Шмуэль Шектер
Раввин Шмуэль Шектер | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Шмуэль Халеви Шектер 21 февраля 1915 г. |
Умер | 30 сентября 2000 г. | (85 лет)
Религия | иудаизм |
Супруг | Это Гордон |
Дети | 6 |
Номинал | Ортодоксальный иудаизм |
Альма-матер | Раввин иешивы Ицхак Эльханан Мирская иешива, Польша Мошенничество Талмуд Тора |
Позиция | Дин |
Yeshiva | Месивта Торас Эмес, Бруклин |
Ярцайт | 1 тишрей 5761 |
Семиха | Раввин Элиэзер Иегуда Финкель (Мир Польша) |
Шмуэль Халеви Шектер ( иврит : Шмуэль Халеви Шектер , 21 февраля 1915 — 30 сентября 2000) [ 1 ] [ 2 ] был канадско-американским ортодоксальным еврейским раввином, педагогом и писателем. Родившийся в Квебеке и выросший в Балтиморе , он отправился в Восточную Европу, чтобы учиться в Мирской иешиве , будучи подростком, и в Кельм-Талмуд-Торе, будучи молодым женатым человеком. В 1940 году он вернулся в США, где стал соучредителем первого колеля в Америке Бет Медраш Говоха в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк . Он был преподавателем Торы в Нью-Йорке и Бостоне более 50 лет и был деканом школы Месивта Торас Эмес в Бруклине . Он опубликовал комментарий к «Орхот Хаим ЛеХоРош» мусарскому произведению .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Шмуэль Шектер родился в Лашине, Квебек , Канада. Его мать умерла, когда ему было четыре или пять лет. [ 1 ] [ 3 ] По просьбе матери в семилетнем возрасте его отправили жить к ее брату, раввину Мешуламу Зуше Коэну, преподавателю Торы в Балтиморе . [ 1 ] [ 3 ]
В возрасте 13 лет дядя Шектера отправил его в Нью-Йорк учиться у раввина иешивы Ицхака Эльханана . [ 4 ] Вместе со своими новыми друзьями и сокурсниками Носсоном Меиром Вахтфогелем и Авигдором Миллером он посетил тайный шиур в Месиллас Ешарим, проводимый Яаковом Йосефом Германом в общежитии ешивы. [ 3 ] [ 4 ] Герман посоветовал ему поехать в Восточную Европу, чтобы учиться в Мирской ешиве , что он и сделал в 17 лет, выполнив требования четырехлетнего курса средней школы за три года, посещая вечернюю школу. [ 3 ] [ 1 ] [ 2 ] Отец Шектера платил чаврусам (партнерам по учебе), чтобы они обучали его в «Мире», чтобы довести его академический уровень до уровня европейских студентов. [ 2 ] Он оставался в «Мире» четыре года. [ 1 ] и получил раввинское рукоположение от рош-ешивы раввина Элиэзера Иегуда Финкеля («Реб Лейзер Юдель»). [ 2 ] Он и Вахтфогель вернулись в Нью-Йорк после смерти машгиаха , раввина Йерухама Левовица , в 1936 году. [ 1 ]
В 1937 году Шектер женился на Чаве Гордон на Ямайке, в Квинсе . Сразу после свадьбы они отправились в Кельм , Литва, чтобы Шектер мог учиться в Кельмском Талмуд-Торе . [ 3 ] [ 2 ] Вахтфогель также поступил туда, и они оба учились у раввина Даниэля Мовшовица и раввина Гершона Миадника до 1940 года. [ 2 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В 1940 году жена и маленькая дочь Шектера вернулись в Соединенные Штаты на последнем корабле, покинувшем Францию. Однако Шектер хотел продолжать учиться у Мовшовица. [ 3 ] Однако по настоянию другого студента, раввина Арье Штамма, был созван беис дин (раввинский суд) из трех студентов, чтобы постановить, что Шектер, гражданин Канады, должен покинуть Европу, если он сможет. [ 1 ] И Шектер, и Вахтфогель, также имевшие канадское гражданство, покинули Литву в октябре 1940 года. [ 3 ] Путешествуя в группе с другими студентами из Кельма, раввином Элияху Элиезером Десслером и его женой, а также невестой Вахтфогеля, они проехали Транссибирский экспресс через Россию до Владивостока и на корабле до Брисбена , Австралия. [ 3 ] [ 5 ] Их поездку из Литвы в Австралию оплатило британское правительство; Совет управляющих австралийской еврейской общины предоставил Шектеру, Вахтфогелю и невесте Вахтфогеля билеты первого класса для отъезда в Нью-Йорк через несколько месяцев, опасаясь, что они вызовут религиозное возрождение в австралийской еврейской общине. [ 5 ] [ 6 ]
