Пако де Люсия
Пако де Люсия | |
---|---|
![]() Де Люсия выступает в 2007 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Франсиско Санчес Гомес |
Рожденный | Альхесирас , провинция Кадис , Испания | 21 декабря 1947 г.
Умер | 25 февраля 2014 г. Плайя-дель-Кармен , Мексика | (66 лет)
Жанры | |
Род занятий | |
Инструмент | Фламенко гитара |
Годы активности | 1958 | –2014
Ранее из | |
Веб-сайт | Официальный сайт ![]() |
Награды |
Франсиско Санчес Гомес [ 1 ] ( Испанский: [fɾanˈθisko ˈsantʃeθ ˈɣomeθ] ; 21 декабря 1947 — 25 февраля 2014), известный как Пако де Люсия (англ. Испанский: [ˈpako ðe luˈθi.a] ) — испанский гитарист -виртуоз фламенко , композитор и продюсер. Ведущий сторонник нового стиля фламенко , он был одним из первых гитаристов фламенко, перешедших на классику и джаз. Ричард Чепмен и Эрик Клэптон , авторы книги «Гитара: музыка, история, игроки» , описывают де Лусию как «титаническую фигуру в мире гитары фламенко». [ 2 ] а Деннис Костер, автор «Атласа гитары фламенко », назвал де Лусию «одним из величайших гитаристов в истории». [ 3 ]
Де Лусия был известен своими быстрыми и беглыми пикадо (бег пальцами). Мастер контраста, он часто сочетал пикадо и расгеадос (игру фламенко) с более чувствительной игрой и был известен тем, что добавлял в свои композиции абстрактные аккорды и гаммы с джазовыми влияниями. Благодаря этим нововведениям он сыграл ключевую роль в развитии традиционного фламенко и эволюции нового фламенко и латинского джазового фьюжн с 1970-х годов. Он получил признание за свои записи с певцом фламенко Камароном де ла Исла в 1970-х годах, записав десять альбомов, которые считаются одними из самых важных и влиятельных в истории фламенко. [ 4 ]
Некоторые из самых известных записей де Лусии включают « Río Ancho » (позже объединенную с » Эла Ди Меолы « Mediterranean Sundance ), « Entre dos aguas », « La Barrosa », « Ímpetu », « Cepa Andaluza » и « Gloria al». Ниньо Рикардо ». Его сотрудничество с гитаристами Джоном Маклафлином , Элом Ди Меолой и Ларри Кориеллом в конце 1970-х годов привело к тому, что он приобрел более широкую популярность за пределами своей родной Испании. Де Люсия сформировал секстет Paco de Lucía в 1981 году вместе со своими братьями, певцом Пепе де Люсия и гитаристом Рамоном де Альхесирасом , и сотрудничал с джазовым пианистом Чиком Кориа над их альбомом 1990 года Zyryab . В 1992 году он выступил вживую на «Экспо-92» в Севилье , а год спустя — на Пласа-Майор в Мадриде . Он также сотрудничал с гитаристом Хуаном д'Аниеликой над его альбомом Cositas Buenas. После 2004 года он значительно сократил количество своих публичных выступлений, отказался от гастролей и обычно давал всего несколько концертов в год, обычно в Испании и Германии, а также на европейских фестивалях в летние месяцы.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Пако де Люсия родился 21 декабря 1947 года. [ 5 ] в роли Франсиско Санчеса Гомеса в Альхесирасе , [ 6 ] провинция Кадис на юге Испании. Он был младшим из пяти детей гитариста фламенко Антонио Санчеса Печино и португальской матери Лусии Гомес; [ 7 ] среди его братьев - певец фламенко Пепе де Люсия и гитарист фламенко Рамон де Альхесирас (ныне покойный).
В детстве в Альхесирасе было много Пако и Пабло, игравших на улицах. В Испании и Латинской Америке любого из этих детей с общими именами будут называть следующим образом: «Имя ребенка» (сына или дочери) «Имя матери» или «Пако (сын) Лусии». в его случае вместо использования фамилии ребенка. Позже, научившись играть на гитаре и получив задачу найти способ выставлять себе счета, желая почтить память своей португальской матери Люсии Гомес, он принял сценический псевдоним Пако де Лусия . [ 8 ]
Его отец Антонио получил уроки игры на гитаре у двоюродного брата Мельчора де Марчена : Мануэля Фернандеса (он же Тити де Марчена), гитариста, который приехал в Альхесирас в 1920-х годах и основал там школу. Антонио познакомил Пако с гитарой в юном возрасте и был чрезвычайно строг в его воспитании с 5 лет, заставляя его заниматься до 12 часов в день, каждый день, чтобы гарантировать, что он сможет добиться успеха как профессиональный музыкант. [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ] В какой-то момент отец забрал его из школы, чтобы сосредоточиться исключительно на развитии игры на гитаре. [ 11 ] В интервью 2012 года де Люсия заявила: «Я научилась играть на гитаре, как ребенок учится говорить». [ 12 ]
Гитарист и биограф фламенко Донн Порен и продюсер Хосе Торрегроса сравнили отношения Пако с его отцом с отношениями Вольфганга Амадея Моцарта и Леопольда Моцарта в том, как оба отца «формировали своих сыновей» в музыкантов мирового класса, и оба продолжали диктовать даже после того, как последний стал знаменитым. [ 13 ]
Брат Пако Рамон боготворил Ниньо Рикардо и научил его сложным фальсетам своего младшего брата, который выучил их с относительной легкостью, изменил по своему вкусу и украсил. Поначалу это разозлило Рамона, который считал работы Рикардо священными и думал, что его брат хвастается; но вскоре он начал безмерно уважать своего брата и осознал, что он был потрясающим талантом, fuera de serie (необычным). [ 14 ]
Как и в случае с Рамоном, Рикардо оказал на Пако наибольшее влияние и стал его первым гитарным героем; Пако сказал, что «все мы, молодые люди, будем равняться на него, пытаясь учиться у него и копировать его». [ 15 ] В 1958 году, в возрасте 11 лет, Пако впервые выступил публично на радио Альхесираса. В том же году он встретил Сабикаса в Малаге. впервые [ 16 ] Год спустя он был удостоен специального приза на конкурсе фламенко Festival Concurso International Flamenco de Jerez de la Frontera. [ 6 ]
1960-е годы
[ редактировать ]В возрасте 14 лет он вместе со своим братом Пепе записал свою первую пластинку Los Chiquitos de Algeciras ( «Маленькие из Альхесираса »). [ 17 ] В начале 1960-х де Люсия гастролировала с труппой фламенко танцора Хосе Греко . [ 5 ] В Нью-Йорке в 1963 году, в возрасте 15 лет, у него произошла вторая встреча с Сабикасом и первая встреча с Марио Эскудеро , оба из которых стали наставниками де Люсии, а затем близкими друзьями. Они убеждали его начать писать собственный материал, и этот совет он принял близко к сердцу. [ 16 ] В 1964 году он познакомился с Madrileño гитаристом Рикардо Модрего , с которым записал три альбома: «Две гитары фламенко» (1964), 12 песен Гарсиа Лорки для гитары и 12 хитов для 2 гитар фламенко (1965).
