Jump to content

Атман (буддизм)

(Перенаправлено из Атман (буддизм) )

Атман ( / ˈ ɑː t m ə n / ), атта или аттан в буддизме представляет собой концепцию «я» и встречается в обсуждении в буддийской литературе концепции «не-я» ( Анатта ). [1] Большинство буддийских традиций и текстов отвергают идею постоянного, неизменного атмана (я, души). [2] [3]

Этимология

[ редактировать ]

Родственные слова ( санскрит : आत्मन् ) ātman , ( пали ) atta , древнеанглийский æthm и немецкий Atem происходят от индоевропейского корня *ēt-men (дыхание). Это слово означает «сущность, дыхание, душа». [4]

Атман и атта относятся к «истинному я» человека, постоянному «я» человека, абсолютному внутри, «мыслителю мыслей, чувствующему ощущений», отделенному от меняющегося феноменального мира и за его пределами. [5] [6] Термин Атман является синонимом Тума , Атумы и Аттана в ранней буддийской литературе, заявляют Рис Дэвид и Уильям Стед, все в смысле «я, душа». [7] В буддийских канонах Атман (принадлежащий душе, имеющий и Атта связаны с такими терминами, как Ниратта (Нир+аттан, бездушный) и Аттания душу, имеющий природу души). [8]

Ранний буддизм

[ редактировать ]

«Атман» в раннем буддизме проявляется как «все дхаммы не-Я (ан-атта)», где атта ( атман ) относится к метафизическому «Я», утверждает Питер Харви, которое представляет собой «постоянное, существенное, автономное Я или Я». . [9] Эта концепция относится к добуддийским Упанишадам индуизма , где проводится различие между личным «Я», дживатманом (непостоянным телом, личностью) и Истинным Я, Атманом . [10] [11] [12] Ранняя буддийская литература исследует обоснованность концепций Упанишад о «я» и «Я», а затем утверждает, что каждое живое существо обладает непостоянным «Я», но настоящего Высшего «Я» не существует. [13] Буддийские тексты Никайи отрицают существование чего-либо, называемого Атманом, которое является субстанциальным абсолютом или сущностью живого существа, и эта идея отличает буддизм от брахманических (протоиндуистских) традиций. [14]

Будда утверждал, что невозможно найти постоянное, неизменное «Я». [15] [16] С точки зрения Будды, утверждает Уэйман, « это мое атта , или это мое Я, значит находиться во власти неправильного воззрения». [17] Все обусловленные явления подвержены изменениям, и поэтому их нельзя считать неизменным «Я». [16] Вместо этого Будда объясняет воспринимаемую непрерывность человеческой личности, описывая ее как состоящую из пяти скандх без постоянной сущности (Я, души). [18] [19]

Пудгалавада

[ редактировать ]

Из ранних индийских буддийских школ только школа Пудгалавады отклонилась от этого основного учения. нет Пудгалавадины утверждали, что, хотя атмана , существует пудгала или «личность», которая не тождественна скандхам и не отличается от них . [19]

природа Будды

[ редактировать ]

Природа Будды — центральное понятие восточноазиатской (китайской) мысли Махаяны . [20] Это относится к нескольким связанным терминам, [примечание 1] особенно Татхагатагарбха и Будда-дхату . [примечание 2] Татхагатагарбха означает «чрево ушедшего» (ср. просветленный), тогда как Будда-дхату буквально означает «царство Будды» или «субстрат Будды». [примечание 3] упоминаются В нескольких ключевых текстах татхагатагарбха или Будда-дхату как «атман», «Я» или сущность, хотя эти тексты также содержат предостережения против буквального толкования. Некоторые ученые отметили сходство между Татхагатагарбхи текстами и существенным монизмом, присущим традиции атмана/Брахмана. [22]

Доктрина Татхагатагарбхи в самом раннем виде, вероятно, появилась примерно во второй половине III века нашей эры, и ее можно проверить в китайских переводах первого тысячелетия нашей эры. [23]

Махаяна Махапаринирвана Сутра

[ редактировать ]

