Гринвилл Гудвин
Гренвилл Гудвин , урожденный Гринвилл Гудвин (1907–1940), наиболее известен своей с участием и наблюдателем этнологической работой среди западных апачей в 1930-х годах на юго-западе Америки . -самоучкой Будучи антропологом , он почти десять лет жил среди апачей и изучил их истории и ритуалы. Его монография «Социальная организация западных апачей» считалась крупным вкладом в американскую этнологию. Он был опубликован в 1941 году после его смерти в возрасте 32 лет, когда его многообещающая карьера оборвалась.
На основании своих исследований Гудвин классифицировал западных апачей на пять групп, однако некоторые из этих подразделений оспариваются другими антропологами и лингвистами . Исследователи в целом пришли к единому мнению относительно трех основных групп: народов Белой горы , Сан-Карлоса и тонто-апачей (последние также известны как Дилже-апачи ), с подгруппами групп ниже этой классификации.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Гудвин родился в Саутгемптоне, штат Нью-Йорк, в богатой семье. Он заразился туберкулезом в молодости (когда не было лекарства) и был отправлен в школу Меса-Ранч в Аризоне из-за сухого климата, который считался более полезным для здоровья. Это было началом его длительных отношений и интереса к Юго-Западу . Декан Байрон Каммингс предложил ему учиться в Университете Аризоны . [1]
Он посещал занятия в Аризоне, но обнаружил, что не заинтересован в получении ученой степени. Гудвин постепенно переезжал и в течение следующего десятилетия жил рядом с общинами апачей в Байласе, Форт-Апаче, Каньон-Дэй и Сибекью. Он много разговаривал с людьми, особенно со старейшинами, и они начали принимать его внимание. [1] Он учился неформально и в основном был самоучкой, хотя в 1939 году он работал над аспирантской работой в Чикагском университете , когда завершил свою монографию о социальной организации западных апачей.
Карьера
[ редактировать ]Во время своей работы Гудвин встречался и учился у многих известных антропологов . В 1931 году он встретил Морриса Э. Оплера , который проводил полевые работы среди чирикауа . Гарри Джойер тренировал Гудвина по лингвистической транскрипции. К 1935 году он опубликовал свою первую статью в журнале «Американский антрополог» , а в последующие годы опубликовал еще больше. Его тщательные наблюдения за несколько лет работы с Apache были признаны.
После принятия Закона о реорганизации индейцев 1934 года, который позволил племенам снова создать самоуправление, Х. Скаддер МакКил, социальный антрополог Бюро по делам индейцев США , нанял Гудвина для помощи в возможном формировании правительства апачей Сан-Карлоса . Гудвин работал консультантом и примерно в 1937 году завершил отчет о формировании правительства Сан-Карлоса. Хотя эта работа была описана как модель социальной антропологии, она так и не была опубликована.
Начав обучение в аспирантуре в 1939 году, Гудвин работал с учёными Чикагского университета . Там он также завершил свою монографию «Социальная организация западных апачей» , которая была признана важной вехой после публикации в 1941 году после его смерти. Это сделало его важной фигурой в американской этнологии и антропологии. [1]
В обзоре 1942 года Г. А. Ричард описал его как «справочник для Белой горы, Сибекью, Сан-Карлоса и Тонто-Апачей». [2] Ричард отметил, что, хотя вопрос вождя не рассматривался должным образом в академической литературе, Гудвин уделял этому вопросу значительное внимание, подчеркивая обязанности вождей, а также их привилегии. Гудвин также обсудил происхождение кланов, которые, по его словам, были только у апачей Белой горы и навахо из числа южных атабаскских народов. Он считал, что кланы апачей больше связаны со своими религиозными практиками и, возможно, находились под влиянием соседних пуэбло . Ричард похвалил рассуждения Гудвина об избегании и шутливом поведении, поскольку он включил множество исключений (и причин для них), а также практические правила, чтобы показать, как люди различаются в повседневной жизни. [2]
Книга была переиздана издательством Университета Аризоны в 1969 году и включала краткую биографию Гудвина, написанную антропологом Эдвардом Х. Спайсером, и новый указатель. [3] Пресса также перепечатала еще одну книгу Гудвина, а также два новых тома, собранных на основе его статей и писем, отредактированных другими; все они были опубликованы посмертно в рамках возобновления интереса к работам Гудвина.