Оставшиеся студенты и сотрудники Кельм Талмуд Торы были убиты нацистами 29 июля 1941 года (5 Ава 5701 года). [ 6 ] Спустя годы Шектер напечатал комментарий к «Орхот Хаим ЛеХорош» , мусарскому труду , и рассказал в предисловии о последних часах ешивы и речи, произнесенной раввином Мовшовицем на месте резни, основываясь на исторических источниках. [ 1 ] [ 2 ]
Послевоенный
[ редактировать ]Шектер, Вахтфогель и раввин Гершель Генауэр, все выпускники Кельм Талмуд Торы, основали первый колель в Соединенных Штатах в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк, весной 1942 года. [ 3 ] [ 7 ] получивший название «Бейс Медраш Говоха» , открылся и насчитывал 20 членов. Колель, [ 8 ] По прибытии раввина Аарона Котлера из Европы в 1943 году члены колеля попросили его возглавить институт, который Котлер переехал в Лейквуд, штат Нью-Джерси, и расширился за счет ешивы гедола . [ 6 ] [ 8 ] Вахтфогель служил машгиахом ешивы Лейквуда более 50 лет, вплоть до своей смерти в 1998 году. [ 9 ] [ 8 ]
Шектер служил эмиссаром Котлера во время спасательной операции Ваад Хацала во Франкфурте , Германия, в 1946 году. [ 6 ] преподавал Тору и Мусар в Нью-Йорке и Бостоне. Позже он более 50 лет [ 2 ] [ 3 ] Он был деканом школы Месивта Торас Эмес в Бруклине . [ 10 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]У Шектера и его жены Хавы Гордон было четыре дочери и два сына. [ 6 ] В последние годы жизни он и его жена переехали в Израиль , поселившись в Иерусалиме . Он умер в субботу , 30 сентября 2000 года (1 тишрея 5761 года), в первый день Рош ха-Шана . [ 1 ] [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фёрст, Шломо (12 сентября 2001 г.). «Ребе, год прошел…» . Дейа Ведибур . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Элиах, раввин Дов (2 ноября 2005 г.). «Кельм и Мир — единый подход к совершенствованию Торы и обучению муссарам, продемонстрированный Гаоном и цадиком Харавом Шмуэлем Халеви Шехтером, zt'l (Часть III)» . Дейа Ведибур . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Штейерман, Ицхок. «Огненный свет в Кельме» Журнал Hamodia Inyun, 29 декабря 2016 г., стр. 107-1. 14–22.
- ^ Jump up to: а б Шаин 2001 , стр. 136.
- ^ Jump up to: а б Розенблюм 2000 , стр. 180–182.
- ^ Jump up to: а б с д и Элиах, раввин Дов (15 октября 2005 г.). «Кельм и Мир — единый подход к совершенствованию Торы и обучению муссарам, продемонстрированный верным и преданным Талмидом, Гаоном и цадиком ХаРав Шмуэлем Халеви Шехтер зт'л (Часть II)» . Дейа Ведибур . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Шайн 2001 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б с Арем 2002 , с. 236.
- ^ Дершовиц 2005 , стр. 269, 271.
- ^ Крамер 1984 , с. 96.
Источники
[ редактировать ]- Арем, Хеши (2002), «Машгиах из предыдущего поколения: раввин Носсон Меир Вахтфогель», в Вольпине, раввин Ниссон (ред.), Лидеры Торы: сокровищница биографических очерков , Mesorah Publications, ISBN 1-57819-773-2
- Крамер, Дониэль Цви (1984). Дневные школы и Тора Умесора: распространение традиционного иудаизма в Америке . Издательство Университета Йешива.
- Розенблюм, Йоносон (2000). Рав Десслер: Жизнь и влияние раввина Элияху Элиэзера Десслера, Михтава М'Элиягу . Mesorah Publications, Ltd. ISBN 1-57819-506-3 .
- Шаин, Ручома (2001). Все для босса: жизнь и влияние Р'Яакова Йосефа Германа, пионера Торы в Америке: Нежная семейная хроника (пересмотренная редакция). Издательство Фельдхайм. ISBN 1583304703 .
- Дершовиц, Ицхок (2005). Наследие Марана Рав Аарон Котлер . Издательство Фельдхайм. ISBN 158330875X .