Баден Пауэлл (гитарист)
Баден Пауэлл | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Баден Пауэлл из Аквинского |
Рожденный | Варре-Сай , Рио-де-Жанейро , Бразилия | 6 августа 1937 г.
Умер | 26 сентября 2000 г. Рио-де-Жанейро | (63 года)
Жанры | Бразильский джаз , босса-нова |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | Гитара |
Годы активности | 1950–1990-е годы |
Баден Пауэлл из Аквинского ( Бразильский португальский: [ˈbadẽ ˈpawew] ; 6 августа 1937 — 26 сентября 2000), профессионально известный как Баден Пауэлл , был бразильским гитаристом. [1] Он сочетал классические техники с популярной гармонией и свингом . Он выступал во многих стилях, включая босса-нову , самбу , бразильский джаз , латинский джаз и MPB . Большую часть своей жизни он выступал на сцене. Пауэлл сочинил множество пьес для гитары, некоторые из них теперь считаются гитарными стандартами, такие как Abração em Madrid , Braziliense , Canto de Ossanha , Casa Velha , Consolação , Horizon , Imagem , Lotus , Samba , Samba Triste , Além , Tristeza e Solão и Samba. благословения . В 1966 году он выпустил Os Afro-sambas , переломный альбом в MPB, вместе с Винисиусом де Мораесом . [2] Его широко считают одним из величайших бразильских гитаристов всех времен. [3]
Биография
[ редактировать ]Баден Пауэлл де Акино родился в Варре-Сай в Рио-де-Жанейро , Бразилия. Его отец, энтузиаст скаутинга , назвал его в честь Роберта Баден-Пауэлла . Когда ему было три месяца, его семья переехала в пригород Рио Сан-Кристован . В годы его становления его дом был остановкой для популярных музыкантов. Он начал уроки игры на гитаре у Джейме Флоренс, известного хоро -гитариста 1940-х годов. Вскоре он показал себя молодым виртуозом, выиграв множество конкурсов талантов еще до того, как стал подростком. В пятнадцать лет он профессионально играл, аккомпанируя певцам и группам разных стилей. Он был очарован свингом и джазом , но основное влияние на него оказал бразильский гитарный канон.
В 1955 году Пауэлл играл с оркестром Стива Бернарда в Boite Plaza, ночном клубе отеля Plaza в Рио, где его мастерство привлекло внимание джазового трио, игравшего в вестибюле бара Plaza. Когда Эду Линкольну нужно было сформировать новое трио, он попросил Пауэлла присоединиться к нему на гитаре, чтобы стать трио Hotel Plaza. Пауэлл пригласил Луиса Мариньо на басу и четвертого члена «трио»: Клодетт Соарес на вокале. Пауэлл, Линкольн и их молодые друзья-музыканты принимали участие в джем-сейшнах после закрытия, привлекая внимание растущей бразильской джазовой сцены. [4]
Пауэлл добился более широкой известности в 1959 году, убедив Билли Бланко , известного певца и автора песен, написать текст к одной из композиций Бадена. Результат получил название «Samba Triste» и быстро стал очень успешным. Каверы на него исполнили многие артисты, в том числе Стэн Гетц и Чарли Берд на их оригинальном альбоме Jazz Samba .
В 1962 году Пауэлл познакомился с поэтом-дипломатом Винисиусом де Мораесом и начал сотрудничество, в результате которого появилась классика бразильской музыки 1960-х годов. Хотя в то время преобладающим звуком была босса-нова , Баден и Винисиус хотели объединить самбу с афро-бразильскими формами, такими как кандомбле , умбанда и капоэйра . В 1966 году они выпустили Os Afro-Sambas de Baden e Vinicius .
Пауэлл изучал продвинутую гармонию у Моасира Сантоса и выпустил записи на бразильских лейблах Elenco Records и Forma, а также на французском лейбле Barclay и немецком лейбле MPS /Saba (в частности, его Tristeza on Guitar 1966 года ). Он был хаус-гитаристом Elenco и телешоу певицы Регина Элис O Fino da Bossa .
В 1968 году Пауэлл присоединился к поэту Паулу Сезару Пиньейру и выпустил еще одну серию музыки в афро-бразильском стиле, выпущенную в 1970 году под названием Os Cantores da Lapinha .
Пауэлл часто посещал и гастролировал по Европе в 1960-х годах, а в 1968 году навсегда переехал во Францию.
