Тупой апач
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2011 г. ) |

Тонто -апачи ( Dilzhę́'é , также Dilzhe'e , Dilzhe'eh Apache ) — одна из групп западных апачей и признанное на федеральном уровне племя , племя тонто-апачей в Аризоне . [ 1 ] Этот термин также используется для обозначения их диалекта, одного из трех диалектов языка западных апачей ( южный атабаскский язык ).
Следующие племена тонто-апачей признаны на федеральном уровне :
- Племя тонто-апачей из Аризоны [ 1 ]
- Форт Макдауэлл Явапай Нэйшн , Аризона [ 2 ]
- Племя апачей Сан-Карлос из резервации Сан-Карлос , Аризона [ 2 ]
- Явапай-апачи, индейская резервация Кэмп-Верде , Аризона [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]Endonym
[ редактировать ]Имя Дилжене - это имя западных апачей, которое можно перевести как «люди с высокими голосами», но этимология неясна.
Апачи Дилже'э называют себя ( эндоним или автоним ) Дилжене , как и апачи Сан-Карлоса . Западные апачи из Биласа используют слово Дилже́'é для обозначения групп апачей Сан-Карлос и Тонто.
Экзоним
[ редактировать ]Апачи Белой горы используют термин Дилжене для обозначения биласов, сан-карлосов и тонто-апачей. Чирикауа Bíniʼ называли тонто-апачей Ben-et-dine, Binii'e'dine или Ádinii («безмозглые люди, люди без ума», то есть «дикие, сумасшедшие, те, кого вы не понимаете»). [ 3 ] Соседним этнонимом западных апачей для них был Кун'нде («дикие грубые люди»), от которого испанцы получили название Тонто («распущенный, глупый») для обозначения этой группы. Родственные, но враждебные навахо на севере называли тонто-апаев и их союзников явапаи Дилж'и' дине'и', что буквально переводится как «люди с высокими голосами».
Некоторые считают имя Тонто оскорбительным из-за его этимологии и значения на испанском языке, хотя это использование произошло от того, что они узнали имена, под которыми соседние группы называли Дилже'е. Имя Тонто Апачи широко использовалось большинством людей за пределами сообществ западных апачей. Термин Тонто встречается в антропологической литературе, особенно в более старых работах, чаще, чем Дильже .
История
[ редактировать ]Взаимодействие с соседним Явапаем
[ редактировать ]Тонто-апаи жили рядом с випукепа («Люди у подножия Красной скалы») и кеевкапайя, двумя из четырех подгрупп явапай в центральной и западной Аризоне. Территория тонто-апачей простиралась от пиков Сан-Франциско , реки Ист-Верде и каньона Оук-Крик вдоль реки Верде до гор Мазацаль и до реки Соленая на юго-западе и бассейна Тонто на юго-востоке, простираясь на восток до реки Литтл-Колорадо в Аризона . Дилжене-апачи (тонто-апачи) жили обычно к востоку от реки Верде (Ту Чо н'лин, «большой поток воды» или Ту'чо нЛи'и'и, «текущий большой поток воды»), [ 4 ] и большинство групп явапаи к западу от него. Территории племен випукепа на пиках Сан-Франциско, вдоль реки Верхний Верде, каньона Оук-Крик и Фоссил-Крик пересекались с территориями северных тонто-апачей. Точно так же Квевкепайя делила угодья для охоты и собирательства к востоку от реки Верде, вдоль Фоссил-Крик, реки Ист-Верде, Соленой реки, а также в горах Суеверий , горах Сьерра-Анча и Пиналено с южными тонто-апачами и бандами апачей Сан-Карлос . Поэтому они сформировали двуязычные смешанные племенные группы . [ 5 ] членов которых посторонние (американцы, мексиканцы или испанцы) не могли легко отличить, кроме как по их языкам. Апачи говорили на диалекте тонто западного апачского языка (нди бияти/Ннее бияти), а явапаи говорили на языке явапай , ветви нагорного юмана . Живя вместе в общих ранчериях, независимо от того, считали ли они себя апачами или явапаями, в зависимости от их родного языка как источника матрилинейного общества, управляемого матерью. Большинство из них говорили на обоих языках, и у главы каждой группы обычно было два имени, по одному от каждой традиции. Этнические европейцы называли явапай и апачей вместе тонто или тонто-апачи. Народы вместе совершали набеги и воевали против вражеских племен, таких как Тохоно О'одхам и Акимел О'одхам . Ученые не могут сказать по записям, имели ли в виду писатели того времени, используя термин тонто-апачи, явапаи или апачи, или эти смешанные группы. Кроме того, европейцы часто неправильно называли випукепа и квевкепайя апачами явапай или апачами юма. К еще большей путанице европейцы ссылались на Толкепайю, юго-западную группу Явапай, и Хуалапай (принадлежавший к нагорному народу юма ) как юма-апачи или мохаве-апачи.