Его ранние альбомы представляли собой традиционные записи фламенко, и он записал такие классические произведения, как Malagueña, на альбоме 12 éxitos para 2 Guitarras Flamencas . Он снова гастролировал с Хосе Греко в 1966 году и записал « Ímpetu », булерию, написанную Марио Эскудеро . [ 18 ] для его дебютного сольного альбома The Fabulous Guitar of Paco de Lucía (1967). [ 19 ] Он выступил на Берлинском джазовом фестивале 1967 года . По словам Герхарда Клингенштейна, ведущие джазовые музыканты, выступившие на фестивале (например, Майлз Дэвис , Телониус Монк ), оказали глубокое влияние на де Лусию и вызвали увлечение джазом, которое осталось с ним на всю жизнь. [ 20 ]

В конце 1960-х де Люсия гастролировал по Европе с группой Festival Flamenco Gitano и познакомился с другими новыми талантами в мире фламенко, включая певца Камарона де ла Исла , с которым он плодотворно сотрудничал в период с 1968 по 1977 год. Они записали вместе десять альбомов и получил значительное признание. [ 21 ] Ричард Нидель сказал, что их партнерство было «центральным в истории фламенко последней четверти двадцатого века». [ 22 ]
Организаторы начали предлагать Люсии выгодные контракты на концертные туры в 1967 году, от которых он отказался, поскольку предпочитал гастролировать в компании, что он и делал со своим братом Рамоном, де ла Ислой и другими музыкантами. Де Люсия записал много альбомов со своим братом, в том числе «Андалузские песни для 2 гитар» (1967), «Две гитары фламенко в Латинской Америке » (1967), «Фламенко фантазия Пако де Лусии» (1969) и «12 хитов для 2 гитар фламенко и струнного оркестра» (1969). ). Они познакомились с Эстебаном Санлукаром в Буэнос-Айресе и Хуаном Серрано в Детройте, а в течение 1970 года провели значительное время в Нью-Йорке, где сблизились с Сабикасом и Марио Эскудеро, играя вместе до ночи. [ 23 ]
1970-е годы
[ редактировать ]Де Люсия появилась в эпизодической роли , одетая как мексиканский гитарист, в вестерне 1971 года «Хэнни Колдер» , играя мелодию основной темы Кена Торна на струнной секции. В том же году он выпустил альбом El mundo del Flamenco , в который вошла версия «Ímpetu» Марио Эскудеро, a bulerías. [ 24 ] Guitar International отметил его «очень агрессивный» подход к игре «Ímpetu». [ 25 ] Эскудеро оказал большое влияние на де Лусию в этот период, вдохновив его на исследование новых возможностей фламенко. [ 24 ] Он начал работать с продюсером Хосе Торрегросой .
Релиз Де Лусии 1972 года El duende Flamenco de Paco de Lucía считался новаторским альбомом в сообществе фламенко. [ 26 ] [ 27 ] В течение 1970-х годов де Лусия продолжал выпускать революционные альбомы и отважился на все более нетрадиционный и новаторский стиль фламенко с джазовыми влияниями. [ 6 ] Его следующий релиз, Fuente y caudal , получил особенное признание благодаря песне " Entre dos aguas ", которая, возможно, стала его самой известной композицией. [ 28 ] а также для «Солера» и « Чепа Андалуза ». «Entre dos aguas», румба с участием бонго и электрического баса, означает «Между двумя водами», имея в виду его родной город Альхесирас, где Средиземное море встречается с Атлантическим океаном. [ 29 ] Биограф Порен описывает «Чепа Андалуза» как «феноменальную» булерию, которая «сопровождается пальмами, ободряющими криками и общим халео и вызывает желание вскочить и потанцевать». [ 29 ] В альбом также вошли несколько других треков, названных в честь достопримечательностей Андалузии, и эту тему де Лусия продолжил в своих более поздних альбомах.
Альбом Fuente y caudal был одним из самых продаваемых испанских пластинок в течение нескольких месяцев, и де Люсия и Торрегроса обнаружили, что дополнительные инструменты и подход, отходящий от традиционного фламенко, оказались более популярными среди широкой публики. [ 30 ] Раннее влияние традиционных исполнителей становилось все менее очевидным по мере того, как де Лусия охватывал джаз и другие влияния, создавая свой собственный голос и особый стиль, но никогда не отходя слишком далеко от своих корней. [ 30 ] [ 6 ]

18 февраля 1975 года де Люсия стала первой исполнительницей фламенко, выступившей в Королевском театре Мадрида. Он отыграл сет со своим братом Рамоном перед относительно молодой аудиторией без использования эффектов. Порен сказал, что выступление де Люсии «было блестящим с технической точки зрения и сыграло значимую, трогательную, традиционную разновидность фламенко, которая не выдала того, что Пако приготовил для гитары фламенко в будущем». [ 31 ] Запись была выпущена как Live from the Royal Theater .
