Явапай
![]() Чаша-корзина Явапай начала XX века, сплетенная из ивы и тростника. | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,550 (1992) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Аризона ) | |
Языки | |
Явапай (три диалекта языка возвышенного юмана ), английский | |
Религия | |
Религия коренных народов , христианство | |
Родственные этнические группы | |
Хавасупай , Хуалапай , Мохаве , Западные апачи |
Явапаи p ( / ˈj æ və ˌ племя . aɪ ˌ Аризоне / YAV -ə ) — индейское в PY - Их язык явапай принадлежит к пайской ветви языковой семьи юман .
Сегодня люди явапаи зачислены в следующие признанные на федеральном уровне племена :
- Форт Макдауэлл Явапай Нэйшн
- Нация явапай-апачи индейской резервации Кэмп-Верде
- Индийское племя Явапаи-Прескотт
Явапаи исторически контролировали около 10 миллионов акров земли в западно-центральной Аризоне. [1] Их земли граничили с пиками Сан-Франциско на севере, горами Пиналено и горами Мазацаль на юго-востоке, рекой Колорадо на западе и почти с реками Хила и Соленой рекой на юге. [2]
Исторически явапаи были разделены на географически отдельные группы или подплемена:
- Кевевкепая, [3] Гвев Г'паайя (юго-восток)
- Толкепая, [3] Tolkepaye [1] (западный)
- Держись подальше, [3] Вийпукпаа (северо-восток), также известный как Долина Верде Явапай.
- Явепе, [3] Яавпе (северо-запад)
Имя
[ редактировать ]Имя Явапай происходит от на языке Мохаве термина Эньяева Пай , что переводится как «Люди Солнца». [1] [4]
Американские поселенцы часто ошибочно называли явапай «Мохаве-Апачи», «Юма-Апачи» или «Тонто-Апачи». [5] [1]
Язык
[ редактировать ]
Язык явапай — один из трёх диалектов нагорного юманского языка , который сам является членом пайской ветви языковой семьи юман. [6]
Язык включает три диалекта, известные как Квевкепая (Южный), Толкепая (Западный), Випукепа (Долина Верде) и Явепе (Прескотт). [7]
Население
[ редактировать ]В 1992 году население Явапаи составляло около 1550 человек. [1] В 1500 году нашей эры насчитывалось около 1500 явапаев. [1]
История
[ редактировать ]
История их создания объясняет, что народ явапай возник «вначале» или «много лет назад», когда дерево или растение кукурузы проросло из земли на месте нынешнего колодца Монтесумы , приведя явапай в мир.
Западные археологи полагают, что явапай произошли от народов патай ( хакатая ), которые мигрировали на восток из региона реки Колорадо , чтобы стать нагорными юманами. Археологические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что они отделились и образовали явапай где-то около 1300 г. н.э. [8]
16 век
[ редактировать ]Первый зарегистрированный контакт с Явапаи произошел в 1583 году, когда проводники хопи привели испанского исследователя Антонио де Эспехо . [9] на гору Джером. Де Эспехо искал золото и был разочарован, обнаружив только медь. В 1598 году хопи, к их волнению, привел Маркоса Фарфана де лос Годоса и его группу на те же рудники. Фарфан называл явапай крузадо из-за нарисованных на их головах крестов. [10]
17 и 18 веков
[ редактировать ]Хуан де Оньяте возглавил другую группу через земли Явапаи в 1598 году и снова в 1604–1605 годах в поисках пути к морю, о котором им рассказал Явапай.
