Jump to content

Разъяснитель

(Перенаправлено с Элюцидариуса )
Немецкая версия справочника , напечатанная в 1559 году. На титульном листе изображена роза ветров с названиями двенадцати ветров .

Elucidarium (также Elucidarius , названный так потому, что он «разъясняет неясность различных вещей») — энциклопедический труд или сводка о средневековом христианском богословии и народных верованиях , первоначально написанный в конце 11 века Гонорием Августодуненсисом под влиянием Ансельма Кентерберийского и Иоанна. Скот Эриугена . Вероятно, оно было завершено к 1098 году, поскольку последняя работа Ансельма, о которой упоминается, — « Cur deus homo» . Это позволяет предположить, что это самое раннее произведение Гонория, написанное в молодости. Он был задуман как пособие для низшего и менее образованного духовенства. Валери Флинт XI века (1975) связывает его составление с реформой английского монашества .

Произведение построено в форме сократического диалога ученика и его учителя, разделенного на три книги. В первом ( De divinis rebus ) говорится о Боге, сотворении ангелов и их падении, сотворении человека и его падении и необходимости искупления, а также земной жизни Христа. Во второй книге ( De regis ecclesiastics ) обсуждается божественная природа Христа и основание Церкви в Пятидесятницу, понимаемое как мистическое Тело Христово, проявленное в Евхаристии, дарованной Церковью. Третья книга ( De futura vita ) посвящена христианской эсхатологии . [ 1 ] Гонорий с энтузиазмом охватывает эту последнюю тему, Антихриста , Второе Пришествие , Страшный Суд , Чистилище , муки Ада и радости Небес подробно описывая .

Разъяснитель
Автор Гонорий Августодунский
Предмет Христианское богословие
Жанры Количество
Дата публикации
1098-1101

Произведение пользовалось большой популярностью со времени своего создания и оставалось таковым до конца средневекового периода. Работа сохранилась в более чем 300 рукописях латинского текста (Флинт 1995, стр. 162). Богословская тема украшена множеством заимствований из местного фольклора Англии и получила дальнейшее развитие в более поздних изданиях и местных переводах. Написанный в 1090-х годах в Англии , он был переведен на поздний древнеанглийский язык через несколько лет после завершения (Southern 1991, стр. 37). [ сомнительно обсудить ] Его часто переводили на местные языки и сохранились в многочисленных разрозненных версиях, начиная с 16 века также в печатном виде в виде популярных сборников . Более поздние версии приписывали эту работу «Мастеру Элюцидариусу». В провансальском переводе текст переработан для совместимости с катаризмом . Важным ранним переводом является перевод на древнеисландский язык , датированный концом XII века. Древнеисландский перевод сохранился в виде фрагментов в рукописи, датированной ок. 1200 г. (AM 674 a 4to), одна из самых ранних сохранившихся исландских рукописей. Этот древнеисландский Элюцидарий оказал важное влияние на средневековую исландскую литературу и культуру, включая Снорра Эдду . [ 2 ]

Editio Princeps латинского текста — это издание Patrologia Latina , vol. 172 (Париж, 1895 г.).

Краткое содержание

[ редактировать ]

Книга первая - О божественных делах

[ редактировать ]

Первая книга начинается с того, что рассказчик объясняет значение названий, а также представляется как «Учитель», который будет отвечать на вопросы «Ученика». Цель этой работы написана для того, чтобы прояснить сомнения и вопросы, которые возникают как у мирян, так и у учеников относительно христианства. Оно начинается с обсуждения того, кто такой Бог, Святая Троица и небеса. По мнению Учителя, Бог — это духовный и поядающий огонь. Святая Троица состоит из Бога, Сына и Святого Духа . Мастер объясняет, что Святая Троица состоит из трех частей, подобно солнцу. Эти три части — огонь, свет и тепло, которые сливаются воедино подобно Троице. По его аналогии, Бог — это огонь, Сын — это свет, а Святой Дух — это тепло. В этом разделе продолжается обсуждение того, почему Бога называют «Отцом» и почему Иисуса называют «Сыном», а не «Матерью» и «Дочью». Он завершается тем, что Мастер пишет, что Бога называют «Отцом», потому что Он является источником всего, и так называется Сын, а не «Дочь», потому что сын больше похож на своего отца. «Где живет Бог?» — спрашивает затем Ученик. Бог живет на одном из трех небес, утверждает Учитель. Описание этих трех небес можно сравнить с описанием, найденным в 2 Коринфянам 12 . Люди могут видеть первое из этих небес физически. На втором небе обитают ангелы, и это духовное небо. Наконец, третье небо – это место пребывания Святой Троицы. [ 3 ] [ 4 ]