Его альбом 1976 года Almoraima имел более широкий успех и включал в себя «Almoraima» и « Río Ancho ». Альбом был назван в честь бывшего одноименного монастыря, расположенного примерно в 21 километре (13 миль) от Альхесираса по дороге в Химена-де-ла-Фронтера , который недавно был преобразован в гостиничный комплекс. В альбоме присутствуют значительные арабские и джазовые влияния, особенно в одноименной композиции булериас; Имя Альморайма имеет арабское происхождение и относится к мавританскому периоду. [ 31 ] Де Люсия выступил в эпизоде « Паркинсон» на BBC в Великобритании, в котором Майкл Паркинсон сказал, что «чудесный молодой музыкант, который впервые появляется на британском телевидении. Его нетрадиционный и современный подход к игре фламенко уже сделал его большой звездой». в Европе, особенно в его родной Испании». [ 32 ]
В 1977 году де Люсия женился на Касильде Вареле, дочери генерала Варелы и потомке влиятельной семьи баскских промышленников Ампуэро ; у них было трое детей. [ 33 ] Он выпустил свой последний альбом Castillo de Arena с Камароном де ла Исла. Тексты были написаны Антонио Санчесом, за исключением bulerías Samara , которые Санчес и де ла Исла написали вместе. Это будет его последняя пластинка с певцом за последние 15 лет. [ 34 ] Сообщается, что он сказал, что человеческий голос «по своей природе слишком ограничен» и что он предпочитает исследование разных инструменталистов; он также сказал, что причиной отсутствия записей с певцами стал плотный график. [ 34 ]
В этот период он много выступал в США и Европе, увеличивая свою популярность за пределами Испании и сообщества фламенко в Европе, а также познакомился со многими джазовыми, латиноамериканскими и другими музыкантами, которые продолжали влиять на развитие де Люсии как исполнителя «нуэво фламенко». Он начал проявлять очень живой интерес к джаз-фьюжн и року , а в 1977 году выступил с Карлосом Сантаной на арене для корриды Пласа-де-Торос-де-лас-Аренас в Барселоне . [ 35 ] Он был приглашен Элом Ди Меолой для записи своей пьесы " Mediterranean Sundance " для его альбома Elegant Gypsy . Несмотря на значительный новый интерес к фламенко и игре де Лусии, вызванный альбомом, критики фламенко-традиционалисты не одобрили это произведение и возненавидели то, что многие люди считали музыку фламенко Средиземноморья Сандэнс и не одобряли де Лусию. [ 36 ] Ди Меола сообщил критикам, что им не стоит волноваться и что «Пако не уходит из фламенко, а расширяет его». [ 36 ] В 1978 году Пако и его братья записали Interpreta a Manuel de Falla , классическую версию композиций Мануэля де Фалья .
В 1979 году де Люсия, Джон Маклафлин и Ларри Кориелл сформировали The Guitar Trio и вместе совершили тур по Европе и выпустили видео, записанное в лондонском Королевском Альберт-холле, под названием «Встреча духов» . Порен сказал, что решение де Люсии работать с такими музыкантами, как Маклафлин, Ди Меола, Кориелл и Чик Кориа, должно быть, было для него «захватывающим и стимулирующим» опытом, учитывая их технические музыкальные знания и способность импровизировать, и сказал, что они его увлекли». настолько далеко, что временами он, должно быть, находился в глубоком замешательстве, человек, рискующий потерять свою музыкальную идентичность». [ 37 ] Это обеспокоило де Люсию, которая сказала в интервью в конце 1990-х: «Я никогда не теряла корни в своей музыке, потому что теряла бы себя. в других местах, пытаясь найти что-то новое, что я могу привнести во фламенко». [ 6 ]
1980-е годы
[ редактировать ]
Гитарное трио продолжило гастролировать в 1980 году, а в 1981 году Ларри Кориелла заменил Эл Ди Меола. Сообщается, что Де Люсия страдал от головных болей и болей в спине во время выступления, потому что ему было трудно импровизировать и следовать передовым знаниям Маклафлина и Кориелла в области джазовой импровизации. [ 38 ] Пако заявил: «Некоторые люди предполагают, что они учились у меня, но я могу вам сказать, что это я учился у них. Я никогда не изучал музыку, я не способен изучать гармонию — у меня нет дисциплины, чтобы играть с Маклафлином. и Ди Меола хотел научиться этим вещам». [ 39 ]
Также в 1981 году The Guitar Trio выпустили одну из своих самых успешных пластинок Friday Night in San Francisco , которая была продана тиражом более 1 миллиона копий и вызвала значительный интерес к музыке фламенко в Америке и Европе. Он представлял собой расширенную комбинацию « Mediterranean Sundance » и « Río Ancho »; возможно, это произведение больше всего ассоциировалось с музыкантами. Де Люсия также сформировал секстет Paco de Lucía в 1981 году (в который вошли его братья Рамон и Пепе) и в том же году выпустил первый из трех его альбомов. 30 августа 1981 года де Лусия исполнил сольный сет в Санкт-Гоарсхаузене в Германии, где он исполнил, среди прочего, «Monasterio de Sal» и «Montino», а позже выступил с The Guitar Trio. Мероприятие транслировалось по национальному телевидению WDR . [ 40 ]
В 1982 году де Люсия дала серию концертов с джазовым пианистом Чиком Кориа. [ 37 ] Кориа оказал на него значительное влияние в 1980-х, и он и Маклафлин адаптировали версию его пьесы « Испания », исполнив ее вместе несколько раз вживую в середине-конце 1980-х. В 1982 году он выпустил «золотой» двойной сборник, La Guitarra de Oro de Paco de Lucía , в который вошли самые ранние на сегодняшний день записи де Люсии с Рикардо Модрего песен Федерико Гарсиа Лорки , а также две сигирии , форма фламенко, в которой он еще не играл. занимался своими записями с 1972 года. [ 41 ]