В 1970-е годы он выпускал записи на лейблах Европы и Бразилии. В 1981 году в течение четырех недель он выступал на сцене Palais des Glaces в Париже как гитарист и певец. [5] Однако у него были проблемы со здоровьем, и 1980-е годы он провел на пенсии во Франции и Германии. В 1990-х он и его семья вернулись в Бразилию, где он продолжил записываться и выступать. Примерно в это же время в Бразилии пришло общественное признание его творчества.
К концу 1990-х годов он обратился в евангелическое христианство , чему он приписывает преодоление своей давней зависимости от алкоголя и табака. Он неизлечимо заболел в 2000 году и умер от общей инфекции, вызванной бактериальной пневмонией 26 сентября 2000 года в Рио-де-Жанейро.
Он отец пианиста Филиппа Бадена Пауэлла де Акино и гитариста Луи Марселя Пауэлла де Акино .
Стиль игры
[ редактировать ]Баден Пауэлл решил в 19 лет перестать играть на электрогитаре сосредоточиться на классической гитаре , предпочитая до конца своей карьеры . Он записал серию альбомов с позаимствованной акустикой со стальными струнами , но это все, что он отошел от своего основного инструмента в зрелом возрасте.
Анализ его репертуара раскрывает широкий круг интересов. Он охватывал все идиомы бразильской популярной музыки 20-го века: самбу , босса-нову , афробахскую ритуальную музыку, фрево , чоро и северо-восточную музыку Сертан , и даже европейские и японские колыбельные. Как и большинство музыкантов, выросших в 1940-х и 1950-х годах, он находился под глубоким влиянием джаза , особенно бибопа и свинга . » Телониуса Монка Он сделал кавер на « Round Midnight » Джерома Керна на двух записях и на « All the Things You Are трижды (включая его первый сольный альбом).
Это воспитание отражено в его стиле игры, который представляет собой сочетание джазовых гармоний и классической гитарной техники , с очень бразильской правой рукой (той, которая несет ритм на гитаре). В сольной классической музыке он хорошо владел произведениями Тарреги и Баха . Играя в группе, он мог с тихим мастерством аккомпанировать певцам или позволить себе расслабиться и сыграть уличную самбу в небрежном «тусовочном» стиле, как если бы гитара была еще одним ударным инструментом. Как и Монк, он любил минорный секундный интервал как способ «изменить» тональность. Однако из-за своего джазового опыта он редко физически сгибал струну , предпочитая вместо этого играть второстепенную секунду, используя соседнюю открытую струну. Изучающие его стиль должны обратить внимание на это предпочтение аккордовых голосов , которые имеют расширения на открытых струнах как способ акцентирования отрывков. Другие идиомы, на которые следует обратить внимание, — это бесконечные вариации ритма, исполняемые правой рукой, всегда в пределах правильного ритма. 2
4 метра самбы , а также его склонность помещать свою «подпись» в быструю нисходящую гамму с (более медленным) восходящим арпеджио в относительной тональности . Он также использовал вокализ и скат-пение , часто в унисон с мелодической линией (особенно когда мелодия исполнялась на басовых струнах гитары).
На него повлияли его первый учитель «Мейра» (Хайме Флоренс, 1909–1982), Дилермандо Рейс (1916–1977) и Гарото (Анибал Аугусто Сардинья, 1915–1955). Он также отметил, что на него повлияло творчество Леса Пола (1915–2009), Джанго Рейнхардта (1910–1953) и Жака Лусье (1934–2019).
Дискография
[ редактировать ]Баден Пауэлл впервые появился в качестве аккомпаниатора на нескольких записях биг-бэндов и самбы 1950-х годов. Свой первый сольный альбом он записал в 1959 году, но вышел он в 1961 году. Его первый и второй альбомы содержат джазовые стандарты, бразильскую популярную музыку того времени и оригинальные композиции. В 1962 году он записался с флейтистом Херби Манном и барабанщиком Джимми Праттом. В 1963 году он руководил небольшими ансамблями в Бразилии и Франции. Французские лейблы Barclay и Festival выпустили множество его записей. В Германии MPS /Saba выпустила свою работу с продюсером Йоахимом Берендтом . В Бразилии он записывался для Elenco Records , Forma и бразильского филиала Philips Records . После нескольких новых релизов в 1980-х Пауэлл вернулся в студии звукозаписи в Бразилии на последние годы своей жизни. Его более поздние записи состоят из соло-гитары или голоса и гитары.
