Jump to content

Явапай

Явапай
Чаша-корзина Явапай начала XX века, сплетенная из ивы и тростника.
Общая численность населения
1,550 (1992) [1]
Регионы со значительной численностью населения
США ( Аризона )
Языки
Явапай (три диалекта языка возвышенного юмана ), английский
Религия
Религия коренных народов , христианство
Родственные этнические группы
Хавасупай , Хуалапай , Мохаве , Западные апачи

Явапаи p ( / ˈj æ ˌ племя . ˌ Аризоне / YAV ) индейское в PY - Их язык явапай принадлежит к пайской ветви языковой семьи юман .

Сегодня люди явапаи зачислены в следующие признанные на федеральном уровне племена :

Явапаи исторически контролировали около 10 миллионов акров земли в западно-центральной Аризоне. [1] Их земли граничили с пиками Сан-Франциско на севере, горами Пиналено и горами Мазацаль на юго-востоке, рекой Колорадо на западе и почти с реками Хила и Соленой рекой на юге. [2]

Исторически явапаи были разделены на географически отдельные группы или подплемена:

  • Кевевкепая, [3] Гвев Г'паайя (юго-восток)
  • Толкепая, [3] Tolkepaye [1] (западный)
  • Держись подальше, [3] Вийпукпаа (северо-восток), также известный как Долина Верде Явапай.
  • Явепе, [3] Яавпе (северо-запад)

Имя Явапай происходит от на языке Мохаве термина Эньяева Пай , что переводится как «Люди Солнца». [1] [4]

Американские поселенцы часто ошибочно называли явапай «Мохаве-Апачи», «Юма-Апачи» или «Тонто-Апачи». [5] [1]

Бывший председатель Yavapai-Apache Nation Джон Хьюи и нынешний председатель Таня Льюис (тогда вице-председатель) встречаются с членом палаты представителей Томом О'Халлераном (Аризона) и коллегой, 2020 г.

Язык явапай — один из трёх диалектов нагорного юманского языка , который сам является членом пайской ветви языковой семьи юман. [6]

Язык включает три диалекта, известные как Квевкепая (Южный), Толкепая (Западный), Випукепа (Долина Верде) и Явепе (Прескотт). [7]

Население

[ редактировать ]

В 1992 году население Явапаи составляло около 1550 человек. [1] В 1500 году нашей эры насчитывалось около 1500 явапаев. [1]

Бывшая территория Явапаи. Желтая линия показывает форсированный марш к резервации апачей Сан-Карлос .

История их создания объясняет, что народ явапай возник «вначале» или «много лет назад», когда дерево или растение кукурузы проросло из земли на месте нынешнего колодца Монтесумы , приведя явапай в мир.

Западные археологи полагают, что явапай произошли от народов патай ( хакатая ), которые мигрировали на восток из региона реки Колорадо , чтобы стать нагорными юманами. Археологические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что они отделились и образовали явапай где-то около 1300 г. н.э. [8]

Первый зарегистрированный контакт с Явапаи произошел в 1583 году, когда проводники хопи привели испанского исследователя Антонио де Эспехо . [9] на гору Джером. Де Эспехо искал золото и был разочарован, обнаружив только медь. В 1598 году хопи, к их волнению, привел Маркоса Фарфана де лос Годоса и его группу на те же рудники. Фарфан называл явапай крузадо из-за нарисованных на их головах крестов. [10]

17 и 18 веков

[ редактировать ]

Хуан де Оньяте возглавил другую группу через земли Явапаи в 1598 году и снова в 1604–1605 годах в поисках пути к морю, о котором им рассказал Явапай.

