Д.Х. Волленховен
Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( январь 2023 г. ) |
Дирк Хендрик Теодор Волленховен (1 ноября 1892, Амстердам — 6 июня 1978, Амстердам) — голландский философ.
История жизни и ранние работы
[ редактировать ]Волленховен родился в Амстердаме , в семье Дирка Хендрика Волленховена и Катарины Прюйс. Его отец был офицером телеграфной таможни в Амстердаме. В 1911 году Волленховен зарегистрировался на двух факультетах Vrije Universiteit в Амстердаме, факультете теологии и факультете искусств и философии, и в 1918 году получил степень доктора философии ( с отличием ). Он был пастором реформатских церквей , сначала в Осткапелле , 1918–1921, затем в Гааге , 1921–1926. Он был назначен профессором философии во Vrije Universiteit в 1926 году и вышел на пенсию в 1963 году. 10 октября 1918 года он женился на Гермине Марии Дойевеерд (1892–1973). У них было пятеро детей: две девочки и три мальчика. [1]
Волленховен был человеком, сочетавшим прямую ясность с глубокой проницательностью. Он обладал аналитическим умом, который владел многими различиями. Он был набожным, скромным, услужливым и преданным своему многочисленным делам. На факультете искусств и философии он читал с 1926 по 1954 годы все курсы философии: историю философии , общую систематическую философию , логику и теоретическую психологию (последняя в то время считалась философской дисциплиной) и также обязательное введение в философию для студентов-первокурсников всех факультетов.Готовя диссертацию о влиянии философии на математику и естественные науки, Волленховен проповедовал практически каждое воскресенье, став тем самым известной фигурой в реформатских церквях. За год до получения докторской степени умерли его отец, а также его научный руководитель и наставник Ян Вольтьер . GHJWJ Гисинк взял на себя контроль над завершением диссертации (теперь с ограниченной темой) под названием «Философия математики с теистической точки зрения». [2] Амстердамский математик Геррит Маннури , которого Волленховен критически охарактеризовал как «наиболее последовательного формалиста и коммунистического прагматика», сочувственно отреагировал на диссертацию, заявив, что Волленховен пошел по пути, «который еще никем не был проложен» и что он делал это «не как теолог и не как математик, а как человек, который дорожил своей верой, но не презирал мысли». [3]
В пасторском доме в Осткапелле, а затем в Гааге Волленховен добросовестно выполнял свои обязанности, но продолжал также изучать философию. В 1920 году он получил стипендию и отпуск для изучения психологии у Феликса Крюгера в течение пяти месяцев в Лейпциге. В начале 1920-х годов неокантианство было доминирующей школой в Нидерландах. В философии Волленховен искал теистически опосредованного примирения мысли и бытия с приоритетом, отдаваемым бытию. Примерно в середине 1922 года это мнение радикализировалось: знание (и мысль) — это часть бытия. Неокантианство, напротив, отошло от мысли и обосновало это гуманистически. Другими словами, Волленховен греб против основного течения своего времени. Его многочисленные обязательства и интересы привели к тому, что он стал переутомлен. В (середине) января 1923 года у него случился психический коллапс, выздоровление заняло большую часть того года.
