Хендрик Г. Стокер
Хендрик Герхардус Стокер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Хендрик Герхардус Стокер 4 апреля 1899 г. Йоханнесбург , Южная Африка |
Умер | 16 мая 1993 г. Почефструм , Южная Африка | (94 года)
Национальность | Южноафриканский |
Гражданство | ЮАР |
Занятие | Философ |
Супруг | Мириам Франсуаза дю Плесси |
Дети |
|
Академическое образование | |
Альма-матер | |
Докторантура | Макс Шелер |
Влияния | Герман Бавинк [ 1 ] |
Академическая работа | |
Дисциплина | Философия |
Школа или традиция | Реформационная философия [ 2 ] |
Учреждения | Университет Почефструма |
Докторанты | Йохан Хейнс |
Известные работы | Мудрость творческой идеи |
Под влиянием | Корнелиус Ван Тиль |
Хендрик Герхардус Стокер (1899–1993) был философом -кальвинистом . Он известен тем, что создал собственную философскую систему под названием «Философия творения-идеи». (1933). [ 3 ] Йохан Хейнс сказал в книге « Denkers deur die eeue », что Стокер — один из величайших философов, Африкой . когда-либо созданных [ 4 ] Он учился в Университете христианского высшего образования Почефструма и Кельнском университете и защитил докторскую диссертацию на тему «Природа и формы сознания» под руководством Макса Шелера . [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]
Первые дни
[ редактировать ]Стокер родился 4 апреля 1899 года в Йоханнесбурге, Южная Африка . Оба его родителя, Питер Строкер (родился 5 февраля 1865 года в Ассене ). [ 6 ] и Гертье (Леентье) Ниенхейс (родились 24 февраля 1973 года в Бедуме ) — иммигранты из Нидерландов , они познакомились в Йоханнесбурге. Через шесть месяцев после рождения Стокера Вторая англо-бурская война разразилась , и его отец присоединился к бурскому коммандос в качестве голландского добровольца. Во время войны его родители видели ужас и страдания женщин и детей в британских концентрационных лагерях . Из-за этого в семье Стокер развились антибританские настроения . [ 7 ]
Родители Стокера не хотели, чтобы он ходил в английскую школу, поэтому отправили его в Немецкую международную школу в Йоханнесбурге. Первая мировая война вызвала некоторые трудности для Deutsche Schule, и родители Стокера были вынуждены перевести его в гимназию Потечефструм , куда он поступил в 1916 году. Будучи студентом гимназии, он посетил несколько открытых классов (среди прочих) Якобуса. Даниэль дю Туа, также известный как Тотиус. Тотиус, профессор Теологической школы реформатской церкви, был также известен как поэт и один из лидеров « Твиде Таалбевегинг » (Движения второго языка). [ 8 ] Лекции Тотиуса по книге Исайи окончательно убеждают его в ценности христианского жизненного мировоззрения. [ 9 ]

Семья
[ редактировать ]В сентябре 1925 года Тотиус женился на Мириам Франсуазе дю Плесси в реформатской церкви Претории. Дю Плесси родилась 30 апреля 1902 года и умерла 8 марта 1994 года, примерно через год после своего мужа. У них осталось четверо детей: Питер, старший, стал профессором физики в Университете Почефструма , а Дэвид, второй по старшинству, стал вице-президентом Исследовательского совета по гуманитарным наукам . [ 10 ]
Карьера
[ редактировать ]Стокер преподавал христианское высшее образование в Университете Почефструма с 1925 по 1970 год. Он разработал уникальное направление кальвинистской философии под названием «Wysbegeerte van die skeppingsidee» или переведенное на английский язык «Философия идеи сотворения». Он не согласен с Германом Дойевердом и Д.Х. Волленховен, который назвал свою философию «Wijsbegeerte van die Wetsidee» или перевел «философию космономической идеи», потому что творение было для Стокера более всеобъемлющим принципом, чем законы творения. Для Стокера это имя имело еще одно преимущество: оно было явно христианским, в то время как Дойеверд и Волленховен предпочитали использовать термин «закон» вместо «творение».
Критика
[ редактировать ]Можно задаться вопросом, почему Стокер относительно неизвестен. Ван дер Вальт выдвигает следующие возможные причины: [ 11 ]
- Стокер в основном публикуется на языке африкаанс.
- Он писал крайне громоздко.
- Он практиковал богословско-философскую карьеру.
- Он поддерживал политику апартеида правительства.
