История Ладакха
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2012 г. ) |


Ладакх имеет долгую историю, свидетельствующую о поселении людей еще в 9000 году до нашей эры. Он был перекрестком высокой Азии на протяжении тысячелетий и видел множество культур, империй и технологий, рожденных у его соседей. В результате этих событий Ладакх импортировал [ нужны разъяснения ] Многие традиции и культура соседей и объединение их всех породили уникальную традицию и собственную культуру.
Самая ранняя история
[ редактировать ]Первый проблеск политической истории можно найти в надписи харости «Увима Кавфиса», обнаруженной возле моста К'а-ла-рце ( Халаце ) на Инде, показывающей, что примерно в I веке Ладакх был частью Кушанского народа . Империя . Еще несколько коротких надписей Брахми и Харости были найдены в Ладакхе. [ нужна ссылка ]
Китайский монах-паломник Сюаньцзан , ок. 634 г. н. э., описал путешествие из Чулудуо (Кулута, Кулу ) в Луохулуо ( Лахул ), а затем заявил, что «[отсюда] дорога, ведущая на север, длиной более тысячи, восьмисот или ли девятисот опасными тропами, через горы и долины, приводит в страну Лахул. Пройдя дальше на север более двух тысяч ли по пути, полному трудностей и препятствий, при холодных ветрах и доносящихся снежинках, можно достичь страны Марса (также). известный как Санбохе)». [1] Королевство Молуосуо , или Марс-са , кажется, является синонимом Мар-юла , общего названия Ладакха. В другом месте в тексте отмечается, что Мо-ло-со , также называемый Сан-по-хо, граничит с Суварнаготрой или Суварнабхуми (Землей золота), тождественным Царству Женщин ( Стрираджья ). По словам Туччи , королевство Чжанчжунг или, по крайней мере, его южные районы были известны под этим названием индейцам VII века. В 634/5 г. Чжанчжунг впервые признал тибетский сюзеренитет, а в 653 г. там был назначен тибетский комиссар ( мнан ). Регулярное управление было введено в 662 году, а в 677 году вспыхнуло безуспешное восстание.
В VIII веке Ладакх оказался в ловушке между тибетской экспансией, наступающей с востока, и китайским влиянием, оказываемым из Центральной Азии через перевалы. В 719 г. была проведена перепись, а в 724 г. реорганизовано управление. В 737 году тибетцы предприняли нападение на царя Бру-за ( Гилгита ), который просил помощи у Китая, но в конечном итоге был вынужден отдать дань уважения Тибету. Корейский монах Хечо (704-787) ( пиньинь : Хуэй Чао) достиг Индии морем и вернулся в Китай в 727 году через Среднюю Азию. [2] Он упомянул три королевства, лежащие к северо-востоку от Кашмира:
«Находится под сюзеренитетом тибетцев... Страна узкая и маленькая, а горы и долины очень неровные. Здесь есть монастыри и монахи, и люди преданно почитают Три Драгоценности . Что касается царства Тибет на Востоке , монастырей вообще нет, и учение Будды неизвестно, но в [этих] странах население состоит из Ху, следовательно, они верующие (Петех, Королевство Ладакх , стр. 10)». [3]
Ризви отмечает, что этот отрывок не только подтверждает, что в начале 8-го века регион современного Ладакха находился под сюзеренитетом Тибета, но и то, что люди принадлежали к нетибетскому народу.
В 747 году власть Тибета была ослаблена кампанией китайского генерала Гао Сяньчжи , который пытался вновь открыть прямое сообщение между Средней Азией и Кашмиром. После поражения Гао от карлуков и арабов на реке Талас (751 г.) влияние Китая быстро уменьшилось и возобновилось влияние Тибета.
В географическом трактате «Худуд-ал-Алам» (982 г.) упоминается Болорианский (Болор = Болу, Балтистан) Тибет, где люди были преимущественно торговцами и жили в хижинах. Несторианские кресты , высеченные в валунах, по-видимому, принадлежащие согдийским купцам-христианам, найденные в Дрангце ( Тангце ), и арабские надписи примерно того же времени свидетельствуют о важности торговли в этом регионе. После падения тибетской монархии в 842 году тибетский сюзеренитет быстро исчез.