Войны не были редкостью в мире Явапай, и ради безопасности они заключали новые союзы. Банды Випукба (Випукепа) и Гувевкабая (Квевкепая) заключили союзы с бандами западных апачей , чтобы атаковать и защищаться от набегов банд Акимеля О'одхама и Марикопа с юга. Из-за большей силы Акимеля О'одхама / Марикопы, рейды Явапаи / Апачей обычно проводились небольшими быстрыми набегами с последующим отступлением, чтобы избежать контратаки. Явапаи защищали свои земли от вторжений Акимеля О'одхама, когда Акимел О'одхам вторгался, чтобы собрать сагуаро . плоды [11]
На севере и северо-западе банды Випукба и Явбе периодически поддерживали отношения с народом пай на протяжении большей части своей истории. Хотя Пай и Явапай оба говорили на диалектах возвышенного юмана и имели общую культурную историю, у каждого народа были истории о споре, который отделял их друг от друга. Согласно устному рассказу Пай , спор начался с «грязной драки между детьми». Ученые полагают, что этот раскол произошел около 1750 года. [12]
За это время, благодаря контактам с другими племенами, которые имели больше контактов с европейцами, явапаи начали перенимать определенные европейские практики. Они разводили скот и сажали сельскохозяйственные культуры, а также использовали металлические инструменты и оружие. Синкретическим путем они переняли элементы христианства . По оценкам, четверть населения умерла от оспы в 17 и 18 веках. Это меньшие потери, чем у некоторых племен, но достаточно существенные, чтобы разрушить их общества. С применением ружей и другого оружия они начали менять методы ведения войны, дипломатии и торговли. Они использовали набеги на скот либо из других племен, таких как марикопа, либо из испанских поселений на юге, чтобы пополнить свою экономику. В ходе набегов они часто приобретали пленников-людей, которых продавали в рабство испанцам в обмен на европейские товары. [13]
19 век
[ редактировать ]
В 1820-х годах на территорию Явапаи стали проникать американские охотники на бобра, истощив популяцию бобров Скалистых гор . Они поймали бобров вдоль рек Солт, Хила и Билл Уильямс . Когда в 1829 году Кит Карсон и Юинг Янг возглавили группу отловчиков по территории, группу «преследовали каждую ночь…» Ловушки были украдены, а некоторые из их лошадей и мулов убиты. [14]
Первые бои между американскими войсками и явапай произошли в начале 1837 года, когда толкепайя объединились со своими соседями-кечанами, чтобы защититься от майора Сэмюэля Хайнцельмана за паромную переправу кечан на реке Колорадо. Кечаны использовали паром для перевозки поселенцев через реку в Калифорнию. После того, как они убили группу во главе с Джоном Глэнтоном , захватившую переправу, правительство США в ответ сожгло поля кечан и взяло переправу под свой контроль. [15]
По словам Томаса Суини, Толкепайя сообщала американским офицерам, встретившимся на территории Кечан, что им предстоит 30-дневный марш до своей территории. Они хотели воспрепятствовать вторжению США на их землю. [16]
После объявления войны Мексике в мае 1845 года и особенно после притязаний США на юго-западные земли в соответствии с Договором Гуадалупе-Идальго , военные вторжения США на территорию Явапаи значительно увеличились. После того, как в 1849 году в Калифорнии было обнаружено золото, через территорию Явапаи прошло больше евроамериканских эмигрантов, чем когда-либо прежде. [17] Несмотря на тысячи эмигрантов, проходящих через их территорию, явапаи избегали контактов с американцами.
Последняя крупная битва между союзами реки Колорадо и реки Хила произошла в августе 1857 года, когда около 100 воинов явапай, кечан и мохаве атаковали поселение Марикопа недалеко от Пима-Бьютт. Победив Марикопу, Явапаи ушли. Группа Акимеля О'одхама, снабженная оружием и лошадьми американских войск, прибыла и разгромила оставшихся мохаве и кечанцев. [18]

В 1851 году группа явапаи напала на американских поселенцев, семью Оатман. [19] Ройс Оутман и его жена были убиты вместе с четырьмя из семи детей. Сын Лоренцо был оставлен умирать, но выжил, а сестры Олив Отман и Мэри Энн были позже проданы Мохавесу в рабство. Эта история была широко опубликована и усилила опасения белых поселенцев перед нападениями в Аризоне. [20]
Войны Явапай , или Войны Тонто, представляли собой серию вооруженных конфликтов между Явапай и Тонто-Апачами против Соединенных Штатов в Аризоне. Период начался не позднее 1861 года, с приходом американских поселенцев на земли Явапаи и Тонто. В то время явапаи считались группой западных апачей из-за их тесных связей с такими племенами, как тонто и пиналь. С 366 по 489 год явапаи были убиты в резне. [21] и 375 человек погибли в результате депортации индейцев из 1400 оставшихся явапаи. [22] [23]
Когда в начале 1863 года партия Уокера обнаружила золото в Линкс-Крик (недалеко от современного Прескотта, штат Аризона ), это положило начало цепочке событий, в результате которых появились белые поселения вдоль рек Хассаямпа и Агуа-Фриа , близлежащих долин, а также в Прескотте, и Форт Уиппл будет построен к концу года и все на традиционной территории Явапаи.