Волленховен и Дойвеерд
[ редактировать ]Тем временем зять Волленховена, товарищ по шахматам и бывший приятель по учебе Герман Дойвеверд начал активно заниматься философией. Он посетил Волленховен в Осткапелле, чтобы обсудить, как он мог бы более методично проложить себе путь к философии. Когда оба жили в Гааге, их дискуссии стали более интенсивными и обстоятельными, и возникло прочное партнерство в области философии, которое продлилось всю жизнь. Однако их личности были очень разными: Волленховен с его аналитическим складом ума был организатором, систематическим мыслителем и человеком подробных исторических обзоров; Дуйеверд, обладая музыкальным талантом (он был прекрасным пианистом), был юристом по образованию и стремился к грандиозному замыслу. Волленховен хорошо разбирался в проблемах математики, естественных наук, биологии, психологии, эпистемологии и теологии, а Дойвеерд хорошо владел социологией, экономикой и юриспруденцией. С конца 1923 года оба выдвинули «реформированную философию» (то, что они называли «кальвинистской философией», которую сейчас обычно называют Реформационная философия ). Они одновременно были назначены на кафедры университета Vrije Universiteit в Амстердаме в 1926 году, Дойевеерд - на юридический факультет, Волленховен - на факультет искусств и философии в качестве преемника Гисинка. [4]
Будучи профессором, Волленховен был требовательным, но в то же время исследовательским и стремился искать новые пути. К своим ученикам он был пастырски мягок и отзывчив, чем снискал ему популярность и уважение. В 1929 году он стал президентом организации выпускников университета, а в 1930 году — почетным членом студенческого братства. Также в 1930 году было сформировано Кальвинистское студенческое движение (по-голландски: CSB), которое часто обращалось к Волленховену за советом и приглашало его в качестве спикера. Примерно с этого времени начался более интенсивный контакт с Клаасом Шильдером . Шильдер был реформатским богословом, сыгравшим доминирующую роль в расколе реформатских церквей в Нидерландах в 1944 году, о чем очень сожалел Волленховен. [5]
Новая антропология
[ редактировать ]После болезни в 1923 году Волленховен начал открыто критиковать догмат о бессмертии души . Впервые это было инициировано А. Янсе, директором начальной школы-самоучки, с которым у Волленховена завязалась дружба. В опубликованной лекции «Первые вопросы психологии» (1929) Волленховен объяснил, что душа в обычном понимании — это не бессмертная субстанция, а скорее психика как функция человеческого существа, которая действует внутри аспекта (или «правосфера») действительности. Саму душу он считал центральным единством сердца человека. У Волленховена не было врагов, но у него появились первые противники в этом отношении среди психологов, в частности Яна Ватеринка , который защищал различимую реальность тела, души и духа.
Программа вводного курса философии, озаглавленная Isagôgè Philosophiae (1930), была первым документом, обобщающим новую « реформационную философию ». [6] (Волленховен всегда называл ее «кальвинистской философией» — термин, который он впервые использовал в своей инаугурационной речи в 1926 году.) Она привлекла многих и привела к формированию отдельной школы в философии. В своей речи вице-канцлера, произнесенной во время его пребывания на посту вице-канцлера университета (1932–1933 гг.), он обсуждал «необходимость христианской логики». [7] Волленховен критиковал так называемую «нейтральность» логики. Последний использует логику как простой инструмент анализа, руководствуясь эпистемологическим субъектом, а не рассматривает логику как существенный вклад в понимание посредством своих принципов. Когда вскоре после этого появилась книга Волленховена « Кальвинизм и реформация философии» (1933), [8] это прояснило его программу, но также вызвало критику (со стороны Х. Х. Кайпера , В. Хеппа ), особенно в отношении оппозиции Волленховена схоластике . В ответ Волленховен проявил настойчивость, не впадая в полемику: «Мы не должны искать конфликта, а работать конструктивно».
Хотя Волленховен и Дойевеерд работали в тесном сотрудничестве, каждый сохранял свою независимость. Дойеверд защищал реформаторскую философию с точки зрения трансцендентальной критики. Эта критика стремилась разоблачить зависимость мысли, особенно теоретической мысли, от религии. Волленховен был более заинтересован в изложении жизнеспособных религиозных предпосылок любого понимания реальности.
Уникальная онтология
[ редактировать ]Например, в онтологии Волленховен выступил против понятия бытия, охватывающего Бога, космос и человека. Основное отличие Волленховена заключалось в Троице , которая есть закон для действующего космоса и сотворенного космоса, который полностью поддерживается Богом. В связи с космосом выделяются различные фундаментальные аспекты («сферы законов») — пятнадцать из которых были явно выражены, — в которых функционируют существа. Что касается человека, то внешне его функции «сплошь структурированы», внутри есть определяющая направление душа или сердце, «из которого происходят источники жизни». Закон, который в общем смысле образует пограничный предел для сотворенной реальности, включает в себя тройную спецификацию: (i) существует повеление творения (« да будет…» из Бытия 1), имеющее отношение к «происхождению, структуре , вследствие чего подразумевается его модальное разнообразие [сфер права] и внутреннее развитие каждого королевства»; (ii) заповедь любви , которая «касается [морального] направления человеческой жизни в ее отношении к Богу и ближнему человеку»; и (iii) позитивные законы , которые «соединяют любовное повеление и конкретную ситуацию», нуждающиеся в регулировании «в свете целей общества, исторического этапа и географического положения». [9]
Поскольку «познание есть часть бытия», теория познания предполагает онтологию, следовательно, анализу необходимо исходить из тварной реальности и уважать ее закономерность. Теология, в свою очередь, зависит от откровения , а не от логически сделанных выводов о существе Бога. Последняя процедура игнорирует границу, определяющую наши человеческие ограничения.
