Jump to content

Энрике Моренте

Энрике Моренте
Справочная информация
Имя при рождении Энрике Моренте Котело
Рожденный ( 1942-12-25 ) 25 декабря 1942 г.
Гранада , Испания
Умер 13 декабря 2010 г. (13 декабря 2010 г.) (67 лет)
Мадрид , Испания
Жанры Новое фламенко
Род занятий Певец, автор песен
Годы активности 1960–2010 гг.
Веб-сайт Энрикеморенте

Энрике Моренте Котело (25 декабря 1942 — 13 декабря 2010), известный как Энрике Моренте , был испанским певцом фламенко и знаменитой фигурой в мире современного фламенко. После своего ортодоксального начала он погрузился в экспериментализм, сочиняя новые мелодии для канте (пения фламенко) и джемуя с музыкантами всех стилей, не отказываясь при этом от своих корней в традиционном пении фламенко, которое он продолжал развивать, несмотря на критику. [1] [2]

«Это было нелегко. Сначала появились обвинения в порче музыки, в предательстве в его борьбе за искажение того, что и так было идеально закодировано. Когда некоторые альбомы и некоторые категорические доказательства его знания классического подхода обнажили эти злонамеренные комментарии. , затем последовали самые извращенные осуждения, что темп компаса ослаб (просто возьмите метроном и убедитесь сами), что он не особо вызывает чувства (мало ли настоящих ценителей, у которых волосы не встают дыбом). слушая его канью «Eso no lo manda la ley», «La aurora de Nueva York» или «Generalife», если назвать три совершенно разных примера) и тому подобное».

[3] [ нужна страница ] он был, пожалуй, самым влиятельным современным певцом фламенко, который не только ввел новшества, но также можно сказать, что он создал традицию: некоторые из его канте исполнялись другими певцами, такими как Камарон де ла Исла , Майте Мартин , Кармен Линарес, Мигель. Поведа, Сегундо Фалькон и Арканхель. Он также является отцом певицы фламенко Эстреллы Моренте . Посмертно опубликованный том стихов Леонарда Коэна «Пламя» включает «Посвящение Моренте». (стр. 30–31) [4]

Биография

[ редактировать ]

Энрике Моренте, родившийся в традиционном квартале Альбайсин в Гранаде , начал петь как сейсе (член группы детей, которые поют, танцуют и играют на кастаньетах на определенных религиозных праздниках). [3] Он начал чувствовать влечение к пению фламенко еще в детстве, и у него была возможность учиться на семейных собраниях и слушать известных деятелей из Гранады, таких как Кобитос, семья «Хабичуэлас», или Аурелио Селлес (Аурелио де Кадис):

«Песня начинается внутри тебя, когда ты слушаешь пение деревенского жителя, людей на их родине. Группы людей, которые встречаются в таверне и начинают петь, а потом ты слушаешь их и тоже начинаешь петь: ты узнаешь это на семейных вечеринках. где все поют, и все пьют, и все танцуют и... Кроме того, оказывается, что, конечно, нужна техника, нужна школа, нужно научиться, чтобы этого добиться, тому, что нужно. ... главная помощь, которую вы можете получить, - это полюбить это, а затем научиться знать, у кого учиться и из каких источников, где найти хорошее. [5]

Однако такое признание популярной стороны фламенко не означает, что он считает фламенко просто «искусством народа». По его мнению, артисту фламенко нужна техника и преданность делу:

«Именно мы, профессиональные артисты фламенко, должны делать канте фламенко, и никто другой, фламенко, как и любое другое искусство, — искусство профессионалов, хотя есть много людей, которые всматриваются в нас, с таким взглядом, как будто сказать: «Какие интересные существа!», а может быть: «Ой, какая музыка играет!» И так далее. И люди часто думают, что, может быть, надо иметь опухшие пальцы от сбора картошки, чтобы уметь играть на гитаре с чувством. Сбор картофеля ничуть не менее достоин, чем игра на гитаре. Но я могу вам сказать, что человек с тонкими, чувствительными пальцами не сможет справиться с сбором картофеля: и я также могу вам сказать, что мужчина. с опухшими от сбора картофеля пальцами он не сможет играть на гитаре, потому что у него нет ловкости рук и нет преданности делу. Это такая же профессия, как и любая другая, которой вы должны посвятить себя полностью. Это искусство профессионалов». [6]