Культура
[ редактировать ]Кухня
[ редактировать ]
были заключены в резервации До того, как явапаи , они были в основном охотниками-собирателями , ежегодно мигрировавшими в разные районы, чтобы следить за созреванием различных съедобных растений и перемещением охотничьих животных. Некоторые общины дополняли эту диету мелким выращиванием « трех сестер » (кукурузы, тыквы и бобов) в плодородных руслах рек. В частности, толкепайя, жившая на землях, менее благоприятствующих собирательству пищи, больше занималась сельским хозяйством, чем другие явапаи. Им приходилось работать, чтобы выращивать сельскохозяйственные культуры, поскольку их земля также меньше способствовала сельскому хозяйству. В свою очередь, Толкепая часто обменивал такие предметы, как шкуры животных, корзины и агаву , группам кечан на еду.
Основными собираемыми растительными продуктами были грецкие орехи, плоды сагуаро , ягоды можжевельника , желуди, семена подсолнечника, и яблоки , каркас , луковицы квамаша , зелень ягненка , Scrophularia и ягоды мансаниты Lupinus растения . Агава была самым важным урожаем, поскольку это была единственная растительная пища, доступная с поздней осени до ранней весны. Сердцевины растения жарились в выложенных камнями ямах и могли храниться для дальнейшего использования. [24] Основными животными, на которых охотились, были олени, кролики, зайцы , перепела и лесные крысы . Рыба [25] и водоплавающие птицы [26] избегались большинством групп явапаи. Некоторые группы толкепайи начали есть рыбу после контакта со своими соседями-кечанами. [27]
Танцы
[ редактировать ]Явапай практиковали традиционные танцы, такие как танец горных духов, военные танцы, танцы победы и социальные танцы. Танец Горного Духа представлял собой танец в масках, который использовался для руководства или исцеления больного человека. Танцоры в масках представляли Горных духов, обитающих в Четырех Пиках , горах Макдауэлл , Красной горе (недалеко от форта Макдауэлл), горе Мингус ( Блэк-Хилс ) возле Кэмп-Верде и Гранитной горе недалеко от современного Прескотта. Горные духи также обитают в пещерах замка Монтесума и колодца Монтесумы в долине Верде.
Явапаи также участвуют в танцах и пении, разделяемых с соседними племенами, таких как «Танец восхода солнца апачей» и «Пение и танцы птиц народа Мохаве» .
- Танцевальная церемония восхода солнца, возможно, пришла к явапай через апачей. с апачами и явапаями часто вступали в брак и перенимали элементы культур друг друга; эти два племени проживают вместе в резервациях Кэмп-Верде и Форт-Макдауэлл. Танец восхода солнца — это четырехдневный обряд перехода для молодых девушек апачей, который обычно проводится с марта по октябрь. Танец восхода солнца — древняя практика, уникальная для апачей. Это связано с Изменяющейся женщиной, влиятельной фигурой в культуре апачей, связанной с долголетием. Сила Меняющейся Женщины передается достигшей половой зрелости девочке через песни, спетые знахарем . К знахарю присоединяются другие члены племени, которые поют серию песен (до 32), которые, как полагают, впервые были исполнены Изменяющейся женщиной.