Войны не были редкостью в мире Явапай, и ради безопасности они заключали новые союзы. Банды Випукба (Випукепа) и Гувевкабая (Квевкепая) заключили союзы с бандами западных апачей , чтобы атаковать и защищаться от набегов банд Акимеля О'одхама и Марикопа с юга. Из-за большей силы Акимеля О'одхама / Марикопы, рейды Явапаи / Апачей обычно проводились небольшими быстрыми набегами с последующим отступлением, чтобы избежать контратаки. Явапаи защищали свои земли от вторжений Акимеля О'одхама, когда Акимел О'одхам вторгался, чтобы собрать сагуаро . плоды [11]

На севере и северо-западе банды Випукба и Явбе периодически поддерживали отношения с народом пай на протяжении большей части своей истории. Хотя Пай и Явапай оба говорили на диалектах возвышенного юмана и имели общую культурную историю, у каждого народа были истории о споре, который отделял их друг от друга. Согласно устному рассказу Пай , спор начался с «грязной драки между детьми». Ученые полагают, что этот раскол произошел около 1750 года. [12]

За это время, благодаря контактам с другими племенами, которые имели больше контактов с европейцами, явапаи начали перенимать определенные европейские практики. Они разводили скот и сажали сельскохозяйственные культуры, а также использовали металлические инструменты и оружие. Синкретическим путем они переняли элементы христианства . По оценкам, четверть населения умерла от оспы в 17 и 18 веках. Это меньшие потери, чем у некоторых племен, но достаточно существенные, чтобы разрушить их общества. С применением ружей и другого оружия они начали менять методы ведения войны, дипломатии и торговли. Они использовали набеги на скот либо из других племен, таких как марикопа, либо из испанских поселений на юге, чтобы пополнить свою экономику. В ходе набегов они часто приобретали пленников-людей, которых продавали в рабство испанцам в обмен на европейские товары. [13]

Фотография трех молодых мужчин явапаи, сделанная А. Миллером, Национальный антропологический архив.

В 1820-х годах на территорию Явапаи стали проникать американские охотники на бобра, истощив популяцию бобров Скалистых гор . Они поймали бобров вдоль рек Солт, Хила и Билл Уильямс . Когда в 1829 году Кит Карсон и Юинг Янг возглавили группу отловчиков по территории, группу «преследовали каждую ночь…» Ловушки были украдены, а некоторые из их лошадей и мулов убиты. [14]

Первые бои между американскими войсками и явапай произошли в начале 1837 года, когда толкепайя объединились со своими соседями-кечанами, чтобы защититься от майора Сэмюэля Хайнцельмана за паромную переправу кечан на реке Колорадо. Кечаны использовали паром для перевозки поселенцев через реку в Калифорнию. После того, как они убили группу во главе с Джоном Глэнтоном , захватившую переправу, правительство США в ответ сожгло поля кечан и взяло переправу под свой контроль. [15]

По словам Томаса Суини, Толкепайя сообщала американским офицерам, встретившимся на территории Кечан, что им предстоит 30-дневный марш до своей территории. Они хотели воспрепятствовать вторжению США на их землю. [16]

После объявления войны Мексике в мае 1845 года и особенно после притязаний США на юго-западные земли в соответствии с Договором Гуадалупе-Идальго , военные вторжения США на территорию Явапаи значительно увеличились. После того, как в 1849 году в Калифорнии было обнаружено золото, через территорию Явапаи прошло больше евроамериканских эмигрантов, чем когда-либо прежде. [17] Несмотря на тысячи эмигрантов, проходящих через их территорию, явапаи избегали контактов с американцами.

Последняя крупная битва между союзами реки Колорадо и реки Хила произошла в августе 1857 года, когда около 100 воинов явапай, кечан и мохаве атаковали поселение Марикопа недалеко от Пима-Бьютт. Победив Марикопу, Явапаи ушли. Группа Акимеля О'одхама, снабженная оружием и лошадьми американских войск, прибыла и разгромила оставшихся мохаве и кечанцев. [18]

Рисунок народа явапаи 1851 года, сделанный во время первой топографической миссии Ситгривза по Аризоне.