В отличие от традиции мадхьямики, Махапаринирвана-сутра использует «позитивный язык» для обозначения «абсолютной реальности» . По словам Пола Уильямса, Махаяна Махапаринирвана Сутра учит основной сущности, «Я» или «Атману». [24] Это «истинное Я» — это природа Будды ( Татхагатагарбха ), которая присутствует во всех чувствующих существах и осознается пробужденными. Большинство ученых считают, что доктрина Татхагатагарбхи в Махапаринирвана-сутре, утверждающая «сущностную природу» каждого живого существа, эквивалентна «Я». [примечание 4] и это противоречит доктринам Анатты в подавляющем большинстве буддийских текстов, что побуждает ученых утверждать, что Сутры Татхагатагарбхи были написаны для пропаганды буддизма среди небуддистов. [26] [27]

По словам Салли Б. Кинг, Махаянская Махапаринирвана-сутра не представляет собой серьезного новшества. [28] Его наиболее важным нововведением является соединение термина буддхадхату с татхагатагарбхой . [28] По мнению Кинга, сутра довольно бессистемна. [28] что сделало его «плодотворным для последующих учеников и комментаторов, которым пришлось создать свой собственный порядок и довести его до текста». [28] Сутра говорит о природе будды столь разными способами, что китайские учёные составили список типов природы будды, которые можно найти в тексте. [28] Одно из таких утверждений:

Хотя он и сказал, что все явления [дхармы] лишены Самости, это не значит, что они полностью/истинно лишены Самости. Что это за Я? Любое явление [дхарма], которое является истинным [сатья], реальным [таттва], вечным [нитья], суверенным/автономным/самоуправляемым [айшварья] и чья основа/основа неизменна [ашрайа-авипаринама], называется « Я' [атман]. [29]

В Махапаринирвана-сутре Будда также говорит о «утверждающих атрибутах» нирваны: «Вечном, Блаженстве, Самости и Чистости». [30] Махаяна Махапаринирвана Сутра объясняет:

«Я» означает Будду; «Вечный» означает Дхармакаю; «Блаженство» означает Нирвану, а «Чистое» означает Дхарму. [31]

Эдвард Конзе коннотативно связывает сам термин «татхагата» (обозначение, которое Будда применил к себе) с понятием реального, истинного «я»:

Подобно тому, как татхата обозначает истинную реальность вообще, так и слово, которое развилось в Татхагата, обозначало истинное «я», истинную реальность внутри человека. [32]

Возможно, утверждает Йоханнес Бронкхорст, что «первоначальный буддизм не отрицал существование души [Атман, Аттан]», хотя устойчивая буддийская традиция утверждает, что Будда избегал разговоров о душе или даже отрицал ее существование. [33] Хотя в ранней буддийской литературе может существовать двойственное мнение о существовании или несуществовании «я», добавляет Бронкхорст, из этих текстов ясно, что поиск самопознания не является буддийским путем к освобождению, а отказ от самопознания — таковым. [34] Это позиция, противоположная ведическим традициям, которые признавали познание себя «главным средством достижения освобождения». [34]

«Самость» как метод обучения

[ редактировать ]

По словам Пола Уильямса, Махапаринирвана-сутра использует термин «Я», чтобы привлечь на свою сторону небуддийских аскетов. Он цитирует сутру: [35]

Природа Будды на самом деле не является личностью. Ради [руководства] живыми существами я описываю это как «я». [36]

В более поздней Ланкаватара-сутре говорится, что татхагатагарбху можно принять за личность, но это не так. [37]

Ратнаготравибхага

[ редактировать ]

Ратнаготравибхага направлено на то , (также известная как Уттаратантра ), другой текст, составленный в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры и переведенный на китайский язык в 511 году нашей эры, указывает, что учение доктрины Татхагатагарбхи чтобы склонить разумные существа к отказу от «самолюбия». «( атма-снеха ) – считается в буддизме моральным дефектом. [38] [39] VI века В китайском переводе Татхагатагарбхи говорится, что «У Будды есть шиво (Истинное Я), которое находится за пределами бытия и небытия». [40] Однако Ратнаготравибхага утверждает, что «Я», подразумеваемое в доктрине Татхагатагарбхи, на самом деле является «не-Я». [41] [42]

Текущие споры

[ редактировать ]

