую оригинальное сочетание элементов дизайна в стиле барокко, которые можно увидеть в доме Рубенса в Антверпене, с итальянскими влияниями, в частности из Вероны и Ломбардии. В своих проектах он также продемонстрировал твердое понимание технических аспектов архитектурного проектирования. [26]

Первым дворцом в Мантуе, для которого Геффельс спроектировал, был Палаццо Гонзага ди Весковато в Портиоло , над которым он работал в 1662 году. Он также участвовал в реконструкции различных других зданий, включая виллу своего друга Франческо Дзанетти в Монтанаре (также известную как как Палаццо Кавалькабо), городской дом Дзанетти на Виа Корридони, его собственный дом, Дом раввина (1680 г.) и церковь Сан-Мартино в Мантуе. [14] Фасад церкви Сан-Мартино менее барочный, чем другие его работы. Он состоит из одного гигантского ряда из четырех пилястр с составными капителями, обрамляющих центральный дверной проем, прямоугольного окна с каждой стороны и трех ниш с большими раковинами, увенчанными фронтонами. В этих нишах сейчас находятся гипсовые статуи, добавленные только в 1739 году. В интерьере церкви Геффельс сохранил безпроходную планировку, которую он усилил декоративным лепным фризом. Лепнину выполнили Джакомо Алипранди и Микеле Коста . Работы по реконструкции церкви проводились с 1680 по 1694 год. [15]

Он перепроектировал Палаццо Валенти Гонзага. Это было уже существовавшее здание 16 века, которое владельцы хотели модернизировать. Фасад был преобразован в стиле барокко другим ломбардским архитектором. Вклад Геффельса находится внутри дворца. [26] Он переработал фасад внутреннего двора, включив в него статую Юпитера и расписные украшения в сочетании с лепными рельефами. Фасад в задней части двора также был реконструирован Геффенсом. Во дворце он перепроектировал комнаты. В некоторых он расписал фрески, а Джан Баттиста Барберини добавил декоративную лепнину и статуи. [15] Реконструкция была завершена в 1677 году. [26]
В уже существовавшем дворце Сорди Геффельс имел полную свободу действий. Здесь он снова работал со скульптором Барберини. [14] Фасад в стиле барокко, простирающийся на два этажа, представляет собой горизонтальную последовательность парных окон, которая контрастирует с вертикальной динамикой, создаваемой балюстрадами на поясе. Он богато украшен. Центральный зал для приемов возвышается над карнизом. Геффельс создал в некоторых приемных залах фрески с изображением сражений: один из двух приемных залов назван в честь битвы Белграда с турками, участником которой был владелец дворца. [15] Джан Баттиста Барберини выполнил богатую лепнину фасада и интерьера. [14] Геффельс спроектировал для дворца искусственную природную среду, украшенную колодцами, сталактитовыми пещерами, мифологическими скульптурами. [23]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Мирослав Киндл, Голландские художники второй половины 17 века на службе у князей Лихтенштейна в Фельдсберге (Валтице) , в: Лихтенштейнско-чешская комиссия историков (ред.), «Лихтенштейн и искусство», том 3, Вадуц, HWFL, 2014, стр. 172–173 (на немецком языке).
- ^ Jump up to: а б с М. Пигоцци, Эфемерные аппараты Геффельса и сотрудничество с Андреа Сегиззи , в: Семнадцатый век в искусстве и культуре со ссылками на Мантую, Мантуя, 1985, S. 186–195 (на итальянском языке).
- ^ Jump up to: а б Роберта Пиччинелли, Положение художников при дворе Гонзаги (1587-1707) , в: Придворные художники в Италии семнадцатого века, изд. к. Э. Фумагалли, Р. Морселли, Рим: Viella 2014, стр. 167–198.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Франс Геффельс из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и Джулио Жиронди, Франс Геффельс, Рубенс и Палацци Генуи , стр. 183–199
- ^ Даниэль де Мидделаер из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Liggeren и другие исторические архивы Антверпена - это том 2 Лукасгильда, написанный доктором философии. Ромбаутс и Т. ван Лериус, Антверпен, 1864 г., с. 75 (на голландском языке)
- ↑ Никола Иванофф, Даниэле ван ден Дайк. Архивировано 22 января 2021 г. в Wayback Machine , в: Emporium, CXVIII (1953), стр. 244–250 (на итальянском языке).
