Йохан Хейнс
Йохан Хейнс | |
---|---|
Рожденный | Йохан Адам Хейнс 27 мая 1928 г. Твелинг , Южная Африка |
Умер | 5 ноября 1994 г. Претория , Южная Африка | (66 лет)
Причина смерти | Убийство |
Дети | Кристофер Хейнс |
Церковная карьера | |
Церковь | Голландская реформатская церковь в Южной Африке (NGK) |
Рукоположен | 1954 |
Офисы проведены | Модератор Генеральной Ассамблеи (1986–1990 годы) |
Академическое образование | |
Альма-матер | |
Докторантура | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Теология |
Школа или традиция | Кальвинизм |
Учреждения | |
Под влиянием | Конрад Дж. Ветмар |
Йохан Адам Хейнс (1928–1994) был кальвинистом африканерским богословом- и модератором генерального синода Голландской реформатской церкви (NGK) в Южной Африке . Он был убит в своем доме в Уотерклуф-Ридж, Претория .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Хейнс родился 27 мая 1928 года на ферме Блумкраал в Твилинге в Оранжевом Свободном штате , Южная Африка.
Его отец, Флип Хейнс, хотел стать миссионером , но не мог себе этого позволить и вместо этого стал фермером. Его мать, Мария Бёкес, была сослана на остров Святой Елены во время Второй англо-бурской войны . Ее брак с Флипом Хейнсом был для нее вторым. Поскольку в ее первом браке детей не было, Мария пообещала Богу , что, если Он благословит ее сыном, она воспитает его для служения Ему. Хотя она не рассказала Хейнсу об этом обещании до тех пор, пока он не был рукоположен в сан министра , Хейнс позже признал, что его мать сыграла значительную роль в его окончательном решении стать священнослужителем . [1]
Быть африканером было важно для Хейнса еще со школьных лет. Его интерес к политике проявился рано, и он стал лидером молодежной группы в Оссевабрандваге, еще учась в начальной школе . (Во время перемен он проводил собрания и выступал с речами – деятельность, которая была пресечена директором школы ). Несмотря на то, что его отец был лидером местного отделения Национальной партии и ранняя любовь Хейнса к политике, он никогда официально не присоединился к правящей партии. Хотя он придерживался сильной пронациональной позиции, его взгляды смягчались его способностью сохранять уникальную критическую точку зрения – качество, которое позже станет отличительной чертой его работы. [2]
Когда он учился в средней школе, семья переехала в Почефструм и управляла пансионом . Его любовь к Библии и его вера в Бога были отмечены несколькими студентами -теологами , проживавшими в резиденции Хейнсов. В школе Хейнс был средним учеником и мало интересовался предметами. Однако он проявил склонность к дебатам и независимому мышлению по сложным темам - после одной такой дискуссии (касающейся Чарльза Дарвина ) эволюционной теории один студент-теолог выразил родителям Хейнса свою обеспокоенность тем, что молодой человек, возможно, сходит с ума. [3]
Высшее образование
[ редактировать ]Хейнс закончил бакалавриат в Университете христианского высшего образования Почефструма , где на всю жизнь он подружился с Хендриком Г. Стокером , южноафриканским кальвинистским мыслителем и главным защитником философии космомонической идеи . [4] Рассуждения Стокера оказали заметное влияние на остальную часть его академической карьеры. [5]
Хейнс завершил обучение на священника в Университете Претории и решил продолжить богословское обучение в Свободном университете в Амстердаме. В 1953 году он получил докторскую степень под руководством Г.К. Беркувера, защитив диссертацию на тему « Die Grondstruktuur van die Modalistese Triniteitsbeskouing» ( «Основы модалистического взгляда на Троицу »).
В 1961 году он получил вторую докторскую степень (по философии ) под руководством Стокера. Его диссертация называлась Die Teologiese Antropologie van Karl Barth vanuit Wysgerig - Antropologiese Oriëntering ( Богословская антропология Карла Барта с философско - антропологической ориентации ). [6]
Карьера
[ редактировать ]В 1954 году, после завершения богословского обучения в Амстердаме, Хейнс стал рукоположенным служителем и служил в общине Истерплаат NGK. К концу 1960 года он переехал в Рондебош , где насчитал среди своей паствы нескольких политиков-африканеров (в том числе Хендрика Фервурда , Джона Форстера и П.В. Боты ).
Академическая карьера Хейнса началась в 1966 году, когда он был назначен преподавателем предметов догматических в Стелленбосском университете . В 1971 году он сменил А.Б. Дю При на посту профессора Университета Претории , где оставался до выхода на пенсию в конце 1993 года.
