Хаттори Ханзо
Хаттори Ханзо | |
---|---|
Ханзо Хаттори | |
![]() | |
Лидер Ига Ниндзя | |
В офисе 1557–1597 | |
Предшественник | Хаттори Ясунага |
Преемник | Хаттори Масанари |
Личные данные | |
Рожденный | Хаттори Масанари Масанари Хаттори в. 1542 г. Провинция Микава (ныне Ига-тё, Окадзаки, Айти ) |
Умер | Эдо , провинция Мусаси | 2 января 1597 г. (54-55 лет)
Отношения | Хаттори Ясунага, первый Ханзо (отец) Хаттори Масанари , третий Ханзо (сын) |
Псевдоним | «Демон Ханзо» |
Военная служба | |
Верность | ![]() ![]() |
Битвы/войны | |
Хаттори Ханзо ( Hattori Hanzo , ок. 1542) [ 1 ] — 2 января 1597) или Второй Ханзо по прозвищу Они-но Ханзо ( Демон Ханзо , Демон Ханзо ) , [ 2 ] был знаменитым самураем эпохи Сэнгоку , служившим клану Токугава в качестве генерала, которому приписывают спасение жизни Токугава Иэясу , а затем помог ему стать правителем объединенной Японии . Он часто является предметом различных изображений в современной популярной культуре .
Ханзо был известен как опытный тактик и мастер боя на мечах , и был включен в культурное прозвище как один из 16 божественных генералов Токугавы ( Токугава дзюрокушинсё ). [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Он стал известен как Второй Ханзо . Позже он получил прозвище Они -но Ханзо ( Демон Ханзо , Демон Ханзо). [ 2 ] из-за бесстрашной тактики, которую он проявлял в своих операциях; это прозвище также отличало его от Ватанабэ Ханзо ( Ватанабэ Морицуна ), которого прозвали Яри- но Ханзо ( 槍の半蔵 , Копье Ханзо ) . [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]Хаттори Ханзо родился в семье Хаттори Ясунаги ( 服部 保長 ) , Первого Ханзо , младшего самурая на службе клана Мацудайра (позже Токугава ). [ 7 ] [ 2 ] Его настоящее имя было Хаттори Масанари ( 服部 正成 ) . Несмотря на то, что он родился в провинции Микава (ныне Ига-тё, Оказаки, Айти ), он часто посещал провинцию Ига , родину клана Хаттори. В возрасте 15 лет его первым боем стала ночная атака во время осады замка Уто в 1557 году. [ 7 ] [ 2 ]
В 1561 году Ханзо служил Токугаве Иэясу (которого в то время еще звали Мацудайра Мотоясу) и внес большой вклад в приход Иэясу к власти, помогая будущему сёгуну свергнуть клан Имагава . После того, как Имагава Удзидзанэ взял в заложники жену и сына Токугавы, Ханзо успешно освободил заложников семью Токугавы в замке Каминого в 1562 году. [ 8 ]
В 1563 году произошел крупный инцидент, в котором замешан Ханзо. Последователи Икко-икки восстали в Микаве и сражаются против Иэясу. Более того, большинство вассалов клана Токугава были последователями секты Икко. Хонда Масанобу и большинство вассалов присоединились к Икко Икки и начали предпринимать враждебные действия против Иэясу. В это время Ханзо, который также был последователем Икко-икки, вместо этого сохранял свою верность клану Токугава и поддерживал Иэясу в борьбе с повстанцами. [ 9 ]
В 1569 году Ханзо осадил замок Какэгава против клана Имагава. [ нужна ссылка ]
С 1570 по 1573 год Ханзо с отличием участвовал в битвах при Анегаве и Микатагахаре соответственно; [ 7 ] именно во время этого конфликта Ханзо получил прозвище Они-но, эпитет Ханзо был заработан. Согласно Кансей Тёсю Сёкафу [ а ] Хаттори Ханзо оказал достойную службу во время битвы при Микатагахаре и стал командиром отряда Ига, состоящего из ста пятидесяти человек. Он поймал шпиона Такэда по имени Чикуан, и когда войска Такэды вторглись в Тотоми, Ханзо контратаковал всего тридцать воинов у реки Тенрю . [ нужна ссылка ]
В 1575 году он женился на дочери своего товарища-военачальника Нагасаки Нобумасы. [ 10 ] Примерно через год у него родится сын.
