Йохан Меккес
Йохан Петер Альбертус Меккес (23 апреля 1898, Хардервейк — 26 июля 1987, Гаага ) — голландский философ . Начав свою карьеру офицером голландской армии, позже он изучал право и философию. Его активная жизнь как издательского философа началась примерно в 1947 году. В 1949 году он стал профессором философии в Лейденском университете . Из-за нехватки переведенных работ он мало известен в англоязычном мире, но оказал влияние на ряд других голландских философов. Он был одним из второго поколения философов-реформаторов, вышедших из Свободного университета (VU) в Амстердаме , после первого поколения Германа Дойвеерда и Д.Х. Волленховен . Другими представителями второго поколения были: Хендрик ван Риссен , С.У. Зуйдема и К.Дж. Попма .
Краткое изложение его мыслей
[ редактировать ]Философию Меккеса отличает прежде всего его страстное внимание к индивидуально-субъективной конкретности человеческой жизни даже в ее общественной и исторической связи. Будучи неудовлетворенным формализмом Канта, равно как и схоластической традицией, стремящейся удержать реальность некоей сверхъестественной формы бытия, он разработал целостный образ мышления, в котором естественные и типично человеческие способы опыта одинаково равноценны. важный.
По мнению Меккеса, основным недостатком большинства западных философских традиций является их абстрактность. Это коренится в абсолютизации абстрактно-аналитического мышления в противовес конкретности живых людей. В ответ на основную проблему человеческого существования философия попыталась найти решение с помощью своих теоретических идей. Однако теория может иметь дело только с абстракциями. Но проблема человеческого существования вовсе не абстрактна. Это проблема конкретного, конечного существования. В своей конкретной конечности человек лишен экзистенциального смысла. Поэтому, если и есть какое-то решение, то его можно найти только в личной конкретности. Путь сверхъестественной религии так же, как и путь теоретической абсолютизации, тупиковый. Итак, человек должен сосредоточиться на своей индивидуальной конкретной субъективности. Именно там принимается решение о смысле. Но смысл кажется чем-то трудным, и не в последнюю очередь потому, что естественное существование человека конечно. Поскольку это единственное его существование, проблема становится проблемой любви. Как нам полюбить нашу реальность? Именно в соответствии с этой идеей значения Меккес читает Священное Писание . Библейский образ жизни и опыта ограничен и полон несчастий. Но это путь базовой любви. Меккес находит эти две характеристики существования — конечность и жизнь любовью — в древнейших еврейских традициях. Его герменевтика значения возвращает нас к началу всей позднейшей схоластики, не обращаясь к тому, что сегодня понимается как типичные еврейские традиции. Поскольку он принципиально отличается от греческой традиции абсолютизации теории, а также от попытки синтезировать греческий образ мышления с еврейской мыслью (схоластика), а также от еврейских традиций, Меккес как бы черпает первоисточник. смысла. Фактически, центральной в его мышлении является идея Происхождения, с которым мы «связаны» в самой глубине нашего существа. Это центральное «отношение» находится за пределами нашего теоретического понимания, поскольку оно фактически предполагается всей теоретической деятельностью. Наше бытие как таковое зарождается, и его ядро должно иметь аффективную природу.
Последовательно опираясь на эти основные идеи, он продолжал следить и обсуждать развитие феноменологии и экзистенциализма. На протяжении всех своих публикаций он продолжал, на все более глубоком уровне, дискутировать с философией Шелера, Хайдеггера, Ясперса, Сартра. Удерживая время, субъективную индивидуальность и проблему смысла на переднем плане своего внимания, он намеревался внести вклад в фундаментальное реформирование самой философии.
Хронология
[ редактировать ]1915–1940 Высокопоставленный офицер голландской армии.
1928–1931 учился в Высшей военной академии в Гааге.
1933–1940 Адъютант командующего действующей армией.
1940 Диссертация «Развитие гуманистических теорий политической справедливости», Свободный университет, Амстердам.
1942–1945 Заключен нацистами в лагере для военнопленных Станислав. Читал лекцию по книге Дойевеерда «De Wijsbegeerte der Wetsidee» своим сокамерникам, среди которых Ханс Рукмаакер [1]
1945–1975 работал в голландском аналоге ФБР (BVD), а затем преподавал христианскую философию в школе экономики в Роттердаме. Позже в Лейденском университете .
Основные публикации
[ редактировать ]Меккес написал около 600 статей и обзоров. Ниже перечислены его наиболее важные и крупные публикации.
- 1949 Значение предмета в современной философии ценности в свете космомической идеи, вступительная лекция, издательство Лейденского университета, Лейден.
- 1961 Откровение творения и философия, Кок, Кампен (переведено в 2010 году как «Сотворение, откровение и философия», Dordt College Press, Айова)
- 1965 Знак и мотив существа (Creational Meaning Dynamics), Амстердам, Бийтен и Шипперхейн.
- 1971 Radix, Tijd en Kennen (Radix, Time и Knowing), Амстердам, Бийтен и Шипперхейн
- 1973 Tijd der Bezinning (Время для размышлений) в: Время и философия, 2012, Dordt College Press, Айова
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.allofliferedeemed.co.uk/mekkes.htm
- Биография на сайте biografischportaal.nl.