Альбом
[ редактировать ]Заголовок | Выпускать | Этикетка | Примечания |
---|---|---|---|
С участием Бадена Пауэлла и его гитары | 1961 | Филипс (Бразилия) | с Карлосом Монтейру де Соузой и его оркестром. Продюсер Баден Пауэлл |
Гитара на рассвете | 1961 | Филипс | с Карлосом Монтейру де Соузой и его оркестром. Продюсер: Армандо Питтильяни |
Баден Пауэлл качается с Джимми Праттом | 1963 | Список | с группой под руководством Джимми Пратта на барабанах. Продюсер: Алоизио де Оливейра |
непринужденно | 1963 | В ролях (Бр) | с флейтой, барабанами и перкуссией. Продюсер: Оливейра |
Le Monde Musical de Baden Powell, также выпущенный как Fresh Winds | 1964 | Барклай (Ф), Юнайтед Артистс (США) | с трио и оркестром реж. Поля Мориа, записано в Париже. Продюсер: Жак Любен |
Билли Ненчоли + Баден Пауэлл | 1965 | Барклай/ Полиграмм | Французский певец Ненчоли с оркестром и струнными. Пауэлл. Музыка Пауэлла |
Афро-самбы Бадена и Виниция | 1966 | Форма (Бр) | с Винисиусом де Мораесом , Quarteto em Cy , валторнами и перкуссией. Продюсеры Роберто Квартен и Вади Гебара Нетто |
Счастливое время | 1966 | Форма/Полиграмма | с трио с участием. Маурисио Эйнхорн на губной гармошке. Продюсеры Квартин и Гебара Нетто |
Концерт в Театре Санта-Роза | 1966 | Список | вживую, с трио feat. Оскар Кастро-Невес на фортепиано. Продюсер: Оливейра |
Грусть на гитаре | 1966 | МПС /Саба | соло и с трио. Пауэлл использует наложения гитары. Продюсеры Йоахим-Эрнст Берендт и Гебара Нетто |
О Ас де Баден Пауэлл | 1968 | Список | с Копиньей на флейте и ритм-секции. Продюсеры Берендт и Гебара Нетто |
Оригиналы самбы - Шоу / Сольный концерт | 1968 | Филипс | концерт, с трио, певицей Марсией и Originalis do Samba |
Поэма на гитаре | 1968 | МПС/Саба | квартет с Эберхардом Вебером , Чарли Антолини и флейтистом Сидни Смитом. Продюсер: Берендт |
27 часов обучения, тоже переиздание. как акварели Бразилии | 1969 | Список | соло, с трио и струнной секцией. Продюсер Жоау Мелло |
Музыкальный мир Бадена Пауэлла, Том. 2 | 1969 | Барклай | аранжировка и дирижирование трубача Ивана Жюльена. Музыкальное руководство и продюсирование Любина. |
Os Cantores da Lapinha (Песни Бадена Пауэлла и Паулу Сезара Пиньейру) | 1970 | Список | |
Квартет Бадена Пауэлла, Vols. 1-3 | 1970 | Барклай | сборник, бокс-сет из 3 пластинок |
Живу в Японии, тоже перерел. как Face au Public и записанный концерт в Париже | 1971 | Барклай | вживую, с трио |
Канто на гитаре | 1971 | МПС/Саба | с трио |
Исследования | 1971 | В ролях, MPS/BASF | |
Одиночество на гитаре | 1971 | ЦБС (Г) | |
Это по закону | 1972 | Филипс | |
Изображения на гитаре | 1973 | MPS/BASF, Каньон (Япония) | жить |
Душа Баден-Пауэлла | 1973 | Фестиваль (Ф), Имидж (Бр) | с трио и певицей Джанин де Валейн |
Великое воссоединение | 1974 | Фестиваль | со Стефаном Граппелли |
Величие на гитаре | 1974 | CBS (Нидерланды) | с Хербом Геллером и Эберхардом Вебером |
Исследования | 1974 | МПС/Саба | |
Страстный | 1975 | МПС/Саба | |
Баден Пауэлл + струнные - Меланхолия | 1975 | Фестиваль | с Джанин де Валейн и струнной секцией |
Баден Пауэлл поет Винисиуса де Мораеса и Паоло Сезара Пиньейру | 1977 | Фестиваль | |
Баден Пауэлл | 1978 | Музыкальный диск (Ф) | компиляция, набор из 4 пластинок, с трио и Джанин де Уэйлин |
Наш Баден, тоже перерел. как просто | 1980 | Атлантика / WEA (Бр) | с ударной группой Originales do Samba |
От Бадена до Винициуса | 1981 | ВЭА | жить |
