Jump to content

Западные апачи

(Перенаправлено с Western Apache )

Печать племени Сан-Карлос-Апачи

Западные апачи — подгруппа апачей коренных американцев , которые живут в основном в восточной части центральной Аризоны , в США и к северу от Мексики в штатах Сонора и Чиуауа . Большинство из них живут в резервациях. , Индейская резервация Форт-Апачи Индейская резервация Сан-Карлос-Апачи , Нация Явапай-Апачи , Тонто-Апачи и Нация Форт-Макдауэлл Явапай являются домом для большинства западных апачей и являются базами их признанных на федеральном уровне племен. Кроме того, существует множество групп. Банды западных апачей называют себя Нди (Инде) («Народ»). Из-за диалектических различий группы Пиналеньо/Пиналь и Ариваипа/Араваипа апачей Сан-Карлоса произносят это слово как Инни или Нне: . [1]

Язык и культура

[ редактировать ]
Женщина из Сан-Карлоса-Апачей , ок. 1883–1887, фото Рэндалла А. Франка.

Различные диалекты западного апачского языка (которые они называют нде бияти/нне бияти ) являются формой апачского языка , ветви южной атабаскской языковой семьи. Навахо говорят на родственном апачском языке, но эти народы разделились несколько сотен лет назад и считаются разными в культурном отношении. Другие коренные народы , говорящие на атабаскских языках, проживают на Аляске и в Канаде.

Антрополог Гренвилл Гудвин разделил западных апачей на пять групп на основе апачского диалекта и культуры: [2] : 2 

  • Сибекью,
  • Северный Тонто,
  • Южный Тонто,
  • Сан-Карлос и
  • Белая Гора.

После Гудвина другие исследователи оспаривали его вывод о пяти лингвистических группах. Они согласны с тем, что существует три основных апачских диалекта с несколькими подгруппами:

Около 20 000 западных апачей до сих пор говорят на своем родном языке, и племена работают над его сохранением. Для достижения этой цели в младших начальных классах часто нанимают двуязычных учителей, но многие дети, как правило, учатся говорить только на широко распространенном английском языке, иногда с примесью испанского, в зависимости от их родного языка.

Что касается культуры, племенные школы предлагают уроки местных ремесел, таких как плетение корзин ; изготовление луков, стрел, копий, щитов; и колыбели для младенцев. Девочек и молодых женщин в начальной и средней школе обучают не только изготовлению серебряных украшений, но и изготовлению национальных регалий из оленьей кожи. Кроме того, молодые люди часто становятся ювелирами и обучаются навыкам в этой области.

Группы и племена западных апачей

[ редактировать ]

Белые горные апачи

[ редактировать ]

Белые горные апачи или Дзил Łigai Si'án Ndéé «Люди Белых гор» ( испанский : Sierra Blanca Apache' ) сосредоточены в индейской резервации Форт-Апачи . Это самая восточная группа западных апачей. Апачи Белой горы — признанное на федеральном уровне племя. Их традиционная территория простиралась от Белых гор возле современного Сноуфлейка, штат Аризона , реки Литл-Колорадо на севере над горами Хила на юге до гор Пиналено возле Саффорда (Ич'įʼ Нахилти́д)) и частей Чиуауа и Соноры в Мексике . [3] Они жили рядом с водными путями, которые использовали для выращивания сельскохозяйственных культур, например, вдоль Ист-Форк и Норт-Форк рек Уайт , Уиллоу-Крик, Блэк-Ривер и реки Хила . [2] : 12  [4]

  • Западная группа Белой Горы ( Łį́nabaahé , Łį́nabaahá – «Многие идут на войну», буквально «они ведут разведку на лошадях», часто называемых койотеро или койотеро-апачами )
  • Группа Восточной Белой горы ( Dziłghą́ʼé или Dziłghą'á – «Люди на вершине гор»)
    • Дзил Нчаа Си'ан («Большие сидящие горные люди», то есть «Люди горы Грэм ») [5]
    • Сегодня в него входят Це хачиидн или Чачиидн («Люди красных скал», группа карризо вождя Педро из апачей Сибекуэ, которые не были вынуждены переехать в Сан-Карлос в 1875 году. [6]

Сибекуэ Апач

[ редактировать ]