Еще будучи подростком, Моренте уехал жить в Мадрид, чтобы начать профессиональную карьеру певца. Там он смог встретиться с некоторыми старыми мастерами, такими как Пепе де ла Матрона и Бернардо эль де лос Лобитос, и научился у них как можно большему. Пепе де ла Матрона проявлял особый интерес к обучению молодого певца: «Этот интерес был вызван не столько интонацией Энрике Моренте, его регистрами или его мелизматикой, сколько его отношением к вещам, его уважением и его способностью к обучению». [5] В Мадриде он начал петь в peñas Flamencas (клубах любителей фламенко). В 1964 году он подписал контракт с Ballet de Marienma, с которым затем выступал в Испанском павильоне на Всемирной выставке в Нью-Йорке и в посольстве Испании в Вашингтоне. Позже он принял участие в фестивале фламенко в Театре де лос Алькасарес де лос Рейес Кристианос, разделив счет с Хуаном Талегой, Фернандо и Бернардой де Утрера, Гаспаром де Утрерой, Томасом Торре и Антонио Майреной . В течение этого и следующего года он также гастролировал по Европе и Японии с различными танцевальными труппами фламенко и работал в нескольких таблао (площадках фламенко) в Мадриде, таких как Las Cueva de Nemesio, Zambra и El Café de Chinitas.

Первые записи

[ редактировать ]

Моренте сделал свою первую запись Cante Flamenco в 1967 году с гитаристом Феликсом де Утрерой. Запись получила специальную награду от Cátedra de Flamencologia, за ней последовал Cantes antiguos del Flamenco (1969) с гитаристом Ниньо Рикардо. Его первые записи были строго ортодоксальными и демонстрировали глубокое знание традиционного фламенко, редкое качество для певцов его поколения. [3] В этот период он также впервые познакомился с гитаристом Маноло Санлукаром , с которым неоднократно сотрудничал. Санлукар сопровождал его на его концерте в Атенео-де-Мадрид, первом случае, когда певец фламенко выступал в этом престижном культурном учреждении.

Его следующая пластинка, Homenaje Flamenco a Miguel Hernández ( Посвящение фламенко Мигелю Эрнандесу , 1971), положила начало его частому использованию текстов выдающихся поэтов. Позже он записал песни фламенко на стихи Федерико Гарсиа Лорки , Иоанна Креста , Лопе де Веги , Аль-Мутамида , Антонио Мачадо и Мануэля Мачадо , Хорхе Гильена и других.

«В его первых постановках больше всего обращает на себя внимание то, как много внимания он уделяет текстам своих канте . Вероятно, это первый шаг в его будущей карьере новатора во фламенко. Например, стихи Мигеля Эрнандеса: стал бессмертным в своих впечатляющих произведениях «Нана де ла Себолла» или «Эль-Ниньо Юнтеро». Благодаря своему отношению к франкистскому режиму, которое он продемонстрировал в этих стихах, он стал любимым певцом фламенко левой оппозиции в стране. а также одним из первых новаторов». [7]

В 1971 и 1972 годах он гастролировал по Мексике с гитаристом Паррилья де Херес и танцовщицей Аной Паррилья, тур, который включал его выступление в аудитории Университета Лас-Америкас, и выступал в Линкольн-центре (куда он снова вернется, чтобы выступить в 1973) и Испанский институт в Нью-Йорке. В 1972 году он также был награжден Premio Nacional del Cante (Национальной премией за пение фламенко) от Cátedra de Flamencologia в Хересе .

Альтернативная традиция

[ редактировать ]

Моренте вернулся к ортодоксальному пению фламенко со своей записью Homenaje a Don Antonio Chacón ( Посвящение Антонио Чакону , 1977), которая получила Национальную премию за лучший альбом народной музыки, присужденную Министерством культуры. В этой записи Моренте оправдал фигуру певца Антонио Чакона , создателя гранайны и фундаментальной фигуры фламенко первых десятилетий 20-го века, который, тем не менее, был низведен взглядами фламенкологии 1950–1970-х годов. как представитель нецыганского (цыганского) фламенко, которое это поколение считало нечистым. Однако, в типичном для Моренте чередовании традиций и новаторства, в 1978 году за записью сразу же последовала запись Despegando («Взлет»), на этот раз в новаторском настроении: само название, по сути, является декларацией о намерениях. .

В 1981 году он гастролировал с новым шоу Andalucía hoy («Андалусия сегодня»), которое позже выступит на Парижской Олимпии в Париже, Франция. В 1982 году фламенковед Хосе Блас Вега выбрал некоторые из его записей для участия в антологии фламенко Magna Antología del Cante (полное собрание традиционных стилей канте) для иллюстрирования таких песен, как тарантас из Альмерии , несколько видов картагенера , фанданго созданные Фраскито Йербабуэна, а также все малагеньи и гранайны, Антонио Чаконом .