В 1851 году группа явапаи напала на американских поселенцев, семью Оатман. [19] Ройс Оутман и его жена были убиты вместе с четырьмя из семи детей. Сын Лоренцо был оставлен умирать, но выжил, а сестры Олив Отман и Мэри Энн были позже проданы Мохавесу в рабство. Эта история была широко опубликована и усилила опасения белых поселенцев перед нападениями в Аризоне. [20]

Войны Явапай , или Войны Тонто, представляли собой серию вооруженных конфликтов между Явапай и Тонто-Апачами против Соединенных Штатов в Аризоне. Период начался не позднее 1861 года, с приходом американских поселенцев на земли Явапаи и Тонто. В то время явапаи считались группой западных апачей из-за их тесных связей с такими племенами, как тонто и пиналь. С 366 по 489 год явапаи были убиты в резне. [21] и 375 человек погибли в результате депортации индейцев из 1400 оставшихся явапаи. [22] [23]

Когда в начале 1863 года партия Уокера обнаружила золото в Линкс-Крик (недалеко от современного Прескотта, штат Аризона ), это положило начало цепочке событий, в результате которых появились белые поселения вдоль рек Хассаямпа и Агуа-Фриа , близлежащих долин, а также в Прескотте, и Форт Уиппл будет построен к концу года и все на традиционной территории Явапаи.

Культура

[ редактировать ]
Ягоды мансаниты

были заключены в резервации До того, как явапаи , они были в основном охотниками-собирателями , ежегодно мигрировавшими в разные районы, чтобы следить за созреванием различных съедобных растений и перемещением охотничьих животных. Некоторые общины дополняли эту диету мелким выращиванием « трех сестер » (кукурузы, тыквы и бобов) в плодородных руслах рек. В частности, толкепайя, жившая на землях, менее благоприятствующих собирательству пищи, больше занималась сельским хозяйством, чем другие явапаи. Им приходилось работать, чтобы выращивать сельскохозяйственные культуры, поскольку их земля также меньше способствовала сельскому хозяйству. В свою очередь, Толкепая часто обменивал такие предметы, как шкуры животных, корзины и агаву , группам кечан на еду.

Основными собираемыми растительными продуктами были грецкие орехи, плоды сагуаро , ягоды можжевельника , желуди, семена подсолнечника, и яблоки , каркас , луковицы квамаша , зелень ягненка , Scrophularia и ягоды мансаниты Lupinus растения . Агава была самым важным урожаем, поскольку это была единственная растительная пища, доступная с поздней осени до ранней весны. Сердцевины растения жарились в выложенных камнями ямах и могли храниться для дальнейшего использования. [24] Основными животными, на которых охотились, были олени, кролики, зайцы , перепела и лесные крысы . Рыба [25] и водоплавающие птицы [26] избегались большинством групп явапаи. Некоторые группы толкепайи начали есть рыбу после контакта со своими соседями-кечанами. [27]

Явапай практиковали традиционные танцы, такие как танец горных духов, военные танцы, танцы победы и социальные танцы. Танец Горного Духа представлял собой танец в масках, который использовался для руководства или исцеления больного человека. Танцоры в масках представляли Горных духов, обитающих в Четырех Пиках , горах Макдауэлл , Красной горе (недалеко от форта Макдауэлл), горе Мингус ( Блэк-Хилс ) возле Кэмп-Верде и Гранитной горе недалеко от современного Прескотта. Горные духи также обитают в пещерах замка Монтесума и колодца Монтесумы в долине Верде.

Явапаи также участвуют в танцах и пении, разделяемых с соседними племенами, таких как «Танец восхода солнца апачей» и «Пение и танцы птиц народа Мохаве» .

  • Танцевальная церемония восхода солнца, возможно, пришла к явапай через апачей. с апачами и явапаями часто вступали в брак и перенимали элементы культур друг друга; эти два племени проживают вместе в резервациях Кэмп-Верде и Форт-Макдауэлл. Танец восхода солнца — это четырехдневный обряд перехода для молодых девушек апачей, который обычно проводится с марта по октябрь. Танец восхода солнца — древняя практика, уникальная для апачей. Это связано с Изменяющейся женщиной, влиятельной фигурой в культуре апачей, связанной с долголетием. Сила Меняющейся Женщины передается достигшей половой зрелости девочке через песни, спетые знахарем . К знахарю присоединяются другие члены племени, которые поют серию песен (до 32), которые, как полагают, впервые были исполнены Изменяющейся женщиной.
  • Пение и танцы птиц. Первоначально пение и танцы птиц были частью культуры народа Мохаве в регионе реки Колорадо, но затем были переняты современной культурой явапай. Пение и танцы птиц не принадлежат народу явапай в целом, но эту практику переняли разные племена семьи Юман. По словам старейшин Мохаве, песни птиц рассказывают историю. Чтобы спеть весь цикл, от заката до восхода солнца, нужна целая ночь. Эта история рассказывает о создании народа Юман и о том, как они появились. Птичьи песни поются под аккомпанемент тыквы, обычно расписанной различными узорами и сделанной с ручкой из тополя. Современное пение и танцы птиц используются в различных целях, таких как траур, празднование и социальные цели.