Спор о доктринах «я» и «не-я» продолжался на протяжении всей истории буддизма. [43] По мнению Йоханнеса Бронкхорста , возможно, что «первоначальный буддизм не отрицал существования души», хотя устойчивая буддийская традиция утверждает, что Будда избегал разговоров о душе или даже отрицал ее существование. [44] Французский писатель-религиовед Андре Миго также утверждает, что первоначальный буддизм, возможно, не учил полному отсутствию «я», указывая на свидетельства, представленные буддийскими и палийскими учеными Жаном Пшилуски и Кэролайн Рис Дэвидс, о том, что ранний буддизм обычно верил в «я», создавая буддийские школы, признающие существование «я» не еретического, а консервативного, придерживающегося древних верований. [45] Хотя в ранней буддийской литературе может существовать двойственное отношение к существованию или несуществованию «я», Бронкхорст предполагает, что эти тексты ясно указывают на то, что буддийский путь освобождения состоит не в поиске самопознания, а в отворачивании от того, что можно ошибочно считать как самого себя. [46] Это позиция, противоположная ведическим традициям, которые признавали познание себя «основным средством достижения освобождения». [46]

В тайском буддизме Тхеравады, например, утверждает Пол Уильямс , некоторые буддийские учёные современной эпохи говорят, что «нирвана действительно является истинным Я», [ Эта цитата нуждается в цитировании ] в то время как другие тайские буддисты с этим не согласны. [47] Например, Движение Дхаммакая в Таиланде учит, что ошибочно относить нирвану к категории анатты (не-я); вместо этого нирвану учат быть «истинным я» или дхаммакаей . [48] Учение Движения Дхаммакая о том, что нирвана — это атта , или истинное «я», было раскритиковано как еретическое в буддизме в 1994 году досточтимым . Паютто , известный ученый-монах, который заявил, что «Будда учил ниббане как несамостоятельности». [49] [50] Настоятель одного из крупных храмов Движения Дхаммакая Луанг Пор Сермчай из Ват Луанг Пор Содх Дхаммакаярам утверждает, что взглядов на абсолютное отсутствие «я» обычно придерживаются ученые, а не практикующие буддийскую медитацию. Он указывает на опыт выдающихся лесных монахов-отшельников, таких как Луанг Пу Сод и Аджан Мун, в поддержку идеи «истинного я». [50] [51] Подобные интерпретации «истинного я» были выдвинуты ранее 12-м Верховным Патриархом Таиланда в 1939 году. По словам Уильямса, интерпретация Верховного Патриарха перекликается с сутрами Татхагатагарбхи . [52]

Несколько известных учителей тайской лесной традиции также описывали идеи, противопоставляемые абсолютному несамостоятельности. Аджан Маха Буа , известный мастер медитации, описал читту (ум) как неразрушимую реальность, не подпадающую под анатту. [53] Он заявил, что «не-я» — это просто восприятие, которое используется, чтобы отвлечь человека от увлечения концепцией «я», и что как только это увлечение пройдет, от идеи «не-я» также необходимо отказаться. [54] Американский монах Таниссаро Бхикку из тайской лесной традиции описывает утверждения Будды об отсутствии «я» как путь к пробуждению, а не как универсальную истину. [55] Таниссаро Бхиккху утверждает, что Будда намеренно отложил вопрос о том, существует ли «я» или нет, как бесполезный вопрос, и что цепляние за идею о том, что «я» вообще не существует, на самом деле помешало бы просветлению. [56] Бхиккху Бодхи написал возражение Таниссаро, написав: «Причина, по которой учение анатты может служить стратегией освобождения, заключается именно в том, что оно служит исправлению неправильного представления о природе бытия и, следовательно, онтологической ошибки». [57]