В 1990 году, в очередной раз вернувшись к ортодоксальности, он записал Morente-Sabicas с гитаристом Сабикасом , которому было уже за 70. В следующем году он создал и записал мессу фламенко , тип творения, который уже имел некоторые прецеденты, например, тот, который был записан Антонио Майрена , Луисом Кабальеро и Наранхито де Триана в 1968 году. Однако месса Моренте полностью отличается от всех предыдущих. примеры. В то время как более ранние мессы фламенко в основном пытались использовать традиционное пение фламенко для литургии, у Моренте даже нет литургической цели, и оно смешивает фламенко с другими жанрами, такими как григорианское песнопение . Об этой мессе Моренте в одном из своих шуток сказал:

«В какой-то момент я подумал, что могу посвятить его Папе Клименту , одному из Эль-Пальмара де Трои , но потом я вспомнил, что он канонизировал Франко , Примо де Риверу , Карреро Бланко и всех этих ребят, и, находясь на одном С другой стороны, я думал, что это смешнее, с другой стороны, я подумал, что шутку можно интерпретировать как-то странно, и я не сделал этого, хотя собирался это сделать. Но пластинка была сделана с искренностью и искренним намерением. , независимо от результатов, и я подумал, что это все равно, что все испортить из-за шутки… и это было уже слишком!» [8]

Более поздние работы

[ редактировать ]
Концерт Энрике Моренте (Барселона, март 2009 г.).

В 1995 году он исполнил сисирию в Карлоса Сауры фильме «Фламенко» и записал свою самую противоречивую запись: Omega вместе с альтернативной рок- группой Lagartija Nick с участием таких гитаристов, как Томатито , Висенте Амиго , Хуан Мануэль Каньисарес и Мигель Анхель. Кортес и перкуссионисты, такие как Тино ди Джеральдо. Фламенко и панк-рок смешаны с воссозданием песен Леонарда Коэна и текстами из Федерико Гарсиа Лорки книги Poeta en Nueva York Поэт в Нью-Йорке »), а также с традиционными текстами фламенко. Работа была исполнена на Международном фестивале Беникасима 2008 года под сценическим псевдонимом Моренте Омега с Лагартихой Ником (Антонио Ариас, Давид Фернандес, Лорена Энхуто и Хесус Рекена). [9]

В 2001 году была опубликована очень популярная пластинка Моренте «Enrique Morente en la Casa Museo de García Lorca de Fuentevaqueros», сборник песен на стихи Федерико Гарсиа Лорки . Запись была сделана в студии в Мадриде в 1990 году по заказу Diputación de Granada (правительственное учреждение). Было выпущено лишь ограниченное издание, а экземпляры рассылались в качестве подарков конкретным лицам. На вторичном рынке эти копии достигли 25 000 песет (150 евро). [10]

Еще один интересный релиз Morente, El Pequeño Reloj , увидел свет в 2003 году. Если вторая половина диска представляет собой более или менее случайный сборник песен, то первая половина пластинки представляет собой удивительную серию песен, разбитых на две части. партии: в первой части песни голос Моренте накладывается поверх старых 78-минутных записей старых мастеров гитары фламенко, таких как Рамон Монтойя , Сабикас или Маноло де Уэльва, а вторая часть представляет собой современную разработку того же пало . , с боковой гитарой молодого и новаторского гитариста Ниньо Хоселе.

Хотя Моренте не умел читать ноты, он сочинял музыку для театральных постановок, фильмов и телевидения, таких как работа Las Arrecogidas del Beaterio de Santa María Egipcíaca , музыка для Царя Эдипа с Хосе Луисом Гомесом.