За более чем 20 лет работы Хейнса профессором в НГК он оказал огромное влияние на церковь. Отличился большим количеством публикаций. [7] и он занимал многие государственные должности в церкви, благодаря чему его считали одним из самых известных теологов НГК. [8]
Противостояние Хейнса с Жюри ле Ру
[ редактировать ]После выхода Хейнса на пенсию специальный выпуск Skrif en Kerk , журнала NGK в Университете Претории , был посвящен его влиятельному богословию. [9] В этом выпуске друзья и коллеги Хейнса вели диалог, оценивая его творчество с разных позиций. Среди авторов были теологи Конрад Ветмар, Вилли Йонкер и Жюри ле Ру. Вклад последнего положил начало противоречивому дискурсу, последствия которого становились все более очевидными в последующих «либеральных» точках зрения, которые получили распространение в NGK после смерти Хейнса. Жюри ле Ру , в то время библеист Ветхого Завета NGK из Претории (описанный как политически консервативный человек). [10] [11] но богословски более «либеральный» [12] ), обвинил Хейнса в том, что он не занимается «неоспоримыми» результатами исторической критики .
Ле Ру утверждал, что если бы Хейнс сделал это, он, вероятно, согласился бы с тем, что а) невозможно говорить о единстве послания Священного Писания; б) императив полного отказа от устоявшихся моделей рассуждений (африкаанс: gevestigde denkpatrone) в христианстве; в) признать, что церковь больше не может авторитетно передавать свое послание; 4) признать, что космос в целом не нуждался в разъяснении «светом» Откровения. [13] Хейнс ответил с изяществом, но также выразил серьезную обеспокоенность по поводу выводов Ле Ру из исторической критики. Хейнс ответил, что, если признание результатов исторической критики приведет и принудит теологов к таким интерпретациям, это, по его мнению, поставит на опасный путь не только ученых-библеистов, но и систематических теологов.[17] 163. Слова Хейнса оказались пророческими в свете особенно благосклонной рецензии Ле Ру на книгу «Безотцы в Галилее» (2003), новаторскую историческую книгу исследователя Семинара Иисуса Андриса Ван Аарде . [14]
Взгляды на апартеид
[ редактировать ]В 1980-х и начале 1990-х Хейнс стал центральной фигурой в борьбе за изменение позиции НГК в отношении апартеида, что в конечном итоге привело к отказу церкви от этой политики. [15] В 1982 году Хейнс публично отверг идею о том, что апартеид был волей Бога, и вызвал фурор на синоде того же года, открыто поддержав многорасовые браки. В течение года он оставался в немилости церковной иерархии, но вновь появился в 1986 году, став модератором – высшая должность в церкви. Он сразу же попытался убедить церковь в том, что у апартеида нет библейского основания.
После Синода NGK 1986 года (на котором председательствовал Хейнс) десятки тысяч членов церкви и многие общины отделились, чтобы сформировать протестантскую церковь африкаанс . [16] В сентябре 1989 года, когда правительство без разбора подавляло все марши протеста, посредничество руководства NGK под руководством Хейнса убедило правительство разрешить мирные протесты. [17] Эта уступка ознаменовала первый поворот от вооруженной борьбы к стратегии ненасильственной конфронтации.
В 1990 году, выступая от имени NGK, Хейнс объявил апартеид грехом . Его богословский вклад оказал большое влияние на изменение мышления африканерского правительства. [16]
Убийство
[ редактировать ]В субботу вечером, 5 ноября 1994 года, Хейнс играл в карты со своей женой и тремя внуками (тогда им было 2, 8 и 11 лет) в своем доме в Претории. Он скончался мгновенно, когда неизвестный нападавший из винтовки калибра .303 произвел единственный выстрел через окно. Пуля вошла ему в затылок и вышла возле глаза, оставив рану размером с мужской кулак. [18]
Хотя полиция не стала гадать о мотивах, многие были убеждены, что Хейнс был убит белыми экстремистами. [19] Вскоре после его убийства секретарь Die Burger газеты африканской получил угрозы, что следующими будут трое членов кабинета министров, говорящих на языке африкаанс. Звонивший сообщил секретарю, что в результате позитивных действий он уже потерял все : «Мы принадлежим… Я не принадлежу ни к одной организации. И это будет не последний». Последовали последующие угрозы, указывающие на то, что Мандела также был мишенью. [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. А. Хейнс и голландская реформатская церковь и апартеид. Архивировано 12 сентября 2014 г. в Wayback Machine D.Th. диссертация Генри Хофмейра Уильямса, стр. 1
- ^ Дж. А. Хейнс и голландская реформатская церковь и апартеид. Архивировано 12 сентября 2014 г. в Wayback Machine DTh, стр. 3. диссертации Генри Хофмейра Уильямса
- ^ Дж. А. Хейнс и Голландская реформатская церковь и апартеид. Архивировано 12 сентября 2014 г. в Wayback Machine D.Th. диссертация Генри Хофмейра Уильямса, страницы 4–6
- ↑ Богословское развитие в голландской реформатской церкви в Южной Африке. Архивировано 30 августа 2006 г. в archive.today , С.А. Штраусом. Опубликовано на Теологическом форуме [ постоянная мертвая ссылка ] Реформатского Вселенского Собора , Vol. XXIII, № 4, декабрь 1995 г.
