Реформационная философия
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( декабрь 2013 г. ) |
Реформационная философия общества — это неокальвинистское движение, инициатором которого стали Герман Дойевеерд и Д.Х.Т. Волленховена , стремящегося развивать философскую мысль в реформатском христианском направлении. Оно связано с идеей политического сообщества и восходит к монархическому мышлению XVI века. Эта школа мысли имела особое влияние в Нидерландах и способствовала тому, что страна стала первым современным национальным государством. Свобода совести и борьба с тиранией занимают особое место в реформационной философии общества.
Исторический обзор
[ редактировать ]В 1926 году два учёных -кальвиниста были назначены на должности в Свободном университете (ВУ) в Амстердаме , Нидерланды. Оба получили там образование и находились под влиянием идей его основателя Абрахама Кайпера , чей неокальвинизм оказал значительное влияние на политику и культуру голландского общества. Д. Х. Че. Волленховен был назначен первым штатным профессором философии в университете, а его зять Герман Дойвеверд был назначен на юридический факультет.
Оба человека уже сотрудничали в развитии уникальной христианской философии , и их труды начали приносить значительные плоды в течение следующих десяти лет. В середине 1930-х годов вышла серия значительных публикаций, кульминацией которых стал выдающийся опус Дойевеерда De Wijsbegeerte der Wetsidee («Философия космомонической идеи») в трех томах. В это время Волленховен организовал Ассоциацию кальвинистской философии , президентом которой он был до выхода на пенсию в 1963 году, которая к тому времени уже была международной организацией, насчитывающей более 500 членов. Ассоциации Дойеверд стал первым редактором академического журнала Philosophia Reformata .
После Второй мировой войны Ассоциация кальвинистской философии воспользовалась правовым положением, которое, создав для этой цели вторую организацию, позволило заинтересованным в дальнейшем проекте назначать профессоров на специальные кафедры в государственных университетах. Йохан Меккес был назначен в 1947 году в Роттердаме , Лейдене и Эйндховене , К. Дж. Попма в Гронингене в 1948 году и позже в Утрехте (1955), С. Ю. Зуйдема в Свободном университете и Утрехте в 1948 году и Хендрик Ван Риссен в Делфте и Эйндховене в 1951 году.
В 1950-х и 1960-х годах, в основном под влиянием американского студента Волленховена Х. Эвана Раннера , многие североамериканцы с голландскими корнями приехали учиться у этих кальвинистских философов, увеличивая влияние этой новой философии. Дойвеерд также переработал свою более раннюю работу для публикации на английском языке под названием « Новая критика теоретической мысли» . Как следствие, Дойевеерд получил наибольшую известность за пределами Нидерландов .
Хотя кальвинистская по своей сути реформационная философия всегда была экуменической по своему мировоззрению. Позже Дойвеерд отверг термин «кальвинистский», желая, чтобы его философия рассматривалась как «реформационно-экуменическая» христианская. К 50-летию Ассоциации Якоб Клапвейк подвел итог некоторым центральным темам реформационной философии и выразил надежду на ее дальнейший вклад. Эта важная статья называлась «Реформационная философия на границе между прошлым и будущим». В 1995 году Ассоциация кальвинистской философии стала Ассоциацией реформационной философии , а ее опорный фонд стал Фондом христианской философии (Stichting voor Christelijke Filosofie, в новом голландском написании).
Разные поколения
[ редактировать ]Ян-Виллем Дейксхорн [1] выделяет четыре разных поколения голландских философов-реформаторов. Первым поколением были Волленховен и Дойвеерд; второе поколение: Хендрик Ван Риссен , К.Дж. Попма , С.У. Зуйдема и Йохан Меккес ; третье поколение: Эгберт Шурман , Хенк Гертсема и Сандер Гриффиоен ; четвертое поколение: Ян Хугланд. К другим представителям третьего, четвертого или промежуточного поколения следует отнести доктора Маартена Веркерка, чья переводная книга будет широко читаться в Северной Америке: « Доверие и власть в цехах: этнографическое, этическое и философское исследование ответственного поведения в промышленных организациях». .
Собственный культурный контекст Дейксхорна остается вне поля зрения Х. Эвана Раннера второго поколения , который учился в Нидерландах, но затем вернулся в Соединенные Штаты, чтобы преподавать в Кэлвин-колледже, Гранд-Рапидс, Мичиган. Раннер был студентом Волленховена и также внимательно изучал работы Дойевеерда. Раннер вернулся в США, чтобы преподавать, а оттуда отправил обратно студентов ВУ для работы над докторскими диссертациями под руководством Волленховена по философии, одного под руководством Дойвеерда по юриспруденции, а других - над множеством дополнительных дисциплин - таково было влияние Раннера! Многие из них были детьми семей, которые эмигрировали из Нидерландов в Канаду или США, учились у Х. Эвана Раннера в Кальвин-колледже , вернулись в ВУ уже двуязычными, получили докторскую степень, некоторые остались в Нидерландах и ВУ. некоторые вернуться в Северную Америку. Еще один человек этого поколения, заслуживающий упоминания, — биолог Иоганн Х. Димер , первый секретарь редколлегии журнала. Philosophia Reformata , чей труд «Природа и чудо» читается до сих пор. Он умер рано, в возрасте 41 года, будучи узником нацистского концлагеря .