В 1983 году гитарное трио выпустило альбом Passion, Grace & Fire . [ 42 ] и у него была актерская роль в Карлоса Сауры получившем признание фильме «Кармен» , за который он также был номинирован на кинопремию BAFTA за лучший саундтрек. Де Лусия написал оригинальные саундтреки к нескольким фильмам 1980-х годов, в том числе «Хит» , фильм 1984 года, саундтрек к которому он предоставил вместе с Эриком Клэптоном , с небольшим вкладом Роджера Уотерса . [ 43 ]
На своем альбоме 1984 года Live... One Summer Night де Люсия не только играл на гитаре, но и выполнял роль продюсера. [ 44 ] Пако де Лусия также появлялся в роли самого себя на телевидении в документальных фильмах и телешоу и принял должность судьи на Биеннале фламенко в Севилье 1984 года . [ 45 ]

К середине 1980-х и Секстет, и Гитарное трио достигли своего пика и перестали выступать вместе. [ 46 ] [ 47 ] хотя де Люсия продолжала выступать с Маклафлином дуэтом по всей Европе в 1986 году и позже. В интервью журналу DownBeat в 1986 году Ди Меола сказал, что причина срыва заключалась в том, что их выступления были призваны «свести публику с ума» демонстрацией поразительной виртуозности, и что у них закончились новые впечатляющие быстрые забеги, чтобы произвести впечатление на публику. аудитории. [ 47 ] Ди Меола заметил, что музыка стала слишком «дикой и сумасшедшей» и что он предпочитает исследовать более тихую сторону музыки, то же самое чувствовал и Пако, говоря, что он предпочитает «контролируемую экспрессию скорости». [ 47 ] В мае 1986 года он выступал на фестивале рок-музыки Centro de Bellas Artes вместе с такими музыкантами, как Эрл Клу , Спайро Гира и Дэйв Валентин . [ 48 ]
В 1987 году де Люсия впервые выступила в Советском Союзе . [ 49 ] и вернулся к своим корням со своим очень успешным релизом Siroco . Сироко часто называют его лучшим альбомом и одним из величайших альбомов фламенко всех времен. [ 50 ] [ 51 ]
Его композиции "La Cañada", вступительный трек, танго под названием " La Barrosa ", алегриас, названный в честь Плайя-ла-Барроса в провинции Кадис, и " Gloria al Niño Ricardo ", soléa, получили значительное внимание и считаются современная классика фламенко. [ 52 ] Эрик Клэптон и Ричард Чепмен описали «La Barrosa», сладкую алегриас, сыгранную си мажор, как «полную легкой деликатности с каскадными фразами». [ 53 ] "Gloria al Niño Ricardo" посвящена Ниньо Рикардо, который был "первым героем" игры на гитаре де Лусии. [ 54 ] [ 55 ] Некоторые из его композиций из «Сироко» стали основой более поздних концертных выступлений де Лусии, и он часто начинал свои концерты с «La Cañada».
В 1989 году де Лусия отказалась выступать на арене в Севилье с Пласидо Доминго и Хулио Иглесиасом . [ 56 ]
1990-е годы
[ редактировать ]Хотя после 1986 года секстет пришел в упадок, в 1990 году они собрались вместе, чтобы записать Zyryab , новаторский арабский фламенко/джазовый альбом с джазовым пианистом Чиком Кориа и коллегой-виртуозным гитаристом фламенко Маноло Санлукаром . Альбом назван в честь Зирьяба , поэта и музыканта VIII–IX веков , родившегося в Ширазе при дворе Омейядов в Кордове , которому приписывают введение в Испанию персидской лютни, которая превратилась в испанскую гитару - и, по мнению некоторых, положила начало самому фламенко. [ 57 ] [ 58 ] Один трек на альбоме, « Тарантас» , посвящен Сабикасу. [ 59 ] Альбом был хорошо принят критиками; JazzTimes высоко оценил страсть и ритм музыкантов, участвовавших в альбоме. [ 60 ]

До тех пор, пока в 1991 году его не попросили исполнить и интерпретировать Хоакина Родриго » «Консьерто де Аранхуэс , де Лусия не умела читать нотную грамоту . [ 61 ] Биограф Порен, однако, во время написания своей биографии в 1992 году сказал, что он все еще не был опытным и нашел причудливый способ выучить произведение, запершись. [ 62 ]
Его выступление с оркестром под управлением Эдмона Коломера получило высокую оценку, чувственное, атмосферное исполнение, которое похвалил сам композитор Родриго, назвав его «красивым, экзотичным, вдохновенным… Могу добавить, что Пако играет его с большим чувством, далеко больше, чем обычно слышно, и это касается оркестра, который его поддерживает». [ 45 ] В 1992 году он выступил вживую на арене для корриды на выставке Seville Expo '92 , а год спустя на Plaza Mayor в Мадриде , сыграв «La Barrosa». В 1995 году он и Брайан Адамс записали хит и видео « Have You Everly Loved a Woman? » на саундтрек к американскому фильму « Дон Хуан ДеМарко» .
В 1996 году его первый альбом «золотых хитов», Antología , в течение как минимум 16 недель входил в топ-20 Испании, было продано более 65 000 копий. [ 63 ] В 1997 году де Люсия выступила в шоу, посвященном убитому испанскому политику Мигелю Анхелю Бланко , вместе с Хулио Иглесиасом , Лос-дель-Рио и другими музыкантами. [ 64 ] В 1998 году он выпустил и спродюсировал альбом Luzia , посвященный его умирающей матери (отсюда и португальское написание ее имени). [ 65 ] Это считается одним из наиболее полных и зрелых художественных высказываний де Лусии. [ 66 ]
2000–14
[ редактировать ]Де Люсия прожил пять лет в Кинтана-Роо , Мексика, но вернулся в свою родную Испанию в 2003 году после того, как признался, что очень устал проводить всю свою жизнь в гастролях по шесть-восемь месяцев в году, вставая на рассвете и живя. в отелях. [ 67 ] Однако он продолжал держать дом для отдыха в Мексике и регулярно навещал свою семью.