Династия Ла-Чен/Гон: Первая династия
[ редактировать ]
После распада Тибетской империи в 842 году Ньима-Гон, представитель древнего тибетского королевского дома, основал первую династию Ладакха. Центр королевства Ньима-Гона находился далеко к востоку от современного Ладакха. Это был период, когда Ладакх подвергся тибетизации, в результате чего Ладакх стал страной, населенной смешанным населением, преобладающей расовой принадлежностью которого были тибетцы. Однако вскоре после завоевания династия, намеревавшаяся утвердить буддизм, обратилась не к Тибету, а к северо-западу Индии, особенно к Кашмиру. Это было названо вторым распространением буддизма в регионе (первое произошло в самом Тибете). [ нужна ссылка ] Один из первых королей, Лде-дпал-ххор-бцан (ок. 870–900), поклялся развивать религию Бон в Ладакхе и был ответственным за возведение восьми первых монастырей, включая монастырь Верхний Манахрис. Он также поощрял массовое производство писаний Хбум для распространения религии. [5] Однако мало что известно о первых королях династии Ньима-Гона. Пятый король в очереди носит санскритское имя Лхачен Утпала , который завоевал Кулу, Мустанг и некоторые части Балтистана . [6]
Примерно в 13 веке из-за исламских вторжений Индия перестала что-либо предлагать с буддийской точки зрения, и Ладакх начал искать и принимать руководство в религиозных вопросах из Тибета.
Династия Намгьял
[ редактировать ]Постоянные набеги на Ладакх грабящих мусульманских государств Центральной Азии приводят к ослаблению и частичному обращению Ладакха. [7] [8] Ладакх был разделен: Нижним Ладакхом правил король Такпабум из Басго и Темисгама, а Верхним Ладакхом - король Такбумде из Леха и Шея . Лхачен Бхаган , более поздний король Басго, воссоединил Ладакх, свергнув короля Леха. Он взял фамилию Намгьял (что означает победитель) и основал новую династию, которая существует до сих пор. Король Таши Намгьял (1555–1575) сумел отразить большинство набегов из Центральной Азии и построил королевский форт на вершине пика Намгьял. Цеванг Намгьял временно расширил свое королевство до Непала. [8]

Во время правления Джамьянга Намгьяла Ладакх был захвачен Балти правителем Али Шерханом Анчаном в ответ на убийство Джамьянгом некоторых мусульманских правителей Балтистана. Многие буддийские гомпы были повреждены во время ханского вторжения. Сегодня существует несколько гомп, созданных до этого периода. Успех кампании Хана произвел впечатление на его врагов. По некоторым данным, Джамьянг заключил мирный договор и выдал руку своей дочери замуж за Али Шерхана. Джамьянгу была вручена рука мусульманской принцессы, рука Гьял Хатун в браке. Сенгге Намгьял (1616–1642), известный как «король-лев», был сыном Джамьянга и Гьяла. [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] Он приложил усилия, чтобы вернуть Ладакху былую славу с помощью амбициозной и энергичной строительной программы, восстановив несколько гомпов и святынь, самым известным из которых является Хемис . Он также перенес королевскую штаб-квартиру из дворца Шей во дворец Лех и расширил королевство до Занскара и Спити , но потерпел поражение от Великих Моголов, уже оккупировавших Кашмир и Балтистан. Его сыну Делдану Намгьялу (1642–1694) пришлось умилостивить императора Великих Моголов Аурангзеба , построив мечеть в Лехе. [7] [8] Однако позже он с помощью армии Великих Моголов под командованием Фидай-хана , сына могольского наместника Кашмира , Ибрагим-хана отбил Далай-ламы пятое вторжение на равнины Чаргьяла , расположенные между Ниму и Басго . [8]