Об истории философии
[ редактировать ]Что касается истории философии, Волленховен сосредоточился на разработке проблемно-исторического метода. Философ оказывается в сети отношений со своими современниками и предшественниками. Это отражается в его философской позиции, с одной стороны, в том, как он обращается с текущими проблемами своего времени и попытках их вытеснить, с другой стороны, в проявлении предпочтения тому, как конкретная традиция мышления трактует проблемы, повторяющиеся во всем мышлении. . Обсуждение текущих проблем обычно ведется в терминах единообразия стиля, фокусируясь на тех особенностях, которые считаются нормативными или включают взгляд на истину или закон, который считается подходящим для таких современных дискуссий. Если смотреть на более широкий диапазон времени, отдельные стили современных подходов порождают исторически различные периоды во временной последовательности, которые Волленховен называет «потоками времени» в философии (например, эллинизм , неоплатонизм , убывающее средневековье , эпоха Просвещения , Позитивизм , Экзистенциализм , Постмодернизм ). С другой стороны, рассмотрение повторяющихся проблем сосредоточено на онтологии и ее влиянии на разнообразие взглядов на мир (или космос, который может включать мир богов, например, в гностицизме ) и на антропологию, часто рассматриваемую как отражающее устройство мира. Волленховен находит, что онтологии, преобладающие в космологии и антропологии, являются либо монистическими , либо дуалистическими , причем каждый вид порождает множество традиционных «типов онтологий» (например, теорию приоритета, интеракционизм , параллелизм , платонизм или аристотелевский гиломорфизм ). Таким образом, позиция любого философа может находиться на пересечении течения времени и типа онтологии, которая в то же время объединяет и характеризует философскую концепцию проблем, соответствующих этой позиции. Общая цель проблемно-исторического метода состоит в том, чтобы сделать видимым расположение течений и типов, а тем самым и основные проблемы мышления на протяжении всей истории философии, начиная с Гесиод Мартину Хайдеггеру . [10]
Волленховен надеялся опубликовать многотомную историю философии в сотрудничестве с двумя своими бывшими учениками, С. У. Зуйдемой и К. Дж. Попмой . В период с 1926 по 1948 год многие конспекты курса стали учебными программами. В 1950 году вышел первый том «Истории философии» , охватывающий период древней философии до Платона и Аристотеля . [11] Поначалу работа была принята хорошо. Но, несмотря на 600 страниц, книга осталась грандиозным торсом. Несколько философов собрались (Х. Дж. Пос, Виллем Якоб Вердениус , Д. Лоенен, г-жа К. Дж. де Фогель ), чтобы ответить, и вместе они агрессивно раскритиковали книгу, особенно ухватившись за ее онтологическую отправную точку и проблемно-исторический метод. Они также успешно выступили против федерального финансирования второго тома этого проекта. [12] Волленховен был вынужден искать другие средства. Ему удалось опубликовать свои проблемно-исторические результаты в философских статьях, которые он написал для энциклопедии Оостука в ее 4-м и 5-м изданиях. [13]
Ассоциация и оппоненты