Далее Мастер объясняет вездесущность Бога , всезнающую природу и сотворение мира. Эта работа следует за историей, написанной в Бытие 1 , о том, что мир был создан за шесть дней. Гонорий пишет, что в какой из этих дней было создано; Первый день — это когда Бог сотворил свет и духовные существа; На второй день был создан рай; Третий день — это когда Бог создал землю и море; В четвертый день Бог сотворил солнце, луну и звезды, которые составили земной временной день; В пятый день Бог поместил птиц в небо и рыб в воду; В последний, шестой день сотворения мира Бог поселил на земле людей и других животных. После этого объяснения Учитель сообщает Ученику, что все эти творения знают Бога. [ 5 ]

После упоминания творений Бога текст переходит к обсуждению ангелов и людей. Что касается ангелов, Сатаэля (Сатаны), Мастер утверждает, что он не продержался на небесах и часа. Сразу после создания он возомнил себя выше Бога. [ 6 ] Он вместе с некоторыми ангелами, которые признали его высокомерие и последовали за ним, были брошены в ад . На это ученик спрашивает, почему Бог создал ангелов, способных грешить, на что Учитель отвечает, объясняя, что, дав им свободу выбора, ангелы получат заслуженную заслугу перед Богом. Кроме того, Учитель объясняет, что после падения злых ангелов те, кто был добр, стали сильнее и неспособны грешить. Он начинает углубленное обсуждение природы ангелов и дьяволов. [ 7 ] Далее в повествовании Учитель объясняет, кто такой Херувим , хранитель ангелов, в соответствии с Бытием 3:24 . [ 8 ]

Далее работа фокусируется на людях. После падения ангелов, последовавших за Сатаэлем, Учитель утверждает, что люди были созданы, чтобы составить число потерянных избранных. Однако они пробыли в Раю всего семь часов, прежде чем был совершен первородный грех , о котором речь пойдет в следующем разделе. Он описывает человека как состоящее из двух частей: духовной и физической. Первое — это душа, созданная из огня по подобию Божию. Физическая природа человека состоит из четырех элементов, которые соотносятся с миром (кровь сравнима с водой, дыхание - с воздуха, голова имеет форму шара, как и земля, и т. д.). Далее в тексте объясняется, что люди были созданы Богом четырьмя способами; Первый был без отца и матери; Второй был только с одним мужчиной; Третий был мужчиной и женщиной; А четвертый был из одной только Virgin. [ 9 ] Мастер утверждает, что люди были сделаны из столь слабого по сравнению с ангелами материала, что вызвали ревность у дьявола. Он говорит, что дьяволу будет неловко увидеть, как эти слабые создания будут приняты на небесах. [ 10 ]

Работа продолжается обсуждением творения. На этот раз основное внимание уделяется происхождению таких вещей, как маленькие земные существа, Адам и Рай. Ученик спрашивает, почему Бог создал животных такими крошечными и неприятными, как комары. Учитель утверждает, что Бог создал этих вредителей, чтобы смирить людей, напоминая им, что им может навредить что-то столь незначительное. [ 11 ] Затем обсуждается Адам. Объясняется, что он был создан в раю. В произведении рай описывается в соответствии с Бытием 2:8 как расположенный на Востоке. Мастер утверждает, что это место, где на деревьях растут растения, способные излечивать болезни, а также излечивать голод, жажду и истощение. После создания Адама Бог создал первую женщину. Первоначально, объясняет Учитель, мужчины и женщины должны были размножаться без греховной похоти, находясь в раю, как записано в Бытие 3. Их дети не должны были болеть и иметь возможность ясно общаться и свободно передвигаться с момента своего рождения. Все это было потеряно, когда Адам совершил шесть грехов: высокомерие, непослушание, алчность, грабеж гробниц, духовный блуд и непредумышленное убийство. [ 12 ] С этого начинается углубленное обсуждение падения Адама. [ 13 ] Искупление является важной темой в тексте Элюкидария, поэтому очень важно отметить, что здесь Учитель утверждает, что Адам не мог быть искуплен, поскольку он не сделал ничего, чтобы искупить свои грехи. В тексте написано, что падение побудило Бога послать Своего Сына для искупления человечества. [ 13 ]