Историческое жилье

[ редактировать ]
Дома Явапай
Копия исторического заросля Явапай.

Явапаи построили жилища-убежища из кустарника, называемые Вам бу нья:ва (Вом-бу-нья-ва). Летом строили простые навесы без стен. В зимние месяцы закрытые хижины (называемые увас ) строились из ветвей окотилло или другой древесины и покрывались шкурами животных, травой, корой и/или землей. В районе реки Колорадо Толкепая построил Увад а'мадва, прямоугольную хижину, по бокам которой для изоляции нагромождена земля, и плоскую крышу. Они также искали убежища в пещерах или заброшенных пуэбло, чтобы спастись от холода. [28]

Доколониальная общественно-политическая организация

[ редактировать ]

Основной социально-политической организацией явапаи были местные группы больших семей, которые были отождествлены с определенными географическими регионами, в которых они проживали. [29] Эти местные группы образовывали банды во время войны, набегов или обороны. На протяжении большей части истории Явапаи семья была фокусной группой, будь то нуклеарная семья или расширенная. Частично это связано с тем, что большинство пунктов снабжения продовольствием были недостаточно большими, чтобы прокормить большее количество населения. Однако известны исключения.

Рядом с Фиш-Крик, штат Аризона , находился Ананьике («Перепелиный насест»), летний лагерь Гувевкабая, в котором одновременно могли находиться более 100 человек. Он поддерживал сбор плодов опунции , а также охоту на кроликов и лесных крыс. [30] Зимой лагеря формировались большими группами, состоящими из нескольких семей. Они разделились на более мелкие группы в конце зимы, ко времени весеннего сбора урожая.

Правительство среди явапаи имело тенденцию быть неформальным. Не было племенных и ручных вождей. Некоторые мужчины стали признанными лидерами благодаря тому, что другие решили следовать за ними, прислушиваться к их советам и поддерживать их решения. Мужчин, отличавшихся воинскими способностями, называли мастава («не боящийся») или бамулва («человек, идущий вперед»). Другие воины были готовы последовать за такими людьми в бой. Некоторые мужчины Явапай отличались своей мудростью и ораторскими способностями. Называемые баквауу («человек, который говорит»), они разрешали споры внутри лагеря и давали советы другим по выбору мест для лагеря, трудовой этике и производству продуктов питания.

Группы Явапай

[ редактировать ]
Двое мужчин Явапаи, 1889 год.

Явапаи никогда не были объединены единым центральным правительством. Исторически это были четыре отдельные автономные группы, связанные родством, общей культурой и языком, которые, в свою очередь, состояли из кланов. [31] Группы или подплемена, вступавшие в союз с внешними племенами и торговавшие с ними независимо друг от друга. Эти четыре подтрибы: Кевевкепая (юго-восток), Толкепая (запад), Випукепа (северо-восток), Явепе (северо-запад). [3]

Кевевкепайя гор жили на юго-востоке, вдоль реки Верде к югу от Мазацаль и Соленой реки до гор Суеверий и западных гор Сьерра-Эстрелла , включая южные и западные склоны гор Пиналь, гор Макдауэлл , Дриппинг-Спрингс, Четыре Пика и горы Мазацаль на юго-западе Аризоны. Они вступили в брак с тонто-апачами и сан-карлос-апачами и говорили на их языке в дополнение к своему собственному. Их также называли Гувевкабая, Квевкепая, Квевикопая или Южный Явапай. [ нужна ссылка ]