В 1579 году, после того, как Мацудайру Нобуясу обвинил Ода Нобунага в измене и заговоре и приказал своему отцу Иэясу совершить сэппуку , Ханзо был вызван в качестве чиновника для помощи процессии сэппуку, но он отказался взять меч на себя. кровь своего господина. Иэясу ценил его преданность, услышав об испытании Ханзо, и было отмечено, что он сказал: «Даже демон может проливать слезы». [ 11 ] [ 12 ]
В 1580 году произошел еще один инцидент с участием Ханзо и клана Хаттори. В это время военный командир клана Ода находился в замке Хамамацу , готовясь помочь альянсу Ода-Токугава атаковать замок Такатендзин , принадлежавший силам клана Такэда . Однако между комендантом замка и слугой Токугавы произошли трения по пустяковому поводу. Ханзо пытался решить этот вопрос. Однако вассалы клана Огаки, которые были на стороне командира замка, напали на Ханзо, на что члены клана Хаттори ответили им сопротивлением, что привело к потерям с обеих сторон. В результате этого инцидента клан Огаки потребовал, чтобы Ханзо был привлечен к ответственности и казнен. Затем Иэясу удается обмануть клан Ода, сначала притворившись, что арестовал Ханзо. Затем Иэясу позволил Ханзо сбежать из тюрьмы в замке Хамамацу вместе с женой и детьми. Затем Иэясу обманул клан Огаки, подарив им чужую голову, заявив, что это голова Ханзо. [ 13 ]
Путешествие по провинции Ига
[ редактировать ]В середине июня 1582 года, после инцидента в Хонно-дзи , Токугава Иэясу сбежал из Сакаи и вернулся в Микаву, чтобы предотвратить захват Акэти Мицухидэ и его войсками. С Иэясу было всего 34 товарища, включая Ханзо. Путешествие, в которое они отправились, было особенно опасным из-за существования Очимуся-гари , или банд «самураев-охотников». [ б ] . Поэтому Иэясу и его группа выбрали кратчайший путь обратно в провинцию Микава, перейдя через провинцию Ига , которая различалась во многих версиях в соответствии с первоисточниками, такими как записи Токугавы Никки или Микавы Тодай-Хона :
- Теория Токугавы Никки гласила, что Иэясу пошел по дорогам в Сиджонавате и Сонэндзи, затем следовал по ручью Кидзу, пока не провел ночь в замке Ямагути. На следующий день они достигли оплота клана Кока-икки в Тарао, который позволил им укрыться на ночь. Затем, в последний день, группа Иэясу использовала корабль из Широко, чтобы добраться до замка Окадзаки . [ 17 ] Однако Токугавы Никки современные историки ставят под сомнение теорию , поскольку на самом деле это был не самый короткий путь для Иэясу, чтобы добраться до Микавы от его исходной позиции в Сакаи . [ 18 ] с другой стороны, это также считалось очень рискованным путем из-за существования кланов Ига-икки , враждебно настроенных кланам Ода и Токугава. [ 19 ] [ 20 ]
- Микава Тода-Хон заявил, что Иэясу пошел на север от Огавадате, пересек Коку и вошел в Сэйсю-Секи из Сигараки, прошел через Абурахи и вошел в Цугэ в Иге. [ 20 ] Эту теорию отстаивали современные японские историки, такие как Тацуо Фудзита из Университета Миэ , который выразил сомнения в достоверности истории о том, как ниндзя Хаттори Ханзо помогал Иэясу, учитывая, что эта история не появлялась до 18 века, во время правления Токугава Ёсимунэ. . [ 20 ] Некоторые люди, утверждающие, что являются потомками кланов Кока-икки, также поддерживали эту теорию маршрута, и прежде чем они достигли перевала Када, где их мог сопровождать клан Кока Дзидзамурай , Иэясу в основном зависел от своих высокопоставленных вассалов в своей защите, особенно от четырех Ситэнно. генералов , а не популярная теория о помощи кланов «Ига ниндзя». [ 19 ]

Независимо от того, какая теория верна, историки сошлись во мнении, что поход закончился в Када (горный перевал между городом Камеяма и Игой). Группа Токугавы подверглась последней атаке преступников очимуся-гари на перевале Када, где они достигли территории клана Кока-икки Дзидзамурая , дружественного клану Токугава. Самураи Кока-икки помогали Иэясу устранять угрозы рейдеров и сопровождали их, пока они не достигли провинции Ига , где они были дополнительно защищены другими союзными кланами из Ига-икки , которые сопровождали группу Иэясу, пока они благополучно не достигли Микавы. [ 16 ]
Португальский миссионер Луис Фруа записал в своей работе «История Японии» , что во время этого путешествия вассалы Токугавы, такие как Сакаи Тадацугу , Ии Наомаса , Хонда Тадакацу , Сакакибара Ясумаса и многие другие [ 21 ] : 314–315 [ 15 ] [ 22 ] выбивались из набегов и преследований преступников очимуся-гари во время их марша, сопровождая Иэясу, а иногда также платили взятки в золоте и серебре тем, с кем они могли вести переговоры. [ 23 ] Мацудайра Иэтада записал в своем дневнике Иэтада никки (家忠日記), что эскорт Иэясу потерял около 200 человек во время своего путешествия из-за набегов бандитов и преступников. [ 24 ] [ 25 ]
Дальнейшая служба в клане Токугава.
