Мученичество святого Фомы (Рубенс)
Мученичество святого Фомы | |
---|---|
![]() | |
Художник | Питер Пауль Рубенс |
Год | 1637-1638 |
Середина | холст, масло |
Размеры | 382 см × 254 см (150 × 100 дюймов) |
Расположение | Национальная галерея , Прага |
«Мученичество святого Фомы» — , маслом на холсте картина, написанная фламандским художником Питером Паулем Рубенсом в 1637-1638 годах . На ней изображено святого апостола Фомы мученичество в Ченнаи , Индия, 3 июля 72 года н.э., и она была написана для алтаря церкви Босоногих августинцев в Праге , церкви Св. Фомы . [ 1 ] «Мученичество Фомы» примечательно ошибочным использованием Рубенсом классической архитектуры для изображения индийского здания на заднем плане изображения и его фантастическим изображением индуистского бога . [ 2 ] Сейчас эта картина находится в коллекции Народной галереи в Праге.
Описание
[ редактировать ]
В картине Рубена «Мученичество святого Фомы» изображен апостол в момент удара копьем, приведшего к его смерти. Присутствуют одиннадцать фигур; пятеро — ангелы, пятеро — брамины , а последний — сам Фома. Одетый в черное и босой, Томас сжимает в руках каменный крест. [ 2 ] протягивая руку к ангелу, протягивающему ему пальмовую ветвь . [ 1 ] Позади него стоит брамин, держащий над Томасом кинжал, а другой приближается к нему, собираясь бросить в него камень. Позади них находится куполообразное здание в римском стиле со спиральными колоннами, фигурой дьявольского идола и головами слонов. Еще есть две пальмы, а в пространстве между крестом Фомы и темнокожей фигурой — волны моря. Первоначально эта картина была большего размера, на ней была еще одна пальма и фигура брамина. [ 3 ] Когда в 1723 году пражская церковь Св. Фомы была сильно повреждена молнией, церковь пришлось реконструировать. [ 2 ] За это время конструкция рамы была изменена, в результате чего ее обрезали со всех сторон. [ 3 ] Единственное известное изображение оригинальной композиции — это отпечаток, основанный на оригинале, гравированном Джейкобом Ниффсом. [ 1 ] [ 2 ]
Тема сообщения
[ редактировать ]По преданию, святой Фома был искусным архитектором и апостолом, которого Господь призвал для путешествия в Индию. [ 4 ] Король Индии Гундофер искал архитектора, чтобы построить ему дворец в римском стиле, «mirabili palatio» (великолепный дворец). [ 4 ] Хотя святой Фома не решался идти, Господь пообещал вести его в безопасности и настоял, чтобы именно святой Фома стал миссионером для «язычников». [ 4 ] Наряду с обещанием безопасности Бог пообещал святому Фоме присоединиться к нему на небесах через мученическую смерть. [ 4 ] Вскоре Томас отправился в Индию, и ему были поручены средства построить королю дворец, пока он будет в путешествии. [ 4 ] Вместо этого Томас раздал деньги людям и начал свою миссию. [ 4 ] Брат короля, тоже желавший иметь дворец, вызвал Фому работать на себя. [ 4 ] Когда Фома отказался, предложив вместо этого Царство Божие, брат царя послал за ним, чтобы его нашли и подвергли пыткам. [ 4 ] Фома бросил вызов брату царя, заявив, что он будет поклоняться языческому богу, только если Бог не уничтожит идола в тот же момент. [ 4 ] Если бы Бог хотел уничтожить его, людям, посланным убить Фому, пришлось бы обратиться в христианство. [ 4 ] Когда Фома стал наклоняться, чтобы поклониться идолу, он растаял, как воск. [ 4 ] Вместо того, чтобы принять христианство, брамины напали на Томаса во имя своего кумира, убив его копьем. [ 4 ]
Комиссия
[ редактировать ]
Ян Свитавский заказал Мученичество святого Фомы рядом со святым Августином на берегу моря» . для алтаря церкви « [ 2 ] Обе эти картины Свитавский заказал в свой последний период пребывания на посту настоятеля пражского августинского монастыря. [ 1 ] Рубенсу заплатили 945 гульденов . За эту комиссию [ 2 ]
Стилистический выбор
[ редактировать ]Рубенс, никогда сам не бывавший в Индии, использовал для создания этой картины множество влияний и историй. Считается, что Рубенс использовал историю святого Фомы из « легенды » Золотой Якоба де Ворагина . [ 1 ] [ 2 ] Рубенс также использовал описания Индии и Азии в книге «Восточная Индия» братьев Теодора и Исраэля Де Брай, чтобы понять, как могут выглядеть другие фигуры и Азия. [ 2 ] На заднем плане мы видим кокос и пальму арека , которые должны были указать на восточный контекст этой картины. [ 2 ] Говорят, что христианский рай окружен пальмами, поэтому пальмы являются символом внутренней жизни в христианской вере. Здесь Рубенс использует пальмы как символ вечной жизни святого Фомы, пришедшей на смену мученичеству. [ 2 ]