Ура, тоже перерел. как Live in Hamburg и Felicidade | 1983 | Планы (G), Ирис/Кардум (F) | жить |
Гитара в бразильском переиздании. Рио- дас-Вальсас и Сереста Бразилейра | 1988 | Idéia Livre (Br), Caju (Br/Jp), JSL (F), Milestone (США) и др. | |
В джаз-клубе Рио | 1990 | Кешью | жить |
Афро-самбас | 1990 | Банко BMC (Бр) | перезапись альбома 1966 года, снова с Quarteto em Cy, вокал Пауэлла |
Концерт Франкфуртской оперы 1975 года. | 1992 | Тропическая музыка (G/Jp) | вживую, с трио |
Три оригинала | 1993 | МПС/Полиграмма | компиляция |
Жить в Рио | 1994 | Куаруп (Бр) | вживую, трио с сыновьями |
Декабрь 94 года из Рио в Париж. | 1995 | Фремо и партнеры (Ф) | |
Концерт в Монтрё, 22 июля 1995 г. | 1996 | Фремо и партнеры | жить |
Баден Live в Брюсселе | 1999 | Луа (Бразилия), Саннисайд (США) | жить |
Воспоминания | 2000 | Трама (Бр) | соло с ок. перк и флейта |
Баден Пауэлл из Аквинского | 2001 | Ирис | сборник, 2 компакт-диска плюс CD-ROM |
Музыкальная вселенная Бадена Пауэлла | 2002 | Юниверсал, Саннисайд | сборник, набор из 2 компакт-дисков с записями 1964–1977 гг. |
Самба в Прелюдии - Когда ты уходишь | 2002 | Фремо и партнеры | с Бенджамином Леграном и Филиппом Баденом Пауэллом |
Записи Фремо и партнеры, 1994–1996 гг. | 2003 | Фремо и партнеры | компиляция |
Баден Пауэлл | 2003 | Универсальный | сборник, бокс-сет из 13 компакт-дисков с записями 1961–1972 годов. |
- Сделайте босса-нову с Херби Манном ( Атлантик , 1962)
- Латинская лихорадка (Атлантика, 1964)
С Милтиньо и Секстето Сидералом
- Новый Астро (Сидерал, 1960)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макгоуэн, Крис; Пессанья, Рикардо (1998). Бразильское звучание: самба, боссанова и популярная музыка Бразилии . Университет Темпл. п. 64 . ISBN 1-56639-545-3 . Архивировано из оригинала 15 мая 2023 г.
- ^ Интернет (amdb.com.br), AMDB (18 декабря 2009 г.). «№ 9 — Песнь Оссанья» . Rolling Stone (на бразильском португальском языке) . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ Ромеро, Саймон (27 сентября 2000 г.). «Баден Пауэлл, 63 года, гитарист, пионер игры в стиле босса-нова» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 15 мая 2023 года . Проверено 29 июня 2024 г.
- ^ Whatmusic.com. Эд Линкольн: Интервью Whatmusic.com...
- ^ «Variétés: Баден превзошел Пауэлла», Жан-Пьер Тиолле , Le Quotidien de Paris , 3 июня 1981 г.
Библиография
[ редактировать ]- Де Стефано, Гильдо , Люди самбы , История и главные герои истории бразильской популярной музыки , Предисловие Чико Буарке де Холланда , Введение Джанни Мина , RAI-ERI, Рим, 2005 г., ISBN 8839713484
- Де Стефано, Джильдо , Саудаде Босса Нова : музыка, загрязнения и ритмы Бразилии , Предисловие Чико Буарке , Введение Джанни Мина , Logisma Editore, Флоренция , 2017 г., ISBN 978-88-97530-88-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1937 рождений
- 2000 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Гитаристы Босса Новы
- Бразильские композиторы
- Бразильские джазовые гитаристы
- Бразильские гитаристы-мужчины
- Бразильские пресвитериане
- Композиторы для классической гитары
- Переходит в евангелическое христианство
- Латинские джазовые гитаристы
- Гитаристы бразильской популярной музыки
- Гитаристы 20 века
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Бразильские джазовые музыканты мужского пола
- Исполнители Sunnyside Records
- Исполнители MPS Records
- Смертность от пневмонии в Рио-де-Жанейро (штат)