(Испанское происхождение автонима апачей , живших в долине Сибеку-Крик и каньоне Соленой реки, известном им как Дещии-Бико , Дищии-Бико или Дещиико — «Горизонтально-Красный каньон» или «Долина Красного хребта», поэтому проживавшие там апачи были называемые Дещии Бико Ндее , Дишиидн – «Люди Горизонтального Красного Каньона» – иногда сокращаемые до «Люди Красного Каньона» или «Люди Красного Каньона», возможно, предки навахо/зуни, обитали к северу от Соленой реки и значительно выше края Моголлона. между Черри-Крик на западе и Сидар-Крик на востоке — иногда их находили даже дальше на запад, на Тонто-Крик , в Сьерра-Анче и горах Мазацаль, считающихся землей южных тонто-апачей), сегодня все они являются частью признанного на федеральном уровне племени Белые горные апачи из резервации Форт-Апачи

  • Группа Каньон-Крик ( Голкижн – «Люди, отмеченные на вершине» или «Отмеченные на земле люди», вероятно, относится к горе, усеянной можжевельником, жила вдоль Каньон-Крик , притока Соленой реки в районе Моголлон-Рим , на западе группа Cibecue Apache с пятью местными группами) [7]
  • Банда Карризо ( Tł'ohk'aa hagain , Tł'ohk'aa digaidn Bikoh Ndéé – «Люди из белой стрелы поднимаются вверх» или «Каньон ряда людей из белого тростника») жила вдоль ручья Карризо, притока Соленой реки , восточная полоса сибеку-апачей с четырьмя местными группами) [7]
  • Группа Сибекуэ ( Dziłt'aadn , Ts'iłt'aadn или Dziłtaadn – «Основа горных людей/Подножие горных людей») жила вдоль ручья Сибекуэ, притока Соленой реки , средней или центральной полосы апачей Сибекуэ с четыре локальные группы) [7]

Сан-Карлос-Апач из резервации Сан-Карлос

[ редактировать ]

( Цек'аадн — «Каменный народ Метате», жил по обе стороны реки Сан-Педро и в предгорьях гор Санта-Каталина недалеко от Тусона ), признанное на федеральном уровне племя, состоящее из собственно апачей Сан-Карлос и нескольких групп сибекуэ. Апачи (за исключением клана Це Хачиидн («Люди Красной Скалы») из группы Карризо), некоторых тонто-апачей, липанов, а также народов чирикауа-апачей.