Толкепайя на юго-западе Аризоны жили на западной территории Явапай вдоль реки Хассаямпа . Они поддерживали тесные связи с кечанами и Мохаве. Их также называли Ɖo:lkabaya, Tulkepaia или Western Yavapai. [ нужна ссылка ]

Випукепа , в северо - жили на северо-востоке, в каньоне Оук-Крик , а также вдоль Фоссил-Крик и Рио-Верде, штат Аризона центральной Аризоне. Они часто вступали в брак с тонто-апаями и говорили на их языке так же хорошо, как на явапаи. Их также называли Випукпайя или Випукба, что переводится как «Люди подножия горы (Красные холмы)» или «Люди у подножия Красной скалы». [ нужна ссылка ]

Явапе жили на северо - западной территории Явапай от Уильямсона (долина Уильямсон) к югу от гор Брэдшоу до реки Агуа Фриа . Их также называли Северо-Западным Явапаем, Явбе, Центральным Явапаем или «настоящим Явапаем», потому что они находились под небольшим культурным влиянием соседних народов. [ нужна ссылка ]

Пятой группой явапай, уже не существующей, была Mađqwarrpaa или «Люди пустыни». Члены этой группы вступали в брак с народами Мохаве и Кечан . Явапаи имеют много общего со своими языковыми родственниками на севере, хавасупай и хуалапай . [32]

Взаимодействие с соседними апачами

[ редактировать ]

Випукба жили рядом с тонто - («Люди у подножия Красной скалы») и гувевкабая апачами центральной и западной Аризоны. Тонто-апачи обычно жили к востоку от реки Верде , а большинство групп явапаи жили к западу от нее. Территории племен випукба в горах Сан-Франциско , вдоль реки Верде-Верде , каньона Оук-Крик и Фоссил-Крик пересекались с территориями северных тонто-апачей .

Точно так же Гувевкабая делила угодья для охоты и собирательства к востоку от реки Верде, вдоль Фоссил-Крик, реки Ист-Верде , Соленой реки, а также в горах Суеверий , горах Сьерра-Анча и Пиналено с южными тонто-апачами и группами апачей Сан-Карлос . Поэтому они сформировали двуязычные смешанные племенные группы . [31] Посторонние, такие как испанцы, мексиканцы и американцы, различали народы прежде всего по языку, но часто называли их одним именем. Апачи говорили на диалекте тонто западного апачского языка ( нди бияти'/Ннее бияти ' ), а явапаи говорили на языке явапай , ветви нагорного юмана . Живя вместе в общих ранчериях, семьи идентифицировались как апачи или явапаи в зависимости от их « родного языка ». В обеих группах существовала система матрилинейного родства: дети считались рожденными в семье и клане матери, а наследование и имущество передавались по материнской линии.

Большинство людей в этих смешанных группах говорили на обоих языках. У главы каждой группы обычно было два имени, по одному от каждой культуры. Поэтому враги навахо на севере называли тонто-апаев и их союзников явапаи Дилж'и' динэ'и' - «Люди с высокими голосами». Этнические европейцы называли явапай и апачей вместе тонто-апачи. Народы вместе совершали набеги и воевали против вражеских племен, таких как Тохоно О'одхам и Акимел О'одхам .

Ученые не могут сказать по записям, имели ли в виду авторы того времени, используя термин тонто-апачи, явапаи или апачи, или эти смешанные группы. Кроме того, европейцы часто неправильно называли випукбу и гувевкабая «явапай-апачами» или «юма-апачами». Европейцы называли Толкепайю, западную группу Явапай, и Хуалапаи (принадлежавших к нагорному народу Юма ) Юма-Апачи или Мохаве-Апачи.