[ редактировать ]Согласно книге истории Иги (伊賀者由緒書), составленной в период Эдо , ниндзя клана Ига, из которого происходил Ханзо, никогда не пропускали ни одной битвы с участием клана Токугава, начиная с битвы при Идзу Нираяма в 1582 году и заканчивая летней осадой Иги. Осака в 1615 году. [ 26 ]
треугольный конфликт, получивший название войны Тенсё-Дзинго вспыхнул В конце июня 1582 года между кланом Токугава, кланом Уэсуги и кланом Ходзё . [ 27 ] [ с ] Ханзо участвовал в этом конфликте на стороне Токугавы Иэясу, разместив свои силы в различных фортах в бассейне Кофу против Уджинао, который расположил свою армию лагерем в районе современного города Хокуто . Ханзо привел воинов клана Ига в замок Кацуяма (Камисонэ-тё, город Кофу), замок Мисакути и замок Котохираяма (Мисакучи-тё, город Кофу), где он следил за дорогой Накамичи, соединяющей Кай и Суруга. [ 30 ] В то же время отряд армии Токугава из провинции Ига под командованием Ханзо вторгся в район Саку , где им также помогали местные воины-самураи Синано из клана Цугане во главе с Оби Сукэмицу. В начале сентября Ханзо и Сукемицу предприняли ночную атаку на замок Эгусуку (также известный как замок Сисику) и успешно захватили его под покровом сильного дождя. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] он также взял замок Саногоя в провинции Идзу Позже под прикрытием сильного дождя . Иэясу похвалил Ханзо за это достижение. [ 34 ]
В 1584 году Хаттори Ханзо продолжал служить Иэясу в битве при Комаки и Нагакуте . Во время этой битвы Ханзо двинулся к Исэ, командуя 100 воинами ниндзя Ига и Кока в качестве подкрепления из замка Мацугасима. Его войска использовали винтовки, защищая замок от атакующих сил Тоётоми. [ 35 ]
В 1590 году Хаттори Ханзо участвовал в кампании Одавара , где возглавил отряд из 50 членов Негоро-сю , группы наёмников, использовавших огнестрельное оружие, зародившейся в провинции Кии . [ 36 ] После этого конфликта Ханзо получил службу 8000 коку домена за свою . К тому времени, когда Иэясу переехал в регион Канто , Ханзо получил дополнительные владения стоимостью 8000 коку , а также командование 30 офицерами ёрики и 200 гражданскими чиновниками. [ нужна ссылка ]
В 1597 году Ханзо умер 2 января от неустановленной болезни. [ 37 ] [ д ]
Наследие
[ редактировать ]
Репутация Ханзо как лидера самураев, командовавшего отрядом воинов Ига численностью 200 человек, выросла до легендарных размеров. В рассказах о подвигах Хаттори часто приписывались различные сверхъестественные способности, такие как телепортация , психокинез и предвидение . [ 2 ] [ 7 ]
После его смерти в 1597 году Хаттори Ханзо наследовал его сын, имя которого также было Масанари (третий Ханзо), хотя и было написано другим кандзи (正就 вместо 正成). Ему дали титул Ивами-но Ками (石見守). [ 40 ] и его люди из Ига будут охранять замок Эдо , штаб-квартиру правительства объединенной Японии. «Ханзо» на самом деле — это имя, передаваемое через лидеров семьи Хаттори, что означает, что его отца также звали Ханзо, как и его преемника. Действительно, на протяжении всей истории было как минимум пять человек, известных как Хаттори Ханзо. [ 2 ]

По сей день сохранились артефакты наследия Ханзо. В Токийском императорском дворце (бывший дворец сёгуна до юго-западных пригородов , ) до сих пор есть ворота, называемые «Ворота Ханзо» (Хандзомон), а линия метро Хандзомон , идущая от станции Хандзомон в центре Токио названа в честь ворот, где когда-то стоял его дом. расположен. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Район за воротами Ханзо известен как Вакаба, но до 1943 года назывался Ига-тё («Город Ига»). [ 44 ] Останки Ханзо сейчас покоятся на храмовом кладбище Сайнен-дзи в Ёцуя, Токио . В храме также хранятся его любимое копье и церемониальный боевой шлем. Копье, первоначально длиной 14 сяку (424 см) и весом 7,5 кг, подаренное ему Иэясу, было подарено храму Ханзо в качестве вотивного подношения , но было повреждено во время бомбардировки Токио в 1945 году. [ 45 ] Некоторые из других его вещей все еще находятся в относительно хорошем состоянии и их можно осмотреть, но большая часть другого оружия, доспехов и похвальных грамот была утеряна из-за пожара в замке Эдо в 1606 году, в результате которого сгорели его бывшие апартаменты, а также переезд его сына. от военного командования и хаоса осады Осаки.
Современная и популярная культура
[ редактировать ]Будучи вассалом Токугавы Иэясу, Ханзо был более известен в современную эпоху как архетипическая фигура ниндзя и фигурирует во многих художественных произведениях. Однако Ханзо не фигурировал в первом буме ниндзя эпохи Тайсё (1912-1926), так как в ту эпоху архетипической фигурой ниндзя в художественных произведениях больше доминировали Сарутоби Саске и Киригакуре Сайзо . Ханзо начал получать признание как легендарный ниндзя только в художественных произведениях 1950-х годов в различных средах, таких как романы, манга , аниме , японские телевизионные драмы , фильмы и театры Японии . Важные работы в процессе создания репутации «Ниндзя Хаттори Ханзо» включают «Акаи Кагебоси» Сибаты Рэндзабуро (1960) и рассказ Ямады Футаро «Ниндзя Хаттори Ханзо» (1964). Первый изображает Ханзо как центрального персонажа, который глубоко связан с главным героем и проходит через всю историю. Последняя работа показывает, что «Хаттори Ханзо» не относится к конкретному человеку, а является именем, которое передается из поколения в поколение. [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]Приложение
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ генеалогия главных самураев , завершенная в 1812 году сёгунатом Токугава.
- ↑ В период Сэнгоку особенно опасные группы, называемые Очимуся-гари возникли или группы «павших воинов-охотников». Эти группы состояли из крестьян или ронинов , которые были лишены собственности в результате войны и теперь сформировали силы самообороны, действовавшие вне закона, хотя на самом деле они часто прибегали к охоте и грабежам побежденных самураев или солдат во время конфликтов. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Эти преступные группы особенно свирепствовали на пути, по которому Иэясу возвращался в Микаву. [ 16 ]
- ↑ Название «Война Тэнсё-Дзинго» было придумано Тасиро Такаши в 1980 году. [ 28 ] Кроме того, существует также теория, согласно которой с точки зрения местных властей, которые продолжали борьбу за владение оставшимися территориями клана Ода, есть свидетельства того, что Токугава Иэясу переселился в регион Канто после падения клана Ходзё в 1590 году и размещение даймё линии Тоётоми до перевода Уэсуги Кагекацу в Айдзу, где местные даймё были отделены от своей прежней территории и созданы контроля в период Адзути-Момояма считался продолжением этого конфликта. [ 29 ]
- ↑ В японском лунном календаре, который использовался в то время, его смерть была отмечена как 14 ноября. [ 38 ] или 14-й день 11-го месяца эры Кэйчо , что соответствует 2 января 1597 года нашей эры по современному григорианскому календарю. Как ни странно, Кансэй Тёсю Сёкафу записал дату его смерти 4 ноября 1596 года. [ 26 ] что отличается от семейной традиции Хаттори и надгробия в храме Сайнен-дзи. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ По разным данным, [ который? ] он родился в 1541, 1542 или 1543 году.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джоэл Леви, Ниндзя: Воин-тень (2008), стр. 157–158.