В этнологических трудах описаны некоторые основные различия между народами явапай и тонто-апачи. Явапаи описывались как более высокие, более мускулистые, хорошо сложенные и с толстыми чертами лица, в то время как тонто-апаи были худощавыми и менее мускулистыми, меньшего роста и с прекрасными чертами лица. В отчете Смитсоновского института женщины явапай считались более полными и с «красивыми» лицами, чем юма. Еще одно отличие, которое, вероятно, нельзя было заметить на большом расстоянии, заключалось в том, что явапаи часто имели татуировки , в то время как апачи имели татуировки редко. Рисунок на лицах был разным, как и погребальная практика. В одежде мокасины явапаи имели округлую форму, тогда как у апачей носы были заостренными. Обе группы были охотниками-собирателями, но здесь они были настолько похожи, что ученые редко могли различить их стоянки. [ 6 ]
Отношения с апачами и другими племенами
[ редактировать ]Группы западных апачей, соседние группы тонто-апачей и группы чирикауа жили друг с другом в относительном мире. Время от времени происходили взаимные набеги, особенно на южные банды чирикауа. Тесная связь с явапай, возможно, помогла сформировать диалект тонто-апач, который наиболее отличается от двух других диалектов апачей.
Тонто-апачи больше конкурировали с навахо (по-апачски Юдаха – «Живите далеко вверху» – «Те, кто живет на севере») и врагами навахо ( Нда Ютаха – «Белый человек навахо» или «Навахо, которые живут как белые люди»). , и народы все больше участвовали в открытых конфликтах. Занимаясь разведением овец, навахо смогли приобрести в торговле больше европейских товаров, таких как одеяла, продукты питания и различные инструменты, которых не хватало тонто. Кроме того, «враги навахо» часто служили разведчиками против тонто-апачей враждебных племен и европейцев. Иногда апачи обменивали украденный ими в ходе набегов скот и лошадей на престижные одеяла навахо, сохраняя при этом мир с навахо.
Типичные охотники-собиратели , тонто-апачи охотились (антилопы, олени, птицы, кустарниковые крысы и т. д.) и собирали ( агаву , ягоды, дикорастущие растения, семена). Женщины также выращивали арбузы , тыквы , кукурузу , позже зерно и т. д. Когда запасы были на исходе, а запасы продовольствия истощались, было обычным делом, что уважаемая женщина (так называемая «женщина-начальница» или старейшина) привлекала внимание общественности к тяжелое положение. Женщина просила руководителей ранчерии совершать набеги на других индейцев и американцев европейского происхождения, чтобы приобрести необходимое. Западные апачи совершили набег на территорию от реки Колорадо в западной Аризоне до зуни ( наштиже – «черноокрашенные брови») и хопи ( цека кинэ – «люди, живущие в каменных домах») на севере, до позже мексиканские штаты Сонора , Чиуауа , Синалоа и Дуранго на крайнем юге.