- Пение и танцы птиц. Первоначально пение и танцы птиц были частью культуры народа Мохаве в регионе реки Колорадо, но затем были переняты современной культурой явапай. Пение и танцы птиц не принадлежат народу явапай в целом, но эту практику переняли разные племена семьи Юман. По словам старейшин Мохаве, песни птиц рассказывают историю. Чтобы спеть весь цикл, от заката до восхода солнца, нужна целая ночь. Эта история рассказывает о создании народа Юман и о том, как они появились. Птичьи песни поются под аккомпанемент тыквы, обычно расписанной различными узорами и сделанной с ручкой из тополя. Современное пение и танцы птиц используются в различных целях, таких как траур, празднование и социальные цели.
Историческое жилье
[ редактировать ]

Явапаи построили жилища-убежища из кустарника, называемые Вам бу нья:ва (Вом-бу-нья-ва). Летом строили простые навесы без стен. В зимние месяцы закрытые хижины (называемые увас ) строились из ветвей окотилло или другой древесины и покрывались шкурами животных, травой, корой и/или землей. В районе реки Колорадо Толкепая построил Увад а'мадва, прямоугольную хижину, по бокам которой для изоляции нагромождена земля, и плоскую крышу. Они также искали убежища в пещерах или заброшенных пуэбло, чтобы спастись от холода. [28]
Доколониальная общественно-политическая организация
[ редактировать ]Основной социально-политической организацией явапаи были местные группы больших семей, которые были отождествлены с определенными географическими регионами, в которых они проживали. [29] Эти местные группы образовывали банды во время войны, набегов или обороны. На протяжении большей части истории Явапаи семья была фокусной группой, будь то нуклеарная семья или расширенная. Частично это связано с тем, что большинство пунктов снабжения продовольствием были недостаточно большими, чтобы прокормить большее количество населения. Однако известны исключения.
Рядом с Фиш-Крик, штат Аризона , находился Ананьике («Перепелиный насест»), летний лагерь Гувевкабая, в котором одновременно могли находиться более 100 человек. Он поддерживал сбор плодов опунции , а также охоту на кроликов и лесных крыс. [30] Зимой лагеря формировались большими группами, состоящими из нескольких семей. Они разделились на более мелкие группы в конце зимы, ко времени весеннего сбора урожая.
Правительство среди явапаи имело тенденцию быть неформальным. Не было племенных и ручных вождей. Некоторые мужчины стали признанными лидерами благодаря тому, что другие решили следовать за ними, прислушиваться к их советам и поддерживать их решения. Мужчин, отличавшихся воинскими способностями, называли мастава («не боящийся») или бамулва («человек, идущий вперед»). Другие воины были готовы последовать за такими людьми в бой. Некоторые мужчины Явапай отличались своей мудростью и ораторскими способностями. Называемые баквауу («человек, который говорит»), они разрешали споры внутри лагеря и давали советы другим по выбору мест для лагеря, трудовой этике и производству продуктов питания.