  • Группа Пиков Апачей ( Nadah doo Golniihé - «Испорченные люди мескаля», «Безвкусные люди мескаля», также называемая Bích'iltł'éhé Nṉēē - «Люди, сбежавшие в горы», жила к северо-востоку от Земного шара между Соленой рекой и пиками Апачи, как на дальнем востоке как Исхью («Соль») на Соленой реке, между устьем ручья Сибикуэ и устьем ручья Каньон)
  • Группа Сан-Карлос ( Цанде Дотан - «Оно находится в одиночестве рядом с людьми огня», часто называемая просто Цек'аадн - «Люди Метате», или собственно Сан-Карлос, также называемый Тиисжааже Бикох - «Маленькие люди каньона Коттонвуд»), жила и выращивается вдоль реки Сан-Карлос , притока реки Хила)
  • Группа Пиналеньо / Пиналь (исп. «Люди сосновых лесов», T'iis Sibaan , T'iisibaan или T'iisebán - «Люди на окраине Коттонвуда», «Люди из серых лесов в форме клина», названные в честь деревьев в устье реки Пиналеньо / Пиналь). Река Сан-Педро и их фермы вдоль ручья Пиналь под названием Тиисебаа жили от гор Мескаль ( Надахчо Дас'ан – «Там сидит большой мескаль») на западе до северного края пиков Апачи на востоке, к северу через Соленая река, а также в северной и восточной частях гор Пиналено ( Pinal Mountains , на апачском: Dził Ndilchí' Biyílé – «отягощенная соснами гора», на явапайском: Walkame – «сосновые горы») [8] на юго-восток к реке Хила, вместе со своими союзниками, племенем Хваалкамвепайя/Валкамепа («Люди сосновых гор») Гувевкабая-Явапай и их родственниками Ариваипа, на которых они охотились и разбивали лагерь в горах Капающих источников на юго-западе, жили обычно к северу от Ариваипы. группа)
    • первая местная группа пиналеньо / пиналь-апачей или Хваалкамвепайя / валкамепа Клан Гувевкабая-Явапай («настоящий» или «настоящий» клан Валькамепа) жил как двуязычная группа в южных и западных горах Пиналь, также известная на английском языке как «группа пиналеньо / пиналь-апачей» Сан-Карлос-Апач (по-апачски: Тиисибаан или Тиисебан).
    • вторая местная группа Пиналеньо / Пиналь Апачи или клан Илихаситумапа Гувевкабая-Явапай («Люди, торчащие из середины воды») (жили как двуязычная группа в северных горах Пиналено, поэтому также известны на английском языке как «Пиналено» /Pinal Apache Band» апачей Сан-Карлоса.)
  • Группа Ариваипа/Араваипа ( Пима : «трусы, «женщины», называемые апачами Tsēē ch'éheshjiné, Tséch'isjiné , Tséjiné или Tsézhiné – «Люди Темных Скал» или «Люди Черных Скал», в честь хорошо известного места черные скалы вокруг пика Бассетт ( Dził Naz'aayú – «Гора, которая сидит здесь и там») гор Галиуро , их ареал охватывал долину ручья Аравайпа , горы Галиуро, горы Санта-Тереза , горы Санта-Каталина и горы Ринкон ( Ита). Гос'ан – «сидит близко друг к другу») и южный край гор Пиналено, [9] вместе со своей группой Хваалкамвепая/Валкамепа («Люди Сосновых гор») из союзников Гувевкабая-Явапай и их родственниками Пиналеньо/Пиналь они охотились и разбивали лагерь в горах Дриппинг-Спрингс на северо-западе)
    • Цежине или Цежине - «Люди темных скал» или «Люди черных скал», собственно Аравайпа, потому что они превосходили численностью Цеэ Бенасти'э «Люди, обернутые вокруг скал», их имя использовалось для всей Аравайпы.
    • Цеэ Бенасти'э – «Люди, окруженные камнями» или «Люди, окруженные камнями».
    • Дзилдлааже или Чиишдлааже («Апачи с горы Тернбулл») или далее Хваалкамвепая / Валкамепа Клан Гувевкабая-Явапай (имя Явапай неизвестно) (жил как двуязычная группа в горах Санта-Тереза , включая гору Тернбулл , на английском языке наиболее широко известный как «Аравайпа-апачи ) клан» апачей Сан-Карлос.) [5]

Тупой апач

[ редактировать ]

(автоним: Дилжене жил от пиков Сан-Франциско , реки Ист-Верде и каньона Оук-Крик вдоль реки Верде до гор Мазацаль и до Соленой реки на юго-западе и бассейна Тонто на юго-востоке, простираясь на восток в сторону Маленького Колорадо Река Они были самой западной группой западных апачей.

Чирикауа – «дикие » называли их Ben-et-dine , «сумасшедшие»; соседние западные апачи называли их Кунде – «Те, кого вы не понимаете», «дикие грубые люди». Испанцы адаптировали последний термин, называя людей Тонто , что в переводе с испанского означает «распутный», «глупый». Дайн ' называли тонто-апачей и соседних явапай Дилж'и' дине'и - «Люди с высокими голосами», различая их по языку.