Срок резервирования
[ редактировать ]Индейская резервация нации Явапай-Апачи
[ редактировать ]После переселения в резервацию Кэмп-Верде , на реке Верде недалеко от Кэмп-Верде , явапаи и тонто-апачи начали строить ирригационные системы (включая канаву длиной пять миль (8 км)). [ 7 ] Они функционировали достаточно хорошо, чтобы собирать достаточный урожай, что делало племя относительно самодостаточным. Но подрядчики, которые работали с правительством США над поставкой оговорок, были разочарованы и подали прошение об отмене оговорок. Правительство подчинилось, и в марте 1875 года закрыло резервацию. Они заставили жителей пройти зимой пешком 180 миль (290 км) до резервации Сан-Карлос . Во время зимнего похода погибло более 100 явапаев. [ 8 ]
К началу 1900-х годов явапаи покинули резервацию Сан-Карлос. Они запросили разрешение жить на территории первоначальной резервации Камп-Верде. В 1910 году правительство США выделило 40 акров (161 874 м²). 2 ) как индейская резервация Кэмп-Верде, а в следующее десятилетие добавилось 248 акров (1 003 620 м²). 2 ) на двух участках, которые стали индейской резервацией Средний Верде. Эти две резервации были объединены в 1937 году, и люди образовали признанную на федеральном уровне нацию Кэмп-Верде Явапай-Апачи . [ 9 ]
Сегодня резервация занимает площадь 665 акров (2,7 км²). 2 ), в четырех отдельных регионах. [ 10 ] Туризм вносит большой вклад в экономику племени. В их резервации сохранилось много важных исторических мест, в том числе национальный памятник Замок Монтесума . Нация явапай-апачи представляет собой объединение двух исторически различных племенных народов; Явепе (Центральный Явапай), Випукепа (Випукапайя) (Северо-Восточный Явапай) и Кевевкапайя (Юго-Восточный Явапай) и Тонто-Апачи (Дилже-Апаи), каждый из которых занимал Верхний Верде до европейского вторжения. [ 11 ] Тонто-апачи, называвшие себя Дилже'е , использовали земли на севере, востоке и юге; в то время как различные банды явапаи использовали территорию на севере, западе и юге. Они пересекались в Верхнем Верде. [ 12 ]
Резервация Форт Макдауэлл Явапай
[ редактировать ]Форт Макдауэлл Явапай Нэйшн расположен в округе Марикопа, штат Аризона , примерно в 20 милях от Финикса. 40 квадратных миль (100 км²) 2 ) резервация была санкционирована президентом Теодором Рузвельтом в бывшем форте Макдауэлл в 1903 году. [ 13 ] К 1910 году Управление по делам индейцев пыталось переселить жителей, чтобы открыть территорию для развития и дать возможность другим заинтересованным сторонам использовать ее права на воду. Делегация Явапаи дала показания комитету Конгресса против этого действия и победила.
Сегодня племенная община насчитывает 900 членов, 600 из которых проживают в резервации. Гувевкаба :йа , или юго-восточные явапаи в резервации Форт Макдауэлл, называют себя Аба:джа («Люди»). Население форта Макдауэлл состоит в основном из гувевкаба:йа явапай, а также других групп явапай. [ 14 ]
Резервация Тонто Апач
[ редактировать ]
Резервация тонто-апачей, расположенная к югу от Пейсона, штат Аризона (на апачском языке: Те-го-сук – «Место желтой воды» или «Место желтой земли») на исконной территории одного из основных кланов апачей Дилже. – «Люди желтой крапчатой воды» были созданы в 1972 году на территории национального леса Тонто к северо-востоку от Феникса. Он состоит из 85 акров (344 000 м²). 2 ). Имея самую маленькую земельную базу среди всех резерваций в штате Аризона, она обслуживает около 100 членов племени из 140; 110 зарегистрированных членов племени. Резервация расположена рядом с городом Пейсон, на северо-западе округа Хила , примерно в 95 милях к северо-востоку от Финикса и в 100 милях к юго-востоку от Флагстаффа .