Обычно его больше всего критикуют за поддержку политики апартеида. Ван Вик в 1994 году написал статью, в которой раскритиковал Стокера за то, что он рассматривал нацию как основную социальную связь и, следовательно, считал нацию более важной, чем Царство Божье. [ 12 ] В более поздней книге Милтона Шейна Стокера также подозревают в наличии в нем антисемитских влияний. Шейн полагает, что Стокер не признался бы в этом открыто, но заметил в нем некоторую форму ненависти к евреям. [ 13 ] Стокер не согласен с тем, что евреям следует предоставить полные гражданские права, но неоднократно отмечает, что ненависть к евреям должна быть отвергнута. [ 14 ]
Схоластическое влияние
[ редактировать ]Особенно Б. Дж. Ван дер Уолт критикует Стокера за то, что ему не удалось освободиться от схоластического влияния Германа Бавинка . Ван дер Вальт считает Бавинка схоластическим мыслителем, и первоначально Стокер планировал учиться у Бавинка. [ 11 ] Ван дер Вальт также считает, что Стокеру не удалось основать христианскую философию , поскольку, по мнению Стокера, философия все еще зависела от теологии. [ 15 ]

Защита апартеида
[ редактировать ]В статье « На перепутье: апартеид и университетская свобода в Южной Африке » Стокер попытался объяснить международному сообществу политику правительства в отношении апартеида. Это одна из немногих статей, написанных Стокером на английском языке. Стокер начинает статью с разговора о реальности демографии Южной Африки, о том, что белое население составляет меньшинство. По мнению Стокера, белое население оказалось на перепутье: либо им пришлось интегрироваться с чернокожим населением Южной Африки, либо дифференцироваться. Путь интеграции, по мнению Стокера, был бы либералистским решением, которое привело бы к утрате уникальности африканерского сообщества . Именно в этом контексте Стокер предпочел дифференциацию, а не интеграцию. [ 16 ]
Стокера, вероятно, можно рассматривать как одну из главных теологических основ идеологии апартеида, он делал заявления и писал об этом. Его Святейшество Уильям пишет об этом: [ 17 ]
Стокер придерживается честного, хотя и идеалистического взгляда на расовую ситуацию в Южной Африке. Он заявляет, что апартеид - это не всеобъемлющий взгляд на жизнь, как, например, либерализм, а ограниченный взгляд, который связан с уникальной расовой ситуацией в отношении отношений и равенства различных рас в Южной Африке. Защищая благие намерения апартеида, он совершенно идеалистически заявляет, что он стремится привести чернокожих к их высочайшему потенциалу развития и в то же время защитить их от «европеизации» и «вестернизации», где эти влияния, по его мнению, , искоренит их и разрушит их расовую целостность. Стокер упоминает ряд причин, по которым расовая ситуация в Южной Африке достигла критической стадии, например, неравенство на политическом и цивилизационном уровне, которое существовало между группой белого большинства и группой черного меньшинства с момента их встречи на южной оконечности Африки. . Эти, а также культурные различия привели к необходимым привилегиям высшей группы. Корректировки пришлось внести обеим группам. С процессом урбанизации чернокожих расовый вопрос превратился в расовый кризис. Перекресток, на котором оказалась Южная Африка, заключался в выборе между интеграцией и дифференциацией. Наиболее вероятная альтернатива, которую можно было бы применить согласно либерализму в Южной Африке, согласно опасениям большинства белых, привела бы к интеграции и ассимиляции в экономической, культурной, политической, социальной и, наконец, биологической сферах. Равенство с точки зрения личности из-за преобладания чернокожих поставило бы под угрозу существование белых, поглощая их жизненное пространство, получая политическую власть и получая контроль над определением своей будущей судьбы. Выбрав апартеид, белые хотели обеспечить свое существование и сохранить контроль над своим будущим решением, и они думали, что смогут лучше всего организовать мирное сосуществование для других расовых групп в стране.
Сегодня есть несколько человек, которые обвиняют в этом Стокера, например, следующая цитата из церковного архива Голландской реформатской церкви : [ 18 ]
Политические и духовные лидеры, а также богословы из рядов церкви часто имеют оправдание, которое придает идеологии и практике апартеида видимость заданной приемлемости.
Награды
[ редактировать ]
Следующие награды также свидетельствуют о научном вкладе Герберта Стокера на протяжении почти семидесяти лет:
Год | Награды |
---|---|
1957 | Мастер-приз Литературной ассоциации африкаанс |
1964 | Премия Сталля в области философии присуждена Южно-Африканской академией наук и искусств. |
1987 | Ему была присвоена степень почетного доктора Университета Рэнд Африкаанс. |
1987 | Награда «За выдающиеся заслуги» Президента государства (высшая гражданская награда) |
Академическая деятельность
[ редактировать ]Список академической деятельности Стокера:
- Курс в кризисе (I, II и III)
- Публикации САКУМ
- Бюллетень Южноафриканской ассоциации развития христианской науки
- Международный философский журнал в Нидерландах Philosophia Reformata , где он работает с 1973 года.
Тезисы
[ редактировать ]Кроме того, были защищены две диссертации о работах Стокера: одна во Свободном университете в Амстердаме (1968 г.), а другая в RAU (1972 г.).