В 2004 году он гастролировал по США и Канаде с севильской певицей фламенко Ла Тана . [ 39 ] но впоследствии значительно сократил свои живые выступления на публике. Он отказался от гастролей и давал лишь несколько концертов в год, обычно в Испании и Германии, а также на европейских фестивалях в летние месяцы. Порен охарактеризовал де Лусию как «чрезвычайно робкого и замкнутого человека», заявив, что «будучи очень закрытым человеком, [он] был встревожен последовавшей популярностью и прославлением, а также растущим давлением славы, возложенной на его плечи, требующей от него постоянных инноваций и работать усерднее, чтобы достичь технического и революционного совершенства». [ 68 ]
В 2003 году де Лусия выпустила Integral (2003), бокс-сет ограниченного выпуска из 26 компакт-дисков, и Por Descubrir , сборник. В 2004 году де Лусия выпустила Cositas Buenas с Хавьером Лимоном . Он был выпущен на Blue Thumb Records компанией Universal Music Spain SL и включает четыре булерии , два трека румбы , танго и тьентос . Он получил премию Latin Grammy как лучший альбом фламенко в 2004 году и премию Billboard Latin Music Award как латино-джазовый альбом года в 2005 году. [ 69 ] [ 70 ]
В 2005 году он был номинирован на премию Latin Grammy на звание продюсера года за песню La Tana «Tu, Ven a Mi». [ 71 ] это была первая запись Люсии, в которой он руководил другим артистом после работы над «Potro de Rabía y Miel» Камарона де ла Исла . [ 72 ]
В 2004 году он выиграл Премию принца Астурийского в области искусств, а 23 марта 2007 года Кадисский университет признал музыкальный и культурный вклад де Люсии, присвоив ему звание Почетного доктора . В 2010 году ему была присвоена степень почётного доктора Беркли Музыкального колледжа в Бостоне . [ 73 ] и выступил на фестивале в Монтрё . Он также был известен в течение нескольких лет тем, что выбирал страны, где он обычно не выступал, и играл на Арене в Пуле , Хорватия, в 2006 и 2010 годах. [ 74 ] [ 75 ] а также в Турции , Марокко и Тунисе в 2013 году. Он выступил на 49-м Международном фестивале в Карфагене 31 июля, играя в Римском театре. [ 76 ] [ 77 ]
Смерть
[ редактировать ]Де Лусия умер от сердечного приступа 25 февраля 2014 года, когда отдыхал со своей семьей в Плайя-дель-Кармен , Кинтана-Роо , Мексика. Играя в футбол с сыном на пляже, он попросил жену отвезти его в больницу, потому что почувствовал «странную прохладу в горле». Его доставили в больницу, и он смог самостоятельно попасть в отделение неотложной помощи, но ему пришлось помочь лечь на каталку. Вскоре после этого он потерял сознание и умер.
Его брат Пепе прокомментировал, что де Лусия отказался от привычки курить по две пачки сигарет в день 20 дней назад, и пообещал заняться больше спортом после смерти своего друга Феликса Гранде. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ] Его останки похоронены на муниципальном кладбище его родного города Альхесирас, Андалусия. [ 83 ] Де Люсия посмертно получил премию Latin Grammy как «Альбом года» за свой альбом Canción Andaluza на церемонии награждения в 2014 году . [ 84 ] Вскоре после его кончины региональное правительство Мадридского сообщества объявило, что новая северная конечная остановка линии 9 городского метро будет названа в его честь как дань уважения. [ 85 ]
Наследие
[ редактировать ]
Де Люсия считался лучшим в мире гитаристом фламенко и многими считался величайшим музыкальным экспортом Испании. [ 39 ] [ 86 ] Он оказал революционное влияние на музыку фламенко как как композитор, так и в других отношениях. [ 87 ] Его влияние на гитару фламенко сравнивают с влиянием Андреса Сеговии на классическую гитару. [ 88 ]
его альбом Fuente y caudal ( «Фонтан и поток ») изменил мир гитары фламенко за пределы традиционной культуры фламенко. Многие отмечают, что [ 89 ] Наряду с Энрике Моренте и Камароном де ла Исла , де Люсия была первым художником, который отошел от традиционного фламенко и сформировал то, что сейчас известно как нуэво фламенко . [ 90 ] Как композитор де Лусия был первым испанским исполнителем, который более или менее систематически смешивал джаз с андалузской музыкой. [ 91 ] Это включает, помимо прочего, его сотрудничество с Ди Меолой, Маклафлином и Педро Итурральде . [ 92 ] [ 93 ]
Эстебан де Санлукар и Марио Эскудеро также оказали на него большое влияние и стали источниками вдохновения. По словам биографа Порена, де Люсия был «очарован джазом» и глубоко уважал высокотехнологичных джазовых музыкантов, относясь к Ди Меоле, Маклафлину, Кориеллу и Кориа так же высоко как к музыкантам, как и к своим наставникам фламенко. [ 94 ] Несмотря на это влияние, по данным Jazz Times , «большинство поклонников фламенко могут проследить историю музыки либо до Пако, либо после Пако». [ 87 ] В интервью El País в 2004 году он сказал: «Я всегда считал, что чем больше у тебя техники, тем легче выразить себя. Если тебе не хватает техники, ты теряешь свободу творить». [ 17 ] Как и многие другие гитаристы фламенко, он часто играл на гитаре Hermanos Conde и имел свою собственную фирменную модель. [ 95 ] но в его коллекции было несколько гитар.

Ричард Чепмен и Эрик Клэптон описывают де Лусию как «титаническую фигуру в мире гитары фламенко», подчеркивая его «поразительную технику и изобретательность», а также широкий спектр музыкальных идей из других стилей, таких как бразильская музыка и джаз. [ 2 ] Он известен своим новаторством и гармоничным цветом, а также своей замечательной ловкостью , техникой , силой и плавностью правой руки, способной выполнять чрезвычайно быстрые и беглые пикадо . Мастер контраста, он часто сочетает пикадо с расгеадос и другими техниками и часто добавляет в свои композиции абстрактные аккорды и гаммы с джазовыми влияниями.