  • Северный Тонто или Тонто населял верховья реки Верде и простирался на север к горам Сан-Франциско к северу от Флагстаффа. Поскольку они делили угодья для охоты и собирательства с бандами випукба/випукепая явапаи, они сформировали двуязычные смешанные племенные банды с общими вождями. Как банде/местной группе, так и ее руководителю обычно давали два имени: одно было Апачи (Южные атабаски), а другое Явапай (Нагорный Юман).
    • Группа Лысых Гор (двуязычная смешанная группа апачей-явапай, известная на языке апачей как: Dahszíné Dahsdáyé Iṉéé – «Дикобраз, сидящий над людьми», а на языке явапай: Wiipukepaya , что означает «люди каньона Оук-Крик»). На английском языке их часто называли «Группа Лысых гор» (с акцентом на апачей) или «группа каньона Оук-Крик» (с акцентом на Явапаи). Они жили в основном вокруг Лысой горы или пика Скво, на западной стороне долины Верде, к юго-западу от Кэмпа. Верде Они жили исключительно охотой и собирательством растительной пищи.
    • Группа Oak Creek (двуязычная смешанная группа апачей-явапай с двумя названиями: на апаче: Tséé Hichíí Nṉéé - «Горизонтальные люди из красной скалы» и на явапае: местная группа Wiipukepaya - «Люди Oak Creek Canyon People»; на английском языке часто называют «Oak Группа Крик» (Апач) или как «Группа Каньона Оук-Крик» (Явапай). Жила недалеко от сегодняшней Седоны, вдоль Оук-Крик, Сухого Бивер-Крик, Мокрого Бивер-Крик и к югу, к западному берегу реки Верде, между Альтнаном и Вест-Клир-Крик. , на восток до озер Стоунмен и Мэри, а также на север до озера Роджерс и Флагстафф.
    • Группа Fossil Creek (двуязычная смешанная группа апачей-явапай с двумя названиями: на апачском языке: Tú Dotł'izh Nṉéé - «Люди голубой воды, т.е. люди ископаемых ручьев» и на явапай: группа Matkitwawipa - «Люди долины реки Верде Верде» (на явапайском языке) : Маткамваха)'). Жили вместе и имели несколько крошечных ферм на Фоссил-Крик, Клир-Крик и участок на реке Верде ниже устья Дир-Крик. Они охотились и собирали силы к западу от реки Верде, к северо-западу от территории группы Оук-Крик и к северо-востоку от Апач-Мейд. Гора.
    • Группа Мормонского озера (на апачском языке: Dotłizhi Ha'itʼInṉéé - «Люди, идущие по бирюзовой дороге») Жила к востоку от озера Мормон , недалеко от истока каньона Андерсона, и простиралась до южного подножия гор Сан-Франциско, на горе Элден недалеко от Флагстаффа, вокруг Мормона. , озера Мэри, Стоунмен и Хей, а также в каньонах Андерсон и Падре. Поскольку они подвергались воздействию враждебных навахо на севере и востоке, их пропитание полностью зависело от охоты и сбора дикорастущей пищи. Только группа Mormon Lake полностью состояла из тонто-апачей .
  • Южный Тонто или Дилжене (жил в бассейне Тонто от Соленой реки на юге и севере вдоль реки Восточный Верде и над ней, включая Сьерра-Анча ( Dził Nteel - «Широкая плоская гора»), горы Брэдшоу и горы Мазацаль - как Северные тонто-апачи с випукба/випукепая – они сформировались из банд гувевкабая/квевкепая двуязычных смешанных племенных групп явапай с общими вождями.)
    • Группа Mazatzal (двуязычная смешанная группа апачей-явапай с двумя названиями, распавшаяся на две местные группы: «Tséé Nołtłʼizhń Band» («Скалы на линии зеленых людей») Южных тонто-апачей и «Wiikchasapaya/Wikedjasapa Band» («Люди гор Макдауэлла (в Явапае: Wi:kajasa)») из Гувевкабая/Квевкепая Явапай). Жили в основном на восточных склонах гор Мазацаль и на востоке по обе стороны Тонто-Крик , там, где сейчас находится озеро Теодора Рузвельта .
      • Це Нолтлижн (имя апачей) или клан Хакайопа (народ Коттонвуда, имя Явапай); [10] на английском языке просто известна как «группа Мазацаль» (Apache). Заявлял права на территорию вокруг общины Подсолнечная долина, горы Мазацаль к югу от ее самой высокой вершины, пика Мазацаль (2,409 м), и на востоке в районе бывшего форта Кэмп Рино в западной части бассейна Тонто (также называемой Приятной долиной).
      • Це Нолтлижн (имя апачей) или клан Хичапульвапа («люди, торчащие из кучки дерева», имя явапаи); на английском языке просто известна как «группа Мазацаль» (Apache). Они претендовали на горы Мазацаль к югу от реки Ист-Верде и на запад от Северного пика до пика Мазацаль.
    • Полугруппа Дилжене (двуязычная смешанная группа апачей-явапай с двумя названиями: на апачском: Дилже́'é или Дилзен́`é - «Люди с высокими голосами» и на явапай: клан Маткаватапа («Люди страны красных слоев», т.е. люди Сьерра-Анчи'). Полугруппа Дилжене - первая и самая важная полугруппа, под названием которой были известны пять оставшихся полугрупп, те Дилжене из Сьерра-Анча, сформированные с членами группы Валкамепа (двуязычное подразделение).
      • вторая полугруппа (жила вдоль Тонто-Крик и Рай-Крик в районе Гизелы , к югу от третьей полуполосы / Пейсон и к северо-востоку от полосы Мазацаль).
      • третья полугруппа (возможно, один из основных кланов апачей Дилжене - «Люди желтой крапчатой ​​воды», их территория охватывала резервацию апачей Тонто, они жили в Круглой долине - районе Пейсона , известном на апачском языке как Тегоцог («Место Желтой Воды» или «Место Желтой Земли»).
      • четвертая полугруппа (проживала недалеко от места слияния Восточного Верде с рекой Верде, на самом юге Восточного Верде, между территориями Гувевкабая-Явапай на юго-западе и полосой Мазацаль на юге, вторая полугруппа / Гизела на востоке и третья полуполоса Пейсона на северо-востоке и пятая полуполоса Пайн на севере).
      • пятая полугруппа (обитала вдоль реки Ист-Верде на севере и вдоль Пайн-Крик в долинах Строберри и Пайн, притока Тонто-Крик, в районе Пайн ). [11]
      • шестая полуполоса.