Он пробовал смесь фламенко и классической музыки в таких произведениях, как Fantasía de cante jondo para voz y orquesta ( Cante jondo Fantasy для голоса и оркестра вместе с пианистом Антонио Робледо, гитаристами Хуаном Хабичуэлой и Херардо Нуньесом и Мадридским симфоническим оркестром под управлением Луис Искьердо, 1986) или с Allegro Soleá , который он представил на Биеннале фламенко в Севилье в 1990 году. В духе смешения фламенко с другими видами музыки он сотрудничал в шоу Macama Jonda Хосе Эредиа Майя вместе с Андалузский оркестр Тетуана и Абдессадек Чекара или хор «Болгарские голоса» Ангелите. Моренте В вышеупомянутой записи Omega смешал пение фламенко с панк-роком, музыкой Леонарда Коэна и стихами Федерико Гарсиа Лорки . В шоу «Африка-Куба-Кай» он смешал фламенко с музыкой Сенегала и Кубы ( «Кай» - это то, как Кадис произносится на андалузском испанском языке). Шоу также подчеркивает исторические связи между кубинской музыкой и фламенко: «Это всегда было близко к фламенко, с давних времен, потому что корабли из Кадиса шли на Кубу, некоторые приходили, а другие оставались там, у нас всегда так было». [11] Трудно придумать музыку, которая не интересовала бы Моренте. После одного из своих концертов с Cheqara Orkesta из Тетуана он заявил: «...если бы мне пришлось выпускать компакт-диски для каждой культуры, с которой я смешивался, я бы выпускал около 7 или 8 компакт-дисков в год. быть плохим – если бы звукозаписывающая компания заплатила мне за это, я мог бы построить себе дом». [12]

Из-за своего новаторского подхода Моренте подвергся широкой критике со стороны наиболее крайних традиционалистских слоев критического факультета и общественности фламенко, хотя было сказано, что «излишне говорить, что все это стоило Моренте настоящих мучений, поскольку фламенко по-прежнему остается очень закрытым миром. , при котором малейшая попытка новизны воспринимается как смертный грех ереси». [13] Хотя творчество Моренте в настоящее время широко признано большинством критиков и вдохновило многих певцов молодого поколения, таких как Майте Мартин или Арканхель, все еще существует часть критиков-традиционалистов и общественности, которые до сих пор пренебрегают его творчеством:

«После шоу поклонники чесали затылки, пытаясь точно выяснить, над какими формами (если таковые вообще существовали) Моренте работал большую часть времени. «Помните старые времена, когда вы действительно могли распознать, какие формы фламенко исполнялись?» [14]

Этническая предвзятость часто не чужда этой критике. Большое количество критиков фламенко и публики познакомились с фламенко во время «периода переоценки», возглавляемого такими певцами, как Антонио Майрена , и критиками, такими как Гонсалес Климент или Рикардо Молина, по мнению которых чистое пение фламенко было бы наследием цыган . которому нецыгане могли лишь тщетно пытаться подражать, так и не достигнув его сути. В том же обзоре, цитированном выше, мы можем прочитать: «И как только вы почувствуете поистине великолепное цыганское пение такого рода, эрудиция такого артиста, как Моренте, меркнет, как пламя свечи рядом с пылающим факелом». [14] Эти взгляды на Моренте, хотя и были очень распространены в 1970-х и 1980-х годах, почти утихли. Споры между традицией и новаторством, цыганским и нецыганским пением и другими темами, столь распространенными двадцать лет назад, теперь касаются относительно ограниченной части публики, в то время как большинство поклонников и критиков фламенко признают глубокий художественный интеллект и преданность Моренте:

«Это исходит от человека, который никогда не поет одинаково дважды, который неустанно ищет ту новую интонацию, тот неслыханный масштаб, ту смену тона, которая лучше всего соответствует желаемому чувству и намерениям в данный момент. Легким вариантом было бы другой, чтобы делать то, что делает Энрике, нужны чрезвычайные интеллектуальные способности и чрезвычайные эмоциональные обязательства. Он берет идеально заложенные, общие основы, определенные традицией, и строит на них весь мыслимый потенциал фламенко». [15]

В декабре 2010 года сообщалось, что Моренте впал в кому после операции на язве, и у него была констатирована смерть мозга . [16] Он умер в Мадриде 13 декабря 2010 года. [17]

Первая премия на конкурсе Малага Кантаора (1967).
Национальная премия в области пения (Национальная премия в области пения фламенко), присуждаемая кафедрой фламенкологии и андалузских фольклорных исследований Херес-де-ла-Фронтера (1972).
Национальная премия за лучшую фольклорную запись, присуждаемая Министерством культуры (1978).
В 1989 году он был назван почетным членом Музыкально-джаз-клуба Сан-Хуан-Еванджелиста.
Почетный член Джазового и музыкального клуба Сан-Хуана Евангелисты (1989).
Premio Nacional de Música (Национальная музыкальная премия) Министерства культуры, впервые присуждаемая певцу фламенко (1994).
Золотая медаль кафедры фламенкологии Херес де ла Фронтера (1995 г.).
Компас Канте (1995)
«Почетная награда Music Awards», присуждаемая Министерством культуры (1998).
Премия Пастора Павона («Нинья де лос Пейнес»), присуждаемая автономным правительством Андалусии (2004 г.)
Медаль Андалусии, врученная автономным правительством Андалусии (2005 г.).
Премия Национальной критики за лучший DVD и лучшую запись исполнения фламенко за фильм Morente sueña la Alhambra (2006)
Национальная музыкальная премия за лучшую запись фламенко для Morente sueña la Alhambra (2006)
Морато де Оро, награда Пенья Эль Морато (2006).
Лучшая запись фламенко, Deflamenco.com Awards (2006)