Билл Милковски из DownBeat описал его как «портрет изученной сосредоточенности и первозданного совершенства: жесткая спина и суровое лицо, с выдающимся видом, который некоторые могут ошибочно принять за высокомерие. Он горд и величественен, как царственный арабский конь, скачущий с грацией и элегантность, но способная раскрыть великую силу». [ 96 ] Крейг Харрис из AllMusic отметил его «глубоко личные мелодические высказывания и современные инструменты». [ 6 ] Журнал Atlanta писал: «Гитара при правильном использовании может стать одним из самых запоминающихся и красивых инструментов для создания звука… когда он проводит пальцами по струнам, [он] может создать самую невероятную музыку. почти как колыбельная». [ 97 ]
Хосе Луис Акоста, президент Испанского общества художников и редакторов, заявил, что «Пако был и будет универсальным артистом, который донес гитару и фламенко до сердца всего мира». [ 17 ] В 2015 году Billboard журнал назвал де Лусию одним из 30 самых влиятельных латиноамериканских исполнителей всех времен, редактор написал: «Виртуозный инструменталист популяризировал фламенко во всем мире и вывел испанское звучание на передний план авангардного джаза». [ 98 ] В том же году он был посмертно занесен в Зал славы латиноамериканских авторов песен за вклад в музыку фламенко. [ 99 ] 21 декабря 2016 года Google отметил годовщину рождения де Лусии дудлом Google , созданным художницей Google Софи Диао , который был показан в Испании, Мексике и нескольких странах Южной Америки. [ 100 ]
Еще одним вкладом Пако де Люсии стало включение кахона , афро -перуанского инструмента, который Кайтро Сото показал ему во время своего визита в Перу в конце 1970-х годов. Он понимал этот инструмент и считал его постоянным решением проблемы перкуссии во фламенко. Вместе с Рубемом Дантасом он добавил в него ударные элементы, и он стал важным инструментом современного фламенко, а затем и других международных музыкальных тенденций. [ 101 ]
В его родном городе Альхесирас с видом на гавань ему посвящена статуя. [ 102 ]
Дискография
[ редактировать ]Фильмография
[ редактировать ]24 октября 2014 года был выпущен документальный фильм о вскрытии его жизни под названием Paco de Lucía: La búsqueda . [ 103 ] [ 104 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Пако | pacodelucia.org» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 3 февраля 2020 года . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чепмен и Клэптон 2000 , с. 40.
- ^ Костер, Деннис (1 июня 2002 г.). Гитарный Атлас, Фламенко . Альфред Музыкальное Издательство. п. 5. ISBN 978-0-7390-2478-2 . Архивировано из оригинала 13 мая 2019 года . Проверено 4 марта 2013 г.
- ^ Уолд, Элайджа (2007). Мировые менестрели . Рутледж. п. 185. ИСБН 978-0-415-97929-0 . Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 4 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вудалл 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Харрис, Крейг. Пако де Лусия: биография на AllMusic . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «Биография Пако де Лусия» . biographiesyvidas.com (на испанском языке). Архивировано из оригинала 21 января 2020 года . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ «Пако де Люсия, мастер и виртуоз гитары фламенко» . Flamenco-guitars.com. Архивировано из оригинала 31 июля 2010 года . Проверено 22 сентября 2010 г.
- ^ Беннетт, Джо (2002). Факты о гитаре . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN 978-0-634-05192-0 . Архивировано из оригинала 17 июня 2016 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Росс, Дориен (1 октября 1995 г.). Возвращаюсь к «А» . Книги «Огни большого города». п. 70 . ISBN 9780872863071 . Проверено 4 мая 2011 г.
- ^ Порен 1992 , с. 41.
- ^ «В возрасте 66 лет скончался известный испанский гитарист фламенко Пако де Люсия» . Рейтер . 26 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Порен 1992 , с. 95.
- ^ Порен 1992 , с. 29.
- ^ Том Даффи (11 октября 1997 г.). «Серия EMI Hemisphere охватывает все жанры» . Рекламный щит . п. 62 – через Интернет-архив .
- ^ Перейти обратно: а б Порен 1992 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б с «Испания: гитарист фламенко Пако де Люсия умирает в 66 лет» . Вашингтон Пост . 26 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 года . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Порен 1992 , с. 76.
- ^ Гардиан 2005 , с. 106.
- ^ Порен 1992 , стр. 100, 117.
- ^ Порен 1992 , с. 118.
- ^ Нидель, Ричард (2005). Мировая музыка: основы . Рутледж. п. 140 . ISBN 978-0-415-96800-3 . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Порен 1992 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Костер, Деннис (18 августа 2011 г.). Ключи к гитаре фламенко, том 1 . Публикации Мела Бэя. п. 7. ISBN 978-1-61065-764-8 . Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Гитарный Интернационал . Музыкальные Нью Сервисы Лимитед. 1990. с. 40. Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Порен 1992 , с. 79.
- ^ Гардиан 2005 , стр. 108.
- ^ Рекламный щит . 6 июля 1996 г. с. 54. Архивировано из оригинала 28 июня 2014 года . Проверено 20 июня 2013 г. [ название отсутствует ]
- ^ Перейти обратно: а б Порен 1992 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Порен 1992 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Порен 1992 , с. 82.
- ^ Паркинсон, Майкл (1976). Пако де Лусия, Паркинсон . Би-би-си .
- ^ Фильмы в обзоре . Национальный совет по обзору кинофильмов. 1978. с. 143. Архивировано из оригинала 2 мая 2016 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Порен 1992 , с. 92.
- ^ Порен 1992 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б Порен 1992 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Порен 1992 , с. 101.