- ^ Jump up to: а б Анн-Мари Логан, Даниэль ван ден Дайк (Даниэль Вандич) , Ежегодник Вальрафа-Рихарца 55 (1994), стр. 95-104
- ↑ Приписывается Франсу Геффельсу, итальянская площадь, анимированная персонажами Chayette Cheval (на французском языке)
- ^ Вена, 1667 г. - Сбарра, Франческо. Il pomo d'oro, Театральный фестиваль, представленный в Вене на самой августейшей свадьбе священных королевских цезарей Величества Леопольда и Маргариты . Вена: Маттео Космеровио, 1668 год, аукцион Sotheby's.
- ^ Франс Геффельс, Sacra cesarea Maesta , в Рейксмузеуме (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б Антонио Гобио и Геффельс. Похороны в церкви ММ. РР. Матери С. Орсолы Мантуанской: по приказу Светлейшей Дамы Эрцгерцогини Изабеллы Клары Австрийской, Герцогини Мантуи, Монферрато и т. д., в связи со смертью Августейшей Императрицы Клаудии Феличе, ее племянницы , Мантуи, Франческо Осанна, 1676 г. (на итальянском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Лука Гирардини, Геффельс, фламандец, подписавший Мантованоди в стиле барокко в Gazzetta di Mantova, 23 марта 2017 г. (на итальянском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и Входит Марко. Спинелли, Архитектура Мантуи от Палаццо Дукале до бумажной фабрики Бурго , 26 июля 2018 г.
- ^ Дьёрдь Рожа, Возвращение Буды как иллюстрированная тема в: New Венгерский ежеквартальный журнал, 1986, выпуск 103, стр. 163-165.
- ^ Иоганн Якоб Хофманн, Юстус ван ден Нюпоорт, Освобождение Вены 12 сентября 1683 года в Австрийской национальной библиотеке (на немецком языке)
- ^ Паоло Бертелли, Заметки об иконографии Гонзаги: Фердинандо Карло и его жены , в: Конец династии, конец государства. Исчезновение герцогств Мантуя и Монферрато с европейской шахматной доски, 2010 г. (на итальянском языке)
- ^ Франс Геффельс, Фигуры, играющие музыку и танцующие в саду.
- ^ Франс Геффельс (приписывается), La main chaude на парижском аукционе Art Artcurial от 30 октября 2007 г., лот 45 (на французском языке)
- ^ Приписывается Франсу де Геффельсу, Элегантные фигуры, веселящиеся в интерьере на лондонском аукционе Bonhams 19 марта 2013 г., лот 27W.
- ^ Джонсон, Джон Грейвер, 1841–1917; Беренсон, Бернар, 1865–1959; Валентинер, Вильгельм Рейнхольд, 1880–1958, Каталог коллекции картин и некоторых предметов искусства ; Коллекция Джона Дж. Джонсона (Филадельфия, Пенсильвания), 1913, с. 97
- ^ Jump up to: а б История исследований голландской жанровой живописи (1970-2005) (на венгерском языке)
- ^ Карл Фридрих фон Румор, История королевской коллекции гравюр в Копенгагене , 1835, стр. 81-81
- ^ Мирослав Киндл, Галеаццо Гуальдо Приорато (1606 Виченца - 1678 Виченца), История Леопольдо Чезаре I – III, 1670–1674 в Художественном музее Оломоуца.
- ^ Jump up to: а б с «Архитектор Франс Геффельс в Мантуе». Книга Джулио Джиронди и Марии Джузеппины Сорди. Архивировано 19 октября 2021 г. в Wayback Machine (на итальянском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Франсом Геффельсом, на Викискладе?
- 1625 рождений
- 1694 смерти
- Итальянские художники 17 века.
- Художники из Антверпена
- Архитекторы из Испанских Нидерландов
- Фламандские архитекторы в стиле барокко
- Фламандские художники эпохи барокко.
- Фламандские художники-историки
- Фламандские художники-портретисты
- Фламандские граверы
- Фламандские военные художники
- Итальянские художники-баталисты
- Итальянские художники-мужчины
- Итальянцы фламандского происхождения
- Художники из Мантуи