Многие мусульманские миссионеры пропагандировали ислам в этот период в Ладакхе и обращали в свою веру многих жителей Ладакха. Многие бельцкие мусульмане поселились в Лехе после свадьбы Джамьянга и Гьял. Мусульман также приглашали в регион для торговли и других целей. [16] [17]
Новое время
[ редактировать ]Княжеский штат Джамму и Кашмир
[ редактировать ]К началу XIX века Империя Великих Моголов распалась, и сикхов в Пенджабе и Кашмире установилось правление . Однако регион Догра в Джамму остался под властью раджпутских правителей. Раджа Гулаб Сингх , действовавший под сюзеренитетом сикхского монарха Ранджита Сингха , послал своего генерала Зоравара Сингха вторгнуться в Ладакх в 1834 году. Король Цеспал Намгьял был свергнут с престола и сослан в Сток. Ладакх попал под власть Догры, а затем был включен в состав княжеского штата Джамму и Кашмир под британским сюзеренитетом. Он по-прежнему сохранял значительную автономию и отношения с Тибетом. Во время догра-тибетской войны (1841–1842 гг.) Тибет вторгся в Ладакх, и ладакхцы попытались свергнуть догра с помощью Тибета, но все они потерпели поражение. Семье Намгьял был вручен джагир Стока , который номинально сохраняется и по сей день. Европейское влияние началось в Ладакхе в 1850-х годах и росло. Геологи, спортсмены и туристы начали исследовать Ладакх. В 1885 году Лех стал штаб-квартирой миссии Моравская церковь .
Во время правления Догры Ладакх управлялся как вазарат , а губернатора называли вазир-э-вазарат . У него было три техсила, базирующихся в Лехе, Скарду и Каргиле . Штаб-квартира вазарата шесть месяцев в году находилась в Лехе, а в Скарду шесть месяцев . Когда в 1934 году было создано законодательное собрание под названием Праджа Сабха , Ладакху было предоставлено два назначенных места в собрании.
Махараджа | Администраторы ( он же Танедар, Вазир Вазарат, Работодатель, Губернатор) | Начинать | Конец | Ссылка | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Гулаб Сингх (1846–1857) | Магна Танедар [а] | 1846 | 1847 | [18] [19] | ||
Мехта Басти Рам | 1847 | 1860 | [20] [19] | |||
Ранбир Сингх (1857–1885) | Мехта Мангал Сингх [б] | 1860 | 1865 | [21] [22] | ||
Визирь Шибсарн | 1865 | 1867 | [21] [23] | |||
Сайид Акбар Али | 1867 | 1868 | [21] [24] | |||
Фредерик Дрю | 1868 | 1870 | [21] [25] | |||
Уильям Х. Джонсон | 1870 | 1881/83 [26] | [21] [25] | |||
Радха Кришна Каул | 1885 | - | [27] [25] | |||
Пратап Сингх (1885–1925) | Чаудри Хуши Мохаммад | 1908 | 1909 | [27] [25] | ||
Административные границы Ладакха, Гилгита и Балтистана претерпевают изменения | ||||||
- | - | - | ||||
Хари Сингх (1925–1952) | - | - | - | |||
|
объявил Ладакх частью Тибета . Пунцок Вангьял , лидер тибетских коммунистов, [28]
Индийский штат Джамму и Кашмир
[ редактировать ]В 1947 году раздел оставил Ладакх частью индийского штата Джамму и Кашмир , которым управляли из Сринагара. в пределах 30 км В 1948 году пакистанские рейдеры вторглись в Ладакх и оккупировали Каргил и Занскар, дойдя до Леха . [8] По воздуху были отправлены подкрепления, и батальон гуркхов медленно направился в Лех пешком с юга. Каргил снова стал ареной боевых действий в 1965, 1971 и 1999 годах.