Группы Явапай
[ редактировать ]
Явапаи никогда не были объединены единым центральным правительством. Исторически это были четыре отдельные автономные группы, связанные родством, общей культурой и языком, которые, в свою очередь, состояли из кланов. [31] Группы или подплемена, вступавшие в союз с внешними племенами и торговавшие с ними независимо друг от друга. Эти четыре подтрибы: Кевевкепая (юго-восток), Толкепая (запад), Випукепа (северо-восток), Явепе (северо-запад). [3]
Кевевкепайя гор жили на юго-востоке, вдоль реки Верде к югу от Мазацаль и Соленой реки до гор Суеверий и западных гор Сьерра-Эстрелла , включая южные и западные склоны гор Пиналь, гор Макдауэлл , Дриппинг-Спрингс, Четыре Пика и горы Мазацаль на юго-западе Аризоны. Они вступили в брак с тонто-апачами и сан-карлос-апачами и говорили на их языке в дополнение к своему собственному. Их также называли Гувевкабая, Квевкепая, Квевикопая или Южный Явапай. [ нужна ссылка ]
Толкепайя на юго-западе Аризоны жили на западной территории Явапай вдоль реки Хассаямпа . Они поддерживали тесные связи с кечанами и Мохаве. Их также называли Ɖo:lkabaya, Tulkepaia или Western Yavapai. [ нужна ссылка ]
Випукепа , в северо - жили на северо-востоке, в каньоне Оук-Крик , а также вдоль Фоссил-Крик и Рио-Верде, штат Аризона центральной Аризоне. Они часто вступали в брак с тонто-апаями и говорили на их языке так же хорошо, как на явапаи. Их также называли Випукпайя или Випукба, что переводится как «Люди подножия горы (Красные холмы)» или «Люди у подножия Красной скалы». [ нужна ссылка ]
Явапе жили на северо - западной территории Явапай от Уильямсона (долина Уильямсон) к югу от гор Брэдшоу до реки Агуа Фриа . Их также называли Северо-Западным Явапаем, Явбе, Центральным Явапаем или «настоящим Явапаем», потому что они находились под небольшим культурным влиянием соседних народов. [ нужна ссылка ]
Пятой группой явапай, уже не существующей, была Mađqwarrpaa или «Люди пустыни». Члены этой группы вступали в брак с народами Мохаве и Кечан . Явапаи имеют много общего со своими языковыми родственниками на севере, хавасупай и хуалапай . [32]
Взаимодействие с соседними апачами
[ редактировать ]Випукба жили рядом с тонто - («Люди у подножия Красной скалы») и гувевкабая апачами центральной и западной Аризоны. Тонто-апачи обычно жили к востоку от реки Верде , а большинство групп явапаи жили к западу от нее. Территории племен випукба в горах Сан-Франциско , вдоль реки Верде-Верде , каньона Оук-Крик и Фоссил-Крик пересекались с территориями северных тонто-апачей .
Точно так же Гувевкабая делила угодья для охоты и собирательства к востоку от реки Верде, вдоль Фоссил-Крик, реки Ист-Верде , Соленой реки, а также в горах Суеверий , горах Сьерра-Анча и Пиналено с южными тонто-апачами и группами апачей Сан-Карлос . Поэтому они сформировали двуязычные смешанные племенные группы . [31] Посторонние, такие как испанцы, мексиканцы и американцы, различали народы прежде всего по языку, но часто называли их одним именем. Апачи говорили на диалекте тонто западного апачского языка ( нди бияти'/Ннее бияти ' ), а явапаи говорили на языке явапай , ветви нагорного юмана . Живя вместе в общих ранчериях, семьи идентифицировались как апачи или явапаи в зависимости от их « родного языка ». В обеих группах существовала система матрилинейного родства: дети считались рожденными в семье и клане матери, а наследование и имущество передавались по материнской линии.
Большинство людей в этих смешанных группах говорили на обоих языках. У главы каждой группы обычно было два имени, по одному от каждой культуры. Поэтому враги навахо на севере называли тонто-апаев и их союзников явапаи Дилж'и' динэ'и' - «Люди с высокими голосами». Этнические европейцы называли явапай и апачей вместе тонто-апачи. Народы вместе совершали набеги и воевали против вражеских племен, таких как Тохоно О'одхам и Акимел О'одхам .
Ученые не могут сказать по записям, имели ли в виду авторы того времени, используя термин тонто-апачи, явапаи или апачи, или эти смешанные группы. Кроме того, европейцы часто неправильно называли випукбу и гувевкабая «явапай-апачами» или «юма-апачами». Европейцы называли Толкепайю, западную группу Явапай, и Хуалапаи (принадлежавших к нагорному народу Юма ) Юма-Апачи или Мохаве-Апачи.