Другие группы и группы

[ редактировать ]

Часто группы випукба (випукепа) и гувевкабая (квевкепайя) жили явапаи вместе с тонто-апаями (а также бандами сан-карлос-апачей) в двуязычных ранчериях и не могли быть различимы посторонними (испанцами, американцами, или мексиканцы), за исключением их первого языка . Явапаи и апачи вместе часто назывались тонто или тонто-апачи . Поэтому не всегда легко выяснить, имеет ли дело сейчас дело исключительно с Явапай или Апачи, или же с этими смешанными бандами. Таким образом, випукба (Випукепа) и Гувевкабая (Квевкепая) из-за своей наследственной и культурной близости к апачам Тонто и Сан-Карлос часто ошибочно назывались апачами Явапай или апачами Юма . Ɖo :lkabaya (Tolkepaya) , юго-западная группа явапай, и хуалапаи (также принадлежащие к нагорным народам юма) также назывались юма-апачами или мохаве-апачами . [12]

Известные западные апачи

[ редактировать ]

Белые горные апачи

[ редактировать ]
  • Алчесей (также известный как Уильям Алчесей и Алчисе - «Маленький», 17 мая 1853 г. - 6 августа 1928 г.) был вождем апачей Белой горы и разведчиком апачей . Он получил высшую награду вооруженных сил США за храбрость, Почетную медаль за свои действия во время войн апачей и войн Явапай . Он пытался убедить Джеронимо сдаться мирно. Позже стал известным скотоводом, совершил несколько поездок в Вашингтон, округ Колумбия, и принимал активное участие в делах Индии.
  • Билас (он же Байлиш или Байлас - «Тот, кто все говорит»), вождь восточной банды Белой горы, в честь которого названо нынешнее поселение Билас в резервации Сан-Карлос. Это поселение апачей разделено на две общины, одна из которых Белая гора, другая из Сан-Карлоса и Южного Тонто-Апача.
  • Франсиско *Индейское имя (Gochaahá = Большой), убит 10.11.1865, вождь банды койотеро-апачей восточной Белой горы, возможно, в детстве он был мексиканским пленником и, таким образом, унаследовал свое испанское имя, или его следует отождествлять с На-гинит-а («Он идет вперед»), вождь Восточной Белой горы, тесно сотрудничавший с вождем чирикауа Кочизе (и Франциско, и На-гинит-а были убиты ядом в 1865 году в лагере Гудвин), арестован из-за его участия в Резня в Сиенеге и «казнен» при невыясненных обстоятельствах.
  • Эш-кел-дах-сила ( Eskiltesela , Esketeshelaw , Hashkéedásiláá — «Он постоянно злится», Heske-hldasila — «Злой, правой стороной вверх», также известный как Ясноглазая Эскелтесела , эт. ок. 1850–1875) вождь из клана Надоц'осн (Надоц'осн, Находиц'осн или Надоц'осин - «стройный пик, стоящий народ»), как и из всего племени восточных апачей Белой горы, самого уважаемого и выдающегося вождя восточных апачей Белой горы в истории, он поддерживал союзы с хопи и зуни , предлагал землю для создания лагеря апачей (позже форта апачей), Педро и его группа карризо апачей сибеку получили от него разрешение поселиться недалеко от более позднего форта апачей на территории апачей Белой горы, он и его группа в целом были плохо настроены по отношению к бандам апачей Сибекуэ Мигеля, Диабло и Педро, которые записались в скауты апачей в 1871 году и вели разведку против «нарушителей спокойствия» из банды Эш-кел-дах-силы.
  • Полоне в 1873 году сменил Эш-кел-дах-сила на посту вождя отряда апачей Восточной Белой горы.