[ редактировать ]В 1935 году Волленховен основал «Ассоциацию кальвинистской философии» с Philosophia Reformata в качестве академического журнала, Mededelingen для освещения внутренних дел и Correspondentiebladen для исследовательских дискуссий. Волленховен, который был председателем, открыл первое собрание словами: «[Что] объединяет нас здесь, так это нечто великолепное. Это не философия, поскольку не это главное в нашей жизни. Скорее, это связь со Словом Божьим , ибо по благодати мы научились желать жить исключительно через Христа , [следовательно] религия, как забота сердца, стала центром всего нашего существования». О философии, которая тогда была распространена, Волленховен сказал: «[Она] ничего не знает о Боге, как его понимают в Священном Писании ; ничего от сердца, которое может найти покой только в Нем; ничего из мировой истории, закрепленной в первом и втором Адаме ; также очень мало различий между жизненными ландшафтами, различие которых кажется столь необходимым в повседневной жизни». [14]
18 ноября 1938 года кураторы Vrije Universiteit получили официальную жалобу от богословского факультета ( Х. Х. Кайпера , В. Хеппа , Дж. Ватеринка, Г. Ч. Алдерса , а также Ф. В. Грошайде и даже Д. Наута, но не К. ван Гельдерен), обвиняя Волленховена в отходе от реформатского исповедания по двум пунктам: (i) отрицание «двойственности человеческого существования, а именно как материального, смертного тела и как нематериальной, бессмертной души»; (ii) отрицание того, что Сын Божий имел «безличную человеческую природу» — точка зрения Волленховена на то, что Сын Божий имел «личную» человеческую природу, считалась «ошибкой, напоминающей Нестория . » Первый пункт сбивает с толку. Волленховен никогда не отрицал различия тела и души; он отрицал точку зрения, популярную в протестантской схоластической традиции относительно этого различия. Для рассмотрения этого вопроса была создана отдельная комиссия. Но вмешалась Вторая мировая война , и дело было закрыто. Второй момент основан на отрывке из книги Волленховена. Кальвинизм и Реформация философии , которая является расплывчатой и поэтому может быть прочитана как « несторианская ». Еще до предъявления обвинения Волленховен уже открыто сожалел о своей формулировке и обещал пересмотреть ее, если появится второе издание книги. Сам он не имел несторианских взглядов. Волленховен также утверждал, что выражение «безличная человеческая природа» не встречается в основных конфессиях церкви в связи с христологией . Так что считать отрицание этого ересью на самом деле неуместно. Но богословский факультет, видя угрозу своей схоластике , стремился подорвать популярность и растущее влияние Волленховена и использовал с этой целью озабоченность исповеданием. Он был вынужден публично отречься от своей «ошибки» и дать полное объяснение в опубликованной статье. На сегодняшний день университет не оправдал вину (памяти) Волленховена и своего обращения с ним. [15]
Дальнейшая организационная работа
[ редактировать ]После Второй мировой войны Волленховен реализовал инициативу по назначению конкретных кафедр для продвижения реформационной философии в государственных университетах Нидерландов, предоставив капитал и организационную базу, а также назначив подходящих людей для этого. Волленховен стал теперь широко известен. Во время войны он стал председателем Algemeene Nederlandsche Vereeniging voor Wijsbegeerte [Всеобщей голландской ассоциации философии]. Он оставался на этом посту до тех пор, пока в Амстердаме в августе 1948 года не состоялся 10-й Всемирный философский конгресс. В 1947 году возник Фонд специальных кафедр кальвинистской философии под председательством Волленховена. Среди лиц, назначенных на председатели, были бывшие студенты Волленховена. В самом Свободном университете С.У. Зуйдема был назначен отчасти для того, чтобы освободить Волленховена от курса введения в философию, который с ростом количества студентов после войны стал весьма требовательным. Теперь он мог почти полностью посвятить себя истории философии. Он решил оставаться председателем Ассоциации кальвинистской философии до 1963 года, когда он вышел на пенсию.