Тонто-апачи — прямые потомки апачей- дилжеэ, живших в окрестностях Пейсона задолго до прихода европейцев. В эпоху первой резервации их переселили в большой заповедник Рио-Верде, недалеко от Кэмп-Верде , который был основан в 1871 году для тонто и випукепа (северо-восточный Явапай). Федеральное правительство США распустило резервацию в 1875 году и вынудило людей переселиться в резервацию Сан-Карлос . После 20 лет изгнания некоторые тонто-апачи постепенно вернулись в Пейсон и обнаружили, что белые поселенцы отобрали большую часть их земель. Сегодня на рассмотрении находится закон о предоставлении им доверительного права собственности на землю, на которой они проживают. [ нужна ссылка ] Однако большинство тонто-апачей решили вернуться вместе со своими союзниками и родственниками явапаи в резервацию Кэмп-Верде, чтобы сформировать сегодняшнюю нацию явапай-апачей.
Западные индейские резервации апачей
[ редактировать ]Из-за вынужденного переселения в 1875 году некоторые тонто-апачи сегодня живут в двух резервациях, в которых доминируют другие группы западных апачей: индейской резервации апачей Сан-Карлос и индейской резервации Форт-апачей .
Общественно-политическая организация
[ редактировать ]Как и другие группы западных апачей, тонто-апачи не имели централизованной организации. Наименьшей социальной единицей была матрилокальная и матрилинейная семья, жившая в одном викиупе ( кова или гова ); каждая жена жила со своими детьми в отдельном викиапе. Некоторые родственные семьи жили вместе как большая семья (так называемая гота ) на ранчерии . Несколько гот (больших семей) образовали местные группы. Вместе они претендовали на места охоты и собирательства. Высшей организационной единицей была группа или банда, которые обычно состояли из нескольких более мелких местных групп; оно было организовано в основном для военных целей и для общей обороны. (Групповая организация была самой сильной в обществе Чирикауа). Тонто-апачи были разделены на следующие группы:
Северные тонто (населяли верховья реки Верде и простирались на север до гор Сан-Франциско к северу от Флагстаффа, поскольку они делили угодья для охоты и собирательства с бандами випукба / випукепайя явапай, они образовали двуязычное смешанное племя северных тонто-апачей - Банды ви:пукба/випукепая с общими вождями, как банда/местная группа, так и ее глава обычно имели два имени: одно было апачи (южные атабаски), другое явапай (нагорный юман).)
- Группа Лысых Гор , на языке апачей: Dasziné Dasdaayé Indee («Дикобраз, сидящий над людьми») или на языке явапай: местная группа Wiipukepaya («Люди каньона Оук-Крик»); на английском языке часто называют группой Bald Mountain (Apache) или группой Oak Creek Canyon (Yavapai). Жили в основном в районе Лысой горы или Скво-Пика, на западной стороне долины Верде, к юго-западу от Кэмп-Верде. Они жили исключительно охотой и собирательством растительной пищи.
- Группа Оук-Крик , на языке апачей: Це Хичии Инди («Горизонтальные люди из красной скалы») или на языке Явапай: местная группа Вийпукепайя («Люди каньона Оук-Крик»); на английском языке часто называют группой Oak Creek (Apache) или группой Oak Creek Canyon (Yavapai). Жил недалеко от сегодняшней Седоны, вдоль Оук-Крик, Драй-Бивер-Крик, Мокрый Бивер-Крик и на юг, к западному берегу реки Верде между Альтнаном и Вест-Клир-Крик, на восток до озер Стоунмен и Мэри, а также на север до озера Роджерс и Флагстафф.
- Группа Fossil Creek , на апачском языке: Tú Dotł'izh Indee («Люди Голубой воды, т.е. люди ископаемых ручьев») или на языке Yavapai Matkitwawipa группа («Люди долины реки Верде Верде (на явапай: Matk'amvaha))» Жили вместе и имели несколько крошечные фермы на Фоссил-Крик, Клир-Крик и участок на реке Верде ниже устья Дир-Крик, они охотились и собирали силы к западу от реки Верде, к северо-западу от территории группы Оук-Крик и к северо-востоку от горы Апач-Мейд.