В 1949 году Китай закрыл границу между Нуброй и Синьцзяном , заблокировав 1000-летний торговый путь из Индии в Среднюю Азию. В 1950 году Китай вторгся в Тибет, и тысячи тибетцев, включая Далай-ламу, нашли убежище в Индии. В 1962 году Китай оккупировал Аксай-Чин и совместно с Пакистаном оперативно построил дороги, соединяющие Синьцзян и Тибет , а также Каракорумское шоссе . В этот период Индия построила шоссе Сринагар-Лех, сократив время в пути между Шринагаром и Лехом с 16 дней до двух. Одновременно Китай закрыл границу Ладакха и Тибета, положив конец 700-летним отношениям Ладакха и Тибета. [8]
С начала 1960-х годов число иммигрантов из Тибета (в том числе кочевников Чангпа) увеличилось, поскольку они бегут от оккупации своей родины китайцами. Сегодня в Лехе проживает около 3500 беженцев из Тибета. У них нет паспортов, только таможенные документы. Некоторые тибетские беженцы в Ладакхе заявляют о двойном тибетско-индийском гражданстве, хотя их индийское гражданство является неофициальным. После раздела Ладакх управлялся правительством штата, базирующимся в Сринагаре, что никогда не приводило к полному удовлетворению ладакхцев, которые требуют, чтобы Ладакх управлялся напрямую из Нью-Дели как союзной территории . В качестве причин своих требований они называют продолжающуюся апатию, мусульманскую предвзятость и коррупцию в правительстве штата. В 1989 году произошли жестокие беспорядки между буддистами и мусульманами, что спровоцировало Буддийский совет Ладакха призвать к социальному и экономическому бойкоту мусульман, который был отменен в 1992 году. В октябре 1993 года правительство Индии и правительство штата согласились предоставить Ладакху статус Автономного горного совета. В 1995 году Ладакхский автономный совет по развитию холмов Был создан .
В феврале 2019 года Ладакх стал отдельным налоговым и административным подразделением в штате Джамму и Кашмир, ранее входив в состав Кашмирского подразделения . Как подразделение, Ладакх получил собственного комиссара дивизии и генерального инспектора полиции .
Первоначально Лех был выбран штаб-квартирой новой дивизии, однако после протестов было объявлено, что Лех и Каргил будут совместно выполнять функции штаб-квартиры дивизии, в каждой из которых будет находиться дополнительный комиссар дивизии для оказания помощи комиссару дивизии и генеральному инспектору полиции, которые будут проводят половину своего времени в каждом городе. [29]
Индийская союзная территория Ладакх
[ редактировать ]В августе 2019 года закон о реорганизации принял парламент Индии , который содержал положения о восстановлении Ладакха как союзной территории , отдельной от остальной части Джамму и Кашмира 31 октября 2019 года. [30] [31] [32] [33] По условиям закона, союзная территория должна была управляться вице-губернатором, действующим от имени центрального правительства Индии, и не имела избранного законодательного собрания или главного министра. Каждый округ на новой союзной территории продолжит выбирать автономный окружной совет , как это делалось ранее. [34]
Карта
[ редактировать ]- Ярлыки с акцентами Aqua представляют гомпы или монастыри, которые платили самые высокие налоги в 1850-х годах — Хемис (с Ханле ) 900 рупий; Химра 900 рупий; Тигсе 500 рупий; Питак 500 рупий; Гаван 900 рупий; Лама Юру 900 рупий. [36] (см. составленную Стрейчи 1851 карту Ладакха, года , где можно найти похожие варианты написания мест, например, Чимра / Чемре и т. д.)
- Маршрут отмечен красными стрелками (
) изображены маршруты кампаний Зоравара Сингха в Ладакхе и Бельцах. Стрелки с 1 по 5 показывают начало от Киштавара в 1834 году через Варван до долины Суру, затем на север до Дкарсте и оттуда поворот на юго-восток к Халаце . Стрелки от A до D изображают завоевание Бельц до Скарду и обратно. Цветные этикетки обозначают завоевания на юго-востоке, ведущие в Тибет и заканчивающиеся в Таклакоте . [37]
- Полковник Н. Кумар возглавлял индийские команды, поднявшиеся на Терам Кангри II в 1978 году и Сиа Кангри и Салторо Кангри в 1981 году. [38]
Историография
[ редактировать ]Основным письменным источником по истории Ладакха являются Ладакхские хроники 17 века . [39] [40] : 1, 3 [41] : 7 Ладакхские хроники — один из двух сохранившихся литературных источников из Ладакха до XIX века, второй — биография сТаг-цах-рас-па, написанная в 1663 году. [40] : 1, 3 Известно, что существовало всего семь оригинальных рукописей летописей, из которых до наших дней сохранились только две. [40] : 1–2
Примечания
[ редактировать ]- ^ Назначен Зораваром Сингхом . «Система управления, введенная Вазиром Зораваром, некоторое время оставалась в силе».