Буддийские ученые Ричард Гомбрич и Александр Винн утверждают, что описания не-я, данные Буддой в ранних буддийских текстах, не отрицают существование «я». Гетин пишет, что анатту часто неправильно переводят как означающую «не иметь себя», но на самом деле это означало «не иметь себя». [58] Винн говорит, что ранние буддийские тексты, такие как Анатталакхана Сутта, не отрицают существование личности, заявляя, что пять совокупностей , которые описываются как несамостоятельные, являются не описаниями человеческого существа, а описаниями человеческого опыта. [59] Винн и Гомбрич утверждают, что утверждения Будды об анатте изначально были учением о «не-я», которое в более поздней буддийской мысли превратилось в учение о «не-я». [59] [58] Таниссаро Бхиккху указывает на Ананда Сутту ( СН 44.10 ), где Будда хранит молчание, когда его спрашивают, существует ли «я» или нет. [60] как основная причина спора. [61]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Будда-дхату, ум, Татхагатагарбха , Дхарма-дхату, таковость (татхата). [21]
  2. ^ Санскрит; Дж.П. Буссё , «природа Будды».
  3. ^ Трейнор 2004 , с. 207: «священная природа, которая является основой для того, чтобы [существа] стали буддами».
  4. ^ Уэйман и Уэйман не согласились с этой точкой зрения и заявляют, что Татхагатагарбха не является ни «я», ни разумным существом, ни душой, ни личностью. [25]
  1. ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. п. 22. ISBN  978-81-208-1144-7 .
  2. ^ Джон К. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: осевой век, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120801585 , с. 63, Цитата: «Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом».
  3. ^ [a] Анатта . Архивировано 10 декабря 2015 г. в Wayback Machine , Британская энциклопедия (2013), Цитата: «Анатта в буддизме, учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. Концепция анатты, или анатмана, является отходом от индуистской веры в атман («самость»»);
    [b] Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), State Univ of New York Press, ISBN   978-0-7914-2217-5 , стр. 64; Цитата: «Центральное место в буддийской сотериологии занимает учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Короче говоря, это [буддийское] учение, которым обладают люди. нет души, нет «я», нет неизменной сущности».
    [c] Дэ-Сук Су (1994), Корееведение: новые тихоокеанские течения, University of Hawaii Press, ISBN   978-0824815981 , с. 171;
    [d] Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина «отсутствия самости» со стремлением к нирване? Который «безграничный». Архивировано 6 февраля 2015 г. в Wayback Machine , Philosophy Now;
    [e] Дэвид Лой (1982), Просветление в буддизме и Адвайта Веданта: Нирвана и мокша — одно и то же?, International Philosophical Quarterly, Volume 23, Issue 1, стр. 65–74;
    [f] К.Н. Джаятиллеке (2010), Ранняя буддийская теория познания, ISBN   978-8120806191 , стр. 246–249, начиная с примечания 385;
    [g] Бруно Нагель (2000), Рой Перретт (редактор), Философия религии: индийская философия, Routledge, ISBN   978-0815336112 , с. 33
  4. ^ Атман. Архивировано 4 марта 2016 г. в Этимологическом словаре Wayback Machine , Дуглас Харпер (2012).
  5. ^ Харви 1995 , с. 51.
  6. ^ Стивен Коллинз (1990). Бескорыстные люди: образы и мысли в буддизме Тхеравады . Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN  978-0-521-39726-1 .
  7. ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. стр. 22–23, 305, 503. ISBN.  978-81-208-1144-7 .
  8. ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. стр. 23, 284 (Джива), 369, 503. ISBN  978-81-208-1144-7 .
  9. ^ Харви 1995b , с. 17.
  10. ^ Харви 1995b , стр. 17–19.
  11. ^ Чарльз Джонстон (2014). Мухья Упанишады . Книги Кшетры (переиздание), оригинал: ОУП (1931). стр. 706–717. ISBN  978-1-4959-4653-0 .