Аспиранты
[ редактировать ]Под его руководством 9 из его аспирантов получили степени доктора и 18 — магистра. Из аспирантов самым важным, безусловно, является профессор Дж. А. Хейнс , который учился у Стокера. [ 17 ]
Работа
[ редактировать ]- Всё о человеческой свободе . В: Festschrift für HJ de Vleeschauwer . 1960, С. 150−172.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://www.academia.edu/38749758/Critical_reflections_on_HG_Stoker_approach_towards_a_Christian_philosophy с. 2
- ^ https://www.allofliferedeemed.co.uk/Wolters/AMWNeo_Cal.pdf с. 7
- ^ Стокер, Хендрик Герхардус (1933). Мудрость ( идеи творения на языке африкаанс). Претория: Де Бюсси. Джей Би
- ^ Хейнс, Йохан Адам (1967). веков Мыслители на протяжении (на языке африкаанс). Кейптаун: Издательство Table Mountain.
- ^ «Состав персонажей» . искупитель.on.ca . 28 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2007 г. . Проверено 3 апреля 2007 г.
- ^ «Акте BS Geboorte Питер Стокер» . alledrenten.nl (на голландском языке). Архивировано из оригинала 4 октября 2018 года . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Доменико, Рой П.; Ярдли, Марк Ю., ред. (2006). Энциклопедия современной христианской политики . Том. 2. Вестпойнт, Коннектикут и Лондон: Greenwood Press . стр. 538–539. ISBN 0313338906 .
- ^ Пиенаар, ЕС (1919). африканского языкового движения ( Язык и поэзия второго на языке африкаанс). Претория/Амстердам и Кейптаун: Дж. Х. де Бюсси и голландско-африканская издательская компания v/h J. Dusseau & Co. п. 205.
- ^ Раат, AWG (1994). «Соли Део Глория: жизнь и деятельность профессора доктора Х. Г. Стокера» . Курс – Бюллетень христианской науки . 59 (3/4): 343–361.
- ^ ван Асвеген, Леон Йохан Пьер (20 мая 2015 г.). «Мириам Франсуаза дю Плесси» . Гени . Архивировано из оригинала 17 февраля 2024 года . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ван дер Уолт, Баренд Дж. (19 марта 2023 г.). «Герберт Стокер (1999–1993) как христианский философ: историческая легенда и енот, или все еще современный наставник?» [Герберт Стокер (1999–1993) как христианский философ: историческая легенда и икона или все же современный наставник?]. В свете Священного Писания (на языке африкаанс). 47 (1) – через издательство AOSIS.
- ^ Ван Вик, Дж. Х. (1994). «Либеральный консерватизм? - Герберт Стокер и идеология апартеида: исследование» [Либеральный консерватизм? - Герберт Стокер и идеология апартеида: исследование. Курс – Бюллетень христианской науки (на языке африкаанс). 59 (3/4): 435–454.
- ^ Шейн, Милтон (2015). Идеальный шторм: антисемитизм в Южной Африке, 1930-1948 гг . Йоханнесбург: Издательство Джонатана Болла. ISBN 9781868427000 .
- ^ Стокер, Хендрик Герхардус (1942). Борьба за ордена на ( языке африкаанс). Почефструм: Юбилейный книжный фонд Кэлвина. стр. 117–118, 157–158.
- ^ Стокер, Хендрик Герхардус (1961). в науке Принципы и методы . ] (на языке африкаанс). Почефструм: Pro Rege Press Limited. стр. 240–245.
- ^ Стокер, Хендрик Герхардус (1967). На перепутье: апартеид и университетская свобода в Южной Африке . Издательство Тафельберг. стр. 209–222.
- ^ Jump up to: а б Уильям, Генри Хофмейер (январь 2006 г.). «Дж. А. Хейнс и голландская реформатская церковь и апартеид» [Дж. А. Хейнс, Голландская реформатская церковь и апартеид] (PDF) . ученый.ufs.ac.za (на языке африкаанс). Цветочный фонтан. Архивировано из оригинала (PDF) 11 августа 2017 года.
- ^ «Керкарчиф» [Церковь НГ и апартеид] (PDF) . церковный архив.co.za (на языке африкаанс). Февраль 2013 г. Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2018 г. . Проверено 17 февраля 2024 г.
Политические и духовные лидеры, а также богословы из рядов церкви часто предоставляли оправдания, которые придавали идеологии и практике апартеида видимость приемлемости. Синоды или собрания церкви приняли преобладающие богословские верования и предположения того времени посредством принятия решений. Сила совместных решений в поддержку апартеида, естественно, дала толчок убеждениям лидеров и членов. Действительно, церковные лидеры сыграли значительную роль в оказании влияния на правительство, а также на его членов.
- Джон Ван дер Стелт (1996) «История христианской философии: лекции» (Дордт-колледж)