- ^ Христианские африканеры. Архивировано 14 августа 2007 года в Wayback Machine. Краткая история кальвинистского африканера с 1652 по 1980 годы, автор: преподобный профессор доктор Фрэнсис Найджел Ли , страница 84.
- ^ Дж. А. Хейнс и голландская реформатская церковь и апартеид. Архивировано 12 сентября 2014 г. в Wayback Machine D.Th. диссертация Генри Хофмейра Уильямса, стр. 75
- ^ «Библиография: Дж. А. Хейнс», Р. Вентер, 1988. Опубликовано в «A Word op sy Tyd», Wethmar & Vos (ред.), страницы 238–245.
- ^ «Проф. доктор Йохан Адам Хейнс - anno sexagesimo», П. Б. Ван дер Ватт, 1988. Опубликовано в «A Word op sy Tyd», Wethmar & Vos (ред.), страницы 1–8.
- ↑ Священное Писание и год Церкви 15 (1), 1994 г.
- ^ «Изображение ФИНАЛ В ЙОХАННЕСБУРГЕ, среда, 13 апреля 1994 г., стр. 10: Интеллектуальная жизнь Африки: будущее мрачное» . 152.111.1.88 . Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ «Изображение Йоханнесбурга, последний вторник, 27 июня 2000 г., стр. 14: Теология против апартеида смертельно больна вирусом» . 152.111.1.88 . Архивировано из оригинала 4 декабря 2012 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ «Изображение Йоханнесбурга, последняя пятница, 28 мая 1999 г., стр. 4: «Библия написана не для двадцатого AEU». «Вместо этого люди должны верить в Бога» » . 152.111.1.88 . Архивировано из оригинала 5 декабря 2012 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Священное Писание и год Церкви 15 (1), 1994, стр. 162-163.
- ^ HTS, 58 (№ 1), стр. 77-99.
- ↑ Хейнс в нужное время использовал стратегию, чтобы заставить церковь NG двигаться , статья в Bult , июнь 2006 г., стр. 30. На языке африкаанс.
- ^ Перейти обратно: а б Возвращение к Библии апартеида. Архивировано 8 июля 2009 года в Wayback Machine профессором Бобби Лубсером, Университет Зулуленда.
- ↑ Статья в The Natal Mercury , 14 сентября 1989 г.
- ^ Перейти обратно: а б Угроза 1995 года: следующая Мадиба. Архивировано 30 сентября 2007 года в Wayback Machine , новостная статья в Die Burger , 16 марта 2004 года.
- ↑ Министр по борьбе с апартеидом застрелен в Претории , The New York Times , 7 ноября 1994 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Части этой статьи были переведены на основе дополнительной информации, доступной в статье «Йохан Хейнс» в Википедии на языке африкаанс.
- «Богословское развитие голландской реформатской церкви в Южной Африке» с сайта Theological Forum , Vol. XXIII, № 4, декабрь 1995 г., с описанием вклада Хейнса.
- Дж. А. Хейнс в Nederduitse Gereformeerde Kerk en Aparttheid – D.Th. диссертация Генри Хофмейра Уильямса в Университете Свободного государства . Он содержит обширный анализ богословских взглядов и достижений Хейнса, а также важную информацию о его прошлом как африканере и о роли, которую он сыграл в окончательном заявлении Голландской реформатской церкви о том, что апартеид является грехом на языке африкаанс .
- 1928 рождений
- Убийства 1994 года в Южной Африке
- 1994 смертей
- Кальвинистские и реформатские богословы XX века
- Африканеры
- Убитые южноафриканские активисты
- Убитые религиозные лидеры
- Кальвинистские и реформатские философы
- Смерти от огнестрельного оружия в Южной Африке
- Члены Голландской реформатской церкви в Южной Африке
- Выпускники Северо-Западного университета
- В Южной Африке убиты люди
- Южноафриканские кальвинистские и реформатские богословы
- Духовенство Голландской реформатской церкви в Южной Африке
- Жертвы убийств в Южной Африке
- Южноафриканский народ голландского происхождения
- Выпускники Университета Претории
- Академический состав Университета Претории
- Нераскрытые убийства в Южной Африке
- Выпускники Амстердамского университета Vrije
- Белые южноафриканские активисты, выступающие против апартеида
- Члены пожарной команды Оссева
- Бывшие сторонники превосходства белой расы