В Северной Америке в Торонто был основан Институт христианских исследований (ICS), предлагающий ученые степени. ICS поддерживает давние отношения сотрудничества с VU, Федерацией теологических школ Университета Торонто, а в последнее время и с философским факультетом университета. Так, в Северной Америке существует активное второе поколение философов-реформаторов в лице Кальвина Зеервельда ; третье поколение, включая Хендрика Харта , Бернарда Зилстру (умершего), Джеймса Олтиуса , Арнольда ДеГраафа (впоследствии практикующего психотерапевта в течение 30 лет и соучредителя Центра монотерапии, Моно, Онтарио), Томаса Макинтайра, Альберта М. Уолтерса , Уильяма Роу. Джордж ВандерВельде (богослов, получивший докторскую степень под руководством Г.К. Беркувера ); и можно добавить представителей четвертого поколения Пола Маршалла и Роберта Свитмана – и это только те, кто занимал активную профессорскую должность в ICS.
В настоящее время в рамках программы сотрудничества с VU ICS имеет большое количество докторантов. В самой ICS они теперь включают:
- Ламберт Зюйдерварт (старший член отдела систематической философии ICS)
- Рональд А. Койперс (старший сотрудник отдела философии религии ICS)
- Дуг Бломберг (который консультировался с Дойевердом по поводу его диссертации по философии образования , написанной для австралийского университета, и в настоящее время является старшим членом отдела философии образования в ICS)
Среди других выпускников:
- Адриенн Денгеринк Чаплин (выпускница VU, бывшая студентка ICS, бывший старший член отдела философской эстетики ICS, сейчас выступает и пишет в Англии, где ее муж занял ключевой пост)
- Джонатан Чаплин (студент ICS Лондонской школы экономики по политологии, бывший профессор политической теории ICS, ныне Институт христианской этики Кирби Лэнга в Тиндейл-Хаус , Кембридж, Великобритания).
- Джеймс К.А. Смит (магистр философии в ICS, доктор философии в Вилланове под руководством Джона Д. Капуто ). Смит нашел себе место на стыке реформационной философии, деконструкции и радикальной ортодоксальности .
Среди поколений можно было бы включить и многие другие имена, например, среди тех, кто преподавал в ICS, Университетском колледже Искупителя и Колледже Нью-Джерси (бывший Государственный университет Трентона, штат Нью-Джерси) и…
- Доктор Альберт Уолтерс учился у Раннера, затем у Волленховена, преподавал в ICS, преподавал в Университетском колледже Искупителя (Онтарио), сейчас на пенсии, в настоящее время научный сотрудник в новом Центре публичного богословия Пайдеа (Анкастер, Онтарио).
- Доктор Рой А. Клоузер , ныне вышедший на пенсию, много сделал для популяризации реформационной философии своей книгой «Миф о религиозном нейтралитете» (1-е изд. 1991 г.; пересмотренное издание 2005 г.).
- Недавно Дэни Штраус опубликовал обширное исследование взаимосвязи между философией и специальными науками: «Философия: дисциплина дисциплин» (715 страниц), Гранд-Рапидс: Paideia Press, 2009.
Основные претензии
[ редактировать ]Есть два основных утверждения, которые характеризуют реформаторскую философию.
Религиозные корни философской мысли
[ редактировать ]Реформационная философия отвергает точку зрения, согласно которой теоретическая мысль, в том числе философская, является автономной . Мнение о том, что теоретическое мышление представляет собой чисто рациональную деятельность; имеет чисто рациональное основание или не требует никаких дотеоретических условий или обязательств, поскольку его возможность не может быть подтверждена. Любая попытка объяснить теоретическое мышление без признания нетеоретических факторов обречена на провал в неразрешимые антиномии . Вывод « Трансцендентальной критики теоретической мысли» Дойвеерда заключается в том, что философия не может функционировать без глубоких религиозных предпосылок . Его анализ влияния религиозных мотивов на историю философии – особенно анализа природной свободы в современном гуманизме (см. Dooyeweerd 1997 Vol.1) – иллюстрирует этот вывод.
Модальная теория
[ редактировать ]Реформационная философия всегда заботилась о том, чтобы философия была плодотворной для специальных наук; теория нередуцируемых наибольшее влияние в этом отношении оказала модальных аспектов. Хотя мнения различаются, принято выделять пятнадцать модальных аспектов, которые отражают способы или способы, которыми мы воспринимаем реальность. Это: числовые, пространственные, кинематические, физические, органические, психические, логические, исторические, лингвистические, социальные, экономические, эстетические, юридические, моральные и мистические. Каждый модус выражает себя во всех других модусах через аналогии внутри модуса, которые либо «предвосхищают» более поздние модусы, либо «ретроципируют» более ранние модусы. Любая нередукционистская теория реальности должна признавать конкретные способы функционирования каждой сущности, действия или процесса во всех модальных аспектах, иначе они снова попадут в антиномии (см. Dooyeweerd 1997 Vol.2).
Ссылки
[ редактировать ]- Клоузер, Рой Миф о религиозном нейтралитете ( University of Notre Dame Press , 1991)
- Дойвеерд, Герман Новая критика теоретической мысли (Эдвин Меллен, 1997)
- Калсбек. L Контуры христианской философии (Wedge Publishing, 1975)
- Тол, Энтони «Памяти: Дирка Хендрика Теодора Волленховена» Philosophia Reformata 43 (3–4) 1978, стр. 93–100
- Зилстра, Бернар «Введение» в «Очертания христианской философии» (Wedge Publishing, 1975), стр. 14–33.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Реформационная философия» . Архивировано из оригинала 17 мая 2006 г. Проверено 21 апреля 2006 г.