  12. ^ [а] Майкл Дэниелс (2013). Харрис Л. Фридман (ред.). Справочник Уайли-Блэквелла по трансперсональной психологии . Гленн Хартелиус. Джон Уайли и сыновья. п. 26. ISBN  978-1-118-59131-4 . , Цитата: «Работая с высшим сознанием и учась понимать свою высшую природу и цель, Ассаджиоли (1991, 1993) считает, что человек контактирует и выражает Высшее Я (Трансперсональное Я или Духовное Я), эквивалентное Атману ( универсальное Я или Душа индуистских Упанишад)";
    [б] Юджин Ф. Горски (2008). Теология религий: Справочник по межрелигиозным исследованиям . Паулист Пресс. п. 90. ИСБН  978-0-8091-4533-1 . ;
    [с] Форрест Э. Бэрд (2006). Классика азиатской мысли . Пирсон Прентис Холл. п. 6. ISBN  978-0-13-352329-4 .
  13. ^ Харви 1995b , стр. 17–28.
  14. ^ Питер Харви (2013). Бескорыстный ум: личность, сознание и нирвана в раннем буддизме . Рутледж. стр. 1–2, 34–40, 224–225. ISBN  978-1-136-78336-4 .
  15. ^ Земля 1994 , с. 68.
  16. ^ Jump up to: а б Харви 1995 , с. 52.
  17. ^ Уэйман 1997 , с. 531.
  18. ^ Калупахана 1994 , стр. 69–72.
  19. ^ Jump up to: а б Фишер-Шрайбер, Эрхард и Динер 2008 , с. 27.
  20. ^ Люстхаус 1998 , с. 83.
  21. ^ Люстхаус 1998 , с. 84.
  22. ^ Джейми Хаббард, Абсолютное заблуждение, Совершенное состояние будды , Гавайский университет Press, Гонолулу, 2001, стр. 99–100.
  23. ^ Уильямс 1989 , с. 104.
  24. ^ Уильямс 1989 , стр. 98–99.
  25. ^ Уильямс 1989 , с. 107.
  26. ^ Уильямс 1989 , стр. 104–105, 108.
  27. ^ Мерв Фаулер (1999). Буддизм: верования и практики . Сассекс Академик Пресс. стр. 101–102. ISBN  978-1-898723-66-0 . , Цитата: «Некоторые тексты литературы Татхагатагарбхи , такие как Махапаринирвана Сутра, на самом деле относятся к атману , хотя другие тексты стараются избегать этого термина. Это было бы прямым противоречием общим учениям буддизма об анатте . Действительно, различия между общей индийской концепцией атмана и популярной буддийской концепцией природы Будды часто размыты до такой степени, что писатели считают их синонимами».
  28. ^ Jump up to: а б с д и Кинг 1991 , с. 14.
  29. ^ Ямамото и Пейдж 2007 , с. 32.
  30. ^ Доктор Кошо Ямамото, Махаянизм: критическое изложение махаянской сутры Махапаринирвана , Каринбунко, город Убе, Япония, 1975, стр. 141, 142.
  31. ^ Ямамото и Пейдж 2007 , с. 29.
  32. ^ Эдвард Конзе, Совершенство мудрости в 8000 строках , Публикации Шри Сатгуру, Дели, 1994, стр. XIX
  33. ^ Джон Бронкхорст (1993). Две традиции медитации в Древней Индии (PDF) . Мотилал Банарсидасс. п. 74, сноска 187. ISBN.  978-81-208-1114-0 .
  34. ^ Jump up to: а б Йоханнес Бронкхорст (2009). Буддийское учение в Индии . Публикации мудрости. п. 25. ISBN  978-0-86171-811-5 .
  35. ^ Уильямс 1989 , с. 100.
  36. ^ Йору Ван, Лингвистические стратегии в даосском чжуанцзы и чань-буддизме: другой способ говорить. Рутледж, 2003, с. 58.
  37. ^ Питер Харви, Мистика сознания в беседах Будды. В изд. Карела Вернера «Йог и мистик». Керзон Пресс 1989, с. 98.
  38. ^ Уильямс 1989 , стр. 109–112.
  39. ^ Кристофер Бартли (2015). Введение в индийскую философию: индуистские и буддийские идеи из первоисточников . Академик Блумсбери. п. 105. ИСБН  978-1-4725-2437-9 .
  40. ^ Уильямс 1989 , с. 102.
  41. ^ Уильямс 1989 , с. 112.
  42. ^ С. К. Хукхэм (1991). Будда внутри: доктрина Татхагатагарбхи согласно интерпретации Шентонга Ратнаготравибхаги Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 96. ИСБН  978-0-7914-0357-0 .
  43. ^ Потпреча Чолвиярн. Ниббана как истинная реальность за пределами дебатов . Ват Луанг Фор Сод. п. 45. ИСБН  978-974-350-263-7 .
  44. ^ Джон Бронкхорст (1993). Две традиции медитации в Древней Индии Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 99 со сноской 12. ISBN.  978-81-208-1114-0 .
  45. ^ Миго, Андре (1954). «XV. Великий ученик Будды: Шарипутра. Его роль в истории буддизма и в развитии Абхидхармы» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 46 (2): 492. doi : 10.3406/befeo.1954.5607 .