- Группа Мормонского озера , на языке апачей: Dotłizhi Ha'itʼIndee («Люди, идущие по бирюзовой дороге») Жила к востоку от озера Мормон , недалеко от истока каньона Андерсона, и простиралась до южного подножия гор Сан-Франциско, на горе Элден недалеко от Флагстаффа, вокруг Мормона. , озера Мэри, Стоунменс и Хей, а также в каньонах Андерсон и Падре. Поскольку они подвергались воздействию враждебных навахо на севере и востоке, их пропитание полностью зависело от охоты и сбора дикорастущей пищи. Только группа Mormon Lake полностью состояла из тонто-апачей .
Южные тонто (жили в бассейне Тонто от Соленой реки на юге к северу вдоль и над рекой Восточный Верде, включая Сьерра-Анча , горы Брэдшоу и горы Мазацаль - как северные апачи Тонто с випукба / випукепая - они образовались с банды Гувевкабая /Квевкепая двуязычных смешанных племен Явапай южных тонто-апачей-Гувевкабая/Квевкепая банды с общими вождями.)
- Группа Мазацаль , на языке апачей: Це Нолтлижн («Скалы в ряду зеленых людей») или на языке Явапай под двумя названиями: клан Хакайопа или клан Хичапульвапа . Жили в основном на восточных склонах гор Мазацаль.
- Це Нолтлижн (имя апачей) или на языке Явапай: клан Хакайопа («Люди Хлопка»); [ 15 ] на английском языке просто известна как группа Mazatzal (Apache). Заявил права на территорию вокруг поселения Подсолнечная долина, горы Мазацаль к югу от ее самой высокой вершины, пика Мазацаль (2,409 м), и на востоке в районе бывшего форта Кэмп-Кэмп Рино в западной части бассейна Тонто (также называемого Приятной долиной). .
- Це Нолтлижн (имя апачей) или на языке Явапай: клан Хичапульвапа («Люди, торчащие из связок дерева»); на английском языке просто известна как группа Mazatzal (Apache). Они претендовали на горы Мазацаль к югу от реки Ист-Верде и на запад от Северного пика до пика Мазацаль.
- Полугруппа Дил Жене , на апачском: Дилжене, Дил Же`é («Люди с высокими голосами») или на явапай: клан Маткаватапа («Люди страны красных слоев, т.е. люди Сьерра-Анча») Дил Полугруппа Жене - первая и самая важная полугруппа, под названием которой были известны пять оставшихся полугрупп. Некоторые Дил Жене из Сьерра-Анчи сформировали с членами группы Валкамепа двуязычную группу, известную ее участникам, говорящим на языке явапай, как Маткаватапа. .
- вторая полуполоса
- третья полуполоса
- четвертая полуполоса
- пятая полуполоса
- шестая полуполоса
Вожди тонто-апачей
[ редактировать ]Лидер тонто (двуязычный лидер квевкепайя-тонто-апачи или квевкепая-пиналено-апачи)
- Дельшай ( Дельше , Делчеа , Делача — «Большой огузок», на языке Явапай Ва-пу-эта или Вапотехе , лидер Квевкепая-Тонто-Апачи, его двуязычная смешанная группа местной группы Маткаватапа, состоящей из Валькамепа-Квевкепая и Южных Тонто-Апачей с около 200 членов жили в Сьерра-Анче, западная граница которых образовывала Тонто-Крик, а на востоке Черри-Крик, но часто сообщалось, что они жили в горах Мазацаль к западу от их основного ареала, не путать с Ва-пу-эта , * около 1835 г. участвовал в убийстве лейтенанта Джейкоба Алми в Сан-Карлосе в 1873 г. и бежал после убийства вместе с Чунцем, Кочинаем и Чан-деиси в пустыню, был выслежен разведчиками апачей под командованием Десалина и убит 29 г. В июле 1874 года его головы вместе с 76 пленными Квевкепая-Тонто были доставлены в лагерь Макдауэлл.