В этнологических трудах описаны некоторые основные физические различия между народами явапай и тонто-апачи. Явапаи описывались как более высокие, более мускулистые, хорошо сложенные и с толстыми чертами лица, в то время как тонто-апаи были худыми и менее мускулистыми, меньшего роста и с прекрасными чертами лица. женщины явапаи были описаны как более полные и с «красивыми» лицами, чем юма В историческом отчете Смитсоновского института . Явапаи часто делали татуировки , но апачи использовали татуировки редко. Они создавали на лицах разные рисунки. У них также были разные похоронные практики. В одежде мокасины явапаи имели округлую форму, тогда как у апачей имели форму с заостренными носами. Обе группы были охотниками-собирателями. Они оставили стоянки настолько похожими, что ученые редко могут их различить. [33]
Племена и резервации явапай
[ редактировать ]Явапай – нация апачей
[ редактировать ]После переселения в резервацию Кэмп-Верде , на реке Верде недалеко от Кэмп-Верде , явапаи начали строить там ирригационные системы (включая канаву длиной пять миль (8 км)). [34] оно функционировало достаточно хорошо, чтобы собирать достаточный урожай, что делало племя относительно самодостаточным. Но подрядчики, которые работали с правительством над поставкой оговорок, были разочарованы и подали прошение об отмене оговорок. Правительство подчинилось, и в марте 1875 года правительство закрыло резервацию и отправило жителей на 180 миль (290 км) в резервацию Сан-Карлос . Во время зимнего похода погибло более 100 явапаев. [35]
К началу 20 века явапаи уезжали из резервации Сан-Карлос и просили разрешения жить на территории первоначальной резервации Камп-Верде. В 1910 году 40 акров (161 874 м²) 2 ) была выделена в качестве индейской резервации Кэмп-Верде, а в следующее десятилетие к ней добавились 248 акров (1 003 620 м²). 2 ) на двух участках, которые стали индейской резервацией Средний Верде. Эти две резервации были объединены в 1937 году и образовали племя Кэмп-Верде Явапай-Апачи. [36] Сегодня резервация занимает площадь 665 акров (2,7 км²). 2 ), в четырех отдельных регионах. [37] Туризм вносит большой вклад в экономику племени, во многом благодаря наличию многих сохранившихся объектов, в том числе национального памятника Замок Монтесумы . Нация явапай-апачей представляет собой объединение двух исторически различных племен, каждое из которых занимало Верхнюю Верде до прибытия европейцев. Тонто -апачи , называвшие себя Дилже'е, использовали земли на севере, востоке и юге; в то время как випукба или северо-восточные явапаи использовали территорию на севере, западе и юге. Это было Верхнее Верде, где они пересекались. [38]
Индийская резервация Явапай Прескотт
[ редактировать ]

Резервация Явапай в Прескотте была основана в 1935 году и первоначально занимала всего 75 акров (300 000 м²). 2 ) земли, ранее занятой военным резервом Форт-Уиппл. [39] В 1956 году были добавлены дополнительные 1320 акров (5 км2). 2 ) были добавлены. Сменив первого вождя племени Сэма Джимуллу, его жена Виола стала первой женщиной-вождем североамериканского племени. Сегодня племя состоит из 159 официальных членов. [40] Население состоит в основном из группы явапаи явбе/явапе.