Сент-Томас
[ редактировать ]Согласно «Flos Sanctorum» Педро де Рибаденейры , святой Фома носил старый плащ и одевался как бедняк. [ 1 ] [ 2 ] Также сообщалось, что у него были «incompta caesarie» и «vilis, despectus, inops»; нечесаные волосы, имеющие обычный, неприглядный и обедневший вид. [ 1 ] [ 3 ] Что необычно для того времени, в котором жил Фома, он был изображен босиком, в необычной для апостола одежде, в клобуке, подобном тем, которые носят нищие монахи . [ 1 ] Чтобы Фома предстал в Праге членом ордена августинцев, Рубенс решил одеть Апостола так же, босиком. [ 1 ] Целью этого было вызвать у наблюдателей-августинцев желание рассматривать Святого Фому как образец и лучше служить своей вере благодаря его мученичеству. [ 1 ] Поза умирающего Апостола аналогична позе умирающего Лаокоона . [ 1 ] [ 2 ] Скульптура была широко известна художникам шестнадцатого и семнадцатого веков как пример горя и агонии и пользовалась большим уважением. [ 2 ] Во время своего пребывания в Риме Рубенс нарисовал скульптуру в нескольких ракурсах, чтобы использовать ее в будущем, например, в этой картине. [ 2 ]
Брамины
[ редактировать ]Для создания индийских фигур Рубенс использовал книгу «Восточная Индия» в качестве руководства для своего изображения. [ 2 ] В книге описано, что индийские брамины имеют ту же форму и пропорции, что и европейцы, с той лишь разницей, что они имеют религию и цвет кожи. [ 2 ] [ 5 ] Также описано, что они ходят почти обнаженными, с тканью, закрывающей пах, и тюрбанами на голове. [ 2 ] [ 5 ] Рубенс изобразил браминов очень близко к тому, как они описаны в этой книге, с почти обнаженными мускулистыми формами и тканевыми покровами.
Архитектура
[ редактировать ]Одна из самых примечательных частей этой картины — использование архитектуры для поддержки истоков истории. Рубенс нарисовал витые колонны , имеющие весьма символическое значение в христианском искусстве, но соединил их с языческим идолом и головами слонов. Цель заключалась в том, чтобы показать место мученической смерти Фомы, соединив при этом римскую архитектуру, аналогичную той, которую мог бы создать Апостол. [ 2 ] Головы слонов — не только символ Индии, но и символ легенды о Томасе. [ 2 ] Рубенс Педро де Рибаденейры » ссылается на «Flos Sanctorum снова , в котором есть история о том, как Святой Фома в одиночку передвинул большое дерево, когда несколько слонов не смогли этого сделать. [ 2 ] В качестве идола в верхней части колонны Рубенс сослался на «Imagini delli dei dei dei gl'antichi», книгу шестнадцатого века, подробно описывающую изображения античных богов. [ 2 ] Затем Рубенс добавил к идолу звериные ноги, два рога и хвост. [ 2 ] Целью представления идола было передать сообщение о том, что все, что противоречит христианской религии, является делом дьявола, передаваемым через дьяволоподобную фигуру. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Зауэрлендер, Виллибальд (2014). «Восьмой Мартдо». Католик Рубенс: Святые и мученики . Перевод Долленмайера, Дэвида. Исследовательский институт Гетти. ISBN 9781606062685 . LCCN 2013039285 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Уппенкамп, Барбара (2016). «Индийские мотивы в произведении Питера Пауля Рубенса «Мученичество святого Фомы и чудеса святого Франциска Ксаверия». Ежегодник истории голландского искусства . 66 : 112–141. дои : 10.1163/22145966-90000783 .
- ^ Jump up to: а б с Влиге, Ганс (1973). Святые. 2 . Corpus Rubenianum Людвиг Бурхард / изд. Национальным центром изящных искусств 16 и 17 веков. Лондон: Файдон. ISBN 978-0-7148-1505-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Якобус; Кэкстон, Уильям; Якоб (1229–1298). Эллис, Фредерик Стартридж (ред.). Золотая легенда: или Жития святых . Классика Темпла (Реп. из изд. 1900 г., Лондонское изд.). Нью-Йорк: AMS Press. ISBN 978-0-404-06770-0 .
- ^ Jump up to: а б Де Бри, Иоганн Теодор; Де Бри, Иоганн Исраэль (1598). Индия Восточная (3-е изд.).