- Ва-пу-эта ( Wapotehe , Wapooita — «Большой огузок», на языке апачей Делача или Делше , лидер квевкепая-тонто-апачей, около 750 участников банды, в основном квевкепая и некоторые южные тонто-апачи из банды Мазацаль, его банда живет в южные горы Мазацаль были известны как самая большая и жестокая банда, потому что он отказался заключить мир с американцами, о нем мало что известно, не путать с Делшаем , *? Убит † 15 августа 1869 года бандой из 44 человек; Марикопа и Акимел О'одхам под командованием военного лидера Марикопа Хуана Чивариа в каньоне Касл-Крик)
- Эшетлепан ( Чалипун , Ча-Тле-Па , Чолтепун , прозванный в армии США Чарли Пэн , лидер Квевкепая-Тонто-Апачей, сам был южным тонто-апачом из банды Мазацаль, его банда состояла в основном из Викеджасапа-Квевкепая, его апачей Следующий принадлежал к Мазацалю и четырем из шести полубанд Южного Тонто, его банда численностью около 100 человек жила к юго-западу от Зеленой долины и к югу от реки Ист-Верде, примерно в десяти милях к востоку от реки Верде на северных склонах реки Верде. горы Мазацаль, поэтому они могли легко совершать набеги в районах Прескотта и Викенбурга)
- Ашкавотил ( Ascavotil , по-апачски Эскавотил , вождь Квевкепая-Пиналено-Апачей, его отряд из примерно 200 воинов жил к востоку от Черри-Крик, к югу по обеим сторонам Соленой реки и в горах Пиналено, рядом с Ва-пу-эта, он был самый воинственный лидер в центральной Аризоне, хорошо вооруженный и хорошо снабженный боеприпасами от Апачей в резервации Форт-Гудвин, его воины совершали набеги и воевали вплоть до Тусона, Сакатона и Кэмп-Гранта)
- Ошкольте ( Хаскалте , Хас-Кай-А-Йол-Тел , лидер тонто-апачей-квевкепая, в его отряд входило 70 воинов, 20 женщин и 20 детей, его отряд, состоящий в основном из южных тонто-апачей и некоторых квевкепая, располагался на расстоянии по обе стороны Тонто-Крик, к северу от реки Ист-Верде и к югу от реки Соленой, близкий союзник Ашкавотила и Ва-пу-эта , его воины были хорошо вооружены, но боеприпасы зависели от Ашкавотила и Ва-пу-эта, жили к востоку от Четырех Пиков в горах Мазацаль в сторону Соленой реки, убит † март 1873 г.)
- Нанни-чадди (лидер Тонто-Апаче-Квевкепайя, *?; был ответственен за множество набегов на Акимел О'Одхам и белые поселения вдоль рек Солт и Хила, убит † 28 декабря 1872 года в битве при каньоне Соленой реки , также называемом Skeleton Cave Massacre , 130 солдат 5-го кавалерийского полка под командованием капитана Уильяма Х. Брауна и 30 индийских разведчиков, убили 76 мужчин, женщин и детей, еще 15 погибли, только 18 женщин и 6 детей выжили и были взяты в плен)
- Скитланоя ( Скитианоя , в Явапаи Скитлависия , лидер Квевкепая-Тонто-Апачи, его смешанная группа из примерно 80 человек проживала к северу от группы Делшая между рекой Верде на Ближнем Востоке и верховьями Тонто-Крик к северу от края Моголлона )
- Пияхгонте ( Пи-ях-гон-те , лидер явапай-тонто-апачей в 1860-х и 1870-х годах, со своей группой из примерно 75 человек он жил по обе стороны верхнего течения реки Ист-Верде к северу от края Моголлона , как считалось, он нести ответственность за большую часть грабежей вокруг Прескотта)
- Нататотель ( Натокел или Нотокель , лидер Квевкепая-Тонто-Апачи, убит † июнь 1873 г.)