В этнологических трудах описаны некоторые основные физические различия между народами явапай и тонто-апачи. Явапаи описывались как более высокие, более мускулистые, хорошо сложенные и с толстыми чертами лица, в то время как тонто-апаи были худыми и менее мускулистыми, меньшего роста и с прекрасными чертами лица. женщины явапаи были описаны как более полные и с «красивыми» лицами, чем юма В историческом отчете Смитсоновского института . Явапаи часто делали татуировки , но апачи использовали татуировки редко. Они создавали на лицах разные рисунки. У них также были разные похоронные практики. В одежде мокасины явапаи имели округлую форму, тогда как у апачей имели форму с заостренными носами. Обе группы были охотниками-собирателями. Они оставили стоянки настолько похожими, что ученые редко могут их различить. [33]

Племена и резервации явапай

[ редактировать ]

Явапай – нация апачей

[ редактировать ]

После переселения в резервацию Кэмп-Верде , на реке Верде недалеко от Кэмп-Верде , явапаи начали строить там ирригационные системы (включая канаву длиной пять миль (8 км)). [34] оно функционировало достаточно хорошо, чтобы собирать достаточный урожай, что делало племя относительно самодостаточным. Но подрядчики, которые работали с правительством над поставкой оговорок, были разочарованы и подали прошение об отмене оговорок. Правительство подчинилось, и в марте 1875 года правительство закрыло резервацию и отправило жителей на 180 миль (290 км) в резервацию Сан-Карлос . Во время зимнего похода погибло более 100 явапаев. [35]

К началу 20 века явапаи уезжали из резервации Сан-Карлос и просили разрешения жить на территории первоначальной резервации Камп-Верде. В 1910 году 40 акров (161 874 м²) 2 ) была выделена в качестве индейской резервации Кэмп-Верде, а в следующее десятилетие к ней добавились 248 акров (1 003 620 м²). 2 ) на двух участках, которые стали индейской резервацией Средний Верде. Эти две резервации были объединены в 1937 году и образовали племя Кэмп-Верде Явапай-Апачи. [36] Сегодня резервация занимает площадь 665 акров (2,7 км²). 2 ), в четырех отдельных регионах. [37] Туризм вносит большой вклад в экономику племени, во многом благодаря наличию многих сохранившихся объектов, в том числе национального памятника Замок Монтесумы . Нация явапай-апачей представляет собой объединение двух исторически различных племен, каждое из которых занимало Верхнюю Верде до прибытия европейцев. Тонто -апачи , называвшие себя Дилже'е, использовали земли на севере, востоке и юге; в то время как випукба или северо-восточные явапаи использовали территорию на севере, западе и юге. Это было Верхнее Верде, где они пересекались. [38]

Индийская резервация Явапай Прескотт

[ редактировать ]
Флаг Явапай-Прескотт
Резервация Форт Макдауэлл Явапай

Резервация Явапай в Прескотте была основана в 1935 году и первоначально занимала всего 75 акров (300 000 м²). 2 ) земли, ранее занятой военным резервом Форт-Уиппл. [39] В 1956 году были добавлены дополнительные 1320 акров (5 км2). 2 ) были добавлены. Сменив первого вождя племени Сэма Джимуллу, его жена Виола стала первой женщиной-вождем североамериканского племени. Сегодня племя состоит из 159 официальных членов. [40] Население состоит в основном из группы явапаи явбе/явапе.

Резервация Форт Макдауэлл

[ редактировать ]

Нация Форт Макдауэлл Явапай расположена в округе Марикопа примерно в 20 милях к северо-востоку от Феникса. Резервация возникла, когда Теодор Рузвельт приказал форту Макдауэлл объявить территорию площадью 40 квадратных миль (100 км2). 2 ) резервация 1903 года, [41] но к 1910 году Управление по делам индейцев пыталось переселить жителей, открыть территорию и предоставить права на воду другим интересам. Делегация Явапаи дала показания комитету Конгресса против этого и победила. Сегодня племенная община состоит из 900 членов, 600 из которых живут в резервации, а остальные 300 — за ее пределами. Гувевкабая - «Народ» , или юго-восточные явапаи в резервации Форт-Макдауэлл называют себя A'ba:ja поэтому некоторые антропологи и лингвисты полагают, что название апачей для различных южных атабаскских народов происходит от самоназвания явапаи. Население Форта Макдауэлл состоит из гувевкабая явапаи. [42]

Конфликт на плотине Орм

[ редактировать ]