- ^ «За Кедару Танедаром в 1863 году последовал Вазир Лабажу из Киштвара в качестве Кардара из Балтистана. […] Его сменил Мехта Мангал, десятилетие правления которого длилось с 1875 по 1885 год […]»
Сноски
[ редактировать ]- ^ Ли (1996), с. 121.
- ^ GR Том. III (2001), с. 228.
- ^ Ризви (1996), с. 56.
- ^ Наводнение, Финбарр Бэрри (2017). Турок в Духанге? Сравнительные взгляды на элитную одежду в средневековом Ладакхе и на Кавказе . Издательство Австрийской академии наук. стр. 231–243.
- ^ Франке, Август Герман (1992). Древности Индийского Тибета . Азиатские образовательные услуги . п. 92. ИСБН 81-206-0769-4 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Краткая история Ладакха: Гималайское буддийское королевство» . Ладакх Друкпа.com. Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Петеч, Лучано. Королевство Ладакх ок. 950–1842 гг. н. э. , Итальянский институт средств массовой информации и Дальнего Востока, 1977 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лорам, Чарли. Поход в Ладакх , Trailblazer Publications, 2004 г.
- ^ Каул, Х.Н. (1 января 1998 г.). Новое открытие Ладакха . Индус Паблишинг. ISBN 9788173870866 .
- ^ Ризви, Джанет. Ладакх - перекресток высокой Азии , Oxford University Press, 1996 г.
- ^ Буддийские Западные Гималаи: политико-религиозная история . Индус Паблишинг. 1 января 2001 г. ISBN . 9788173871245 .
- ^ Каул, Шридхар; Каул, Х.Н. (1 января 1992 г.). Ладакх сквозь века, к новой идентичности . Индус Паблишинг. ISBN 9788185182759 .
- ^ Джина, Прем Сингх (1 января 1996 г.). Ладакх: Земля и люди . Индус Паблишинг. ISBN 9788173870576 .
- ^ Осмастон, Генри; Денвуд, Филип (1 января 1995 г.). Недавние исследования Ладакха 4 и 5: материалы четвертого и пятого международных коллоквиумов по Ладакху . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 9788120814042 .
- ^ Бора, Нирмала (1 января 2004 г.). Ладакх: Общество и экономика . Издатели и дистрибьюторы Анамика. ISBN 9788179750124 .
- ^ Осмастон, Генри; Церинг, Наванг; Исследования, Международная ассоциация Ладакха (1 января 1997 г.). Недавние исследования Ладакха 6: Материалы шестого международного коллоквиума по Ладакху, Лех, 1993 г. Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120814325 .
- ^ Осмастон, Генри; Денвуд, Филип (1 января 1995 г.). Недавние исследования Ладакха 4 и 5: материалы четвертого и пятого международных коллоквиумов по Ладакху . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120814042 .
- ^ Каул и Каул 1992 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Каул 1998 , с. 85.
- ^ Каул и Каул 1992 , с. 101–102.
- ^ Jump up to: а б с д и Каул и Каул 1992 , с. 102.
- ^ Каул 1998 , с. 85–86.
- ^ Каул 1998 , с. 86.
- ^ Каул 1998 , с. 86–87.
- ^ Jump up to: а б с д Каул 1998 , с. 87.
- ^ Бик, Мартин ван; Пири, Фернанда (25 июля 2008 г.). Современный Ладакх: антропологические взгляды на преемственность и изменения . БРИЛЛ. п. 52. ИСБН 978-90-474-4334-6 .
- ^ Jump up to: а б Каул и Каул 1992 , с. 104.