Резервация Форт Макдауэлл
[ редактировать ]Нация Форт Макдауэлл Явапай расположена в округе Марикопа примерно в 20 милях к северо-востоку от Феникса. Резервация возникла, когда Теодор Рузвельт приказал форту Макдауэлл объявить территорию площадью 40 квадратных миль (100 км2). 2 ) резервация 1903 года, [41] но к 1910 году Управление по делам индейцев пыталось переселить жителей, открыть территорию и предоставить права на воду другим интересам. Делегация Явапаи дала показания комитету Конгресса против этого и победила. Сегодня племенная община состоит из 900 членов, 600 из которых живут в резервации, а остальные 300 — за ее пределами. Гувевкабая - «Народ» , или юго-восточные явапаи в резервации Форт-Макдауэлл называют себя A'ba:ja поэтому некоторые антропологи и лингвисты полагают, что название апачей для различных южных атабаскских народов происходит от самоназвания явапаи. Население Форта Макдауэлл состоит из гувевкабая явапаи. [42]
Конфликт на плотине Орм
[ редактировать ]В ответ на рост экономики в районе Феникса в начале 1970-х годов власти Аризоны предложили построить плотину в месте слияния рек Верде и Солт . Плотина затопила бы две трети территории площадью 24 000 акров (97 км²). 2 ) резервация. Взамен членам племени (в то время насчитывавшего 425 человек) предлагались дома и денежные выплаты. Но в 1976 году племя отклонило это предложение 61% голосов, заявив, что в результате этого шага племя будет фактически расформировано. В 1981 году, после многочисленных петиций правительства США и трехдневного марша примерно 100 явапаи, [43] план строительства плотины был отменен. [44]
Известный Явапай
[ редактировать ]
- Виола Джимулла (Прескотт Явапай, 1878–1966), вождь племени Явапай-Прескотт с 1940 по 1966 год.
- Патрисия Энн МакГи (Явапай/Хулапай, 1926–1994), вождь племени Явапай-Прескотт
- Карлос Монтесума , Вассаджа (Явапай/Апач, ок. 1866–1923), врач, борец за права коренных народов, соучредитель Общества американских индейцев.
- Охачекама , лидер Викенбургской резни в XIX веке.
- Пакота отправился со своим племянником Такодавой в качестве представителя в 1872 году в Вашингтон, округ Колумбия, и встретился с президентом Улиссом С. Грантом. [45]
- Клинтон Паттеа (Явапай, 1930–2013), президент Fort McDowell Yavapai Nation, сторонник индийских игр.
- Ю. Б. Роуди (Явапай, ок. 1862–1893), разведчик армии США, обладатель Почетной медали.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Притцкер, Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы , стр. 103
- ^ Зальцманн, с. 58
- ^ Jump up to: а б с д и Браатц, «Пережившие завоевания» , с. 27.
- ^ Ходж, Фредерик Уэбб (1968). Справочник американских индейцев севера Мексики . Научная пресса. п. 994.
- ^ Атли, с. 255
- ^ Джонс, стр.79
- ^ Митхун (1999) с. 578.
- ^ Браатц, Выжившее завоевание , с. 27.
- ^ Руланд Торн, с. 2
- ^ Суонтон, с. 368
- ^ Браатц, Выжившее завоевание , с. 45
- ^ Хокси, с. 456
- ^ Браатц, стр. 63-67
- ^ Браатц, с. 71
- ^ Браатц, с. 76
- ^ Браатц, с. 77
- ^ Браатц, с. 74
- ^ Браатц, Выжившее завоевание , с. 78.
- ^ Браатц, стр. 253-54
- ^ Кэмпбелл, с. 80
- ^ Оджибва. «Война против явапай» . Индейские нетруты . Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 г. Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Иммануэль, Марк (21 апреля 2017 г.). «Принудительное переселение явапаи» .
- ^ Манн, Николас (2005). Седона, Священная Земля: Путеводитель по округу Ред-Рок . Световые технологии. ISBN 978-1622336524 . Архивировано из оригинала 4 мая 2019 г.
- ^ Браатц, с. 29
- ^ Гиффорд, стр. 250, 255.
- ^ Фиш, с. 21
- ^ Браатц, с. 42
- ^ Браатц, с. 36
- ^ «Индейцы явапаи – индейские сетевые корни» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 г. Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ Браатц 2003 , с. 35
- ^ Jump up to: а б Тимоти Браатц: Пережившие завоевания: история народов явапаи , 2003, University of Nebraska Press, ISBN 978-0-8032-2242-7
- ^ Гиффорд, с. 249
- ^ «Резня в Пещере Скелетов» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2012 г. Проверено 18 мая 2012 г.
- ^ Притцкер, стр.104.