Международное влияние
[ редактировать ]У Волленховена были последователи в Северной Америке и Южной Африке. В Северной Америке Х. П. Раннер, который работал в аспирантуре под руководством Волленховена, выступил с инициативой создания «Ассоциации реформатских научных исследований», которая в 1967 году открыла двери Института христианских исследований в Торонто . В Южной Африке Хендрик Г. Стокер и JAL Taljaard вместе сотрудничали с Волленховеном и Дойевеердом, поощряя студентов к поступлению в аспирантуру во Vrije Universiteit. В 1961 году Волленховен прочитал множество лекций в Северной Америке, а два года спустя он много читал лекции в Южной Африке. [16]
После выхода на пенсию в 1963 году Волленховена сменили четыре человека: Хендрик ван Риссен , Й. ван дер Хувен, А. В. Бегеманн и К. А. ван Персен. Ван Риссен также сменил Волленховена на посту председателя «Ассоциации кальвинистской философии» (позже «кальвинистская» уступила место «реформационной», а еще позже — «христианской»). После прощальной речи о «реализме Платона» Волленховен продолжал читать частные ежемесячные лекции специалистам по своей проблемно-исторической работе. [17] Волленховен умер в возрасте 85 лет, будучи вдовцом последние пять с половиной лет своей жизни.
Сноски
[ редактировать ]- ^ См. Дж. Стеллингверфф, DHTh. Волленховен (1892–1978) реформатор философии (Baarn: Ten Have, 1992).
- ^ Это переведенное название DHTh. Волленховен, Философия математики с теистической точки зрения (Амстердам: Г. ван Соест, 1918), 444 стр.
- ^ Г. Маннури, [Обзор] «Философия математики с теистической точки зрения», The Movement. Algemeen Monthschrift для литературы, искусства, науки и политики (15 июня 1919 г.), стр. 373-374.
- ^ Их инаугурационные речи имеют формат небольших книжек. Х. Дойвеерд, De Beeekenis der Wetidee voor Rechtskunde en Rechtsphilosophie (Kampen: Kok, 15 октября 1926 г.), 112 стр. ДХТ. Волленховен, Логос и соотношение, их взаимосвязь в истории западной эпистемологии (Кампен: Кок, 26 октября 1926 г.), 77 стр. Ожидается, что английский перевод последней работы, включая введение, появится в 2013 году.
- ^ Переписка Волленховена-Шильдера была опубликована WG de Vries, ed., Eender en Anders. Переписка К. Шильдера с Д.Х.Т. Волленховен (Кампен: Кок, 1992).
- ^ Переведенная версия основана на окончательном тексте 1945 года. DHTh. Волленховен, «Введение в философию» , изд. Джон Х. Кок и Энтони Тол, пер. Джона Х. Кока, с предисловием Кэлвина Сирвелда и предисловием Энтони Тола (Сиу-Центр, Айова: Dordt College Press, 2005), 163 стр.
- ^ ДХТ. Волленховен, Необходимость христианской логики (Амстердам: HJ Paris, 1932), 110 стр.
- ^ ДХТ. Волленховен, Кальвинизм и реформация философии (Амстердам: HJ Paris, 1933), 319 страниц и 28 страниц примечаний.
- ^ ДХТ. Волленховен, «Реализм Платона», Philosophia Reformata 28, 97–133; также фрагмент у А. Толя и К. А. Бриля, Vollenhoven als Wijsgeer. Введения и тексты (Амстердам: Buijten en Schipperheijn, 1992), 155–159; цитата со стр. 156 (прощальное обращение 1963 г.).
- ^ ДХТ. Волленховен, Карты-схемы. Философские концепции в проблемно-историческом контексте под редакцией К. А. Бриля и П. Дж. Бунстра (Амстелвен, Де Заак Хаес, 2000). Также ДХТс. Волленховен, Вейсгериг Вурденбук , изд. К. А. Бриль (Амстелвен: De Zaak Haes, 2005), стр. 9, 11.
- ^ ДХТ. Волленховен, История философии I (Франекер: Т. Вевер, 1950), 618 стр.
- ^ См. Биография Й. Стеллингверфа Волленховена, примечание 1 выше, стр. 197.
- ↑ Тем временем статьи 5-го издания переиздавались отдельно; ср. Волленховен, Вейсгериг Вурденбук , изд. К. А. Бриль (Амстелвен: De Zaak Haes, 2005).