- ^ Касем Зугари, доктор философии. (2013). Ниндзя Древние теневые воины Японии (Тайная история ниндзюцу) . Издательство Таттл. п. 58. ИСБН 9781462902873 . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Харада Казутоши (2009 , стр. 300)
- ^ Кендзи Окудэ (2002 г.) Переосмысление (на японском языке шестнадцати генералов Токугава . Исследовательский бюллетень городского музея Нагои, стр. 1–21) . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Стивен К. Хейс , Мистические искусства ниндзя (1985)
- ^ Jump up to: а б с д Стивен Тернбулл , Ниндзя, 1460–1650 гг. Н. Э. (2003), с. 12
- ^ Инструменты и методы (2009), с. 94
- ^ КороКоро-сан (2021)
- ↑ Прилагаются военные записи Хаттори Ханзо Масасибу, провинция Иё, домен Имабари, сокращенная семейная линия клана Хаттори.
- ^ Томас Луи, Томми Ито, Самурай: Кодекс воина (2008), с. 112
- ^ Артур Линдси Сэдлер, Создатель современной Японии: Жизнь Токугавы Иэясу , CE Tuttle Co., 1978
- ^ КороКоро-сан (2021)
- ^ Фудзики Хисаси (2005) Охота на мечах: Люди, которые запечатали свое оружие на японском языке, ISBN). ( 4004309654 .
Кунио Янагита «История японских фермеров».
- ^ Jump up to: а б Кирино Сакуто (2001 Синсэцу Хоннодзи (Gakken M Bunko R Ki 2-2) на японском языке, стр. 218–9). ( 4059010421 Цитата Тадаси
Исикавы
- ^ Jump up to: а б с Акира Иматани (1993) Император и Император Синдзинджин Ораиша, стр. 152–153, 157–158, 167. ISBN. 4404020732 .
Акира Иматани «Практика нападения на павших воинов»; 2000 г.; стр.153 глава 4
- ^ Ямада Юдзи (2017). «7. Токугава Иэясу проходит через Игу». КНИГА НИНДЗЯ: Новый Мансеншукай . Перевод Ацуко Оды. Факультет гуманитарных наук, права и экономики Университета Ми . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Масахико Ивасава (1968). « Редакционная статья) Об оригинале дневника Иэтады » (PDF) . Новости Историографического управления Токийского университета № 2 (на японском языке) . Проверено 16 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б (Мити-моногатари) «Перекресток Иги» Иэясу (префектура Сига, префектура Миэ) Действительно ли это был «переход Кога»? Новая теория, отстаиваемая потомком ниндзя [ (Мити-моногатари) «Переход Ига» Иэясу (префектура Сига, префектура Миэ) )» Действительно ли это было «Кока-гоэ»? Новая теория, пропагандируемая потомком ниндзя ] (на японском языке). Асахи Симбун. 2020. Проверено 19 мая 2024 года .
- ^ Jump up to: а б с д Тацуо Фудзита (2005). Пересмотр «перехода Ками-кун Ига»» Исследование истории . Айти 1–15 префектуры : « .
- ^ Сансом, сэр Джордж Бейли (1961). История Японии, 1334–1615 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 353. ИСБН 0-8047-0525-9 .
- ^ Фумитака Кавасаки (1985) Токугава Иэясу . и опасность пересечения Торикагеши ISBN 4795251126 . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ Мицухиса Такаянаги (1958). Инцидент Сэнгоку Сэнки Хоннодзи / Битва при Ямадзаки (1958) языке, стр. 65. 9 мая 2024 г. Получено
Луис Фроис ; (на японском Годовой отчет Нихон Ёсо-кай). Японские исторические материалы также показывают, что Иэясу раздал своим подчинённым большое количество золота и серебра) Некий «Исикава Тадаси Сошо.
- ^ Масахико Ивасава (1968). «(Редакционная статья) Относительно оригинала дневника Иэтады» (PDF) . Историография Токийского университета № 2. Проверено 16 ноября 2022 г.
- ^ Моримото Масахиро (1999). Война и повседневная жизнь вассалов Иэясу. Чтение дневника Иэтады Мацудайры (Кадокава София Бунко), издание Kindle . КАДОКАВА . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Оно Масахико (Масахико Оно); Редакционный отдел Рекисидзин (2023 г.). «Взлет и падение ниндзя Ига , которые поддерживали завоевание Японии Иэясу из-за кулис»]. Рекисидзин (на японском языке, дата 24 июня ). 2024. обращения
Из «Правды о Токугава Иэясу» в февральском выпуске статьи Рекисиддзин за 2023 год.