- ^ Зальцманн, стр.59
- ^ Браатц, стр.221
- ^ «Официальный сайт нации явапай-апачи» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ ITCA - Yavapai – Apache Nation. Архивировано 9 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Сундук, стр.51
- ^ «Индейское племя Явапай Прескотт - О YPIT» . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ Хокси, стр.457
- ^ «История Явапай» . Архивировано из оригинала 23 июня 2007 г. Проверено 1 января 2008 г.
- ^ Нельсон Эспеланд, стр. 185-186.
- ^ «Празднование победы плотины Орм» . Республика Аризона . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ Уотерстат, Элейн (1998). Долгое путешествие Хумотии 1865–1897: правдивая история индейца явапай. Маунт Макдауэлл Пресс. стр. 79–80. ISBN 0-9636649-1-3 .
Источники
[ редактировать ]- Браатц, Тимоти (2003). Переживание завоевания . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-2242-7 .
- Кэмпбелл, Джули А. (1998). Исследования по истории Аризоны . Тусон, Аризона: Историческое общество Аризоны. ISBN 0910037388
- Коффер, Уильям Э. (1982). Сипапу, История индейцев Аризоны и Нью-Мексико , Ван Ностранд Рейнхольд, ISBN 0-442-21590-8 .
- Фенн, Эл, « История Микки Бернса », Sun Valley Spur Shopper, 30 сентября 1971 г.
- Фиш, Пол Р. и Фиш, Сюзанна К. (1977). Археология долины Верде: обзор и перспективы , Флагстафф: Музей Северной Аризоны, отчет об антропологическом исследовании № 8.
- Гиффорд, Эдвард (1936). Северо-восточный и Западный Явапай . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- Хокси, Фредерик Э. (1996). Энциклопедия североамериканских индейцев , Houghton Mifflin Books, ISBN 0-395-66921-9 .
- Джонс, Терри Л. и Клар, Кэтрин А. (2007). Предыстория Калифорнии: колонизация, культура и сложность , Роуман Альтамира, ISBN 0-7591-0872-2 .
- Кендалл, Марта Б. (1976). Избранные проблемы синтаксиса явапай . Нью-Йорк: Garland Publishing, Inc., ISBN 0-8240-1969-5 .
- Нельсон Эспеланд, Венди (1998). Борьба за воду: политика, рациональность и идентичность на юго-западе Америки , University of Chicago Press. ISBN 0-226-21793-0
- Притцкер, Гарри (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы , Oxford University Press, ISBN 0-19-513877-5 .
- Руланд Торн, Кейт; Родда, Жанетт; Смит, Нэнси Р. (2005). Познакомьтесь с Джеромом: магнаты, шахтеры и любовницы холма Клеопатры , Primer Publishers, ISBN 0-935810-77-3 .
- Зальцманн, Зденек и Зальцманн, Джой М. (1997). Коренные американцы Юго-Запада: Знакомство серьезного путешественника с народами и местами . Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN 0-8133-2279-0
- Суонтон, Джон Рид (1952). Индейские племена Северной Америки , Типография правительства США.
- Калифорнийский университет, Беркли (1943 г.). Публикации Калифорнийского университета по лингвистике , Издательство Калифорнийского университета.
- Атли, Роберт Маршалл (1981). Пограничники в синем: армия Соединенных Штатов и индейцы, 1848–1865 гг. , University of Nebraska Press, ISBN 0-8032-9550-2 .
- Биг Драй Уош Баттлфилд, Аризона NPS ,
- Форт Макдауэлл Явапай Нация. Архивировано 19 апреля 2009 г. в Wayback Machine , история и культура.
- Yavapai-Apache Nation. Архивировано 10 сентября 2017 г. на Wayback Machine . официальном сайте
- Индийское племя Явапай Прескотт , официальный сайт
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Форт Макдауэлл Явапай Нэйшн
- Нация явапай-апачи индейской резервации Кэмп-Верде
- Индийское племя Явапаи-Прескотт
- Коллекции Явапаи , Национальный музей американских индейцев.