Фильмография

[ редактировать ]
  • Фламенко. Режиссер Карлос Саура (1995).
  • Моренте мечтает об Альгамбре. Режиссер Хосе Санчес-Монтес (2005).
  • Иберия. Режиссер Карлос Саура (2005).
  • Моренте. Режиссер Эмилио Р. Баррачина (2011)

Дискография

[ редактировать ]
  • Пение фламенко (1967)
  • Старые песни фламенко (1969)
  • Дань фламенко Мигелю Эрнандесу (1971)
  • Путь проложен идём (1975)
  • Дань уважения дону Антонио Чакону (1977)
  • Взлет (1977)
  • Morente en vivo , Discolo, (1981), незаконная запись вживую
  • Сакромонте (1982)
  • Крест и луна (1983)
  • Сущности фламенко (1988)
  • Моренте – Сабикас (1990)
  • Энрике Моренте в Доме-музее Федерико Гарсиа Лорки де Фуэнтевакерос (1990)
  • Фламандская месса (1991)
  • Блэк, если бы ты только знал (1992)
  • Алегро, Солеа и Фантазия дель Канте Хондо (1995)
  • Омега (1996)
  • Моренте – Лорка (1998)
  • Маленькие часы (2003)
  • Моренте мечтает об Альгамбре (2005, Mute Records )
  • Пабло де Малага (2008)
  1. Энрике Моренте на сайте macande.com. Архивировано 3 сентября 2006 г. на Wayback Machine.
  2. ^ Д'Аверк, Александр. «Желание и стремление ко всему. Энрике Моренте, кантаор. Интервью» . Flamenco-world.com. Архивировано из оригинала 11 мая 2007 года . Проверено 2 декабря 2006 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Альварес Кабальеро, Анхель: «Энрике Моренте», Идеальная дискография фламенко , Planeta, Барселона, 1995 г. ISBN   84-08-01602-4
  4. ^ Леонард Коэн, The Flame, стр. 30–31, Фаррар, Штраус и Жиру, 2018 г. ISBN   978-0-374-15606-0
  5. ^ Jump up to: а б Цитируется на сайте www.enriquemorente.com. Архивировано 5 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
  6. ^ Цитируется по Энрике Моренте. Биография. World Music Central. Архивировано 23 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
  7. ^ "Что привлекает внимание в его первых постановках, так это забота, которую он уделяет текстам своих песен. Вероятно, это первый шаг в его будущей карьере новатора во фламенко. Стихи Мигеля Эрнандеса, например, стали бессмертными в его впечатляющая «Нана де ла Лук» или «Эль-Ниньо Юнтеро». Позиция, которую он занял этими стихами против режима Франко, вскоре сделала его любимым певцом левой оппозиции в стране и одним из первых новаторов». Стайнгресс, Герхард. «Символическое измерение и скрытый музыкальный смысл в последних произведениях Энрике Моренте» . deflamenco.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2007 года . Проверено 6 декабря 2006 .
  8. ^ "В какой-то момент я думал посвятить его папе Клементе, старейшине Пальмар де Троя, но потом вспомнил, что дядя канонизировал Франко, Примо де Риверу, Карреро Бланко и всех этих, и хотя, с одной стороны, это меня еще больше развеселило. С другой стороны, я подумал, что шутку можно истолковать как-то странно и больше не стал этого делать, хотя собирался это сделать. Но альбом сделан искренне и по-настоящему. намерение, независимо от того, какие результаты были позже, и мне показалось, что шутка немного испортила... и это все, что мы могли сделать! Цитируется у Альвареса Кабальеро, Анхель: «Misa Flamenca», Идеальная дискография фламенко , Planeta, Барселона, 1995. ISBN   84-08-01602-4
  9. ^ «Новое дополнение:: Morente Omega con Lagartija Nick» . fibrefib.com. Архивировано из оригинала 15 мая 2008 года . Проверено 1 января 2009 г.
  10. ^ МАНРике, Диего. «Утерянный рекорд Энрике Моренте» . Flamencopasion.com. Архивировано из оригинала 7 марта 2001 года . Проверено 1 декабря 2006 .
  11. ^ Мартинес Парьенте, Соня. «Интервью с Энрике Моренте» . deflamenco.com . Проверено 2 декабря 2006 .
  12. ^ Муньос, Даниэль. «Интервью с Энрике Моренте» . Flamenco-world.com. Архивировано из оригинала 17 мая 2007 года . Проверено 1 декабря 2006 г.
  13. ^ «Все это стоило Моренте, разумеется, настоящего испытания, поскольку фламенко по-прежнему представляет собой очень закрытый мир, в котором любой малейший намек на новизну воспринимается как смертный грех ереси». Цитируется из АЛЬВАРЕСА КАБАЛЬЕРО, Анхель: Идеальная дискография фламенко , Planeta, Барселона, 1995. ISBN   84-08-01602-4
  14. ^ Jump up to: а б Молярский, Мона (февраль 2005 г.). «Обзор Энрике Моренте и Томатито. Занкель-аудитория Карнеги-холла, Нью-Йорк» . deflamenco.com. Архивировано из оригинала 30 октября 2006 года . Проверено 2 декабря 2006 г.
  15. ^ Д'Аверк, Александр. «Желание и стремление ко всему. Энрике Моренте, кантаор. Интервью» . Flamenco-world.com. Архивировано из оригинала 11 мая 2007 года . Проверено 2 декабря 2006 г.
  16. ^ «Семья говорит, что у испанского певца фламенко умер мозг» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 13 декабря 2010 года . Проверено 13 декабря 2010 г.
  17. ^ «Умер Энрике Моренте, последний поэт фламенко» . Мир . 13 декабря 2010 года . Проверено 13 декабря 2010 г.
[ редактировать ]