  46. ^ Jump up to: а б Йоханнес Бронкхорст (2009). Буддийское учение в Индии . Публикации мудрости. п. 25. ISBN  978-0-86171-811-5 .
  47. ^ Уильямс 2008 , стр. 125–7.
  48. ^ Маккензи 2007 , стр. 100–5, 110.
  49. ^ Маккензи 2007 , с. 51.
  50. ^ Jump up to: а б Уильямс 2008 , с. 127-128.
  51. ^ Seeger 2009 , стр. 13, сноска 40.
  52. ^ Уильямс 2008 , с. 126.
  53. ^ стр. 101–103 Маха Бува, Арахаттамагга, Арахаттапхала: путь к архатству - сборник бесед Достопочтенного Ачарии Маха Бувы о его пути практики, перевод Бхиккху Силаратано, 2005, http://www.forestdhammabooks.com/ book/3/Arahattamagga.pdf Архивировано 27 марта 2009 г. в Wayback Machine (проверено 16 марта 2009 г.)
  54. ^ УВЕ СТОЭС (22 апреля 2015 г.), Танассаро Бхиккху , заархивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. , получено 30 сентября 2017 г.
  55. ^ «Я и не-я: буддийское учение об Анатте», Таниссаро Бхиккху. Access to Insight (Legacy Edition), 30 ноября 2013 г., http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/selvesnotself.html. Архивировано 4 февраля 2013 г. на Wayback Machine.
  56. ^ Бхиккху, Таниссаро. « «Нет себя». » . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 г. Проверено 19 августа 2018 г.
  57. ^ Бодхи, Бхиккху (январь 2017 г.), «Анатта как стратегия и онтонология», Исследование Дхаммы , Буддийское издательское общество , стр. 25, ISBN  978-1-68172-068-5
  58. ^ Jump up to: а б Гомбрич, Ричард Фрэнсис (2009). Что думал Будда (PDF) . Равноденствие Паб. стр. 69–70. ISBN  978-1845536145 .
  59. ^ Jump up to: а б Винн, Александр (2009). «Ранние доказательства доктрины отсутствия себя?» (PDF) . Оксфордский центр буддийских исследований : 59–63, 76–77. Архивировано (PDF) из оригинала 02 июня 2017 г. Проверено 23 апреля 2017 г.
  60. ^ «Ананда Сутта: Ананде» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 10 мая 2017 г. Проверено 14 мая 2017 г.
  61. ^ «Введение в Авьяката Самьютта: (Необъявленное-связанное)» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2017 г. Проверено 14 мая 2017 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Фишер-Шрайбер, Ингрид; Эрхард, Франц-Карл; Динер, Майкл С. (2008), Лексикон буддизма. Философия, религия, психология, мистика, культура и литература , Ашока
  • Харви, Питер (1995), Введение в буддизм. Учения, история и практика , Cambridge University Press
  • Харви, Питер (1995b), Самоотверженный разум , Curzon Press
  • Калупахана, Дэвид Дж. (1994), История буддийской философии , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited.
  • Кинг, Салли Б. (1991), Природа Будды , SUNY Press
  • Люстхаус, Дэн (1998), буддийская философия, китайский язык. В: Энциклопедия философии Routledge: Индекс , Тейлор и Фрэнсис.
  • Маккензи, Рори (2007), Новые буддийские движения в Таиланде: к пониманию Ват Пхра Дхаммакая и Санти Асоке , Routledge, ISBN  978-1-134-13262-1
  • Сигер, Мартин (2009), «Пхра Паютто и дебаты о самой идее Палийского канона в тайском буддизме», Обзор буддийских исследований , 26 (1): 1–31, doi : 10.1558/bsrv.v26i1.1
  • Трейнор, Кевин (2004), Буддизм: Иллюстрированное руководство , Oxford University Press
  • Уэйман, Алекс (1997), «Безличность» буддизма. В: Алекс Уэйман, «Развязывание узлов в буддизме: избранные эссе» , Motilal Banarsidass Publ.
  • Уильямс, Пол (1989), Буддизм Махаяны: основы доктрины , Routledge, ISBN  9781134250561
  • Уильямс, Пол (2008), Буддизм Махаяны: основы доктрины , Routledge, ISBN  978-1-134-25056-1
  • Ямамото, Кошо; Пейдж, Тони (2007) [1973], Сутра Махаяны Махапаринирваны (PDF)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4eca81cd5617ed2c4e55e7a363c48bf__1709655480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/bf/b4eca81cd5617ed2c4e55e7a363c48bf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ātman (Buddhism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)