В ответ на рост экономики в районе Феникса в начале 1970-х годов власти Аризоны предложили построить плотину в месте слияния рек Верде и Солт . Плотина затопила бы две трети территории площадью 24 000 акров (97 км²). 2 ) резервация. Взамен членам племени (в то время насчитывавшего 425 человек) предлагались дома и денежные выплаты. Но в 1976 году племя отклонило это предложение 61% голосов, заявив, что в результате этого шага племя будет фактически расформировано. В 1981 году, после многочисленных петиций правительства США и трехдневного марша примерно 100 явапаи, [43] план строительства плотины был отменен. [44]

Известный Явапай

[ редактировать ]
Карлос Монтесума, Вассаджа (Явапай/Апаче), врач, активист
  • Виола Джимулла (Прескотт Явапай, 1878–1966), вождь племени Явапай-Прескотт с 1940 по 1966 год.
  • Патрисия Энн МакГи (Явапай/Хулапай, 1926–1994), вождь племени Явапай-Прескотт
  • Карлос Монтесума , Вассаджа (Явапай/Апач, ок. 1866–1923), врач, борец за права коренных народов, соучредитель Общества американских индейцев.
  • Охачекама , лидер Викенбургской резни в XIX веке.
  • Пакота отправился со своим племянником Такодавой в качестве представителя в 1872 году в Вашингтон, округ Колумбия, и встретился с президентом Улиссом С. Грантом. [45]
  • Клинтон Паттеа (Явапай, 1930–2013), президент Fort McDowell Yavapai Nation, сторонник индийских игр.
  • Ю. Б. Роуди (Явапай, ок. 1862–1893), разведчик армии США, обладатель Почетной медали.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Притцкер, Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы , стр. 103
  2. ^ Зальцманн, с. 58
  3. ^ Jump up to: а б с д и Браатц, «Пережившие завоевания» , с. 27.
  4. ^ Ходж, Фредерик Уэбб (1968). Справочник американских индейцев севера Мексики . Научная пресса. п. 994.
  5. ^ Атли, с. 255
  6. ^ Джонс, стр.79
  7. ^ Митхун (1999) с. 578.
  8. ^ Браатц, Выжившее завоевание , с. 27.
  9. ^ Руланд Торн, с. 2
  10. ^ Суонтон, с. 368
  11. ^ Браатц, Выжившее завоевание , с. 45
  12. ^ Хокси, с. 456
  13. ^ Браатц, стр. 63-67
  14. ^ Браатц, с. 71
  15. ^ Браатц, с. 76
  16. ^ Браатц, с. 77
  17. ^ Браатц, с. 74
  18. ^ Браатц, Выжившее завоевание , с. 78.
  19. ^ Браатц, стр. 253-54
  20. ^ Кэмпбелл, с. 80
  21. ^ Оджибва. «Война против явапай» . Индейские нетруты . Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 г. Проверено 5 мая 2019 г.
  22. ^ Иммануэль, Марк (21 апреля 2017 г.). «Принудительное переселение явапаи» .
  23. ^ Манн, Николас (2005). Седона, Священная Земля: Путеводитель по округу Ред-Рок . Световые технологии. ISBN  978-1622336524 . Архивировано из оригинала 4 мая 2019 г.
  24. ^ Браатц, с. 29
  25. ^ Гиффорд, стр. 250, 255.
  26. ^ Фиш, с. 21
  27. ^ Браатц, с. 42
  28. ^ Браатц, с. 36
  29. ^ «Индейцы явапаи – индейские сетевые корни» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 г. Проверено 20 июня 2013 г.
  30. ^ Браатц 2003 , с. 35
  31. ^ Jump up to: а б Тимоти Браатц: Пережившие завоевания: история народов явапаи , 2003, University of Nebraska Press, ISBN   978-0-8032-2242-7
  32. ^ Гиффорд, с. 249
  33. ^ «Резня в Пещере Скелетов» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2012 г. Проверено 18 мая 2012 г.
  34. ^ Притцкер, стр.104.
  35. ^ Зальцманн, стр.59
  36. ^ Браатц, стр.221
  37. ^ «Официальный сайт нации явапай-апачи» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года . Проверено 1 января 2008 г.
  38. ^ ITCA - Yavapai – Apache Nation. Архивировано 9 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  39. ^ Сундук, стр.51
  40. ^ «Индейское племя Явапай Прескотт - О YPIT» . Проверено 1 января 2008 г.
  41. ^ Хокси, стр.457
  42. ^ «История Явапай» . Архивировано из оригинала 23 июня 2007 г. Проверено 1 января 2008 г.
  43. ^ Нельсон Эспеланд, стр. 185-186.
  44. ^ «Празднование победы плотины Орм» . Республика Аризона . Проверено 1 января 2008 г.
  45. ^ Уотерстат, Элейн (1998). Долгое путешествие Хумотии 1865–1897: правдивая история индейца явапай. Маунт Макдауэлл Пресс. стр. 79–80. ISBN   0-9636649-1-3 .