Сибекуэ Апач

[ редактировать ]
  • Мигель (также известный как Одноглазый Мигель или Эль Туэрто , Эш-ке-иба , Эс-ча'-па , Эска-па или Хашкеба – «Осознающий свой гнев», иногда называемый Пин-да-поцелуй , ок. ? – †1871) вождь доминирующей местной группы и клана группы Карризо, в 1850-х и 1860-х годах самый известный вождь Карризо, в 1869 году Мигель и его младший брат Диабло инициировали отношения между американцами и апачами Сибеку и Белой горы. что привело к созданию форта Апач (сначала как лагерь Апач в 1870 году). Он поставлял рекрутов для первого отряда скаутов-апачей в 1871 году, поскольку апачи Сибеку были вынуждены поселиться возле лагеря апачей на территории апачей Белой горы весной 1874 года. Вскоре после этого он был убит во время вражды с апачами Белой горы, после чего Диабло взял на себя руководство у своего умершего старшего брата и отомстил за его смерть.
  • Диабло ( Эль Диабло – « Дьявол » или Капитан Гранде , Хашкеэдасилаа (hash-kay-dah-si-laa) – «Его гнев лежит бок о бок», ок. 1846 – †30 августа 1880) после смерти своего старшего брата вождя Мигеля в 1874 году во время вражды с апачами Белой горы он стал самым видным вождем банды Карризо, осенью 1874 года он записался в армию скаутом и получил звание сержанта, в январе 1876 года он и его банда вместе с другими бандами апачей Сибекуэ были вынуждены перебраться в индейскую резервацию апачей Сан-Карлос, только банде Педро было разрешено остаться в форте Апачи, что привело к неприязни к последнему, поэтому банда Диабло напала 30 августа 1880 года на банду Педро. возле форта Апач, что привело к убийству самого Диабло, не путать с Хашкеэдасилой , самым выдающимся вождем апачей Восточной Белой горы в то время.
  • Педро ( Hashkéé-yánáłtiʼi-dn , Hash-kay-ya-nal-ti-din — «Злой, он просит об этом», также известный как Педро, Подражатель , ок. 1835 — †1885) вождь клана хачиидн Це («Red Rock Strata People») и местная группа группы Carrizo, [13] во время кланового спора в начале 1850-х годов Мигель изгнал его из Карризо-Крик, а через два года великий вождь восточных апачей Белой горы Хашкеэдасилаа позволил ему поселиться возле форта Апач. Группа Педро вступила в брак с апачами Белой горы и поэтому была классифицирована как как апачи Белой горы, однако они сохранили тесные клановые связи с бандой карризо апачей Сибекуэ, он и его второй (или военный вождь) Иклени вместе с вождями апачей Белой горы Алчесаем и Петоне убили 30 августа 1880 года Диабло (часто ошибочно принимаемого за Хашкеэдасилаа , самый выдающийся вождь восточных апачей Белой горы в это время) в целях самообороны, в отместку за смерть Диабло ему прострелили оба колена, но он выжил, только Петоне был смертельно ранен, был постоянным другом американцев.
  • Петоне сменил своего отца Педро примерно в 1873 году на посту вождя банды Карризо апачей Сибекуэ, которые теперь обычно классифицируются как апачи Белой горы. Он был причастен к убийству влиятельного руководителя банды Карризо Диабло 30 августа 1880 года, полгода спустя, в феврале 1881 года, члены банды Диабло отомстили за его смерть. В этом бою Педро получил ранение в оба колена, а Алчесай — в грудь, они оба выжили, но Петоне был смертельно ранен.
  • Капитан Чикито (также известный как капитан Чикито , вождь банды Сибекуэ, не путать с одноименным вождем апачей Пиналеньо)
  • Нок-ай-дот-клин-не ( Nakąįdotł'ini — «пятнистый или веснушчатый мексиканец», которого белые называют Бэббидуклон , Барбудеклени , Бобби-док-линни и веснушчатый мексиканец Мэтьюз ) руководитель банды Каньон-Крик и уважаемый знахарь среди своего народа устраивал танцы и утверждал, что вернул к жизни двух мертвых вождей, вождя банды Карризо Диабло и вождя банды Сибекуэ Эс-ки-ол-е , опасаясь восстания апачей, армия попыталась арестовать знахаря, что привело к Битва при Сибекью-Крик 30 августа 1881 года, после начала боевых действий, разведчики апачей подняли мятеж, как и предполагалось. Атакующие апачи сражались в основном на стрельбище, однако, когда разведчики повернулись против солдат, произошел короткий бой на близкой дистанции. Поскольку битва закончилась стратегической победой апачей, несмотря на их неспособность спасти своего лидера из-за отступления солдат. После битвы американская армия похоронила шестерых солдат: Наконидотлини, его жену и маленького сына, который погиб во время битвы на пони своего отца. Дело Сибекью положило начало региональному восстанию апачей, в котором лидеры Банды чирикауа , такие как Найче (ок. 1857–1919), Джу (ок. 1825 – ноябрь 1883) и Джеронимо (16 июня 1829 – 17 февраля 1909), покинули резервацию и отправились на войну в Аризону. Нью-Мексико и север Мексики. Война длилась около двух лет и в конечном итоге закончилась поражением США апачей.
  • Не-биг-джа-ги (также называемый Ка-клени и Эс-кег-и-слав ) был братом Накондотлини , знахарей и вождя банды Каньон-Крик. Он сменил своего брата на посту руководителя группы Каньон-Крик.
  • Санчес ( Béshbiwoo'dn или Bé-cbiɣo'dn – «Металлический Зуб» или «Железный Зуб») был преемником Диабло на посту руководителя группы Карризо Крик. Эта группа численностью около 250 человек жила на ручье Карризо, в двенадцати милях к северу от перекрестка Карризо, и была тесно связана с Накондотлини.