Далее Мастер обращается к непорочному зачатию и Рождеству Иисуса . Для описания рождения Иисуса Гонорий опирается как на Евангелие от Матфея, так и на Евангелие от Луки . Он пишет о семи чудесах, произошедших при рождении Иисуса; Сначала была сделана звезда, как упомянуто в Евангелии от Матфея 2:2 ; Во-вторых, солнце было окружено золотым кольцом; Третьим чудом было появление нефтяной скважины; В-четвертых, был мир; Пятое чудо произошло, когда была проведена перепись населения, о которой говорится в Луки 2:1 ; Шестым была смерть тридцати тысяч врагов Божиих; Наконец, седьмое чудо заключалось в том, что животные говорили как люди. Мастер обсуждает значение каждого чуда после предоставления такого списка. Например, он объясняет, что седьмое чудо произошло, когда «жестокое стадо язычников обратилось к разуму Слова Божьего». [ 14 ] Это продолжается в описании других событий, произошедших после его рождения, в первую очередь важности крещения. [ 15 ]

Учитель обсуждает смерть и воскресение Иисуса . В работе говорится, что, поскольку Иисус был безгрешен, Он не чувствовал боли Своей смерти. Он умер из-за Своего послушания Богу, но это не означает, что Бог устроил смерть Своего сына, но позволил Иисусу делать то, что Он решил сделать ради человечества. Для Учителя это Бог, проявляющий Свою любовь к людям, жертвуя лучшим из всех. Это побуждает Ученика задаться вопросом: поскольку Отец принес в жертву Своего Сына, что было плохого в том, что Иуда принес в жертву Христа. Учитель отвечает, объясняя, что Бог принес Иисуса в жертву из любви, но Иуда действовал из своей алчности , своей жадности. Через смерть Иисуса все грехи были прощены, утверждает Учитель. Иисус был мертв всего сорок часов, что, как объясняет Учитель, объясняется тем, что мертвых из секторов мира необходимо было воскресить. Он находился в гробнице две ночи и день, утверждает Мастер, потому что ночи символизировали две смерти: смерть тела и смерть души. После смерти Его душа попадает в Рай. Учитель продолжает описывать Свое воскресение и всех, кого Он посетил. [ 16 ]

В последнем разделе первой книги Учитель отвечает на вопросы Ученика относительно святого причастия и продажных религиозных учителей. Он объясняет, что во время святого причастия люди употребляют хлеб, чтобы представить Тело Христово, и вино, чтобы представить кровь Христа, потому что Иисус сказал, что Он есть живая жизнь и истинный виноград, как в Иоанна 6:51 и Иоанна 15:1 соответственно. Кроме того, Учитель отмечает, что, как хлеб состоит из зерен, так и Иисус состоит из святых. Это хлеб и вино из-за всего этого, а также потому, что, как объясняет Учитель, никто не осмелится потреблять истинную плоть и кровь Христа. Он продолжает рассуждать о важности принятия святого причастия, о том, что оно искупает людей. Однако те, кто действует против Бога ради денег и власти, например, продажные учителя Бога, являются продавцами Бога, как в Деяниях 8:20 , и являются осквернителями. Учитель объясняет, что такие учителя, как сыновья епископа Илия, действуют таким образом: они становятся слепыми, ведущими слепых ( 1 Царств 2:22-24). ) и даже невиновным, если они последуют, может быть причинен вред. В тексте говорится, что такие люди, как Иуда, принимают участие в святом причастии, но не принимают плоти и крови Иисуса, а вместо этого употребляют яд. Учитель утверждает, что нечестивых нельзя научить слову Божьему и из-за этого надо терпеть чужое зло, но не участвовать в нем. Он завершает первую книгу «Элюцидариума», заявляя, что дети Божьи должны терпеть зло, как это делал Иисус, и они должны делать это до тех пор, пока Он не явится и не отделит нечестивых от достойных ( Матфея 3:12 ; Луки 3:17 ). [ 17 ]

Редакции и переводы

[ редактировать ]

Современные издания и переводы

[ редактировать ]
  • Лефевр, Ив, Элюцидарий и Люцидеры , Библиотека французских школ Афин и Рима, 180 (Париж, 1954) (латынь с современным французским переводом)
  • Эд. Фирчоу, Эвелин Шерабон, Древнескандинавский Elucidarius: оригинальный текст и английский перевод (Колумбия, 1992) (древнескандинавский с английским переводом)
  • Соренсен, Клиффорд Теунис Герритт, Элюцидарий Гонория Августодуненсиса: перевод и избранные аннотации, (Университет Бригама Янга, 1979) (английский перевод)