- ^ Масару Хираяма (2016). Восстание Тенсё Миго [переработанное и дополненное издание] - Инцидент в Хоннодзи и история периода Сэнгоку в регионе Тогоку » « ] (на японском языке) Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ Рёити Окамото (1982). Серия исследований по истории японских замков, том исследования замка в Осаке] (на японском языке 8. Различные , стр. 412–413.ISBN ). 4404010362 . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Рёичи Окамото (1982 , стр. 41–42)
- ^ Хираяма 2011 , стр. 240–245.
- ^ Префектура Яманаси (1996). История префектуры Яманаси: Тюсэй IV (коко сирё) (на японском языке, стр. 270. Проверено 9 июня 2024 г. ).
- ^ Мацудайра Садамаса (Садая Мацудайра) (1966 Кай Кокуши: Часть 1, Том 1 (на японском языке), стр. 706. Проверено 9 июня 2024 г. ).
- ^ КороКоро-сан (2021)
- ^ КороКоро-сан (2021)
- ^ КороКоро-сан (2021)
- ^ КороКоро-сан (2021)
- ^ Имабари Шуй, дополнительный том семейной истории самурая Хаттори Хаями Масанобу
- ^ Надгробие Сайнендзи Хаттори Ханзо
- ^ Хучжэн Реконструированная генеалогия, том 1168
- ^ «Звания и титулы эпохи Сэнгоку» . Самурай-archives.com. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 г. Проверено 7 июля 2013 г.
- ^ Лиза Левентер, Япония Фодора: Полный путеводитель по лучшим местам Токио, Киото и старой Японии , Fodor's Travel Publications, 1996
- ^ Туристические публикации Фодора, Япония Фодора: советы экспертов и разумный выбор: где остановиться, поесть и исследовать на проторенных дорогах и вдали от них (2000), с. 61
- ^ Михаил Владимирович Успенский, Татьяна Мордкова, Наталья Смазнова, Сто видов Эдо: гравюры на дереве Андо Хиросигэ , Parkstone Press, 1997
- ↑ Мэтт Альт, Действительно настоящие убежища ниндзя в Токио. Архивировано 2 ноября 2012 г. на Wayback Machine , CNNGo.com, 23 ноября 2011 г.
- ^ Стивен Тернбулл , Самурай-мечник: Мастер войны (2008)
- ^ Тамура Риса (2020). «Рождение «Ниндзя Хаттори Ханзо» - исследования до 1964 года» на ( японском языке, ISSN 2433-9008 ). Проверено 16 июля 2024 г.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Хираяма, Ю (2011), Ebisu , Территория Такеды и амбиции Хидэёси Kosho Publishing, ISBN 978-4-86403-035-9
- Харада Казутоши (2009). Искусство самурайского японского оружия и доспехов, 1156-1868 гг . Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк). ISBN 9781588393456 . Проверено 6 мая 2024 г.
- Сайнендзи, буддийский храм, в котором хранится копье знаменитого самурая и ниндзя Хаттори Ханзо, также известного как «Демон Ханзо». Архивировано 12 декабря 2019 г. в Wayback Machine.
- КороКоро-сан (2021) «Хаттори Ханзо Масанари» — лучший ниндзя Иги и вассал Токугавы! ? [ «Хаттори Ханзо Масанари» величайший ниндзя Иги и слуга Токугавы!?]. Логотип сайта истории Сэнгоку (на японском языке). sengoku-his.com . Получено 16 июля 2024 г .. Содержит ссылки из:
- Кудо Акиоки, «Токугава Иэясу и период Воюющих царств: агент Иэясу, Хаттори Ханзо Масанари», 2015 г.
- Ямакита Ацуши, «Иллюстрированный ниндзя», Синкигенся, 2015 г.
- Кубо Фумитаке, «История Иги: исследование», Ассоциация местных исторических исследований Иги, 1986 г.
- Веб-сайт префектуры Миэ «Хранилище исторической информации: Хаттори Ханзо и Иэясу» (HP префектуры Миэ «Хранилище исторической информации: Хаттори Ханзо и Иэясу»)
- Веб-сайт округа Синдзюку, «Происхождение названия ворот Хандзомон - Хаттори Ханзо и офицеры полиции Иги»