- ^ Грей Таттл; Куртис Р. Шеффер (12 марта 2013 г.). Читатель истории Тибета . Издательство Колумбийского университета. стр. 603–. ISBN 978-0-231-14468-1 .
- ^ «Штаб дивизии Ладакх будет курсировать между Лехом и Каргилом: губернатор Малик» . 15 февраля 2019 г.
- ↑ Раджья Сабха уже объявляет J&K союзной территорией, а не государством , NDTV, 5 августа 2019 г.
- ^ «Статья 370 отменена. Обновления: Джамму и Кашмир теперь являются союзной территорией, Лок Сабха принимает закон о раздвоении» . www.businesstoday.in . 6 августа 2019 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 мая 2021 года . Проверено 31 октября 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2019 года . Проверено 31 октября 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Закон о LAHDC будет действовать, а поправки 2018 года будут защищены: губернатор» . 30 августа 2019 г.
- ^ Брей, Джон, изд. (2005). "Введение". История Ладакха: местные и региональные перспективы . Брилл. ISBN 9789004145511 . Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ Каннингем, Александр (1854). Ладак, физический, статистический и исторический; с уведомлениями о соседних странах . Лондон: WH Allen & Co., с. 273.
- ^ Чарак, Сухдев Сингх (2016). Генерал Зоравар Сингх . Нью-Дели: Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 16. ISBN 9788123026480 .
- ^ Сиркар, Джойдип (1984). «Орополитика» (PDF) . Британский альпийский журнал . п. 78. Архивировано (PDF) из оригинала 1 января 2021 года . Проверено 31 декабря 2020 г.
- ^ Пири, Фернанда (2007). Мир и конфликт в Ладакхе: построение хрупкой паутины порядка . Библиотека тибетологии Брилла. Том. 13. Издательство «Брилл» . ISBN 9789004155961 .
- ^ Jump up to: а б с Петеч, Лучано (1977). Королевство Ладакх: ок. 950–1842 гг. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. ISBN 9788863230581 .
- ^ Брей, Джон (2005). «Введение: знакомство с историей Ладакхи». В Брее, Джон (ред.). История Ладакхи: местные и региональные перспективы . Библиотека тибетских исследований Брилла. Том. 9. Издательство «Брилл» . ISBN 9789004145511 .
Ссылки
[ редактировать ]- Каннингем, Александр (1854). ЛАДАК: Физические, статистические и исторические данные с примечаниями о соседних странах . Лондон. Перепечатка: Sagar Publications (1977).
- Франке, AH (1907) История Ладакха . (Первоначально опубликовано как «История Западного Тибета» , 1907 г.). Издание 1977 года с критическим введением и аннотациями С.С. Гергана и Ф.М. Хасснейна. Стерлинг Паблишерс, Нью-Дели.
- Франке, АХ (1914). Древности Индийского Тибета . Два тома. (Калькутта. Перепечатка 1972 г.: С. Чанд, Нью-Дели.
- ГР Том. III (2001): Большой словарь китайского языка Риччи . 7 томов. (2001). Институты Риччи (Париж – Тайбэй). ISBN 2-220-04667-2 .
- Ли Жунси (переводчик). Великая хроника династии Тан в западных регионах . Центр буддийских переводов и исследований Нумата, Беркли, Калифорния. ISBN 1-886439-02-8 .
- Ризви, Джанет. (1996). Ладакх: Перекресток Высокой Азии . Второе издание. Оксфорд Индия в мягкой обложке. Третье впечатление 2001. ISBN 0-19-564546-4 .
- Шеттлер, Маргрет и Рольф. (1981). Кашмир, Ладакх и Занскар , Одинокая планета: Южная Ярра, Виктория, Австралия. ISBN 0-908086-21-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зейслер, Беттина. (2010). «К востоку от Луны и к западу от Солнца? Приближение к земле со многими именами, к северу от Древней Индии и к югу от Хотана». В: Тибетский журнал , специальный выпуск. Осень 2009 г., том XXXIV, н. 3-лето 2010 г., том XXXV, н. 2. «Записки Земляного Быка», под редакцией Роберто Витали, стр. 371–463.