- ^ Мартинес, Эмма (24 февраля 2011 г.). Фламенко: все, что вы хотели знать . Публикации Мела Бэя. п. 55. ИСБН 978-1-60974-470-0 . Архивировано из оригинала 28 июня 2014 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хауэлл Ллевеллин (6 марта 2004 г.). «V2 Испания не ограничивается инди-звуком » . Рекламный щит . п. 26. Архивировано из оригинала 13 мая 2016 года . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «Пако Де Люсия – Монастерио Де Саль» . 8 января 2010 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2014 г. Проверено 27 февраля 2014 г. - через YouTube.
- ^ Порен 1992 , с. 87.
- ^ Рэндел, Дон М. (1996). Гарвардский биографический словарь музыки . Издательство Гарвардского университета. п. 535 . ISBN 978-0-674-37299-3 . Проверено 24 марта 2013 г. - из Интернет-архива .
- ^ Пови, Гленн (2007). Отголоски: Полная история Pink Floyd . Издательство Mind Head. п. 4. ISBN 978-0-9554624-0-5 . Архивировано из оригинала 28 июня 2014 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Обзор цифрового аудио и компакт-дисков . Издательство WGE. 1988. с. 112. Архивировано из оригинала 28 июня 2014 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Порен 1992 , с. 124.
- ^ Порен 1992 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б с Порен 1992 , с. 104.
- ^ Рекламный щит . 24 мая 1986 г. с. 14. Архивировано из оригинала 11 мая 2016 года . Проверено 24 марта 2013 г. [ название отсутствует ]
- ^ Музыка в СССР . ВААП-ИНФОРМ. 1987. с. 94. Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Стайнгресс, Герхард (2002). Песни Минотавра: гибридность и популярная музыка в эпоху глобализации: сравнительный анализ ребетики, танго, рай, фламенко, сарданы и английского городского фолка . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 195 . ISBN 978-3-8258-6363-0 . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Новое фламенко» . Culturecourt.com. Архивировано из оригинала 21 января 2012 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ Ньюман 2009 , с. 24.
- ^ Чепмен и Клэптон 2000 , стр. 41.
- ^ Гардиан 2005 , с. 85.
- ^ Вудалл 2001 , с. 317.
- ^ El País Editions (13 октября 1989 г.). «Пако де Лусия не действовал вместе с Пласидо Доминго и Хулио Иглесиасом, потому что «моя культура чувствовала себя оскорбленной» » . СТРАНА . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 8 ноября 2015 г.
- ^ Коста-дель-Соль, Испания: Короткие версии Фроммера . ShortCuts Фроммера, John Wiley & Sons. 14 октября 2011 г. с. 77. ИСБН 978-1-118-19091-3 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Порен 1992 , с. 89.
- ^ Агилера, Мигель де; Седеньо, Ана (2008). Общение и музыка II. Технологии и аудитория . Издательство УПЦ. п. 185. ИСБН 978-84-9788-721-2 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ «Пако де Лусия: Зыряб » . JazzTimes (обзор). 1992. Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 24 марта 2013 г. [ нужна страница ]
- ^ Порен 1992 , с. 109.
- ^ Порен 1992 , с. 124-5.
- ^ Рекламный щит . Нильсен Бизнес Медиа. 27 июля 1996 г. с. 61 . Проверено 24 марта 2013 г. [ название отсутствует ]
- ^ Рекламный щит . 30 августа 1997 г. с. 33. Архивировано из оригинала 28 июня 2014 года . Проверено 24 марта 2013 г. [ название отсутствует ]
- ^ pacodelucia.org . Архивировано из оригинала 4 июля 2018 года . Проверено 4 июля 2018 г.
- ^ Рекламный щит . 11 сентября 1999 г., стр. 47–. Архивировано из оригинала 28 июня 2014 года . Проверено 24 марта 2013 г. [ название отсутствует ] [ название отсутствует ]
- ^ Рекламный щит . 7 февраля 2004 г. с. 52. Архивировано из оригинала 16 мая 2016 года . Проверено 24 марта 2013 г. [ название отсутствует ]
- ^ Порен 1992 , с. 95-6.
- ^ «Биодата» . Javierlimon.casalimon.tv. Архивировано из оригинала 25 октября 2009 года . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ «Победители Billboard Latin Music Awards 2005» . Рекламный щит . 29 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2018 г. . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Рекламный щит . 22 октября 2005 г., стр. 48, 59–. Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 24 марта 2013 г. [ название отсутствует ]
- ^ «Ла Тана дебютирует в записи с альбома, спродюсированного Пако де Люсия» . Flamenco-world.com . Февраль 2005 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г.
- ^ Буш, Аллен (8 мая 2010 г.). «Почетные доктора 2010 года представляют R&B, фламенко, джаз и мировую музыку» . Музыкальный колледж Беркли . Архивировано из оригинала 13 мая 2010 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ "Виртуозные игры на гитаре Пака де Люси" . Список Ютарни (на хорватском языке). 2 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2018 г. . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ «В ночь полнолуния Арена Пулы очаровывается звуками гитары» . Вечерний список (на хорватском языке). 24 августа 2010 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2018 г. . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ «Пако де Люсия на фестивале Карфагена 31 июля» (на французском языке). Тунисский.com. 4 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2013 года . Проверено 11 июня 2013 г. http://www.tunisky.com/ Архивировано 3 июня 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Концерт «Envivo» Пако де Люсии на международном фестивале в Карфагене» (на французском языке). Тунис14.tn. 4 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2013 г. Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ «Гитарист фламенко Пако де Лусия умирает в Плайя-дель-Кармен (видео)» (на испанском языке). Группа компаний СИПСЕ. 26 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2014 года . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ «PGJE подтверждает смерть Пако де Лусии в Плайя-дель-Кармен» . Эль Юниверсал (на испанском языке). 26 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2014 г. . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ «Пако де Лусия умер в Плайя-дель-Кармен: Генеральная прокуратура Кинтана-Роо» . Сегодняшняя хроника (на испанском языке). 26 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 года . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ «Пако де Лусия самостоятельно прибыл в больницу, где и умер» . Эль Насьональ (на испанском языке). 26 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 года . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ «Пако де Лусия жене: «Габриэла, отвези меня в больницу, потому что у меня очень странный насморк в горле » . ABC.es (на испанском языке). 27 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2016 года . Проверено 26 февраля 2017 г.