Источники

[ редактировать ]
  • Браатц, Тимоти (2003). Переживание завоевания . Издательство Университета Небраски. ISBN  978-0-8032-2242-7 .
  • Кэмпбелл, Джули А. (1998). Исследования по истории Аризоны . Тусон, Аризона: Историческое общество Аризоны. ISBN   0910037388
  • Коффер, Уильям Э. (1982). Сипапу, История индейцев Аризоны и Нью-Мексико , Ван Ностранд Рейнхольд, ISBN   0-442-21590-8 .
  • Фенн, Эл, « История Микки Бернса », Sun Valley Spur Shopper, 30 сентября 1971 г.
  • Фиш, Пол Р. и Фиш, Сюзанна К. (1977). Археология долины Верде: обзор и перспективы , Флагстафф: Музей Северной Аризоны, отчет об антропологическом исследовании № 8.
  • Гиффорд, Эдвард (1936). Северо-восточный и Западный Явапай . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
  • Хокси, Фредерик Э. (1996). Энциклопедия североамериканских индейцев , Houghton Mifflin Books, ISBN   0-395-66921-9 .
  • Джонс, Терри Л. и Клар, Кэтрин А. (2007). Предыстория Калифорнии: колонизация, культура и сложность , Роуман Альтамира, ISBN   0-7591-0872-2 .
  • Кендалл, Марта Б. (1976). Избранные проблемы синтаксиса явапай . Нью-Йорк: Garland Publishing, Inc., ISBN   0-8240-1969-5 .
  • Нельсон Эспеланд, Венди (1998). Борьба за воду: политика, рациональность и идентичность на юго-западе Америки , University of Chicago Press. ISBN   0-226-21793-0
  • Притцкер, Гарри (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы , Oxford University Press, ISBN   0-19-513877-5 .
  • Руланд Торн, Кейт; Родда, Жанетт; Смит, Нэнси Р. (2005). Познакомьтесь с Джеромом: магнаты, шахтеры и любовницы холма Клеопатры , Primer Publishers, ISBN   0-935810-77-3 .
  • Зальцманн, Зденек и Зальцманн, Джой М. (1997). Коренные американцы Юго-Запада: Знакомство серьезного путешественника с народами и местами . Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN   0-8133-2279-0
  • Суонтон, Джон Рид (1952). Индейские племена Северной Америки , Типография правительства США.
  • Калифорнийский университет, Беркли (1943 г.). Публикации Калифорнийского университета по лингвистике , Издательство Калифорнийского университета.
  • Атли, Роберт Маршалл (1981). Пограничники в синем: армия Соединенных Штатов и индейцы, 1848–1865 гг. , University of Nebraska Press, ISBN   0-8032-9550-2 .
  • Биг Драй Уош Баттлфилд, Аризона NPS ,
  • Форт Макдауэлл Явапай Нация. Архивировано 19 апреля 2009 г. в Wayback Machine , история и культура.
  • Yavapai-Apache Nation. Архивировано 10 сентября 2017 г. на Wayback Machine . официальном сайте
  • Индийское племя Явапай Прескотт , официальный сайт
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 558ef75638cf6868d41daa122cd6aebb__1722277560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/bb/558ef75638cf6868d41daa122cd6aebb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yavapai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)