Сан-Карлос Апачес

[ редактировать ]
  • Касадор ( Casadora , Nant'ánchoh – «Великий вождь») был признан главным вождем банды Сан-Карлос еще до того, как покинул резервацию.
  • Эскиноспас ( Eskénásbas , Hashkéénásbas — «Сердитый циркуляр», прозванный Белыми Носи ) руководитель местной группы банды Ариваипа.
  • Санто , вождь апачей Ариваипа и ди-инь, тесть Эскиминзина.
  • Эскиминзин (он же Hashkéébánsiziin , Hashkíbáínzín – «Злой, мужчины стоят за ним в очереди», родившийся примерно в 1828 году недалеко от гор Пиналь как Пиналено) в результате брака с Ариваипа стал одним из них, а затем и их вождем. Он и его группа вместе с группой Пиналеньо под командованием капитана Чикито подверглись нападению 30 апреля 1871 года во время резни в лагере Грант . Во главе с Уильямом С. Оури и Хесусом Марией Элиасом, которые возложили ответственность за все грабежи на юге Аризоны на 500 апачей Кэмп Грант, связались со своим старым союзником Франсиско Галеритой, лидером Тохоно О'одхама в Сан-Ксавье, чтобы наказать Ариваипа. В результате внезапного нападения 98 апачей были убиты и изуродованы Тохоно О'одхамом (все, кроме восьми, были женщинами и детьми), а 27 детей были проданы в рабство в Мексике Тохоно О'одхамом и мексиканцами.
  • Капитан Чикито был вождем банды Пиналеньо, стал вместе с вождем Ариваипа Эскиминзин жертвой резни в лагере Грант, устроенной мексиканцами и их союзниками Тохоно О'одхам, после резни выжившие банды Ариваипа и Пиналеньо бежали на север к своим тонто-апаям и явапай. союзники, вместе они совершали набеги и сражались с американцами до 1875 года, кульминацией которого стала кампания генерала Джорджа Крука в бассейне Тонто в 1872 и 1873 годах.
  • Талкалаи ( Т'алкаали , *1817 – †4 марта 1930, Майами) был руководителем отряда Апачи-Пикс и служил начальником разведчиков у трех разных генералов армии США: Крука, Майлза и Ховарда. В апреле 1887 года он был лидером разведчиков, которые прошли 400 миль в Мексику и захватили Джеронимо. Однажды он спас жизнь своему хорошему другу Джону Кламу, первому индейскому агенту в индейской резервации Сан-Карлос, застрелив собственного брата. Этот поступок настолько разозлил некоторых участников его группы, что он был вынужден бежать из резервации и переехать в город Майами, штат Аризона. Он также был другом Эрпов в Надгробии и был гостем президента Кливленда в Белом доме.
  • Майкл Минхарес , актер и руководитель диалекта апачей.