Средневековые переводы

[ редактировать ]
Высокое Средневековье
Позднее Средневековье
Шестнадцатый век
  • Нюрнберг, 1509 год . [4]
  • Нюрнберг, 1512 г. [5]
  • Ландсхут, 1514 г. [6]
  • Вена, 1515 год. [7]
  • Герман Торрентинус , Dictionarivm поэтический vm qvod vvlgo inscribitur Elucidarius carminum, apvd Michael Hillenium , 1536 [8] ; Elucidarius Poeticus: изобилует баснями и историями, снова опубликовано Д. Пиркхаймером о собственных названиях городов, замков, гор, Выходные данные Базеля: Николаус Брюлинг. , 1542 г. [9]
  • Эйн Ньюер М. Элюцидариус , Страсбург, 1539 г. [10]
  1. ^ Флинт, Валери Эй Джей (январь 1975 г.). « Элюцидарий Гонория Августодунанского и реформы в Англии конца одиннадцатого века» . Ревю Бенедиктин . 85 (1–2): 178–189. дои : 10.1484/j.rb.4.00818 . ISSN   0035-0893 .
  2. ^ Хардарсон, Гуннар (январь 2016 г.). «Аргумент замысла в прологе к прозаической Эдде » . Викинги и средневековая Скандинавия . 12:79 . дои : 10.1484/j.vms.5.112418 . ISSN   1782-7183 .
  3. ^ Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. стр. 1–5. ISBN  978-1-879751-18-7 .
  4. ^ «Библиотека Полиглотта» . www2.hf.uio.no. ​Проверено 29 октября 2023 г.
  5. ^ Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. стр. 6–17. ISBN  978-1-879751-18-7 .
  6. ^ «Библиотека Полиглотта» . www2.hf.uio.no. ​Проверено 29 октября 2023 г.
  7. ^ Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. стр. 9–15. ISBN  978-1-879751-18-7 .
  8. ^ Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. п. 23. ISBN  978-1-879751-18-7 .
  9. ^ Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. п. 31. ISBN  978-1-879751-18-7 .
  10. ^ Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. стр. 15–18. ISBN  978-1-879751-18-7 .
  11. ^ Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. п. 19. ISBN  978-1-879751-18-7 .
  12. ^ Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. стр. 19–21, 25. ISBN.  978-1-879751-18-7 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. стр. 23–29. ISBN  978-1-879751-18-7 .
  14. ^ Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. стр. 33–35. ISBN  978-1-879751-18-7 .
  15. ^ Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. п. 35. ISBN  978-1-879751-18-7 .
  16. ^ Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. стр. 36–45. ISBN  978-1-879751-18-7 .
  17. ^ Гонорий; Фирчоу, Эвелин Шерабон; Гонорий; Гонорий (1992). Древнескандинавский Элюцидарий . Исследования по немецкой литературе, лингвистике и культуре (1-е изд.). Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. стр. 44–53. ISBN  978-1-879751-18-7 .
  18. ^ Магнус Эйрикссон , «Фрагменты исландского Elucidarius», в: Летопись нордических знаний и истории , Копенгаген, 1857, стр. 238–308.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Августодуненсис, Гонорий Элюцидариум , Полиглотская библиотека Университета Осло . Под редакцией Дж. Бравида и др. Доступно по адресу: https://www2.hf.uio.no/polyglotta/index.php?page=volume&vid=953.
  • Валери И. Дж. Флинт, «Изъяснение Гонория Августодунанского и реформы в Англии конца одиннадцатого века» , в: Revue Benedictine 85 (1975), 178–189.
  • Марсия Л. Колиш, Питер Ломбард, Том 1 , том. 41 исследование Брилла по интеллектуальной истории (1994), ISBN   978-90-04-09861-9 , 37–42.
  • Т. Риклин, «Элюцидариум»; в: Эккерт, Майкл; Гермс, Эйлерт; Хильберат, Бернд Йохен; Юнгель, ред. Эберхарда): Лексикон богословских работ , Штутгарт 2003, 263/264.
  • Герхард Мюллер , Теологическая реальная энциклопедия , Де Грюйтер, 1993, ISBN   978-3-11-013898-6 , с. 572.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84faf223643ddd8569ce66746fe65f3a__1723574880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/3a/84faf223643ddd8569ce66746fe65f3a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elucidarium - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)