Споры
[ редактировать ]Гудвин разделил западных апачей на пять групп (на основе взглядов своих информаторов на диалект и культурные различия): Белая гора, Сибекью, Сан-Карлос, Северный Тонто и Южный Тонто. Другие антропологи, такие как Альберт Шредер, считают классификацию Гудвина несовместимой с культурными разделениями, существовавшими до резервации . [4]
Виллем де Рёз находит лингвистические свидетельства, подтверждающие только три основные группы: Белая гора, Сан-Карлос и Дилжеэ (Тонто), при этом Сан-Карлос является наиболее расходящимся диалектом, а Дильжеэ - остатком промежуточного члена диалектного континуума, ранее охватывавшего Западный диалект. Язык апачей и навахо . [5]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1936 году Гудвин познакомился и женился на Дженис Томпсон (по имени Ян). Своего единственного сына они назвали Нилом. [ нужна ссылка ]
При жизни Гудвин болел хроническим туберкулезом , от которого тогда не было лекарства. [ нужна ссылка ] Гудвин умер в 1940 году в возрасте 32 лет в Лос-Анджелесе от осложнений, вызванных опухолью головного мозга . Он был похоронен в Тусоне, штат Аризона . [1] [6]
В 1988 году сын Нил Гудвин снял документальный фильм , основанный на исследованиях его отца апачей. Это был «Джеронимо и сопротивление апачей» (1988), выпущенный как эпизод сериала « PBS Американский опыт» . [7] Кроме того, Нил Гудвин опубликовал две книги о творчестве своего отца: «Дневники апачей: путешествие отца и сына» (2002) и сборник « Как брат: годы апачей Гренвилла Гудвина, 1929–1938» (2004).
Наследие
[ редактировать ]Антрополог Эдвард Х. Спайсер писал о Гудвине: «Его многообещающая работа была прервана, но даже в этом случае ему удалось заложить основы здоровой этнологии народа, которого он за десять лет научился понимать и уважать». [8]
Опубликовано
[ редактировать ]- Гудвин, Гренвилл (1994) [1939]. Мифы и сказания об апачах Белой горы . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. 978-0-8165-1451-9.
- Гудвин, Гренвилл (1969) [1941]. Бассо, Кейт Х (ред.). Социальная организация западных апачей . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. LCCN 76-75453 . ОСЛК 17996 .
- Гудвин, Гренвилл (1971). Бассо, Кейт Х (ред.). Набеги и военные действия западных апачей . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. ISBN 0816502978 . LCCN 73-142255 , сборник мемуаров шести апачей, живших до и во время периода резервации, а также пояснительные материалы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Дэн Л. Трапп (1991), Энциклопедия пограничной биографии , Том 2: GO, редактор, Линкольн: University of Nebraska Press ISBN 0-8032-9419-0
- ^ Jump up to: а б Райхард Глэдис А (1942). «СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА: Социальная организация западных апачей. Гренвили Гудвин» . Американский антрополог . 44 (4): 693–696. дои : 10.1525/aa.1942.44.4.02a00110 .
- ^ Гренвилл Гудвин, биография Эдварда Х. Спайсера (1971). Набеги и военные действия западных апачей . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. ISBN 0816502978 . LCCN 73-142255 .
- ^ Альберт Х. Шредер (1974) Индейцы апачи: исследование индейцев апачей , Нью-Йорк: Garland Press, Inc.
- ^ де Руз, Виллем Дж. (1993). Стилистические и диалектические вариации в фонологии западных апачей , неопубликованная рукопись, факультет антропологии, Университет Аризоны, Тусон
- ^ Пол Аллен (25 июля 2005 г.). «Оглядываясь назад: культура апачей, раскрытая «богатым парнем» из Нью-Йорка» (PDF) . Тусонский гражданин . Проверено 10 августа 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Джеронимо и сопротивление апачей» , «Американский опыт» , PBS
- ^ Спайсер, Эдвард Х. «Гренвилл Гудвин», Аризона и Запад , Том. 3 № 3, осень 1961 г., стр. 201-204.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гудвин, Нил. Дневники апачей: путешествие отца и сына, University of Nebraska Press, 2002 г.
- Гудвин, Нил. Как брат: годы апачей Гренвилла Гудвина, 1928–1939 , University of Arizona Press, 2004 г.