Лидер тонто-апачей
- Чунц ( Чунц , лидер тонто-апачей, бежал после вспышки болезни в Сан-Карлосе в 1873 году вместе с Делшаем, Кочинаем и Чан-деиси в пустыню, был выслежен и убит в июле 1874 года в горах Санта-Каталина разведчиками апачей под командованием Тонто Апачей ( или Белая Гора?) лидер Десалин, его голова с шестью его последними сторонниками была доставлена в Сан-Карлос 25 июля 1874 г. и выставлена в течение нескольких дней на плацу)
- Чан-дейси («Сломанный Нос», также известный как Ше-шет , прозванный Джорджем Круком Джоном Дейзи , лидером тонто-апачей, был уволенным разведчиком, принадлежавшим к банде Кочиная, бежавшему после убийства лейтенанта Джейкоба Алми в Сан-Карлосе в 1873 г. вместе с Чунцем, Кочинаем и Дельшаем отправлены в пустыню, убит 12 июня 1874 г. индийскими разведчиками, обезглавлен, а его голова доставлена в лагерь Апачи)
- Кочинай («Желтый гром», лидер тонто-апачей, бежал после убийства лейтенанта Джейкоба Алми в Сан-Карлосе в 1873 году вместе с Чунцем, Делшаем и Чан-деиси в пустыню, был пойман и убит индийскими разведчиками во второй части мая 1874 г., обезглавлен, а его голова была доставлена в Сан-Карлос 26 мая 1874 г.)
- Наки-Накис (лидер тонто апачей, убит † июнь 1873 г.)
- Бэ-кун ( Бекон или Бокан – «Большой рот», также называемый эскимосским цином , эскиноскином или эскимоском , лидер тонто-апачей, а затем апачский разведчик, †1874 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Индийские организации, признанные Бюро по делам индейцев США и имеющие право на получение услуг» . Федеральный реестр . 87 : 4636–4641. 28 января 2022 г. Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Племенные правительства по регионам: Западные». Архивировано 28 февраля 2012 г. на Wayback Machine Национальном конгрессе американских индейцев . Проверено 7 марта 2012 г.
- ^ Этимология
- ↑ Река Верде: жемчужина юго-запада. Архивировано 20 января 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Тимоти Браатц: Пережившие завоевания: история народов явапаи , 2003, University of Nebraska Press, ISBN 978-0-8032-2242-7
- ^ Апачи и явапаи, существенные различия между ними. Архивировано 15 ноября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Притцкер, с. 104
- ^ Зальцманн, с. 59
- ^ Братц, с. 221
- ^ «Официальный сайт нации явапай-апачей» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ Часть вторая - Индейские племена Аризоны сохранили свою идентичность
- ^ Yavapai-Apache Nation. Архивировано 19 августа 2003 г. в Wayback Machine , ITCA.
- ^ Хокси, с. 457
- ^ «История Явапай» . Архивировано из оригинала 23 июня 2007 г. Проверено 1 января 2008 г.
- ^ Гувевкабая / Квевкепайя были единственными явапаями, у которых были кланы, кланы, вероятно, были захвачены в результате контакта со своими соседями и родственниками из Южного Тонто и Сан-Карлоса-Апаев.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гудвин, Гренвилл (1971). Набеги и войны западных апачей , Бассо, Кейт Х. (Ред.). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 0-8165-0297-8
- Дональд Э. Вустер (1992). Апачи – орлы юго-запада , Университет Оклахомы Пресс, ISBN 0-8061-1495-9 (английский)
- Николаус Баумхауэр (1993). Апачи: возникновение соперничества , Издатель американских исследований, ISBN 3-924696-88-8
- Джеймс Л. Хейли (1981). Апачи: портрет истории и культуры , Университет Оклахомы, Норман, ISBN 0-8061-2978-6
- Ян. В. Рекорд (1971). Большой платан стоит особняком: западные апачи, аравайпа и борьба за место , University of Oklahoma Press, Норман, ISBN 978-0-8061-3972-2
- де Рёз, Виллем Дж. (2006). Практическая грамматика языка апачей Сан-Карлос . Исследования LINCOM по лингвистике коренных американцев 51. ISBN 3-89586-861-2 .
- Гудвин, Гренвилл (1942). Социальная организация западных апачей . Гудвин, Дженис Т. (ред.). Публикации Чикагского университета по антропологии: этнологическая серия. Чикаго: Издательство Чикагского университета. [перепечатано в 1969 году Тусоном: University of Arizona Press].
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Служба национальных парков
- Племя тонто апачей , Межплеменной совет Аризоны
- Отель и казино Mazatzal - Племя Тонто Апачи
- Веб-сайт Fort McDowell Yavapai Nation