«Официальный сайт Энрике Моренте» . enriquemorente.com. Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 года.

«Биография, пластинки, аудиоклипы и комментарии» . Flamenco-world.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.

«Биография, записи и клипы» . esflamenco.com. Архивировано из оригинала 2 декабря 2006 года.

«Биография» . Всемирный музыкальный центр. Архивировано из оригинала 23 ноября 2007 года . Проверено 6 декабря 2006 г.

Муньос, Даниэль (2000). «Интервью (включая видео с оркестром Чекара)» . Flamenco-world.com. Архивировано из оригинала 17 мая 2007 года.

Оливо, Кандела (11 июля 2002 г.). «Песнь Аполлона. Обзор концерта на гитарном фестивале в Кордове» . Flamenco-world.com. Архивировано из оригинала 19 февраля 2006 года.

Каладо, Сильвия (февраль 2005 г.). «Интервью с Энрике Моренте» . фламенко-word.com. Архивировано из оригинала 4 сентября 2006 года . Проверено 2 декабря 2006 .

Каладо, Сильвия (февраль 2005 г.). «Чувство. Обзор концерта Моренте на лондонском фестивале фламенко» . Flamenco-Word.com . Проверено 2 декабря 2006 г. [ постоянная мертвая ссылка ]

Каладо, Сильвия (28 октября 2005 г.). «Фламенкопанк-рок. Энрике Моренте и Sonic Youth. Обзор концерта в Heineken Greenspace Valencia» . фламенко-word.com. Архивировано из оригинала 25 ноября 2006 года . Проверено 2 декабря 2006 г.

Хименес Наварро, Соня (сентябрь 2005 г.). «Первый фестиваль фламенко в Италии. Обзоры» . deflamenco.com . Проверено 2 декабря 2006 .

Маньявакас, Рафаэль. «Первый фестиваль фламенко Италии. Обзоры» . deflamenco.com . Проверено 2 декабря 2006 г.

Морага, Мануэль. «Обзор концерта на фестивале фламенко в Кахамадриде 2006» . deflamenco.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 1 декабря 2006 г.

Морага, Мануэль (февраль 2005 г.). «Фламенкопанк-рок. Энрике Моренте и Sonic Youth. Обзор концерта в Heineken Greenspace Valencia» . deflamenco.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 1 декабря 2006 г.

Затания, Эстела. «Обзор концерта на Фестивале де лас Минас» . deflamenco.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 1 декабря 2006 г.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65a52fc029fc6bd8e34272c5bf7fe65b__1710050280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/5b/65a52fc029fc6bd8e34272c5bf7fe65b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enrique Morente - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)