Глупые апачи

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Тени на рассвете - Народы - Nnēē / Apache / 'O:b
  2. ^ Jump up to: а б Гудвин, Гринвилл (1969) [1942]. Социальная организация западных апачей . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. LCCN   76-75453 . ОСЛК   17996 .
  3. ^ «История языка и культуры нди »
  4. ^ Ян В. Рекорд: Большой платан стоит один: западные апачи, Аравайпа и борьба за место , с. 56, ISBN   978-0-8061-3972-2 , 2008 г., Университет Оклахомы Press
  5. ^ Jump up to: а б Явапай и Нде Апач
  6. ^ История форта Апач
  7. ^ Jump up to: а б с Палмер, Джессика Доун (2013). Народы апачей: история всех групп и племен 1880-х годов . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN  978-0-7864-4551-6 .
  8. ^ Пинальские горы
  9. ^ Апачи каньона Аравайпа
  10. ^ Гувевкабая / Квевкепайя были единственными явапаями, у которых были кланы, кланы, вероятно, были захвачены в результате контакта со своими соседями и родственниками из Южного Тонто и Сан-Карлоса-Апаев.
  11. ^ Археология проекта Рай-Крик в бассейне Верхнего Тонто
  12. ^ Тимоти Браатц: Пережившие завоевания: история народов явапаи , 2003, University of Nebraska Press, ISBN   978-0-8032-2242-7
  13. ^ Чачиидны ( « люди красных скальных слоев») Педро были ограничены почти исключительно группой Карризо апачей Сибеку и были единственными людьми в резервации Форт-Апач, которых не заставили ехать в Сан-Карлос в 1875 году.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бассо, Кейт Х. (1969). Колдовство западных апачей . Антропологические документы Университета Аризоны (№ 15). Тусон: Издательство Университета Аризоны.
  • Бассо, Кейт Х. (1970). Сибекью Апач . Тематические исследования в области культурной антропологии. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN   0-03-083171-7
  • Бассо, Кейт Х. (1979). Портреты «белого человека»: лингвистическая игра и культурные символы западных апачей . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-29593-9
  • Бассо, Кейт Х. (1996). Мудрость местами: Ландшафт и язык западных апачей . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN   0-8263-1724-3
  • Гудвин, Гренвилл. (1939). Мифы и сказки об апачах Белой горы . Мемуары Американского фольклорного общества (Том 33). Нью-Йорк: Американское фольклорное общество (Дж. Дж. Огюстин). ISBN   0-8165-1451-8
  • Гудвин, Гренвилл. (1942). Социальная организация западных апачей . Гудвин, Дженис Т. (Ред.). Публикации Чикагского университета по антропологии: этнологическая серия. Чикаго: Издательство Чикагского университета. [перепечатано в 1969 году Тусоном: University of Arizona Press].
  • Гудвин, Гренвилл. (1971). Набеги и военные действия западных апачей . Бассо, Кейт Х. (ред.). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN   0-8165-0297-8
  • Гудвин, Гренвилл; И Оплер, Моррис Э. (1973). Гренвилл Гудвин среди западных апачей: письма с полей . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN   0-8165-0417-2
  • Гордон, Стив; Мартин, Дебора; И Перри, Эдгар. (1998). Древняя сила [Запись на компакт-диске]. Топанга, Калифорния: Sequoia Records.
  • Каут, Чарльз Р. (1957). Клановая система западных апачей: ее истоки и развитие . Публикации Университета Нью-Мексико по антропологии (№ 9). Альбукерке: Университет Нью-Мексико.
  • Перри, Эдгар. (1992). Устная история [Запись на кассете]. В Т. Скотте, Б. Янг, Х. Кордеро, К. Ломахафтева, Дж. Бене, Э. Перри, Э. Салмоне (1949–1995), Коллекция фильмов, видео и аудио . [неопубликованное открытое архивное собрание].
  • Робертс, Хелен Х. (1929). Корзины апачей Сан-Карлос . Антропологические документы Американского музея естественной истории (Том 31, Часть 2). Нью-Йорк: Американский музей естественной истории.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b9e1b7ababfe642578ff1d3affb8614__1722631140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/14/3b9e1b7ababfe642578ff1d3affb8614.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Western Apache people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)