- ^ «Останки Пако де Лусии покоятся на старом муниципальном кладбище Альхесираса» (на испанском языке). РТВЕ . 1 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2014 г. Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Джу, Тереза (21 ноября 2014 г.). «Энрике Иглесиас, Calle 13 принес домой несколько латинских Грэмми» . Развлекательный еженедельник . Time Inc. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ «Пако де Люсия назовет станцию метро » europapress.com (на испанском языке). 27 февраля 2014 г. из оригинала 4 февраля. Архивировано Получено 4 февраля.
- ^ Рекламный щит . 18 июля 1992 г. с. 41. Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 4 марта 2013 г. [ название отсутствует ]
- ^ Перейти обратно: а б Контрерас, Феликс (август 2004 г.). «Пако де Лусия: Фламенко Буэно» . Джаз Таймс. Архивировано из оригинала 10 октября 2012 года . Проверено 20 августа 2012 г.
- ^ А. Беннетт; К. Доу (2001), Guitar Cultures , Нью-Йорк: Berg Publishers, стр. 66, заархивировано из оригинала 7 ноября 2021 года , получено 9 ноября 2015 года.
- ^ Э. Роджерс; В. Роджерс (1999), Энциклопедия современной испанской культуры , Лондон: Routledge, с. 243, заархивировано из оригинала 8 декабря 2008 г. , получено 9 ноября 2015 г.
- ^ Э. Роджерс; В. Роджерс (1999), Энциклопедия современной испанской культуры , Лондон: Routledge, с. 374, заархивировано из оригинала 8 декабря 2008 г. , получено 9 ноября 2015 г.
- ^ Стэнтон, Эдвард Ф. (1999), Справочник по испанской популярной культуре , Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, стр. 146, заархивировано из оригинала 10 декабря 2008 г. , получено 9 ноября 2015 г.
- ^ Клаус Шрайнер (1990), Фламенко: цыганский танец и музыка из Андалусии , Портленд, Орегон: Amadeus Press, стр. 32, заархивировано из оригинала 7 ноября 2021 года , получено 9 ноября 2015 года.
- ^ Джоя, Тед (1997), История джаза , Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 368, заархивировано из оригинала 26 апреля 2010 г. , получено 9 ноября 2015 г.
- ^ Порен 1992 , с. 99.
- ^ «Модель Пако де Лусия» (на испанском языке). Hermanosconde.com. Архивировано из оригинала 20 июля 2013 года . Проверено 31 марта 2014 г.
- ^ «Пако де Люсия» . Профили музыкантов Гейла. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Проверено 31 марта 2014 г.
- ^ Атланта . Эммис Коммуникейшнс. Февраль 2004. с. 74. ISSN 0004-6701 . Архивировано 4 января. из оригинала Получено 24 марта.
- ^ «30 самых влиятельных латиноамериканских артистов всех времен» . Рекламный щит . 28 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 30 апреля 2015 г. . Проверено 1 мая 2015 г.
- ^ «Призывники 2015 года» . Зал славы латинских авторов песен . Архивировано из оригинала 26 августа 2015 года . Проверено 17 октября 2015 г.
- ^ «69 лет со дня рождения Пако де Лусии» . Google . Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Кахон-фламенко» . Framedrums.net. Архивировано из оригинала 29 апреля 2013 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Функции запроса | OpenStreetMap» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 3 ноября 2020 г. .
- ^ Батль Каминаль, Жорди (24 октября 2014 г.). " 'Пако де Лусия: Поиски': Портрет художника " Авангард (на испанском языке). Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 19 июля 2016 г.
- ^ Родригес Маршан, Оти (24 октября 2014 г.). «Критика «Пако де Люсия, поиски» (****): Великолепный рисунок между двумя водами» . ABC (на испанском языке). Архивировано из оригинала 12 июня . Получено 19 июля.
Источники
[ редактировать ]- Чепмен, Ричард ; Клэптон, Эрик (2000). Гитара: музыка, история, исполнители . Паб Дорлинг Киндерсли. п. 41. ИСБН 978-0-7894-5963-3 . Проверено 9 ноября 2015 г.
- Кастодио, Диана Перес (ноябрь 2005 г.). Пако де Лусия: Эволюция фламенко через его румбы . Служба публикаций УЦА. ISBN 978-84-96274-75-4 .
- Ньюман, Пол Джаред (15 сентября 2009 г.). Новая антология фальсетов для гитары фламенко . Болд Страммер, ООО ISBN 978-1-57784-072-5 .
- Порен, DE (1992). Пако де Лусия и семья: Генеральный план . Общество испанских исследований. ISBN 978-0-933224-62-9 . Проверено 9 ноября 2015 г.
- Вудалл, Джеймс (2001). «Люсия, Пако де». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.43211 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Меркурио, Паоло (2014). «Фламенко Пако де Люсия в современной Испании», в книге « Друзья популярной музыки» , ISBN 978-60-50342-95-6 (электронная книга) (на итальянском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Пако де Люсия на IMDb
- Трибьют BBC
- Трибьют испанского телевидения (La2) (на испанском языке)
- 1947 рождений
- смертей в 2014 г.
- Гитаристы 20 века
- Испанские музыканты-мужчины 20-го века
- Испанские музыканты 20 века
- Исполнители Island Records
- Лауреаты премии Latin Grammy
- Латиноамериканские джазовые музыканты
- Композиторы латинской музыки
- Испанские джазовые музыканты мужского пола
- Музыканты из Андалусии
- Новое фламенко
- Люди из Альхесираса
- Испанские классические гитаристы
- Испанские композиторы
- Испанские гитаристы фламенко
- Испанские джазовые гитаристы
- Испанские композиторы-мужчины
- Испанские гитаристы-мужчины
- Испанцы португальского происхождения