Свинья (Гностик)
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( май 2021 г. ) |
Сердо ( греч . Κέρδων ) был сирийским гностиком считала еретиком , которого Ранняя церковь примерно во время его учения, около 138 года нашей эры. Сердо начинал как последователь Симона Волхва , подобно Василиду и Сатурнину , и преподавал примерно в то же время, что и Валентин и Маркион . По словам Иринея , он был современником римского епископа Гигина , проживавшего в Риме как видный член Церкви до своего насильственного изгнания оттуда.
Он учил, что есть два бога: один требует послушания, а другой добр и милосерден. Согласно Сердо, первый был Богом Ветхого Завета, сотворившим мир. Он также сказал, что последний Бог выше, но что он известен только через своего сына Иисуса . Как и более поздние гностики, он был докетистом , отвергавшим телесное воскресение мертвых.
Доктрина
[ редактировать ]Согласно сообщению Иринея ( I. 27 и III. 4 ), Сердон не собирался основывать секту, отдельную от церкви. Он описывает его как не раз приходящего в церковь и публично исповедующегося, и так далее, то учащего свое учение тайно, то снова публично исповедующего, то осужденного за свое злое учение и отстраненного от общения братья ( aphistamenos tes ton adelphon synodias ). Некоторые понимают это как означающее, что Сердон добровольно отказался от общения, но предпочитают понимать это слово пассивно, согласно старому переводчику Иринея, «abstentus est a religiosorum hominum conventu».
Изложение учения Сердо, данное Иринеем, состоит в том, что он учил, что Бог, проповедуемый законом и пророками, не был Отцом Иисуса Христа ; ибо первое было известно, второе неизвестно; первое было справедливым, второе — хорошим. Сообщение, данное Псевдо-Тертуллианом ( Haer . vi. ), можно рассматривать как отражение того, что дано в более ранней Синтагме Ипполита, которую также использовали Филастер ( Haer . 44) и Епифаний ( Haer . 41). Говорят, что Сердо представил два первоначала ( архаи ) и двух богов: одного доброго, другого злого, последний из которых был творцом мира. Здесь мы должны отметить важное различие, которое в рассказе Иринея противопоставляется доброму богу как справедливому; в случае с Ипполитом, злым. Говорят, что в более позднем « Опровержении Ипполита » Сердо учил трем принципам вселенной: агафону , дикаиону и хилену .
Пс.-Тертуллиан продолжает говорить, что Сердон отверг закон и пророков и отрекся от Творца, уча, что Христос был сыном высшего благого божества и что Он пришел не в сущности плоти, а только по видимости, и на самом деле не умер и не родился от девственницы. Он добавляет, что Сердо признавал только воскресение души, отрицая воскресение тела. Пс.-Тертуллиан добавляет, но без поддержки других авторитетов, что Сердо получил только Евангелие от Луки , и то в изуродованном виде; что он отверг некоторые послания Павла и некоторые части других, а также полностью отверг Деяния и Апокалипсис . Судя по всему, Пс.-Тертуллиан передал здесь Кердону то, что в его полномочиях было сказано о Маркионе.
Маркион
[ редактировать ]Не похоже, чтобы Сердон оставил какие-либо сочинения, и нет свидетельств того, что те, кто сообщает нам о его учении, знали о нем независимо от формы, которую оно приняло в учении его преемников-маркионитов. Следовательно, сейчас невозможно с какой-либо уверенностью определить, какая часть учения Маркиона была предвосхищена Сердоном, или сказать, какие пункты разногласий существовали между учениями этих двух. Ипполит в своем «Опровержении» не пытается различить учения Сердо и Маркиона. Тертуллиан в своей работе против Маркиона четыре раза упоминает Сердо, но каждый раз только как предшественника Маркиона.
Сердонцы
[ редактировать ]Епифаний дает направление секте кердониан . Предыдущие авторы говорили только о Сердо, но не о сердонцах; и вполне вероятно, что его последователи рано присоединились к школе Маркиона, который, как говорят, присоединился к Сердо вскоре после своего прибытия в Рим.
Дата
[ редактировать ]Епифаний и Филастер утверждают, что он был уроженцем Сирии , а Ириней утверждает, что он прибыл в Рим в епископстве Гигина. Этот епископат просуществовал четыре года, и Липсиус ( Chronologie der römischen Bischöfe ) относит его прекращение к 139–141 годам нашей эры. Учитывая исследования М. Уоддингтона относительно года мученической кончины Поликарпа , прибытие Сердо в Рим относят уже к 135 году нашей эры. Евсевий в своих «Хрониках» ( Schöne , I. 168) относит его к последнему году правления Адриана. , 137 год нашей эры; Джером меняет дату три года спустя. Точно так же Феодорит ( Haer. Fab . i. 24) относит римскую деятельность Сердо под власть Антонина .
В уже цитированном месте из первой книги Иринея, в котором он говорит о приходе Сердо в Рим, все рукописи. согласны в описании Гигина как девятого епископа из апостолов; и это прочтение подтверждается Евсевием ( HE iv. 11 ), Киприаном ( Еп . 74, ad Pompeium) и Епифанием. С другой стороны, в отрывке из третьей книги Евсевий, хотя и здесь читает «девятую», рукопись. Решающими являются доказательства того, что Ириней описывает здесь Гигина как восьмого епископа, и это согласуется со списком римских епископов, данным в предыдущей главе, и с описанием Аникета как десятого епископа несколькими главами далее. Таким образом, Липсиус заключает, что Ириней почерпнул свое описание Сердо из двух источников, в которых Гигин описывался по-разному; но в промежутке между написанием первой и третьей книг Иринея, возможно, заставили изменить свой способ счета исследования о преемственности римских епископов, которые он тем временем либо создал сам, либо перенял от них. Гегезипп . Что касается нумерации «девятый», то неясно, указывает ли она на список, в котором Петр считался первым епископом, или на список, в котором Клетус и Анаклет считались отдельными епископами.
Ссылки
[ редактировать ]- Атрибуция
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Салмон, Джордж (1877). «Сердо (1)» . В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. Я. Лондон: Джон Мюррей. стр. 445–6.