- ^ Вступительная речь (14 декабря 1935 г.), первоначально напечатанная в Mededelingen 1, № 1 (январь 1936 г.), перепечатана в интервью «Доктор. ДХТ. Волленховен», в «Перспективе» , изд. В. К. ван Дейка и др. (Кампен: Кок, 1961), стр. 94-97; цитаты взяты со стр. 94.
- ↑ Более полное описание и обсуждение этого эпизода жизни Волленховена см. глава 9 «Vollenhoven beschuldigd» [Волленховен обвиняемый] из биографии Волленховена Й. Стеллингверфа, примечание 1 выше. Соответствующие документы и их переводы можно найти по ссылке в Интернете: Дж. Гленн Фризен, www.members.shaw.ca/hermandooyeweerd/Curators.html . Статья, которую Волленховен опубликовал по этому поводу, называется «Ангипостатос?». Philosophia Reformata 5 (1940), стр. 65–79.
- ^ Эти лекции теперь опубликованы: DHTh. Волленховен, Гостевые лекции по философии. Наследие для настоящего , изд. К. А. Бриля и Р. А. Нийхоффа (Амстелвен: Де Заак Хаес, 2011), 292 стр. В настоящее время (2013 г.) ведется перевод на английский язык.
- ^ Этот последний этап карьеры Волленховена обсуждается в KA Bril, последней работе Волленховена, 1970–1975 (Амстердам: VU Boekhandel, 1982).
Дополнительная литература
[ редактировать ]- К.А. Бриль, Проблемно-исторический метод Волленховена. Введение и пояснения , пер. и дополнено Р.В. Вундеринком (Сиу-Центр, Айова: Dordt College Press, 2005).
- Дж. Х. Кок, Волленховен, его раннее развитие (Центр Сиу, Айова: Dordt College Press, 1992).
- Дж. Х. Кок, Образцы западного разума. Перспектива реформатского христианства , 2-е исправленное изд. (Центр Сиу, Айова: издательство Dordt College Press, 1998).
- Дж. Стеллингверфф, The Vrije Universiteit после Кайпера (Кампен: Кок, 1987 [должно быть 1990]).
- Тол А. С. «Философия в становлении». ДХТ. Волленховен и появление реформатской философии (Центр Сиу, Айова: Dordt College Press, 2010).
- А. Тол, «Реформационная философия в процессе становления», Philosophia Reformata 76 (2011), стр. 187–215.
- ДХТ. Волленховен, Isagôgè Philosophiae / Введение в философию , изд. Джон Х. Кок и Энтони Тол, пер. Джона Х. Кока, с предисловием Кэлвина Сирвельда и предисловием Энтони Тола (Сиу-Центр, Айова: Dordt College Press, 2005). (Двуязычное голландско-английское издание; также отдельное издание на английском языке.)
- ДХТ. Волленховен, Проблемно-исторический метод и история философии , изд. К. А. Бриль, пер. Дж. де Киевит, С. Франке, Дж. Г. Фризен и Р. Свитман (Амстелвен: Де Заак Хаес, 2005).
- ДХТ. Волленховен, Isagôgè Philosophiae 1930-1945 Тексто-критическое издание. Философия в традиции Реформации , под ред. А. Тола (Амстердам: Free University Press, 2010). (Это критическое издание на голландском языке.)
- Би Джей ван дер Уолт, «Новая парадигма христианской философии: DHTh. Волленховен (1892-1978)», гл. 5 Дома в Божьем мире. Трансформирующая парадигма человеческого бытия и социальной активности (Почефструм: Институт современного христианства в Африке, 2010), стр. 152–182.
- Б. Дж. ван дер Вальт, «Человеческое сердце, заново открытое в антропологии DHTh. Волленховен», гл. 9 оп. соч., стр. 290–324.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1892 рождения
- 1978 смертей
- Голландские министры-кальвинисты и реформаторы XX века
- Голландские философы ХХ века
- Голландские писатели XX века
- Кальвинистские и реформатские философы
- Голландские христианские писатели
- Христиане реформатских церквей из Нидерландов
- Выпускники Vrije Universiteit Amsterdam
- Академический состав Vrije Universiteit Amsterdam
- Писатели из Амстердама